Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Виды световой проекции - файл Копия Контрольная работа Виды световой проекции.doc


Контрольная работа - Виды световой проекции
скачать (2034.7 kb.)

Доступные файлы (2):

Копия Контрольная работа Виды световой проекции.doc1876kb.25.04.2011 21:26скачать
Презентация Виды световой проекции.pptxскачать

содержание
Загрузка...

Копия Контрольная работа Виды световой проекции.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

на тему: «ВИДЫ СВЕТОВОЙ ПРОЕКЦИИ»

по дисциплине: «Аудиовизуальные технологии обучения»


СОДЕРЖАНИЕ:
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРОЕКЦИИ И ВИДОВ ПРОЕКЦИИ.....................3

2. СРЕДСТВА СТАТИЧЕСКОЙ ПРОЕКЦИИ……………………….......7

3. СРЕДСТВА ДИНАМИЧЕСКОЙ ПРОЕКЦИИ....................................22

4. ПРОЕКЦИОННЫЕ ЭКРАНЫ…………………………………………34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..39
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРОЕКЦИИ И ВИДОВ ПРОЕКЦИИ

Проекция (от лат. projecto – выбрасываю вперед) - получение увеличенного изображения различных объектов на экране или другой рассеивающей поверхности с помощью источника света и оптической системы.

^ Проекционный аппарат - оптическое устройство, формирующее изображения объектов на рассеивающей поверхности, служащей экраном. Проекционные приборы дают на экране действительное, увеличенное изображение картины или предмета. Такое изображение может рассматриваться со сравнительно большого расстояния и, благодаря этому, может быть видно одновременно большому числу людей. Появление проекционных аппаратов обусловило возникновение кинематографа относящегося к проекционному искусству.

^ По функциональному назначению световая проекция относится к информационным техническим средствам обучения (ТСО). Эти средства используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (урок, серия уроков), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности.

^ По характеру предъявления информации световая проекция относится к экранно-звуковым ТСО – (ЭЗС). Специфика всех ЭЗС заключается в способности сообщить такую учебную информацию, которую нельзя познать без специальной аппаратуры. Главное средство передачи учебной информации – зрительный, звуковой или звукозрительный образы, предельно реалистично моделирующие объект, явление и процесс. Важная особенность ЭЗС – их документальная основа, фиксация фактов, событий, научных опытов и т. д. ЭЗС подразделяются на статичные (диафильмы, диапозитивы, транспаранты и пр.) и динамичные (кинофильмы, телепередачи, видеозаписи).

^ По характеру воздействия на органы чувств - к аудиовизуальным ТСО. Психологические исследования в области передачи и сохранения информации показали, что учащиеся познают окружающий мир с помощью органов чувств. По статистике около 90% всех сведений человек получает, благодаря зрению, около 9% - слуху и 1% - при помощи остальных органов чувств. Кроме того, человек, только слушая, запоминает около 15% речевой информации, только глядя - 25% видимой информации, а слушая и глядя одновременно - 65% преподносимой ему информации. Исследования также показали, что степень сохранности информации в памяти зависит от способа ее предъявления.

^ Степень сохранности информации в памяти

Способ предъявления

информации

Сохранность

через 3 часа (%)

Сохранность

через 3 дня (%)

Устное изложение

70

10

Визуальное восприятие

72

20

Аудиовизуальное

85

50


На основании этих особенностей психологии человеческого восприятия ученые в области педагогики и психологии утверждают, что наиболее высокое качество усвоения учащимися информации достигается при сочетании слова учителя и наглядных средств, которые дают возможность визуально представить предъявляемую информацию.

Различают проекции диаскопическую и эпископическую, плоскую, стереоскопическую и голографическую, статическую и динамическую.

^ Плоская проекция обеспечивает получение двухмерного изображения соответствующего объекта.

Стереоскопическая (от греч. stereos - объемный, пространственный) проекция обеспечивает получение изображения, создающего иллюзию объемности объекта, пространственности наблюдаемой картины.
Носителями информации для стереоскопической проекции служат плоские цветные или черно-белые стереопары – совокупность двух изображений одного и того же объекта (как правило, на прозрачной основе), полученных с двух ракурсов.

Голографическая (от греч. holos - весь, полный и grapho - пишу) проекция обеспечивает получение объемного изображения объекта.
Для голографической проекции носителями информации служат голограммы - зафиксированные излучения, рассеиваемые объектом, на плоской (как правило, прозрачной) основе.

Неподвижное (статическое) изображение на экране можно получить двумя способами проекции: диапроекцией и эпипроекцией.

Диапроекция – (от греческого - "сквозь", "через") - изображение формируется световым потоком, проходящим сквозь прозрачный наглядный материал.

Эпипроекция – (от греческого "сверх", "над") - изображение формируется лучами, отраженными от освещённого непрозрачного объекта.

К числу самых распространенных статических экранных средств обучения относят диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты, которых в настоящее время в некоторых пособиях называют видеограммами, определяя их как визуальный образ, предназначенный дл представления учебной информации посредством проекции.

В качестве оборудования статической проекции используют диаскопы, фильмоскопы, кодоскопы, диапроекторы, кадропроекторы, оверхед-проекторы и эпидиаскопы, читальные аппараты, а также комбинированные приборы – эпидиапроекторы (позволяют демонстрировать на экране как прозрачные, так и непрозрачные объекты).

Подвижное (динамическое) изображение - это кинопроекция немого кино и неозвученных анимационных фильмов. ^ Динамическая проекция является разновидностью диапроекции. Устройства динамической проекции предназначены для демонстрации на экране увеличенного изображения последовательно сменяющихся кадров с частотой, создающей впечатление движения объектов. В качестве динамических средств проекции применяют различные киноустановки, видеотехнику и видеопроекционные устройства (мультимедиапроекторы).

Рассмотрим средства статической и динамической проекции, их строение и функции.


^ 2. СРЕДСТВА СТАТИЧЕСКОЙ ПРОЕКЦИИ

Первый проектор появился в 1640 г. Его изобрел немецкий физик и математик, монах Афанасий Кирхер (1601-1680). В латинском трактате «Великое искусство света и тени» А. Кирхер назвал свой аппарат «волшебный фонарь». Аппарат позволял создавать теневые проекции изображений людей, животных или предметов, вырезанных из картона. Источником света служила свеча.

В 1839 г. французский художник Л. Дагер изобрел фотографию. Это позволило демонстрировать изображения на стеклянных диапозитивах.

В проекторах конца XIX в. в качестве источника света уже использовались электрические лампы двух типов: угольная лампа накаливания (изобретатель - русский электротехник А.Н.Лодыгин (1847-1923) и дуговая лампа, или «свеча Яблочкова» (изобретатель - русский электротехник П.Н.Яблочков (18471894). Лампа накаливания была изобретена в 1872 г., а дуговая в 1875 г. В 1879 г. лампа накаливания была значительно усовершенствована Т. Эдисоном, который заменил уголь в лампе на вольфрамовую нить; лампа почти без изменений применяется в современных проекторах. В 1895-1898 г. русский изобретатель Е.А. Малиновский совместно с другим изобретателем разработали и изготовили, а затем усовершенствовали первые эпипроекционные аппараты. Их использовали в малых аудиториях или для индивидуальной работы, так как создаваемое ими изображение на экране не превышало 70 х 70 мм.

В начале Х1Х века в Москве уже существовало производство черно-белых и раскрашенных учебных диапозитивов по предметам школьной программы. В 1904-1905 годах появились первые диафильмы на целлулоидной пленке.

Первые диафильмы на 36 мм целлулоидной плёнке появились в России в 1904 – 1905 гг., и назывались они «проекционные фотограммы».

Как уже было сказано, проекционные аппараты - оптические устройства, образующие на экране увеличенные изображения различных объектов.

Источником света в проекционных аппаратах служит специальная электрическая лампа накаливания - проекционная лампа.

^ Зеркальный отражатель, или рефлектор (от лат. reflecto - загибаю назад, поворачиваю) - вогнутое сферическое зеркало для отражения световых лучей.

Конденсор (от лат. condense - уплотняю, сгущаю) - оптическая система, которая собирает расходящиеся лучи, испускаемые проекционной лампой, и обеспечивает равномерное освещение объекта проекции. В проекционных аппаратах встречаются конденсоры, состоящие из двух или трех линз различного диаметра и кривизны поверхности.

^ Проекционный объектив (от лат. objectus - предмет) - линзовая оптическая система для получения на экране увеличенного резкого изображения предмета. Основные характеристики объективов: фокусное расстояние, относительное отверстие. Объективы для проекционных аппаратов подразделяют на короткофокусные, нормальные и длиннофокусные.

Проекционная лампа, зеркальные отражатели, конденсор и объектив образуют осветительно-проекционную систему проекционного аппарата. Механическая часть аппарата служит для фиксации объектов проекции относительно осветительно-проекционной системы, обеспечения смены объектов проецирования и требуемой длительности их пребывания на экране.

Качество получаемого на экране изображения при использовании проекционных аппаратов любого типа зависит от величины создаваемого проектором светового потока, качества оптики, размеров кадрового окна, расстояния до экрана, угла наклона оси проецирования, цветности, от тщательности исполнения носителей информации, отражающей способности, угла наклона и степени боковой засветки экрана.

^ Световой поток - основная характеристика проектора любого типа. Световой поток оценивает мощность оптического излучения по вызываемому им световому ощущению и измеряется в люменах (лм).

^ Фокусными расстояниями оптической системы проектора называют расстояния от его главных точек до соответствующих им фокусов.

Ограниченное определенными размерами изображение объекта на носителе информации называется кадром (от франц. cadre, буквально - рама). Ширина и высота кадрового окна проектора обозначаются соответственно а и b.

В большинстве школьных проекционных аппаратов (графопроекторах, диапроекторах, эпипроекторах, кинопроекторах и т. п.) устанавливают кварцевые галогенные малогабаритные (КГМ) лампы накаливания (например, КГМ 12-100, КГМ 24-150, КГМ 220-500 и др.). Эти лампы обладают рядом преимуществ перед обычными лампами накаливания: у них практически постоянны в течение всего срока службы световой поток и цветовая температура; более высокая световая отдача (при одинаковой мощности и одинаковой цветовой температуре); больший срок службы и значительно меньшие размеры; большая механическая прочность.

Основная часть лампы - вольфрамовая нить накала - заключена в кварцевой колбе небольших размеров. Колба наполнена газом с небольшим добавлением йода или другого галогена. Для вводов в галогенной лампе используют молибденовую фольгу или проволоку, которую впаивают в кварц. Максимальная температура молибденовых вводов в этих лампах не должна превышать 350°С, так как при более высокой температуре молибден окисляется, кварц может лопнуть и лампа выйдет из строя. Эту особенность кварцевых галогенных ламп следует учитывать при эксплуатации: их не рекомендуется применять без принудительной вентиляции, которую чаще всего осуществляют электрическим вентилятором.

В работе с этими лампами следует соблюдать еще одну предосторожность: баллон лампы нельзя брать незащищенными руками, потому что отпечатки пальцев загрязняют поверхность лампы, вызывают ее затемнение, а следовательно, уменьшение полезного светового потока и преждевременный выход лампы из строя.

Маркировка проекционных ламп наносится на цоколь баллона. Она состоит из букв и двух групп цифр, обозначающих тип лампы, напряжение накала и потребляемую мощность. Например: К-30-400 - это кинопроекционная лампа с напряжением накала 30 В и мощностью 400 Вт; ПЖ-220-500 - это прожекторная лампа (для эпипроекторов) с напряжением накала 220 В и мощностью 500 Вт;

КГМ-12-150 - это кварцевая галогенная малогабаритная лампа с напряжением накала 12 В и мощностью 150 Вт.

Качество проекционного аппарата зависит не только от источника света, но и от использования излучаемого им света. С целью лучшего использования света увеличивают угол захвата, т.е. добиваются, чтобы осветительная система аппарата захватывала возможно большую часть светового потока, создаваемого источником света.

Проекционную аппаратуру различают в зависимости от того, какое пособие используют для получения изображения на экране.

1 группа: Аппараты для демонстрации диапозитивов. Кадропроекторы - только для демонстрации диапозитивов (слайдов). Универсальные диапроекторы - для диапозитивов и диафильмов. Эпидиаскопы - для диапозитивов и эпипособий.

2 группа: Аппараты для демонстрации диафильма. Это фильмоскопы и универсальные диапроекторы.

3 группа: Аппараты для проекции эпипособий: эпипроекторы и эпидиаскопы, специальные видеокамеры.

4 группа: Аппаратура для демонстрации кодопособий - кодоскопы (графопроекторы, оверхеды).

По степени автоматизации процессов фокусирования и смены кадров различают проекторы с полностью автоматическим устройством, с полуавтоматическим и неавтоматическим управлением.

^ Аппараты с полностью автоматическим устройством работают без оператора (учителя) по заданной программе (от реле времени, программного устройства или магнитофона) и оснащены автофокусирующим устройством.

Автоматическими называют аппараты, в которых отработка процесса смены кадров, подфокусировка производятся механизмами с собственными приводными устройствами при подаче соответствующих команд.

Полуавтоматическими называют аппараты, в которых отработка процессов смены кадров осуществляется механизмами при управлении или при контроле оператора (учителя).

Неавтоматические аппараты те, в которых учитель управляет сам всеми процессами.

По способу освещения объекта различают диаскопический, эпископический и эпидиаскопический проекционные аппараты.

^ Схема диапроекции:
1 - рефлектор; 2 - источник света; 3 - конденсор с теплофильтром;

4 - кадровая рамка; 5 - объектив

Диапроекция применяется для проецирования статичных изображений, нанесённых на просвечиваемую позитивную фотоплёнку. Плёнка помещается между источником света и объективом аппарата, с которого полученное изображение проецируется на экран. Существует ряд разновидностей данной техники, отличающейся друг от друга конструкцией, размером проецируемого изображения и техническими возможностями.

Диапроектор – прибор для коллективного просмотра на экране увеличенных изображений, получаемых от диапозитивов с размером кадра 24×36 мм, вставленных в рамки 50×50 мм, или от диапозитивов, выполненных на стекле 50×50 мм, но без рамок. Диапроектор может иметь кассетную приставку для установки в ней нескольких десятков диапозитивов, с возможностью их автоматической смены преподавателем с помощью пульта дистанционного управления. Кроме того, диапроектор имеет возможность демонстрации плёночных диафильмов с размером кадра 18×24 и 24×36 мм. Диапроектор применяют во время лекций для демонстрации рисунков, чертежей и др., для чтения микрофотокопий и т.д.

Диаскоп – небольшой аппарат индивидуального пользования, позволяющий рассматривать плёночный диапозитив через окуляр на просвет без специального источника освещения.

Фильмоскоп – представляет собой разновидность диапроектора с источником света малой мощности. Его применяют для небольших экранов при полном затемнении помещения при работе с группой зрителей 5–8 человек.

Осветительно-проекционная система всех типов диапроекторов расположена горизонтально, а объект проекции (диапозитив) – вертикально. Световой поток, отраженный рефлектором, проходит через конденсатор, кадровое окно с диапозитивом и объектив, образуя на экране увеличенное изображение объекта.

Среди довольно распространенных по образовательным учреждениям диапроекторов можно назвать разные модификации «Свитязя» и «Пеленга».

^ Диапроектор «Свитязь» предназначен для демонстрации цветных и черно-белых диапозитивов, установленных в рамках 50х50 мм.


1 – толкатель; 2 – кнопка для включения проекционной лампы; 3 – кассета; 4 – ручка для точной наводки объектива на резкость; 5 – съемная крышка диапроектора; 6 – винт, закрепляющий съемную крышку;
7 – проекционный объектив.

Кассета рассчитана на 36 диапозитивов, которые подаются в кадровое окно вручную толкателем. Диапозитивы укладываются в кассету эмульсионным слоем к источнику света с изображением, перевернутым на 180°.

^ Диапроекторы автоматические «Пеленг-700АВ», «Пеленг-700АД», «Пеленг-700АФ» предназначены для использования в качестве технических средств обучения в различных учебных заведениях, для пропаганды и рекламы. В них используются диапозитивы в рамках 50x50 мм. Для просмотра диафильмов используется приставка для демонстрации диафильма.
^ Диапроектор «Пеленг-700АВ»

Диапроекторы – это точные оптико-механические приборы. Диапроекторы снабжены прямоугольными и круглыми диамагазинами. Смена диапозитивов в них осуществляется нажатием клавиш на приборе и пульте дистанционного управления. В диапроекторах предусмотрена возможность работы с устройствами типа «Синхрон» с магнитофоном.

Диапроекторы имеют систему автофокусировки изображения. В осветительной системе приборов используется двух линзовый асферический конденсор с отражателем и теплофильтром.

Особую схему диапроекции имеют кодоскопы (графопроекторы). Осветительно-проекционная система кодопроектора расположена вертикально, а объект проекции - горизонтально. Световой поток от проекционной лампы отражается рефлектором вертикалью вверх, проходит через конденсор (линза Френеля) и предметный столик с кодопозитивом, попадает в объектив с поворотным зеркалом и формирует на экране увеличенное изображение объекта.

^ Схема кодопроекции:




1 – рефлектор;

2 - источник света; 3 - теплофильтр;

4 - линза Френеля; 5 - объектив с зеркалом;

6 - экран

Графопроектор – переносное или стационарное устройство, осуществляющее на отражающий экран диаскопическую или теневую ретропроекцию графических изображений, текста, плоских моделей.

В литературе это устройство именуется как световая или классная оптическая доска (КОД), кодоскоп, кодопроектор, прибор для проецирования записей лекций на экран и т. д.

Основные преимущества графопроекторов: крупный масштаб экранного изображения; проведение демонстраций без затемнения или при частичном затемнении помещения; простота использования самим преподавателем, остающимся в ходе работы с проектором, обращенным лицом к обучаемым; использование разнообразных подготовленных заранее или создаваемых в ходе занятий носителей зрительной информации; возможность показа большой аудитории доступных зрительному восприятию опытов. Важной характеристикой является также возможность работать с проектором в двух режимах - с полным светом (нормальное напряжение) и в щадящем, экономичном (при уменьшенном на 10-15% напряжении).

Современный оверхед-проектор имеет устойчивый корпус, безбликовые линзы Френеля, высококачественный трехлинзовый объектив, экономичный режим автоотключения ламп, четырехкратно увеличивающий срок их службы, устройство мгновенной замены ламп, встроенную запасную лампу, бесшумный вентилятор. Выключатель расположен на рабочей поверхности, имеется углубление для авторучек. Рабочая поверхность 28,5 х 28,5 см. Две лампы 24В/250 Вт. Световой поток около 2500 лм. Масса около 14 кг, расстояние от экрана 180, 200, 250 см, размеры изображения: 160 х 160, 180 х 180, 230 х 230 см. Имеет кассету для рулонной пленки шириной от 26 до 29,7 см.

Следует иметь в виду, что применение учебных материалов, выполненных на фотопленке, сильно сократилось. Взамен этому применяется запись изображений на носителях с цифровой формой хранения информации. Воспроизведение таких изображений осуществляется с помощью компьютерной техники, мониторов и видеопроекторов.

Эпипроекция применяется для проецирования на экран рисунков, чертежей, схем, фотографий и мелких предметов, выполненных на непрозрачной основе. В отличие от диапроекционных устройств в эпипроекторах изображение получают не за счет сквозного прохождения света от источника освещения, а за счет отражения света от рассматриваемого изображения (объекта) и передачи отражённого излучения через сферическое зеркало на экран. Для предотвращения попадания света из аппарата в помещение, устройство размещается в кожухе. Такие проекторы более оперативны в работе, чем диапроекторы, но имеют худшие показатели качества и яркости изображения на экране. Для получения хорошего изображения на экране эпипроекторы должны иметь мощный источник света.

Эпипроекция используется на занятиях в детском саду и на уроках в школе, где ее применяют обычно в комбинации с по­казом диапозитивов. Эпипроекция привлекает простотой получе­ния большого цветного изображения. Даже газетная иллюстрация приобретает на экране более качественный вид. Иногда на экране возникает стереоскопический эффект. Это бывает в том случае, когда изображение на фотографии или рисунке передает перспек­тиву. Ощущение объема и масштабности объектов при эпипроекции создается отчетливее, чем при непосредственном рассмотре­нии маленькой картинки.

^ Схема эпипроекции:



1 - рефлектор;

2 - источник света;

3 - предметный столик;

4 - зеркало;

5 - объектив

Эпипроектор – одна из разновидностей проекционного аппарата. В эпипроекторе изображаемый объект отражает освещающие его лучи света диффузно, поэтому лишь незначительная часть отраженного светового потока попадает в объектив эпипроектора. Усиления яркости изображения достигают, применяя в эпипроекторе один или несколько мощных источников света и светосильные проекционные объективы (с относительным отверстием до 1:1,5–1:2). Так как фокусные расстояния объективов эпипроекторов обычно меньше, чем у объективов диапроекторов, они дают меньшее увеличение. Зеркало, помещаемое в эпипроектор над объективом или перед ним, “переворачивает” изображение, чтобы на экране оно было прямым. Сильное тепловыделение в эпипроекторах вынуждает использовать в них специальные системы охлаждения.

В настоящее время эпипроекторы практически вытеснены из комплекса технических средств обучения телеэпипроекторами и документопроекторами, работающими совместно с видеопроекционными устройствами.

Схема эпипроектора является составной частью оптической схемы перестроенных проекционных аппаратов – эпидиаскопов, позволяющих проецировать на экран изображения как непрозрачных, так и прозрачных объектов.

Эпидиаскоп (от греч. epi – на, dia – через и skopeo – смотрю) (эпидиапроектор) – совмещает в себе эпипроектор и диапроектор. Это расширяет возможности его применения. Когда в диапозитивной серии нет важных для понимания вопроса иллюстраций, ее дополняют печатными материалами из книг или открытками. Эпидиапроекторы могут иметь кадровое окно с размером 140 х 140 мм и 150 х 150 мм. Такой аппарат можно использовать как в полностью затемненных помещениях при режиме эпископической проекции, так и в частично затемненной аудитории при работе в режиме диаскопической проекции.

Эпидиаскопы имеются в большинстве школ, но сейчас используются редко, несмотря на простоту в обращении, что выгодно отличает их от многих других ТСО. Некоторые творческие учителя применяют дополнительный мощный источник света, усовершенствуя эпидиаскоп, что открывает новые возможности применения эпипроекции, так как довольно сильный световой поток позволяет показывать многоцветные изображения.

^ Оптическая схема простейшего эпидиаскопа в двух режимах его работы:

1 эпископическая проекция

Лучи от источника света ^ 2 с помощью сферических зеркал 3 и 5 освещают непрозрачный объект 6, от которого диффузно рассеянные лучи попадают в светосильный проекционный объектив 7, отражаясь от зеркала 4; 1кожух, 11система охлаждения. Для усиления яркости изображения в данном случае используется дополнительный мощный источник света в виде готового осветителя с галогенной лампой мощностью 500 Вт для фотосъемки. Примененный осветитель позволил примерно вдвое увеличить световой поток от эпидиаскопа, который достиг порядка 100 лм. Для этого сбоку, в доступном месте корпуса эпидиаскопа, делается соответственно имеющемуся светильнику отверстие, на которое он накладывается, а потом закрепляется - 12.

^ 2 диаскопическая проекция

При диаскопической проекции зеркало ^ 5 отклоняется, открывая доступ лучам от источника 2 в конденсор 8. Последний, равномерно освещая диапозитив, вставленный в рамку 9, направляет лучи в объектив 10, проецирующий изображение на экран.

Широко использовались в свое время в школах модели ЭПД-1 (школьный эпидиаскоп).

Подготовка эпидиапроектора к работе, установка его в классе и порядок демонстрирования диапозитивов почти не отличаются от работы с диапроектором. Разница только в том, что для пра­вильной установки лампы снимают крышку, вывернув три винта крепления, ослабляют зажимной винт трубки электропатрона и, пе­ремещая лампу вверх-вниз и поворачивая вокруг оси, стремятся по­лучить на экране равномерно освещенный прямоугольник (свето­вое изображение выреза вкладыша диапозитивов). После этого завертывают зажимный винт и надевают крышку. При установке лам­пы на оптической оси следует помнить, что нить накала должна быть полностью обращена к конденсору. Эпидиапроектор ЭПД-1 при работе с непрозрачными объекта­ми создает сравнительно малый световой поток, падающий на эк­ран. Поэтому яркость изображения на экране невелика, и непроз­рачные объекты демонстрируют в полностью затемненном классе. Отсутствие принудительного охлаждения непрозрачных объектов вызывает их перегрев, в связи с чем время демонстрации каждого объекта должно быть ограничено.

Большую яркость изображения на экране создает эпидиапроектор ЭПД-455. На предметном столике объект охлаждается венти­лятором, установленным в корпусе, и, кроме того, он защищен стек­лом, которое несколько предохраняет его от чрезмерного нагрева, а также выравнивает поверхность проецируемых объектов. Источ­ник света - 500-ваттная лампа напряжением 110 или 220 В, с конденсорной линзой и параболическим зеркальным отражателем. Имеет дистанционное управление. Затемнения помещения при де­монстрации диафильма не требуется.

К числу статических экранных средств обучения и воспитания относятся диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты.

Диапозитивы (слайды) (от греч. dia - через и лат. positivus - положительный) - фотографическое позитивное изображение на прозрачной основе (стекло, пленка), рассматриваемое на просвет или проецируемое на экран, предназначенное для учебных и воспитательных целей. Могут быть черно-белые и цветные, озвученные и неозвученные. По характеру изображений диапозитивы бывают штриховые и полутоновые. На штриховых диапозитивах изображение выполняют линиями, штрихами, точками и сплошной заливкой. Так выполняют схемы, чертежи, штриховые рисунки, таблицы, текст. Полутоновые диапозитивы - это фотографии, рисунки, выполненные карандашом с растушевкой, тушью с плавным переходом от затемненных участков к свету. Диапозитив - это пособие, основным содержанием которого является зрительный образ. Пояснительный текст диапозитива в большинстве случаев отсутствует или очень ограничен: обычно называется только то, что изображено в кадре, иногда приводятся термины, трудно воспринимаемые на слух. Каждый диапозитив является автономным пособием, которым пользуются в сочетании со словесным сопровождением учителя. Диапозитивы могут быть крупно- и малоформатными. Крупноформатные диапозитивы рассматривают на просвет невооруженным глазом и используют для оформления классов в виде витражей, подсвечиваемых стендов и т. д. В учебном процессе широкое применение нашли малоформатные диапозитивы, демонстрируемые путем проецирования их на экран. Чаще всего это диапозитивы, выполненные на 35-мм пленке с размером кадра 18x24 и 24x36 мм. Для удобства пользования их заправляют в картонные или пластмассовые рамки размером 50x50.

Диафильм - это серия диапозитивов, которые располагаются на единой основе - пленке - в стро определенной последовательности и имеют сопровождающий текст, поясняющий и дополняющий зрительные образы. Диафильмы изготавливаются на 35-мм пленке, размер их изображения 18x24 и 24x36 мм с вертикальным или горизонтальным расположением кадра. Диафильм - это законченное пособие: просматривая зрительные образы и читая пояснительный текст, учащиеся получают цельное и достаточно полное представление об объектах, процессах, явлениях, которые характеризуются в диафильме.

Транспаранты (кодопособия) - изображения на фолиях - прозрачной термоустойчивой пленке, выполняемые полиграфическим и фото графическим способами или напечатанные на принтере, ксероксе. Размеры кадров транспарантов широко варьируются. Максимальные размеры кадров ограничиваются площадью стола графопроектора - 250×250 мм. Применяют транспаранты, состоящие из одного кадра или серии 2-6 накладывающихся один на другой кадров (многослойные) или смонтированные на непрерывной прозрачной ленте шириной 260 мм и длиной до 30 м. Демонстрация транспаранта удобна тем, что учитель может заранее подготовить необходимый материал и представить его на уроке. Использование транспарантов для теневой проекции особенно удобно для демонстраций устного изложения в начальной школе и детском саду. Например, вырезав из плотной бумаги или картона героев какой-либо сказки, учитель либо демонстрирует свой рассказ как в кукольном театре, либо,

передвигая фигуры, просить учащихся самим рассказывать о происходящих событиях. Такой подход позволяет учителю наглядно сопровождать свой рассказ и тренировать навыки устной речи у учащихся. Недостатком теневой проекции является отсутствие цветного изображения.

Эпиобъекты - изображения (тексты, фотографии, рисунки, репродукции и т.п.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, выполненные в формате приемного окна эпископа, проецируемые на экран в отраженном свете. Могут быть как черно-белыми, так и цветными. Существенный недостаток эпипроекции - малая освещенность изображения на экране. Поэтому повышаются требования к затемнению помещений, использовать эпипроекцию возможно только для небольшой аудитории. В школьной практике получило распространение изготовление серии тематически подобранных и специально подготовленных рисунков, фотоснимков и других иллюстраций, наклеенных на бумажную ленту. По аналогии с диафильмом ее называют эпифильмом, или просто эпилентой.

^ 3. СРЕДСТВА ДИНАМИЧЕСКОЙ ПРОЕКЦИИ

Динамическая проекция даёт прямое сфокусированное, увеличенное и движущееся изображение. Она является разновидностью диапроекции.

В качестве динамических средств проекции применяют различные киноустановки (кинопроекция), видеотехнику и видеопроекционные устройства (мультимедиапроекторы). Кроме того, для этих целей могут использоваться видео или документ-камеры.

Кинематограф зародился в конце XIX века. Светочувствительную пленку шириной 35 мм с двусторонней перфорацией изобрёл в 1889 году американец Джордж Истмен. Родоначальником кино историки считают известного американского изобретателя Томас Альва Эдисона, который применил новую плёнку и создал собственный формат кадра 4:3 с шагом соответствующим четырём перфорациям. Применительно к пленке были сконструированы съёмочный («Кинотограф») и просмотровый («Кинетоскоп») аппараты. Публичная демонстрация кинетоскопа состоялась в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго. Другой американский изобретатель Чарльз Дженкинс в 1895 году усовершенствовал кинетоскоп, создав механизм ритмичной протяжки плёнки. Однако наиболее удачный механизм киноаппарата разработали в том же году во Франции братья Луи и Огюст Люмьеры. Они запатентовали своё изобретение, их аппаратура получила широкое распространение во всём мире и без существенных изменений продержалась многие десятилетия.

Сначала кино было чёрно-белым и немым. В 1928 году в России был изобретён аппарат для фотографической записи звука на киноплёнку и воспроизведения с неё (автор А.Ф. Шорин). В 1929 году Джордж Истмен и Томас Эдисон провели презентацию цветного кинематографа. В 50-х годах ХХ века кино становится широкоформатным.

Копии фильмов выполняются на киноплёнке определённой ширины. Основное распространение получила киноплёнка шириной 8, 16, 35, 65 и 70 мм. Старые киноленты были выполнены на очень горючей гибкой подложке из целлулоида. В настоящее время для кинолент применяется негорючая подложка из полиэстера (лавсана).

До начала массового внедрения видеотехники в практике кинолюбителей использовалась преимущественно плёнка шириной 8 мм. На такой ленте отсутствует канал звукового сопровождения.

В профессиональной съёмке наиболее широкое распространение получила киноплёнка шириной 16 и 35 мм. Звуковое сопровождение фильма (фонограмма) записывается на специальной боковой дорожке киноленты фотографическим или магнитным способом.

Кинофильмы для учебных целей чаще всего выполнены на 16 мм киноплёнке. Проекционный аппарат прокручивает за 1 минуту 11 метров плёнки. Демонстрация одной стандартной части учебного фильма (катушка емкостью 120 метров) занимает по продолжительности 10-11 минут. Иногда фильмы могут быть намотаны на бобину ёмкостью до 600 м. В этих случаях 4-5 частей фильма склеивают между собой для обеспечения непрерывности демонстрации фильма. Однако такая процедура чаще всего применяется при показе художественных фильмов.

Плёнка шириной 65 и 70 мм применяется в широкоформатном и стереоскопическом кино, для создания учебных фильмов она не используется.

В кинопроекционном аппарате содержатся элементы, характерные для диапроектора,это источник света (кинопроекционная лампа) и объектив, образующие в совокупности осветительно-проекционную систему.


Схема осветительно-проекционной системы:

^ 1 — источник света; 2 — отражатель; 3 — кадровое окно; 4 — обтюратор; 5 — проекционный объектив; 6 — экран.

Кроме того, аппарат имеет привод (электромотор), сопряженный с лентопротяжным механизмом. Специальное устройство – мальтийский механизм, или грейфер, – обеспечивает прерывистое (скачкообразное) продвижение ленты перед объективом. Для обеспечения чёткой работы лентопротяжного механизма по краям кинопленки предусмотрены прямоугольные отверстия, называемые перфорацией. Они служат для захвата и продвижения ленты зубчатым барабаном киноаппарата. В момент продвижения плёнки от одного кадра к другому световой поток прерывается специальной заслонкой – обтюратором, – вследствие чего для зрителя процесс смены кадра остаётся незаметным. Нормальной частотой смены кадров в кино считается 24 кадра/с, а для любительских фильмов – 16 кадров/с.

Конструктивно различают стационарные кинопроекционные установки для 35-, 65- и 70-мм фильмов, передвижные киноустановки облегченного типа для 35-мм фильмов, а также переносные узкоплёночные аппараты для 8-мм и 16-мм фильмов. Существуют разнообразные типы указанных аппаратов:

– 35-мм стационарные кинопроекторы «Мир», «Ксенон» и др.;

– 16-мм киноустановки «Украина», «Радуга», «Каштан», КПШ и др.;

– 8-мм портативные кинопроекторы «Русь», «Волна», «Луч».

Учитывая высокий уровень шумов, возникающий при работе механизма кинопроекционных аппаратов, их размещают, как правило, во вспомогательном помещении – киноаппаратной, или облицовывают стены аудитории специальным звукопоглощающим покрытием.

^ Кинопроектор «Луч–2» предназначен для демонстрации черно-белых и цветных 8-мм кинофильмов без звукового сопровождения или со звуковым сопровождением с помощью магнитофона и электрического синхронизатора «СЭЛ-1». Электропитание от сети 220 В, потребляемая мощность 150 Вт, мощность светового потока 70 лм, масса 5 кг. Кинопроектор обладает следующими преимуществами:

- плавное изменение частоты проекции от 12 до 26 кадров/с;

- обратный ход кинофильма;

- стоп-кадр;

- клавишное управление.




Механизм кинопроектора смонтирован на плато ^ 1 и закрыт передней 2 и задней 3 крышками. На плато со стороны лентопротяжного тракта расположены: фильмовый канал 6; объективодержатель 4 с объективом 5; грейферный механизм, закрытый крышкой 7, с рукояткой покадровой проекции, снабженной стробоскопическим диском; диск 8 для совмещения кадра с кадровым окном; комбинированный зубчатый барабан 9; каретки с придерживающими роликами 10; откидной кронштейн 11 с фрикционами и осями 12 для бобин; лампа вспомогательного освещения под щитком 13 и винт 14 крепления задней крышки. При покадровой проекции на пути светового потока устанавливается теплофильтр.

Показ на экране увеличенных, последовательно и быстро сменяющихся

предварительно отснятых изображений с воспроизведением фонограммы

фильма называют звуковой кинопроекцией, а аппарат, осуществляющий

проекцию звукового кинофильма, - звуковым кинопроектором. Оптическая дорожка с записью фонограммы фильма, освещённая «читающей» лампой, попадает на фотоэлемент, преобразующий световые колебания звуковой частоты в электрические, которые через усилитель подводятся к громкоговорителям студии. Если на ленте нанесена магнитная фонограмма, то она преобразуется магнитной головкой, расположенной вблизи зубчатого барабана, протягивающего киноленту.

Для обеспечения звуковой кинопроекции используют киноустановку, включающую кинопроектор и другие устройства. Простейшая киноустановка состоит из кинопроектора, усилителя, громкоговорителя и экрана.

^ Схема звуковой кинопроекции


1 - подающая бобина; 3 - проекционно-осветительная система; 2, 6, - верхняя и нижняя петли; 4 - грейферный механизм; 5 - экран; 7 - звуковая лампа и микрообъектив; 8 - блок звукоусиления; 9 - гладкий барабан; 10 - приемная бобина

Фильм, перемотанный на "начало" (верх кадра находится внизу), с подающей катушки (бобины) кинопроектора равномерно разматывается тянущим зубчатым барабаном и, сделав петлю, поступает в фильмовый канал, в котором сделано прямоугольное кадровое окно, по размерам несколько меньше, чем кадр фильма. В фильмовом канале фильм протягивается прерывисто, перемещаясь скачкообразно на один кадр при помощи грейфера, связанного со специальным механизмом. В тот момент, когда фильм на короткое время останавливается в кадровом окне, осветительная система освещает кадр фильма и направляет свет в объектив, обеспечивающий увеличенную проекцию перевернутого кадра на экране. Чтобы на экране не было заметно смены кадров и изображение не получалось смазанным, в момент протягивания фильма через фильмовый канал доступ света к нему перекрывается обтюратором. Благодаря быстрой смене кадров, затемнения на экране бывают кратковременными и не замечаются зрителем. Кадры фильма, изображающие последовательные моменты, т. е. различные фазы движения объекта, поочередно следуют на экране один за другим и воспринимаются в целом, в виде общей картины движения. Объясняется это восприятие свойством человеческого глаза сохранять изображение увиденного предмета около 0,3 с после его исчезновения. После прохождения проекционной части фильм делает петлю и поступает в фотозвуковую часть (оптический звукоблок). Здесь при помощи задерживающего зубчатого барабана, прижимного и натяжного ролика фильм вращает гладкий барабан с тяжелым маховиком (стабилизатором), обеспечивающим равномерное движение фильма на гладком барабане. В том месте, где фильм прилегает к гладкому барабану, оптическая фонограмма при помощи читающей оптики просвечивается пучком света - читающим штрихом. Ширина гладкого барабана меньше, чем ширина фильма, поэтому он не касается фонограммы и свет свободно проходит сквозь фонограмму движущейся ленты. Далее он попадает на фотоэлемент, в котором световые колебания преобразуются в слабые электрические сигналы, которые поступают в усилитель, а затем в громкоговоритель, превращающий их в звуковые. Верхняя петля позволяет перейти от равномерного движения фильма к скачкообразному (в фильмовом канале), а нижняя петля - от скачкообразного к равномерному, предотвращая тем самым пленку от обрыва.
Фильмы можно разделить на художественные, хроникально-документальные, научно-популярные, научные, учебные, а также на любительские и телефильмы.

^ Учебное кино - один из видов научного кино, которое предназначается для демонстрации в ходе обучения и обеспечения наглядности при ознакомлении учащихся с явлениями и процессами, недоступными для непосредственного наблюдения. В некоторых учебных пособиях по ТСО учебное кино называют кинопособием. Кинопособия содержат позитивное фотографическое изображение движущихся объектов на кинопленке с зафиксированным (оптическим или магнитным способом) звуковым сопровождением, выполненное в соответствии с воспитательно-дидактическими целями и с учетом психолого-педагогических требований. Кинопособие или каждая из его частей имеет сюжетную часть и специальные участки в начале и конце, называемые ракордами. Каждый участок сюжетной части фильма состоит из трех элементов - видеоряда, фонограммы и перфорации. Видеоряд состоит из серии кадров отдельных снимков объекта демонстрации. Все кадры отделены один от другого межкадровой полосой. Расстояние между центрами смежных кадров называют шагом кадра, а расстояние между центрами перфорационных отверстий - шагом перфорации.

Учебные фильмы снимают по сценариям и предназначают для учебного процесса. Каждый учебный фильм должен соответствовать программе определенного курса и учебного заведения, для которого он снят, а также педагогическим требованиям и возрастным особенностям учащихся. Содержание учебного фильма доносят до учащихся с помощью выразительных средств кино, специальных видов съемок, мультипликации и т. п. Разновидностями учебного фильма являются:

- кино- или видеофрагмент - 3 - 5-минутный фильм, раскрывающий содержание одного из вопросов темы;

- киноколъцовка - небольшой (10-12-метровый) фильм, содержащий информацию о циклическом процессе, например рабочий процесс двигателя внутреннего сгорания, или допускающий многократное повторение одних и тех же кадров и текста, например, при изучении иностранных языков; для демонстрации фильм склеивают в кольцо и показывают многократно до тех пор, пока учащиеся не усвоят суть процесса;

- кино- или видеокурс - кинопособие, состоящее из нескольких частей и охватывающее содержание раздела или целого курса;

кино (видео) хрестоматия;

- ситуационный фильм.

Учебные фильмы бывают звуковые и немые, черно-белые и цветные. Они создаются в основном по такому учебному материалу, по которому использование других средств обучения и воспитания не дает нужного эффекта. Учебный кинофильм обладает специфическими особенностями, которые необходимо учитывать преподавателю при разработке методики его использования в учебно-воспитательной работе. Особенностями фильма являются информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления содержания на экран, законченность фильма как учебного пособия.

Видеопроекторы отображают на большом экране видеосигналы, формируемые видеомагнитофонами, проигрывателями видеодисков, аналоговыми видеокамерами, цифровыми фото- и видеокамерами, телевизионными приёмниками, персональными компьютерами и др.). Устройства позволяющие проецировать на экран статические и динамические сигналы от различных аудиовидео источников как отдельно, так в их совокупности и даже одновременно с несколькими источниками, получили название мультимедиапроекторы.


Проецируемое мультимедиапроекторами видеоизображение на большой экран более яркое, чем у оверхед-проекторов на ЖК-панели, что позволяет применять их в больших аудиториях и получать хорошую проекцию даже в освещённых помещениях. Во время работы проектор легко переключать с одного устройства на другое, что даёт возможность использовать одновременно видео и даже два компьютера.

^ Подключение мультимедиапроекторов к ПК


Для крепления мультимедиа проекторов используются различные устройства: стационарные, переносные, стойки-этажерки на колёсиках, подвесные подставки и др.

Документ-камера представляет собой сочетание специальной видеокамеры и световой системы, созданные для отображения на экране книг, распечаток, брошюр, трехмерных объектов, слайдов и других объектов размером от 32х24 мм и ниже до 360х270 мм, находящихся в помещении, где осуществляется их демонстрация. Её можно подключить к компьютеру. Она может работать как обычная видеокамера, если объект больше указанных размеров или его надо показать, не помещая на рабочую поверхность устройства. Для этого существует возможность направить свет и головку камеры на соответствующий объект. При этом можно демонстрировать объекты в интерактивном режиме. Эти устройства можно использовать в системах видеоконференций.


Выбор необходимого проекционного оборудования – непростая задача. Кроме учёта соотношения цены и качества, следует учитывать назначение и возможности использование такого оборудования, постоянное обновление выпускаемых моделей и другие параметры.

В настоящее время наблюдается стремительный прогресс в развитии кино, видео и телевизионной техники на базе компьютерных технологий. Следует ожидать, что в ближайшие 15–20 лет традиционные для ХХ века светотехнические приборы и кинотехника будут полностью вытеснены в учебном процессе и в быту современными видеопроекторами и электронным кинематографом.

Электронный кинематограф является альтернативой привычному для нас кино. Телевидение и электронный кинематограф становятся двумя важнейшими составляющими цифровой медиаиндустрии. Повышенный интерес создателей кинопродукции к данному техническому направлению обусловлен рядом несомненных достоинств электронного кинематографа, к которым относятся:

– стабильное улучшенное качество изображения и цветности;

– отсутствие помех в виде дрожания кадра и колебаний фокуса;

– минимальное влияние дефектов носителя (пыль, царапины, выцветание) на качество изображения;

– меньшая стоимость видеокопий фильмов на магнитной ленте или DVD-диске по сравнению с традиционными плёночными фильмокопиями (магнитная лента в 10 раз дешевле киноплёнки), а также существенно меньшие габариты и вес фильмокопий;

– расширение творческих возможностей создателей фильма за счет включения сложных спецэффектов и трюков, оперативного изменения отдельных сцен или сюжета и другое;

– возможность коррекции ошибок, создания цветовой раскраски, а также полуавтоматической реставрации кадров, переводимых с киноплёнки в электронный формат изображения;

– простота эксплуатации и длительная сохранность электронных фильмов при менее жёстких требованиях к условиям хранения по сравнению с плёночными фильмокопиями. Цена сохранения фильма в электронном виде в 8 раз ниже стоимости сохранения киноплёнки. Качество электронного кино, по сравнению с плёночным, со временем не ухудшается;

– возможность быстрого, а при необходимости одновременного, распространения электронной кинопродукции во всех частях мира путём передачи цифровых фильмов по линиям телекоммуникаций. Доставка киноматериалов в электронном виде в 4–5 раз дешевле доставки плёночных киноматериалов.

Электронное кино позволяет вести прямые трансляции общественно важных мероприятий, спортивных соревнований, концертов и театральных представлений, официальных встреч и приёмов, конференций и диспутов, учебных программ и другое. Проекторы электронного кинематографа без заметных затруднений могут быть установлены во многих помещениях, от сельских клубов до огромных городских залов. Размеры экранов, обеспечивающих высокое качество изображения, могут достигать 20-25 м в ширину при наличии проекторов достаточной мощности. В случае необходимости для получения сверхбольших изображений для массовых мероприятий можно совмещать работу нескольких видеопроекторов, что невозможно при плёночной кинопроекции.

К настоящему времени разработан весь комплекс технических средств электронного кинематографа высокой чёткости: телекамеры, видеокамеры, телекинодатчики, видеомагнитофоны, DVD-плееры, видеосерверы, видеомонтажные системы, видеопроекторы, аппаратура кинозаписи для изготовления цифровых копий кинофильмов и пр.

^ 4. ПРОЕКЦИОННЫЕ ЭКРАНЫ

Использование всякой проекционной аппаратуры связано с на­личием и качеством экранов. Экран - плоская или криволинейная поверхность для рассеивания в направлении зрителя света от каж­дого участка спроецированного на него изображения. Проекционные экраны отображают информацию, получаемую от проектора. От экрана и его свойств во многом зависит качество изображения.

Главное отличие экрана прямой и обратной проекции состоит в расположении экрана относительно проектора.

^ Экран прямой проекции




 

 

В случае использования экрана прямой проекции, аудитория и проектор находятся по одну сторону от экрана. Необходимо учитывать расстояние от проектора до экрана - которое составляет минимум 2,3-3 метра, даже при использовании специальной котороткофокусной оптики.

  ^ Экран обратной проекции 

 

 В случае использования экрана обратной проекции, проектор располагается за экраном. Преимуществом такой установки оборудования является не только экономия пространства в зале. Иногда неудачная планировка зала и его технические особенности, не позволяют верно произвести монтаж оборудования. Несомненно, плюсом является отсутствие в самом зале коммутации (проводов, кабелей), постороннего шума, также, ничего не препятствует световому потоку и т.д.

Традиционные экраны и их вариации по размерам, материалам, из которых они выпол­нены и т. д., достаточно хорошо известны и в том или ином наборе имеются в любой школе.

Рассмотрим современные модели и их характеристики.

Экраны классифицируются на несколько групп:

1. По классу позиционирования.

2. По формату изображения.

3. По типу проекции.

4. По типу конструкции.

5. По типу полотна.

6. По методу сматывания полотна.

Классы позиционирования в свою очередь бывают трёх видов:

- мобильные (транспортируются в специальных сумках, при прибытии быстро разворачиваются, при этом не требуют применения дополнительных инструментов);

- переносные (полотно экрана сворачивают в рулон и укладывают вдоль треноги, сложенной таким же образом);

- стационарные (обычно крепятся на потолке или на стенах).

Бывают случаи, когда стационарные экраны остаются в постоянном натяжении и никогда не снимаются со стены, а некоторые экраны могут сворачивать в рулоны ручным способом или с помощью электродвигателя (моторизованные экраны).

^ По виду проекции выделяют экраны:

- прямой проекции (изображение отражается от экрана светом);

- обратной проекции (картинка возникает в просветном режиме на полупрозрачном экране проектором, стоящим позади экрана);

- по отраженно-просветной технологии, работающей и в просвете, и на отражение.

^ По типу конструкции бывают экраны:

- натяжные, крепящиеся на специальной раме и не сматывающиеся;

- рулонные, хранящиеся в свернутом положении.

Монтаж конструкции может осуществляться следующими способами:

- потолочным или полочным;

- открытым или скрытым.

Выбирая экран для отображения данных не стоит забывать о необходимости штатива, корпуса, механизма подъёма, креплений и других элементов.

^ Полотна экранов классифицируются следующим образом:

1. По типу светоотражения:

- диффузионно-отражающий тип (свет рассеивается во все стороны);

- зеркально-отражающий тип (предназначаются для крепления проектора под потолком);

- обратно-отражающий тип (используются для проекторов, расположенных на полке перед зрителями).

^ 2. По углу отраженного света:

- равномерно отражающие;

- усиливающие отражение в требуемом направлении.

3. По типу материала:

- текстильное полотно;

- виниловое.

Текстильное полотно – это полотно со светоотражающим слоем. Виниловое полотно - это тонкая полимерная пленка, легко растягиваемая на растяжках по краям экрана. Винил предоставляет возможность просмотра практически неискаженного геометрически изображения. Виниловые экраны дороже по цене, чем текстильные и сложнее в эксплуатации.

Бывают экраны с вогнутой поверхностью, которая обеспечивает более высокую плотность светового потока за счет концентрации света. Имеются экраны сферической, цилиндрической и параболической формы. Параболические экраны - это сверхъяркие экраны с высоким коэффициентом усиления благодаря сильной концентрации света.

Интересны появившиеся свыше 10 лет назад ЖК-панели. С помощью мощного оверхед-проектора можно получить прекрасное качество изображения наглядной информации с экрана компьютера, подключенной видеокамеры или видеомагнитофона. Многие модели имеют функции «увеличение», «указка», «занавес», которые позволяют разнообразить демонстрацию. Панель снабжается небольшими громкоговорителями. ЖК-панели хороши для использования в стационарных условиях компьютерных классов или конференц-зала. Современным вариантом проекционной плоскости являются плазменные панели.




Плазма-технологии - технологии будущего. Плазменные панели становятся все более и более популярны, так как они ярче и больше, чем ЖК-дисплеи, тоньше, легче и компактней CRT-дисплеев.

Плазменные панели обеспечивают чрезвычайно высокое качество изображения с высокой яркостью и контрастностью. Источником излучения служат люминофоры (красный, синий и зеленый), свечение которых в свою очередь вызывает ультрафиолетовое излучение разряда в газе. Такая панель очень удобна в обращении, имеет широкий угол обзора, поддер­живает все популярные видеоформаты, может быть прикреплена к стене или потолку или размещена на подставке.

Спектр применения плазменных панелей очень широк - это деловые презентации, учебные и информационно-справочные табло, домашнее видео. Панели занимают мало мес­та, могут быть расположены в любом помещении.

В панели предусмотрено четыре режима работы:

- нормальный (изображение 4:3 - в центре, края дисплея не используются),

- широкий (изображение 4:3 равномерно растягивается к краям), растянутый (изображение 4:3 растягивается неравномерно - от центра к краям),

- автоматический (режим определяется в зависимости от вида сигнала).

Видеостандарты: PAL, SECAM, NTSC. Есть встроенная аудиосистема. Мас­са - 40 кг.

Существуют настенные дисплеи, которые могут заменить проектор, телевизор со стереозвуком, электронную доску и проекционный экран. Такой экран предназначен для установки в помещениях для проведения совещаний, учебных занятий и т.п. Дисплей выглядит как обычная белая доска размером по диагонали в 1,5 м и толстой верхней рамкой, из которой выдвигается расположенный под большим углом к экрану встроенный проектор.



Экран обеспечивает отображение до 2-х ПК, цифрового фотоаппарата, видеомагнитофона, CD или DVD проигрывателей и др.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Афанасьева, А.П. (автор–составитель). Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие для студентов и преподавателей.- Агентство образования администрации Красноярского края КГОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2006.- 79 с.


2. Гордиевских, В.М., Петухов, Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2006. -152 с.

3. Деркаченко, В.К. Современные технические средства для обучения и презентаций: Учебное пособие для студентов и технических работников вузов. – М.: МГУЛ, 2010. – 144 с.

4. Карпов, Г. В. ТСО в общеобразовательной школе / Г. В. Карпов, В. А. Романин. – М.: Просвещение, 1979.

5. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М.: Академия, 2001.

6. Материалы по информационным технологиям. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inftis.narod.ru/tsi/tsi-mul.htm

7. Мультимедиа в образовании. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/Open/multimedia/

8. Прессман, Л. П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе / Л. П. Прессман. – М.: Просвещение, 1979.

9. Проекционное оборудование. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emtech.ru/page411.html

10. Экран для проектора. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.m-visionm.ru/article/wyiibiraem_yekran_dlya_proektora.html




Скачать файл (2034.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru