Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

УМК Социально - экономическое планирование деятельности предприятий торговли - файл 1.doc


УМК Социально - экономическое планирование деятельности предприятий торговли
скачать (413.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc414kb.15.12.2011 18:12скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...

Методические указания по дисциплине «Социально - экономическое планирование деятельности предприятий торговли» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по специальности 080507 «Менеджмент организации».


Дисциплина «Социально-экономическое планирование деятельности предприятий торговли» является дисциплиной специализации для данных специальностей.


  1. Цель, задачи и предмет дисциплины


В последние годы уровень планирования на предприятиях снизился. Такое положение обусловлено объективными и субъективными причинами.

Объективные причины заключаются в неадекватности централизованной системы планирования условиям и требованиям работы предприятий в рыночных условиях развития экономики в нашей стране. Субъективные причины обусловлены недостаточной квалификацией руководителей и специалистов предприятий, а также противоречиями между экономической наукой и практикой хозяйствования.

Анализ зарубежной и отечественной практики хозяйствования показывает, что рыночные механизмы регулирования экономики не отвергают идею планирования. Скорее, наоборот, в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры, обусловленной динамизмом внешней среды, в которой работают предприятия, место и роль планирования возрастают. Любое хозяйственное решение, принимаемое в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования как будущего результата, так и условий его результата, что можно осуществить только с помощью средств и методов планирования. Поэтому изучение теории и практики социально-экономического планирования деятельности предприятия занимает важное место в подготовке специалистов экономического и управленческого профиля.

Целью дисциплины является формирование управленчес-кой компетенции в области социально-экономического планирования деятельности предприятия торговли.

Задачами изучения дисциплины являются приобретение знаний и навыков в области социально-экономического планирования деятельности современных предприятий торговли, овладение методиками и получения навыков планирования текущей деятельности предприятия и бизнес-планирования.

Учебная программа предполагает проведение лекционных, семинарских и практических занятий. Текущий контроль знаний студентов будет осуществляться в виде: контрольных опросов, письменных работ, семинарских занятий, проведения деловых игр, решений ситуаций и задач. Итоговый контроль - зачет.

Предметом изучения дисциплины является система планирования на предприятии торговли.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен:

    • иметь представления об основных понятиях планирования деятельности предприятия и его особенностях на российских предприятиях;

    • знать конкретные методы, способы и инструменты планирования деятельности предприятия, их достоинства и недостатки, основные принципы организации;

    • приобрести навыки планирования деятельности предприятия;

    • знать отличительные особенности планирования деятельности предприятия торговли;

    • владеть методиками планирования деятельности предприятия в целом и его подсистем;

    • уметь конструировать бизнес-план предприятия, организации;

    • уметь оценивать бизнес-план предприятия с позиции экономической и социальной эффективности;

    • знать методику социального планирования и уметь разрабатывать план социального развития предприятия.


^ Формы контроля:

Текущий контроль – оценка качества самостоятельных работ, решения задач, написания рефератов, докладов на семинаре, оппонирования и активности студента в обсуждении и внесения предложений по разрешению возникающих проблем во время аудиторных занятий.

Итоговый контроль – зачет.

3. Объем дисциплины «Социально-экономическое

планирование деятельности предприятий торговли»
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

№ семестра

9




Аудиторные занятия:







лекции

34

20

практические и семинарские

занятия

13

8

тематические дискуссии

4

-

Самостоятельная работа

49

72

^ ВСЕГО ЧАСОВ НА

ДИСЦИПЛИНУ

100

100

Текущий контроль

(количество, № семестра)

12

-

Виды итогового контроля

(зачет)

(№ семестра)

Зачет - 9

Зачет - 10


3.2. Распределение часов по темам и видам

учебной работы
Распределение часов по темам и видам учебной работы для студентов очной формы обучения


^ Названия разделов и тем

Всего часов по учеб-ному плану

Виды учебных занятий

^ Аудиторные занятия, из них

Са-мосто-

ятель-ная работа

лекции

практ. занятия,

семинары

темат. дискус., делов. игры

лабор. работы

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Теоретические аспекты планирования на предприятии торговли

1. Предприятие торговли как объект планирования

5

2

-

-

-

3

2. Система планирования на предприятии

7

2

1

-

-

4

3. Методология планирова-ния на предприятии

8

2

-

2

-

4

Раздел 2. Планирование экономической деятельности предприятия торговли

4. Планирование объема продаж

6

2

1

-

-

3

5. Планирование номенкла-туры и ассортимента продаж

7

2

2

-

-

3

6. Планирование потребности в персонале

5

2

1

-

-

2

7. Планирование средств на оплату труда

5

2

1

-

-

2

8. Планирование потребности в материально-технических ресурсах

7

2

1

-

-

4

1

2

3

4

5

6

7

9. Планирование издержек обращения

6

2

1

-

-

3

10. Планирование финансов

7

2

1

-

-

4

11. Планирование инвести-ционной деятельности

5

2

1

-

-

2

12. Планирование рисков

5

2

1

-

-

2

Раздел 3. Планирование социального развития предприятия торговли

13. Социальное предвидение

2

2

-

-

-

-

14. Социальное прогнозирование

6

2

1

-

-

3

15. Социальное проектирование

5

2

-

-

-

3

16. Социальное планирование

8

2

-

2

-

4

17. Социальные технологии

6

2

1

-

-

3
ИТОГО

100

34

12

5

-

49



Распределение часов по темам и видам учебной работы для студентов заочной формы обучения


^ Названия разделов и тем

Всего часов по учеб-ному плану

Виды учебных занятий

^ Аудиторные занятия, из них

Са-мосто-

ятель-ная работа

лекции

практ.

занятия


1

2

3

4

7

Раздел 1. Теоретические аспекты планирования на предприятии торговли

1. Предприятие торговли как объект планирования

2

1

-

4

2. Система планирования на предприятии

4

2

2

4

1

2

3

4

5

3. Методология планирования на предприятии

3

1

-

4

Раздел 2. Планирование экономической деятельности предприятия торговли

4. Планирование объема продаж

4

1

1

4

5. Планирование номенклатуры и ассортимента продаж

3

1

-

4

6. Планирование потребности в персонале

3

1

-

4

7. Планирование средств на оплату труда

3

1

-

4

8. Планирование потребности в материально-технических ресурсах

3

1

1

4

9. Планирование издержек обращения

3

2

-

5

10. Планирование финансов

3

1

1

5

11. Планирование инвестиционной деятельности

3

1

-

3

12. Планирование рисков

4

1

1

4

Раздел 3. Планирование социального развития предприятия торговли

13. Социальное предвидение

2

1

-

4

14. Социальное прогнозирование

3

1

-

4

15. Социальное проектирование

2

1

-

5

16. Социальное планирование

4

2

-

5

17. Социальные технологии

3

1

2

5
ИТОГО

100

20

8

72



^ 4. Содержание курса
Раздел 1. Теоретические аспекты планирования

на предприятии торговли
Содержит основные понятия и положения дисциплины: предмет, содержание, задачи дисциплины, методологию и методы планирования социально-экономической деятельности предприятия торговли.

Тема 1. Предприятие торговли

как объект планирования
Роль и место планирования в управлении предприятием. Планирование как двухсторонний процесс: экономической деятельности и социального развития торгового предприятия. Отражается необходимость планирования социально-экономической деятельности на современном этапе развития рыночных отношений и значительной свободы деятельности хозяйствующего субъекта.

Методы исследования, принимаемые при планировании социально-экономической деятельности предприятия торговли.

Планирование как специализированный вид управленческой деятельности искусство, требующее творческого подхода.

Сущность объекта планирования, которым является деятельность торгового предприятия в трех аспектах: хозяйственная, социальная и экономическая.

Предмет планирования - рациональное использование имеющихся или доступных ресурсов предприятия: материальных, трудовых, финансовых, инвестиционных, информационных, временных.

^

Тема 2. Система планирования

на предприятии торговли



Формы и виды планирования. С точки зрения обязательности выполнения - директивное и индикативное; в зависимости от срока - долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное; по содержанию плановых решений - стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование; по степени охвата - общее и частичное; по объектам планирования - целевое, программное, планирование средств, планирование действий; по сферам планирования - сбыта, доходов, оборота, персонала пр.; по очередности во времени: текущее, скользящее и внеочередное.

Факторы, влияющие на выбор планирования: обусловленные спецификой фирмы, факторы внешней среды, обусловленные спецификой процесса планирования на данном предприятии торговли.

Организация внутрифирменного планирования. Плановый персонал и возрастание роли плановых работников. Механизм планирования как совокупность средств и методов по принятию плановых решений и обеспечение их реализации.

Компоненты функции планирования: уменьшение сложности, мотивации, прогнозирование. Обеспечение безопасности, оптимизации, координации и контроль.

Методы планирования: прогрессивный, ретроградный и круговой. Алгоритм планирования: анализ проблем, поиск альтернатив решения, прогнозирование. Оценка, принятие планового решения, оформление плана расчетами и показателями.
^
Тема 3. Методология планирования на предприятии


Методология стратегического планирования: сущность, особенности, преимущества и недостатки стратегического планирования. Формирование стратегических планов и их связь с выбранной стратегией: стратегия концентрированного роста, стратегия интегрированного роста, диверсифицированного роста, стратегия сокращения.

Технология планирования стратегии; оценка текущей стратегии; анализ портфеля видов торговой деятельности, выбор стратегии, оценка выбранной стратегии, разработка стратегического плана, разработка системы бизнес-планов.

Методология тактического планирования. Тактический план как развернутая программа всей хозяйственно-экономической и социальной деятельности предприятия торговли, направленная на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Требования к тактическим планам: гибкость, полнота, комплексность, ответственность, точность, приоритетность текущих задач. Основные разделы текущего планирования; объем реализации и торговые издержки; персонал и оплата труда; финансовый план; социальное развитие коллектива.

Планирование социального развития: изменение социально-демографического состава коллектива; улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников; улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников.

  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (413.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации