Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Причины трудовой миграции - файл 1.doc


Контрольная работа - Причины трудовой миграции
скачать (84 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc84kb.16.11.2011 14:51скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Социологический факультет


Контрольная работа

по дисциплине:

«Занятость населения»

тема:

«Причины трудовой миграции»



Выполнила студентка

6 курса группы __________



Научный руководитель

______________________________



Самара - 2010

Содержание



Введение 3

1. Миграция рабочей силы 4

2. Причины внешней трудовой миграции 6

3. Правовые основы внешней трудовой миграции российских граждан 9

Глоссарий. Основные понятия и термины 13

Список использованных источников и литературы 15



Введение




Движение рабочей силы тесно связано с движением капитала и во многом обусловлено его перемещениями. Миграция населения известна с давних времен, исторически это была первая форма существования международных экономических отношений.

Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы во второй половине XX в. стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.

Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции1.

Трудовая миграция – один из наиболее сложных элементов в экономических отношениях. Это объясняется, прежде всего, тем, что, в отличие от товарообмена или движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей2.

Одной из характерных особенностей современного этапа международной миграции рабочей силы стало все более активное вмешательство государства в этот процесс. Оно регулирует сделки на мировом рынке рабочей силы, дает разрешение на въезд и следит за сроками выезда мигрантов, занимается вербовкой и созданием благоприятных условий для найма иностранных рабочих3.
^

1. Миграция рабочей силы



Миграция (от лат. «перехожу», «переселяюсь») – это перемещения людей через границы определенных территорий, связанные, как правило, со сменой места жительства4.

Миграция - перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства.

Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная) и типу (внешняя или внутренняя)5.

Внешняя трудовая миграция граждан России - добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Российской Федерации, на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности6.

Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных и региональных различий в условиях зарплаты за ту или иную профессиональную деятельность.

Выделяют следующие виды трудовой миграции:

1.  Безвозвратная, при которой мигранты выезжают на ПМЖ в другой регион или страну.

2. Временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в другом регионе или стране въезда от 1 года до 6 лет.

3.  Сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство и сфера услуг).

4.   Маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно.

5.  Нелегальная (незаконный въезд в страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях с последующим нелегальным трудоустройством).

Проблема нелегальной миграции в Российской Федерации стоит достаточно остро. В.М. Лушников и М.В. Лушникова, отмечают, что «неконтролируемая трудовая миграция в Россию: не поддается учету. Даже по официальным оценочным данным число нелегальных мигрантов доходит до 9 млн. человек». По иным оценкам в настоящий момент в РФ находится до 15 млн. нелегальных трудящихся-мигрантов7.

6.  «Утечка умов» – это односторонняя миграция научно-технических кадров в рамках мирового хозяйства в преимущественно промышленно развитые страны, ведущая к утрате квалифицированных специалистов стран-доноров (ученых, «звезд» спорта).

Для стран-доноров эмиграция приносит следующие преимущества:

- уменьшается давление избыточных трудовых ресурсов, частично снижается безработица и социальная напряженность в стране;

- после работы за границей в страну возвращаются более квалифицированные работники, владеющие передовой организацией труда;

- страны получают валютные переводы от своих граждан, работающих за рубежом.

Недостатки эмиграции состоят в следующем:

-   отток части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте;

-   потеря части понесенных затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов (при «утечке умов»).

Принимающие трудовых мигрантов страны получают следующие выгоды:

-  экономия на зарплате (иностранные рабочие оплачиваются ниже уровня зарплаты национальных кадров);

- повышение конкурентоспособности их товаров вследствие уменьшения издержек производства;

-  за счет иммигрантов расширяется емкость внутреннего рынка предметов потребления;

-  экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку квалифицированных работников-иммигрантов;

-   иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, т.к. они первыми могут быть уволены;

-  иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ.

К отрицательным моментам, связанным с импортом рабочей силы, можно отнести:

- появление дискриминации по отношению к иностранцам, межнациональная неприязнь;

- недовольство коренного населения, возникновение элементов социальной напряженности8.
^

2. Причины внешней трудовой миграции




Мировой миграционный процесс в настоящее время по своему содержанию и массовости существенно отличается от аналогичных процессов первой половины XX столетия. Главные его особенности следующие.

Миграция охватила все континенты, весь мир и обрела поистине глобальный характер. На начало последнего десятилетия ХХ в. в мире уже насчитывалось более 45 млн. трудящихся-мигрантов.

Небывалая масштабность мировой миграции трудовых ресурсов представляет собой важнейшую особенность современности.

Если в 50-70-х годах миграция шла в основном из развивающихся стран в индустриально развитые, то с 80-х годов наблюдается и встречный миграционный процесс: перемещение иностранной рабочей силы из более развитых в менее развитые страны.

Доминирующим мотивом трудовой миграции остается экономический.

Миграции трудовых ресурсов способствуют и современные технологии производства, основанные на принципах международного разделения труда.

Это связано, прежде всего, с деятельностью транснациональных компаний, организующих производство в системе мирового хозяйства.

На современном этапе развития значительно увеличилась нелегальная миграция рабочей силы, которая стала мировой проблемой. В начале 90-х годов в Европе находилось примерно 2 млн. нелегалов, в США - 6 млн., а по некоторым источникам - 13 млн. (в основном мексиканцы, работающие в сельскохозяйственном секторе). В Японии таковых менее 300 тыс., в Малайзии - около 500 тыс., в России - от 5 до 10 млн.

Особенностью мирового миграционного процесса являются качественные изменения, обусловленные НТР, суть которых состоит в значительном увеличении среди мигрирующих доли квалифицированных специалистов. Сегодня этому процессу присущи некоторые новые черты.

1) Во-первых, на смену «утечке мозгов» пришла их циркуляция: произошла диверсификация направлений миграции. США продолжают оставаться общепризнанным центром притяжения для профессионалов. Но одновременно представители профессиональной элиты из промышленно развитых стран, как уже отмечалось, едут на временную работу в развивающиеся страны.

2) Во-вторых, принципиально новым явлением стало движение профессионалов не только «к капиталу», но и «одновременно с капиталом или вслед за ним».

Прежде всего, это связано с деятельностью ТНК и большими возможностями карьерного продвижения для профессионалов.

3) В-третьих, современному уровню миграции профессионалов присущ принципиально иной организационный уровень, выразившийся в возникновении своеобразной международной корпорации «охотников за головами».

4) В-четвертых, имеет место интеграция системы высшего образования. Она предполагает продолжение обучения студентов из многих стран мира, например, в США или Японии (для китайских студентов). Безусловна результативность подобного способа подготовки специалистов для посылающих стран. Однако многие из них не возвращаются на родину.

Следует также отметить, что страны, имевшие в прошлом статус метрополии, ориентируются на импорт рабочей силы из своих бывших колоний и зависимых стран.

Если в страны традиционной миграции (США, Канада, Австралия, ЮАР) в XIX в. и первой половине ХХ в. выезжали исключительно европейцы, то в 80-90-х годах они составляли незначительную часть мигрантов. В иммиграционных потоках в эти страны преобладают выходцы из Азии, Латинской Америки, Африки и Карибского бассейна.

Нужно отметить, что внешняя трудовая миграция для России имеет свои положительные и отрицательные моменты.

С одной стороны, хорошо, что произошло открытие нашей страны, ее экономики окружающему миру и постепенное вхождение России в мировое пространство.

С другой стороны, идет «утечка умов» и вывоз капитала из России. Проблема внешней трудовой миграции является неоднозначной, но на вопрос, заинтересована ли Россия в международной миграции рабочей силы, можно ответить словами признанного тезиса: развитие экономики - это всегда движение рабочей силы через границы9.

^

3. Правовые основы внешней трудовой миграции российских граждан




Вопросы внешней трудовой миграции российских граждан регулируются российским законодательством, международными правилами, закрепленными в конвенциях о правах трудящихся-мигрантов, принятых ООН и МОТ, а также законодательством стран, принимающих мигрантов.

Впервые внешняя трудовая миграция была признана Законом РСФСР «О занятости населения» от 19 апреля 1991 г. В новой редакции Закона в ст.10 также подчеркивается, что граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

Граждане РФ, выезжающие на работу за границу по трудовому договору, заключенному с зарубежными нанимателями, выходят из-под сферы действия российского трудового законодательства. Факт наличия российского гражданства в данном случае не имеет значения. На них распространяется трудовое законодательство страны приема, а также международные правила трудовой миграции, если, разумеется, государство признает эти правила.

Факт выхода работников-мигрантов из сферы действия своего законодательства не означает, что государство происхождения полностью снимает с себя ответственность за судьбу своих граждан, работающих за рубежом.

В ст.61 Конституции РФ имеется положение о том, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» также устанавливает статьей 4, что граждане РФ, пребывающие за ее пределами, находятся под защитой и покровительством Российской Федерации. Оказывать такую защиту обязаны дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Консул обязан принимать меры к тому, чтобы граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им как законом государства пребывания, так и международными договорами, участниками которых является наша страна и государство пребывания. Если будет установлено нарушение прав граждан РФ, то консул обязан принять меры к их восстановлению. Это предусмотрено Положением о Консульском учреждении Российской Федерации.

В настоящее время огромное значение приобретает разработка и осуществление государственной миграционной политики России, регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав граждан России на осуществление профессиональной деятельности за границей, разработка системы социальной защиты россиян в период их работы за рубежом и по возвращении в Россию.

В 1993 г. была образована Федеральная миграционная служба России (ФМС), осуществляющая государственную политику в области миграции населения. В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе России, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 173 (с изменениями от 6 ноября 1998 г.), на нее возложены координирующие функции по управлению миграцией в стране, в том числе и трудовой.

ФМС разрабатывает программы по вопросам трудовой миграции и трудоустройства российских граждан за границей и защищает их права, осуществляет контроль за соблюдением условий трудовых контрактов граждан, участвует в разработке и обеспечении межправительственных соглашений о международной трудовой миграции. Такие соглашения имеются со странами как дальнего, так и ближнего зарубежья10.

В целях эффективности защиты россиян за рубежом приняты:

- Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе»;

- Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 590;

- Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;

- Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. №256-р «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации»;

- Между РФ и преимущественно странами бывшего СССР, а также некоторыми иными государствами был заключен целый ряд двусторонних договоров о сотрудничестве в области трудовой миграции.

На 2007 г. вступили в силу договоры РФ с Таджикистаном, КНР, Республикой Польша, Литовской Республикой, Республикой Армения, Республикой Молдова, Украиной, Киргизской Республикой, Словацкой Республикой, Социалистической Республикой Вьетнам11.

Например, в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации говорится, что новые формы привлечения в Россию иностранной рабочей силы и открывшаяся возможность трудоустройства российских граждан за рубежом вызывают необходимость целенаправленного государственного регулирования этих процессов.

Целью государственного регулирования трудовой миграции являются:

- выход на международный рынок труда в цивилизованных формах;

- соблюдение и защита прав субъектов временной трудовой миграции с учетом общепризнанных принципов и норм международного права в отношении трудящихся-мигрантов;

- обеспечение положительного для экономики России баланса трудовой миграции ее граждан за границу и использования труда иностранных граждан12.

Государственная политика в области привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы должна быть направлена на:

- удовлетворение потребностей российского рынка труда в необходимой рабочей силе, формирование рациональной и сбалансированной структуры этого рынка;

- обеспечение на национальном рынке труда приоритетного права граждан Российской Федерации на трудоустройство;

- предотвращение нелегальной трудовой миграции.

Государственная политика в области трудовой миграции граждан Российской Федерации за границу должна быть направлена на:

- обеспечение и защиту их прав и законных интересов на всех стадиях трудовой миграции (пребывание и трудовая деятельность на территории принимающего государства, возвращение в Россию);

- развитие международного сотрудничества, заключение международных договоров с государствами - главными импортерами российской рабочей силы.

Последовательная реализация государственной политики, направленной на регулирование процессов внешней трудовой миграции, позволит осуществить интеграцию в международный рынок труда с соблюдением интересов экономического развития России13.

^

Глоссарий. Основные понятия и термины




1) миграция - перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства.

Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя);

2) добровольная миграция - перемещение людей, добровольно покидающих государство своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства на территории другого государства;

3) вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища. Вынужденная миграция может быть внешней и внутренней, возвратной и безвозвратной;

4) внешняя миграция - перемещение людей из России в другие государства (эмиграция) и из других государств в Россию (иммиграция) с целью изменения места постоянного или временного проживания;

5) внутренняя миграция - перемещение людей в пределах территории Российской Федерации с целью постоянного или временного изменения места жительства. Внутренняя миграция может быть добровольной и вынужденной, возвратной и безвозвратной;

6) внешняя трудовая миграция - добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Российской Федерации, на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности;

7) незаконная миграция - въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации;

8) мигрант - лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, - иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, - эмигрант;

14) субъектами внешней трудовой миграции (трудящимися-мигрантами) являются лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются14.





^

Список использованных источников и литературы



1. Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. №256-р «О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» - Консультант +, 2010.

2. Бобырев В.В. Актуальные проблемы правового обеспечения противодействия незаконной миграции // Право и экономика. - № 1. – 2008.

3. Гладков Н., Гефтер Ю. Различие понятий «иностранный работник» и «трудящийся-мигрант» // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – № 1. -2008.

4. Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. - СПб: Издательство Р. Асланова «Юридический центр пресс», 2006.

5. Мировая экономика: Электронный учебник - http://walw.ru/mirek/

6. Франгулян М. Правовое регулирование иммиграции в Канаде и России: сравнительный анализ // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - № 4. – 2008.

7. Фролова Т.А.Мировая экономика: конспект лекций - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

8. Челнокова Т.Е. Организационно-правовые вопросы внешней трудовой миграции // Гражданин и право. – 2007. – № 11.








1 Фролова Т.А.Мировая экономика: конспект лекций - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

2 Мировая экономика: Электронный учебник - http://walw.ru/mirek/index.php?1

3 Челнокова Т.Е. Организационно-правовые вопросы внешней трудовой миграции // Гражданин и право. – 2007. – № 11.

4 Мировая экономика: Электронный учебник - http://walw.ru/mirek/index.php?1

5 Челнокова Т.Е. Организационно-правовые вопросы внешней трудовой миграции // Гражданин и право. – 2007. – № 11.

6 Там же

7 Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. - СПб: Издательство Р. Асланова «Юридический центр пресс», 2006, с. 118-119.

8 Фролова Т.А.Мировая экономика: конспект лекций - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

9 Челнокова Т.Е. Организационно-правовые вопросы внешней трудовой миграции // Гражданин и право. – 2007. – № 11.

10 Франгулян М. Правовое регулирование иммиграции в Канаде и России: сравнительный анализ // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - № 4. – 2008.

11 Гладков Н., Гефтер Ю. Различие понятий «иностранный работник» и «трудящийся-мигрант» // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – № 1. -2008.

12 Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. №256-р «О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» - Консультант +, 2010.

13 Бобырев В.В. Актуальные проблемы правового обеспечения противодействия незаконной миграции // Право и экономика. - № 1. – 2008.

14 Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. №256-р «О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» - Консультант +, 2010.




Скачать файл (84 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru