Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Самаль Е.В. Методика преподавания психологии - файл 1.doc


Самаль Е.В. Методика преподавания психологии
скачать (1129 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1129kb.15.12.2011 15:18скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...

Введение

Пояснительная записка
Настоящий курс «Методика преподавания психологии» предназначена для студентов и магистрантов факультетов и отделений, обучающихся по основной или дополнительной специальности «Практическая психология».

Современный уровень развития науки и педагогический процесс обучения и воспитания личности невозможен без участия в этих процессах квалифицированных психологов, владеющих научными знаниями преподавания и обучения психологии в школе.

Цель курса – освоение приемов и методов изложения психологического материала с учетом «образа» аудитории.

^ Задачи курса :

  • овладение категориальным аппаратом современной науки;

  • формирование у будущих психологов умений и навыков самостоятельного составления программ уроков для учащихся различных возрастов;

  • формирования навыка публичного чтения лекций.

В ходе освоения курса студенты получают следующие знания:

  • назначение современных психологических лекций, общие и конкретные цели их использования;

  • требования к психологу- лектору и логике изложения, композиционного оформления материала;

  • знание психологических закономерностей восприятия и усвоения информации;

  • приемы активизации внимания и мышления аудитории, стойкого интереса к предмету изложения;

  • знание основ педагогического общения и педагогической этики преподавателя;

  • особенности применения педагогических технологий в преподавании психологии;

и умения:

  • подбор материала к лекции, оформление ее в четкую композицию;

  • написание конспекта и плана-конспекта лекции;

  • логическое и последовательное изложение материала, доступность его понимания для определенной аудитории;

  • анализ собственной педагогической деятельности и педагогической деятельности коллег;

  • использование психологической «аттракции» как метода психологического воздействия на аудиторию и других способов;

  • преодоление «аудиторного шока» и успешное публичное выступление;

  • формирование творческого подхода к педагогической деятельности и профилактика «эмоционального выгорания».

Данный курс является теоретической основой для прохождения педагогической практики в учебных заведениях (средней школе, колледже), которая подразумевает чтение лекций по заранее разработанным и подготовленным темам по психологии.

.

Тема 1. Задачи и требования к преподаванию курса психологии.


  1. .Основные задачи преподавания.

  2. Требования к преподаванию.

  3. Современные дидактические принципы высшей и средней школы.

  4. Структура учебного процесса.

  5. Типичные ошибки психолога-лектора.


Перед преподавателем психологии в школе стоят следующие задачи:

  1. способствовать формированию мировоззрения учащихся и активной жизненной позиции;

  2. воспитывать стремление к самопознанию и самосовершенствованию через самосознание, самораскрытие и самообразование;

  3. развивать у учащихся умение применять теоретические знания психологии на практике, уметь наблюдать и анализировать жизненные ситуации, находить источники первопричину ( мотив ) человеческого поведения и поступков;

  4. привить уважение к личности каждого человека, к его индивидуально-характерологическим особенностям, жизненным целям, ценностям, взглядам, позициям;

  5. помочь в становлении характера, цельности натуры с богатым и разнообразным внутренним миром и творческим подходом к жизни;

  6. научить постигать знания путем рассуждений, сомнений, поиска истины.


^ Требования к преподаванию:

  1. Преподаватель психологии должен владеть достаточным фактическим материалом, убеждающим в значимости основных положений науки. При этом важно подбирать факты экспериментальных психологических исследований, подтверждающие теоретические положения и способствующие углубленному пониманию учащимися закономерностей психики человека

  2. Преподаватель психологии должен стремиться, чтобы знания, полученные на лекции, не оставались абстрактными и формальными, а преломлялись через собственный опыт, самостоятельное продумывание, переживание познаваемого и определение своего отношения к нему. Именно поэтому важную роль играет самостоятельная работа учащегося, направленная на накопление фактов о психической деятельности человека, анализ и объяснение их.

  3. Уважительное отношение преподавателя к собственному предмету, убежденность в важности и значимости излагаемого материала, его достоверности.

  4. Знание преподавателем современного состояния науки, проводимых психологических исследований, умение отвечать на вопросы учащихся.

  5. Чтобы научить учащихся наблюдать и осмысливать свои наблюдения, преподаватель психологии должен сам уметь наблюдать, анализировать и обобщать психологические факты поведения человека.

  6. Необходимо также владение методикой преподавания психологии, которая не только анализирует отдельные приемы и способы обучения, но и помогает преподавателю выделять в материале самое главное, значимое, последовательно и логично излагать материал.

  7. Обучение предмету следует рассматривать как обучение учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием учебного предмета. Это зависит от следующих факторов:

  • уровень развития познавательных возможностей учащихся (внимание, мышление, память, воображение);

  • уровень развития его способностей;

  • характер мотивации его учебной деятельности;

  • уровень самоорганизации и самоконтроля.


«Учить других чему-нибудь—значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат» (Ж.Жакото).

«Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности…Можно наполнить тело, например ядом, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать». ( А.Дистервег).

«Должно всегда доставлять ребенку возможность деятельности, сообразной с его силами, и помогать ему только там, где у него не хватает сил, постепенно ослабляя эту помощь с возрастом ребенка» (К.Д.Ушинский).
Дидактические принципы (по Л.Д.Столяренко):


  1. Развивающее и воспитывающее обучение.

  2. Научность и доступность, посильная трудность.

  3. Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли педагога.

  4. Наглядность и развитие творческого мышления учащихся.

  5. системность и систематичность обучения.

  6. Переход от обучения к самообразованию.

  7. Связь обучения с жизнью.

  8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.

  9. Положительный эмоциональный фон обучения.

  10. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных особенностей и способностей учащихся.

  11. Гуманизация и гуманитаризация обучения.

  12. Компьютеризация обучения.

  13. Интегративность обучения, т.е. учет межпредметных связей.

  14. Инновативность обучения.


Принципы организации и проведения учебного процесса (по Л.М.Фридман):

1. Принцип самодеятельности учащихся в учебном процессе (мотивационная сторона учебного процесса, мотив его организации). Это деятельность без принуждения, свободная, творческая ( возможно использование элемента игры ).

«Если ваше сердце, мозг и руки не заняты творческой работой, не создают что-то новое, то у вас жалкая жизнь. И ужасно, что большинство людей живут и не знают, чего им не достает,- они просто томятся от скуки» (М.Уилсон). Нужно так организовать учебный процесс, так его проводить, чтобы учащиеся принимали непосредственное участие в целеполагании ближайшей своей деятельности, чтобы цели обучения, задаваемые внешним образом, становились их собственными личными целями.
^ 2. Принцип самоорганизации (операциональная сторона учебного процесса, т.е. способ его организации). Потенциальные возможности человека могут в полной мере проявиться и реализоваться лишь при общей рациональной самоорганизации и эффективном самоуправлении учебной деятельностью. Важнейшая задача учителя- обучение учащихся умениям и навыкам рационального учения. Учитель должен всемерно помогать учащимся самим учиться , организовывать и руководить их учебной деятельностью, учить их разумным методам учения, он должен повседневно воспитывать и обучать их рациональной самоорганизации своей самостоятельной и учебно-тренировочной деятельности в любой форме учебной работы (индивидуальной, фронтальной, коллективной).
^ 3. Принцип развития - основной принцип-цель организации учебного процесса.

В едином процессе развития ребенка следует различать две взаимосвязанные и взаимообусловленные линии: типологическую, определяемую главным образом наследуемыми программами созревания организма ребенка, и индивидуальную, определяемую главным образом его воспитанием и обучением. Типологическая линия состоит в том, что ребенок в своем развитии закономерно в неизменном порядке проходит через ряд периодов и этапов от младенчества до взрослости. В каждый из этих периодов растущий ребенок наиболее чувствителен (сензитивен) к формированию и освоению определенного вида деятельности, к развитию тех или иных способностей. В младшем школьном возрасте ведущая деятельность - учебная, развитие своих учебных умений и обучаемости. В подростковом - освоение общественно-полезной деятельности и общения. В юношеском – развитие рефлексивной деятельности, сознания , формирование мировоззрения. Индивидуальная линия развития ребенка состоит в том, что у него под влиянием различных внешних и внутренних факторов (воспитания, обучения, самовоспитания, саморазвития) формируется одному ему присущая индивидуальность- неповторимое сочетание различных особенностей и качеств, черт характера и привычек, потребностей и способностей, интересов и склонностей.

Требования к организации учебного процесса с учетом принципа развития:

  • при организации учебного процесса необходимо учитывать и опираться на типологические (возрастные) и индивидуальные особенности учащихся;

  • учебный процесс следует так организовывать и проводить, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками (в основе - противоречия как источник развития);

  • учебный процесс должен быть так организован, чтобы он проводился в зоне ближайшего развития, опираясь при этом на достигнутый уровень актуального развития;

  • учебный процесс должен быть направлен на формирование социальной зрелости школьника, общественной направленности и адекватной самооценки;

  • учебный процесс должен быть таким, чтобы всемерно способствовать выявлению, проявлению и реализации индивидуальности каждого ученика. Противоречие между потребностью быть личностью, т.е. персонализация. И объективной заинтересованностью референтной для него общности – основной источник развития личности школьника. Потребность в своей персонализации состоит в том, что человек стремится оказаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей. Изменяя своими «вкладами» других, личность тем самым изменяет и себя.


^ 4. Принцип коллективизма. Центральной, ведущей формой организации и проведения учебного процесса является коллективная форма учебной работы учащегося в различных ее видах (парная, бригадная). Психологический аргумент в пользу использования коллективной формы обучения: ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ФРОНТАЛЬНОЙ ФОРМАХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИЕСЯ ОБЩАЮТСЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ЛИШЬ С УЧИТЕЛЕМ. Общение и взаимодействие между учащимися не предполагается, а даже рассматривается как нарушение дисциплины. Но психологические исследования показывают, что для плодотворного и полноценного обучения недостаточно общения со взрослым, необходима КООПЕРАЦИЯ учащихся между собой без вмешательства учителя. Г.А.Цукерман установила, что контроль и оценка происходит более успешно в условиях кооперации со сверстниками, чем при взаимодействии со взрослыми. Л.С.Выготский считал, что психические функции (произвольное внимание, мышление, логическая память, воля и др.) формируются первоначально в коллективно распределенной совместной деятельности людей, а лишь затем эти функции, интериоризируясь, превращаются в форму индивидуальной деятельности.

Чтобы учебный процесс приобрел характер непосредственно коллективной учебной деятельности учащегося, необходимо так его организовать, чтобы:

  • каждый ученик имел право и фактически участвовал в постановке частных целей учебной работы или принимал участие в их обсуждении, если они задаются извне;

  • принимал участие в контроле, оценке и учете выполняемой совместно деятельности и работы каждого участника этой деятельности;

  • работа каждого учащегося должна быть адресована в первую очередь не учителю, а всем другим учащимся класса;

  • учитель- ненавязчивый организатор и руководитель учебной деятельностью и как член классного коллектива, имеющий особые права (окончательная оценка).


^ 5. Принцип ролевого участия. Для того, чтобы учебная деятельность приобрела коллективный характер, надо, чтобы учащиеся были наделены не только временными эпизодическими ролями на время проведения коллективной деятельности. но еще и постоянными (на длительный срок) ролями. А чтобы соперничество не вредило, необходимо так организовать ролевой принцип, чтобы один и тот же ученик был ответственным за какую-то роль (руководителем) и подчиненным по отношению к другим ролям, т.е. равномерно распределить роли, не загружая и не оставляя никого без роли. Но роль принимается добровольно. Учитель же организуя повседневно свое взаимодействие, свои взаимоотношения с каждым из учащихся, должен научиться понимать этого каждого, а также понять, как этот каждый представляет его и относится к нему, т.е. развивать ЭМПАТИЮ.
^ 6. Принцип ответственности. Ответственность как качество личности подразумевает:

    1. ясное знание своих конкретных обязанностей как значимых для себя и общества;

    2. принятие этих обязанностей, положительное переживание своего отношения к ним, стремление к их выполнению;

    3. реализация в конкретных действиях и поступках, способность контролировать свои действия, свое поведение и корректировать,


« Ответственность – положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-то обязанностей, обязательств» (Толковый словарь русск. яз.\ Под ред. Д.Н.Ушакова – М., 1938.-Т 2-с.903).
Требования к организации учебного процесса с учетом принципа ответственности:

  • отвечая урок, выполняя ту или иную работу, задание, роль, учащийся должен отвечать не учителю, а своим товарищам, классному коллективу;

  • учитель должен учить школьников методам контроля и оценки, формировать у них правильные способы и нормы контроля оценки;

  • чтобы контролировать и оценивать свою деятельность, учащиеся должны знать план изучения темы, цели, критерии оценки усвоенного, что должны знать и уметь (на какие вопросы должны уметь ответить, какие задачи решать, какие действия производить для овладения ЗУНами);

  • учет работы учащихся, т.е. учет результатов контроля и оценки, должен вестись самим учащимися и быть гласным;

  • формирование адекватной самооценки, для чего собственную самооценку необходимо соотносить с внешней оценкой товарищей и учителя;

  • «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» (А.С.Макаренко). «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформится крепкому человеческому характеру воспитывает чувство ответственности, тренирует волю. Человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам, преодолевать их». взыскания (замечания, выговор, предупреждение) налагаются коллективом, редко учителем. За отставание в учении. Ошибки, допущенные при выполнении заданий, при решении задач, ученик не может быть наказан. Его надо лишь вовремя поправить, помочь ликвидировать пробел. Наказание реально при нарушении правил и норм поведения на уроках, недобросовестности при выполнении заданий и т.п.

  • воспитание настоящей дисциплины на уроках и в школе;

  • воспитание разумных традиций в проведении учебных предметов (определенный ритуал поведения на уроках, откровенность, честность).


^ 7. Принцип психологического обеспечения. Все изложенные выше принципы не принесут должного эффекта, если их практическое применение в учебном процессе не вызовет у учащихся эмоционального удовлетворения, радости от проделанной работы, творческого подъема в процессе учения, потребности в познании, в накоплении социального опыта, в самопознании, в саморазвитии и самосовершенствовании. Суть принципа психологического обеспечения:

  • формирование у учащихся соответствующей потребностно-мотивационной сферы его учебной деятельности;

  • эмоциональное насыщение этой деятельности.

Т.е. учебный процесс должен так проводиться, чтобы обеспечить мотивацию учения и положительное эмоциональное отношение к нему у каждого ученика. ГЛАВНОЕ-самочувствие личности в коллективе. УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ОБЕСПЕЧИВАТЬ И КОРРЕКТИРОВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАЖДОГО. Всякой деятельности, в том числе и учебной, предшествует мотивационная и эмоциональная оценка потребности, возможности и полезности этой деятельности для субъекта. Мотивационная оценка показывает, нужна ли эта деятельность данному субъекту, удовлетворяет ли его насущные потребности, окажутся ли полезными для него предполагаемые результаты этой деятельности. Эмоциональная оценка указывает, принесет ли эта деятельность удовольствие, наслаждение, приятные или неприятные переживания, какова вероятность благополучного осуществления деятельности. Только сопоставив эти две оценки предстоящей деятельности, субъект принимает окончательное решение о том, приступать к этой деятельности или нет. Эмоциональная и мотивационная оценки входят в структуру деятельности как составные элементы. «Эмоциональное насыщение организма является его важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью» (Б.И.Додонов). Для психологического обеспечения организации учебного процесса очень важно ДОВЕРИЕ учителя учащимся и ВЕРА в их силы и возможности, способности. Ученик должен иметь ПРАВО НА ОШИБКУ и ее исправление, а также извлечение из нее полезного урока.

^ Структура учебного процесса по И.И.Тихонову:

Получение информации – 40% учебного времени:

а) постановка учебной задачи

б) изложение новых знаний или самостоятельная работа по их приобретению.

^ Освоение информации -40%:

а) закрепление знаний, умений и навыков на практике.

б) применение знаний, умений и навыков на практике.

Контроль информации 5-10%. Проверка усвоения.

Коррекция процесса рассогласования с информацией – 10 – 15%.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие задачи стоят перед преподавателем на современном этапе?

  2. Какие основные требования к преподаванию психологии в учебном заведении?

  3. Как вы понимаете высказывание Ж Жакото «Учить других чему-нибудь – значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат»? Какому современному дидактическому принципу оно соответствует?

  4. В чем суть дидактического принципа: гуманизации и гуманитаризации обучения?

  5. Каким сторонам учебного процесса соответствуют принципы самодеятельности, самоорганизации и развития по Л.М.Фридман? прокомментируйте каждый.

  6. Почему важен в учебном процессе принцип ответственности? Прокомментируйте относительно педагога и учащегося.

  7. Поясните суть принципа психологического обеспечения.


Тема 2. Лекторское мастерство и ораторское

искусство.
1.Типология, роль и суть современных психологических лекций.

2.Основные умения, сопутствующие успеху лектора.

3.Уверенность в себе как важнейшая способность лектора.

4.Типы подготовки к выступлению.

5. Типичные ошибки психолога – лектора.
Искусство публичного произнесения речей, или красноречие, существует тысячелетия. Высоко развито оно было в странах Древнего Востока - Египте, Сирии, Вавилоне, Индии, Китае. Наивысшего расцвета оно достигло в V-Ш веках до н.э. в Древней Греции ( Эсхин, Демосфен, Горгий). В Афинах целая плеяда блестящих ораторов состязалась в красноречии при громадном стечении граждан на главной площади. Победитель признавался властителем дум, героем, а побежденный иногда изгонялся из Афин. Софисты разработали основы риторики (красноречия), а также ввели понятие об искусстве спора (диалектике, полемике) и доказательства (эвристике). Сократ разработал, Платон развил диалектический диалог. Аристотель в трудах “Риторика” и “Поэтика” дал впервые научное обоснование ораторского искусства, определив его назначение как “возможность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”. Выдающаяся личность – римский оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 г.г. до н.э.) – считал, что речью можно воздействовать на волю и поведение масс, доказывал выдвигаемые положения и побуждая слушателей к активной деятельности. Лекция ХШ века – это чтение с комментариями (“lectio” от лат. – чтение). Она стала основой академического красноречия. В ХVШ-ХVШ веках появляется новый тип лектора – просветителя, пропагандиста научных знаний. Лекция вырывается из рамок комментируемого чтения и становится родом ораторского искусства. В России появляется форма публичной лекции (Ломоносов, Сеченов, Менделеев, Лобачевский и др.).
^ Роль и сущность современных психологических лекций:

  • “Умственная изощренность + идейная убежденность – действенность, доступность, ясность, выразительность.

  • Простота, основанная на естественности речи, выражении в ней авторского “я”.

  • Преобладание в речи (лекции) той или иной направленности, зависящее от типа аудитории и соответственно целевой установки лектора.

  • Изменение речевого стиля лекции в зависимости от жанра лекции и ее основного содержания (лекция по философии, политическая, историческая будет отличаться от лекции, посвященной вопросам культуры, искусства, техники, спорта).

  • Существенная роль в отборе материала и определении формы лекции уровня подготовленности слушателей, их интересы, возраст, социальный и национальный состав.


Типы лекций:

  • специальная (для специалистов);

  • обучающая;

  • научно-популярная.


Основные умения лектора:

  • Умение создавать собственный текст по всем законам логики высказывания.

  • Ориентация лекции на определённых слушателей, выделяя в содержании то одну, то другую сторону, в зависимости от актуальности.

  • Гибкость мышления и речи, умение перестраивать материал, дополнять его, изменять композицию лекции.

  • Наличие перцептивных (воспринимающих) и социально-коммуникативных умений – контакт со слушателями на основе взаимодействия при ведущей роли лектора.

  • Умение говорить правильно, руководствуясь нормами речи, создавая эмоциональный настрой слушателей.

  • Умение правильно сориентироваться в подаче материала, т.е. правильно спланировать его:

  1. общее планирование – отбор и компонование материала с предварительной ориентацией на определённую аудиторию;

  2. корректировочное планирование – в аудитории;

  3. перепланирование – в процессе лекции с поправкой на восприятие;

  4. моментальное или экспромтное – при ответах на вопросы слушателей;


Причины страха и сверхволнения:

  • недостаток опыта чтения лекций;

  • индивидуальные особенности лектора: застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе;

  • неверие в то, что слушателем будет интересно;

  • личный опыт провала лекции;

  • чрезмерное погружение в свои переживания.


Рекомендации:

Если ваше волнение связано со слушателями:

  • при чтении лекций выберите доброжелательного слушателя и говорите как бы только для него (главное – научиться смотреть ему глаза);

  • как только почувствуете, что между вами и вашим доброжелательным слушателем возник контакт, переведите глаза на его соседа, установите глазной контакт с ним;

  • старайтесь научиться смотреть на слушателей открыто и дружелюбно, видеть их живые глаза;

  • научитесь также открыто улыбаться аудитории и получать ответные улыбки из зала.


Если волнение связано с самим собой:

  • перед чтением лекции «разогрейтесь»: поговорите с кем-то из слушателей, походите медленным шагом по аудитории;

  • нарабатывайте опыт чтения лекций: больше и чаще выступайте, задавайте вопросы, участвуйте в коллективных дискуссиях;

  • путем проб и ошибок найдите свой оптимум: ваше внутреннее состояние, при котором вы достигаете успеха;

  • представьте себя актером и сыграйте роль блестяще.


Дополнительные рекомендации:

  • Выступая перед аудиторией, “не бойтесь ничего, кроме самого страха ”.

  • Непрерывная практика публичных выступлений - наилучшее средство против смущения и страха.

  • Отдайте себе отчет в причине страха.

  • Выступайте в полной готовности (быть готовым - значит освоить тему путем подготовки и устной проработки)

  • Сохраняйте уверенный вид. Уверенный вид действует на слушателя. Если вы внушите ему веру в ваши возможности, у самих возникает чувство уверенности в себе. Если поддадитесь порыву спешить, нервозность только возрастет. Делайте паузы так часто, как находите нужным. Будьте осмотрительны во вступительных замечаниях. Не стесняйтесь, если случайно оговоритесь, не впадайте в панику.

  • Преодолевайте страх действием.

  • Энергично произносить фразы, заготовленные заранее. Стремитесь к значимости речи.


Типы подготовки к произнесению речи:

1. Речь написана и заучена наизусть.

2. Речь сказана экспромтом.

3. Речь сказана с предварительной подготовкой, но без записи и без заучивания.

4. Речь написана полностью и прочитана по рукописи.


^ Типы

лекций

П р е и м у щ е с т в а

Н е д о с т а т к и

Заученная

наизусть

В политических выступлениях и при обстоятельствах, где неосмотрительное словоупотребление может дорого обойтись. Тщательное составление текста. Легко повторить, длительность точно рассчитана. Освобождает от вопросов.

Не столь прямолинейна, проста и выразительна. Опасность в безупречности запоминания, возможность ”застопориться”. Нарушение плавного течения речи рассеивает внимание.

^ Речь

по записи

Освобождает память от напряжения

Звучит как чтение, а не как живое слово. Запись- барьер между оратором и слушателями: глаза скользят по строчкам время от времени поглядывая на аудиторию. В результате- отвлечение от текста и отрывистая речь.

Импровизация

Приучает самостоятельно мыслить,

вырабатывает уверенность в себе.

Желание заменить тщательную подготовку минутной стряпней.

Речь с предварительной

подготовкой

Приучает организовывать свои идей для устного высказывания, самостоятельно мыслить, налаживать общение с аудиторией, говорить непринужденно, с непосредственностью, обычной в разговорной речи, и приноравливать речь к слушателям.

Часто опускается важный вопрос, отклоняя в сторону от основной идеи, затягивается время.


^ Типичные ошибки психолога – лектора.

1. Частое употребление сложной психологической терминологии. Может вызывать следующие трудности:

  • значительно усложняется понимание слушателями текста лекции;

  • боязнь задавать вопросы, чтобы не прослыть некомпетентным;

  • детальное разъяснение терминов увеличивает время лекции, делает ее тяжеловесной;

Профессионализм лектора заключается в том, что он должен уметь пересказать психологические идеи простым, облегченным языком, понятным для аудитории различного возраста; стараться приводить иллюстративные примеры.

Для перевода психологического содержания лекции с научного языка на практический при подготовке к выступлению следует ориентироваться на выполнение следующих рекомендаций:

  • подбор литературы по проблеме; число источников не более 3-4.

  • предварительное прочтение, стремление пропустить полученную информацию через свое собственное понимание;

  • выработка собственной позиции по теме лекции с выделением 1-2 центральных идей, которые вы разделяете и хотели бы донести до слушателей;

  • закрыв глаза, представить аудиторию: как одеты, о чем говорят, чем интересуются;

  • представив себя одним из слушателей, продумать, что бы вас интересовало, какого поведения вы ждете от лектора, какие вопросы вы могли бы ему задать.

  • начинайте писать план лекции «своими словами»: просто, доходчиво, без сложной терминологии, ориентируясь на своих слушателей и их запросы.

2. ^ Демонстрация на лекции манеры ученого – психолога. Проявляется в стиле подачи материала и «образа-себя» на лекции, т.е. слегка отстраненная и суховатая манера. Для овладения различными способами подачи материала в разных аудиториях можно использовать следующие рекомендации:

  • разнообразить лекцию множеством практических примеров, эмоционально окрашенных личным участием;

  • использовать уместно умный и тонкий юмор, шутливые примеры «от противного»;

  • держаться на лекции не строго и отстраненно, а предельно естественно;

  • если в аудитории наблюдается усталость или отсутствие интереса, полезно задать следующие вопросы: «Интересно ли вам то, что я говорю?», «Вы хотели бы что-то дополнить?»;

3.^ Демонстрация психологического высокомерия. Демонстрация высокомерной позиции задает ощутимую дистанцию отчужденности между слушателями и психологом-лектором. Задача лектора – попробовать заинтересовать слушателей, относясь к ним с обычным человеческим уважением.

^ 4.Демонстрация менторской позиции (позиции руководителя, наставника, поучающего воспитателя.Особенно неэффективно подобное поведение в аудитории, состоящей из людей, по возрасту старше лектора. Рассказ «как надо делать» а принципе малоэффективен. После такой лекции слушатели расходятся с чувством снисходительности к лектору, недоверия или насмешливой иронии.

^ 5.Чтение лекций в описательной манере. После такой лекции (рассказ о проблеме, приведение примеров) слушатели не получают руководства к действию, т.е. технологии. Технологизированная программа должна быть выражена в форме методики и органично встраиваться в структуру профессиональной деятельности, чтобы ею можно было воспользоваться, адаптировав к индивидуально-профессиональным возможностям.

  1. ^ Неэффективная организация лекционного материала. Для того, чтобы лекция была успешной, ее следует организовать психологическим способом с учетом следующих требований:




  • готовясь к лекции, не обязательно записывать ее текст в виде развернутых предложений; необходимо составить краткий план основных вопросов и отметить места, в которых вы намерены привести тот или иной конкретный пример, иллюстрацию или обратиться к анализу своего практического опыта;

  • план лекции должен быть зафиксирован на небольших пронумерованных карточках; важные моменты могут быть выделены ярким карандашом;

  • необходимо научиться свободно говорить с аудиторией, лишь изредка заглядывая в карточку с планом лекции;

  • перед аудиторией желательно стоять, а не сидеть;

  • необходимо стремиться держать постоянный психологический контакт с аудиторией: смотреть в глаза, улыбаться, задавать наводящие вопросы, выслушивать их мнения, высказывать свою точку зрения;

  • не следует делать лекцию слишком длинной; продолжительность лекции не более одного часа.


Вопросы для самоконтроля:

    1. Выскажите собственное мнение относительно назначения современных лекций по психологии.

    2. Какие умения лектора сопутствуют успеху? предложите и свой вариант.

    3. почему важно при выступлении перед аудиторией сохранять уверенный вид? Как этого добиться?

    4. Укажите преимущества и недостатки лекции заученной наизусть?

    5. Укажите преимущества и недостатки речи по записи.

    6. Укажите преимущества и недостатки речи импровизации.

    7. Укажите преимущества и недостатки речи с предварительной записью.

    8. Каковы типичные ошибки, допускаемые психологом-лектором?

Тема 3. Психологические закономерности восприятия и подачи информации.

1. Роль мотивации в процессе преподавания.

2. Учет психологических особенностей органов чувств.

3. Тип мыслительной деятельности и восприятие информации.

4. Восприятие и понимание информации.

5. Приемы активизации внимания, памяти, мышления.

6. Индивидуальные особенности темперамента, психосоциотипа и характера обучения.
Чтобы успешно вести обучение, педагог должен представлять себе основные характеристики обучаемого — его способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать его при решении различных задач.

Чему бы ни учить и каким бы способом ни учить, мы прежде всего обращаемся к органам чувств студента, являющимся его окнами в мир». «В интеллекте нет ничего, чтобы не прошло предварительно через органы чувства. Слушает ли студент лекцию или читает, наблюдает ли за действиями экспериментатора во время лабораторных занятий — прежде всего включаются в работу его ощущения и восприятие и только затем — запоминание, установление ассоциаций, осмысление, творческая переработка и т.д.

Психологическую формулу успешного обучения можно охарактеризовать М+4П+С, где М — мотивация, 1П — прием (либо поиск) информации, 2П — понять информацию, ЗП — помнить, 4П – применять информацию, С – систематичность занятий.

Мотивация — побудительные силы, движущие ученика к цели обучения. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представленния, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность (Л .И. Божович). Понятие мотивации включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, идеалы, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность (Е.В. Шорохова). В структуре мотивации можно выделить 4 компонента: удовольствие от самой деятельности; значимость для личности непосредственного результата деятельности; -мотивирующая сила вознаграждения за деятельность; - принуждающее давление на личность (Б.И. Додонов).
Мотивы могут быть внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся: наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т. д. Все они внешние по отношению к непосредственной цели учения. Знания и умения в этих случаях служат лишь средством для достижения других основных целей (избегания неприятного, достижения общественных или личных успехов, выгоды, карьеры, удовлетворения честолюбия). Сама цель — учение — при таких ситуациях может быть безразличной или даже отталкивающей, а учение носит часто вынужденный характер.

К внутренним мотивам относят такие, которые побуждают человека к учению как к своей цели (интерес к самим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации).
Интерес – один из главнейших компонентов учебной деятельности. Это эмоциональное переживание познавательной потребности.

^ Условия создания интереса к учебной деятельности и к ее содержанию:

  • возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность.

  • активные методы обучения (поисковая деятельность).

  • создание проблемной ситуации (столкновение с трудностью, которую они не могут решить при помощи имеющегося запаса знаний – получение новых знаний).

  • посильность трудности учебного материала.

  • разнообразие учебного материала и приемов работы с ним.

  • новизна материала с опорой на прежде усвоенные знания.

  • эмоциональная окраска материала (живое слово учителя).


Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа: ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределенности я т. д.; устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности; включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов. Как весьма эффективное средство активизации познавательной деятельности студентов следует особо отметить новизну методов обучения, вовлеченность студентов в ее экспериментальную форму.

Познавательная мотивация выступает не столько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности; это открывает возможности для ее формирования посредством специально организованных дидактических воздействий. Познавательная мотивация возникает в проблемной ситуации, что показывает ее не только внутреннюю, но и внешнюю обусловленность, поэтому для активации познавательной мотивации полезно применение в подготовке специалистов форм и методов активного обучения, в которых реализован принцип проблемного образования.

Возникновение и развитие познавательной мотивации во многом обусловлено типом взаимодействия и общения преподавателя и студентов, а также студентов между собой.

Развитие познавательной мотивации студентов во многом зависит от педагогического мастерства преподавателя, его умения правильно организовать деятельность студентов, побуждать их к развитию познавательной мотивации. «Искусство преподавания не что иное, как искусство пробуждать любопытство юных душ и затем удовлетворять его. А любопытство живет лишь в счастливых. Знания, которые навязывают силой, душат разум. Для того, чтобы переварить знания, их надо проглотить с интересом»( Анатоль Франс ).

Правильное понимание мотивации служит необходимой предпосылкой продуктивной работы преподавателя. Опытный преподаватель целенаправленно развивает и углубляет познавательный интерес студентов к изучаемому предмету. При формировании у студентов специфической мотивации, которая проявляется в решении мыслительных задач, рекомендуется исходить из той простой истины, что знания, подлежащие усвоению, не могут быть переданы в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они могут быть усвоены только в результате выполнения определенных действий. Прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, включаются в работу его ощущения и восприятие и только затем опознание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление.
Совершенно необходимым, хотя и не достаточным условием того, чтобы информация была воспринято, является приход к тем органам чувств достаточно интенсивных, четких, не искаженных сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия. К сожалению, преподаватели не всегда помнят об этом, нередко лекции читаются без учета акустики или остроты зрения студентов, находящихся в глубине аудитории, в случае применения таблиц и рисунков.

Острота зрения в большой степени определяется структурными морфологическими особенностями зрительного анализатора. Однако в некоторых пределах воздействие на остроту зрения учащегося находится во власти педагога. Исследования зависимости остроты зрения от освещенности и контраста показали, что с увеличением яркости фона растет острота зрения. При уменьшении контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается.

Именно в результате ограниченности остроты зрения человека в больших аудиториях таблицы не срабатывают: они слишком мелки. Величина букв на доске играет немаловажную роль. Так, эксперименты показали, что если учащиеся находятся от доски на расстоянии в 3 метра для конформного зрения величина букв на доске должна быть не менее 2 см, а при расстоянии 6-7метров буквы должны быть уже 5 см. Чтобы установить размер букв, которыми нужно писать на доске в данной аудитории, можно измерить длину аудитории шагами и разделить это число шагов: женщине — на 4, а мужчине на 3, то есть буква высотой в 1 см будет видна на расстоянии 4 женских или 3 мужских шагов.

Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (28%), правый нижний (23%) и левый нижний углы (16% ) (см. схему).


28%

33%

16%

23%


Восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на странице (например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом), цвета бумаги, способа печати, цветового фона.

'Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне, затем черный набор на всех цветных планшетках, неудобочитаем желтый на белом фоне.

При подборе цвета в компьютерных программах для дисплея с цветным экраном важно знать, как цвет влияет на психику и восприятие информации. По мнению специалистов, к взаимодополняющим цветам относятся три пары: красный - зеленый, желтый—фиолетовый, синий—оранжевый. При таком сочетании цветов не возникает новых оттенков, а происходит лишь взаимное повышение насыщенности и яркости. Например, красные буквы выглядят более насыщенными на зеленом фоне, а зеленые на красном. Цветовой контраст усилится, если очертить буквы черным контуром, но ослабнет, если их очертить белым контуром. Зеленый, голубой цвет успокаивает сангвиника и холерика, клонит ко сну флегматика, располагает к замкнутости меланхолика, т. е. цвет оказывает воздействие на психическое самочувствие. Красный и алый цвет действует возбуждающе на все типы центральной нервной системы.

^ Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти. Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят.

Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты. Так, исследования показали, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% — в зрительной, если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации. Отсюда вытекает роль аудио-визуальных средств обучения (кино, телевизор, компьютерные видеосюжеты в сопровождении речи и музыки). Психолог Б.Г. Ананьев подчеркивает, что через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему — на одном уровне, на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем со слуха. 20% поступающей слуховой информации может потеряться, так как мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь, есть отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители). К тому же через каждые 5-10 сек. мозг отключается на доли секунды от приема информации. Именно поэтому требуется повторение одной и той же информации разными способами и лексическими средствами.
^ Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности. По данным нейропсихологов, 48% людей мыслят логическим путем и 52% — образным. 24% логически мыслящих людей переходят к образному мышлению и 26% образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Одному легче запомнить номера телефонов, другому — теорему, третьему — хронологию исторических событий. Большинство психологов считают, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления. Условно логически мыслящих людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другие — эмпирически. Четко характер мышления человека проявляется в том, как сохраняет материал его логическая память.

В психологическом эксперименте у школьников и студентов определяли тип мышления, и просили прочесть и запомнить учебные тексты, составленные по следующей схеме:

1. Проблема — 2. Гипотеза — 3. Уточнение гипотезы — 4. Определение понятия — 5. Пример — 6. Пример — 7. Вывод из примера — 8. Новая формулировка гипотезы — 9. Подтверждение гипотезы — 10. Вывод.

Сразу после чтения текста просили повторить то, что запомнилось. Уже при таком непосредственном воспроизведении материал, удержавшийся в памяти « теоретиков », был переработан: факты расположены «по полочкам», весь материал мысленно разделен на существенное и несущественное, установлены содержательные связи между отдельными частями текста. «Теоретики» лучше всего воспроизводили блоки 1, 2, 4, 8, 9,10.

У «практиков», как правило, выделено формально общее, но они лучше всего воспроизводят факты, причем принимают их в данном готовом виде, без попыток выяснить причинную связь между ними. Весь текст « практики » запоминают по частям, лучше всего остаются в памяти блоки 1, 3, 5, 6, 7,9. В ходе экспериментов исследовали, что сохраняется в памяти « теоретиков» и « практиков » после перерыва в несколько дней, через несколько недель, и наконец, через 20 месяцев. «Теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняется даже через 20 месяцев. Интересно, что когда испытуемым задавались наводящие вопросы, «теоретики» даже после столь большого перерыва связно воспроизводили почти полный объем текста. У «практиков» в памяти остались только конкретные факты и их описания. Сам текст, если и воспроизводился, то только отрывочно. После наводящих вопросов практикам удается восстановить гораздо меньший объем текста, чем «теоретикам». Такого рода эксперименты демонстрируют заметное преимущество теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление следует развивать при обучении школьников и студентов.

И если русская система образования преимущественно строится на запоминании различных фактов, концепций, то следует позаимствовать из американской системы направленность на анализ, критический разбор информации и выработку учащимися собственных выводов.

Восприятие активный процесс, связанный с выдвижением гипотез. Разные люди могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же объект. Это относится к слуховому восприятию и к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали, или тем, что ему сказали. Существенно влияет на восприятие то, чего ждет человек, осуществляемый им вероятностный прогноз.

Если перед показом учебного рисунка внимание не привлечено к тому, что на этом рисунке существенно, учащийся может просматривать изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего педагог показал данный рисунок.

Вопрос о времени экспонирования таблиц, схем, чертежей, рисунков на экране во время лекции подчас бывает очень острым: естественно желание сократить его до минимума, но недопустимо такое сокращение времени, при котором учащийся не успевает рассмотреть предлагаемый материал и проделать с ним мысленно необходимые операции, например, сравнение частей, выделение главного.

Восприятие материала зависит от готовности восприятия его определенным образом, от ожиданий воспринимающего. Но вот назван совершенно новый для слушателей термин или незнакомая фамилия. В аудитории возникает шум, лектора просят повторить, сказать по буквам, написать на доске — возникает непредвиденная задержка. В худшем случае аудитория молчит, но в тетрадях студентов появляются неправильные записи.

Это объясняется тем, что восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг от рецепторов, но и от того, чего ждет субъект, осуществляющий вероятностный прогноз. Чем меньше слушатель ждет того или иного сигнала, тем большая четкость требуется от этого сигнала, чтобы он был принят неискаженным. Влияние ожидания, вероятностного прогнозирования на восприятие сказывается не только тем, как человек расслышал слово, но и более высоким уровнем восприятия смысла речи. Слушатель может не только не расслышать того, что было сказано, но и услышать не то, что было сказано.

После одной и той же лекции студенты могут уверять, что преподаватель о чем-то вовсе не упоминал, хотя магнитофонная запись свидетельствует об ошибочности их мнения. Записи студентов, которые они ведут на лекциях, — не стенограмма. Составляемые ими конспекты в значительной степени являются записью их мыслей по поводу того, что говорит лектор. Между тем, студенты уверены, что это и было сказано лектором.

Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась педагогом в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрировались конкретными примерами, излагался учебный материал на доступном уровне с учетом имеющихся знаний и уровня развития мышления учеников.

Например, чтобы усвоить понятия теории множеств, для детей 7-8 лет нужно преподнести эти понятия в предметно-действенной форме (на языке предметов и действий), подросткам — в форме конкретных операций над математическими объектами (на языке образов и операций), для студентов же достаточно речевой и символической формы сообщения соответствующих сведений.

Что значит, с психологической точки зрения, понимание некоторого содержания? Один (самый простой) вариант ответа: понимать — значит, суметь воспроизвести, выполнить. Это простой объективированный психологический критерий понимания, но он, однако, не исчерпывает всей сложности проблемы.

Оказывается, можно нечто знать, но не понимать. Понимание соотнесено с сознанием. Понимать нечто — значит, осознавать это на себе.

  • ^ Универсальный компонент любого учения заучивание: совокупность действий обучающегося, направленных на овладение учебным материалом. Первое условие заучивания можно сформулировать так: то, что необходимо узнать и усвоить, должно быть выделено человеком из всех остальных воспринимаемых сторон внешнего и внутреннего мира. Мало смотреть надо увидеть, мало слушать – надо услышать. Проявление личности человека в отборе, переработке и исполь­зовании определенных сведений психологи называют установками. В исследованиях было показано, что установка, т. е. готовность к событию, определяет сроки, прочность и характер запоминания. Учение с установкой до экзамена» сохраняет знания лишь до выхода их экзаменационной аудитории, с установкой на приблизительное заучивание дает приблизительные знания. Восприятие информации без установки на заучивание часто вообще не дает никаких знаний. Результаты учения определяются не только субъективными факторами (отношение к предмету), но и объективными (свойствами самого заучиваемого материала):

  • содержание учебного материала. Предметом заучивания могут быть фактические сведения, понятия, умения или навыки. От того, какой тип материала является предметом заучивания, в решающей степени зависят характер и методы обучения;

  • форма учебного материала. Она может быть жизненной, когда обучение осуществляют на реальных предметах или видах деятельности, и дидактической, когда обучение осуществляется на специально препарированных и схематизированных ученых объектах и задачах. Она может быть предметной, образной, речевой и символической. Эффективность избранной формы изложения зависит от двух факторов: 1) от того, соответствует ли он мышлению, например, детям нужно преподнести понятия в предметно-действенной форме;

  • трудность учебного материала, влияющая на эффективность заучивания, его быстроту и правильность. Трудность заучивания нового учебного материала при прочих равных условиях зависит от его связи с имеющимся у ученика опытом, знаниями и умениями. Чем больше таких связей, тем материал легче для заучивания и, наоборот (при прочих равных условиях);

  • значение, важность учебного материала. Определенные сведения или действия могут быть важны сами по себе или для усвоения последующего материала. Они могут быть важны для решения задач, с которыми затем встретится учащийся. Наконец, они могут быть важны для формирования поведения или определенных черт личности.

  • значение некоторого материала. Может быть гностическим (познавательным), практическим (деловым), этическим (нравственным), эстетическим (художественным), социальным (общественным), воспитательным (педагогическим).

  • Следует подчеркнуть, что одного объективного значения учебного материала самого по себе для учебного заучивания еще недостаточно. Для этого он должен обрести значимость для самого учащегося, т.е. отвечать его потребностям и интересам.

  • осмысленность. Наблюдения и эксперименты свидетельствуют, что осмысленный материал заучивается быстрее, с меньшим числом ошибок, длительнее и полнее сохраняется. Осмысленность зависит от того, имеются ли в арсенале обучающегося понятия и действия, необходимые, чтобы понять элементы учебного материала и установить связи между ними. Кроме того, осмысленность может иметь разные степени: от смутного понимания, что «нечто называется чем-то», до отчетливой реконструкции всех полученных сведений. Сама осмысленность и ее степень зависят от существенных связей между новым учебным материалом и уже имеющимися знаниями, понятиями ученика.

  • Заучивание любого материала облегчается по мере повышения структурности, т.е. логических, семантических и синтаксических связей его частей. Чем больше в материале таких связей нового со старым, тем теснее связь каждой последующей части с предыдущей, тем легче заучивание. Недаром одним из принципов обучения является принцип последовательности и систематичности. Трудности возникают и тогда, когда связи не выделены четко, а замаскированы в фактическом и описательном материале. Некоторую роль играет также расположение частей материала.

объем материала. Измерить число элементов учебного материала еще недостаточно: ведь учащийся заучивает не то, что написано в учебнике, а то, что у него получается в результате мыслительной переработки текста и выражения этих результатов в терминах своего опыта. Объем осмысленного учебного материала можно измерить только косвенно числом новых понятий или действий, которые требуется усвоить, связей, которые в нем устанавливаются, или числом суждений, которые он содержит.

Следует упомянуть еще один фактор заучивания — эмоциональные особенности учебного материала: привлекательность материала, его способность вызывать определенные чувства и переживания. Как показывают исследования, материал, вызывающий сильные положительные чувства, заучива­ется легче, чем безразличный и скучный.

Ход научения регулируется на основе обратной связи, т. е. непрерывного или периодического контроля и учета текущих результатов. При обучении основным средством такого контроля являются ответы и действия учащихся, степень их правильности, число ошибок. Эффективность управления учебной деятельностью в значительной мере зависит от способов и форм осуществления: 1) поисков учащимися правильного ответа и действий; 2) сигнализации о допущенных ошибках; 3) их исправления; 4) реакции педагога на ошибки.
^ Для активизации познавательных процессов памяти, внимания, мышления важно:

- обеспечить проведение занятий в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процессов не может быть высоким). Сюда же относится необходимость соблюдения студента­ми режима дня, питания, отдыха, движения;

- давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажения при передаче и восприятии;

- соблюдать при использовании средств наглядности норм яркости, освещенности, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории, стремиться к оптимальному уровню сложности языка учебного сообщения;

- полностью использовать возможности устной речи, как средства управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются сильными ориентирами для слушателя в содержательной стороне сообщения;

- учитывать возможность прямого управления восприятия (в случае затруднения понимания нужно специально обращать внимание на наиболее важные положения, важно показывать, на какую часть таблицы, диаграммы, графика нужно смотреть, и что именно надо увидеть, чтобы не возникло смысловых барьеров);

- в умеренных пределах разнообразить изложение. Использовать приемы поддержания и возвращения внимания;

  • учитывать эмоциональный фактор, за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает;

  • уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации;

- использовать наглядность, графики, схемы как опорный ма­териал для активизации восприятия и памяти;

- вводить проблемность, некоторую усложненность для активизации мышления;

  • напомнить студентам о важности соблюдения режима дня, так как каждый «недоспанный» час против физиологической нормы снижает умственную работоспособность на 10-20%


индивидуальные особенности темперамента, психосоциотипа, характера обучающихся

| Темперамент — это врожденные характеристики человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности.

Можно выделить следующие признаки свойств темперамента:

1 — их обусловленность свойствами нервной системы,

2 — психологические признаки: постоянные индивидуальные особенности эмоциональной сферы:

  • сила, скорость эмоций, эмоциональная возбудимость;

  • устойчивость или изменчивость, плавность или резкость изменения эмоций;

  • регуляция динамики психических процессов и психической деятельности в целом (скорость, темп реагирования).

^ ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Холерик — это человек, нервная система (н/с) которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его н/с обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик — человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Психосоциотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мышление и специфики предпочтений: экстраверсии или интроверсии. В основе выделения психосоциотипов лежит типология личности, разработанная известным психологом Юнгом.

Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности.

^ Существуют четыре основных предпочтения:

первое имеет отношение к тому, откуда вы черпаете свою энергию — из внешнего мира (экстравертный) или внутри себя (интровертный);

второе связано с тем, как вы собираете информацию о мире — дословно и последовательно, опираясь на текущие реальные ощущения (сенсорно-ощущающий) или более произвольно, доверяя своей интуиции (интуитивный);

третье относится к тому, как вы принимаете решения — объективно и беспристрастно, тщательно все продумывая, анализируя и планируя (мыслительно - логический) или субъективно и межличностно, по велению чувств (эмоционально - чувствующий);

четвертое имеет отношение к нашему образу жизни — способны ли вы быть решительным и методичным (решающий, рациональный тип) или уступчивым, гибким, непосредственным, несколько стихийным (воспринимающий, иррациональный тип).

Согласно типологии Юнга, людей можно разделить на типы по следующим характеристикам:

1) экстраверсия — интроверсия; 2) рациональный — иррациональный; 3) мыслительный тип (логик) — эмоциональный тип (этик); 4) ощущающий тип (сенсорик) — интуитивный тип (интуит).

Экстраверт заряжается энергией от людей и действий, поэтому направлен к внешнему миру, к общению (экстраверта обозначим буквой Е). Интроверт черпает энергию внутри себя, направлен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен (после разговора с собеседником ему хочется остаться наедине с самим собой и своими мыслями, как бы «перезарядиться») (интроверта обозначим буквой I).

Оба типа поведения абсолютно нормальны, они просто по-своему черпают силу и энергию. Они не должны надолго выходить за рамки своих предпочтений, хотя и в школе, и на работе поощряют экстравертов, заявляя «Ваша оценка будет зависеть от того, как вы работаете в классе». Следует помнить, что интроверту необходимо предоставлять личное время для размышлений — это объективно необходимо для них. Экстравертов мы видим выплескивающими свои мысли и чувства, а интроверты внешне проявляют себя лишь частично, они начинают раскрываться не сразу, а лишь при доверии окружающим или в исключительных обстоятельствах.

Для мыслительного, логического типа характерно стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни (логический тип обозначим Л). Для эмоциональног типа – главное выражение отношения к событию, оценка события; «принятие или непринятие», принятие решения в соответствии с чувствами, учитывая, как это решение повлияет на других, на межличностные отношения (эмоциональный тип обозначим Э). Шкала Л - Э единственная, по которой отмечены половые различия. Шесть из десяти мужчин – Л-люди, среди женщин соотношение прямо противоположное: 60% относят себя к Э-категории. Рациональный тип – это человек решительный, способный принимать решения с минимальным напряжением, четко понимая. почему именно такое решение принято, последовательно и настойчиво осуществляющий свое решение, не меняя его, склонный четко планировать и контролировать свою жизнь и жизнь окружающих. Люди решающего типа имеют тенденцию к тому, чтобы быстро выносить решения вместо того, чтобы учесть новую информацию, даже если эта информация говорит, что следует изменить их решение (рационально-решающий тип обозначим Р). Иррациональный или воспринимающий тип склонен накапливать информацию вместо того, чтобы торопиться с решением, принятое решение может неоднократно меняться в зависимости от различных обстоятельств, причем часто человек сам не может объяснить, почему изменил решение, такая гибкость, спонтанность, некоторая стихийность жизни и поведения не всегда понимается адекватно окружающими людьми (иррационально-воспринимающий тип обозначим В).

Людей с преобладающей сферой ощущений или интуиции относят к иррациональному типу, поскольку они способны гибко изменять свое решение и поведение в зависимости от текущих ощущений или интуитивных предчувствий. Людей с преобладанием логики либо эмоций относят к рациональному типу, они склонны принимать четкие решения, для них «суждения важнее, чем ощущения».

В зависимости от психосоциотипа, обучающиеся по-разному воспринимают информацию, по-разному мыслят, своеобразно принимают решения, склонны к различному стилю обучения и усвоения, специфически ведут себя в конфликтных отношениях, склонны к специфическим видам взаимодействий с партнерами различных психосоциотипов. В педагогической практике все острее встает необходимость более полного учета особенностей психосоциотипов обучающихся при выборе педагогом методов обучения и воспитания.

Наряду с врожденными особенностями темперамента и психосоциотипа ученика, большую роль играют его устойчивые приобретенные качества характера, которые постоянно влияют на поведение, реакции, учебную и трудовую деятельность, общение. Не встречаются дети или взрослые с идентичными характерами.

Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответствен­ность, организованность и т. п.);

4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

^ Какова связь темперамента с характером? Существуют различные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и характера:

1 — отождествление темперамента и характера (Кречмер);

2 — противопоставление, установление антагонистических отношений между ними, указание на то, что характер может входить в конфликт с темпераментом (Вирениус, Викторов, Левитов);

3 — признание темперамента элементом характера;

4 — признание темперамента основой формирования характера, как врожденную основу характера (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев).

Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие — труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять 5 глобальных черт характера (А.Г. Шмелев, М.В. Бодунов, У. Норман и др.)

- самоуверенность — неуверенность;

- согласие, дружелюбие — враждебность;

- сознательность — импульсивность;

- эмоциональная стабильность — тревожность;

- интеллектуальная гибкость — ригидность.

Такие черты, как экстраверсия — интроверсия, сопоставляются с глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность; так, общительность, экстравертированность склонны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе проявляют замкнутость, интровертированность.

Среди локальных, частных свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность — замкнутость, доминантность (лидерство) — подчиненность, оптимизм — уныние, совестливость — бессовестность, смелость — осторожность, впечатлительность — толстокожесть, доверчивость — подозрительность, мечтательность — практицизм, тревожная ранимость — спокойная безмятежность, деликатность — грубость, самостоятельность — конформизм (зависимость от группы), самоконтроль — импульсивность, страстная увлеченность — апатичная вялость, миролюбивость — агрессивность, деятельная активность — пассивность, гибкость — ригидность, демонстративность — скромность, честолюбие — непритязательность, оригинальность — стереотипность.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (1129 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru