Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Работа с детьми с отклоняющимся поведением - файл 1.doc


Контрольная работа - Работа с детьми с отклоняющимся поведением
скачать (110.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc111kb.15.12.2011 15:30скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Контрольная: Работа с детьми с отклоняющимся поведением

контрольная работа

тема:

Работа с детьми

с отклоняющимся поведением

Выполнила:

Проверил:

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

I. ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ —

С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

II. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ

III. ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ВЫВОД

ЛИТЕРАТУРА

Введение
Отклоняющимся (девиантным) поведением принято на­зывать социальное

поведение, не соответствующее устано­вившимся в данном обществе нормам (Невский

И.А.). Из­вестный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения,

рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или

подразумеваемой нор­мы, будь то нормы психического здоровья, права, культу­ры и

морали. В соответствии с концепцией адаптивного по­ведения любая девиация

приводит к нарушениям адапта­ции (психической, социально-психологической,

средовой).

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья,

подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то со­циальные,

культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их

называют правонаруше­ниями, а когда серьезны и наказываются в уголовном

по­рядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном

(противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении

следующим образом:

Социальные отклонения

корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связан­ные со

стремлением получить материальную, денежную, иму­щественную выгоду (хищения,

кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

агрессивной ориентации: действия, направленные против лично­сти

(оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);

социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни,

уклониться от гражданских обязанностей, неже­лание решать личные и социальные

проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания,

токсикомания, суицид).

Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой

направленностью, может прояв­ляться в различных социальных отклонениях: от

наруше­ний норм морали до правонарушений и преступлений.

Асоциальные проявления выражаются не только во внеш­ней поведенческой

стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных

нравственных ориента­ции и представлений.

^ Под отклонениями в поведении детей и подростков пони­маются такие его

особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и

настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти

особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых

норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков,

нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона,

представляют собой потенциальную угрозу субъек­ту поведения, развитию его

личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие

особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.

Следовательно, придавая поступкам, поведению ребен­ка, подростка ту или иную

направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное,

целе­направленное влияние на развитие этих процессов или ме­ханизмов, лежащих в

основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка. Или, наоборот,

препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, за­держиваем

развитие соответствующих свойств и качеств лич­ности ребенка, подростка

(Невский И.А., 1993).

Таким образом, отклоняющееся поведение детей и под­ростков, с одной стороны,

может рассматриваться как сим­птом, сигнал, признак зарождения и развития

(тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой сторо­ны,

выступать в качестве проводника воспитательного вли­яния на развитие

личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее

формирование (т.е. воспитательного средства).

Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином

состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те

же внешне сходные осо­бенности поведения могут свидетельствовать о разных

процес­сах, происходящих в психике индивида, и наоборот.

Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность пове­дения ученика как

отклонение, мы должны учитывать ус­ловия, стабильность, частоту его

проявления, особенности личности, характер, возраст ученика и многое другое.

И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять

меру воздействия.

Иногда ученик буквально загоняется в прокрустово ложе того или иного суждения

о нем, оценки его поведения. Его поведение квалифицируется однозначно,

навешивается со­ответствующий ярлык и под этот ярлык подгоняются сис­тема

оценочных суждений о нем, характер его взаимоотно­шений с окружающими.

Совершается грубейшая педагоги­ческая ошибка, чреватая неприятными

последствиями.

Или наоборот, угодные или удобные по каким-либо при­чинам особенности

поведения ученика (услужливость, не­критичность, внимательность к учителю,

готовность посту­пить ожидаемым образом и т.п.) расцениваются учителем как

положительные, поощряются им, а ученик преподно­сится классу в качестве

социального образца для подража­ния. При этом учитель не только не видит, а

буквально культивирует у этого ученика приспособленчество, угодли­вость,

конформизм и другие отрицательные особенности.

Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и

социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от

индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и

обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следу­ющие

группы: ситуативные, временные проявления или реак­ции, вызванные

провоцирующими их факторами и обстоя­тельствами, и устойчивые формы

отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные

не­благоприятными условиями жизни и деятельности вообще.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или

условиями жизни, действующими од­нократно или систематически. В последнем

случае измене­ния в поведении, приводящие к той или иной реакции,

накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером

могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих

реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную

психологическую ситуацию и с ее устранени­ем исчезают.

Но, если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются,

возникают устойчивые психологи­ческие образования (комплексы), приводящие к

развитию того или иного типа поведения.

Так формируется активно-приспособителыюе или пассивно-приспособительное

поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную

перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в

ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка дея­тельности

группы и своего поведения сопровождается и зак­репляется крупной уступкой ее

требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма

поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый

психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении,

опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами,

ни­котином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекар­ственными веществами.

По сути дела, речь идет о компенсаторном поведении, которое выражается в

крайних формах конформизма или нонконформизма.

Можно выделить различные виды девиантного поведе­ния, формой проявления

которых являются различные ва­рианты социальной дезадаптации:

^ Девиантное поведение
Дезадаптивное поведение: Асоциальное поведение:

аффективное, агрессивное,

депривированное, делинквентное

(противо­правное),

аутичное, криминогенное

(преступное),

суицидальное, В основе:

аддиктивное нарушения

социализации,

В основе:

социально-педагогическая

нарушения психического и запущенность,

личностного развития, деформации регуляции

психическая депривация, поведения,

психологический диском­форт социальная дезаптация,

десоциализация

^ I. ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ — С ДЕВИАНТНЫМ

ПОВЕДЕНИЕМ

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими

группами причин:

а) социаль­но-педагогической запущенностью, когда ребенок, подрос­ток

ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него

необходимых позитивных знаний, уме­ний, навыков или в силу испорченности

неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных сте­реотипов

поведения;

б) глубоким психическим дискомфор­том, вызванным неблагополучием

семейных взаимоотно­шений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье,

систематическими учебными неуспехами, несло­жившимися взаимоотношениями со

сверстниками в кол­лективе класса, неправильным (несправедливым, грубым,

жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учи­телей, товарищей по

классу и т.д.;

в) отклонениями в со­стоянии психического и физического здоровья и развития,

возрастными кризами, акцентуациями характера и други­ми причинами

физиологического и психоневрологическо­го свойства;

г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и

внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутстви­ем

позитивных и значимых социальных и личных, жизнен­ных целей и планов;

д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и

развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией,

смеще­нием социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая

безнадзорность детей и подрос­тков, развивающаяся на фоне равнодушного,

невниматель­ного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства

одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают

чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к

объ­единению, кооперации, самоорганизации на основе еди­номыслия, общности

судьбы, интересов и склонностей.

Недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность

мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических

вкусов способ­ствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер

приложения своей активности, что неизбежно отра­жается на их поведении, на

формировании личности, соци­ального облика. Значительную роль в этом процессе

играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической,

социальной и медицинской помощи де­тям и подросткам.

Микросреда, в которой вращается современный подрос­ток, весьма

неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами

отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных

местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку

для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда,

с ее анонимностью, без­личным характером взаимоотношений между людьми, с

большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих

экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных

норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и мо­ральных границ,

ослабление социального контроля способ­ствуют росту отклоняющегося и

саморазрушающего пове­дения в подростковой среде.

Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымыва­ние общепринятых норм и правил

поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало

придаваться накоплению богатства как символу успеха. Имен­но в этом

направлении ведется формирование, развитие со­ответствующих потребностей,

ценностных ориентации у подрастающего поколения (особенно интенсивно через

сред­ства массовой информации).

Потребительская идеология стала основополагающей в процессе либерализации

общества. Престиж в нем зависит уже не столько от личных качеств, сколько от

обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом сред­ствам и

способам достижения такого благополучия не при­дается значения. Таким

образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное

и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой,

некоторые же из них достигают не только матери­ального успеха, но и получают

признание окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не

встречая соответствующего сопротивления. Все это оказывает влия­ние на

формирование жизненных и социальных ориентиров и идеалов подростков.

Вот почему так важно сегодня в школе создавать среду, свободную от условий,

деформирующих сознание подрост­ка, порождающих отклоняющееся поведение. Для

развития личности подростка школа может предоставить ему возмож­ность

общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться,

перенося на себя их положитель­ные качества, их позитивный социальный опыт.

Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки люби­мых и

уважаемых людей как свои собственные, подросток из этих элементов подражания

формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким он хотел бы

стать. Общение с людьми, обладающими высокими нравствен­ными принципами,

разделяющими гуманистические цен­ности и идеалы, поможет изменить отношение

подростков к своему поведению.

Для того чтобы работа с детьми «группы риска» была успешной, необходимо также

выявить факторы, порожда­ющие различные формы отклонений, с целью выработки

программы по их дальнейшей нейтрализации или коррек­ции. И.А. Невский, Л.С.

Колесова провели экспертный оп­рос работников некоторых школ, в ходе,

которого их про­сили высказать свое мнение о внешних факторах риска

от­клоняющегося поведения подростков.

По мнению опрошенных педагогов, внешними фактора­ми, негативно влияющими на

развитие и поведение детей и подростков, которые школа по мере возможности

должна корректировать, являются:

I. Процессы, происходящие в обществе:

— отсутствие ясной позитивной государственной идео­логии, направленной на

изменение иерархии общественных ценностей;

— несовершенство законов и работы правоохранитель­ных органов,

безнаказанность преступлений;

— безработица (явная и скрытая);

— отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически

несостоятельных семей с детьми;

— разрушение и кризис традиционных институтов соци­ализации подрастающего

поколения (детских и юношеских организаций, семьи, школы);

— пропаганда насилия и жестокости через средства мас­совой информации;

— отсутствие своевременной и квалифицированной дис­пансеризации детей,

позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей и

подростков, ока­зывать им помощь по итогам диспансеризации;

— недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного

образования (кружков, секций и др.);

— доступность табака, алкоголя, наркотиков.

П. Состояние семьи, ее атмосфера:

— неполная семья;

— материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

— низкий социально-культурный уровень родителей;

— отсутствие семейных традиций;

— стиль воспитания в семье (отсутствие единых требова­ний к ребенку,

жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

— отрицание самоценности ребенка;

— удовлетворение потребностей детей (их недостаток и избыток);

— злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков и др.;

— попустительское отношение родителей к употребле­нию детьми психоактивных

веществ.

III. Выявление факторов риска, идущих от организации

внутришкольной жизни. Анализ мнений учителей показы­вает, что таковыми чаще

всего являются:

1. Несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания:

плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной,

систематической связи шко­лы с семьей учеников и рычагов воздействия на

родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через обществен­ность;

нехватка учителей-предметников; частая отмена уро­ков; неудовлетворительная

организация внеклассной рабо­ты; отсутствие детских организаций в школе.

2. Профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании

детской, возрастной психоло­гии; авторитарный или попустительский стиль

взаимоотно­шений в системе «ученик — учитель»; необъективный под­ход к оценке

знаний учащихся, навешивание ярлыков; по­давление учителями личности ученика

(угрозы, оскорбления и др.).

3. Внедрение новых учебных программ, переоценка цен­ностных ориентиров и, как

следствие, непонимание «чему и как учить?».

4. Низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу.

Перечисленные факторы риска носят внешний, объек­тивный характер. Однако

помимо негативных внешних, объективных воздействий на ребенка оказывают

влияние внутренние факторы риска, которые педагоги должны раз­личать. К ним

относятся: ощущение собственной незначи­мости и ненужности, низкая

самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и

самодисциплина, не­знание или неприятие социальных норм и ценностей,

не­умение критически мыслить и принимать адекватные реше­ния в различных

ситуациях, неумение выражать свои чув­ства и реакции на себя самого и других

людей.

Предупреждение отклонений в развитии личности и по­ведении детей и подростков

требует их психологической им­мунизации, т.е. обучения психогигиеническим

навыкам по­ведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать соци­ально-

компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной

политики, направленной на создание социально-педагогических условий,

нейтрализу­ющих и корректирующих негативные воздействия обществен­ного

кризиса. Она может включать следующие направления:

1) выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося

поведения детей и подростков, про­воцирующих их факторов, а также изучение

потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

2) анализ результатов изучения мнений учеников, ро­дителей, учителей и

разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в

развитии личнос­ти и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;

3) подготовка педагогических кадров, владеющих мето­дами предупреждения и

коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся,

психотехническими при­емами, направленными на формирование у детей:

способ­ности эффективно общаться, принимать ответственные ре­шения, разрешать

конфликты, преодолевать стрессы и раз­вивать позитивную, адекватную «Я-

концепцию», вести здоровый образ жизни;

4) создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних

факторов риска, отчасти может ре­шаться посредством ряда компетентных

управленческих ре­шений, развития эффективного взаимодействия с семьей

ученика, организацией дополнительного образования и др.

Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их

негативных поведенческих про­явлений важно начинать с развития у них

позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности

крити­чески мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать

ответственные решения. Для того чтобы подрос­ток умел делать здоровый выбор,

его следует обучить уме­нию владеть эмоциями, справляться со стрессами,

тревож­ностью, конфликтами; научить неагрессивным способам ре­агирования на

критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению

противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности,

по­зволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-

позитивными средствами.

Работа по профилактике отклонений в развитии личнос­ти и поведении детей и

подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1) успешности учебной деятельности (учения);

2) эмоционально положительной, удовлетворяющей уча­щихся системы их

взаимоотношений (со сверстниками, учи­телями, родителями);

3) психологической защищенности.

Последнее обстоятельство самым непосредственным об­разом связано с

гарантированной социальной защищеннос­тью, включающей в себя:

1) знание учащимися своих прав и обязанностей;

2) их неукоснительное соблюдение учителями и други­ми субъектами учебного и

воспитательного процессов;

3) психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо

дискриминацию их по любому признаку;

4) соблюдение прав учащихся на индивидуальное свое­образие и самоопределение.

Выполнение этих требований позволяет вести учебно-воспитательную работу со

всеми группами и типами подро­стков путем дифференциации педагогического

подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя ка­ких-либо

учеников или группы той или иной оценкой, знаком или оценочным суждением

(слабые, отстающие, за­пущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании,

относящиеся к «группе риска» и др.).

В совокупности оказываемая подросткам помощь при со­блюдении названных выше

требований и условий позволя­ет обеспечить им равномерное гармоничное

развитие лич­ности, ее базисных структур и их проявлений в деятельнос­ти,

поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.

Наиболее успешное и полноценное проведение той рабо­ты предполагает

разработку методов выявления подрост­ков, нуждающихся в тех или иных видах

общей и специа­лизированной помощи, разработку методов и приемов ока­зания

этой помощи, исправления (коррекции) имеющихся в развитии личности,

поведении, деятельности школьни­ков различных возрастов, создание для них

функционально целесообразной среды (условий развития), обеспечивающей

возможность гармоничного индивидуального развития лич­ности как ведущего

условия и фактора эффективной про­педевтики отклонений в ее развитии и

поведении.

^ II. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ

Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в

общении. Чтобы устано­вить с ними контакт для любой последующей работы,

пси­хологу требуется приложить довольно много усилий, кото­рые могут оказаться

бесплодными. Оказать профессиональ­ную помощь специалисту поможет методика

контактного взаимодействия (Филонова Л.Б., 1985).

Контактное взаимодействие — это такая модель поведения инициатора контакта,

вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте,

продолжении об­щения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор

методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно

переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования и изучения и

коррекции.

Целью применения методики является сокращение дис­танции между людьми и

самораскрытие личности в процес­се общения.

Взаимодействие психолога с девиантным подростком раз­ворачивается в шести

стадиях:

1. Расположение к общению.

2. Поиск общего интереса.

3. Выяснение предполагаемых положительных для обще­ния и демонстрируемых

качеств.

4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.

5. Адаптивное поведение партнеров.

6. Установление оптимальных отношений.

На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются

конкретные задачи (см.табл.1) .

Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания

постоянных отношений с девиантными подростками.

Таблица 1

^ Методика контактного взаимодействия с подростками


Стадия

взаимодействия

Содержание и характер контакта

Основная

Тактика

Результат

1 . Расположение

к общению

Использование общепринятых норм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости

Одобрение,

согласие,

безусловное

принятие

Принятие

согласия

2. Поиск

общего интереса

Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностнозначимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам

Ровное отношение —

заинтересованность —

подчеркивание уникальности личности

Положительный

эмоциональный

фон, согласие

3. Выяснение

предполагаемых

положительных

качеств

Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам.

Отношение к отрицательным качествам других. Поиск отрицательных качеств у себя

Принятие того, что

Предлагает партнер,

авансирование доверием

Создание

ситуации

безопасности, безусловное принятие личности

4. Выяснение

предполагаемых опасных качеств

Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения.

Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах

Принятие позитивного без

обсуждения,

сомнения, возражения

Ситуация

доверия, открытости

5. Адаптивное

поведение

партнеров

Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого

Открытые высказывания; стимулирование

диалога, советы

Определение объекта

и предмета

изменения и

преобразования

6. Установление

оптимальных

отношений

Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению

Общие намерения

Согласие на

выполнение

принятого

плана


^ III. ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В практике школьной работы диагностика девиантного поведения чаще всего носит

симптоматический характер (по запросам и жалобам). Гораздо реже психологи

исследуют причины и условия формирования этих девиаций, исполь­зуя

этимологический подход. Расширение области диагнос­тики (объекты, предметы)

влечет за собой определенные трудности при создании универсальных методик,

способ­ных отвечать сразу на все вопросы: Имеет ли место девиа­ция? Какой тип

девиантного поведения диагностируется? Каковы причины, его вызывающие? В

каких ситуациях оно проявляется? Носит ли оно ситуативный характер или уже

является личностной характеристикой подростка? и др.

Набор психодиагностического инструментария по рассмат­риваемой проблеме

достаточно разнообразен. Для диагнос­тических целей могут быть использованы и

общие методи­ки, и специальные тесты, и их сочетания в виде батареи тестов.

Предлагаются и различные модели диагностики. Весьма продуктивной представляется

модель, включающая скрининг — направленное выделение «групп риска» и

последу­ющую дифференциальную диагностику этих групп с при­влечением

специалистов-смежников для уточнения этиоло­гии отклонений (Кузнецова И.В.,

^ Сергеев Г.К., 1994).

В диагностической работе с подростками и старшеклассни­ками психологическая

информация о видах девиантного поведения может быть получена при

использовании опрос­ника Р. Кеттела, патохарактерологического опросника А.Е.

Личко и проективного теста М. Люшера.

Признаки нарушений поведения у подростков

Диагностируемые показатели

^ Опросник Р. Кеттела (симптомокомплексы)

I+D+C+ Аффективное

поведение. Е+

Склонность к агрессии. G—

Асоциальное, аморальное пове­дение. J+

Склонность к правонарушениям

группового характера. O+Q4+C-F—

Склонность к алкоголизации.

^ ПДО А.Е. Личко (акцентуации характера)



Неустойчивая

Истероидная

Эпилептоидная

Гипертимная

Склонность к риску, контакту с асоци­альными личностями, прогулам; склонность к групповым нарушениям, бродяжничеству.


Лабильная

Эпилептоидная

Истероидная

Вероятность демонстративного

суицида.

Отношение к спиртным на­питкам У+2

Склонность к алкоголизации.

Циклоидная

Сенситивная

Психастени­ческая

Вероятность суицидального поведения.

Истероидная

Вероятность демонстративного суицида.

Эпилептоидная

Склонность к агрессии.


^ Тест М. Люшера (сочетание цветов)



Сочетание 1, 2, 3, 4 с 7, 0

Патохарактерологическое раз­витие личности, психопати­ческие черты, ведущие к со­циальной дезадаптации.

5-й цвет на первом месте

Дезадаптивное, аффективное поведение.

^ Сочетания 5, 2 и 2, 5

Черты паранойяльного сти­ля переживаний, поведения, крайнее упрямство.

Сочетания 1, 7

Агрессивное поведение, протестные реакции.

^ Сочетания 2, 6 и 6, 2

Аффективное, взрывчатое по­ведение.

Сочетания 7, 4

Экстремальное поведение, дезадаптация.

^ Сочетания 2, 7 и 7, 2

Негативизм, недоверие.

Сочетания 4, 3, 2; 4, 3, 7

или 4, 3, 0

Вспышки поведенческих реак­ций в стрессовых ситуациях

Сочетания 2,0 и 0, 2

Конфликтность.

Сочетания 5, 4

Демонстративное, истероидное поведение.

Сочетания 3, 5, 7 ; 3, 7, 5

и 7, 5, 3

Антисоциальные тенденции поведения.


Вывод
Итак, девиантное поведение детей и подростков — явле­ние комплексное и

сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение

связано с ин­дивидуально-типологическими особенностями личности, которые

создают благоприятную либо неблагоприятную ос­нову для воздействия негативных

внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных

(социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации,

установки, потребности и т.д.) факторов. Воз­никая на уровне ситуативных

поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов,

девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в

поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков,

которое осложняет их социализацию в обществе в целом.

Работа психолога с девиантными детьми и подростками должна основываться как

на симптоматическом подходе (ра­бота с конкретными симптомами отклонений),

так и кау­зальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и

условий, их провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики

отклоняющегося поведения при­обретает ранняя профилактика отклонений в

поведении де­тей и подростков.

Литература
1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершен­нолетних.

Свердловск, 1986.

2. Асеев В. Т. Мотивация поведения и формы поведения личнос­ти.

М., 1976.

3. АсмоловА.Г. Психология личности. М., 1990.

4. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.

5. Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. М., 1993.

6. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.,

2001

7. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.


Скачать файл (110.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации