Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Воспитание экологической культуры - файл воспитание экологической культуры.doc


Воспитание экологической культуры
скачать (4553.5 kb.)

Доступные файлы (2):

воспитание экологической культуры.doc71kb.06.05.2011 19:41скачать
Воспитание экологической культуры.ppt4835kb.21.11.2009 05:24скачать

содержание
Загрузка...

воспитание экологической культуры.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
ННОУ «Московский Гуманитарный университет»
Контрольная работа

на тему:
«Воспитание экологической культуры»


План:

  1. Понятие экологической культуры

  2. Подходы к преодолению экологического кризиса

  3. Экологическое воспитание

  4. Цели и задачи экологического воспитания

  5. Примеры экологического воспитания

  6. Значение воспитания экологической культуры



Понятие экологической культуры

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.

Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, это сказалось на здоровье и на качестве жизни населения. В результате антропогенной (воздействие человека на среду обитания) деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры» выходит в настоящий момент на передний план. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин «биосфера», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.

Экология, как наука возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение. С конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, процесс истощения и опустынивания земель привёл к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

Человек живёт в искусственной среде, которую принято называть техносферой или созданной руками человека сферой, существующей за счёт природы, и удовлетворяющей свои потребности, беря из природы несравнимо больше полезных веществ, чем отдавая. Таким образом, техносфера уничтожает естественную среду, ставя на первое место желания и нужды людей. Потребности в энергетике человек удовлетворяет с помощью электростанций: тепловых, гидро и атомных. В результате работы тепловых станций в атмосферу выбрасывается огромное количество углекислоты, фреонов, разрушающих озоновый слой и т.д.; загрязняются реки и моря. Практически каждый год случаются аварии танкеров, транспортирующих нефть. И всё это делается для увеличения комфортности и удобств.

И только «глобальный экологический кризис» заставил общество пересмотреть результаты своей деятельности, т.к. состояние здоровья общества и человека в частности прямо пропорционально зависят от состояния природы и биосферы. Массовые загрязнения как радиоактивные, так и иного происхождения приводят к ухудшению здоровья, дебилизации и ухудшению качества жизни населения.

^ Подходы к преодолению экологического кризиса

В 1995 году по инициативе Джеймса Раймса, известного деятеля в области здравоохранения, был разработан план преобразования системы здравоохранения, предполагающий финансирования медицинской отрасли страны и реабилитации жителей, живущих на заражённых территориях, предполагающий лечение на различных курортах и санаториях. Также принимаются и подписываются соглашения и конвенции на межгосударственном уровне. В 1991 году Россия присоединилась к документу “Устойчивое экономическое развитие”, имеющее своей целью разумное сочетание ресурсов с их потреблением и переработкой отходов.

Второй подход к решению проблемы экокризиса лежит в плоскости образования. Общество должно пересмотреть своё отношение к природе и животному миру, отказаться от принципа удовлетворения всех своих потребностей, попытаться гармонизировать свои отношения с природой. Тогда станет возможным решение проблемы экологического кризиса и охраны здоровья.

^ Экологическое воспитание

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание.

Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования.

Экологическая подготовка в образовательных учреждениях, конечно, должна начинаться с детского сада. В начальной школе необходимо повышать общий уровень экологической культуры детей через проведение различных мероприятий, которые имеют экологическое содержание и предусматривают воспитание у детей экологической культуры. И цель учителя в этом деле - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Для этого надо, чтобы взрослые, любили ее и прививали эту любовь детям. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.

^ Цели и задачи экологического воспитания

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека. Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

  • Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

  • Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды:

- Интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций)

- Эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности)

- Нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

^ Методы экологического воспитания

Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.

В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека. Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры.

Ряд методов имеет универсальное значение.

  • Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления;

  • Экспериментальное изучение экологической техники, технологии;

  • Опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель должен использовать пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.

^ Формы экологического воспитания

В настоящее время экология как предмет вводится в старших классах школы, идет экологизация других предметов, издаются учебники для школьников и студентов. При этом специалисты в области экологического образования часто воспринимают дошкольное звено несерьезно. Однако, в настоящее время именно в дошкольных учреждениях создаются оптимальные условия для экологического образования. Ведь основы мировоззрения, базовые личностные качества ребенка формируются именно в этот период, а в дальнейшем лишь развиваются.

Экологическое воспитание осуществляется как через рассказы воспитателя, поучительные иллюстрации, создание зимних садов, так и через игры.

В школе экологическое образование осуществляется преимущественно через различные предметы («Природоведение», «Биология», «Экология», «Окружающий мир»). Но кроме классно-урочных занятий, экологическое воспитание осуществляется через внеурочную деятельность учащихся как в природной среде, так и в стенах школы. Это и организация дежурств в классе, и бережное отношение к природным ресурсам, а именно экономное использование воды, различные общешкольные советы по охране природы и т.д.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на:

  • а) массовые,

  • б) групповые,

  • в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

^ Тенденции развития экологического воспитания:

  • целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;

  • классно-урочные занятия сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;

  • наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;

  • в экологическом воспитании и образовании учащихся возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.

^ Экологическое воспитание вне образовательного учреждения.

Кроме воспитания в рамках образовательных учреждений огромное значение имеет деятельность родителей по прививанию норм поведения в данной сфере. В домашних условиях должны закрепляться те знания, которые ребенок получил в школе и создаваться условия для их применения. Государственная политика так же крайне важна в формировании экологической культуры как у детей, так и у взрослых. Государство обратило внимание на проблемы, связанные с отсутствием экологической культуры у населения. Выделяются средства на создание социальной рекламы, разработку инновационных для нашей страны мер по защите окружающей среды, меняется законодательство, строятся заводы вторпереработки. На улицах появились баки для раздельного сбора мусора, в квартирах счетчики потребления воды. Многие торговые предприятия отказываются от полиэтиленовых пакетов, что значительно снизит нагрузку на полигоны.

Делается много, но главное не в том, что делается, а в том, что делаем мы.
Заключение:

Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
^ Список литературы:

Дре Ф. Экология. - М.: Атомиздат, 1976

Дежкин В. Беседы об экологии. - М.: Молодая гвардия, 1975.

Захлебный А. Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 1986.

Кириллова З. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы.//Начальная школа. - 1989, N5, С. 25-27.

Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.

Экологическое образование школьников./Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И. Т. - М.: Педагогика, 1983.




Скачать файл (4553.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru