Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Воспитательная роль сказок - файл 1.doc


Воспитательная роль сказок
скачать (72.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc73kb.15.12.2011 20:34скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

СОДЕРЖАНИЕ




1. Введение
2 Народное творчество и роль сказок в нём

    1. Русское народное творчество как средство народной педагогики

    2. Сказка как средство воспитательного воздействия на ребёнка


3. Роль сказки в воспитательном процессе

3.1 Роль сказочного сюжета в жизни ребёнка

3.2 Символика сказки

3.3 Сказка как «паттерн поведения»
4. Заключение

5. Список литературы


1 ВВЕДЕНИЕ



Нет в мире существа, которого бы

не коснулся хоть самый

крошечный луч любви. И также

нет человека, в чьей жизни нельзя

было бы найти сказку.

А.В. Гнездилов

Всякий ребёнок в детстве очень любил сказки. Да, и взрослый человек порою с нескрываемым интересом постигает повествования о сказочных героев. Как бы ни был взбудоражен ребёнок, перед интересной и завораживающей своей таинственностью сказкой, он затихает. Сказка успокаивает, завораживает ребёнка, но что особо значимо – сказка обладает воспитательным эффектом – формируя характер становящейся личности. Каждая эпоха, страна, нация творит свои сказки, в которых описываются особенности той социальной реальности, в которой предстоит жить и адаптироваться человеку. Поэтому можно сказать, что ребенку с самого рождения, с того мгновения как он услышал сказку (доступную для него) прививаются те нормы, ценности, идеалы, которые окружающая его социальная реальность будет в нем и развивать.

В своей работе я бы хотела проанализировать сказку как средство воспитательного процесса, через и благодаря которому осуществляются различные виды воспитания (нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое, гражданское, патриотическое и т.д.), т.е. определить воспитательную роль сказок.

Ещё в давние времена дети усаживались на печи и слушали сказки, таинственные истории, непредсказуемые события, постигали народную мудрость. Сказки накапливались, изменялись, обрабатывались тысячелетиями, что-то в них менялось, что-то оставалось неизменным – как вечная истина. Накапливались знания о жизни, столь необходимые растущему человеку. Сказки передавались из поколения в поколения, от родителя к ребёнку, от старого к малому. Иногда возникает опасение, что сказка может увести ребёнка в мир грёз и фантазий, оторвать его от реальности. Как сделать чтобы этого не произошло? Читая ребёнку сказку необходимо помимо всего прочего и помочь ему осмыслить её, понять и почувствовать героев, проговорить или проиграть сюжет, т. е. найти скрытое значение сказки, осознать её жизненныё урок для малыша.

И только в этом случае сказка поможет ребёнку адаптироваться в этом мире, поможет процессу социализации. Сказка оказывает на ребёнка неизмеримое влияние, принимая участие в его воспитании. Сказка имеет силу там, где воспитатель и педагог уже бессилен. Актуальность данной работы состоит именно в этом всеобъемлющем влиянии сказок на ребёнка.
Сказка - ложь, да в ней намек...

(народная мудрость)
^ 2 НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И РОЛЬ СКАЗОК В НЁМ

2.1 РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Без памяти нет традиций,

без воспитания нет духовности,

без личности нет народа

как социальной общности.

Волков Г.Н.
Исторически, обучение и воспитание ребёнка возникли с развитием человечества. Человек – объединяет столетия, он - связующее звено истории. Уже первобытные люди были заинтересованы в передаче из поколения в поколения накопленного опыта. Опыта добычи пищи, сооружения жилища, защиты от непогоды и нападения и т. д. Ребёнок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности с взрослыми, подражая им – такими были первые виды обучения и воспитания. Передавался не только опыт удовлетворения первичных потребностей, передавался и опыт общения, взаимодействия человека с человеком. Всё это из поколения в поколение фиксировалось, закреплялось, развивалось в символах и знаках – творчестве. Ребенок, воспринимая опыт своих родителей, опыт своих предков, использовал его в течение жизни, но при этом добавлял в него нечто новое, индивидуально приобретённое. Опыт передавался из поколений в поколения – формировалась народная культура. С её становлением и развитием появляются правила, нормы, принципы воспитательного воздействия, которые менялись, совершенствовались с течением времени.

Народная педагогика – культура воспитания включает несколько компонентов: совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания; совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей; средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных культур [1, 226]. Народная педагогика создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народно­стей, регионов.

Народное творчество является основой народной педагогики. Народное творчество — худо­жественное, народное ис­кусство, фольклор, творческая деятельность народа; создаваемые народом и живущие в обществе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразитель­ное искусство. Народное творчество сложилось в ходе общественной трудовой практики, в нем воплощены воззре­ния, идеалы и стремления народа, мысли, чувства, мечты и фантазии [2, 56].

В народном творчестве, в системе народной педагогики, во влиянии на процесс воспитания и развития ребёнка особо выделяется роль сказок – хранилища морально – нравставенных законов жизни, принципов, норм, идеалов.

    1. ^ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЁНКА

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития самосознания субъектов образовательной среды [3, 207-225]. Сказки возникают (люди сказывали сказки), накапливаются (собирали, записывали, обрабатывали), изучаются (сказки привлекли внимание психологов и педагогов) и используются с максимальной пользой.

Можно выделить следующие типы сказок (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева) [4, 23-25]:

Народные художественные сказки - сказки, созданные многовековой мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни человечества. Основой мифов, сказок является единство человека и природы. В то время для человека природа была живой, и процесс «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения».

Народные сказки несут чрезвычайно важные для воспитания личности идеи - цели:

1. Окружающий нас мир – живой, в любой момент может заговорить с нами, т.е. формирование у ребёнка бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает его.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свободное существование - формирования у ребенка чувства принятия другого.

3. Разделение Добра и Зла, победа Добра - поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, с определенным трудом, а то, что далось даром, может быстро уйти - формирование механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, когда мы не можем справиться с ситуацией сами - формирование чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру [4, 41].

Сюжеты сказок также многообразны. Так сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора. Волшебные сказки служат передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Страшные сказки освобождают от напряжения, способствуют приобретению новых форм реагирования («детская самотерапия») [4, 24-25]

Авторские художественные сказки более образны. При этом народные сказки дают нам «концентрат» мудрости, а авторские сказки дополняют его образами, чувствами, отношением, интерпретацией.

В рамках современной образовательной системы следует использовать не только народные или авторские сказки, но и специально созданные сказки, предназначенные для использования в деятельности педагога [4,72]. Дидактические сказки «создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания» [4, 72].

Выделяют также психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные сказки. Я не буду останавливаться на них подробно, т. к. это не является целью данной работы.

Таким образом, сказка – средство воспитательного воздействия. Со сказкой необходимо работать. Эта работа осуществляется во взаимодействии: ребёнок – взрослый и начинается с анализа и обсуждения. Взрослый прорабатывает с ребёнком сказочные смыслы, связывает их с жизненными ситуациями, затем возможно обыгрывание сюжета, рисование, драматизация, т. е. процесс театрализации.

^ 3. РОЛЬ СКАЗКИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

3.1 РОЛЬ СКАЗОЧНОГО СЮЖЕТА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА.
Сказочный герой в сказочном повествовании проходит определенные этапы сказочного сюжета – этапы своего перевоплощения, роста и совершенствования. Так и каждый человек в процессе своей жизни, своего развития, формирования личности и взросления проходит некие этапы, стадии развития, которые перекликаются с этапами развития сказочного сюжета [5, 57-69].

1. Первый этап – пребывание в отчем доме. В период от рождения до 11-14 лет и ребёнок, идентифицируя себя с родителями, которые являются его жизненным ориентиром, перенимает их опыт, формирует мировоззрение, приобретая всё то, что необходимо ему в процессе взросления, для самостоятельного существования.

2. Второй этап: – определение от родительского дома, выделение себя как отдельной самостоятельной личности. В период примерно с 11 до 18 лет человек должен психологически отделиться от родителей (сепарация), выработать свой собственный взгляд на действительность, реальность, научиться рассчитывать только на себя, вырабатывая самостоятельность и ответственность. Сказка говорит ребёнку о том, что рано или поздно он станет жить отдельно от родителе, отделиться от них и потому надо быть храбрым и смелым, самостоятельным и инициативным, чтобы построить свою жизнь.

3. Третий этап: необходимость выбора жизненного пути. Сказочный герой выбирает свой путь, порою сложный и трудный. Путь, на котором случаются определённые ситуации – проверки на выносливость, на храбрость и смелость, на духовно – нравственные ориентиры личности. На этом этапе сказка учит ребёнка делать свой выбор, умению слушать и слышать другого, относиться к другому так, как ты хочешь, что бы относились к тебе.

4. Четвертый этап – борьба и победа – кульминация сказки. Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу со злом. Герой, побеждая зло, изменяется внутренне, приобретает новые возможности и опыт. В реальной жизни человеку порою приходится противостоять какой-либо ситуации, искать выходы, совершать решения. Разрешая конфликтные противоречия, человек становится сильнее и мудрее.

5. Пятый этап - герой сталкивается с задачами, решать которые он должен с позиции нового опыта. Сказка дает понять ребенку, что достигнутая цель, результат – еще не конец пути, а только указание на то, что он движется в правильном направлении. Победа над злом ещё не предел, необходимо научиться правильно и вовремя применить имеющиеся возможности и способности в создавшейся конфликтной ситуации.

6. Шестой этап – герой возвращается в отчий дом. Но и там его ждут препятствия: его оклеветали, считают погибшим, любимой нет. И герой, которого предыдущий этап столкновения со злом многому научил, используя приобретённый опыт, свои новые знания, умения, навыки разрешает ситуацию и восстанавливает справедливость. Человек в реальной жизни на этом этапе утверждает себя как зрелую самостоятельную личность в родном доме, самоопределяясь.

7. Седьмой этап – сказка завершается - герой становится королём, жениться, достигает новой ступени развития. В реальной жизни человек, реализуя себя, продолжая своё развитие и совершенствования, переходит на новый этап [5, 57-69].

Человеку неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни. Ребёнок, познавая сюжет сказки и переживая все этапы вместе с героем, знакомиться с возможными жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в себе необходимые умения для их разрешения, преодоления.
^ 3.2 СИМВОЛИКА СКАЗКИ
Символика в сказке имеет большое значение. Благодаря ей события получают свое воплощение в волшебных сказаниях, и тем самым доносят до понимания ребенка многое, касающееся обустройства реального мира, общества. Можно выделить механизмы символики:

  1. Трансформация или перевоплощение героев. Трансформация может быть как обратимой (герой возвращается в прежнее состояние), так и необратимой (герой изменился окончательно и навсегда) [4, 5-10].

Обратимой трансформации - понимание тех «масок», которые «надевают» люди, оказываясь в тех или иных ситуациях, оно символизирует смену социальных ролей-масок. Человек в своей жизни порою одномоментно выполняет множество ролей: муж и отец, жена и мать и т.д. Сказки дают ребёнку понимание о многоролевом принципе жизни.

Необратимая трансформация - необратимые положительные духовные изменения, когда сказочный герой навсегда теряет первозданный облик и приобретает качественно иной вид. Идея метаморфозы - душа человека, его характер, система ценностей имеют ресурс положительных изменений. Каждая смена чего-то в жизни – это новая ступень в развитии.

Таким образом, ребенок через сказку получает представление об изменчивой и непостоянной природе человека.

2. Ореол тайны и волшебства. Сказка многолика и многогранна. Ребёнок в процессе восприятия сказки «вживается» в повествование, идентифицирует себя с персонажами сказки. Так развивается способность ребенка вставать на место другого. Именно это делает сказку эффективным развивающим средством, средством воспитания в ребенке личности, индивидуальности.

3. Хороший конец, что дает ребенку чувство психологической защищенности, ощущение безопасности. Ребёнок видит, что испытания закаляют героя, делают его сильнее и мудрее, что каждому воздаётся по заслугам: вознаграждение или наказание.

4. Наличие в сказках природных духов (лешие, водяные, русалки, домовые) и т.д. Наши предки верили в духов природы, почтительно относились к законам «чужой территории», законам взаимоотношений с природой. Природа что-то дарит человеку, а что-то отнимает, если законы взаимодействия с неё нарушены (загрязнение, например). Ребёнку нужно осмыслить бережное отношение к окружающей его природе как живому существу и такое отношение строится на основе любви ко всему живому. Таким образом, происходит экологическое воспитание ребёнка.

В сказке герой преодолевает трудности, так он получает возможность к изменению, переходу на новый уровень своего развития. Герой взрослеет по ходу повествования сказки, что отражает ритуал инициации. Преодоление препятствий – необходимый элемент сказки – он формирует у ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт основу, что это ему под силу.

Таким образом, символическое пространство сказки - это игровое пространство для ребёнка, в котором он растёт и развивается, формируя у себя необходимые базовые навыки, способности для взаимодействия с миром.

^ 3.3 СКАЗКА КАК «ПАТТЕРН ПОВЕДЕНИЯ»
Сказки – это удивительный, волнующий жанр. «Сказка – это сон, приснившийся нации» (Ильин) [6, 29-35]. Ведь сказки, как и сновидения, в некотором смысле обращаются непосредственно к механизмам бессознательного. И в этом их сила. Порою, дети желают читать и слушать одни и те же сказки, снова и снова, заново всё переживая. Возможно какие-то события, действия, герои в сказке особо значимы для ребёнка и это процесс внутренней работы малыша, процесс приобретения жизненного опыта – результат воспитания ребёнка сказкой. Образы сказок обращаются, таким образом, одновременно к двум уровням – к уровню сознания и уровню бессознательного. Ребёнок выбирает из сказок то значимое, что может понадобиться ему в мире – некие жизненные ситуации, модели поведения образные способы решения проблем и т.д. В опыте бессознательного сказки образуют своеобразный «поведенческий паттерн» (жизненный сценарий, план по Эрику Берну) – некий «набор» возможных программ поведения, реакций, действий, поступков, разрешения конфликтной ситуации, которые человек может использовать или нет. [5, 57-69] Человек не обязательно следует (использует) такому «паттерну», но он может служить своеобразным предупреждением о том как может будет развивать ситуация

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека. Сказки – это своего рода «воспитательная система » (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева), которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т. д. Сказки формируют у ребёнка позицию бережного отношения к окружающему миру; прививают любовь к своей истории, Родине; помогает ему в овладении навыков взаимоотношения с миром. В сказках ребёнок усваивает общечеловеческие ценности, морально – нравственные ценности культуры, учат его труду, формируют активную жизненную позицию. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учиться в ней жить.

Читая сказку, ребёнку необходимо помочь осмыслить её, понять, перенять заложенные в ней правила и законы, нормы и ценности. Сказки помогают ребёнку подготовиться к взрослой жизни. Сказки имеют свои определённые функции (по Петровой Е. В. [6, 35]):

  • психологическая подготовка к напряжённым эмоциональным ситуациям (на бессознательном символическом уровне);

  • символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, полученных в пренатальный период, в момент родов и в раннем детском возрасте;

  • принятие в символической форме своей физической активности.

Сказка выполняет свои определённые функции, помогает ребёнку в его взрослении.

Душа человека просит Сказки, того, что кто-то называет Чудом, кто-то Счастьем, а кто-то Ощущением детства, я – Островом Детства.

Список литературы


  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск – Москва, 2000 г.

  2. Краткий психологический словарь – хрестоматия, под ред. Платонова К.К., М., «Высшая школа», 1974 г.

  3. Петрова Е.Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекции и педагогической работе // Педагогика, 1999 г. № 10, стр. 207-225

  4. Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии, СПб, «Речь», 2000 г.

  5. Полухина О. Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста).

  6. Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы, 1996, №3, Петрова Ю. В. Использование сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной работе.

  7. Эрик Берн. Люди, которые играет в игры (психология человеческой судьбы). М., 2002 г., (стр. 203-208).

  8. И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. Возрастная психология, М., 2001 г.








Скачать файл (72.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru