Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Гуманистическая модель в социальной работе - файл 1.doc


Гуманистическая модель в социальной работе
скачать (156 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc156kb.15.12.2011 17:57скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

  1. Гуманистическая психология…………………………………………….3

    1. Основные принципы гуманистической психологии……………..3

    2. Гуманистическая модель личности А. Маслоу……………...........7

    3. Гуманистическая модель личности К. Роджерса………………..16

  2. Технологии социальной работы, основанные на гуманистической модели личности…………………………………………………….........21

  3. Пример использования техники активного слушания…………………24

Заключение………………………………………………………………….........27

Список литературы…………………………………………………………........28


Введение

Современное российское общество подвергается мощным психологическим травмам: количество людей, вынужденных обращаться к психологам, за последние 4-5 лет возросло в 1,5 раза. Социальные катаклизмы вызывают неврологический синдром, который поражает не только отдельные лица, но и целые слои общества. Поэтому так остра необходимость развития системы психологической помощи населению, подготовки квалифицированных специалистов, владеющих технологией работы в этой области.1

Психология предоставляет большие возможности использования в социальной работе различных методов воздействия на личность.

В данной работе автор расскажет о гуманистическом направлении в психологии, а также о технологиях социальной работы, ориентированных на гуманистической модели личности.


^ Гуманистическая психология

Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология – относительно новое направление в современной персонологии начала ХХ века, возникла как «третья сила», альтернативная психоанализу и бихевиоризму.

Это направление появилось в США в 40-х годах и строилось на основе философской школы экзистенционализма, изучавшей внутренний мир, экзистенцию человека.1

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, – это концепция становления, согласно которой, человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе роста.2

Гуманистическая психология направлена на то, чтобы помочь человеку найти себя, улучшить качество жизни, восстановиться после психологических травм, избавиться от психосоматических заболеваний, преодолеть непонимание в отношениях с близкими.

Е. В. Кулебякин пишет: «Гуманистический подход к человеку представляет его в качестве в высшей степени личностного существа. Основная установка гуманистической персонологии – человек по своей природе – это самодостаточное существо, обладающее внутренней способностью к самосовершенствованию, к прогрессивному развитию, активный творец своей судьбы».3

Основные принципы гуманистической психологии:

1. Индивид как единое целое.

Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое - человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

2. Неуместность экспериментов на животных.

Человек - это совершенно особый вид живых существ. Изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (например, идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина), а также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку, науку и другие творения разума.

  1. Внутренняя природа человечества.

В отличии от Фрейда, который с пессимизмом размышлял о судьбе человека (по причине того, что человек находится во власти бессознательного), те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна.1

  1. Творческий потенциал человека.

Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Так, Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, он рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Однако он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате "окультуривания" (чему во многом способствует официальное образование). К счастью, некоторые люди сохраняют свою свежую, наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял это качество, способны со временем восстановить его.1

  1. Акцент на психическом здоровье.

Если прежде психологов больше всего интересовала проблема душевных расстройств, то гуманистическая психология направлена преимущественно на задачу исследования душевного здоровья, позитивных душевных качеств. Сосредоточив внимание лишь на темной стороне человеческой психики и оставив в стороне такие чувства, как радость, удовлетворение и тому подобные, психология игнорировала как раз те аспекты психики, которые во многом и составляют человеческое существо. Так, по мнению А. Маслоу, нельзя понять природу психического заболевания, если не поймем, что такое психически здоровое. Основой развития психологии должно быть изучение полноценных самоактуализирующихся людей, их нормальной здоровой психики.2

Таким образом, в гуманистической психологии каждый человек рассматривается как уникальная, целостная, постоянно развивающаяся, позитивная личность.


^ Гуманистическая модель личности А. Маслоу

А. Маслоу по праву считался «духовным отцом» гуманистической психологии. Именно им были разработаны важнейшие теоретические положения этого направления - о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.1

Всю свою психологическую работу Маслоу связывает с проблематикой роста и развития личности, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическому благополучию. Он настаивает, что адекватная и жизнеспособная теория личности должна касаться не только глубин, но и высот, которых способен достичь каждый индивидуум.2

Так, по словам А. Маслоу «жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски самотождественности и самостоятельности, жажда прекрасного (и другие способы выражения стремления "наверх") сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию».3

Мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.1

Так, самой важной частью теории Маслоу является модель иерархии потребностей (пирамида Маслоу), включающей полный набор мотиваций человека.

Рис. 12

^ 1. Базовые (физиологические) потребности:

Физиологические потребности (голод, жажда, сон, секс и пр.) – самые жизненноважные, самые мощные из всех потребностей, они обладают самой большой движущей силой по сравнению со всеми прочими потребностями. На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим прежде всего потребностями физиологического уровня. Маслоу пишет: «Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный». 3

^ 2. Потребность в безопасности.

После удовлетворения физиологических потребностей место в мотивационной жизни человека занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).

Клинические исследования показывают, что настороженность, страх, тревога, напряженность, нервозность, постоянная дрожь в коленках – все это следствия фрустрации потребностей уровня безопасности.1

^ 3. Потребность в принадлежности и любви.

После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток.

Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии. Практически все теоретики психопатологии сходятся во мнении, что в основе нарушений адаптации лежит неудовлетворенная потребность в любви и привязанности. 2

^ 4. Потребность в признании.

Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение», когда человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы. 1

Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у человека чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

^ 5. Потребность в самоактуализации.

Маслоу пишет: «Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации».2 Формы, в которых проявляется эта потребность, весьма различны, в зависимости от того, что представляет собой человек.

Таким образом, в основе представленной схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.

Приведенная выше иерархия потребностей — не жесткая, не ограниченная. Потребности разных людей могут быть совершенно разными. Например, у одного человека может быть более развита потребность в самоактулизации, чем в любви, другой может навсегда так и остаться на нижних уровнях потребностей.

Так, Маслоу пишет: «На самом же деле, почти о любом здоровом представителе нашего общества можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Наше представление об иерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и скажем, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви – на 50%, потребность в самоуважении – на 40%, а потребность в самоактуализации – на 10%».1

В общих чертах определял понятие самоактуализации как «полное применение талантов, способностей, потенциалов и т. д.»

Самоактуализация — не застывшее состояние. Это действующий процесс, при котором способности индивида применяются полностью, творчески и радостно. Маслоу пишет: «Я думаю о самоактуализируемом человеке не как об обычном человеке, которому что-то добавилось, а, скорее, как об обычном человеке, у которого ничего нельзя отнять. Средний человек — это человеческое существо в расцвете сил с размытыми и зажатыми силами и способностями».2

Маслоу считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности.1

Маслоу сознательно изучал только таких людей, которые не были подвержены неврозам и у кого не было эмоциональных нарушений. Он пришел к выводу, что психически здоровые люди независимы, могут принимать себя такими, какие они есть, у них нет внутренних конфликтов и они способны наслаждаться как игрой, так и работой. Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся субъекты находили удовольствие в жизни, несмотря на боль, печаль и разочарования. Они проявляли больше заинтересованности, у них было меньше страха, тревоги или ощущения бесцельности существования. Тогда как остальные люди лишь в редкие моменты жизни испытывали радость, ощущение триумфа или переживали вершинный опыт, самоактуализирующиеся люди, казалось, наслаждались жизнью в целом.

Маслоу описывает восемь путей, которыми может самоактуализироваться индивид, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.

  1. Концентрация.

Прежде всего, при самоактуализации жизнь должна быть полной, яркой, беззаветной при полной концентрации и абсолютном усвоении. Обычно, мы не осознаем, что происходит в нас и вокруг нас. Однако, и у нас бывают такие возвышенные моменты осознания чувства слияния со всем миром, моменты, которые Маслоу назвал бы самоактуализирующимися.2

  1. Выбор роста.

Если мыслить жизнь как процесс принятия решений, то самоактуализация означает, что в каждом решении мы делаем выбор в пользу роста. Нам часто приходится выбирать между ростом и безопасностью, между прогрессом и регрессом. Выбирать безопасное – значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устарелым и смешным. Выбирать рост – значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать столкнуться с неизвестным.

  1. Самопознание.

Актуализироваться – значит становиться действительным, фактически осуществлять свои потенциальные возможности. Под "собой", "самостью" или "Я" человека Маслоу подразумевает ядро, сущностную природу индивида, куда входят темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация – это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

  1. Честность.

Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Каждый раз, когда мы обращаемся за ответом внутрь, мы соприкасаемся со своим внутренним Я. 1

  1. Суждение.

Первые 4 пункта помогают развить способность "выбирать в жизни лучшее". Мы учимся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что благодаря этому индивид выбирает лучшее из того, что для него конституционно правильно, – как в области искусства, музыки и пищи, как и в серьезных жизненных вопросах, таких как выбор спутника жизни или профессии.

  1. Саморазвитие.

Самоактуализация представляет собой также постоянный процесс раскрытия своих потенциальных возможностей. Это означает применение своих способностей и разума и "работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать". Большой талант или разумность – не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, в то время как другие, может быть со средними талантами, сделали невероятно много. Самоактуализация – это не "вещь", которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.1

  1. Отсутствие защиты для собственного «я».

Дальнейший шаг самоактуализации – это выявление своих "защит" и работа по освобождению от них. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образа себя и образы внешнего мира посредством подавления, проекций и других механизмов защиты. 2

Стремление к самоактуализации не может проявиться, пока у индивида доминируют потребности более низкого уровня, такие, как потребность безопасности или потребность в уважении

Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по сравнению с физиологическими потребностями и потребностями в безопасности, уважении и пр. Процесс самоактуализации может быть ограничен:

  1. негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивном поведении;

  2. социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений;

  3. внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя.1

Таким образом, с точки зрения психологии Маслоу, каждый человек имеет потребность и способности к самоактуализации – росту, развитию, гармонии с собой и окружающим миром. Однако, для того, чтобы у него возникла потребность в самоактуализации, должны быть удовлетворены потребности, находящиеся на более низком уровне.
^ Гуманистическая модель личности К. Роджерса

К. Роджерс оказал значительное влияние как на психологию и психиатрию, так и на образование. Он создал клиенто - центрированную терапию, был инициатором создания групп встреч, одним из основателей гуманистической психологии, а также являлся ведущей фигурой в первых личностно-центрированных группах, работавших над разрешением межнациональных политических конфликтов.1

В теории Роджерса делается попытка понять, как человек воспринимает мир, в ней уделяется пристальное внимание концепции себя и переживаниям, связанным с собой, а также подчеркивается важность тенденций, способствующих росту, присущих всем людям.2

Идеи Роджерса имели поразительное влияние на такие сферы, как социальная работа, уход за больными, семейное консультирование, групповая динамика и образование. Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, она конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.

Роджерс пишет: «Мне мало симпатична довольно распространенная концепция о том, что человек в основе своей иррационален, а следовательно, если его импульсы не контролировать, они могут привести к разрушению его внутреннего Я и причинить вред окружающим. Поведение человека отличается абсолютной рациональностью: он двигается к целям, которых старается достичь, по хитроумной и упорядоченной системе. Трагедия для большинства из нас заключается в том, что защиты, которые мы сами себе выстраиваем, не дают нам осознать эту рациональность, из-за чего мы думаем, будто двигаемся в одну сторону, а на самом деле двигаемся в другую».1

Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим.

Роджерс считал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости.

Основополагающим во всех трудах Роджерса является утверждение, что человек, наблюдая и оценивая свой собственный опыт, познает самого себя. При этом жизненный опыт человека является неотъемлемой частью его «я» и лучше всего может быть известен только ему самому.2

Эта область опыта, уникальная для каждого индивида. Она избирательна, субъективна и совершенна, ограничена только психологическими и биологическими пределами.

По словам Роджерса, «она содержит все, что происходит за внешней оболочкой организма в любой момент времени и все, что потенциально можно осознать».3 Также в неё входят события, представления и ощущения, о которых человек не знает, но может узнать, если сосредоточится.

Область опыта и есть реальный мир человека, даже если другие его таковым не представляют.

Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией к актуализации. Он представляет собой "свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и раскрывать личность".

Роджерс полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция к актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Далее некоторые существенные признаки определяют тенденцию к актуализации как "один центральный источник энергии в организме человека". Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция). На организменном уровне тенденция к актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция к актуализации действует на психические процессы, относящиеся к Я, имеет еще большее значение. Тенденция к актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека к самостоятельности и самодостаточности.1

Наиболее необходимым аспектом тенденций к актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы.1

Хотя стремление к самоактуализации и носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение. Особое значение Роджерс придавал взаимоотношениям мать-дитя, поскольку они существенным образом влияют на рост самосознания ребенка. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке (позитивное внимание), то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (условно позитивное внимание), то подобный подход скорее всего интериоризируется в психике ребенка, и последний будет чувствовать себя стоящим внимания и любви лишь в определенных ситуациях. В этом случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет полностью проявить все аспекты своего Я, поскольку некоторые из них отвергаются матерью.2 Таким образом, первым и непременным условием здорового развития личности является безусловное позитивное внимание к ребенку. Мать должна проявлять свою любовь к ребенку и полное его приятие вне зависимости от того или иного его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Только в этом случае личность ребенка развивается полноценно, а не ставится в зависимость от тех или иных внешних условий. Таков единственный путь, позволяющий человеку в итоге достичь самоактуализации. Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и самостоятельным.1 Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

  • открытость по отношению к опыту любого типа;

  • намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;

  • способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;

  • чувство свободы в мыслях и поступках;

  • высокий уровень творчества.

Таким образом, актуализирующая тенденция в понимании Роджерса, это врожденная тенденция организма развиваться таким образом, который служит сохранению или укрепляющему развитию организма. Стремление к самоактуализации заложено в каждом человеке природой.

^ Технологии социальной работы, основанные на гуманистической модели личности

Варианты психологической помощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, когда применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности методы, соответствующие индивидуальности конкретного человека и учитывающие его социальные потребности и интересы.1

Гуманистический подход к пониманию человека в деятельности социального работника служит одним из ключевых факторов успешности его профессиональной деятельности.

Социальная работа в этой модели проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации.

Для этого можно использовать модель, разработанную К. Роджерсом - личностно-центрированное (клиент-центрированное) консультирование. Главная цель консультирования - снятие психологических проблем клиентов, устранение барьеров, мешающих человеку жить полнокровной свободной жизнью, быть удовлетворенным своей судьбой, жить в соответствии со своей внутренней человеческой природой, быть полноценной личностью.2

Сущность терапевтического процесса в концепции клиент-центрированной терапии состоит в том, что клиент сам осуществляет те изменения в своем поведении и своих отношениях, которые для него являются важными и необходимыми, на основе осознания этих проблем. Социальный работник должен объяснить клиенту, что понять себя, а следовательно, и свои проблемы можно, только общаясь с другими людьми, и что человек должен действовать в соответствии со своим решением; убедить клиента в том, что он стремится помочь ему выбрать стратегии действия, подчеркивая важность определения каждым человеком своего предназначения в жизни.1

В процессе работы с клиентом терапевт не должен навязывать ему своего мнения, а должен стараться подвести его к правильному решению, которое клиент примет сам. В результате такой работы и происходит то "озарение", которое помогает переструктурировать самооценку, что дает возможность человеку принять себя и окружающих, наладить общение с окружением, снять напряжение.

Основные положения терапевтического процесса можно свести к следующему:     

1. необходимо использовать стремление клиента к изменению своего положения;

2. в процессе терапевтического взаимодействия акцентировать внимание на эмоциональных аспектах, а не на интеллектуальных;

3. ориентировать терапию на непосредственную ситуацию, которая складывается между терапевтом и клиентом (принцип «здесь и теперь»), а не а прошлый опыт клиента (в этой связи диагностика не используется в терапевтическом процессе, так как она препятствует росту клиента);

4. опираться на инициативу клиента, участие терапевта минимальное; 5. основные технологии, которые следует использовать в работе с клиентом — отражение чувств, эмпатическое слушание, перефразирование, комментарии. Техника перефразирования - возвращение другими словами, как правило, в более сжатой и ясной форме сути когнитивного содержания высказывания клиента.

^ Отражение чувств - это отзеркаливание и словесное обозначение вербально или невербально выраженных клиентом эмоций (произошедших в прошлом, переживаемых в настоящий момент или предполагаемых в будущем) с целью фасилитации их отреагирования и осмысления.1

^ Техника активного (эмпатического) слушания основывается на понимании слушания, как активного процесса, требующего концентрации внимания, памяти, воли. Активное слушание предполагает, что в процессе общения внимание обращается не только на то, что говорят, но и на то, как говорят, в каком эмоциональном состоянии находится человек.

Так, К. Роджерс определяет эмпатическое слушание «как умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть, правильно ли мое понимание».2

Во время эмпатического слушания клиента социальный работник психологически отождествляет себя с ним, но одновременно, оставаясь в своей роли, продолжает думать, анализировать, размышлять над тем, что ему говорит клиент.

Для наиболее точного эмпатического слушания необходимо:

  1. сосредоточиться на вербальных и невербальных сообщениях и формах эмоциональной экспрессии другого человека.

  2. формулировать ответы в форме, наиболее понятной собеседнику.

  3. использовать эмоциональный тон, соответствующий тону, взятому собеседнику.

  4. понимать эмоциональное состояние другого, уточнять и расширять смысл его сообщения. Это поможет собеседнику выразить чувства, которые до этого он выразить не мог.

  5. осознавать чувства и мысли, которые не были прямо выражены собеседником, но подразумевались в сообщении.3

К. Роджерс считал, что «эффективность консультирования определяется, прежде всего, качеством межличностного общения консультанта с клиентом». Поэтому при личностно-центрированном консультировании особое значение имеет сам процесс общения консультанта и клиента, их мысли и чувства, а не использование каких-то методик и приемов консультантом. Для изменения негативного восприятия Я-концепции клиентов, их коррекции и реабилитации, восстановления конгруэнтности необходимы следующие шесть условий:

1) между консультантом и клиентом должен быть психологический контакт; 2) клиент должен находиться в состоянии неконгруэнтности и быть уязвимым или встревоженным;

3) консультант должен быть «конгруэнтен или интегрирован в данные отношения»;

4) консультант должен «безусловно позитивно относится к клиенту»;

5) консультант должен «эмпатически систему взглядов клиента и стремиться об этом клиенту»;

6) консультант должен уметь адекватно донести до клиента свое эмпатическое понимание его и безусловное позитивное отношение.

Важнейшее из данных условий - конгруэнтность консультанта, его умение быть открытым, прозрачным, искренним в беседе с клиентом, относиться к нему не как к объекту, а как к равноправному участнику консультирования, не прятаться за маской специалиста, уметь разделять чувства и мысли клиента.1 Таким образом, наиболее применяемой технологией социальной работы, основанной на гуманистическом подходе к личности, является технология активного слушания.

^ Пример применения технологии активного слушания

К специалисту обращаются родители подростка, мальчика, 14 лет. Жалуются на грубость, холодность со стороны сына; мальчик прогуливает школу, связался с «дурной» компанией, ничего не хочет делать дома. Встречаемся с подростком. Пытаемся проникнуться ситуацией, «поставить себя на его место». В ходе беседы выясняется, что мальчик родом из многодетной семьи (он старший из 4 детей). С 6 лет активно помогает в уходе за младшими (гуляет, кормит, играет с ними). Родители много работают, дети остаются на попечении няни. Также, в связи с переездом в другой город, мальчик пошел в новую школу, в которой у него не заладились отношения со сверстниками и учителями. Зато нашлась компания, в которой его «понимают» («трудные» дети, из неблагополучных семей). Конечно, родители негативно относятся к прогулам и новой компании сына. Разговора не получается, т.к. родители настроены довольно агрессивно, не пытаются понять истинных причин поведения своего ребенка, списывая все на лень, непослушание сына. Постепенно, в ходе беседы проясняется картина такого поведения подростка. Родители, уделяя много времени работе, младшим детям, «позабыли» о еще одном своем ребенке, старшем. Они слишком рано поставили мальчика на одну ступень рядом с собой. Даже в 14 лет, он все еще ребенок. Плюсом к этому, добавляется переход в новую школу, в новый класс, в котором уже сложились свои «правила», и новичок в них не вписался. К тому же, у мальчика намечается возрастной кризис. В результате, подросток, обделенный положительным вниманием со стороны родителей и сверстников, замыкается в себе, находит хоть и дурную, но понимающую его компанию. Мальчик говорит, что очень хотел бы помириться со своими родителями, проводить больше времени с ними, но не знает как правильно сделать это. В ходе разговора с родителями выясняется, что, действительно, они много работают, чтобы содержать своих детей; после работы времени хватает только на младших, т.к. старший уже вроде как вырос. Тем не менее, в ходе беседы, они осознают, что подросток нуждается в их внимании и любви, также, как и младшие дети. Специалист предлагает родителям больше времени проводить вместе – делать то, чего давно уже не делали – читать, гулять, ходить в кино и т.д. Терпимее относится к частым перепадам в настроении сына, учитывая возрастной кризис. Также, попытаться поговорить с учителями и одноклассниками в новой школе ребенка, если же их отношение к ребенку не изменится, перевести в другой класс/школу. В данной ситуации специалист использовал технику активного слушания. Он пытался проникнуться эмоциями своих клиентов, «возвращая» в беседе то, что они ему поведали, при этом обозначив их чувства. С его помощью родители сами пришли к осознанию своих ошибок.

Заключение

В данной работе автор рассмотрел достаточно новое, но популярное направление в психологии – гуманистическое. В нем человек – позитивный, творческий, стремящийся к росту, самосовершенствованию – самоактуализации. Часто, на пути к самоактуализации, возникают проблемы – это могут быть какие-либо неудовлетворенные потребности; негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате привычки, которые замыкают человека в непродуктивном поведении; социальные влияния и групповое давление, которое часто действует против вкусов и суждений человека и др. Помочь человеку разобраться в себе, понять, осознать, что является препятствием для его роста, может социальный работник при помощи технологии активного слушания.

Список литературы

  1. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы: уч. пособ. - ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

  2. Карл Роджерс и феноменологический подход // http://www.rogers.psy4.ru/actualization.htm

  3. Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы - Владивосток, 2004. – 86 с.

  4. Маслоу, А. Мотивация и личность // http://www.pedlib.ru/Books/1/0467/1_0467-85.shtml

  5. Роджерс, К. Личностно – центрированная терапия. Журнал практической психологии и психоанализа. – 2002. - №4. // http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20020407

  6. Фейдимен, Дж. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации // http://luxaur.narod.ru/biblio/1/feidi01/txt01.htm

  7. Фрейджер, Р. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология. К. Роджерс, А. Маслоу и Р. Мэй: уч. пособ. – Прайм – Еврознак, 2007. – 221 с.

  8. Фрейджер, Р. Теории личности и личностный рост // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freydjer/15.php

  9. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: уч. – М.: Инфра-М, 2004. – 400 с.

  10. Хьелл, Л. Теории личности. Основные положения, исследования, применение // http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm

  11. Чернецкая, А.А. Технология социальной работы: уч. – Феникс, 2006 – 400 с.

  12. Шульц, Д. История современной психологии // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/shulc/15.php

  13. Ягнюк, К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии /Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003 – №1. // http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20030107



1 Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. – ВЛАДОС – 2002. – С. 102.

1 Фрейджер Р. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология. К. Роджерс, А. Маслоу и Р. Мэй. – Прайм – Еврознак. - 2007 – С. 385.

2 Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования, применение. http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm

3 Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. - Владивосток. – 2004. – С. 52.

1 Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования, применение. http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm

1 Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования, применение. http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm

2 Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. – Владивосток. – 2004. – С. 43.

1 Фрейджер Р. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология. К. Роджерс, А. Маслоу и Р. Мэй. – Прайм – Еврознак. – 2007. - С. 388.

2 Фейдимен Дж. А. Маслоу и психология самоактуализации http://luxaur.narod.ru/biblio/1/feidi01/txt01.htm

3 Маслоу А. Мотивация и личность http://www.pedlib.ru/Books/1/0467/1_0467-85.shtml

1 Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования, применение. http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm

2 Фрейджер Р. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология. К. Роджерс, А. Маслоу и Р. Мэй. – Прайм – Еврознак. – 2007. - С. 101.

3 Маслоу А. Мотивация и личность http://www.pedlib.ru/Books/1/0467/1_0467-85.shtml


1 Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования, применение. http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm

2 Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования, применение. http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm


1 Маслоу А. Мотивация и личность http://www.pedlib.ru/Books/1/0467/1_0467-85.shtml

2 Маслоу А. Мотивация и личность http://www.pedlib.ru/Books/1/0467/1_0467-85.shtml


1 Маслоу А. Мотивация и личность http://www.pedlib.ru/Books/1/0467/1_0467-85.shtml

2 Цит. по Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freydjer/15.php

1 Фрейджер Р. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология. К. Роджерс, А. Маслоу и Р. Мэй. – Прайм – Еврознак. – 2007. – С. 391.

2 Фрейджер Р. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология. К. Роджерс, А. Маслоу и Р. Мэй. – С. 112.

1 Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования, применение. http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm


1 Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования, применение. http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm

2 Фейдимен Дж. А. Маслоу и психология самоактуализации. http://luxaur.narod.ru/biblio/1/feidi01/txt02.htm

1 Фейдимен Дж. А. Маслоу и психология самоактуализации. http://luxaur.narod.ru/biblio/1/feidi01/txt02.htm


1 Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freydjer/14.php

2 Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования, применение. http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm

1 Цит. по Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freydjer/14.php

2 Фрейджер Р. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология. К. Роджерс, А. Маслоу и Р. Мэй. – Прайм – Еврознак. – 2007. - С. 19.

3 Цит. по Фрейджер Р. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология. К. Роджерс, А. Маслоу и Р. Мэй. – С. 19.

1 Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования, применение. http://psylib.org.ua/books/hjelz01/txt27.htm

1 Хьелл Л. Теории личности. Основные положения, исследования, применение. http://psylib.org.ua/books/hjelz01/txt27.htm

2 Шульц Д. История современной психологии http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/shulc/15.php

1 Карл Роджерс и феноменологический подход http://www.rogers.psy4.ru/actualization.htm

1 Зайнышев И.Г. Технология социальной работы – ВЛАДОС. – 2002. – С. 109.

2 Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. – Владивосток. – 2004. – С. 69.

1 Холостова Е.И. Технологии социальной работы. – М.:Инфра-М. – 2004. – С. 55.

1 Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии /Журнал практической психологии и психоанализа. - №1. – 2003. http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20030107

2 Чернецкая А.А. Технология социальной работы. – Феникс. – 2006. – С. 101.

3 Чернецкая А.А. Технология социальной работы. – Феникс. – 2006. – С. 102.


1 Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. – Владивосток. – 2004. – С.74.






Скачать файл (156 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации