Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Антиинфляционная политика РБ - файл 1.doc


Антиинфляционная политика РБ
скачать (4728.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc4729kb.15.12.2011 16:43скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Введение………………………………………………………………..4
Глава 1. Сущность, показатели измерения и формы инфляции.
1.1. Сущность и показатели измерения инфляции………………6
1.2. Формы и типы инфляции………………………………………8
Глава 2. Антиинфляционная политика.
2.1. Сущность и направления антиинфляционной политики..14
2.2. Разработка антиинфляционной программы………………..18
Глава 3. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

3.1. Антиинфляционная политика проводимая в Республике Беларусь………………………………………………………………20



Заключение…………………………………………………………..24
Список использованных источников…………………………….26
Приложение………………………………………………………….27

ВВЕДЕНИЕ


Инфляция выступает как особое проявление неравновесия национальной экономики.

Инфляция есть своеобразный «ценовой градусник», отражающий состояние экономической температуры в стране. Какой бы ни была инфляция – большой или маленькой, люди всегда недовольны ею, точно также как и погодой. Вместе с тем в современных условиях остается все меньше оснований рассматривать инфляцию как трагическое или абсолютно непредсказуемое событие.

Во-первых, динамика роста цен в стране достаточно легко прогнозируется. В современном обществе важным спутником инфляции выступают инфляционные ожидания, занимающие в национальном сознании особое место.

Во-вторых, есть много способов для того, чтобы даже самый ленивый при желании мог бы приспособиться к проявлению инфляции на рынке товаров и услуг.

В-третьих, нет худо без добра. На уровне всей национальной экономики инфляция, пусть и временно, но все, же может облегчить решения некоторых экономических проблем, включая и такую проблему, как занятость населения.

Через динамику цен отражается эффективность проводимой в стране экономической политики. При этом инфляция может быть как прямым, так и побочным продуктом такой политики государства. Надо учитывать и то, что на этапе глобализации мирохозяйственных связей через механизм инфляции отражаются не только свойства национальной экономической системы, но и некоторые важнейшие тенденции развития мировой экономики.

Особое значение инфляция приобретает в переходный период от административной экономики к экономической системе рыночного типа. Здесь при определенном раскладе инфляция может стать главным экономическим событием.

Чтобы выработать действенную программу антиинфляционных мероприятий, нужна четкая теоретическая конструкция, раскрывающая сущность и содержание современной инфляции.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение следующих вопросов: 1) Содержание, показатели измерения и оценки инфляции.

2) Формы, причины возникновении и факторы развития инфляции.

3) Сущность и направления антиинфляционной политики.

4) Разработка антиинфляционной программы.

5) Антиинфляционная политика проводимая в Республике Беларусь


^

Глава 1. Сущность, показатели измерения и формы инфляции.


1.1. Содержание, показатели измерения и оценка уровня инфляции.

При обнаружении инфляции (от лат. infatio – вздутие) казалось бы вполне достаточно сослаться на рост цен. Но рост цен еще не есть инфляция. Чтобы сделать вывод о наличии в стране инфляции, необходимо учесть некоторые особенности данного процесса.

Во-первых, повышение цен должно выглядеть как устойчивая тенденция, охватывать всю национальную экономику, распространяться на все основные виды потребительских и инвестиционных благ.

Во-вторых, при повышении цен не должно иметь место повышение качества производимых благ. Ведь качественный товар имеет право претендовать на более высокую цену.

В-третьих, при любых ценах товары должны быть доступными для покупателей, не исчезать с рынка, их качество не должно ухудшаться.

Инфляция – это непрерывный, устойчивый и общий рост цен, который охватывает все национальное экономическое пространство.

Сегодня принято выделять внутреннюю и внешнюю инфляцию.

Внутренняя инфляция отражается через постоянное повышение цен не внутреннем рынке. Снижается покупательная сила денег. Дорожает содержимое потребительской корзины. Дорожает «корзина ВВП». Дорожает банковский кредит, ухудшаются условия его предоставления. Возникают очереди, у покупателей растут потери времени, связанные с приобретением товаров.

^ Внешняя инфляция отражается через снижение покупательной способности национальных денег на внешних рынках, через падение обменного курса национальной валюты (девальвация).

Инфляция есть обесценивание национальных денег, снижение их покупательной способности.

Для измерения инфляции нужны показатели. Желательно – система. В этих целях обычно используются соответствующие индексы:

  1. индекс цен на потребительские товары (ИПЦ);

б) чистый индекс потребительских цен (включая только товары со свободными рыночными ценами без влияния государственного регулирования);

в) индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦПП);

г) дефлятор ВВП;

д) различные денежные индикаторы (денежная база, денежный мультипликатор), включая и степень снижения обменного курса национальной денежной единицы.

В таблице 1 (Приложение) приведены основные индексы, отражающие динамику инфляции в Беларуси (в %).

^ Оценка уровня инфляции. С учетом темпов прироста цен принято выделять:

  1. деловую инфляцию (до 3,5% в год), которая контролируется и стимулирует экономический рост;

  2. Умеренную инфляцию (до 9% в год). Считается, что при таких условиях покупательная способность денег еще сохраняется на приемлемом уровне.

  3. галопирующую инфляцию (до 40% в год), которая свидетельствует о наличии серьезных проблем в денежно-кредитной сфере;

  4. гиперинфляция (свыше 40% в год); наблюдается тотальное бегство от национальных денег, которые активно вытесняются иностранной валютой. Долгосрочные экономические расчеты превращаются в подобие «филькиной грамоты». Экономический рост приобретает «условно статистический» характер, а реально – становится невозможным.

Замедление темпов роста инфляции называется дезинфляцией. Процесс, противоположный инфляции дефляция. Разовый, одномоментный и значительный скачок цен есть инфляционный шок.

^ 1.2. Формы, причины возникновении и факторы развития инфляции.

Сущность инфляции раскрывается в процессе анализа ее основных «парных форм». С учетом разных критериев здесь выделяют открытую и закрытую инфляцию; сбалансированную и несбалансированную инфляцию; прогнозируемую и непрогнозируемую инфляцию.

А так же, в макроэкономическом анализе различают два типа инфляции – инфляцию спроса и инфляцию предложения.

В зависимости от того, в какой мере инфляция отражается на уровне цен, различают открытую и скрытую инфляцию.

Открытая инфляция обнаруживается во всей своей красе через повышение общего уровня цен. Открыто растет стоимость потребительской корзины. Открыто обесценивается номинальная заработная плата. Открытая инфляция означает, что нам приходится иметь дело с ценовой инфляцией.

Скрытая инфляция имеет название подавленной инфляции. Дело в том, что формально цены остаются неизменными. Но доступ покупателей к товарам ограничен или вообще невозможен. Проще говоря, ценники в магазинах есть, а вот товаров там нет. Возникает товарный голод. Процветают «черный» рынок и спекуляция. Снижается качество товаров.

Чаще всего скрытая инфляция и товарный голод возникают в результате необоснованного вмешательств государства в механизм ценообразования, нарастающего системного кризиса национальной экономики, а также военных действий, природных катастроф и т.п. Подавленная инфляция продуцируется всякий раз, когда государство начинает бороться не с причиной, а лишь с последствиями инфляции.

Чем обычно заканчивается скрытая инфляция? При смене ситуации потенциал скрытой инфляции при выходе на поверхность вызывает взрывной рост цен, или инфляционный шок. Переход скрытой инфляции в открытую форму крайне болезнен как для населения так и для правительства страны.

Официальная статистика обычно игнорирует формирование потенциала скрытой инфляции. Для кК измерения используются особые показатели: степень дефицитности продуктового рынка, разрыв между ценами теневого и официального рынка, уровень вынужденных сбережений населения.

Сбалансированная инфляция выступает как результат именно синхронного повышения цен на все товары. Так, что, несмотря на тотальное повышение цен, натуральные пропорции обмена между основными видами товаров все же не изменяются. Это означает, сто на внутренне рынке страны сохраняется паритет товарных цен.

Несбалансированная инфляция имеет место тогда, когда цены в разрезе товарных групп изменяются непропорционально. Возникают так называемые «ножницы цен». В итоге у одних отраслевых производителей условия хозяйствования улучшаются (выше цена и больше прибыль), а у других резко ухудшаются (меньше доход ниже рентабельность). Так через механизм инфляции происходит скрытое перераспределение доходов.

Если несбалансированная инфляция вызвана макроэкономической межотраслевой несбалансированностью, то в таком случае приходится иметь дело со структурной инфляцией. Данная разновидность инфляции характерна для периодов проведения радикальных экономических реформ, конверсии военного производства и т.д.

В условиях несбалансированной инфляции так же закладывается скрытый инфляционный потенциал. Например, если рост цен на инвестиционные товары опережает повышение цен на потребительские блага, то в национальной экономике такая ситуация не может сохраняться вечно. Взрыв цен на потребительские блага неизбежен. Остается лишь дождаться.

Прогнозируемая и непрогнозируемая инфляция. Уметь собирать информацию «за линией горизонта» - это профессиональная черта экономиста. В данном случае важно уметь собирать информацию и умело прогнозировать уровень цен.

Прогнозируемая инфляция – это такой рост цен, который точно просчитывается в пределах определенного временного периода. Наличие такой информации позволяет хозяйствующим субъектам заранее предпринять меры по защите своих интересов и до минимума свести негативные последствия инфляции.

Непрогнозируемая инфляция – это инфляция, которая является непредсказуемой для хозяйствующих субъектов. Уровень такой инфляции невозможно смоделировать, следовательно, нельзя и должным образом приспособиться. В таких условиях обесцениваются кредиторская и дебиторская задолженность хозяйствующих субъектов, потребительский кредит, а также внутренний государственный долг. В проигрыше оказываются те слои населения, которые получают фиксированные доходы.

Условием возникновения инфляции является преобладающая динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом национального дохода. Это условие формально выводится из уравнения обмена (модель И. Фишера)количественной теории денег:

MV=PY

где M – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; Р – цены товаров; Y – реальный доход; PY – номинальный доход.

Если записать уравнение обмена в темпах прироста:

или

то условие возникновения инфляции:



Однако, это лишь условие возникновения инфляции, которое не объясняет причины ее возникновения.

Сложность проблемы заключается в том, что инфляция может сопровождаться как ростом, так и спадом производства.

Поэтому выявить причины инфляции можно, рассмотрев ее как многофакторный процесс, формирующийся под воздействием взаимосвязанных как денежных (монетарных) так и неденежных факторов.

Если преобладают денежные факторы, то имеет место инфляция спроса («инфляция покупателей»). Под воздействием неденежных факторов формируется инфляция предложения (издержек), («инфляция продавцов»). Взаимодействие этих двух типов инфляций затрудняет ее сдерживание.

^ Инфляция спроса может быть вызвана как монетарными факторами:

рост номинального количества денег, превышающий рост производства при неизменной скорости их обращения;

возрастания скорости оборота денежной массы, вызванное инфляционными ожиданиями экономических субъектов.

Так и немонетарными факторами:

изменение поведения экономических субъектов (автономного реального потребления домохозяйств, плановых инвестиций фирм, государственных расходов и чистого экспорта);

структурные сдвиги в совокупном спросе.

Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства («инфляция покупателей»). Этот вид инфляции был впервые исследован в рамках кейнсианского анализа.

Влияние увеличения совокупного спроса на инфляцию зависит от того, на каком участке АS находится экономика в данный момент (рис. 3):

на горизонтальном («кейнсианском»), соответствующем неполной занятости в экономике, увеличение АD не сказывается на росте цен, вызывая соответствующее АD увеличение объема предложения (расширение производства, осуществляется за счет неиспользованных производственных мощностей);

на промежуточном участке увеличение совокупного спроса вызывает рост цен и объема предложения;

на вертикальном («классическом»), соответствующем полной занятости в экономике, когда расширение производства практически невозможно, увеличение совокупного спроса толкает цены вверх, в то время как объем предложения остается неизменным.

В рамках кейнсианской модели развивалась концепция инфляционного (рис. 4) и дефляционного (рис. 5) разрывов (П., Самуэльсон, Э. Хансен).

При инфляционном разрыве планируемые совокупные расходы (Е) превышают величину ВНП, достигаемую при полной занятости, т.е. Yo > Y*. Однако удовлетворить АD нельзя, так как в экономике уже обеспечена полная занятость. Инфляция может остановиться, если произойдет перераспределение доходов в пользу лиц, обладающих высокой склонностью к сбережению. В этом случае произойдет сокращение АD (сдвиг линии планируемых расходов), и инфляционных разрывов будет ликвидирован.

При дефляционном разрыве планируемые совокупные расходы ниже ВНП, достигнуто при полной занятости, т.е. Yo < Y*. В этом случае увеличение совокупных расходов окажет положительное воздействие на величину реального ВНП.

^ Инфляция предложения (издержек), («инфляция продавцов») возникает в результате роста издержек. Объяснения инфляции издержками было принято, когда кейнсиканский подход, согласно которому инфляция может иметь место только при полной занятости, был, опровергнут реальностью. В большинстве стран инфляция сочетается с безработицей и спадом производства.

Инфляция издержек обусловлена следующими немонетарными факторами:

повышением заработной платы, опережающим рост производительности труда;

шоками предложения – внешними событиями, не зависящими от изменения совокупного спроса (резкое падение цен на сырье, энергию, топливо, арендную плату).

«ценовой накидкой», используемой олигополистическими предприятиями и профсоюзами, когда профсоюзы требуют сегодня завтрашней платы, а фирмы добавляют свой процент к цене продукции.

Инфляция предложения (издержек) иллюстрируется на (рис. 6).

При инфляции предложения, в котором периоде кривая смещается влево. Такой сдвиг может быть вызван ростом ожидаемого темпа инфляции, который ведет к росту заработной платы, ускоряя инфляцию.

Цены и выпуск продукции изменяются в противоположном направлении: цены растут с Р0 до Р1, а объем производства сокращается с Yo до Y1.

Анализ моделей инфляции спроса и предложения (издержек) показывает:

инфляция спроса может, продолжатся до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы; инфляция предложения (издержек) порождает спад, который в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек, т.е. автоматически себя ограничивает и в конечном итоге постепенно исчезает;

при инфляции спроса рост цен наблюдается лишь в длительном периоде, в коротком периоде расширения спроса вызывает не только рост цен, но и увеличение объема производства; при инфляции издержек рост цен всегда сопровождается падением производства.
Глава 2. Антиинфляционная политика.
^ 2.1. Сущность и направления антиинфляционной политики.

Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

Антиинфляционная политика осуществляется по средствам стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции.

Антиинфляционная политика включает в себя:

  • регулирование совокупного спроса;

  • регулирование совокупного предложения.

Первое направление предпочитали кейнсианцы, второе – монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно, формируя эффективный спрос посредством государственного заказа и дешевого кредита. Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы.

Однако такая антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагал покрывать его при помощи государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем, Эта политика дает положительный эффект на протяжении ряда лет.

Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг, и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях монетаристы предлагали радикальные меры борьбы с инфляцией. Они исходили из ограничения совокупного спроса путем проведения денежной реформы конфискационного типа и бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ.

Поскольку монетаристы исходят из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы (рис 1.) и быстро сбить инфляцию. Однако такой метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости.

Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа конфискационного типа - обмен старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен.

Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то инфляционная политика является методом постепенного снижения темпов инфляции (метод градуирования) (рис 2). Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Метод градуирования позволяет избегать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно.

Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы нередко порождает инфляционную инерцию – прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов. Индексация – это механизм, посредством которого заработная плата может быть частично или полностью защищена от роста общего уровня цен. Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20-30 % в год.

Выбор метода «шоковой терапии» и метода постепенного снижения темпов роста денежной массы зависит от социально-экономической обстановки в стране. Обе эти концепции предлагалось использовать при переходе к рыночной экономике постсоветских экономик существует «гетеродоксальный» подход, комбинирующий элементы «шоковой терапии» и «градуалистской» теории. Дилемма «шоковая терапия – градуирование» вызывает необходимость разработки моделей «оптимальной» антиинфляционной политики.

Одним из альтернативных вариантов монетарным методам борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов, предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен (адаптивная политика, альтернативная монетаристским методом борьбы с инфляцией). Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производства нужно «принести в дар», чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией.

Политика регулирования цен и доходов, означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы, или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышение затрат на заработную плату. Политика регулирования цен и доходов использовалась на Западе. Она включала в себя следующие компоненты: ограничение заработной платы и цен; налоговое регулирование доходов; усиление рыночного механизма. Однако эта политика не оправдалась, поэтому большинство стран с рыночной экономикой не используется.

В 70-80-е гг. в период страгфляционных кризисов, школа «экономики предложения» выдвигает свой путь борьбы со спадом и инфляцией в экономике. В противовес кейнсиканскому стимулированию спроса теоретики «экономики предложения» выступали за непосредственное стимулирование производства и предложения товаров. Главным способом такого стимулирования А. Лаффер и его последователи считали фискальную политику. Представители этой школы считали, что уменьшение налоговых ставок на предпринимателей увеличит их возможность инвестирования, а снижение налогов на заработную плату повысит стимулы к труду и его производительность.

Изменение структуры налогов, сокращение доли прямых налогов и увеличение доли косвенных налогов, отказ от прогрессивных ставок налогообложения, уменьшение расходов государственного бюджета также являются средствами борьбы с инфляционными процессами в экономике.

Выбор конкретных мер по борьбе с инфляцией обусловлен характером инфляции, который для каждой страны обладает специфическими особенностями и глубиной. В зависимости от характера инфляции определяется и комплекс борьбы с ней. В качестве причин инфляции может быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) либо опережающий рост заработной платы и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек), низкий курс национальной валюты и др. которые и предполагают набор мероприятий, нацеленных на сдерживание инфляционных процессов.

Для предотвращения высокой инфляции правительство должно обеспечить:

  • эффективную налоговую систему и устойчивость государственных расходов;

  • одинаковые темпы увеличения денежной массы и национального дохода;

  • предотвращение «импорта инфляции».

^ 2.2. Разработка антиинфляционной программы.

Когда инфляция превращается в тормоз для социально-экономического развития страны, то возникает необходимость в разработке специальной антиинфляционной программы. Правила разработки программ такого рода обычно таковы.

^ На первом этапе:

необходимо выявить тип и модель инфляции, с которой приходится иметь дело, определить ее специфику и движущие силы, т.е. сделать вывод об исходных причинах инфляции;

необходимо обозначить допустимый предел инфляции, поставить инфляционные процессы под контроль;

важно помочь хозяйствующим субъектам адаптироваться к инфляционным процессам и не допустить сокращения объема выпуска.

Так, адаптация домашних хозяйств к инфляции предполагает введение компенсационных выплат, индексацию фиксированных доходов. Есть резон упростить процедуру поиска источников дополнительных заработков, стимулировать сбережения домашних хозяйств. Кошка, которая без устали носится за своим хвостом, имеет один недостаток – она перестает ловить мышей. Нечто подобное происходит и с инфляцией.

Поэтому на втором этапе необходимо добиться снижения инфляции до уровня «ползучей» (т.е. не более 9% в год). К реальным антиинфляционным мероприятиям следует относить лишь те, которые направлены ан преодоление причин ее провоцирующих, а не на временное смягчение ее последствий.

Нет оснований засчитывать в антиинфляционные мероприятия те действия правительства, которые лишь трансформируют открытую инфляцию в ее скрытую форму. Особое внимание следует уделить выработке первоочередных антиинфляционных мер.

В качестве первоочередных антиинфляционных мер следует выделить:

повышение учетной ставки (ставка рефинансирования) и обеспечение ее положительного значения, повышение склонности населения к сбережениям;

сдерживание кредитной эмиссии в пользу убыточных государственных предприятий;

сокращение государственных расходов и обеспечение бездефицитного бюджета;

совершенствование налоговой системы и увеличение денежных поступлений в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества;

подавление в национальной экономике монополистических тенденций и развитие совершенной конкуренции;

стабилизацию обменного курса национальной валюты.

Обычно все такие мероприятия направлены на обеспечение финансовой стабилизации национальной экономики. Но более углубленная корректировка уже предполагает реформирование национальной экономики, проведение структурных сдвигов с учетом НТП, ликвидацию убыточных предприятий в государственном секторе.

Особая тема для обсуждения _ обоснованность установления административного контроля за соотношением уровня цен и уровня заработной платы.

Не исключено, что на исходном этапе борьбы с инфляционными ожиданиями государство может пойти на временное замораживание цен и уровня номинальной заработной платы. Но такие действия всегда предполагают широкое обсуждение в стране политики доходов, обоснованность привязки динамики доходов в реальном секторе экономики к динамике производительности труда, динамики доходов в других секторах (госслужащие, пенсионеры, военнослужащие) – к динамике доходов в реальном секторе.

В любом случке в современных условиях приближение к мировому уровню заработной платы предполагает достижение мирового уровня производительности труда. И наоборот, снижение производительности труда неизбежно вызывает снижение денежных доходов наемного персонала.

Из этого можно сделать вывод: современные антиинфляционные программы должны носить комплексных характер, предполагают реализацию антиинфляционных мероприятий на протяжении нескольких этапов.

^ 3. Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь
Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2009 год, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы неинфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.

Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

Цель краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.

Какие же существенные изменения произошли в Беларуси за 2009 год

Так в среднем за 2009 год ставка по новым срочным депозитам населения составила 20,2 % годовых. За январь-февраль 2010 года рублевые вклады населения в белорусских банках увеличились более чем на 1,17 триллиона Br, и на начало марта достигли почти 19,33 триллиона Br. А вот депозиты в иностранной валюте за февраль уменьшились на 28,8 миллиона долларов США. Это свидетельствует о росте доверия населения к национальной валюте и банковской системе в целом, а также к проводимой Национальным банком процентной политике, которая направлена на поддержание процентных ставок по срочным вкладам населения в национальной валюте на уровне, существенно превышающем как инфляцию, так и доходность сбережений в иностранной валюте. Несмотря на непростую ситуацию на международных рынках, Беларуси удалось принять достаточные меры, чтобы сбалансировать экспортно-импортные операции. Объем экспорта в 2009 г. составил более 60% к уровню 2008 г. Приложены максимальные усилия, чтобы минимизировать расходы на импорт в течение года. Выполнены все показатели социальной сферы: в полном объеме осуществлялись выплаты пенсий, стипендий и социальных пособий, профинансированы все государственные программы. Выполнен бюджет прошлого года. А снижение индекса потребительских цен в Беларуси в 2009 году эксперты связывают не только с оздоровлением национальной экономики после кризиса, но и со слабым потребительским спросом. На фоне проблем со снижением доходов граждане несколько умерили аппетиты, ограничив различные покупки, в том числе и за счет кредитных ресурсов. В свою очередь снижение спроса на различные товары и услуги не позволяло продавцам поднимать цены. Кстати, снижение потребительской активности – процесс достаточно инерциальный и может продолжиться и в нынешнем году. В 2010 году инфляция вполне способна оказаться даже ниже 9-11 %, запланированных на 2010 год. За период с 2008 по 2010 годы планировалось акционировать 519 предприятий, но позже правительство своими постановлениями несколько раз корректировало первоначальные планы, в основном – перенося сроки акционирования на более поздний период. В Беларуси в 2009 г. форму собственности сменили 169 предприятий республиканской собственности, на базе которых создано 108 открытых акционерных обществ. В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления. С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

В качестве меры, обеспечивающей эффективность проведения государственной антимонопольной политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом. Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений. Белорусская экономика – свежая глина, из которой, если захотеть можно вылепить всё что угодно, чем мы и занимаемся. Единственно чего нам не хватает – это опытной, умной, экономически и политически эрудированной команды гончаров. И пусть мне простят эту творческую вольность.
Заключение
Инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Это один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Инфляция, понимаемая таким образом, носит многофакторный характер: на ее оказывают воздействие и факторы денежного обращения, и факторы производства и предложения товаров.

В зависимости от различного размера роста цен различают четыре вида инфляции: деловую, умеренную, галопирующую и гиперинфляцию.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни и т.д.

Антиинфляционная политика в первую очередь направлена на устранение причин инфляции, поэтому главными её составляющими являются контроль и регулирование совокупного спроса и предложения.

Текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам в целом соответствует признакам финансовой стабилизации. Однако в экономике сохраняются мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.

Тем не менее, рассматриваемая проблема еще не решена в полной мере и поэтому сохраняется необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране. Управление инфляцией по-прежнему представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции, в основе которой лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

При написании работы использована специальная литература по макроэкономике, экономической теории, а также, учебные пособия, периодические издания. В курсовой работе я, прежде всего, рассмотрела материалы, касающиеся теоретических основ инфляции в Республике Беларусь, а именно рассмотрела сущность, формы, причины возникновении и факторы развития инфляции, антиинфляционную политику в современных условиях, ее сущность, причины и разработку антиинфляционных программ.

^ Список использованных источников



Книги

Статьи




Вечканов Г.С. Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008.-544 с.

Головачева А.С. Экономическая теория, практикум/ Минск «Вышейшая школа» 2006.-446 с.

Зенькова Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие – Мн.: «ИВЦ Минфина», 2009. – 380 с.

Ивашутин А.Л. Макроэкономика: учеб. пособие/ Минск: Алмафея, 2008. – 340 с.

Лемешевский И.М. Макроэкономика. Мировой опыт и Белорусская практика. – Мн.: «ФУАинформ», 2009.–720 с.
Деньги. Рынок. Инфляция. // Экономика. Финансы. Управление.- 2008.- №1.- С.67.

Злотникова, Е. Инфляционные последствия кризиса в Беларуси и странах Европы // Банковский вестник. – 2010. - №19. – С. 55-57.

Ковалев М. М. Как обуздать инфляцию? // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.8-15.

Тихонов А.О. Антиинфляционная политика: перспективы на 2001 год // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.31-37.

Швайко П. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.34-39.




Приложение

Основные индексы, отражающие динамику инфляции в Беларуси (в %).

Таблица 1

Год

Дефлятор ВВП

ИЦППП

ИПЦ

Официальный курс

Доллар

Евро

1995

761,9

561,5

809,3

11525




2000

285,3

285,6

268,6

800




2001

179,5

171,8

161,1

1420




2002

144,9

140,4

142,6

1804

1704

2003

130,7

137,5

128,4

2075

2353

2004

122,7

124,1

118,1

2164

2698

2005

118,9

110,0

108,0

2155

2684

2006

110,8

109,0

106,6

2146

2715

2007

112,1

116,8

112,1

2149

2959

2008

120,6

114,2

113,3

2137

3135





рис 1. Шоковая терапия


рис 2. Постепенное снижение инфляции



рис. 3 Модель роста цен на основе увеличения совокупного спроса


рис. 4 Инфляционный рис. 5 Дефляционный

разрыв разрыв



рис. 6 Модель роста уровня цен на основе повышения издержек


Скачать файл (4728.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru