Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Россия - Япония: проблемы и перспективы - файл 1.doc


Контрольная работа - Россия - Япония: проблемы и перспективы
скачать (195.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc196kb.15.12.2011 18:48скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание:


Введение. 3
1. Современная Япония. 4
2. История российско-японских отношений. 6
3. Отношения России и Японии: 9
3.1. Тенденции развития российско-японских отношений. 9
3.2. . Японо-российские отношения на современном этапе. 13 Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения.

3.3. Экономическое сотрудничество стран. 15

3.4. Территориальные проблемы 18

3.5. Проблема Южных Курил. 21

3.6. Предпосылки к решению политических проблем 26


4.Перспективы партнерства России и Японии. 28

Заключение. 30
Список использованной литературы. 31
Введение.
Современная Япония - одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.
В Концепции внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года Президентом В. В. Путиным, говорится, что "РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран".1 В настоящее время между странами существует целый ряд проблем, решение которых - необходимое условие развития сотрудничества.
Цель данной работы - осветить наиболее актуальные проблемы взаимоотношений и проследить тенденции развития сотрудничества стран.

^ 1.Современная Япония.



Япония – государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и др., всего ок. 4 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. Япония — конституционная монархия.

По общему объёму промышленного производства Япония занимает одно из первых мест в мире. На мировом рынке Япония — поставщик продукции сложных наукоёмких отраслей промышленности, современных конструкционных материалов. Осн. внешнеторговые партнёры: США и страны Восточной и Юго-Восточной Азии.

Японии относится к числу важнейших государств современного мира. При населении, чуть превышающем 125 млн человек, Япония занимает второе место в мире после США по объему ВВП. Она является потенциальным мировым лидером, у которого, однако, превалируют параметры социально-экономических атрибутов. Это служит и сильным и, одновременно, слабым местом в положении этой страны, поскольку параметры других атрибутов пока сильно уступают экономическим возможностям страны, к тому же, находящейся в политической и военной зависимости от США.

У Токио нет собственного ракетно-ядерного потенциала и вряд ли мировое сообщество позволит им обзавестись, если даже подобные амбиции когда-то возникнут у японцев. Япония имеет и другие «слабые места» в качестве претендента на «сверхдержавный» статус. Она находится, что называется, на «задворках» Евразии, островное государство, со сравнительно небольшой территорией, скромными природными ресурсами.

Японскую экономическую систему ряд специалистов называет «некапиталистической рыночной экономикой». Японская система управления становится все более популярной на Западе. Среднегодовые темпы роста ВВП до 90-х гг. XX в. составляли около 8-10%. Быстрый экономический рост Японии обеспечили многие факторы: ориентация на достижения человеческой мысли в сфере новых техники, технологии, организации производства и менеджмента, исключительное трудолюбие народа, борьба за высочайшее качество производимой продукции, жесткая экономия.

Если принять валовое накопление основного капитала в США за 100%, то в Европе оно составляло 75—85%, в России — 9%, а в Японии — 136%. Если посмотреть список 20 крупнейших банков мира, то видно, что самый крупный из них — «Джапан инкорпорейтед». Подсчет суммарного актива по регионам дает следующую картину; Юго-Восточная Азия владеет 5,881 трлн долл., из них: Япония — 5,569 трлн, Китай — 0,312 трлн. Европа владеет 2,2 трлн долл., США — 0,3 трлн2.

Большое влияние оказывает Япония на динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. Экономический рост здесь до конца XX в. был самым высоким среди всех регионов мира. Почти во всех странах Восточной Азии за последние 20 лет ежегодный прирост экономики составлял в среднем более 6%, а порой достигал и двузначных чисел. В конце XX в. совокупная экономика 18 стран АТЭС превышала половину мирового ВВП и обеспечивала более 40% мирового экспорта. Большую роль во всем этом сыграла Япония с ее опорой на научно-технический прогресс, на разработки новых моделей промышленного производства, новых форм организации труда и менеджмента. С большой долей вероятности можно предположить, что в XXI в. динамизм экономики АТР перейдет в сопредельные с этим регионом страны: Индию, Пакистан, республики Средней Азии.

Сейчас Япония настигает могучий сосед — Китай. К 2007 г. золотовалютные запасы Японии и Китая должны были сравняться. После поражения в войне и американской оккупации внешняя политика Японии была полностью переориентирована на США. Вместо армии в Японии были созданы силы самообороны. Они не уступают по своей оснащенности и подготовке армиям многих государств мира. Долгое время не допускалось направление японских военнослужащих за пределы страны, единственным исключением была отправка сорока пяти человек с миссией наблюдателей от ООН на границу между Сирией и Израилем.

Япония предпочитала дистанцироваться от каких-либо совместных силовых действий с США, ограничиваясь финансовой помощью. В начале 21 в. Правительство добилось от парламента принятия решений, которые позволили активизировать Японии свою внешнюю политику, в том числе и по линии участия в миротворческой деятельности ООН. Японские воинские контингента были направлены сначала в Афганистан, а затем и в Ирак.
^ 2. История российско-японских отношений.

Русско-японские отношения имеют более чем трехсотлетнюю историю. Первые сведения о Курильских островах сообщил в 1697 году русский землепроходец В. В. Атласов. В 1854 году Япония, бывшая до этого "закрытой страной", была "открыта" М. Перри для европейцев. Уже в 1855 году был заключен первый русско-японский договор - "о мире и дружбе". Этот договор определял морскую границу, а японское правительство открыло для русских судов порты Симода, Хакодате, Нагасаки. В 1895 году был заключен договор о "взаимной свободе торговли и мореплавания" и режиме наибольшего благоприятствования для подданных одной страны на территории другой.
Отношения между Россией и Японией носили позитивный характер вплоть до русско-японской войны. В 1904 году война была развязана Японией, носила империалистический характер и велась за господство в Северо-Восточном Китае и Корее. В результате заключения Портсмутского мира 5 сентября 1905 года Россия признала Корею сферой влияния Японии и уступила ей Южный Сахалин.
1 сентября 1939 года началась вторая мировая война. В течение практически всего ее периода (сентябрь 1939 г. - август 1945 г.) Япония и Советский Союз не находились в состоянии войны. Дело в том, что в апреле 1941 года между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком действия на 5 лет.
4 - 11 февраля 1945 года в Ялте встретились главы правительств трех союзных держав: И. В. Сталин (СССР), Ф. Д. Рузвельт (США) и У. Черчилль. В результате Ялтинской конференции (Крымской конференции) СССР выразил согласие на определенных условиях вступить в войну против Японии. По условию Ялтинской конференции СССР отходили так называемые "северные территории".
9 августа 1945 года, три дня спустя после атомной бомбардировки Хиросимы и в тот же день атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз вступил в войну против Японии, поражение которой уже не вызывало никаких сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония приняла условия Потсдамской декларации и капитулировала перед союзными державами.
После окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань - войсками Китая, а Сахалин и Курильские острова - советскими войсками. Что касается Курил, то советские войска 18 августа заняли остров Шумшу, а потом 27 августа, продвинувшись до острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они развернулись назад от данного острова. Но, узнав об отсутствии американских войск на Северных территориях, в период до 3 сентября они оккупировали и Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, которые являются исконными территориями Японии.
Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных действий, и, следовательно, подлежала прекращению в результате территориального урегулирования по мирному договору.
И. В. Сталин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил районы, находящиеся под оккупацией, в состав территории своей страны. В период 1947-49 годов Советский Союз насильственно выселил японцев, проживавших на Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (до войны на этих островах проживало свыше 17 тысяч японцев) и начал заселять оккупированные районы советскими гражданами.
В 1956 году между Советским Союзом и Японией были проведены переговоры, которые, однако, не привели к договоренности: японская сторона заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией Японии и требовала их возвращения, а советская сторона соглашалась вернуть лишь Шикотан и Хабомаи.
В результате Япония и СССР вместо мирного договора подписали Совместную декларацию, предусматривавшую прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Стороны обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора и о возвращении после заключения мирного договора гряды Хабомаи и острова Шикотан.
Проблема Хабомаи и Шикотана в составе территориального вопроса между Японией и СССР в принципе разрешена японо-советской Совместной декларацией. Следовательно, остается проблема Итурупа и Кунашира, которая должна быть решена на переговорах по мирному договору.
После заключения Совместной декларации между Японией и СССР периодически проводились переговоры по мирному договору, но реального результата не было получено. В частности, при тоталитаризме СССР долгое время занимал жесткую позицию, сводившуюся к тому, что "территориального вопроса не существует".

У Японии и России даже спустя 50 с лишним лет после окончания второй мировой войны нет мирного договора. Причина этого в том, что между Японией и бывшим СССР не был урегулирован ерриториальный вопрос. В Японии спорные острова называют "Северными территориями", а в России - "Южными Курилами". перспективах переговоров по мирному договору между Японией и Россией В апреле 1991 года Японию посетил тогдашний Президент СССР М. Горбачев. В опубликованном в то время заявлении стороны согласились, что мирный договор должен стать документом окончательного послевоенного урегулирования, включая решение территориального вопроса». После Августовской демократической революции Президент России Б. Ельцин предложил новый подход к территориальному вопросу, унаследованному Россией от СССР, важными принципами которого становятся законность и справедливость. Японское правительство приветствует такой подход. Во-первых, будут в полной мере уважаться и после возвращения Северных территорий права человека, интересы и чаяния россиян, проживающих на Северных территориях в настоящее время. Во-вторых, при условии признания суверенитета Японии над Итурупом, Кунаширом, Шикотаном и грядой Хабомаи она намерена проявить гибкость по поводу сроков и формы их фактического возвращения.
^ 3. Отношения России и Японии:

3.1. Тенденции развития российско-японских отношений.


Появление в 1991 году на международной арене новой России как суверенного государства, провозгласившего путь демократических и рыночных преобразований, обусловило становление принципиально иного по сравнению с предшествующим периодом характера отношений нашей страны с ее дальневосточным соседом -- Японией. С распадом СССР и началом реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с Японией как неизбежного следствия прежнего советско-американского соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции к формированию многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического влияния в международных делах.
Стало очевидным, что подъем российско-японских отношений на более высокий уровень будет способствовать решению важной для национальных интересов России задачи вхождения в качестве полноправного партнера в мировое сообщество, его глобальные ("восьмерка", МВФ, ВТО) и региональные, азиатско-тихоокеанские (АТЭС и др.) институты взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, улучшение отношений с Японией было необходимым для решения более конкретных, но не менее значимых задач: эффективное задействование потенциала российско-японского экономического для социально-экономического подъема районов Дальнего Востока России; подключение дальневосточных субъектов Федерации к взаимовыгодному сотрудничеству в субрегионе Северо-Восточной Азии; использование опыта Японии для продвижения экономических реформ России; укрепление безопасности России на дальневосточном направлении.
Японское правительство в декабре 1991 года одним из первых признало Российскую Федерацию в качестве государства - продолжателя СССР и заявило о своей поддержке российских реформ в качестве долгосрочного стратегического курса, поскольку, как подчеркивали в Токио, успех преобразований в России отвечает интересам всего международного сообщества, включая Японию5.
Однако процесс налаживания отношений между странами шел достаточно вяло, несмотря на то, что японское руководство отошло от прежней жесткой увязки всего и вся в российско-японских отношениях с прогрессом в решении территориальной проблемы и стало придерживаться более гибкой, реалистичной линии, предполагающей активное развитие отношений с Россией параллельно с продолжением переговоров по мирному договору.
Крупным событием на пути налаживания взаимоотношений России и Японии стал официальный визит Б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В результате была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях - первый комплексный документ, определивший принципиальные основы отношений между новой Россией и Японией, а также пакет из более полутора десятков соглашений и документов по развитию двустороннего сотрудничества в различных областях.
В Токийской декларации было зафиксировано намерение сторон взаимодействовать в делах строительства нового международного порядка и полной нормализации российско-японских отношений, а также углублять сотрудничество в области разоружения, развивать диалог и взаимодействие в других сферах.
Токийские договоренности на высшем уровне открыли путь для дальнейшей активизации российско-японских отношений по многим направлениям. В частности были сделаны важные шаги в развитии экономического сотрудничества.
Особенно широкое, динамичное развитие, многоплановое развитие российско-японских отношений приходится на период с 1997 года. 1 - 2 ноября 1997 года в Красноярске состоялась первая в истории взаимоотношений России и Японии неформальная встреча руководителей двух государств. Красноярский саммит стал этапным событием в отношениях с нашим дальневосточным соседом, положившим начало их продвижения в направлении партнерства.
В Красноярске Б. Н. Ельцин и Р. Хасимото сформулировали новые принципы российско-японских отношений - взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество. Значительное внимание было уделено проблеме мирного договора. Руководители стран отметили необходимость развязывания этого узла, омрачающего отношения России и Японии и договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации
Диалог между Президентом России и премьер-министром Японии был продолжен в апреле 1998 года на их неформальной встрече в японском курортном местечке Кавана. Был достигнут ряд новых договоренностей по дальнейшему продвижению двусторонних отношений.
В июле 1998 года состоялся официальный визит в Японию председателя правительства России С. В. Кириенко. В ходе визита был достигнут ряд договоренностей в сфере экономики.
Активно развивающиеся российско-японские отношения во второй половине 90-х годов создали предпосылки для повышения их уровня. Эта цель была поставлена в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года Президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути в ходе визита последнего в Москву. Констатировав, что двусторонние отношения занимают одно из важнейших мест во внешней политика России и Японии, лидеры двух стран провозгласили в качестве главнейшей задачи установление партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества.
1999 год для российско-японских отношений прошел под знаком последовательной реализации поставленной на высшем уровне задачи строительства партнерских отношений. Российско-японские отношения продвигались вперед в ключе общего понимания, что созидательное партнерство предполагает широкое, активное развитие всего комплекса двусторонних связей и сотрудничества в сочетании с продолжением конструктивного решения проблемы пограничного размежевания.
В середине феврали 2000 года министр иностранных дел России И. С. Иванов посетил Японию с официальным визитом. Состоялась встреча И. С. Иванова с премьер-министром Японии К. Обути, которому было передано личное послание В. В. Путина. Были проведены переговоры между И.С. Ивановым и министром иностранных дел Японии Ё. Коно. К. Обути и Ё. Коно заявили о неизменности курса на развитие отношений с Россией.
Визит И. С. Иванова показал устойчивый, поступательный характер развития отношений между Россией и Японией, не подверженный конъюнктурным колебаниям, выявил хорошие перспективы российско-японских связей по всем направлениям.6
3 - 5 сентября 2000 года состоялся официальный визит Президента России В. В. Путина в Японию. Переговоры В. Путина с И. Мори были сфокусированы на таких ключевых аспектах, как стратегическое сотрудничество в мировых делах, развитие двусторонних торгово-экономических связей и проблема мирного договора, причем по каждому из этих аспектов был достигнут определенный прогресс. Впервые в истории двусторонних отношений Президент России и премьер-министр Японии подписали Совместное заявление о взаимодействии России и Японии в международных делах. Здесь стороны не просто суммируют совпадающие или близкие подходы, но идут дальше, к реальной взаимной поддержке.
Подводя итог, можно сказать, что визит В. Путина стал важным шагом в процессе строительства партнерства между двумя странами. Это позволяет высказать предположение о сохранении и развитии позитивных тенденции в отношениях России и Японии.
^ 3.2. . Японо-российские отношения на современном этапе. Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения.
Доля России во внешнеторговом обороте Японии составляет всего около 1%. По этому показателю наша страна находится на 18-м месте, уступая даже Малайзии и Таиланду. Без активизации экономических отношений вряд ли можно будет ожидать продвижения отношений в политической сфере, но, в свою очередь, нерешенность политических проблем мешает развитию экономических связей.

Необходимо решить следующие проблемы: первая — «северные территории», вторая — экономическая, третья — военно-политическая и геополитическая.

«Диалог между Японией и Россией об освоении энергетических ресурсов» в Сибири и на Дальнем Востоке. (Большой интерес к этой проблеме проявляет не только наш восточный сосед, но и другие страны «семерки».)

Энергоносители (нефть, газ, уголь), древесина, морепродукты могут послужить сильнейшим инструментом в противостоянии с Японией. Важно только, чтобы этим инструментом воспользовалось государство, а не отечественные бизнесмены, набивающие валютой собственные сейфы и пополняющие свои счета в зарубежных банках, имея в кармане паспорта с видом на жительство в других странах.

Сотрудничество с Японией развивается и в пограничной сфере. Несколько лет назад командование Тихоокеанского регионального управления стало сотрудничать с Управлением безопасности на море Японии. Создан механизм оперативного информирования инспекторских судов Японии о фактах нарушения режима границы как японскими, так и российскими рыбаками.

Немаловажное значение для решения геополитических отношений России и Японии имеет расширение гуманитарных и культурных обменов.

Российско-японские отношения в последнее десятилетие осложнены проблемой, получившей название проблемы так называемых северных территорий. Ее следует рассматривать в контексте всего процесса территориального размежевания России и Японии.
^ 3.3. Экономическое сотрудничество стран.
Российско-японские торгово-экономические отношения значитель­но отстают от политических. Причин для этого много. Одной из них яв­ляется внутриэкономическая ситуация стран и их внешнеэкономичес­кая стратегия в отношении друг друга.

С начала перехода России на рыночный путь развития экономики Япония оказала ей финансовую помощь, а позднее был предоставлен кредит для проведения реформ. В целях практической помощи России в Японию для краткосрочного обучения приглашаются специалисты и стажеры. В рамках кредитной политики японская сто­рона обеспечила кредитованием приобретение в Японии промышлен­ного оборудования для российских предприятий.

Структура российско-японской торговли не претерпела никаких изменений. В японском импорте до 90% составляют сырье и продукты его первичной переработки, цветные и черные металлы, лес и лесомате­риалы, уголь, нефть, биоресурсы и морепродукты. В российском импорте преобладает продукция общего машиностроения, автомобилестроения, бытовой электроники, легкой промышленности.

Важное значение в экономических связях приобретают научно-тех­нические контакты двух стран. В этой области японская сторона прояв­ляет реальную заинтересованность. Так как Россия достигла значитель­ных результатов в сфере фундаментальной и прикладной науки, то, по мнению российской стороны, реализация совместных проектов должна отвечать не только интересам Японии и России, но и другим странам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Россия продает Японии только лес, рыбу, уголь, цветные металлы и другие материалы. Японская промышленность, машиностроение, элект­роника в своем техническом развитии ушли столь далеко, что торговля в этих областях может развиваться лишь в однобоком направлении. Нельзя не отметить, что японский массовый товар поступает в Россию не из Стра­ны восходящего солнца, а из японских филиалов в других странах. Не­смотря на то что наши страны являются ближайшими соседями, Россия в общем объеме торговли Японии занимает далеко не первое место.

Крупные японские корпорации с неохотой идут на сотрудничество с российскими партнерами по небольшим проектам. Многие из выде­ленных кредитов либо медленно, либо совсем не реализуются. Мало в России и японских инвестиций.

Интересы обеих стран обращены на область энергетики. Дальнево­сточные проекты предусматривают строительство объек­тов энергетической инфраструктуры. По вопросам энергетики стороны обсуждают возможности энергомоста Россия (Сахалин) — Япония, пер­спективы других региональных проектов в области добычи нефти и газа. Обе стороны обсуждают варианты сотрудничества в области ре­конструкции российских энергетических объектов в целях сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов.1

Обнадеживающие перспективы существуют в сфере атомной энер­гетики, где стороны начали сотрудничество в области утилизации ра­диоактивных отходов с атомных подводных лодок. Хорошие шансы рас­ширения сотрудничества имеются также в области создания новых технологий, повышающих безопасность ядерных установок.

Многообещающими перспективами может стать и развитие связей в области транспорта. Во-первых, реконструкция имеющихся и вновь строящихся портов. Во-вторых, восстановление потока японских грузов по Транссибу в Европу за счет повышения конкурентоспособности транспортных ко­ридоров по территории России.

С точки зрения динамики российско-японских экономических свя­зей последних лет следует обратить внимание на деятельность двух стран в районе Южных Курил.

При анализе развития двусторонних экономических отношений можно сделать вывод о том, что для позитивных сдвигов еще не создана прочная экономическая и правовая база. Создается впечатление, что обе стороны опасаются: Япония — что России кроме японской экономичес­кой помощи и инвестиций больше ничего не надо, Россия — что Япо­нии кроме «северных островов» ничего от русской стороны не надо. К этому следует добавить особые отношения Японии и США. Японо-американский «договор безопасности» существует, как существуют и американские военные базы на японских островах. Более того, и в Вашингтоне, и в Токио заявляют, что этот договор является краеуголь­ным камнем общей американо-японской стратегии в Азиатско-Тихоокеан­ском регионе. Хотя японская армия не так велика, менее 300 тыс. личного состава, однако она хорошо оснащена современным боевым вооружением. Япония не сократила свои вооруженные силы, хотя вооруженные силы России значительно уменьшились за последние годы.

Главным препятствием на пути открытого и полезного для обеих стран развития сотрудничества с японской стороны является вопрос о северных территориях, где живут российские люди, и острова с давних пор принадлежат России. Что касается мирного договора, то он спустя 60 с лишним лет после окончания войны уже не играет той роли, которую мог играть ранее. Мирный договор сейчас больше нужен Японии, чем России.

Подводя итоги развития российско-японских отношений, надо ска­зать, что за последние годы сделано немало положительного, но для даль­нейшего развития отношений двух соседних стран еще многое надо сде­лать и со стороны Японии и со стороны России.

^ 3.4. Территориальные проблемы
Современные отношения Японии и России во многом исходят из прошлого этих стран. Советско-японские отношения, прежде всего, связаны с конфликтом касательно Курильских островов. Япония требует от России передать ей группу южнокурильских островов, которые были присоединены к СССР после окончания Второй мировой войны. «Северные территории» - это острова: Кунашир (Кунасири), Ловцова (Бэнтон), Итуруп (Эторофу) с прилегающими островами Лебедя и Камень-Лев (Моэкэси), Шпанберга (Шикотан), и группе островов Плоские (Хабомаи), к которой относятся острова Сигнальный (Кайгара), Танфильева (Суйсё), Юрий (Юри), Анучина (Акиюри), Зеленый (Сибоцу) и Полонского (Тараку) с прилегающими островами и скалами. Общая площадь всех названных островов составляет 5 тыс. кв. км.2

Этот и некоторые другие, более мелкие, конфликты не позволяли обеим странам подписать мировой договор после Второй мировой войны, и даже сейчас между ними остались неразрешенные вопросы.

В конце 1991 года на фоне распада Советского Союза началось правление Бориса Ельцина. И снова Москва приняла твердую позицию, не желая возвращать Японии спорные территории. И хотя Япония решила оказывать России техническую и финансовую поддержку, отношения между ними оставались слабыми.

В 1993 Ельцин совершил визит в Японию. Он не пошел на дальнейшие уступки в споре о «северных территориях» касательно четырёх островов, что находятся к северо-востоку от Хоккайдо, которые являются главным препятствием японо-российских отношений, но согласился исполнить обещание СССР 1956 года вернуть Японии два острова Шикотан и Хабомаи.

Ельцин также принес неоднократные извинения за Советский Союз в отношении плохого обращения с японскими военнопленными после Второй мировой Войны. Затем в марте 1994 года министр иностранных дел Японии Хата Цутому посетил Москву и встретился с министром иностранных дел России и другими главными чиновниками. Обе стороны согласились искать решение затянувшихся споров о «северных территориях», но разрешение этого спора в ближайшем будущем не предвидилось. Несмотря на территориальные разногласия, Хата предложил некоторую поддержку в рыночных экономических реформах России.

Вопрос с Курильскими островами в настоящее время до сих пор так и не решён. В связи со сменой президента в России настроения в Японии несколько оживились, с надеждой на то, со сменой власти в России будет решён давний территориальный спор.

В 2005 году президент России  В.В.Путин  выразил готовность разрешить территориальный спор в соответствии с положениями советско-японской декларации 1956 года, то есть с передачей Японии Хабомаи и Шикотана, однако японская сторона не пошла на компромисс. Под давлением США Япония пересмотрела своё отношение к советско-японской декларации 1956 года и стала требовать возвращения всех спорных территорий. 

Перед своим визитом в Москву в апреле 2008 года премьер-министр Ясуо Фукуда обещал посредством «железной воли» добиться от России передачи спорных островов. 3

После переговоров Фукуда заявил, что по его мнению прогресс на переговорах был возможен, и посчитал, что позитивное направление вполне могло быть принято. Однако, данный вопрос глубоко не обсуждался, японские критики выдвинули свою версию нежелания России идти на «уступки».

«Территориальный вопрос никогда не сможет быть решён из-за всеобъемлющего национализма, поднимающегося в России», - сказал Сигэки Хакамада, эксперт по российско-японским отношениям из Университета Аояма Гакуин в Токио. – «Россия очень хорошо знает, что политическая база Фукуды очень слаба, поэтому она не готова вести переговоры с ним» 4

Перед саммитом Большой восьмерки, проходившем в июле 2008 года в Хоккайдо японские агитаторы, чтобы затронуть вопрос «северных территорий», устроили особый тур для зарубежных журналистов. Было запланировано посещение мыса Носаппу, откуда в ясную погоду хорошо видны Южные Курилы и где специально установлен телескоп, через который японские дипломаты периодически наблюдают за «северными территориями».

Также вопросом спорных островов японская сторона воздействует и на свое местное население. Простые японцы надеются приехать ещё раз на могилы предков или даже берут с собой детей и внуков, чтобы показать им, где жил отец или дед – на тот случай, разумеется, если эти дети или внуки вдруг смогут вернуться в эти места. Всякий раз, когда Россия и Япония имеют встречи на высшем уровне народонаселение ожидает положительных изменений, но они не происходят.

Отчасти людей можно понять, но на государственном уровне дела и надежды простых граждан, как правило, отходят далеко на второй план. Что же касается притязаний Японии на российские территории, современные лидеры России не допустят разделения территории, ведь потеря Курил означает не просто потерю нескольких небольших малонаселенных островов, передача этих островов – пусть даже и части из них – будет означать нарушение целостности и территориального единства Российской Федерации, что является совершенно недопустимым.

Нужно отметить, что в данный момент производятся попытки решения территориальной проблемы, так в сентябре 2009 года премьер-министр Японии Юкио Хатояма предложил президенту Дмитрию Медведеву обсудить эту проблему и постараться решить ее "еще в этом поколении". Медведев заявил, что "Россия готова к обсуждению всех вопросов - и вопросов сотрудничества, и наиболее сложных вопросов". Со своей стороны японский премьер сказал: "Я благодарен за ваши слова. Между нашими странами есть территориальная проблема. Мы хотели бы окончательно решить этот вопрос и заключить мирный договор".15

^ 3.5. Проблема Южных Курил.

Довольно важными и сложными в геополитическом плане остаются отношения России и Японии. Взаимоотношения упираются в проблему Курильских островов (конкретно - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи), на присоединение которых к своей территории претендует Япония. Как известно, в 1945 году СССР по договору с союзниками в Ялте (1943) вступил в войну с Японией и занял ее «северные территории». В настоящее время Россией не отрицается наличие территориальной проблемы между двумя государствами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий японской стороны, а как возможный акт доброй воли ради упрочения добрососедских отношений и заключения мирного договора. Дискуссии по поводу возвращения или невозвращения островов поднимаются периодически, но проблема не решена. Кремль признает Совместную декларацию 1956 года, согласно которой СССР соглашался уступить японцам остров Шикотан и гряду Хабомаи. Два из четырех островов Россия готова была отдать и в хрущевские времена, и в ельцинские времена. Проблема в том, что на такой вариант не соглашаются японцы, так как необитаемая гряда Хабомаи и крохотный Шикотан не идут ни в какое сравнение с более крупными и пригодными для жизнедеятельности Итурупом и Кунаширом.
Проблема Южных Курил одна из ключевых во взаимоотношениях России и Японии.
После поражения России в войне 1904 - 1905 г. г. по Портсмутскому мирному договору, навязанному России прежде всего США и Англией, острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и половина острова Сахалин отошли к Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской армии в Маньчжурии, японских гарнизонов на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи они вновь перешли под юрисдикцию России. В апреле 1945 года был принят Устав ООН, который предписывал коллективные меры против любого агрессора (ст. № 107 Устава ООН). Он допускал изъятие территорий государств, воевавших против союзников. В случае противоречий между действовавшими договорами и Уставом ООН преимущественную силу имел Устав ООН. Устав был одобрен Японией в 1956 году. Отсюда можно сделать вывод, что притязания Японии на "северные территории" не имеют под собой юридической силы.8
Проблема Южных Курил или так называемых "северных территорий" неразрывно связана с проблемой заключения мирного договора между Россией и Японией.
Первый шаг на пути решения проблемы мирного договора и территориального размежевания стран был сделан в ходе визита Президента России б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В Токийской декларации, подписанной в ходе визита, были впервые сформулированы основные принципы дальнейших переговоров по заключению мирного договора: "Президент Российской Федерации и премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, а также принципов законности и справедливости, и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения. В этой связи правительство Российской Федерации и правительство Японии подтверждают, что российская Федерация является государством - продолжателем СССР и что все договоры и другие договоренности между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между российской Федерацией и Японией".
Значительное внимание проблеме мирного договора было уделено на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в Красноярске (1 - 2 ноября 1997 года). Руководители стран отметили необходимость заключения мирного договора между странами и договорились приложить все усилия для того, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации.
Новое измерение переговоры по мирному договору получили на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года. Президент России и премьер-министр Японии дали указание ускорить переговорный процесс. При этом с японской стороны было выдвинуто конкретное предложение по пограничному размежеванию, идущее в русле японской официальной позиции. Российская сторона зарезервировала за собой право дать ответ на это предложение в ходе следующей встречи на высшем уровне.
Серьезное внимание проблеме мирного договора было уделено в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути. В ходе встречи на высшем уровне в Москве Президент России передал премьер-министру Японии ответ на каванское предложение японской стороны. Ответ открыл возможность для продолжения работы по поиску взаимоприемлемого решения проблемы пограничного размежевания в обстановке всестороннего сближения России и Японии, включая углубление связей и контактов в районе Южных Курил. С учетом этого Президент России и премьер-министр Японии зафиксировали в Московской декларации указание правительствам двух стран активизировать переговоры о заключении мирного договора. Было поручено создать подкомиссии по пограничному размежеванию и по совместной хозяйственной деятельности на островах в рамках возглавляемой министрами иностранных дел совместной комиссии по вопросам заключения мирного договора.
Переговоры по мирному договору, включая аспект пограничного размежевания, продолжались в 1999 году (в феврале - в Токио и в мае - в Москве). Российская сторона руководствовалась на переговорах своей принципиальной позицией, состоящей в том, что решение проблемы пограничного размежевания с Японией должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и территориальной целостности России, пользоваться пониманием и поддержкой общественности обеих стран и быть одобренным законодательными органами России и Японии. При этом российская сторона выразила мнение о том, что речь должна идти не просто о мирном договоре, а о более широком, отвечающем современным реалиям документе - Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве. Российская сторона предлагала обозначить в Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве принципиальную направленность дальнейшей совместной работы по выходу на решение проблемы пограничного размежевания (значительная активизация контактов в районе Южных Курил, дальнейшее всестороннее сближение двух стран), а непосредственно саму линию границы между Россией и Японией зафиксировать в отдельном документе в будущем, когда будет выработана устраивающая обе стороны формула урегулирования территориальной проблемы.
Можно сказать, что в 90-х годах Южные Курильские острова постепенно становились районом российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества. Подобное изменение можно считать одним из самых значительных политических достижений в отношениях России и Японии последнего времени.
Визит Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный разговор на высшем уровне по проблеме мирного договора. Обсуждение было исключительно полезным, поскольку позволило значительно углубить представления сторон об их позициях. С японской стороны было вновь разъяснено содержание ее каванского предложения и подчеркнуто, что оно носит оптимальный характер и позволяет решить проблему без ущерба интересов обеих стран. Президент России, в свою очередь, изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы в обстановке поступательного развития российско-японских отношений во всем их комплексе.
Может сложиться впечатление, что поскольку по вопросу о принадлежности островов каждая из сторон осталась на своей позиции, продвижения в вопросе о мирном договоре нет, и переговоры зашли в тупик. И все же правильнее будет говорить о том, что, не смотря на реально существующие различия в подходах к вопросу о суверенитете над Южными Курилами, как раз тупиковой ситуации удалось избежать. Дело в том, что стороны рассматривали территориальный вопрос с широких позиций, руководствуясь пониманием стратегической и геополитической важности российско-японских отношений. В результате было подписано Заявление Президента России и премьер-министра Японии по проблеме мирного договора, которое создало прочную базу для дальнейшей совместной работы над проблемой мирного договора и Южных Курил.
Хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем проблема мирного договора будет благополучно разрешена с учетом того, что: "При всей заинтересованности России в окончательном урегулировании взаимоотношений с Японией и подписании мирного договора недопустимо, чтобы страна, являющаяся продолжателем государства победителя в мировой войне при заключении мирного договора с побежденной понесла территориальные потери".

^

3.6. Предпосылки к решению политических проблем


В связи с развитием мирового финансового кризиса (2008—2009 годов) появилась веская причина вывести российско-японские отношения в XXI веке на новый уровень. Сегодня необходимы взаимные шаги навстречу друг другу, в чём заинтересованы как Россия так и Япония, экономика которой достаточно сильно пострадала от кризиса (ВВП Японии в 4-м квартале 2008 года рухнул на 11,7 %). Уже с конца XX века в Японии началась затяжная экономическая депрессия, выразившаяся в слабом росте ВВП, заставив правительство страны начать проведение реформы в шести областях: политике, экономике, системе денежного обращения, социального обеспечения, финансов и образования. И мировой финансовый кризис (2008—2009 годов) только усугубил экономические и политические проблемы внутри Японии. Сегодня Японская экономика направлена на удовлетворение товарного спроса в США и развитых странах Запада. И для выхода из затянувшейся экономической депрессии Японии, как глоток свежего воздуха, нужна найти новые рынки сбыта и выйти на экономическое освоение новых территорий.

При современном развитии экономической и политической ситуации обеим странам крайне выгодно, найдя компромиссное решение, проявив взаимные уступки друг-другу, начать как можно скорейшее налаживание экономических взаимоотношений между странами. Политический диалог между двумя странами, должен развиваться на основе постоянного укрепления экономических связей, и без этого невозможно рассчитывать на решение политически сложных проблем. Но для решения современных разногласий между Россией и Японией, конечно же огромное значение имеет расширение гуманитарных и культурных связей: между политиками, предпринимателями, учеными, журналистами, культурными деятелями, представителями регионов. Культурные обмены могут легче всего повысить взаимный интерес стран друг к другу.

Современная Россия имеет огромную территорию 17 млн.км² (1-ое место в мире по территории), но при этом население Россия составляет только 142 млн.чел. (9-е место в мире по населению). Плотность населения в России крайне низкая — только 8,3 чел./км² (178-е место в мире по плотности населения), как следствие этого — Сибирь и Дальний Восток России всё еще являются малоосвоенными территориями. Но именно недра Сибири и Дальнего востока содержат огромные природные ресурсы. Для сравнения, например Япония имеет маленькую территорию в 377 тыс.км² (61-е место в мире по территории), и при этом население Японии составляет 127,5 млн.чел. (10-е место в мире по населению, сразу же за Россией). Плотность населения Японии составляет 337,4 чел./км² (18-е место в мире по плотности населения).

Некоторые американские аналитики уже высказали мнение, что Россия в среднесрочной перспективе не сможет удержать за собой территории Сибири и Дальнего востока: и ей для этого может потребоваться помощь США. Кроме того, высказывается мнение, что, хотя с юридической точки зрения Сибирь и Дальний Восток — российские владения, но с точки зрения «интересов всего человечества» они должны рассматриваться как «планетарные ресурсные кладовые» и иметь статус, схожий с современным статусом Антарктиды. Сибирь манит к себе не только США, но также и перенаселенный Китай.

И в связи с такими геополитическими угрозами для России крайне важным становится обретение крепкого политического и экономического партнера для совместного экономического освоения и политического удержания Сибирских территорий. Которым могла бы стать Япония имеющая огромные финансовые, экономические и технологические ресурсы (Япония занимает 2-е место в мире, после США, по номинальному значению ВВП , который составляет более 5 трлн.$), и крайне нуждающаяся в природных ресурсах и новых рынках сбыта для развития своей экономики.

Россия — великая держава, раскинувшаяся в Европе и Азии. Сегодня она имеет явный политический уклон в сторону Запада. Но для России сегодня выгодно, не разрушая устоявшихся отношений с развитыми странами Запада, всё же повернуться лицом к Востоку: Японии, Китаю, и другим странам АТР. Такая политика равноудаленности принесет России наиболее выгодные геополитические результаты. И тогда может сбыться мечта крупнейшего геополитика XX века К. Хаусхофера о создании Большого континентального Евроазиатского Союза, который объединил бы Испанию, Италию, Францию, Германию, Россию и Японию супротив Великобритании, США и стран Западного полушария[7]. Такой союз был бы надежным гарантом против попыток мирового переустройства которым постоянно занимаются США.


^ 4.Перспективы партнерства России и Японии.


В настоящее время созданы благоприятные условия для дальнейшего развития российско-японские отношений. По сути дела, сейчас между Москвой и Токио остался один действительно трудный нерешенный вопрос - территориальный. Но и он благодаря усилиям обеих сторон переведен из источника противостояния в русло спокойных, взвешенных, конструктивных переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого решения. Важно при этом не торопить события, не создавать завышенных ожиданий, после которых, как показывает практика, наступает период разочарований. Жизнь уже показала, что тактика давления и увязок абсолютно контрпродуктивна и возвращает ситуацию в тупик. Очевидно, что решение столь сложной проблемы может быть найдено только в процессе действительно активного развития двусторонних отношений, осуществления контактов между широкими слоями общественности обеих стран, интенсивного взаимодействия России и Японии в решении актуальных проблем современности, то есть в условиях партнерства. Строить его - приоритетная задача сторон. Также очень важно, чтобы политический диалог был постоянным и доверительным, без этого невозможно рассчитывать на решение политически сложных и тяжелых проблем.
Немаловажное значение для решения геополитических отношений России и Японии имеет расширение гуманитарных и культурных обменов: между парламентариями, предпринимателями, учеными, журналистами, деятелями культуры, представителями отдельных регионов. Культурные обмены могут легче всего повысить интерес стран друг к другу.
В целом можно сказать, что для строительства новых российско-японских отношений двадцать первого века необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.
Заключение

В последние годы отношения между Россией и Японией движутся в сторону поиска взаимовыгодных и взаимоприемлемых решений. Очень важно, что основной нерешенный вопрос между странами из разряда извечной конфронтации сторон перешел в ранг конструктивных переговоров.
В целом можно говорить о том, что на рубеже столетий Россия и Япония создали прочные предпосылки для установления партнерских отношений. Это можно считать серьезным достижением обеих стран, с учетом того обстоятельства, что в течение весьма длительного периода после второй мировой войны отношения между ними характеризовались высокой степенью отчужденности, подозрительности, недоверия и конфронтации.
Хотелось бы надеяться, что в будущем российско-японские отношения будут двигаться в позитивном направлении, в сторону взаимного сотрудничества, взаимовыгоды и поддержания крепких партнерских отношений.

Список использованной литературы:


1. Конституция Японии 1947 года

2. http://japantoday.ru/ Япония Сегодня

3. http://news.leit.ru Обзор новостей Японии

4.Подробнее о спорах вокруг Курильских островов см.: Латышев И.А. Покушение на Курилы. Ю.-Сахалинск: Пресса

5.Гаджиев К.С. Введение в геополитику. – М.: Логос, 2000

6.История международных отношений и внешней политики России(1648- 2005): Учебник для студентов вузов/ Под ред. А.С.Протопопова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект пресс, 2006

7.Мировая политика и международные отношения / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – Санкт-Петербург: Питер, 2005

8.Нартов Н.А. Геополитика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА
9. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. - Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой.

10. Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь, № 3
11. Галузин М. Размеренная поступь в отношениях с Японией // Международная жизнь, №10
12. Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь, № 8 - 9
13. Галузин М. Наши дела с Японией // Международная жизнь, № 3стр.90.
§ 2. Россия и Япония: проблемы и перспективы сотрудничества

27 декабря 1991 г. Правительство Японии признало Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР. За прошедшие годы российско-японские отношения поступательно развивались, наполнялись новым содержанием. Они характеризуются обоюдной приверженностью универсальным демократическим ценностям, отсутствием идеологической и военной конфронтации, глубокой взаимной заинтересованностью в сотрудничестве на международной арене. На высшем уровне согласованы базовые принципы развития связей: взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество.

В Московской декларации, подписанной в Москве в ноябре 1998 г. в ходе встречи на высшем уровне, поставлена задача строительства между двумя странами долгосрочного созидательного партнерства.

Поддерживается регулярный диалог на высшем уровне. В сентябре 2000 г. В.В.Путин посетил Японию с официальным визитом. 9-12 января 2003 г. состоялся официальный визит Премьер-министра Японии Дз. Коидзуми в Россию (посетил Москву и Хабаровск). Позитивно оценив проделанную до сих пор совместную работу по развитию двусторонних связей, руководители России и Японии с удовлетворением констатировали, что в настоящее время российско-японские отношения находятся в наиболее благоприятном состоянии за последнее десятилетие и по ряду направлений вплотную подходят к партнерскому уровню. По итогам переговоров В.В.Путиным и Дз. Коидзуми подписано Совместное заявление о принятии "Плана действий" - обширного политического документа, отражающего достигнутые к настоящему моменту основные положительные результаты работы по выполнению поставленной в 1998 г. задачи строительства отношений созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией. В этом документе намечены направления приложения дальнейших усилий в таких областях как углубление политического диалога, переговоры по мирному договору, сотрудничество на международной арене, торгово-экономическое взаимодействие, развитие связей в правоохранительной и оборонной областях, углубление культурных и гуманитарных обменов.

На регулярной основе осуществляются контакты между министрами иностранных дел двух стран. 14 января 2005 года состоялся рабочий визит в Москву министра иностранных дел Японии Н.Матимуры, а 31 мая – 1 июня 2005 г. с ответным визитом Токио посетил Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров. В ходе состоявшихся переговоров министры иностранных дел России и Японии провели обстоятельный обмен мнениями по вопросам дальнейшего развития российско-японского сотрудничества и международной проблематике.

Новым элементом политического диалога между Россией и Японией призван стать созданный по решению руководителей двух стран Совет мудрецов. Принципиальная договоренность о его учреждении была достигнута во время встречи В.В.Путина с Дз. Коидзуми, состоявшейся 20 октября 2003 г. в ходе саммита АТЭС в Бангкоке. Руководители двух стран назначили сопредседателей Совета. С российской стороны им стал мэр Москвы Ю.М.Лужков, с японской - бывший Премьер-министр Ё.Мори. Заседания Совета мудрецов состоялись 14 апреля 2004 г. в Москве и 2 февраля 2005 г. в Токио.

В последнее время наблюдается заметная активизация двусторонних торгово-экономических связей. В 2003-2004 гг. объем российско-японского товарооборота возрос более чем в два раза и достиг рекордного за историю двусторонних отношений показателя в 8,85 млрд. долл.

С 1994 года действует Российско-Японская межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам (сопредседатели Министр промышленности и энергетики Российской Федерации В.Б.Христенко и Министр иностранных дел Японии Н.Матимура). Ее седьмое полноформатное заседание состоялось 22 апреля 2005 года в Токио.

В апреле 2005 года начала свою деятельность Российско-японская организация по содействию торговле и инвестициям, целью которой является формирование условий для расширения масштабов делового взаимодействия между Россией и Японией.

Перспективным направлением становится энергетическое сотрудничество, в первую очередь в области освоения нефтегазовых ресурсов российского Дальнего Востока и Сибири. Реальное продвижение достигнуто в осуществлении проектов "Сахалин-1" и, особенно, "Сахалин-2" на основе СРП, в которых активно участвуют крупные японские компании.

Достаточно активно продвигается взаимодействие в других практических сферах отношений. Происходит освоение новых, "закрытых" ранее областей сотрудничества: контакты по военной линии, между пограничными и правоохранительными ведомствами и т.д. В 2003 г. состоялся обмен визитами глав военных ведомств (январь - Москва и апрель - Токио). В мае Москву и Санкт-Петербург посетил начальник ОКНШ Сил самообороны Японии Х.Массаки. Регулярно проводятся штабные переговоры, консультации в рамках межправительственного соглашения по предотвращению инцидентов на море, двусторонней рабочей группы военных ведомств. Налажен обмен по линии военных научно-исследовательских организаций.

Активно ведется двустороннее сотрудничество между представителями правоохранительных органов в целях предотвращения браконьерства и контрабанды российских морепродуктов в японские порты, незаконного оборота наркотических средств и огнестрельного оружия, нелегальной миграции. В Японии побывали Председатель Верховного Суда России В.М.Лебедев, руководитель Пограничной службы ФСБ России В.Е.Проничев, делегация руководителей силовых структур Сахалинской области, состоялась встреча на море представителей пограничных служб двух стран.

В последние годы заметно активизировалось сотрудничество России и Японии в международных вопросах (прежде всего северокорейская тема, антитеррор). В сентябре 2000 г. на высшем уровне подписано Совместное заявление о взаимодействии Российской Федерации и Японии в международных делах. В феврале 2002 г. подписано Совместное заявление министров иностранных дел России и Японии по борьбе с международным терроризмом.

Однако остро стоит вопрос об изменении общественного мнения населения обоих государств современных взаимоотношениях России и Японии. Вот что пишет по этому поводу посол России в Японии А. Панов: «Сейчас в Японии раздается определенная критика в адрес российской стороны: японская сторона сделала максимум возможного для продвижения к мирному договору и улучшению отношений, а российская сторона «вела себя пассивно, в том числе не работала с общественным мнением».6Решение данной проблемы предлагает экс-премьер - министр Японии Р. Хасимото: «Политики должны вести со СМИ постоянный диалог»7 Кроме того, было выявлено разнообразие мнений современных историков, журналистов, политических деятелей, наиболее характерные из которых иллюстрируют высказывания историка Л.Н. Кутакова и журналиста В. Головина. Л.Н. Кутаков считает, что «в современные дни возможностей больше и есть реальные основания для надежды на прогресс, а еще лучше на прорыв в русско-японском добрососедстве»8, с другой стороны журналист В. Головин отмечает, что «даже при максимальной дипломатической гибкости надежды на грандиозные прорывы в наших отношениях пока не просматриваются».

В российско-японских отношениях имеется и ряд проблемных аспектов. Одной из наиболее сложных проблем является выдвижение Японией территориальных претензий на южные острова Курильской гряды (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда). Среди других вопросов - не отвечающие потенциалу двустороннего сотрудничества объем и динамика взаимной торговли; незначительные масштабы японских инвестиций в российскую экономику; отказ Токио перерегистрировать на Россию собственность бывшего СССР в Японии и др.

В целом же российско-японские отношения имеют хорошие перспективы для дальнейшего развития9.

  1. http://cis.minsk.by

  2. http://www.eurasianhome.org

  3. http://www.gazeta.ru

  4. http://www.inopressa.ru

  5. http://www.kremlin.ru

  6. http://www.ln.mid.ru

  7. http://www.rg.ru

  8. http://www.rncpec.fareast.ru

  9. http://www.russia.org.

  10. http://www.spbpravo.ru

  11. http://www.voina-i-mir.ru

  12. http://www.zrpress.ru



1 История международных отношений и внешней политики России(1648- 2005): Учебник для студентов вузов/ Под ред. А.С.Протопопова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект пресс, 2006 -C.383


2 2 Подробнее о спорах вокруг Курильских островов см.: Латышев И.А. Покушение на Курилы. Ю.-Сахалинск: Пресса, 1992.

3 Фукуда обещает посредством «железной воли» добиться передачи принадлежащих России островов, http://news.leit.ru/archives/1775

4 Премьер-министр Японии видит прогресс в переговорах по спорным островам после встречи с Медведевым, http://news.leit.ru/archives/1789

5 Премьер Японии предложил Медведеву заключить мирный договор, http://japantoday.ru/index.php?dn=news&to=art&id=18

6Панов А. «Успех или тупик?» // Независимая газета. 2000, 18 мая, с.14

7Бойков В. Пути вспять у нас нет. //Труд. 2000, 2 июля, с.4

8Кутаков Л.Н. История свидетельствует в пользу русско-японского добрососедства. //Международная жизнь. 1998, №8, с. 85.

9 http://www.ln.mid.ru/ns-vnpop.nsf/osn_copy/26961F5005495FE3C32570430031545A



Скачать файл (195.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru