Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Современная система работы с одаренными детьми - файл 1.docx


Современная система работы с одаренными детьми
скачать (215.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx216kb.15.12.2011 21:00скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Астраханский Государственный Университет

Гуманитарный Институт


Кафедра «Социология»


Отчет по производственной практике

в МОУ «Центр Дополнительного образования №1»

с 01.12.2009 по 31.12.2009

Студента 5 курса факультета социальных

коммуникаций Кудинова Е. В.
Куратор практики

Зорина Жанна Борисовна

Рекомендуемая оценка

Руководитель практики

Яковлева Татьяна Николаевна

Дата защиты

Оценка

Астрахань 2010

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

РАЗДЕЛ 2 Описание Производственного процесса

РАЗДЕЛ 3 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Программа социологического исследования

Анкета

^ РАЗДЕЛ 4 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ результатов социологического исследования

Вывод по исследованию

РАЗДЕЛ 5 ВЫВОД ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

РАЗДЕЛ 1.

^ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Производственная практика проводилась в МОУ «Центр Дополнительного образования № 1»

Руководство производственной практикой осуществляла Яковлева Татьяна Николаевна. Яковлева Т.Н. оказывала помощь в определении наиболее эффективной методики проведения социологического исследования и консультировала по вопросам процедуры исследования.

Куратор практики Зорина Жанна Борисовна оказывала помощь в определении тематики и цели исследования, а также в организации сбора первичной информации.

В ходе производственной практики было проведено социологическое исследование «Современная система работы с одаренными детьми (по мнению учителей школ города Астрахани)».

Сбор первичной информации проводился путем анкетирования учителей во время городских олимпиад в школах №12, №48, что позволило опросить учителей большинства школ г. Астрахани. Также анкетирование проводилось среди учителей школы №39.
Раздел 2.

Описание Производственного процесса.

^ Дата выполнения работ

Рабочее место

Краткое содержание выполняемых работ

Отметка и подпись руководителя практики от кафедры

01.12.09

Комитет по образованию и науке

Планирование производственной практики




02.12.09

Центр дополнительного образования №1

Определение темы исследования




04.12.09

АГУ

Научная библиотека

Поиск научного материала по тематике исследования




07.12.09


Составление программы исследования




09.12.09


Составление анкеты исследования




11.12.09

Комитет по образованию и науке

Проверка анкеты на предмет ошибок и недочетов




12.12.09


Корректировка анкеты




14.12.09

Центр дополнительного образования №1

Оценка анкеты

Согласование плана исследования




16.12.09

СОШ № 48


Проведение опроса у учителей




21.12.09

СОШ № 12


Проведение опроса у учителей




24.12.09

СОШ №39


Проведение опроса у учителей




25.12.09 – 30.12.09




Обработка анкет





Подпись

студента-практиканта

(Е.В. Кудинов)



Подпись руководителя

практики от кафедры

(Т.Н. Яковлева)



РАЗДЕЛ 2.

^ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Программа социологического исследования
Тема: Система поддержки и работы с одаренными детьми (по мнению учителей школ города Астрахани).

Актуальность: Внедрение инновационных методов в сферу образования давно стало насущной необходимостью на современном этапе развития российского общества. Научные разработки по выявлению наиболее эффективных методов обучения как российских, так и зарубежных психологов и педагогов при внедрении в образовательный процесс существенно повышают качество образования. На сегодняшний момент уже разработаны образовательные программы, целиком основанные на применении инновационных методов обучения.

Внедрение этих технологий в российскую образовательную систему задача нелегкая. Подобный процесс требует достаточно четкого планирования и финансирования. Большой трудностью является контроль за реализацией данной образовательной политики. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, образовательная система отличается высокой консервативностью и некоторой инертностью, образовательная система редко подвержена изменениям. Ее развитие зачастую носит стихийный характер. В силу этого реформирование системы становится затяжным и трудоемким процессом. Во-вторых, реформирование системы образования требует повышенной компетентности и квалификации управленческих структур, т.к. директивная стратегия управления в сфере образования чаще всего является неэффективной. Реформирование системы образования требует навыков социального проектирования и социальной инженерии. В-третьих, реформирование потребует четко выстроенной вертикали управления и слаженной работы на всех уровнях управленческой структуры. На данный момент нередки ситуации, когда внедрение тех или иных программ не доходит до конкретных образовательных учреждений. А вследствие искажения информации при ее поступлении от низших к высшим уровням управления невозможны ни объективный контроль за реализацией проектов, ни дальнейшее эффективное стратегическое планирование. В том числе по этой причине для внедрения инновационных методов обучения за предыдущие периоды не было создано прочного фундамента. Внедрение новых проектов невозможно без кардинального изменения всей системы образования, поскольку недостатки этой системы будут снижать эффективность проводимых реформ до нуля.

Новый образовательный проект Д. Медведева «Наша новая школа», предложенный Министерству Образования, во многом основывается на современных представлениях об эффективной системе образования. К числу задач, которые планируется решить благодаря этому проекту, относятся дополнительное финансирование, техническое оснащение школ, повышение профессионального потенциала педагогического состава школ, новая система поддержки одаренных детей и ряд других задач. Тем не менее, реализация данного проекта достаточно проблематична в силу вышеуказанных причин.

Реализация личностного потенциала ученика давно утверждается как первостепенная цель функционирования школы. Эффективная система поддержки и организация работы с одаренными детьми является важным элементом в достижении этой цели. Организация работы с одаренными детьми требует выполнения ряда задач, таких как повышение квалификации учителей, разработки новых учебных программ, развития связи школ с центрами дополнительного образования и др. Так или иначе нельзя не учитывать мнение учителей по этому вопросу.

^ Цель исследования: выявление мнения учителей школ города Астрахани по вопросу организации эффективной системы работы с одаренными детьми.

Объект: учителя школ города Астрахани.

Предмет: представления об эффективно организованной работе с одаренными детьми.

Задачи: 1. Определить, как педагоги оценивают современную систему работы с одаренными детьми.

2. Определить, какие методы работы с одаренными детьми учителя используют в своей профессиональной деятельности.

3. Выявить недостатки образовательной системы, мешающие эффективной работе с одаренными детьми.

Гипотезы:

  1. Большинство преподавателей школ считают, что в сфере образования отсутствует единая система работы с одаренными детьми.

  2. При работе с одаренными детьми учителя чаще всего полагаются на свой личный профессиональный опыт.

  3. Эффективной работе с одаренными детьми в равной степени мешают как общие недостатки функционирования школ, так и специфические проблемы организации работы с одаренными детьми.

Выборка: случайный отбор, 80 респондентов. В рамках разведывательного исследования подобный объем выборки (при объеме генеральной совокупности ≈ 7 тыс. чел.) является допустимым.

^ Метод сбора первичной информации: опрос, анкетирование.
Анкета
Уважаемый преподаватель! Проводится социологическое исследование. Мы предлагаем Вам ответить на вопросы нашей анкеты. Ваши ответы помогут нам в нашем исследовании. Данные строго конфиденциальны. Анонимность гарантирована. Заранее благодарим за помощь.

Отметьте выбранный вами вариант ответа. Можно выбрать лишь один вариант ответа, кроме вопросов, в которых будет указана возможность выбора более одного варианта ответа. При выборе своего варианта ответа впишите свое мнение в соответствующие поля.
1. Существует ли единая система работы с одаренными детьми в сфере образования (рекомендованная и утвержденная Министерством образования)?

а) да

б) нет (переход к вопросу № 3)

2. Оцените эффективность этой системы по 100-процентной шкале (переход к вопросу № 4)

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%


































3. Существует ли необходимость создания такой системы?

а) да

б) нет

4. Есть ли необходимость формирования каждым преподавателем собственных принципов работы с одаренными детьми?

а) да

б) нет

5. Оцените в процентном соотношении степень эффективности различных каналов информации о методах работы с одаренными детьми

Канал информации

Процент

Личный опыт




Обмен опытом с другими преподавателями




Курсы повышения квалификации, семинары и т.д.




Прочее (педагогическая литература, СМИ, Интернет и т.д.)




6. Каким образом происходит выявление одаренных детей в Вашем образовательном Учреждении?

7. Какие из стратегий обучения Вы используете в своей работе с одаренными детьми? (1 и более вариантов ответов)

а) ускоренное обучение

б) углубленное прохождение программы

в) обогащенное изучение материала (интерактивная форма обучения: тренинги, исследовательские проекты и т.д.)

г) другое

8. Какая форма работы с одаренными детьми по Вашему мнению наиболее эффективна?

а) формирование классов одаренных детей с особой программой

б) работа с одаренными детьми «в общем потоке» по индивидуальной программе

в) смешанная форма

г) свой вариант

9. Работает ли в вашем учебном заведении единая система мер по поддержке одаренных детей?

а) существует единая система

б) работа с одаренными детьми носит стихийный характер, не согласованный между преподавателями

в) особая методика при работе с одаренными детьми применяется редко, в работе отдельных преподавателей.

г) другое

10. Существует ли система оценки достижений одаренных детей?

а) да

б) нет (переход к вопросу 12)

11. Проводится ли корректировка методов работы с одаренными детьми на основе оценки их достижений?

а) да

б) нет

12. Какие внешние ограничения (независящие от Вас обстоятельства, недостатки системы образования и т.д.) мешают Вам максимально эффективно организовать работу с одаренными детьми?







13. Охарактеризуйте в общем систему поддержки одаренных детей в Вашем учебном заведении (основные методы, принципы, направления работы)



14. Какие недостатки в системе поддержки одаренных детей Вашего учебного заведения Вы видите?







15. Что нужно сделать для повышения эффективности системы поддержки одаренных детей?







16. Укажите Ваш пол

а) женский б) мужской

17. Укажите Ваш возраст

18. Укажите уровень Вашего образования

19. Преподавателем какого предмета Вы являетесь?

20. Укажите стаж Вашей педагогической деятельности
РАЗДЕЛ 3.

^ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ первичной информации.

По данным опроса только 24,7% респондентов указывают, что в сфере образования функционирует единая система работы с одаренными детьми. При этом в среднем они оценивают эффективность системы работы с




одаренными детьми на ^ 38,3%. Из 61 респондентов, отметивших отсутствие единой системы работы с одаренными детьми, 88,5% указывают на необходимость создания подобной системы.

86,4% респондентов настаивают на необходимости формирования собственных принципов работы с одаренными детьми, вне зависимости от наличия или отсутствия единой системы.




Это отчасти подтверждается тем, что при оценке эффективности каналов информации о методах работы с одаренными детьми, средний показатель эффективности личного опыта является самым высоким – 37,76%. Остальные каналы информации имеют следующие средние показатели эффективности: 21,6% – обмен опытом с другими преподавателями, 19,44% – курсы

повышения квалификации, ^ 23,19 % – педагогическая литература, Интернет, СМИ и др.

Наиболее распространенным методом выявления одаренных детей являются олимпиады (40,74%), затем успеваемость и различные конкурсы (по 34,57%), далее – методы психологической диагностики и научно-практические конференции (по 27,16%), внеклассные занятия – кружки и факультативы (14,81%), творческие задания на уроке (13,58%), проекты и исследования (12,35%).Следует отметить, что 18,52% респондентов не ответили на данный вопрос.




Component




1

2

3

Успеваемость

-,016

-,043

,828

Диагностика

-,106

-,222

-,633

Олимпиады

,876

,080

-,042

Конкурсы

,851

,070

,134

Творческие задания

на уроке

,429

,132

,458

НПК

,678

,373

,161

Внеклассная работа

,044

,791

,198

Проекты, исследования

,272

,861

,001




Рассмотрим результаты факторного анализа. Анализ факторных нагрузок переменных позволяет сделать вывод, что с наиболее сильным фактором связаны такие переменные как «Олимпиады» и «Конкурсы», средняя связь с фактором у переменных «НПК» и «Творческие задания». Тем

самым этот фактор можно обозначить как «выявление одаренных детей через мероприятия», носящие официальный характер и не всегда связанные с истинными интересами учеников. На это указывает тот факт, что переменные, указывающие на интересы учеников (прежде всего это внеклассная работа и исследовательская работа, частично это успеваемость) имеют низкую связь с этим фактором. Тем не менее следует указать, что методы психологической диагностики хотя и находится в отрицательной зависимости от фактора, все же ближе именно к этому фактору. Т.е. можно сделать вывод, что такие методы как олимпиады и конкурсы эффективнее выявляют способности учеников, так как используется принцип открытой конкуренции.

Со вторым фактором связаны исследовательская работа, внеклассная работа и отчасти НПК. Этот фактор связан с поиском путей самовыражения у учеников и принимает форму самодеятельности любого вида – художественной деятельности, занятий спортом или научных исследований. Именно в этих сферах реализуются интересы детей. Этот фактор можно определить как «выявление одаренных детей через самодеятельность». Нужно также указать, что в сфере самодеятельности работа учеников менее всего носит директивный и обязательный характер, столь присущий школе в целом.

С третьим фактором связаны успеваемость и творческие задания на уроке. Обозначим этот фактор как «выявление одаренных детей через усвоение учебной программы». И хотя успеваемость является показателем не только способностей и интересов ребенка, но и показателем его самодисциплинированности, этот метод широко используется, т.к. не требует дополнительных методик и специально отведенного времени.

Вернемся к переменной «Диагностика». Эта переменная совершенно не связана с наиболее сильными факторами, определяющими характер выявления одаренных детей, т.к. имеет отрицательные факторные нагрузки. Менее всего диагностика связана с принципами определения способностей детей по их успеваемости. Фактически можно констатировать довольно сильное противоречие между этими принципами. Прежде всего это объясняется тем, что классы недифференцированы по уровню интелектуальных, творческих и физических способностей детей, а также большой численностью классов, что в условиях загруженности учителей вынуждает их пользоваться принципом «работа на среднего ученика». И хотя методы диагностики по результатам опроса является достаточно широко используемым (27,16%), факторный анализ показыает, что метод диагностики не связан с другими методами, а нередко им противоречит, тем самым этот метод применяется в ограниченной форме, и редко влияет на образовательный процесс в целом.

Наиболее популярной стратегией обучения является интерактивная форма обучения – тренинги, творческие задания и др. – порядка 76,54% респондентов.

Другая наиболее распространенная стратегия – это углубленное прохождение программы (65,43%). Ускоренное обучение и индивидуальная программа применяется крайне редко (4,94% и 3,7% соответственно), что обусловлено неэффективностью ускоренного обучения и сложностью применения индивидуального подхода к ученикам.

Характер работы с одаренными детьми в учебных заведениях по данным опроса носит стихийный характер (44,44%). Более того, особые методы работы с одаренными детьми применяются лишь в работе отдельных преподавателей (38,27%). Наличие единой системы мер по поддержке одаренных детей в их учебном заведении указали 16,05% респондентов. Для сравнения, наличие единой системы мер по поддержке одаренных детей в образовательной системе в целом указали 24,7% респондентов. Тем самым наблюдается смещение при переходе от оценки общей системы к оценке стратегии учебного заведения. 1,23% отмечают отсутствие работы с одаренными детьми вообще.







Наличие системы оценки достижений отметили ^ 29,63% респондентов, причем 83,33% из них (или 24,69% от общего числа респондентов) указывают, что в их учебном заведении проводится корректировка методов работы с одаренными детьми на основе оценки их достижений.

При определении внешних ограничений, мешающих организовать эффективную работу с одаренными детьми, ответы мы получили только от 59,26% респондентов. Из них 56,25% указывают на нехватку времени (33,33% общего числа респондентов); 4,17% (2,47%) – несогласованность в работе с коллегами; по 8,33% (4,94%) – отсутствие свободных кабинетов, загруженность учеников, нехватку технических средств, большую численность классов, иеоплачиваемость работы с одаренными детьми; 16,67% (9,88%) – недифференцированность классов по способностям; 6,25% (3,7%) – недостаток финансирования; 18,75% (11,11%) – ограниченность учебной программой.




Component




1

2

3

4

Нехватка времени

,063

,810

-,013

,037

Несогласованность в работе с коллегами

-,123

,602

-,062

-,054

Отсутствие свободных кабинетов

,779

-,006

,312

,038

Загруженность учеников

,058

-,090

,630

-,224

Нехватка технических средств

,775

-,015

-,150

-,034

Неоплачиваемость работы с ОД

,332

,294

,010

,725

Большие классы

-,059

-,288

-,475

-,049

Недифференцированность классов

-,196

-,393

-,087

,721

Недостаток финансирования

,840

-,034

-,061

,081

Ограниченность учебной программой

-,111

-,167

,693

,089

Анализ наиболее сильных факторов, мешающих плодотворной работе с одаренными детьми (факторов, на ^ 58% обуславливающих ответы респондентов) показывает нам следующее. Наиболее сильный фактор связан с недостатком финансирования и вытекающими из этого последствиями, такими как отсутствие свободных кабинетов, нехватка технических средств и неоплачиваемость работы с одаренными детьми. Сила фактора – 21%, т.е. из всех условий, ограничивающих полноценную работу с одаренными детьми, 21% вызваны недостатком финансирования. Второй фактор связан с недостатком времени, сильной загруженностью учителей и возникающей на этой почве несогласованностью с другими преподавателями (например, между учителем-предметником и классным руководителем, когда первый из-за загруженности не способен уделить достаточного внимания одаренному ребенку). Сила фактора – 14%. Третий фактор связан с недостатками учебной программы и формой учебного процесса. К этому относится превалирующая форма обучения исключительно в стенах класса, большой объем домашних заданий, недостаток использования мультимедийных средств при подаче учебного материала и др., что вызывает повышенную утомляемость, загруженность учеников и негативно сказывается на их мотивации и отношении к учебе. Сила фактора – 12%. Четвертый фактор связан с отсутствием стимула у учителя и его низкой мотивацией, когда в условиях тяжелой нагрузки, вызванной недифференцированностью классов, работа с одаренными детьми не оплачивается. Сила фактора – 11%.

На вопрос о применяемых в учебном заведении методах работы с одаренными детьми мы получили ответы лишь от 50,62% респондентов. Из них по 34,15% (17,28% от общего числа респондентов) указали исследовательские проекты и олимпиады; по 12,20% (6,17%) – личные консультации и факультативы; 43,90% (22,22%) – НПК; по 2,44% (1,23%) – профильное обучение и спецклассы; по 7,32% (3,70%) – работа с преподавателями из ВУЗов и углубленная программа; 26,83 % (13,58%) – индивидуальная программа; 9,76% (4,94%) – диагностика; 29,27% (14,81%) – стимулирование учеников; 31,71% (16,05%) – конкурсы.

Наблюдается достаточно сильное противоречие в данных. На вопрос «Какие стратегии Вы используете в своей работе с одаренными детьми?» 65,43% респондентов указали углубленное прохождение программы и только 3,7% – индивидуальную программу. Но на вопрос «Охарактеризуйте в общем систему поддержки одаренных детей в Вашем учебном заведении» углубленное прохождение программы отметили только 3,7% респондентов, а
индивидуальную программу – 13,58%. Такое сильное расхождение ответов невозможно объяснить кардинальным различием системы по поддержке одаренных детей в учебном заведении и собственных подходов отдельных преподавателей. Более того, столь высокая степень расхождения не объясняется и различной трактовкой методов и различной степенью его применения, хотя ответы могут указывать как на полноценное использование метода, так и на применение отдельных его элементов. Так или иначе, налицо искажение реальной ситуации и высокий уровень субъективной информации.

При оценке недостатков учебного заведения в системе поддержки одаренных детей нам удалось получить ответы только от 40% респондентов. Фактически данные не репрезентативны и какой-либо детальный их анализ нецелесообразен. Тем не менее следует указать варианты ответов, так или иначе они указывают на проблемы системы образования. Ответы следующие: недостаток финансирования (6,17%), отсутствие единой системы работы с одаренными детьми (18,52%), отсутствие базы данных одаренных детей (3,70%), недостаток квалификации учителей (2,47%), недостаток времени (2,47%), отсутствие мотивации (3,70%), недостаток свободных кабинетов (1,23%), сопротивление родителей (2,47%), невозможность поощрения учеников (7,41%), несогласованность в работе с коллегами (2,47%), отсутствие системы диагностики (3,70%).

Формирование спецклассов учителя считают наиболее эффективной формой работы с одаренными детьми (53,1%), смешанной форме обучения отдали свое предпочтение 28,4% респондентов, а работе в общем потоке – 18,5%.

Рекомендации учителей по повышению эффективности работы с одаренными детьми (заполняемость анкет 51,85%):

  • Система диагностики (4,94% от общего числа респондентов)

  • Дополнительное финансирование (17,28%)

  • Оплата работы с одаренными детьми (7,41%)

  • Свободные кабинеты (1,23%)

  • Формирование спецклассов (6,17%)

  • Формирование единой системы работы с одаренными детьми (24,69%)

  • Повышение мотивации учителя (8,64%)

  • Повышение квалификации учителя (3,70%)

  • Стимулирование учеников (3,70%)

  • Льготы при поступлении в ВУЗ для одаренных детей (6,17%).


Вывод по исследованию

Большинство респондентов считают, что в сфере образования отсутствует единая система по работе с одаренными детьми. При этом работа с одаренными детьми носит стихийный, неорганизованный характер, либо особые методы при работе с одаренными детьми применяются лишь в работе отдельных преподавателей. Подавляющее большинство понимают необходимость создания единой системы по работе с одаренными детьми, равно как и формирования собственных принципов работы с детьми. В работе с одаренными детьми учителя полагаются не только на свой профессиональный опыт, в равной степени признавая важность самообразования, обмена опытом с коллегами и курсов повышения квалификации.

Отсутствие единой системы сказывается на всех аспектах работы с одаренными детьми. В условиях стихийной работы методы выявления одаренных детей, по сути, ничем не отличаются от общих методов работы с ними, основным направлением которых является проведение олимпиад, научных конференций и различных конкурсов. Тем самым можно утверждать, что отсутствие специфических методов выявления одаренных детей негативно сказывается на результативности работы с ними. Отсутствие базы данных одаренных детей, отсутствие системы оценки их достижений делают невозможным оценку эффективности работы учителя и школы в целом, вследствие чего затруднительно развитие этого аспекта образовательной политики.

Методы работы с одаренными детьми в основном носят поверхностный характер, т.к. основной упор делается на результативность одаренных детей в виде побед на олимпиадах и конкурсах, а также успеваемости. При этом игнорируются такие аспекты работы с одаренными детьми как развитие их способностей, расширение кругозора и социализация, социальная и психологическая адаптация. Методика работы лишена целостного подхода, с ребенком работают в направлении его наиболее развитых способностей, игнорируя слабые места в его развитии.

Отсутствие единой системы работы с детьми выражается в следующем:

  1. Недостаток финансирования: нехватка технических средств и оборудования, неоплачиваемость работы с одаренными детьми, невозможность поощрения и стимулирования детей, невозможность организации необходимых мероприятий.

  2. Неорганизованность работы с одаренными детьми: нехватка времени у учителей, отсутствие свободных кабинетов, загруженность учеников, большая численность и недифференцированность классов.

  3. Отсутствие специальной учебной программы, применение неэффективных образовательных методов, слабая связь с центрами дополнительного образования, ВУЗами, спортивными, научными учреждениями, а также центрами детского и юношеского творчества, слабые межрегиональные связи и др.

  4. Отсутствие единых норм и правил в работе с одаренными детьми: в области диагностики и мониторинга одаренности, преемственности ступеней образования в сфере работы с одаренными детьми, уровне квалификации учителей и социально-психологических служб, контроля над работой учителей и прочих работников сферы образования и др.


^ Вывод по результатам производственной практики
В ходе разведывательного социологического исследования мы получили представления о характере работы с одаренными детьми в школах города Астрахани, а также о наиболее острых проблемах системы образования, препятствующих эффективной работе с одаренными детьми.

В условиях разведывательного исследования, полученные данные не претендуют на точность и объективность, поскольку основной целью исследования было получение общей информации о проблемах организации работы с одаренными детьми по мнению учителей. Тем самым, основным результатом исследования являются отмеченные респондентами варианты ответов на открытые вопросы, дающие представления о проблемах образовательной системы в сфере работы с одаренными детьми с позиций организации учительского труда.

При проведении исследования мы столкнулись с рядом трудностей. Прежде всего, это трудность сбора объективной информации, причинами которой являются некоторая социальная закрытость такой группы как учителя школ: высок уровень отказа от опроса, незаполненности анкет. Учителя редко соглашаются указывать на недостатки как системы образования, так и на недостатки образовательного процесса в их учебном заведении и в собственной работе, давая ответы, преимущественно, в наиболее общих и размытых формулировках. При этом нами были обнаружены высокий уровень скептицизма учителей в отношении реформ образования, крайне высокий уровень субъективности, особенно что касается непосредственно их работы, достаточная подозрительность, страх указать лишнюю информацию, выдающую недостатки их работы и работы школы в целом, ставя под сомнение честность учителя как источника первичной информации. В ходе исследования мы получали ряд противоречащих друг другу данных, например, расхождения порядка 60%, которые невозможно объяснить объективными причинами и, по нашему мнению, эта проблема не решается даже существенным увеличением объема выборки. Тем самым мы делаем вывод о неэффективности методики анкетирования в исследованиях, предмет которых является проблемным для респондентов и способствует искажению получаемой информации. Более того мы ставим под сомнение целесообразность использования в подобных исследованиях метода опроса без объективной проверки реальной ситуации в деятельности школ.
В ходе производственной практики получен практический опыт в следующих аспектах профессиональной деятельности:

  1. Планирование социологического исследования, составление программы.

  2. Составление анкеты исследования, ее корректировка.

  3. Сбор первичной информации.

  4. Анализ первичной информации, ее обобщение, составление отчета о проведенном социологическом исследовании.






Скачать файл (215.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru