Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Экономика США - файл 1.doc


Загрузка...
Контрольная работа - Экономика США
скачать (116 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc116kb.15.12.2011 18:08скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)


ШИФР У-07266

Кафедра мировой экономике

Контрольная работа


по курсу Мировая экономика

на тему: Экономика США


Проверил: Огородникова Ю.Г.

Казань 2008г.
Содержание



Введение 3

Однако, за каждым экономическим подъемом следует спад, который уже начался и влияет на мировое хозяйство. 3

Глава 1 Экономика США. 4

1.1 Факторы и динамика экономического развития 4

1.2 Отраслевая структура экономики 5

1.3 Банковская система и финансовый капитал 7

1.4 Бюджетная политика США 9

Так же данные за последний квартал минувшего года также нельзя назвать оптимистичными. Американская экономика выросла лишь на 0,6 проц, что тоже является худшим показателем за последнюю пятилетку. Среди основных причин называют кризис на рынке жилья, а также в сфере кредитования. 11

Глава 2. США и окружающий мир. 15

2.1 Промышленная специализация США в мировом разделении труда. 15

2.2 Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве 17

2.3 США как центр глобализации 19

Заключение 22

Список литературы 23

Введение


Глобализация характеризует растущую взаимосвязь и взаимозависимость отдельных национальных экономических систем. Глобализация производства под воздействием НТР создает такую ситуацию, когда практически ни одной стране уже не выгодно иметь «свое» производство. Отдельные национальные экономики все более интегрируются в мировое хозяйство.

В связи с этим для нас представляет интерес изучение США, как наиболее богатой, и следовательно наиболее сильно влияющей на развитие мирового хозяйства страны.

Силовые возможности США трудно переоценить. После десяти лет непрерывного экономического бума, военная мощь страны превосходит совокупную военную мощь 10 крупнейших держав мира. Американские расходы на исследования и создание новых образцов военной техники превышают 45 млрд. долл. (следующие за ними европейские члены НАТО, вместе взятые, расходуют на эти цели 20 млрд. долл.). Даже самые осторожные пессимисты признают, что несказанно благоприятные стечения обстоятельств гарантируют США как минимум 10 лет мирового лидерства.
^

Однако, за каждым экономическим подъемом следует спад, который уже начался и влияет на мировое хозяйство.

Глава 1 Экономика США.

1.1 Факторы и динамика экономического развития


Обширная территория Америки (9,3 млн. кв. км), богатство природных ресурсов, огромный потребительский рынок (население — более 266 млн. чел.), развитые рыночные отношения — всё это способствовало экономическому прогрессу.

Находясь далеко от театров военных действий, США не испытывали ударов мировых войн, а, напротив, использовали их как мощный фактор расширения рынков. За годы второй мировой войны страна удвоила свой экономический потенциал, оставив далеко позади себя конкурентов из Западной Европы и Японии, став абсолютным лидером.

В 60-е гг. в развитии американской экономики существенную роль сыграли меры государственного регулирования, направленные, главным образом, на ускорение темпов хозяйственного роста, сокращение безработицы, использование федерального бюджета для активизации инвестиций.

^ В 70—начале 80-х гг. отчетливо выявились ограниченные возможности всех этих благоприятных факторов. Ресурс экстенсивного экономического роста был исчерпан. Глубокие циклические потрясения сопровождались длительными структурными кризисами (энергетическим, сырьевым, стагфляцией). Темпы хозяйственного развития резко снизились, повысился уровень безработицы. В 1982 г. произошло абсолютное снижение уровня производительности труда. Норма валовых накоплений в промышленности составила 10—11%, что было в 1,8 раза ниже, чем в Японии, и в 1,2 раза ниже, чем в ФРГ. Наметилось устойчивое падение нормы прибыли.

80-е гг. явились переломным рубежом экономического развития страны. Произошел поворот экономической стратегии частного бизнеса к укреплению роли рынка в регулировании хозяйства.

Растущая мощь крупных корпораций рассматривалась как одно из важнейших средств повышения эффективности производства. В «клубе 500» лидирующих промышленных компаний США на первые 100 компаний к концу 80-х гг. приходилось около 75% прибылей.

Централизация капитала стала использоваться не только как способ наращивания потенциала крупных компаний, но и как фактор их реорганизации, модернизации, слияния, перестройки в целом институциональной структуры американской промышленности. В результате структурной реорганизации крупные корпорации владеют сейчас множеством предприятий в различных отраслях: в торговле, на транспорте, в кредитной сфере. Они имеют систему разнообразных связей с другими такими же компаниями. Система межотраслевых связей базируется на диверсификации — многоотраслевых инвестициях.

Рост мировых цен на сырье и энергоносители подтолкнул корпорации к масштабному финансированию и внедрению новых технологий. Затраты сырья и энергии на единицу продукции существенно снизились. В результате экономика страны к 90-м гг. перешла на новый этап высокотехнического ресурсосберегающего развития.

В 90-е гг. экономика США демонстрирует динамичный рост производства и занятости в сочетании с низким уровнем инфляции и сокращением несбалансированности бюджета.

^ Значительно улучшилась ситуация с федеральным бюджетом. Усилия по сокращению его хронического дефицита дали свои результаты. Дефицит федерального бюджета, достигавший в 1992 г. 290 млрд долл., сократился в 1997 г. до 22 млрд. В 1998 г. США удалось достичь сбалансированного бюджета.
^

1.2 Отраслевая структура экономики


Промышленность весьма динамично развивающейся сфера экономики США. Промышленность США включает три подразделения общественного производства: обрабатывающую промышленность, добывающую промышленность и электроэнергетику. Обрабатывающая промышленность дает более 80,4% общепромышленной продукции. Около 13% промышленной продукции создается в электроэнергетике.

Развиты новейшие наукоемкие отрасли и виды производств: микроэлектроника, лазерная техника, производство принципиально новых материалов с заранее заданными свойствами, генная инженерия и биотехнология, новая производственная техника — роботы, гибкие автоматизированные производства, системы автоматизированного проектирования и др. Среднегодовые темпы роста производства роботов составляют свыше 40%.

Переход к ресурсосберегающим технологиям позволил снизить энергоемкость единицы ВВП примерно на 25%, а материалоемкость — на 20%.

Доля сельского хозяйства в ВВП США превышает 20%. В 2006 г. в США насчитывалось 3 млн. фермерских хозяйств. На долю США приходится более 45% мирового производства кукурузы, 12% мирового производства пшеницы. Страна занимает первое место в мире по экспорту кукурузы и пшеницы и второе (после Таиланда) по экспорту риса.

Значительные преобразования в сельском хозяйстве вызвали особенно острые социально-экономические последствия в стране. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции, вызванное в последние годы такими достижениями прогресса, как биотехнология, применение новейших информационных систем и т.д., пришло в несоответствие с потребностями внутреннего и внешних рынков. Технологическая перестройка американского сельского хозяйства финансируется в значительной мере за счет бюджетных вливаний и банковского кредитования. Это оборачивается ростом задолженности фермеров, что ускоряет их массовое банкротство. Проблема фермерства — одна из самых сложных для решения в экономике страны.

Реформирование американской экономики продолжается по линии быстрого увеличения удельного веса сферы услуг в ВВП: их доля составляет около 65% (без учета транспорта и связи). Доля занятых в этой отрасли около 75%.

Американская статистика включает в сферу нематериального производства и услуг транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю, общественное питание, финансово-кредитную деятельность и страхование, услуги производственного и бытового назначения, образование, здравоохранение, частично науку, государственный аппарат управления хозяйством, а также деятельность военно-полицейского, политического, идеологического и пропагандистского аппарата.

Более 25% всей нематериальной сферы приходится на оказание финансовых услуг, страхование, операции с недвижимостью. Около 22% услуг создается в оптовой и розничной торговле. 26,3% — это деловые, юридические, социальные, личные услуги, здравоохранение, отдых и развлечения, автосервис и т.п. Доля транспорта и связи составляет 8,5%, а на государственное управление приходится 18,4%.
^

1.3 Банковская система и финансовый капитал


Ключевые позиции в промышленности, кредитно-денежной сфере и других главных секторах американской экономики занимают крупные хозяйственные объединения, сосредоточившие в своих руках значительную часть общественного капитала, производства и реализации товаров и услуг. Укрупнение лидеров всех сфер бизнеса— одна из наиболее типичных черт современной американской экономики.

В условиях роста экономики число слияний и приобретений компаний достигло рекордных величин. Одним из важных направлений эволюции частного бизнеса США стали поиски оптимальных размеров отдельных предприятий и их сочетания в рамках компании. Усилилось несовпадение концентрации производства и производительного капитала. Даже в самых крупных по капиталу корпорациях размер производства на одном предприятии стал все больше определяться границами эффективности.

Вместе с тем существенную роль продолжает играть малый бизнес. Участие мелких и средних фирм в экспорте США составляет около 65%.

В США существует множество мелких и средних фирм. Многие из них действуют самостоятельно, находя свои ниши на рынке. Но и крупный капитал не оставляет их без внимания, учитывая повышенную маневренность малого бизнеса, его гибкую адаптацию к запросам рынка, возможность экономии на многих видах издержек. Через контрактную систему, субподряд, технологическую зависимость малый и средний бизнес привязывается к крупному как к устойчивому рынку, источнику снабжения, финансирования, новой технологии.

Растущую роль в ходе преобразования американской экономики играет «рисковый капитал»: на мелкие компании возлагается испытательная функция рискованных научных поисков, отбор новшеств для ускорения нововведений. Инструментом, позволяющим мелким и средним компаниям взаимодействовать с крупными, является кредитная система США.

Кредитная система США является наиболее развитой в мире и представляет собой совокупность государственных и частных кредитных институтов. Основным ее компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции Центрального банка (создана в 1913 г.). ФРС состоит из совета управляющих, 12-и федеральных резервных банков, нескольких тысяч банков-членов и созданных конгрессом, Федерального комитета по операциям на открытом рынке и Федерального консультативного совета. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения. Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики являются операции с правительственными ценными бумагами на открытом рынке, расширение или ограничение кредитов через механизм учетной ставки и прямое регулирование банковских резервов.

За последнее десятилетие число коммерческих банков США сократилось более чем на 3 тыс. Они переросли в более крупные коалиции, контроль которых распространяется не только на отдельные отрасли, но и на всю национальную экономику.

Экономический рост США на рубеже столетий породил ряд серьезных структурно-функциональных проблем в дальнейшем развитии банковской системы США. К их числу относится и проблема эффективного поддержания оборота денежной наличности. Данные официальной американской статистики свидетельствуют о том, что в течение 90-х годов общий объем ежедневно обращающейся денежной наличности в американской экономике увеличился почти в 2 раза: если в 2000 г. он составлял 450 млрд. долл., то в 2006 г. достиг величины порядка 700 млрд. долл. Прогнозы развития платежной системы США показывают, что, несмотря на внедрение новых средств расчетов, наличность в ее прямом проявлении — банкноты, монеты и различные чековые платежные средства - не только в перспективе не выйдут из обращения, но и как прежде будут составлять важнейшие компоненты национальных платежных систем.
^

1.4 Бюджетная политика США


Первые полтора века существования Соединенных Штатов федеральный бюджет формировался полустихийно. В составе всей исполнительной власти не было органа, который должен был бы сводить воедино ведомственные заявки на расходы, анализировать их соответствие реальным потребностям этих ведомств и хозяйства страны и составлять единый бюджетный проект. Рассмотренные разрозненно отдельными комитетами конгресса заявки полумеханически, без какой-либо координации или общего волевого начала сводились в единый документ, становившийся бюджетным проектом. Размеры бюджета были очень невелики: совокупные расходы за 1789-1849 финансовые. года. составили 1,1 млрд. долл. (в текущих ценах), за 1850-1900 финансовые. года. - 15,5 млрд. долл. (огромная часть была потрачена на Гражданскую войну), затем ежегодные размеры расходов федерального уровня колебались между 525 млн. (1901 финансовый год) и 746 млн. долл. (1915 финансовый год), и только в 1917 финансовый год, в связи с участием США в первой мировой войне, они превысили 1 млрд. долл., увеличившись до 18,5 млрд. долл. в 1919 финансовом году.

По окончании войны расходы уменьшились почти в 6 раз и до 1934 году колебались в пределах 2-4,6 млрд. долл. в год. Мероприятия рузвельтовского "нового курса" привели к росту федеральных расходов до 8,2 млрд. долл. в 1936 финансовый год, а вступление во вторую мировую войну потребовало их резкого дальнейшего увеличения до 92,7 млрд. долл. в 1945 финансовом году. С завершением войны расходы резко сократились - до 29,8 млрд. долл. в 1948 финансовом году.

Качественно иной этап, как отмечает американская бюджетная статистика, начинается с периода корейской войны: после 1949 финансового года рост бюджета (в текущих ценах) происходит практически непрерывно. Увеличение расходов приобретает принципиально иную окраску: эта тенденция не прекращается и в "мирные" годы.

Именно с этого периода начинается и "регулярно-дефицитное" финансирование госрасходов США, завершившееся только к 1998 финансовому году, когда размеры федеральных расходов достигают 1,7 трлн. долл

До 50-х годов нашего века значительным дефицитом отмечены период Гражданской войны в США, 1917—1919 гг. (в совокупности более 23 млрд. долл.), 1931-1939 гг. (свыше 21 млрд. долл.) и 1940-1946 гг. (около 194 млрд. долл.). После этого дефициты нарастают — с различной скоростью и с отклонениями в размерах ежегодного прироста, начиная с 1952 по 1992 финансовые года - с 1,5 млрд. долл. до 290,4 млрд. долл., т.е. в среднем примерно на 7 млрд. долл. ежегодно.

К числу конкретных причин возникновения и быстрого роста дефицитов, особенно после 1960-х годов, принято относить множество разнообразных факторов. Среди них наиболее часто упоминаются два: рост военных расходов США в связи с интенсивно протекавшей холодной войной и увеличение расходов на социальные программы, быстрее всего происходившее в 1970-е годы. Соответственно, в рецепт быстрой ликвидации дефицита федерального бюджета многие американские (а иногда и зарубежные) экономисты неизменно включали в качестве основных две рекомендации: сокращение (или "упорядочение") расходов по статье "национальная оборона" и - обязательный пункт - сокращение социальных расходов (часто под ними подразумевались расходы на социальное страхование).

В первую очередь с завершением холодной войны принято связывать и успехи администрации Клинтона в быстром достижении фактически уже к 1998 финансовому году сбалансированных бюджетных показателей.

В наши дни, из-за войны в Ираке и Авганистане всё сильнее увеличивается дефицит бюджета который превышает 160 миллиардов долларов и размеры внешнего долга Америки.

Темп экономического роста в США в 2007 г оказался худшим за последние 5 лет. Он составил 2,2 проц, сообщается в опубликованном докладе Министерства торговли США.
  1. Так же данные за последний квартал минувшего года также нельзя назвать оптимистичными. Американская экономика выросла лишь на 0,6 проц, что тоже является худшим показателем за последнюю пятилетку. Среди основных причин называют кризис на рынке жилья, а также в сфере кредитования.



^ 1.5 Ипотечный кризис, рецессия.
В экономике США наступает рецессия. Одно это утверждение, которое с начала 2008 года повторяют и повторяют финансисты и чиновники всего мира, повергло трейдеров на фондовых рынках в панику. 16 января эхо утверждений о наступающей рецессии достигло и российских РТС с ММВБ – за неполный день они рухнули на пять процентов.

Рецессией называют спад производства, который может также сопровождаться банкротством предприятий, ростом безработицы и другими экономическими неурядицами. В США предвестником рецессии стали сложности в строительном секторе – цены на недвижимость в 2007 году не только не росли, но и опускались. В итоге все, кто вкладывался в ценные бумаги, обеспеченные недвижимостью, понесли значительные убытки, а само явление получило название "ипотечного кризиса".

Этот кризис повлиял на самые разные отрасли экономики. Например, на валютном рынке сильно упал доллар, а банки вынуждены были списывать огромное количество безнадежных долгов. Ко всем прочим экономическим трудностям добавилась и растущая рекордными темпами не только в США, но и во всем мире инфляция. Кроме того, американцы, так же как и жители всех других развитых стран, сильно пострадали от высоких цен на нефть – в начале января стоимость барреля нефти превысила 100 долларов за баррель.

Не стоит забывать и о других, долгосрочных структурных проблемах в экономике США. Дефицит бюджета страны хотя и сокращается, все равно превышает 160 миллиардов долларов. Дефицит торгового оборота с Китаем продолжает увеличиваться, на военные действия на Ближнем Востоке тратятся миллиарды долларов. К тому же уже началась предвыборная гонка, а во время выборов в США, как и в любой другой стране, тратится очень много средств и даются популистские обещания, которые победителю потом придется выполнять.

Все эти факторы в итоге и заставили экономистов говорить о рецессии. 8 января о том, что она фактически уже началась, заявили аналитики инвестбанка Merrill Lynch, одной из финансовых корпораций, наиболее пострадавших от ипотечного кризиса. Потом своих коллег поддержали и сотрудники Goldman Sachs, заявив, что США оказались на пороге рецессии. Кроме того, спад в самой большой экономике мира признал и бывший глава Федеральной резервной службы, один из самых уважаемых финансистов США, Алан Гринспен. О вероятном кризисе ранее говорил и Джордж Сорос.

^ 1.6 Влияние войны в Ираке на экономику США

До сих пор точно неизвестно: каким образом война в Ираке отражается на экономике США. Дело в том, что, несмотря на то, что США тратят на войну колоссальные средства, они относительно скромны по сравнению с расходами страны в иные исторические эпохи.

Так, во время Второй Мировой войны США расходовали на оборонные программы до 37.8% своего валового внутреннего продукта (ВВП). В 1962 году, перед началом войны во Вьетнаме, США тратили на оборону 9.3% ВВП. Ныне, с учетом всех прямых и косвенных расходов, этот показатель не превышает 6.2% ВВП.

По оценкам ЦРУ, ныне по доле ВВП, расходуемой на оборону, США занимают достаточно скромное - 28-е место в мире, несмотря на то, что по размерам военного бюджета являются безусловным мировым лидером.

Необходимо указать, что расходы на Ирак и Афганистан обычно не закладываются в военный бюджет США, а проходят по отдельной статье бюджета - "срочных дополнительных ассигнований"\emergency supplemental requests. Так, в 2008 году расходы на Ирак должны составить $193 млрд., что на 13% больше, чем в 2007 году. Однако эта цифра не включает смежных расходов - например, затрат Государственного Департамента США\State Department на действия в зоне войны, расходов Министерства по Делам Ветеранов\Department of Veteran Affairs, который отвечает за здоровье и благополучие военнослужащих, прошедших войну, и пр. Таким образом, один день войны в Ираке обходится бюджету США примерно в $270 млн. На слушаниях в Конгрессе, состоявшихся в феврале 2007 года, была оглашена следующая цифра: в Ираке были непонятным образом использованы или растрачены $10 млрд.

До сих пор среди экономистов нет согласия в том, каким образом участие в войне влияет на экономику страны. Так, есть теория, что США смогли окончательно перебороть Великую Депрессию - крупнейший экономический кризис в истории страны - благодаря своему вступлению во Вторую Мировую войну. Во время Второй Мировой войны США увеличили свой военный заказ на 41.4%, при этом ВВП страны вырос на 69.1%. Война в Корее (1950-1951 годы) привела к росту военных заказов на 8% и росту ВВП на 10.5%. Война во Вьетнаме (1965-1967) позволила военно-промышленному комплексу (ВПК) США увеличить объем государственных заказов на 1.9% - ВВП вырос на 9.7%. Однако Война с Ираком 1991 года привела к падению ВВП на 1.3%, несмотря на то, что военный заказ вырос на 0.3%. Ныне существуют экономисты, которые доказывают, что война в Ираке также благотворно повлияла на экономику США и, в частности, позволила уменьшить уровень безработицы: известно, что в период с 2003 по 2008 год темпы роста экономики страны были достаточно высокими, а безработица низкой.

Война в Ираке стоила американской экономике три триллиона долларов и повлияла на замедление темпов роста ВВП в США.

США значительно недооценивают убытки от войны в Ираке. Прямые потери от военных действий составили 845 миллиардов долларов, но кроме них, существует и масса неучтенных - например, повышение расходов на содержание вернувшихся из Ирака солдат. Также правительство не учитывает и повышение мировых цен на нефть, вызванное войной.

Чтобы наглядно продемонстрировать, сколько средств было потрачено на войну, приведём пример: каждые четыре часа на содержание армии в Ираке тратится 108 миллионов долларов. Триллиона долларов хватило бы на то, чтобы платить зарплату 15 миллионам школьных учителей в течение года.

По данным некоторых экономистов, если военные действия в Ираке будут продолжены, то убытки от них могут превысить убытки от Второй мировой войны, которые составили пять триллионов долларов в современных ценах.
^

Глава 2. США и окружающий мир.

2.1 Промышленная специализация США в мировом разделении труда.


При сложившейся в настоящее время специализации различных государств в мирохозяйственных связях весьма показателен опыт США, значительно изменивших "зону своей ответственности" за последние 20-25 лет под влиянием стабильно возраставшей конкуренции со стороны других индустриально развитых стран. Очевидно, что США давно перестали выступать как "мировая кузница", лидировавшая в мировом производстве преобладающей машинотехнической продукции. Им не принадлежит исключительный приоритет в производстве автомобильной, компьютерной, дорожностроительной и иной специализированной техники, электронного оборудования, товаров нефтехимической и общехимической переработки. Перечисленная продукция производится не менее, а зачастую более качественно в других странах, причем нередко с более низкой себестоимостью, что ставит под сомнение конкурентоспособность рассматриваемых американских товаров не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Нельзя не заметить и того, что отнюдь не все из утерянных позиций в мировом производстве американские производители собираются отвоевывать.

Важнейшей особенностью с конца 1980-х и на протяжении всех 1990-х годов стал постепенный вынос традиционных промышленных производств за пределы страны. Концепция строительства так называемого постиндустриального общества предполагает перевод ресурсоемких и достаточно технологически освоенных производств в страны третьего мира, ближе к источникам природных богатств, в государства с менее строгим природоохранным законодательством и с относительно дешевой рабочей силой. Именно из-за отсутствия государственной поддержки американские производители (во всяком случае на территории США) за последнее десятилетие прекратили форсировать выпуск автомобилей, компьютеров, бытовой техники связи и т.д. Массовое производство достаточно технически сложной продукции оказалось более рентабельным в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки.

Высокая степень автоматизации технологических процессов помогла пересмотреть требования к квалификации трудовых ресурсов, что позволило в конце концов выпускать вне США продукцию, ничуть не уступающую американской по качеству. Законодательная отмена в стране специальных протекционистских мер в отношении большинства номенклатуры серийной промышленной продукции привела к перенасыщению внутреннего американского рынка импортными товарами, и, соответственно, сворачиванию производства национальных аналогов. В таких условиях неравноправной конкуренции смогли выжить только те американские производители, которые выпускали либо продукцию нового, еще не освоенного мировой практикой технического уровня, либо штучные уникальные товары. Именно на этом и сфокусирована государственная технологическая политика страны. И закономерно, что в мировом экспорте продукции традиционных массовых производств удельный вес компаний США стал неуклонно снижаться

Превышение объемов импорта над экспортом наблюдается с 1983 г. - до этого объем ввозимой в США продукции традиционных отраслей обрабатывающей промышленности всегда уступал объему вывозимой на зарубежные рынки и произведенной в Америке.

Лидирующие позиции на внутреннем рынке бытовой и профессиональной аудио- и видеотехники, точных измерительных и специальных приборов, часовых механизмов, в значительной степени легковой автомобильной и домашней техники в США занимают товары, ввезенные в страну иностранными производителями. Если специально говорить об автомобилестроении из страны на мировые рынки экспортируются в основном сравнительно недорогие автомобили, ибо дорогостоящие марки не находят достаточного платежеспособного спроса в других странах. В то же время США импортируют все больше дорогих (прежде всего престижных и спортивных) автомобилей из Германии, Италии, Японии, Великобритании. Приблизительно такое же положение складывается и в станочном парке, на рынке персональных компьютеров и т.д. Однако положение в указанных производствах скорее является особенностью данных отраслей, нежели закономерностью. Закономерность заключается в преимущественном количественном и, уже как следствие, в стоимостном превышении импорта над экспортом.
^

2.2 Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве


Традиционные, сравнительно старые, хорошо технологически освоенные производства обработки перестают иметь для Америки первостепенное значение не только в мировом разделении труда, но даже и в формировании структуры внутреннего рынка, естественно, возникает вопрос, с какими же производствами одна из наиболее развитых индустриальных стран выходит на мировой рынок. За исключением лишь нескольких импортеров (прежде всего России) американское продовольствие, т.е. продукция переработки аграрного сектора, сейчас с трудом находит рынки оплаченного сбыта, и в основном поступает за рубеж в виде безвозмездной гуманитарной помощи. Иными словами, данное производство не может рассматриваться как значительный сегмент американского экспорта за пределы страны. К тому же и во внешней торговле продовольствием баланс США не в их пользу, т.е. страна ввозит больше продуктов питания и сельхозсырья (преимущественно из экваториальных стран), чем сама вывозит.

К отраслям промышленности, развитие которых идет опережающими темпами и которые сегодня доминируют в общем экспорте американской промышленной продукции, относятся передовые наукоемкие и сверхнаукоемкие производства. Именно степень технологической сложности и обусловливает целесообразность дальнейшего их развития в самих США. Эти производства американские компании не могут размещать в странах третьего мира - и по техническим соображениям, и по требованиям защиты производственных секретов, и только они остаются рентабельными при использовании высококвалифицированной и высокооплачиваемой американской рабочей силы. Именно в данных производствах США значительными усилиями пытаются сохранить мировое лидерство. Если выше говорилось о том, что Америка более не выступает в качестве "мировой кузницы", то следовало бы обозначить ее роль на рубеже веков и тысячелетий как "мировой научно-исследовательской лаборатории и испытательного промышленного полигона".

Замечено, что по мере освоения мировой промышленностью тех или иных производств, пусть даже сравнительно новых и высокодоходных, американские изготовители как бы теряют к ним интерес и не ведут обескровливающую конкурентную борьбу с производителями из менее развитых стран за доминирование в соответствующих секторах мирового рынка. Так, компании США почти полностью отдали преимущественно странам Юго-Восточной Азии производство бытовой домашней техники, Латинской Америке - текстильное и швейное производство, европейцам - свой внутренний рынок дорогих представительских автомобилей и парфюмерии (хотя и то и другое способно высококачественно производиться в самих Соединенных Штатах).

В то же время США отвечают в мире почти за 42% рынка высокотехнологических видов современного вооружения, за создание уникальных приборов разнообразного назначения, за выпуск все новых модифицируемых программ для компьютеров, почти за 30% рынка летательных аппаратов, за большинство номенклатуры используемых в мировой промышленности композиционных материалов и иных материалов с заданными свойствами. Список этот можно продолжать, но совершенно очевидна закономерность: США нацелены на то, чтобы находиться на острие научно-технического прогресса и сохранять во что бы то ни стало инициативу в НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), а также в выпуске новых, не существовавших ранее промышленных изделий, являющихся результатом данных НИОКР.

Для обеспечения устойчивого роста производства сверхнаукоемкой продукции в США создана и функционирует крупнейшая в мире, а порой и самая передовая научно-исследовательская и конструкторская база. Практически на американскую фундаментальную науку и прикладные промышленные исследования работает большая часть всего мирового потенциала, поскольку в США удалось создать наиболее благоприятные условия для изыскательской деятельности ученых, добиться наибольшего по сравнению с другими странами финансирования их деятельности, оплаты труда и его фондовооруженности. Государственная поддержка научных исследований стала в США приоритетом номер один всех послевоенных администраций. В целом по удельному весу затрат на НИОКР в ВВП Соединенные Штаты безусловно лидируют в мире, прежде всего благодаря гигантским средствам, расходуемым на научные исследования в оборонном секторе. И лишь в необоронных отраслях им серьезную конкуренцию составляют Япония и Германия. Однако фактические объемы затрат на НИОКР даже по гражданской тематике в США и других странах просто несопоставимы. По разным оценкам, на НИОКР гражданского профиля США расходуют столько же средств, сколько все остальные страны "большой семерки" вместе.
^

2.3 США как центр глобализации


Процесс глобализации в мировой экономике представляет собой закономерный результат интернационализации производства и капитала. Глобализация в значительной степени предстает как количественный процесс возрастания масштабов, расширения рамок мирохозяйственных связей.

Одним из наиболее крупных и фундаментальных вопросов конца XX в. являются взаимоотношения между США и окружающими странами, под которыми понимаются не только и не столько американский внешнеполитический курс, а вся совокупность взаимосвязей, включающая и роль окружающего мира в становлении США, как государства и мировой державы, и продолжение его воздействия на американское общество и государство на современном этапе, и обратную связь — от США к окружающему миру.

Учитывая мощь США, их роль в международных отношениях в конце нынешнего столетия, понятно, что в данном случае речь идет о влиянии на окружающий мир. Во-первых, это воздействие оставшейся от эпохи холодной войны сверхдержавы, которая и сейчас ощущает себя таковой и - главное - хочет вести себя как сверхдержава. Во-вторых, это страна, которая давно, фактически со времен своего образования, привыкла ощущать себя "избранной", "особой", "наиболее любимой богом". В-третьих, США обладают крупнейшей военной силой современности, осуществляя контроль (самостоятельно или через систему союзов) практически над всеми ключевыми регионами мира. Наконец, США задали темп и вектор движения всему современному миру своей этикой, политическим мышлением, технологическими прорывами, а главное - гласным, публичным и обстоятельным разбором собственных достижений и провалов, на чем учатся остальные члены международного сообщества.

Утверждение, что "США - единственная сверхдержава", имеет широкое хождение и в официальных заявлениях американской администрации, и во многих других странах. Практически сразу же после распада Советского Союза был высказан тезис об "однополярном мире" во главе с единственной оставшейся сверхдержавой.

При возникновении идеи однополярного мира и "единственной оставшейся сверхдержавы" возникает совершенно естественное и логичное ее продолжение в виде специфических схем мирового порядка, его правил и норм, механизмов, движущих сил и контрольных средств. И с этой точки зрения идея "единственной сверхдержавы" предполагает возникновение своеобразного американоцентристского мира, в котором США будут и задавать темп развития всей совокупности современных государств, и обеспечивать его стабильность.

Таким образом, при оценке перспектив новой международной системы, в которой США превращаются в своего рода глобальную метрополию, возникают и вопросы, и сомнения, которые в практической политике обретают форму антиамериканизма и недоверия к США, нежелания воспринимать их лидерство.

Заключение


Процесс глобализации мировой экономики, означая все более возрастающую взаимозависимость экономик отдельных стран, ускорение обмена товарами, услугами, капиталами, информацией, отнюдь не беспроблемен. Глобализация укрепляет позиции в первую очередь индустриально развитых стран, дает им, дополнительные преимущества.

Конечно, глобализация мировой экономики и МЭО создает определенные предпосылки, дает шанс для приобщения к достижениям цивилизации тех стран, которые отстали в своем развитии, но полны желания поправить свое положение. Однако процесс глобализации несет и отрицательные последствия. К их числу относятся следующие проблемы:

• демографические;

• экологические;

• региональные.

Принимая во внимание как позитивные, так и негативные аспекты глобализации, следует признать, что формирование глобальной мировой экономики — важный признак того, что прежняя мировая экономика, основанная на самодостаточности национальных культур и устойчивости специфических хозяйственных укладов, подходит к своему логическому завершению. На наших глазах появляется новая структура и форма организации мировой экономики.

Рыночная основа мировой экономики дает возможность всем странам, в том числе и России, занять подобающее им место, отстоять свои "полюса" на конкурентном поле. Поэтому глобализация как мировой рыночный феномен бросает вызов экономическому лидерству США.
^

Список литературы


  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения.– М.:2000.

  2. Дейкин А.И // США Канада, 2000, №1, С16

  3. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н.– М.: Флинта, 2000.

  4. Сажин Д. // Мировая экономика и международные отношения, 1997, №4, С46

  5. Стрыгин А.В. Мировая экономика.– М.: Экзамен, 2000

  6. "Российская Бизнес-газета" №644 от 12 марта 2008 г.



Скачать файл (116 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru