Лекции по ДМиОК
скачать (2479.4 kb.)
Доступные файлы (7):
1 Этапы проектирования и конструирования машин.doc | 40kb. | 06.12.2007 19:53 | ![]() |
2.doc | 372kb. | 26.12.2007 12:34 | ![]() |
3.doc | 683kb. | 26.12.2007 12:52 | ![]() |
4.doc | 1155kb. | 03.01.2009 12:18 | ![]() |
5.doc | 237kb. | 26.12.2007 12:54 | ![]() |
6.doc | 452kb. | 17.02.2008 13:25 | ![]() |
7.doc | 658kb. | 26.12.2007 13:28 | ![]() |
содержание
Загрузка...
- Смотрите также:
- по ДМиОК [ документ ]
- Курс лекций ДМиОК (презентации) [ документ ]
- Общее языкознание и теория межкультурной культурной коммуникации [ лекция ]
- Электронные лекции по истории древнего мира [ лекция ]
- по природопользованию [ лекция ]
- по социальной работе [ документ ]
- по Буровзрывным работам (для получения ЕКВ) [ лекция ]
- по энергосбережению [ документ ]
- Автомобили (конструкция) [ документ ]
- Процессы открытых горных работ [ лекция ]
- Экономическая география [ лекция ]
- по международному маркетингу [ лекция ]
1 Этапы проектирования и конструирования машин.doc
Реклама MarketGid:
1 Этапы проектирования и конструирования машин
Загрузка...
Основная задача конструктора - создание машины, наиболее полно отвечающей потребностям заказчика, дающей наибольший экономический эффект и обладающей наиболее высокими технико-экономическими и эксплуатационными показателями.
Машиной называют устройство, предназначенное для выполнения полезной работы, связанной с производством, или для преобразования одного вида энергии в другой. По характеру работы и производства машины подразделяют на следующие классы:
энергетические (двигатели, генераторы, воздушные и гидравлические насосы и т. п.);
технологические (станки, прессы, сельскохозяйственные машины, швейные машины и др.);
транспортные (автомобили, самолеты, локомотивы, подъемники, транспортеры и др.);
контрольно-управляющие (системы автоматического регулирования рабочих процессов);
логические (счетно-аналитические, счетно-решающие, электронно-вычислительные).
В зависимости от класса машины в нее входят механические, гидравлические, пневматические, электрические, электронные и другие элементы.
Главными показателями являются: производительность; экономичность; надежность; малые вес, металлоемкость, габариты, энергоемкость, объем и стоимость ремонтных работ, расходы на рабочую силу; высокий ресурс долговечности; большие межремонтные сроки; высокие моральный ресурс и степень автоматизации; простота и безопасность обслуживания; удобство управления, разборки и сборки и т.п.
В конструкции машин необходимо соблюдать требования технической эстетики. Машины должны иметь красивый внешний вид, изящную и строгую отделку.
Удельный вес каждого из перечисленных факторов зависит от назначения машины:
в машинах-генераторах и преобразователях энергии на первом плане стоит величина КПД, определяющего совершенство преобразования затрачиваемой энергии в полезную;
в машинах-орудиях - производительность и безотказность действия, степень автоматизации;
в металлорежущих станках - производительность, точность обработки, диапазон выполняемых операций;
в приборостроении - чувствительность, точность и стабильность показаний;
в транспортной технике, особенно в авиационной и ракетной - малый вес конструкции, высокий КПД двигателя, обусловливающий малый вес бортового запаса топлива.
Огромное значение в машиностроении имеет экономика. Проектируя машину, конструктор должен добиваться всемерного увеличения ее рентабельности и повышения экономического эффекта за весь период работы.
Основные способы решения этой задачи - повышение полезной отдачи машины, увеличение ее долговечности и снижение эксплуатационных расходов.
Вместе с тем конструктор должен заботиться об уменьшении трудоемкости изготовления, снижении себестоимости, сокращении сроков проектирования, изготовления и доводки машин.
Стоимость машиностроительной продукции зависит от обширного комплекса технологических, организационно-производственных, экономических, тарифных и других факторов.
Исходными материалами для проектирования могут быть:
техническое задание, выдаваемое заказчиком и определяющее параметры машин, область и условия ее применения;
техническое предложение, выдвигаемое в инициативном порядке проектной организацией или конструкторами;
научно-исследовательская работа или созданный на ее основе экспериментальный образец;
изобретательское предложение или созданный на его основе экспериментальный образец;
К техническим заданиям необходимо подходить критически. Конструктор должен хорошо знать отрасль промышленности, для которой проектируют машину. Он обязан проверить задание и в нужных случаях обоснованно доказать необходимость его корректировки.
Основное содержание технического задания составляют требования к проектируемой машине. Их задают в виде следующих показателей качества, которыми должна обладать проектируемая машина:
Показатели назначения, характеризующие функциональные возможности создаваемой машины (мощность, производительность, скорость и т.д.).
Показатели надёжности, определяющие свойство машины сохранять во времени работоспособность (коэффициент готовности, коэффициент технического использования, вероятность безотказной работы, ресурс, долговечность и т.д.)
Показатели технологичности, обеспечивающие соответствие конструкции машины возможности и условиям ее изготовления и ремонта.
Эргономические показатели, характеризующие удобство эксплуатации и управления машиной. Их делят на четыре группы: гигиенические (освещение, температура, влажность, излучения и т.п.), антропометрические (обеспечивают соответствие конструкции машины размерам, форме, распределению массы оператора), физиологические (обеспечивают соответствие конструкции машины силовым и скоростным возможностям человека) и психофизиологические показатели (обеспечивают соответствие конструкции машины возможностям оператора по восприятию и переработке информации).
Эстетические, отражающие информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения.
Экологические, показывающие содержание вредных веществ в отходах и т. п.
Безопасности.
Транспортабельности, характеризующие приспособленность конструкции к условиям транспортировки и другим манипуляциям.
Патентно-правовые, характеризующие патентную чистоту и патентную защищенность конструкции машины.
Унификации и стандартизации.
Экономические показатели, отражающие предполагаемую лимитную цену, срок окупаемости, годовую потребность.
Не всегда учитывают то обстоятельство, что с момента начала проектирования до срока внедрения машины в промышленность проходит определенный период, как правило, тем более длительный, чем сложнее машина. Этот период складывается из следующих этапов:
Разработка технического задания с учетом проведения необходимых научно-исследовательских работ и патентного исследования.
Проектирование и конструирование, включающие разработку конструкторской документации. Конструкторскими документами являются графические (чертежи, схемы и т.п.) и текстовые (спецификации, технические условия, расчеты прочностные и экономические, и т.п.) документы, которые в отдельности или в совокупности определяют состав и устройство изделия, содержат необходимые данные для его разработки или изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта.
Изготовление, заводская отладка и доводка опытного образца, промышленные испытания, внесение выявившихся в ходе испытаний изменений, испытание и приемка опытного образца.
Далее следует изготовление технической документации головной серии, изготовление головной серии и проводятся ее промышленные испытания.
Вслед за этим разрабатывается серийная документация, подготавливается производство к серийному выпуску и, наконец, проводится организация серийного выпуска.
Несомненно, над проектом машины трудится большое количество специалистов из разных областей знаний: конструкторы, технологи, дизайнеры, специалисты по безопасности жизнедеятельности, специалисты по эксплуатации и ремонту и т.п.
На стадии конструкторской разработки основное внимание уделяется вопросам обеспечения работоспособности изделия, которая определяется как состояние изделия, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Кроме работоспособного состояния различают:
неработоспособное состояние (один или несколько параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, не соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации) (пример: у велосипеда сломано колесо);
исправное состояние - состояние изделия, в котором он соответствует всем требованиям нормативно - технической и (или) конструкторской документации;
неисправное состояние - когда изделие не соответствует хотя бы одному требованию нормативно - технической и (или) конструкторской документации (пример: у велосипеда отсутствует крыло - неисправен, но работоспособен);
предельное состояние - состояние изделия, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Работоспособность объекта, в частности деталей и узлов машин, характеризуют совокупностью определённых признаков - критериев работоспособности.
Скачать файл (2479.4 kb.)