Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты по современной зарубежной литературе - файл 1.doc


Билеты по современной зарубежной литературе
скачать (138.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc139kb.15.12.2011 18:30скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Характеристика литературы эмиграции.

Германию покинуло, добровольно или принудительно, свыше 250 немецких писателей, поэтов, критиков и литературоведов. Среди них были Томас и Генрих Манны, Эрих Мария Ремарк, Лион Фейхтвангер, Арнольд Цвейг, Эрнст Толлер, Франц Верфель, Якоб Вассерман, Бруно Франк, Стефан Георге, Бертольд Брехт и многие другие. Творческий уровень большинства оставшихся в Германии писателей был невысок. Герхарт Гауптман написал автобиографический роман "Приключение моей юности" (1937), драматическую тетралогию на сюжет греческой легенды об Атридах (1941-44) и поэму "Великий сон". Некоторых талантливых писателей, как, например, Эрнста Юнгера, нацистским властям все же удалось привлечь на свою сторону. 10 мая 1933 по инициативе министра народного просвещения и пропаганды Геббельса нацистами была устроена чудовищная акция сожжения книг. Фейхтвангера, Арнольда Цвейга, Эриха Ремарка, Бертольда Брехта, Эмиля Золя, Марселя Пруста, Анри Барбюса, Эптона Синклера, Джека Лондона, Герберта Уэллса, Артура Шницлера, Льва Толстого, Максима Горького, труды Маркса, Эйнштейна, Бора, Фрейда и многих других. Министерство пропаганды установило собственные новые стандарты германской литературы. Специальные инструкции предписывали литераторам работать в 4-х жанрах. "Фронтовая проза" (Fronterlebnis) - призванная воспевать фронтовое братство и романтизм военного времени. "Партийная литература" - произведения, отражающие нацистский вельтаншаунг (мировоззрение). "Патриотическая проза" (Heimatroman) - произведения, проникнутые национальным колоритом, с акцентом на германский фольклор, мистическую непостижимость германского духа, национализм и народничество. "Этнологическая (расовая) проза" (Rassenkunde) - возвеличивание нордической расы, ее традиций и вклада в мировую цивилизацию, биологическое превосходство арийцев над остальными "неполноценными" народами. Работавшие в этих жанрах писатели отличались лишь степенью их заурядности или бездарности. Писатели: Вернер Бумельбург, Агнес Мегель, Рудольф Биндинг и Беррис фон Мюнхаузен, Ханс Гримм.


^ Характеристика литературы фашистской Германии.

Придя к власти, фашисты постарались уничтожить большинство книг по философии, истории. Всем известно, что они сжигали неугодные им книги, а людей, у которых эти книги находили, расстреливали, сажали в тюрьмы и концлагеря.

Главной книгой стали в первую очередь откровения самого А.Гитлера, “Mein Kampf”, где он освещает свой путь восхождения к власти, демонстрирует своё отношение к оппозиции.

Особую ценность для изучения фигуры Гитлера, как человека и политика представляют труды нацистов - сподвижников фюрера. Они являются источниками первостепенной важности для понимания корней и проявлений фашизма.

В работах А.Шпеера, Й.Гебельса, Г.Раушинга, Г.Пикера, В.Шеленберга подробно рассматривается личность Гитлера, его стремление подчинить своей власти всех, информация о том каким видел себя Гитлер и каким его видели окружающие.

“Дневники Геббельса”, всемогущего министра пропаганды имперской Германии, проникнуты и переполнены восхищением своим фюрером.

Стремление Гитлера абсолютной власти в стране подтверждается законодательными актами, вышедшими в первый год пребывания фюрера у власти.

На границе источника и исследования находиться работа У. Ширера “Взлёт и падения Третьего рейха”. Ширер - известный американский журналист пребывавший с 1926 по 1941 год в Германии. Эта книга - свидетельство очевидца, в котором документальность обобщенная личным восприятием событий. В ней вся история фашизма - начиная от зарождения партии до поражения Третьего рейха в войне. Автор изучает фашизм как явление в целом, его очень интересовал образ и самого фюрера, и этапы прихода Гитлера к власти.
^ Характеристика творчества М.Фриша.

Макс Фриш (1911-1991) швейцарский писатель, романист и драматург, писал на немецком языке.

В творчестве Фриша, отмеченном ярким экспериментаторством, — критика конформистских, филистерских взглядов мещанина (пьесы «Бидерман и поджигатели»; «Андорра»), нравственного индифферентизма (роман «Homo Faber»), отчуждения личности в современном мире (романы «Штиллер», «Назову себя Гантенбайн» , повести «Человек появляется в эпоху голоцена», «Синяя борода»).

Несмотря на прозаическую деятельность, Фриш зарабатывает на жизнь до 1950-х годов трудом архитектора. Начиная со второй половины 1940-х годов Фриш работает для театра и пишет пьесы: «Санта Крус», «Они опять поют», «Китайская стена» и многие другие.

Мировую известность Максу Фришу принесли три романа: «Штиллер», «Homo Faber» и «Назову себя Гантенбайн».
^ Характеристика дадаизма как литературного явления.

Дадаизм – модернистское течение. По словам Георга Гроса, дадаисты представляли собой воплощение чистого нигилизма, разрушая образность “ради великого Ничто”. Возникновение группы дадаистов в 1916 году было связано с открытием артистического клуба – “Кабаре Вольтера” в Цюрихе.

Дадаизм с первых своих шагов оказывается космополитическим движением. Завсегдатаями “Кабаре Вольтера” были представители многонациональной художественной богемы: румын Тристан Тцара, немец Хуго Балль, франко-немец Жан Ганс Арп и др.
Программным документом движения был “Манифест Дада 1918 года”. В это время Тцара сближается с Марселем Дюшаном и Франсисом Пикабио, которые уговаривают его перебраться из Цюриха в Париж, где Тцара знакомится с поэтами Андре Бретоном, Луи Арагоном, Полем Элюаром, Филиппом Супо и Пьером Реверди.

Это течение вошло в историю культуры как бунтарское направление, разрушившее традиционные изобразительные приёмы и существенно обновившее технику письма. Возникнув как литературное течение, это направление искусства проявлялось и в живописи, и в фотографии, и в скульптуре.

Макс Эрнст один из основателей немецкой группы “Дада” – причисляется к более умеренному крылу дадаизма. В его картинах “Изничтожение невинных”,”Император Убу”: и.т.д. сухим безжизненным письмом изображено алогичное сочетание людей и вещей. Для другого влиятельного представителя дадаизма-Франсиса Пикабия- характерны картины напоминающие технические чертежи : “ Дитя карбюратор”, “Любовный парад”.

Подобные произведения дадаизма являются каким то проблеском в общем сумбурном, анархичном бунте художников “Дада” против надоевшей и в то же время необходимой действительности, а, в конечном счете - против всего человеческого прошлого и настоящего. Возможно, из-за этого противоречивого проблеска короткое время дадизмом интересовались такие крупные прогрессивные художники и писатели, как Пабло Пикассо, Поль Эллюар и.т.д.

Произведения дадаистов прежде всего странные бессмысленные коллажи или просто неуместно выставленные в качестве экспонатов бытовые вещи.


^ Характеристика литературы ФРГ.

1945-1949 гг. - этот драматичный период исторического, духовного и культурного развития Германии, принято характеризовать как “нулевой пункт”. Однако, ситуация после 8 мая 1945 года была определена литературной интеллигенцией не только как “нулевой пункт”, но и как “исходный”.

Первый час послевоенной эры принадлежал представителям “внутренней эмиграции.

Писатели “внутренней эмиграции” были авторами “первых книг”. Это были писатели, начавшие свой литературный путь задолго до 1945, многие до 1933 и до 1918 гг. - Казимир Эдшмид («Полное право» (1948)), Эмиль Барт («Потерянный дом» (1936), «Планета» (1939), дневник военных лет «Лемурия», (1946)), Франк Тисс, Манфред Хаусманн, Хорст Ланге («Песнь иволги» (1948)), Август Шольтис («Волшебный костыль» (1948)), Эрнст Вихерт (публичная речь «К немецкой молодежи» (1946), «Дети Еромина» (1945-1947)) и др.

В Западной Германии звучит “тема возвращения” - тема, вобравшая в себя судьбы миллионов немцев, их физические и духовные страдания.

Голосом “немого поколения”, проклинавшего войну и фашизм, стал Вольфганг Борхерт и его творческое наследие (новеллы “Билбрук”, “Хлеб”, “Ведь ночью крысы спят”, пьеса «На улице перед дверью»).

Из антифашистской эмиграции вернулись на освобожденную от фашистской власти родину немецкие писатели. В Восточную Германию в первые послевоенные годы вернулись из СССР писатели И.О.Бехер, В.Бредель, Ф.Вольф, Э.Вайнерт, А.Шарер, Г.Циннер, Ф.Эрпенбек, а также многие писатели из Западной эмиграции: А.Цвейг, А.Зегерс, Б.Брехт, Л.Ренн, Л.Фюрнберг, Б.Узе, Э.Арендт, Г.Мархвица, Р. Леонгард, Куба, Я.Петерсен, А.Абуш.

«ГРУППА 47» (по году основания 1947), объединение западногерманских писателей. В 50-х гг. творчество ее членов (Х. В. Рихтер, Г. Белль, Г. Айх и др.) способствовало становлению антифашистских и социально-критических тенденций в литературе ФРГ. Члены группы не придерживались единой политической и эстетической позиции. В нач. 70-х гг. группа распалась.

^ Декадентство и его характерные черты.

Декаденство – направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную", или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов.

ДЕКАДЕНТСТВО (франц . decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок), обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 - нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой "мещанской" морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др). Понятие декаданса - одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, "воли к власти".
^ Характеристика творчества Х.Конзалика.

Хайнц Гюнтер Конзалик (нем. Heinz Günther Konsalik, 28 мая 1921, Кёльн — 2 октября 1999, Зальцбург) — немецкий писатель, автор популярных приключенческих романов-бестселлеров (к моменту его смерти было издано свыше 80 млн экземпляров его книг, по некоторым из них поставлены фильмы).

Уже в 10-летнем возрасте Конзалик написал свой первый роман об индейцах. С 16 лет он пишет фельетоны для кёльнских газет. Изучал медицину, театральное искусство и германистику. С 1939 г. работал в гестапо. Во время Второй мировой войны был военным корреспондентом во Франции, затем солдатом попал в Россию, где был тяжело ранен.

После окончания войны работал сначала лектором, затем заместителем редактора юмористического журнала. С 1951 г. — свободный писатель, его книги быстро приобретают популярность, особенно после выхода романа Der Arzt von Stalingrad («Сталинградский врач»).

Конзалика можно назвать своего рода немецким аналогом Юлиана Семёнова. Многие из его книг посвящены Второй мировой войне, в них он пытается романтизировать «подвиги» немецкой армии. К примеру, в детективе «Их было десять» (Sie waren Zehn) он описывает попытку покушения на Сталина в 1944 г., когда с этой целью в советский тыл было заброшено 10 немецких офицеров родом из Прибалтики. Некоторые из них с лёгкостью устраиваются на работу в Кремль… и однажды машина Сталина взрывается от немецкой мины, при этом погибает и один из «героев», но оказывается, что ему удалось уничтожить лишь двойника Сталина. Если бы этот или другие подобные романы были переведены на русский язык, они бы немало повеселили русского читателя такими «реалиями», как отчества «Петронович», «Владимиронович», населённый пункт «Новый Карпырдак» и др.

^ Характеристика творчества Г. Бёлля.

Генрих Белль родился в Кельне, вырос в доме родителей — католиков-антифашистов. Отец его — скульптор. Белль работал столяром, потом служил в книжном магазине. С 1939 до 1945 г. был солдатом. В конце 40-х гг. выступил как автор сатирических и лирических рассказов, главным образом антивоенного характера.

Первые произведения Белля — повести: “Поезд придет вовремя” (1949) и “Где ты был, Адам?” (1951), а также некоторые новеллы в сборнике “Странник, когда ты придешь в Спа...” (1949) посвящены военным событиям. Их герои — солдаты, которые тщетно пытаются спастись от кошмара войны, пассивно сопротивляются и погибают. В сложном переплетении сюжета Белль дает эстетическую оценку гуманизму и варварству, палачам и жертвам. Война представляется во всей ее бессмысленности, величие человека может утвердиться только в противодействии ей.

После 1950 года Белль обратился к социальной действительности ФРГ. Роман “И не сказал ни единого слова” (1953) был началом его попыток литературного отображения господствующих в ФРГ сил.

В романе “Дом без хозяина” (1954) параллельно показаны судьбы двух женщин: жены буржуа и жены рабочего. Обе потеряли своих мужей на войне. Лишившийся хозяина дом символизирует в представлении Белля распад форм жизни и политико-моральной субстанции буржуазного класса. Важное качество главных героев — способность “помнить” — является для Белля художественным средством показа тенденций к реставрации. Мечты сыновей этих женщин о будущем частично сбываются.

Этим романом Белль достиг вершины критического реализма в прозе 50-х годов. В начале 60-х годов у художника возникла неуверенность, появились тенденции разочарования. Итог, который Белль подводил социальному развитию в ФРГ, оказался негативным. Писатель еще раз пытался испробовать преобразующую и обновляющую силу христианской гуманной мысли (основал журнал “Лабиринт”), но вскоре понял всю тщетность своих усилий, позже он назвал это “вхождением в лабиринт”.

Эти искания нашли отражение в романе “Глазами клоуна” (1963). Действие его тоже ограничивается одним днем, но уже не содержит этически развернутой картины, как “Бильярд в половине десятого ”.

Черты разочарования характерны и для рассказа “Самовольная отлучка” (1964). Только с повестью “Чем кончилась одна командировка” (1966) Белль сделал шаг вперед, он ставит вопрос о возможности для простых людей сохранить свою жизненную сферу, а в случае необходимости и защитить ее. Важные идейно-эстетические условия для того были названы во “Франкфуртских чтениях” (1964).


Характеристика творчества Б.Брехта.

Бертольт Брехт (10.2.1898 - 14.8.1956), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и общественный деятель. Начал печататься в 1914. Сатирическая антивоенная баллада «Легенда о мёртвом солдате» принесла Б. известность. Первые пьесы - «Ваал», «Барабанный бой в ночи», «В чаще городов» - содержат сатирическую полемику с экспрессионизмом. Эти пьесы, а также стихи и песни («Карманный сборник»; «Домашний сборник») некоторые критики считали выражением анархо-индивидуалистических взглядов Б. Между тем в эти годы он, изучая марксизм-ленинизм, решил посвятить своё творчество социалистической революции. Пьеса «Что тот солдат, что этот», музыкальная комедия «Махагони», как и «Трёхгрошовая опера», выражают уже резко определённую антикапиталистическую и революционную целеустремлённость. В тот же период Б. начал разрабатывать теорию «эпического театра», который должен стать театром «эпохи науки и социалистической революции». Назидательные пьесы - «Перелёт через океан», «Говорящий да и говорящий нет», «Высшая мера», «Исключение и правило», «Горации и Куриации» - рассчитаны были на постановку не только профессиональными театрами, но и рабочими самодеятельными коллективами. В назидательном духе написаны и драмы «Святая Иоанна скотобоен» и «Мать».

После нацистского переворота Б. эмигрировал; в 1933-47 жил в Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии, США, где участвовал в общественной жизни эмиграции. Поэзию Б. этих лет отличает боевая пропагандистская целеустремлённость (сборник «Песни, стихи, хоры», «Сведенборгские стихи»). Песни Б. («Марш единого фронта», «Песня о солидарности» и др.), музыка к которым написана Х. Эйслером, приобрели особую популярность в исполнении Э. Буша. «Трёхгрошовый роман», статья «Пять трудностей пишущего правду» - первые значительные произведения Б.- прозаика и публициста. В эмиграции он создал цикл реалистических сцен «Страх и отчаяние в Третьей империи», героическую драму «Винтовки Тересы Каррар». Творческие принципы Б., стремившегося создать театр, «пробуждающий у зрителей самостоятельное критическое революционное мышление», воплотились в драмах-притчах «Добрый человек из Сезуана», «Карьера Артуро Уи», «Кавказский меловой круг», в исторических драмах «Мамаша Кураж и её дети», «Жизнь Галилея», «Дни Коммуны» и в народных комедиях «Господин Пунтилла и его слуга Матти» и «Швейк во второй мировой войне».


^ Характеристика творчества Л.Фейхтвангера.

Лион Фейхтвангер – выдающийся немецкий писатель и драматург.

В своих произведениях, главным образом исторических романах, обращался к острым социальным проблемам. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план – параллели с событиями современности.

Начало литературной деятельности Фейхтвангера относится к 1901: книга "Одинокие", содержащая два рассказа, филологические исследования, театральные рецензии. В 1905-1907 гг. Фейхтвангер написал два тома "Маленьких драм" и роман "Глиняный бог". В 1908 Фейхтвангер основал литературный журнал "Шпигель", который служил "развитию революционных тенденций" в ГерманииАнтивоенные взгляды писатель выразил в стихотворении "Песнь павших", в пьесе "Военнопленные" и в пьесе "Мир". Антивоенные пьесы Фейхтвангера были запрещены. Славу писателю доставили исторические романы, написанные с учетом новейшие веяния в психологии, Успех, Безобразная герцогиня и трилогия о войне иудеев с римлянами (Иудейская война; Сыновья; Настанет).

После прихода к власти фашистов (1933) Фейхтвангер, как и многие другие деятели культури и искусства, был лишен гражданства, его имущество было конфисковано, библиотека сожжена.

После войны писатель обращался исключительно к историческому жанру.

Основным объектом изображения в его новых романах стала Великая Французская революция (1789-1794).

Характеристика творчества Г. Фаллады.

Ганс Фаллада (21.7.1893 – 5.2.1947), немецкий писатель. Вероломство государственной политики в отношении крестьян, нравы бульварной прессы разоблачил в романе «Крестьяне, бонзы и бомбы» (1931). Роман «Маленький человек, что же дальше?» (1932, рус. пер. под название «Что же дальше?», 1934) посвящен трагедии мелких служащих, угнетённых безработицей и нищетой. Нравственную деградацию «маленьких» людей Ф. объясняет аморальностью буржуазной системы («Кто отведает тюремной похлёбки...», 1934), развенчивает легенду о «безобидности» немецкого обывателя («Человек стремится вверх», 1943, изд. 1953). При фашизме подвергался преследованиям; антибуржуазной, антимилитаристской направленностью отмечены романы-эпопеи «Волк среди волков» (1937, рус. пер. 1957), «Железный Густав» (1938, рус. пер. 1969). В послевоенные годы – бургомистр в Фельдберге (советская зона оккупации). Участвовал в деятельности Культурбунда. Вершина реалистического творчества Ф. – роман «Каждый умирает в одиночку» (1947, рус. пер. 1948) – о жизни в гитлеровской Германии и антифашистской борьбе берлинской рабочей семьи.


^ Характеристика творчества Г. Гессе.

Ге́рман Ге́ссе (2 июля 1877 — 9 августа 1962) — немецко-швейцарский писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.

Литературную известность писатель приобрёл благодаря роману «Петер Каменцинд». Успех этого произведения позволил Гессе полностью посвятить себя литературе.

Начиная с романа «Дамиан» Гессе оказывается под влиянием герметической традиции, и основной темой его творчества становится идея соединения противоположностей. В «Демиане» он формулирует идею Бога по имени Абраксас, который объединяет в себе добро и зло, при этом стоит по ту сторону противоположностей. Возможно уже тогда Гессе был знаком с «Семью наставлениями мертвым» Карла Юнга, тем более что достоверно известно, что Гессе проходил психоанализ у ученика К. Г. Юнга Йозефа Лэнга.

Результатом этого обучения стало написание двух эпохальных романов — «Сиддхартха» и «Степной волк». В первом из них действие происходит во времена Будды Гаутамы, где, проходя разные стадии жизни от крайнего аскетизма до гедонизма, Герой постигает единство всего и вся приходя к своей Самости.

«Степной волк» — книга с открытым концом, во многом является исповедью и описывает происходящее в душе самого Гессе во время Анализа Лэнга, как Магический театр.

Во время духовной революции шестидесятых книги Гессе получили огромную популярность у молодёжи, восставшей против привычных границ иудео-христианской морали. Его книги стали духовным импульсом к массовому «паломничеству в страны Востока» и обращению от суеты внешнего ко взгляду внутрь.
^ Характеристика творчества А. Дёблина.

Альфред Дёблин (1878 – 1957), немецкий писатель.

Мистико-философский роман Дёблина «Три прыжка Ван Луна», исторический роман «Валленштейн», утопический роман «Горы, моря и гиганты» выдвинули автора в ряд ведущих представителей немецкого экспрессионизма, от которого он, впрочем, вскоре отошел (роман из жизни немецкого люмпен-пролетариата «Берлин, Александерплац»). На короткое время увлекся идеями территориализма, однако в книгах «Путешествие по Польше» и «Еврей» он выступает лишь как доброжелательный наблюдатель. Пробудившийся у Дёблина интерес к еврейскому народу и иудаизму как к историческим феноменам возрос с приходом к власти Гитлера. Но даже гонимый нацистами, Дёблин в книге «Еврейское обновление» подвергает критике и сионизм, и ассимиляторство, и еврейскую религию. В 1933 г. Дёблин эмигрировал во Францию, а в 1940 г. — в США. Под влиянием иезуитов принял в 1941 г. католичество, идеи которого проповедовал еще в предвоенные годы (трилогия «Амазонки»). Вернувшись в Германию в 1945 г., Дёблин издавал литературно-философский журнал католического направления «Дас гольдене тор». В 1955 г. эмигрировал во Францию, выразив несогласие с милитаристской политикой К. Аденауэра. Последний роман Дёблина «Гамлет, или Долгая ночь кончается» проникнут пацифистскими идеями.

^ Характеристика литературы ГДР.

После 2-й мировой войны 1939-45 писатели-антифашисты активно участвовали в строительстве первого в германской истории государства рабочих и крестьян - ГДР. Заслуженным признанием пользуется творчество критических реалистов Т. Манна, Г. Манна, Л. Фейхтвангера. К передовой литературной общественности примкнули лучшие представители старой интеллигенции - А. Цвейг, Г. Фаллада, Б. Келлерман.

Основные темы в литературе ГДР впервые послевоенные годы: разоблачение преступной идеологии и практики фашизма, вскрытие его социально-классовых корней, воспитание чувства ответственности человека перед своим народом и историей. Эти проблемы ставятся в творчестве писателей старшего поколения - в прозе А. Зегерс (роман «Мёртвые остаются молодыми», повесть «Человек и его имя»), Л. Ренна (повесть «Трини»), В. Бределя (романы «Сыновья», «Внуки»), в драматургии Ф. Вольфа ( «Совет богов»). Мотивы антифашистской и антиимпериалистической борьбы звучат в поэзии и прозе у Ф. Фюмана, Л. Фюрнберга, С. Хермлина.

С переходом к построению социализма в литературе ГДР всё более выдвигаются темы перестройки сознания человека, новых отношений между людьми, перспектив социалистического строительства. Писатели показывают духовную эволюцию рядового немца, молодость которого была исковеркана гитлеровской системой воспитания и участием в преступной войне, исследуют сложный процесс его духовного возрождения: Д. Нолль («Приключения Вернера Хольта») , М. В. Шульц («Мы не пыль на ветру»), Фюман («Еврейский фургон».).

В 60-е гг. выдвигаются поэты-лирики Г. Кунерт, Х. Калау, К. Микель, Ф. Браун. Традиции брехтовского эпического театра развивают драматурги младшего поколения Х. Байерль, П. Хакс, Х. Мюллер. Своё отражение в прозе нашла проблема «двух Германий». Одно из первых крупных эпических произведений, где была поставлена эта проблема, - роман А. Зегерс «Решение». Известность приобрёл также роман К. Вольф «Расколотое небо». В прозе 60-х гг. выделяется тема социалистической интеллигенции, её роли в строительстве социализма: романы Г. Канта («Актовый зал»), повести К. Х. Якобса ( «Об одном лете»), К. Вольф («Московская новелла». Широкую картину развития социалистического общества в ГДР даёт Зегерс в романе «Доверие» .

Характеристика творчества Г. Манна

Генрих Манн (27.3.1871 - 12. 3. 1950), немецкий писатель и общественный деятель. Брат Т. Манна.

Ранние произведения М. несут на себе следы разноречивых влияний классических традиций немецкой, французской литератур, модернистских течений конца века.

В романе «Земля обетованная» собирательный образ буржуазного мира дан в тонах сатирического гротеска. Индивидуалистические, декадентские увлечения М. сказались в трилогии «Богини». В последующих романах М. реалистическое начало укрепляется. Роман «Маленький город» (1909) в духе весёлой иронии и трагикомической буффонады изображает демократическую общественность итальянского городка.

За месяц до начала 1-й мировой войны 1914-18 М. закончил одно из самых значительных своих произведений - роман «Верноподданный». В нём дано глубоко реалистическое и одновременно символически-гротескное изображение нравов кайзеровской империи. «Верноподданным» открывается трилогия «Империя», продолженная в романах «Бедные» и «Голова», в которой подводится итог целому историческому периоду в жизни различных слоев немецкого общества накануне войны. Эти и другие романы М., созданные до начала 30-х годов, по реалистической ясности и глубине уступают «Верноподданному», однако все они отмечены резкой критикой хищнической сущности капитализма.

В эмиграции сближается с деятелями КПГ, утверждается на позициях воинствующего гуманизма, по-новому осознаёт историческую роль пролетариата (статья «Путь германских рабочих»); против гитлеризма направлены сборники статей М. «Ненависть», «Настанет день», «Мужество». Созданная в эти годы дилогия о Генрихе IV - «Юность Генриха IV» и «Зрелость Генриха IV» - вершина позднего художественного творчества М. современностью. Последние книги М. и романы «Лидице», «Дыхание», «Приём в свете», «Печальная история Фридриха Великого».
^ Характеристика творчества Г. Грасса.

Гюнтер Грасс (16 октября 1927) - немецкий писатель, скульптор, художник, график.

В 1956-57 годах Гюнтер Грасс начал выставлять свои скульптурные и графические работы и одновременно начал заниматься литературой. В то время Грасс писал рассказы, стихи и пьесы, которые сам он относил к театру абсурда.

Образным языком был написан и роман «Жестяной барабан».

Роман «Жестяной барабан» был опубликован в 1959 году. В этом романе реальные исторические события конфронтируют с сюрреалистически-гротескным образным языком Грасса. Стиль, в котором написан роман «Жестяной барабан», стал стилем Гюнтера Грасса.

С первым же романом («Жестяной барабан») Гюнтер Грасс получил мировую известность. Впервые после второй мировой войны немецкий писатель получил международное признание.

Его второй роман <Кошка и мышь>, действие которого происходит во время второй мировой войны в Данциге, и в котором рассказывается история юного Иохима Малке (Joachim Mahlke), вызвал скандал.

В 2005 году основал литературный кружок – «Любекские литературные встречи».
Характеристика творчества Т. Манна.

Томас Манн (6.6. 1875 - 12.8.1955), немецкий писатель. Брат Г. Манна. Известность принёс М. уже первый роман «Будденброки» - обширное повествование о судьбе четырёх поколений.

К лучшим произведениям М. относятся новеллы («Тристан», «Тонио Крегер»), в которых с большой психологической глубиной нарисованы взаимоотношения людей искусства с миром буржуазной практики, в них сочетается ирония с проникновенной лиричностью. В 1924 вышел роман М. «Волшебная гора», в нём дана картина идейной жизни буржуазного общества в канун 1-й мировой войны 1914-18.

Во 2-й половине 20-х годов М. активно выступает как критик и публицист. Антифашистскими идеями проникнута новелла «Марио и волшебник», а также историческая тетралогия на библейскую тему - «Иосиф и его братья».

Переход к широкому изображению исторической и современной действительности и выдвижение масштабных, репрезентативных героев позволили М. более непосредственно и полно выразить существенную проблематику эпохи.

В 1943 М. начал работу над романом «Доктор Фаустус» - самым значительным произведением последнего периода.

Художественное наследие М. остаётся в центре мировой литературной жизни. Он классик романа 20 века, сумевший раздвинуть рамки жанра и насытить его новым социально-философским содержанием.

^ Характеристика творчества Ф. Дюрренматта.

Фридрих Йозеф Дюрренматт - швейцарский писатель, один из крупнейших драматургов XX века, писал на немецком языке.

В 1945—1946 гг. была опубликована первая пьеса «Ибо сказано». В 1950 г. был написан криминальный роман «Судья и его палач», который, однако, в узком смысле криминальным романом не является. Это произведение принадлежит сегодня к обязательным для прочтения в немецких школах. Первые годы Дюрренматта как свободного писателя были тяжелы в финансовом отношении как для него самого, так и для его большой, состоявшей из 5 человек, семьи. Потом ситуация улучшилась, особенно за счёт заказов радиостанций; появились некоторые радиопостановки. Кроме того, издательство «Verlag der Arche» стало для него постоянным. В дальнейшем Дюрренматт начал писать детективы, которые частично публиковались как романы с продолжением в швейцарской газете «Beobachter»

Дюрренматт получает премии и призы за своё творчество, которое включает в себя наряду с пьесами, детективами, рассказами и радиопостановками также эссе и доклады.

В шестидесятых годах Дюрренматт был на вершине общественного признания. Дюрренматт частично посвятил себя практической театральной деятельности.

Он повторно поставил многие скандальные пьесы, такие, как «Метеор» в Вене.

^ Характеристика произведений Э.М.Ремарка.

В 1929 году Ремарк опубликовал наиболее известное из своих произведений, «На западном фронте без перемен», описывающее жестокость войны с точки зрения 19-летнего солдата. Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений; простым, эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период. Обратная точка зрения, прославлявшая войну, была представлена «Стальным штурмом» (In Stahlgewittern) Эрнста Юнгера. Как и Ремарк, Юнгер тоже был участником войны.

В 1933 году нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка, и объявили (хотя это было ложью), что Ремарк якобы потомок французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово Ремарк, записанное наоборот). Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств.

Романы

Мансарда снов (нем. Die Traumbude) (1920)

Станция на горизонте (нем. Station am Horizont) (1928)

На западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues) (1929)

Возвращение (нем. Der Weg zurück) (1931)

Три товарища (нем. Drei Kameraden) (1936)

Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten) (1941)

Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe) (1945)

Искра жизни (нем. Der Funke Leben) (1952)

Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben) (1954)

Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk) (1956)

Жизнь взаймы (нем. Geborgtes Leben) (1961)

Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon) (1962)

Тени в раю (нем. Schatten im Paradies) (опубликовано посмертно в 1971)

Гэм (нем. Gam) (опубликовано посмертно в 1998)

Земля обетованная (нем. Das gelobte Land) (опубликовано посмертно в 1998)

Рассказы

Враг (нем. Der Feind) (1931)

История любви Аннеты (нем. Der feind ein militanter Pazifist) (1994), сборник


^ Символизм как литературное явление.

Символизм, или декаденство – направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера.

Символизм возник как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике — позитивизма, в искусстве — натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860—70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера.

В 1890-е гг. символизм обрёл достаточно широкое стилистическое обоснование в "модерне", став неразрывным, а зачастую и определяющим элементом его художественных программ, образно-содержательного строя, поэтики. На этом пути сказались и присущие символизму тенденции декадентства с его крайним индивидуализмом и самодовлеющим эстетизмом; аффектация, утрированная чувственность, иррационализм образов (Ф. фон Штук. М. Клингер в Германии, Г. Кпимт в Австрии), мистическое визионерство, то принимающее безысходно-пессимистический характер (Ф. Кнопф, латемская школа во главе с Ж. Минне в Бельгии), то проникнутое болезненно-утончённой эротикой (О. Бёрдсли в Великобритании), то переходящее в религиозную экзальтацию (Я. Тороп в Голландии)

Итак, “символизм” - направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством СИМВОЛА “вещей в себе” и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к “скрытым реальностям”, сверхвременной идеальной сущности мира, его “нетленной” Красоте, символисты выразили тоску по духовной свободе.

^ Основные черты экспрессионизма.

Самым влиятельным из авангардистских течений стал именно, возникший еще в начале века в живописи и ставивший своей задачей повышение экспрессивности, выразительности художественного произведения.

Экспрессионизм как литературное течение зародился и достиг точки наивысшего развития в начале XX века, являясь "художествен­ным выражением смятенного сознания немецкой интеллигенции в пери­од I мировой войны и революционных потрясений".

Одной из особенностей является то, что он не представлял со­бой единого течения ни по многократно провозглашенным целям, ни по содержанию. Прежде всего, не было единого мнения относительно роли художника в обществе. Начиная с экспрессионизма, становится проблематичным отношение поэзии, искусства в целом к истории, к жизни общества.

Многие экспрессионисты занимали позицию, выра­женную в Эссе Г.Манна.

Типичный герой экспрессионистов - это личность в момент наи­высшего напряжения сил (что роднит экспрессионизм с новеллой). Печаль становится депрессией, отчаяние превращается в истерию. Основное настроение - крайняя боль.

Принцип абстрактности выражался в отказе от изображения ре­ального мира, в наличии абстрактных образов: многоцветность заме­няется столкновением черно-белых тонов. К наиболее часто употреб­ляемым стилевым средствам экспрессионистов принадлежат так назы­ваемые эмоциональные повторы, ассоциативные перечисления метафо­ры. Экспрессионисты нередко пренебрегают законами грамматики, придумывают неологизмы ("Warwaropa" Эренштейна).

Наиболее выразительным средством для экспрессионизма, его новых идей оказалась вначале поэзия. Относительно общая черта экспрессионистской лирики в том, что на первый план выступают эмотивные слои языка, аффективные поля значения слова. Основная тема смещается в сторону внутренней жизни человека, и при этом ни к его сознанию, а к полусознанному, подавляющему человека вихрю чувств.


Импрессионизм как литературное направление.
^

Импрессионисты показывали красоту мира, в котором каждый миг уникален.


Импрессионизм развивал реалистичные принципы искусства, но в творчестве его последователей часто сказывался отход от изучений основных явлений социальной действительности, постоянных, устойчевых качеств, материального мира. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети XIX в., русской поэзии начала XX в. (К. Гамсун в Норвегии, И. А. Анненский в России и другие).

Определенные завоевания немецкой прозы конца XIX в. связаны, однако, и с жанром романа, к которому, в частности, обращался на протяжении всего своего творчества Фридрих Шпильгаген (1829-1911). Его произведения (начиная романами "Проблематичные натуры", 1861; "Один в поле не воин", 1866, и кончая "Бурным потоком", 1876, и "Новым фараоном", 1889) во многом были вызваны к жизни современными писателю социальными явлениями.

В литературе Германии представлены различные направления, так или иначе связанные с понятием "декаданс": импрессионизм (пейзажная лирика Детлева фон Лилиенкрона,), символизм (поэзия Стефана Георге) и др. Важнейшее место в немецкой литературе рубежа веков занял натурализм, становление которого протекало в 80 - 90-е гг. под влиянием русской, скандинавских и прежде всего французской литератур (братья Гонкуры, Э. Золя). В 1889 г. А. Хольц завершил разработку своей теории последовательного натурализма и в соавторстве с И. Шлафом обратился к ее осуществлению в драматургии. К этому времени относится и деятельность театрального общества "Свободная сцена", первым поставившего произведения Гауптмана, Хольца и Шлафа и др. Натурализм нашел воплощение в творчестве многих немецких писателей (Макс Кретцер; Герман Конрада; Отто Эрих Хартлебен; Джон Генри Макай; Арно Хольц; Иоганнес Шлаф; Вильгельм фон Поленц; Карл Хенкель; Рихард Демель; Макс Хальбе).

^ Характеристика творчества Ф. Кафки.

При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов, составивших очень малую долю его работ, и его творчество привлекало мало внимания до тех пор, пока посмертно не были изданы его романы. Перед смертью он поручил своему другу и литературному душеприказчику — Максу Броду — сжечь без исключения всё им написанное (кроме, возможно, некоторых экземпляров произведений, которые обладатели могли бы оставить себе, но не переиздавать их). Его возлюбленная Дора Димант действительно уничтожила рукописи, которыми она обладала (хотя и не все), но Макс Брод не подчинился воле усопшего и опубликовал бо́льшую часть его работ, которые вскоре начали привлекать к себе внимание. Всё его опубликованное творчество, кроме нескольких чешскоязычных писем Милене Есенской, было написано на немецком.

Сам Кафка опубликовал четыре сборника — «Созерцание», «Сельский врач», «Кары» и «Голодарь», а также «Кочегар» — первую главу романа «Америка» («Пропавший без вести») и несколько других коротких сочинений. Однако главные его творения — романы «Америка» (1911—1916), «Процесс» (1914—1918) и «Замок» (1921—1922) — остались в разной степени незавершенными и увидели свет уже после смерти автора и вопреки его последней воле: Кафка недвусмысленно завещал уничтожить все им написанное своему другу Максу Броду.

^ Характеристика немецкой поэзии до II Мировой войны.

30 января 1933 года власть в Германии захватили национал-социалисты. В том же году начались массовые сожжения книг запрещённых режимом авторов сначала по всей Германии, а затем, после аншлюса в 1938 году, и в Австрии. Так 10 мая 1933 года площадь Бебельплац в Берлине стала местом проведения известного сожжения книг. Около сорока тысяч студентов, профессоров, членов СА и СС уничтожали на костре книги названных «антинемецкими» авторов: Зигмунда Фрейда, Эриха Кестнера, Генриха Манна, Карла Маркса и Курта Тухольского. Существование независимой литературы и литературной критики в стране стало невозможным. Режимом приветствовалась только так называемая «литература крови и земли», наряду с ней существовала более-менее свободная от идеологии развлекательная литература. Противникам режима угрожала смерть, так были убиты Якоб ван Годдис, Карл фон Осецкий и Эмиль Альфонс Райнхардт. Некоторые писатели остались в стране, но вынуждены были писать на абстрактные темы, либо откладывать рукописи в долгий ящик. Среди них Готфрид Бенн, Эрнст Юнгер, Эрих Кестнер, Эм Вельк, Герхарт Гауптман, Хаймито фон Додерер, Вольфганг Кёппен, Йозеф Вайнхебер, Мирко Елузич, Роберт Хольбаум, Вильгельм Шефер, Агнес Мигель, Ганс Йост и другие.

Около 1500 известных авторов покинули страну, некоторые покончили жизнь самоубийством (Стефан Цвейг, Курт Тухольский, Вальтер Беньямин, Карл Энштейн). Многие немецкие и австрийские писатели никогда не вернулись на родину. Это Герман Брох, лауреат нобелевской премии по литературе 1981 года Элиас Канетти, Зигфрид Кракауэр, Генрих, Клаус и Томас Манн, Лион Фейхтвангер, Эдён фон Хорват и другие.

Накануне 1-й мировой войны, в обстановке нарастающего революционного кризиса, зарождается экспрессионизм; бунтуя против капиталистической действительности, он не столько изображал её, сколько выразил отвращение к ней (поэты Г. Тракль, и Г. Хейм). Экстатичная экспрессионистская лирика и драматургия призывают к обновлению мира, но абстрактно, утопически (драмы В. Газенклевера, , Г. Кайзера, Э. Толлера).


^ Характеристика творчества писателей-символистов.

Символисты создали свой мир и отвергли существующую реальность. Этот мир без правил в последствии превратился в настоящую действительность. Искусство, жизнь по символизму – это театр, в котором каждый играет свои роли.

Кажущиеся бессмысленными стихотворения, странные выходки молодых поэтов шокировали всех. Символистов рисовали “голыми лохмачами с лиловыми волосами и зеленым носом” . Психиатры утверждали, что новая поэзия – симптом вырождения человечества, авторы с нею связанные, не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный мир. Наверное, они делали это потому, что мир реальный полон грязи, пошлости, предательства, из-за этого они словно совершают прорыв в свой новый мир, мир теней, образов и красок.

Символистам присвоили кличку “декаденты” (“упадочники” ) . Думали их уязвить, а они сделали кличку своим вторым именем. С точки зрения символистов, этот “упадок” , значительно ценнее нормальной посредственности. Они не только писали “декадентские” стихи, но и намеренно вели “декадентский” образ жизни.

Символизм возник как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике — позитивизма, в искусстве — натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860—70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера.

^ Характеристика послевоенной немецкой поэзии

Своеобразную пору оживления экспрессионизм переживает после окончания II мировой войны, приобретая антифашистскую, антивоенную окраску. Воздействие экспрессионизма испытывают в первые послевоенные годы швейцарские драматурги М.Фриш, Фр.Дюрренматт. Некоторые экспрессионистские приемы повторяются в творчестве П.Вейса. В немецкой прозе такие тенденции можно проследить на примере творчества В.Борхерта и В.Кеппена.

В.Борхерт в своем творческом пути прошел от увлечения гармоничной, соразмерной лирикой Гельдерлина и Рильке до собственного стиля, основные положения которого были изложены в его эссе "Это наш манифест".

Наиболее известная драма Борхерта "На улице перед дверью" ("Drauben vor der Tur") посвящена трагедии одинокого человека, вернувшегося с войны и не нашедшего пристанища.

В довоенных романах Эрвина Пискатера "Несчастная любовь", "Стена качается" выступают характерные черты его творчества: эмоциональная напряженность, избыточная образность, пристрастность к символике, смутное отчаяние и одиночество героев, чьи надежды и мечты вступают в сильнейшее противорчеие с действительностью, и конечно же гуманистический смысл произведений.

^ Влияние I Мировой войны на немецкую литературу

Накануне 1-й мировой войны, в обстановке нарастающего революционного кризиса, зарождается экспрессионизм; бунтуя против капиталистической действительности, он не столько изображал её, сколько выразил отвращение к ней (поэты Г. Тракль и Г. Хейм). Экстатичная экспрессионистская лирика и драматургия призывают к обновлению мира, но абстрактно, утопически (драмы В. Газенклевера, Г. Кайзера, Э. Толлера). Наибольшей остротой и пафосом борьбы насыщено творчество писателей, группировавшихся вокруг журнала «Акцион». Многие из них связали свою судьбу с борьбой пролетариата (И. Бехер, Толлер, Р. Леонгард). Журнал приветствовал Великую Октябрьскую революцию, опубликовал статьи В. И. Ленина и др. деятелей русской революции. Влияние экспрессионизма испытывают многие реалисты (Г. Манн «Кобес»; Л. Франк «Человек добр»; Келлерман «9 Ноября»).

В начала века возникла литература, проповедующая контрреволюцию, шовинизм и агрессию и кончившая фашистским антиискусством. С другой стороны, в союзе с неуклонно растущей социалистической литературой укрепляется гуманистическая буржуазная литература. Т. Манн создаёт новый жанр - интеллектуальный роман («Волшебная гора»). В связи с усилением реакции актуальное значение приобретает антивоенная тема (роман Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен, книги Л. Ренна, первые романы А. Цвейга). Социальные противоречия буржуазного общества находят отражение в произведения Л. Франка, Г. Фаллады, А. Дёблина, автора романа «Берлин, Александерплац», и Л. Фейхтвангера в романе «Успех», где предупреждается об опасности фашизма. Во 2-й половине 20-х гг. при поддержке Союза пролетарских революционных писателей развивается пролетарская литература. Вместе с писателями, вышедшими из школы экспрессионизма (И. Бехер, Ф. Вольф), молодое поколение литераторов (А. Зегерс, В. Бредель, Э. Вайнерт, Э. Э. Киш, Г. Мархвица, и др.) закладывает основы нового художественного метода. Приходит к марксизму Б. Брехт, разрабатывающий концепцию эпического театра. Его пьесы «Трёхгрошовая опера», «Святая Иоанна», «Мать» обличают буржуазное общество с позиций революционного пролетариата.

^ Влияние политической ситуации после II Мировой войны на литературу Германии.

События 2-й мировой войны 1939-45 борьба с фашизмом, существование и крах гитлеровского рейха, послевоенная судьбы немцев во вновь созданных двух государствах надолго определили пути развития литературы в Западной Германии. Стремление осмыслить происшедшее побуждает многих писателей-гуманистов к критическому пересмотру буржуазных нравственных и социальных ценностей. Некоторые (как Л. Франк) приходят к социалистическим воззрениям («Ученики Иисуса», «Слева, где сердце») или испытывают потребность обратиться к проблемам и событиям политического характера (К. Эдшмид, роман «Если это розы, они будут цвести»). Другие ищут опору в религии (христианские мотивы у Гертруды фон Ле Форт; В. Бергенгрюна; Р. Шнайдера; Р. Хагельштанге; Марии Луизы Кашниц) или впадают в крайний скептицизм (сочетание клерикализма, агностицизма и иррационализма у Э. Ланггессер; творчество Х. Х. Янна). Третьи уходят в интимный мир меланхолических переживаний (лирика К. Кролова), наслаждения утончённым чувством природы (поэзия В. Лемана). Кризис традиционного буржуазного гуманизма, чувство отчаяния и смятения ярко выразил В. Борхерт, с именем которого обычно связывают начало антифашистской темы в зап.-герм. литературе (драма «За дверью»). С оттенком моралистической отвлечённости ставятся проблемы вины и ответственности, совести, свободы выбора в творчестве ряда писателей, например З. Ленца.


Скачать файл (138.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации