Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпоры по антикризисному управлению - файл 1.doc


Шпоры по антикризисному управлению
скачать (770 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc770kb.15.12.2011 17:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Реклама MarketGid:
Загрузка...

Экономический кризис. Признаки кризиса: распознавание и разрешение. Термин «антикризисное управление».Социальная безопасность. Управление рисками. Организация антикризисного управления. Стратегия и тактика антикризисного управления. Обеспечение информационной безопасности. Правовые основы антикризисного управления. Список типовых решений по проектированию и разработке систем информационной безопасности. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация. Функции диагностики в антикризисном управлении. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития. Методы оценки инвестиционного риска.

^

Экономический кризис


(греч krisis — поворотный пункт) — резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы, и в итоге — в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.
^

Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения


    В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Существует точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом имелись даже такие теоретические положения, что при социализме не существуют кризисы – есть только «трудности роста».
    Многие годы в нашей стране само понятие кризиса являлось скорее идеологическим понятием, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства.
    Некоторые полагают, что понятие кризиса относится лишь к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия существуют только менее или более острые проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления. Эти проблемы якобы не свидетельствуют о кризисе развития, они не вызваны объективными тенденциями, хотя и обусловлены некоторыми внешними причинами.
    Такие представления могут иметь весьма негативные последствия: если с этих позиций рассматривать управление фирмой, то при разработке, например, стратегии ее развития нет необходимости предвидеть и учитывать возможность кризиса. Насколько реальной при этом будет стратегия, если в действительности кризисы закономерны?
    Понятие кризиса теснейшим образом связано и с понятием риска, которое в той или иной мере влияет и на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из управления предположение и ожидание кризиса – и пропадет острота восприятия риска и станут неожиданными (и от этого еще более тяжелыми) не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки.
    Можно взглянуть на проблему кризиса и в ином ракурсе.
    Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.
    Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.
    Развитие – это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.
    Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Эту связь можно видеть в ее характеристиках и показателях (рис. 1.1).
    Например, функционирование социально-экономической системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. При этом функционирование социально-экономической системы возможно лишь при определенном соответствии этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соответствовать интересам и потребностям человека. Все это условия функционирования.
    Развитие характеризует изменения предмета, средств труда и человека. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия ее функционирования. Фактом развития являются повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии. При этом, конечно, меняются и условия функционирования социально-экономической системы.
    Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, что и отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и в тоже время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления.



^ Возникновение опасности кризиса в социально-экономической системе (организации)

    Вопросы для размышления
    1. В чем проявляется опасность кризиса? Каковы ее симптомы?
    2. Как соотносятся управление функционированием организации и управление ее развитием?
    3. Что такое жизнеспособность организации?

    Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, но их возникновение обусловлено не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы.
    Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития – они могут возникать и в самих процессах функционирования. Это, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, точными технологиями и условиями ее использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура и пр.).
    Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
    Причины кризиса могут быть объективными, связанными с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации; субъективными, отражающими ошибки и волюнтаризм в управлении; природными, обусловленными особенностями климата, землетрясениями и др. (рис. 1.2).
    Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Например, для фирмы внешние причины кризиса могут быть связаны с тенденциями и стратегиями макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политическими ситуациями в стране, а внутренние причины – с рискованными стратегиями маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
    Если понимать кризис таким образом, то можно констатировать, что опасность кризиса существует всегда, что его необходимо предвидеть и прогнозировать.
    В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия – возможно, обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса, может быть, даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция.
    Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться и определенными политическими причинами. Вообще последствия кризисов теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.
    Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него.



Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.
    Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и характером антикризисного управления, которое может или смягчать, или обострять кризис. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности (рис. 1.3).
    Во многих случаях спасает энтузиазм. Но энтузиазм не может давать продолжительного эффекта, хотя исключать его из программы антикризисного управления не следует. При этом надо понимать, что энтузиазм бывает различным по своим истокам, национальным особенностям, традициям культуры и т. д. Если энтузиазм используется для прикрытия грубых ошибок и корыстных целей, но не способствует снятию кризисных напряжений.


^

Признаки кризиса: распознавание и разрешение


    Классификация кризисов имеет большое значение в их распознавании, а следовательно, и успешном управлении ими. Классификационные признаки реального кризиса могут рассматриваться и как его параметры, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения.
    Социально-экономическая система является саморегулирующейся системой. Это значит, что в ее существовании действуют механизмы восстановления необходимого и относительного равновесия. Но ведь управление потому и существует, что, с одной стороны, оно является частью этих механизмов, а с другой, оно необходимо для того, чтобы, опираясь на эти механизмы обеспечивать менее болезненное и более последовательное с точки зрения интересов человека развитие социально-экономической системы.
    Но это возможно только в том случае, если будут известны тенденции поведения и развития социально-экономической системы, ее характеристики и признаки состояния, наступления определенных фаз этого состояния и этапов объективного развития.
    Преодоление кризисов – управляемый процесс. Об этом свидетельствуют многие кризисы, происходившие в истории развития человечества, производства и экономики. Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления.
    Признаки кризиса дифференцируются прежде всего по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза проявления (рис. 1.5).
    В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Существование и характер такой взаимосвязи могут многое сказать и об опасности кризиса, и о его характере.
    В управлении социально-экономической системой должен функционировать так называемый мониторинг антикризисного развития. Это контроль процессов развития и отслеживание их тенденций по критериям антикризисного управления. Ведь существует предсказание погоды, землятресений, солнечной активности. Этим занимаются специальные службы. Почему же в системе управления не может быть аналогичных служб?



 
    Рис. 1.5. Ключевые характеристики оценки кризиса
 
    Но для такого предсказания необходим четкий набор признаков и показателей кризисного развития, методология их расчета и использования в анализе. Предсказание кризисов возможно только на основе специального анализа ситуаций и тенденций. Вообще в распознавании кризисов участвуют все показатели оценивания состояния социально-экономической системы.
    Распознавание строится как на действующих в управлении показателях, так и на специализированных, которые, вероятно, в будущем еще придется разрабатывать. Например, снижение производительности труда или эффективности производства не может не отражать возможность кризиса. Оно может быть случайным и эпизодическим, но может и свидетельствовать о тенденции кризисного развития.
    Существующая в настоящее время система показателей не была ориентирована на распознавание кризисов. Она работала на управление ситуациями последовательного и «неуклонного» (так, по крайней мере, считалось в нашей стране) развития. Поэтому необходима разработка новых, по-видимому, синтетических показателей для того, чтобы более точно и своевременно определять вероятность и момент кризисных ситуаций.
    Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология их конструирования и практического использования. В современном механизме управлении это является его наиболее слабым звеном. Речь идет в конечном итоге о методологии распознавания кризиса во всех аспектах этого процесса: цель, показатели, их использование в анализе ситуаций, практическая ценность предвидения кризисов.
    Методология распознавания кризиса теснейшим образом связана с организацией этой работы, т. е. с наличием специалистов, определением функций их деятельности, вынесением рекомендаций или решений, взаимодействием в системе управления. Предполагается подготовка и наличие не только так называемых антикризисных менеджеров, но и специализированных в этой деятельности аналитиков.
    Распознавание и предвидение кризисных ситуаций сегодня в связи с большой сложностью управления и увеличивающихся масштабов производственной деятельности должны быть поставлены на профессиональную основу. Преодоление кризисов зависит от методики анализа кризисных ситуаций и наличия специалистов в области антикризисного управления. Профессионализм управления должен проявляться не только в нормальных, обычных условиях, но и в условиях повышенного риска, экстремальных ситуаций, кризиса.
^ Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Многие считают, что причиной его возникновения явилось реформирование экономики в России и постепенное вхождение ее в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что только новый тип управления способен вывести экономику из кризиса. Это управление и получило название антикризисного. Но название названием, а суть такого управления вызывает большие дискуссии. Кризис, каким бы глубоким он ни был, все-таки когда-нибудь пройдет – история экономического развития многих стран подтверждает это. Значит, надобность в антикризисном управлении отпадет, поскольку этот тип управления имеет временный характер или сугубо прагматическое значение? Зачем же тогда его изучать, строить научную концепцию и даже готовить специалистов в системе высшего образования?
    Конечно, обострение кризиса в России вызвало потребность в построении эффективного антикризисного управления. Это заказ практики. Но и тенденции развития науки управления приводят нас к необходимости построения такой концепции. Ее посылками являются понятия управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие. В своей совокупности они отражают реальную опасность кризиса в любом, даже самом успешном управлении.
    Полезно задуматься и над тем, что такое кризис, когда и почему он возникает, какова его структура? Тогда станет ясно, что кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. И это тенденция его периодического возникновения объективна. Возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного кризиса в другой, возможен выход из кризиса, который не исключает его опасность возвращения в настоящем и возникновения в будущем. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только тенденции развития экономики рождают кризисные ситуации.
    На разных этапах развития общественного сознания отношение к кризисам было различным. Существовало представление о том, что кризис в общественном развитии является всегда последствием природных явлений; согласно другой позиции кризис – это порождение самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия. К.Маркс доказывал, что источником кризисов является экономика, основанная на частной собственности и влияющая, таким образом, на структуру и столкновение интересов. Отсюда часто делался вывод, что если изменить экономические основы общества, исчезнут и кризисы. Но ведь не исчезнут природа, человек, развитие. Может измениться лишь характер кризиса, но он не может исчезнуть вообще. Каким бы совершенным не было всеобщее планирование, нельзя предусмотреть все, что определяет опасность кризиса – природные процессы, совершенствования человека, изменение интересов, а следовательно и отношений между людьми, истощение ресурсов, политическую обстановку в мире и пр.
    Однако наступление кризиса определяется не тем, какими понятиями мы оперируем, а реальными тенденциями развития производства и экономики в целом, потребностями их периодической реконструкции. А глубина и характер кризиса зависят от управления, т. е. возможностей при решении проблем предвидеть и смягчать кризисы, использовать их во благо развития.
    Известно, что основной потребностью современного управления и главным фактором его эффективности является профессионализм, который, в свою очередь, определяется подготовкой специалистов, способных предвидеть, своевременно распознавать и успешно решать все проблемы развития. Вот почему в процессе подготовки менеджеров возникла потребность изучать специальный курс «Антикризисное управление».
    В пока еще немногочисленных учебниках и учебных пособиях по антикризисному управлению реализуются различные подходы и концепции антикризисного управления. Одни авторы рассматривают антикризисное управление как проблему исключительно макроэкономического масштаба, совершенно упуская из виду, что кризисы возникают в отдельной организации и не всегда зависят от общей экономической обстановки; другие анализируют только экономические аспекты кризиса и оставляют в стороне социальные, политические, психологические, организационные, управленческие, природные и другие аспекты.
    В данном учебнике предпринята попытка рассмотреть антикризисное управление во всем комплексе его проблем, связанных с государством, экономикой, производством, организацией, человеком. При этом принимаются во внимание не только возможные масштабы кризиса, но и его различные формы, содержание, причины и последствия.
    Учебник построен по логической схеме последовательного углубления знаний, а также их дополнения, конкретизации и детализации по отдельным характеристикам, имеющим решающее значение в понимании всех процессов возникновения и разрешения кризисов.



 
    Рис. 1. Концепция антикризисного управления
 




^ Социальная безопасность — это и качество социальной инфраструктуры, и ее развитие, качество услуг населению, доступность социальных услуг для большинства населения.

В обеспечении социальной безопасности имеет значение также качество окружающей среды: экологическая устойчивость, снижение рисков и возможного ущерба от природных и техногенных катастроф, дискомфортности жизни населения в экстремальных и суровых климатических условиях.

Социальная безопасность включает обеспечение безопасности жизни населения — предотвращение насилия и преступлений против личности и собственности, снижение рисков и возможного ущерба от террористических и иных угроз.

Важным индикатором ее является удовлетворенность людей своей жизнью: улучшение социального самочувствия, отсутствие расхождений в представлениях о качестве жизни общества и власти.

Наконец, социальная безопасность определяется уровнем жизни населения, реальными доходами, обеспеченностью жильем, преодолением бедности и допустимым уровнем социально-экономического неравенства.

Сегодня социальные проблемы в России должны решаться путем повышения качества и уровня жизни людей, и это объединяет все эти приоритетные программы. Именно в этих целях Президентом были предложены национальные проекты.

И сельское хозяйство, и жилье, и здравоохранение, и образование — это были «безжизненные» сферы жизни, в которых накопилось слишком много проблем, связанных, в том числе и с социальной безопасностью страны. В октябре 2007 года на конференции «Социально-экономическое развитие России: новые рубежи» Д. А. Медведев так охарактеризовал двухлетние итоги-выполнения приоритетных национальных проектов: «…Ни у кого не было иллюзий с самого начала, что эти проекты не панацея от десятилетиями копившихся проблем. Институциональные преобразования и в экономике, и в социальной сфере требуют длительного времени — это очевидно. Но их главная-задача — катализировать, подтолкнуть преобразования в этой сфере. И таким образом просто стать технологией работы в самых запущенных отраслях нашей жизни. И вот именно эта — ограниченная — задача, на мой взгляд, выполнена. И ни у кого не должно возникать сомнений, что инвестиции в человека — наш долгосрочный приоритет».

Опыт реализации национальных проектов позволил уже сегодня обсуждать, в какой именно форме государство и общество должны продолжить развитие институтов и формирование социальной инфраструктуры по заявленным приоритетам.

Эти приоритеты необходимо рассматривать в качестве стержня, вокруг которого разворачивается дальнейшая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей. Сами эти-проекты могут меняться, а их направленность на обеспечение достойной жизни и повышение творческих возможностей человека остается нашим долгосрочным приоритетом.

Социальные и экономические факторы способствуют ограничению рождаемости. В большинстве российских семей рождение ребенка автоматически переводит семью в число бедных. Поэтому важно создать комплексную систему эффективного социального сопровождения семей с детьми. И серьезный технологией преодоления сложившейся ситуации станет повышение зарплат-до уровня реальной стоимости жизни. Конечно, при этом возрастет и база налогообложения, выплат в фонды обязательного социального и медицинского страхования, Пенсионный фонд, но все-это вернется доходами семей.

Пронзительной темой демографической политики является сиротство, социальное сиротство, обеспечение законных прав таких детей. И это тоже один из основных элементов работы в Год семьи.

Мы должны обеспечить более эффективное регулирование всего комплекса вопросов опеки и попечительства в нашей стране на основе минимальных государственных стандартов организации-работы и деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних. В том-числе регулирование системы устройства детей в патронатные семьи. Нужен федеральный закон о введении патронатного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Нельзя допустить, чтобы гарантии и права в приемных и патронатных семьях настолько были дифференцированы в масштабах всей страны. Назрело также обновление норм Семейного и Гражданского кодексов Российской Федерации, посвященных приемной семье.

Институт приемной семьи надо всячески развивать и оказывать ей должную материальную и моральную поддержку. Поддержка семей усыновителей, опекунов, приемных и патронатных семей должна осуществляться не только государством. Обществу тоже предстоит научиться относиться к людям, принявшим на воспитание ребенка-сироту, как к заслуживающим всемерного уважения. Отмечу, что во многих-регионах целенаправленно проводятся кампании, направленные на формирование позитивных представлений. Угрозу национальной безопасности России создают также глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малоимущих граждан.

В последнее время появились исследования, вскрывающие более глубокие стороны российской бедности и социального неравенства. Так, если проанализировать положение граждан не только по доходам, но и по жилищной обеспеченности, вскрываются гораздо более высокие масштабы материального неблагополучия и социальной дифференциации в стране. Численность самого нижнего класса бедных, по оценкам ВЦУЖ, составляет порядка 42%, или около 60 млн. человек. Драматизм ситуации очевиден. К сожалению, до сих пор практически не удалось выработать, сколько нибудь серьезно обоснованных стратегических подходов к проблеме преодоления бедности и снижения социально-экономического неравенства. Хотим здесь подчеркнуть необходимость внесения существенных корректив в политику доходов:

  • отказаться от политики «дешевого» работника в большинстве отраслей экономики, недооценки доходов от трудовой деятельности и снижения-доли заработной платы в доходах населения;

  • значительно ускорить приближение минимальных социальных стандартов (минимальный размер оплаты-труда, базовая пенсия и др.) не только к прожиточному минимуму соответствующих групп населения, но и к восстановительному потребительскому бюджету, обеспечивающему нормальное воспроизводство работающих по найму, пенсионеров, малообеспеченных и многодетных семей и др. категорий населения;

  • восстановить прогрессивную шкалу налогообложения личных денежных доходов, так как это делается в подавляющем большинстве развитых стран;

  • создать для населения и организаций условия, при которых они были бы-заинтересованы в легализации своих доходов;

  • развивать механизмы регулирования трудовых и предпринимательских доходов на основе системы социального партнерства (генеральное тарифное соглашение, отраслевые соглашения, профессиональные соглашения и др.). Все это надо решать в рамках разработки Стратегии социального развития как стратегии социальной безопасности, где одной их центральных задач должно стать преодоление бедности в ее нынешнем виде и снижение социально-экономического неравенства. Жилищная проблема остается ключевой в системе социального обеспечения-военнослужащих. Для решения жилищной проблемы необходимо не только разработать и принять дополнительные меры по увеличению ассигнований, направляемых на финансирование строительства жилья, но и осуществить переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих.

Ориентирами достижения долгосрочных целей социальной политики должны стать стандарты качества жизни россиян, которые на государственном уровне гарантировали бы нам качество и безопасность жизни и здоровья, социальную безопасность стариков, детей-инвалидов, предсказуемость и устойчивость развития всех слоев нашего общества.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (770 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru