Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Информационные технологии - файл 1.doc


Лекции - Информационные технологии
скачать (1100 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1100kb.15.12.2011 21:17скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...

№ темы

Содержание

Стр.

1.

Введение


3

2.

Информационная технология – составная часть информатики


11

3.

Информационная технология – как система


17

4.

Структура и классификация информационных систем


26

5.

Информационные ресурсы - основа информационной технологии


28

6.

Средства реализации информационной технологии


38

7.

Система управления базами данных


47

8.

Эффективность информационной технологии


51

9.

Автоматизированные рабочие места


54

10.

Глоссарий


60

11.

Основная литература


64

12.

Дополнительная литература


65

13.

Методика проведения занятий на основе новых

педагогических технологий


66

14.

Информационные технологии проведения занятий


73

15.

Рабочая программа

82



Тема №1 Введение


  1. Процессы информатизации общества. Этапы развития информационной технологии.

  2. Понятие информационной технологии. Основные направления использования информационной технологии.

  3. Концепция информационного общественного производства.

  4. Предмет и содержание дисциплины.

5. Законодательные документы Республики Узбекистан по вопросам информатизации, компьютеризации и информационно-коммуникационным технологиям.


  1. Процессы информатизации общества.

Этапы развития информационной технологии
Проводимая в нашей стране перестройка социально-экономических отношений, демократизация общественной жизни требуют внедрения информационного обеспечения во все сферы деятельности. Информация и информированность становятся в наше время важнейшим фактором не только научно-технического прогресса, но и социально-исторического процесса. Можно сказать, что в исторической перспективе победит та общественная система, которая будет располагать большим объемом качественной информации и быстрее использовать ее в производственных, социальных и управленческих системах. Все это становится реальным лишь при информатизации.

Информатизация - это решающий фактор развития современного общества, но общество должно быть к ней подготовлено. Особую актуальность это приобретает в условиях перехода к рыночной экономике, когда необходимы информационно-вычислительное обеспечение экономических и социальных вопросов, удовлетворение информационных потребностей населения, поддержка процесса принятия решений на различных уровнях, в том числе обеспечение информацией пользователей о функционировании биржи труда, биржи капитала, финансовых организаций и т.д.

Под информатизацией понимается обеспечение заданного уровня информированности членов общества за счет использования средств информатики и информационных технологий.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества. В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни; в нем производятся и потребляются интеллект, знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различные системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Характерные черты информационного общества:

  • развитие информационной экономики;

  • ликвидация информационного кризиса;

  • глобальность информационной технологии;

  • свободный доступ к любым информационным ресурсам;

  • приоритет информационных ресурсов;

  • использование новейшей информационной техники и технологии;

  • реализация управления обществом;

  • воздействие на окружающую среду и другие.

Развитие информационной технологии осуществлялось поэтапно.

В основном государственный подход к применению ВТ начался с 1970 года. Было принято решение о создании Общегосударственной системы сбора и обработки информации для учёта, планирования и управления народным хозяйством (технической базой являлись Государственная сеть вычислительных центров - ГСВЦ и Общегосударственная система полготовки данных - ОГСПД).

В период с 1976 -1980 гг. формируется отрасль народного хозяйства комплексного централизованного обслуживания СВТ. Принимается постановление о создании вычислительных центров коллективного пользования (ВЦКП). К 1985 году широкое использование получили микро-ЭВМ. Это приводит к расширению сферы применения ВТ, автоматизации всех отраслей народного хозяйства. Вводятся новые объекты по созданию промышленных роботов, встроенных систем автоматизации управления технологическим оборудованием, гибких производственных систем (ГПС) и гибких автоматизированных производств (ГАП).

В 1986 году был образован Государственный комитет по вычислительной технике и информатике, на который возлагалась ответственность за осуществление единой технической политики, координация и развитие работ в стране по созданию и использованию ВТ.

В 1988 году было принято постановление «О разработке концепции информатизации общества». В нём указывалось, что для осуществления информатизации общества необходимо формирование и ускорение развития всего комплекса информатики, включая производство, инфраструктуру и рынок.

Были приняты основные направления экономического и социального развития на период до 2000 г, в которых указывалось, что в числе других важнейших отраслей народного хозяйства развитие должны получить микроэлектроника, вычислительная техника и вся индустрия информатики.

Последний этап характеризуется осуществлением единой технической политики, координацией и развитием работ по созданию и использованию вычислительной техники, что получило отражение в различных законодательных документах Правительства Республики Узбекистан принятых в последние годы.

Применение ПК в планировании и управлении, научных исследованиях, конструировании и проектировании вносит существенные изменения в организационные формы применения ВТ. Если ранее организационной формой применения ВТ были ВЦ, КВЦ, ВЦКП, то в современный период определилась тенденция децентрализации обработки информации путем создания локальных сетей ЭВМ, в которых ПК приближаются непосредственно к пользователю и устанавливаются в местах возникновения информации. Новой организационной формой применения ЭВМ становятся локальные вычислительные сети (ЛВС), автоматизированные рабочие места (АРМ).


  1. ^ Понятие информационной технологии.

Основные направления использования информационной технологии
Информационная технология предполагает использование ВТ и систем связи для создания, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни.

Информационная технология является приоритетным направлением научно-технического прогресса на ближайшую перспективу. Освоение обществом информационного ресурса немыслимо без развития и внедрения информационной технологии во все сферы жизни человека.

Информационная технология (ИТ) - это совокупность процессов сбора, хранения, поиска, переработки данных для получения информации, а также преобразования, распространения и использования этой информации. Новая коммуникационная технология (НКТ) - обобщающий термин для обозначения современных средств коммуникации и связи. Объединяет разнообразные электронные сети и подключаемые к ним устройства, благодаря которым сейчас возникла возможность общения уже не компьютеров самих по себе, а людей через компьютеры.

В мировой практике выделяются следующие области использования информационных технологий:

^ ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИТ

  • Услуги связи

  • Информационные услуги

  • Потребительская электроника

  • Конторское оборудование

  • Развлечения

  • Системы обеспечения бизнеса

В ходе современной НТП ускорились процессы образования новых отраслей. Среди них особое место занимает информационный комплекс.

Сегодня производители компьютерной техники должны создавать информационно-вычислительные системы и сети в интересах пользователей информации и вместе с ними базовое и прикладное программное обеспечение, его внедрение, налаживание, сервис и обучение кадров. Всё это должно представлять многоотраслевой информационный комплекс, который включает в себя:

  • Сбор, передачу, поиск и предоставление информации

  • Вычислительные услуги

  • Информационные услуги

  • Проектирование автоматизированных информационных технологий

  • Консультирование

  • Создание и распространение программного обеспечения

  • Обучение кадров

  • Производство, налаживание, техническое обслуживание ПК




  • Комплексное инженерное обслуживание по разработке и внедрению автоматизированных информационных и управленческих систем.

Информационный комплекс должен на основании применения передового комплекса технических средств и информационной технологии расширяться и превращаться в важнейший элемент производительных сил общества, занимать всё больший удельный вес в национальном богатстве страны, оказывать всё большее влияние на конечные результаты функционирования экономики.


  1. ^ Концепция информационного общественного производства


Целенаправленная организация процесса информатизации возможна лишь на основе общегосударственной программы. Проект Концепции информатизации общества был принят в 1990 году на период до 2005 года.

В современных условиях количественного роста информации и качественного изменения её содержания, существующей перегрузки и возникающих в условиях перестройки информационных потребностей в сфере управления, а также требования всестороннего развития личности обуславливают необходимость применения наиболее прогрессивной техники, средств коммуникаций, создания новых информационных технологий.

Социальная роль информационных технологий проявляется в том, что они становятся основой информатизации общества – перехода его в новое качественное состояние.

Информатизация предполагает более широкий – не узкотехнический, а технологический подход к компьютеризации, включающий преобразование всего комплекса средств и условий развёртывания информационных процессов в обществе – как создание соответствующей технической базы, так и модернизацию организационно-экономических, юридических и «человеческих» факторов. Иными словами, это целостный процесс формирования новой автоматизированной информационной среды, как необходимого условия эффективного задействования ЭВМ, их сетей, робототехнических комплексов, банков данных.

Информационное обслуживание будущего сегодня мыслится на основе подключения коллективных и индивидуальных пользователей, находящихся в любой точке земного шара или даже в космосе к разветвлённым электронным системам, опирающимся на гигантские банки информации. В перспективе возникает глобальная всеобъемлющая сеть (INTERNET). Она включает социальную информацию всех видов: экономическую, политическую, организационную, научную, техническую, производственную, демографическую, художественную, культурную и т.п.

Концепцией информатизации общества предусматривалось три этапа совершенствования сети.

Первый этап - создание аналогово-цифровой сети с использованием импортного оборудования и организацией опытных зон в крупных городах.

Второй этап - начало функционирования в опорных зонах выделенных коммутируемых цифровых сетей, которые позволяют абонентам обмениваться информацией со скоростью до 64 Кбит/час; одновременно организация новых зон в других городах.

Третий этап - завершение строительства интегральной сети связи емкостью 150-200 тысяч номеров, которая совместно с сетью коммутации пакетов и сообщений будет удовлетворять потребностям таких абонентов, как банки, биржи, акционерные общества, предприятия, учреждения с предоставлением широкого набора услуг.

Развитие сетей создают необходимые предпосылки для формирования информационных систем и технологий, обеспечивающих поддержку формирующихся в стране рыночных структур и отношений. Наряду с информатизацией рыночных отношений в программе серьезное внимание уделяется социальной сфере, информатизации правоохранительных органов, налоговой инспекции и других служб, которые начнут активно функционировать в условиях стабилизации экономики страны.


  1. ^ Предмет и содержание дисциплины

«Информационные технологии»
В информационном обществе каждому его члену необходимо овладеть информационной культурой. В процессе привития информационной культуры в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления необходимо уделять время компьютерным информационным технологиям, которые являются основой будущей сферы деятельности.

В информационном обществе основным является общественное производство. Соответственно в нем повышаются требования к уровню подготовки его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования. Оно должно обеспечить будущему специалисту необходимый уровень информационной культуры, а именно: использование персональных компьютеров, телекоммуникационной связи, применение информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Все эти навыки приобретаются при изучении дисциплины «Информационные технологии и системы», цель которой - обучение определенному уровню культуры по обращению информации.

Включение курса «Информационные технологии» в учебные планы экономических специальностей вузов говорит о безусловной значимости информатики и ее составной части - информационной технологии в деятельности экономиста любого профиля.

Информатика как наука о способах и средствах получения и преобразования информации может быть представлена тремя уровнями: физическим, логическим, прикладным.

На физическом уровне рассматриваются технические средства передачи данных (средства связи).

Логический уровень предусматривает формализацию информационных процессов, позволяющую их объединить в информационную технологию в виде сложной системы.

Прикладной уровень охватывает вопросы практического применения теории информационной технологии в конкретных областях человеческой деятельности, в частности в экономике.

Физический уровень информатики изучается в курсе «Информатика». Логический и прикладной уровни изучаются в дисциплине «Информационные технологии» и «Информационные технологии в экономике». Для того, чтобы студенты смогли осмыслить прикладной аспект базовой и конкретных информационных технологий, эта дисциплина преподается на старших курсах, когда уже усвоены теоретические основы профилирующих экономических дисциплин.

Предметом дисциплины «Информационные технологии» является:

  1. Организационно-управленческие концепции формирования информации.

  2. Методы обработки информации с использованием современной информационной техники.

Содержание курса «Информационные технологии»: теоретические основы информационной технологии, средства и методы ее реализации, а также процессы реализации информационной технологии в конкретных предметных областях на базе создания АРМ.
^ 5.Законодательные документы Республики Узбекистан по вопросам информатизации, компьютеризации и информационно-коммуникационным технологиям.
Правительство Республики Узбекистан и Президент И.А.Каримов уделяет большое внимание вопросам развития информатизации, компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий в нашей республике. Об этом свидетельствуют Законы и Постановления принятые, по этим вопросам, за последние годы.

В мае 2001 года, выступая на пятой сессии Олий Мажлиса, Президент И.Каримов поставил конкретные задачи по достижению Узбекистаном высоких уровней по внедрению компьютеризации и информационных технологий в производство, программы школ и вузов, в повседневную жизнь людей.

Для решения задач по компьютеризации общества, развитию информационных технологий 30 мая 2002 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий».

Реализация мер, определённых Указом, обеспечит создание национальных систем информатизации, условий для массового внедрения в экономику и жизнь каждого члена общества компьютерной техники и информационных технологий, повысит конкурентоспособность отечественной экономики на мировом рынке.

Во исполнение Указа Президента Кабинет Министров принял 6 июня 2002 года Постановление «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий ». Утвердил Программу развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на 2002-2010 годы, в которых определены целевые ориентиры развития телекоммуникаций и передачи данных, использования ресурсов, создания собственных сайтов в сети Интернет.

Основой для принятия этих важных решений явилась потребность отраслей экономики и общества в оперативном обмене информацией, доступе к мировым информационным ресурсам, необходимость компьютеризации образовательных процессов.

Программой предусмотрено строительство новых объектов телекоммуникаций, к 2005 году количество международных каналов на региональном уровне возрастёт до 50 тысяч. К 2010 году число учебных заведений, имеющих доступ в Интернет, возрастёт в 10-15 раз. Значительное развитие получат сети передачи данных – к 2010 году количество портов коллективного пользования Интернет составит 45 тысяч.

Среди первоочередных определены меры по разработке программных средств, развития отечественного производства компьютерной техники.

Для реализации этих задач был образован специальный Координационный Совет по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий. Совету было поручено подготовить программы на период до 2010 года: по развитию национальной сети телекоммуникаций и передачи данных; внедрению электронных технологий в государственном управлении; развитию электронной коммерции.

В целях разработки необходимых нормативно-правовых актов для развития сферы информационных услуг был создан Центр развития и внедрения компьютерных и информационных технологий.

Указанные меры позволят обеспечить повышение активной роли телекоммуникаций, компьютерных и информационных технологий в росте эффективности экономики республики, в оснащении деятельности и быта людей совершёнными видами технических средств и услуг, в успешной интеграции республики в мировые процессы.

Потребность в обеспечении сохранности информации и базы данных явилось основой для принятия 12 декабря 202 года Закона «О принципах и гарантиях свободы информации». Закон состоит из 16 статей. Основные задачи Закона – обеспечение соблюдения принципов и гарантий свободы информации, право каждого получать, распространять, использовать и хранить информацию, а также обеспечение защиты информации и информационной безопасности личности, общества и государства.

11 декабря 2003 года был принят Закон Республики Узбекистан «Об информатизации». Закон включает 23 статьи. Цель закона – регулирование отношений в области информатизации, использования информационных ресурсов и информационных систем.

В статье 3 Закона приводятся основные понятия информатизации, информационного ресурса, информационной технологии, информационной системы.

В Законе определена Государственная политика в области информатизации, которая направлена на создание национальной информационной системы, реализацию конституционных прав доступа каждого члена общества к информационным ресурсам, создание единого информационного пространства Республики Узбекистан, формирование государственных информационных ресурсов и т.д.

Законом определяется, что входит в национальную информационную систему и за счёт чего она создаётся.

Отдельные статьи Закона посвящены вопросам организации защиты информационных ресурсов и информационных систем
^ Ключевые слова: информатизация, информационное общество, технология, информационная технология, новая информационная технология, физический уровень, логический уровень, прикладной уровень.
Контрольные вопросы

  1. Дайте понятие информатизации общества

  2. Что понимается под информационным обществом?

  3. Перечислите характерные черты информационного общества

  4. Дайте определение информационной технологии

  5. Что изучает дисциплина «Информационные технологии»?

  6. Опишите физический, логический и прикладной уровни информатики

  7. Перечислите основные законодательные документы Республики Узбекистан по вопросам информатизации и информационным технологиям, их цели и содержание


Тема№2: Информационная технология - составная часть

информатики
1.Определение информатики. Определение и задачи информационной технологии

2.Классификация информационной технологии

3.Концепция новой информационной технологии
^ 1.Определение информатики.

Определение и задачи информационной технологии
Термин «Информатика» (от французского information – информация и automatigue – автоматика) появился в 60-х годах во Франции после того, как французская академия приняла его вместо понятия «обработка информации». После этого этот термин стал широко использоваться в Европе (в мире).

В США и Великобритании вместо информатики предпочитают говорить об информационных системах, а в Германии и других англоязычных странах применяют термин «Computer Science» – наука о компьютерах (компьютерная наука).

Информатика – это фундаментальная естественная наука, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами сбора, хранения, поиска, передачи, переработки, преобразования и использования информации в различных сферах человеческой деятельности.

С современной точки зрения информатику можно рассматривать и как науку, и как прикладную дисциплину, и как отрасль народного хозяйства.

Экономической информатикой называется наука, изучающая методы автоматизированной обработки экономической информации с помощью средств компьютерной, коммуникационной и организационной техники.

Предметом экономической информатики являются: технология и этапы разработки, обоснования целесообразности автоматизации, функциональный анализ предметной области, алгоритмическое представление задачи, программная реализация при помощи различных инструментальных средств.

В информатике как в научном направлении можно выделить три уровня: нижний (физический), представляющий собой программно-аппаратные средства компьютерной техники и техники связи; средний (логический), объединяющий информационные технологии, представляющие собой совокупность моделей, методов и средств решения различных задач пользователя; верхний (пользовательский), на котором разработанные информационные технологии используются для проектирования различных систем.

С появлением ЭВМ появилось понятие информационной технологии. К ней относят технологию, где предмет и продукт переработки - информация, а средство переработки информации - информационная техника.

Ядром и предметом информатики является информационная технология (ИТ) как совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых выполняют разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности.

Технология в переводе с греческого (techne) - искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Информационная технология представляет процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Информационная технология - это совокупность знаний о способах и приемах труда по переработке информации, его компонентах и способах их соединения для получения информационного продукта или оказания информационных услуг.

Информационная технология имеет свои цели, методы и средства реализации.

Целью информационной технологии является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователя.

Методами информационной технологии являются методы обработки и передачи данных. Средства информационной технологии - это математические, программные, информационные, технические и др.

Информационная технология отвечает следующим требованиям:

1. Целостность и системность реализуемого данной технологией процесса. Процесс должен включать функционально полный набор компонентов, обеспечивающих его «жизнеспособность» и соответствие его назначению.

2. Высокая степень расчленяемости процесса на стадии (фазы, этапы и т. п.), что и открывает возможности его технологизации и машинизации.

3. Регулярность процесса и однозначность его стадий, что позволяет применять при их описании законы больших чисел и средних величин. В результате появляется, с одной стороны, возможность их стандартизации и унификации, а с другой - планирования, учета, организации.

Информационные технологии имеют общие атрибуты: носители информации, информационная техника, каналы связи, сигналы, данные и т. п. Все они имеют такие характеристики, как быстродействие, пропускная способность, шум, избыточность и т. п.

Все они включают следующие фазы информационного цикла: прием (восприятие), передачу, обработку, хранение, представление (отображение) и пр.

Иногда информационную технологию называют компьютерной технологией или даже прикладной информатикой.

Как было сказано выше, информационная технология является предметом информатики как научной дисциплины и обеспечивает перевод практики управления, регулирования материального производства, научных исследований и других областей человеческой деятельности на индустриальный уровень.

В отличие от любой другой инженерной технологии, информационная технология позволяет интегрировать различные виды технологии, а информация, которую она обрабатывает, синтезируется для накопления опыта и внедрения в практику в соответствии с общественными потребностями.
^ 2.Классификация информационной технологии
Можно выделить следующие виды информационной технологии:

1.Традиционная или предметная технология, которая представляет собой последовательность технологических этапов по модификации первичной информации в результатную. Информационные технологии отличаются по типу обрабатываемой информации, но могут объединяться в интегрированные технологии.

2.Обеспечивающие информационные технологии – технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных областях для решения различных задач. Информационные технологии обеспечивающего типа могут быть классифицированы относительно классов задач, на которые они ориентированы. Обеспечивающие технологии базируются на совершенно разных платформах, что обусловлено различием видов компьютеров и программных средств, поэтому при их объединении на основе предметной технологии возникает необходимость приведения различных информационных технологий к единому стандартному интерфейсу.

3.Фукциональная информационная технология представляет собой такую модификацию обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется какая-либо из предметных технологий. Например, работа сотрудника кредитного отдела банка с использованием ЭВМ обязательно предполагает применение совокупности банковских технологий, оценки кредитоспособности ссуды заемщика, формирования кредитного договора и срочных обязательств, расчета графика платежей и других технологий, реализованных в какой-либо информационной технологии: СУБД, текстовом процессоре и т. д. Трансформация обеспечивающей информационной технологии в чистом виде в функциональную (модификация некоторого общеупотребительного инструментария в специальный) может быть сделана как специалистом-проектировщиком, так и самим пользователем.

Таким образом, в арсенале сотрудника кредитного отдела могут находиться как обеспечивающие технологии, с которыми он постоянно работает: текстовые и табличные процессоры, так и специальные функциональные технологии: табличные процессоры, СУБД, ЭС, реализующие предметные технологии.

Предметная технология и информационная технология влияют друг на друга. Так, например, наличие пластиковых карточек как носителя финансовой информации принципиально меняет предметную технологию, предоставляя такие возможности, которые без этого носителя просто отсутствовали. С другой стороны, предметные технологии, наполняя специфическим содержанием ИТ, акцентирует их на вполне определенные функции. Такие технологии могут носить типовой характер или уникальный, что зависит от степени унификации технологии выполнения этих функций.

Информационные технологии можно классифицировать по типу пользовательского интерфейса: системные и прикладные. Прикладные информационные технологии связаны с реализацией некоторых функциональных информационных технологий, а системные информационные технологии – это набор приемов взаимодействия с компьютером, которые реализуются операционной системной или ее надстройкой.

Поскольку общее свойство объектов материального мира - системность, среди информационных технологий можно выделить технологии по признаку систем, в которых они функционируют: технические, биологические, социальные.

Дальнейшую классификацию информационных технологий приведем на примере классификации информационных технологий в социальных системах. Так, по признаку среды, в которой функционируют социальные системы и соответствующие информационные технологии, можно выделить подкласс информационных технологий в медицине, образовании, на производстве, в управлении и в других сферах человеческой деятельности. Более мелкие классификационные совокупности информационных технологий по отраслям, подотраслям, в производствах непрерывного, дискретного и смешанного типа.

Основной компонент социальных систем - человек. Такие системы называют эргатическими (или эрготехническими). В соответствии со степенью участия человека выделяются пять типов эргатических систем: машина-машина, человек-машина, человек-человек, человек-коллектив и коллектив-коллектив. В соответствии с типом эргатических систем выделяют и соответствующие классификационные группировки информационных технологий.

Практическое приложение методов и средств обработки данных может быть различным, поэтому целесообразно выделить глобальную, базовую и конкретную информационные технологии.

Глобальная информационная технология включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества.

Базовая информационная технология предназначена для определенной области применения (производство, научные исследования, обучение и т. д.).

Конкретные информационная технология реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей (например, задачи учета, планирования, анализа).

Автоматизированная информационная технология (АИТ) - целостная техническая система, обеспечивающая целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развивается информационная технология.

Эффективное внедрение информационной технологии тесно связано с возможностью ее типизации. Информационная технология обладает комплексным составом компонентов, поэтому необходимо, прежде всего определить структуру и состав типовой информационной технологии. Назовем информационную технологию базовой, если она ориентирована на определенную область применения. Базовая информационная технология должна задавать модели, методы и средства решения задач. Она создается на основе базовых (типовых) аппаратно-программных средств.

Базовая информационная технология может быть представлена на концептуальном, логическом и физическом уровнях. Преломление базовой информационной технологии к конкретным задачам производства, научного исследования, проектирования или обучения означает переход к конкретным информационным технологиям.


  1. ^ Концепция новой информационной технологии


Внедрение ПК в информационную сферу и информационную технологию, применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменили ее название. В последнее время появилось понятие «новой информационной технологии». Новая информационная технология (НИТ) - это, как правило, компьютеризированная информационная технология.

Современное состояние информатизации народного хозяйства республики можно охарактеризовать как новый этап - перехода от создания и функционирования систем обработки, данных различного уровня и назначения к созданию информационных систем (ИС) управления, к использованию новых информационных технологий (НИТ) в различных областях человеческой деятельности.

Новая информационная технология - это совокупность встраиваемых в системы управления (планирования, проектирования и т.д.) принципиально новых методов и средств обработки данных, объединяемых в целостные технологические системы и обеспечивающих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, где развивается НИТ.

Основу новой информационной технологии составляют: новая технология коммуникации на основе локальных распределенных сетей ЭВМ , новая технология обработки информации на основе ПЭВМ, новая технология принятия управленческих решений, использующих экспертные системы и системы поддержки принятия решений.

Элементами новой информационной технологии являются: ввод и преобразование информации в реальном масштабе времени; ввод и обработка изображений; обработка речевой информации; машинное моделирование в различных видах автоматизированных систем; сетевые технологии обмена информации; мультипроцессорная обработка данных в распределенных (сетевых) системах.

^ Основными принципами использования новой информационной технологии являются:

1.Единая технология сбора, передачи, накопления, обработки и представления информации на основе использования баз и банков данных, сетей ЭВМ.

2.Средства компьютерного моделирования объектов и процессов в тесной увязке с информационным обеспечением ИС.

3.Средства общения пользователей с ЭВМ на базе АРМ, строящиеся на основе экспертных систем и баз знаний.

Новая информационная технология должна решать следующие основные задачи:

  • приблизить пользователя к вычислительным и информационным ресурсам;

  • обеспечить простоту общения пользователя с ЭВМ;

  • сократить время, исчисляемое от возникновения информации до ее потребления;

  • обеспечить максимальное участие человека в осуществлении всех этапов (фаз) информационного цикла;

  • улучшить взаимопонимание компонентов системы «человек - ЭВМ».

Решение этих задач осуществляется в настоящее время путем использования последних достижений современной науки и техники, а именно, таких ее новейших направлений как: системотехника, программотехника, теория систем баз данных, теория информационных сетей и др.

^ Ключевые слова: информатика, экономическая информатика, прикладная информатика, технология, информационная технология, глобальная ИТ, конкретные ИТ, автоматизированная информационная технология, новая информационная технология (НИТ).
Контрольные вопросы

  1. Что понимается под термином «информатика»?

  2. Дайте определение информатики.

  3. Что подразумевается под экономической информатикой?

  4. Охарактеризуйте уровни информатики

  5. Что такое «технология»?

  6. Дайте понятие информационной технологии

  7. Каковы цель и методы ИТ

  8. Приведите классификацию ИТ

  9. Что понимается под АИТ?

  10. Перечислите составляющие компоненты ИТ

  11. Что такое НИТ?

  12. Каковы основные принципы НИТ?


Тема№3: Информационная технология как система


  1. Понятие системы и виды систем. Экономический объект как система

  2. Управление экономическим объектом

  3. Кибернетическая модель управления

  4. Информационный характер процесса принятия решения

  5. Управленческие решения

  6. Информационные потребности пользователей в системе управления




    1. Понятие системы и виды систем.

Экономический объект как система

Понятие «система» широко используется во всех сферах деятельности.

Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Понятие системы органически связано с понятиями целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структуры и др. Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как её элементы могут выступать в качестве систем более низкого порядка.

Для большинства систем характерно наличие в них процессов передачи информации и управления. К наиболее сложным типам систем относятся целенаправленные системы, поведение которых подчинено достижению определенной цели, и самоорганизующиеся системы, способные в процессе своего функционирования изменять свою структуру. Причем для многих сложных систем (живых, социальных и т.д.) характерно существование разных по уровню, часто не согласующихся между собой целей, координирование и конфликт этих целей и т.д.

Классификация систем может производиться по различным признакам. В наиболее общем плане системы можно разделить на материальные и абстрактные.

Материальные системы - совокупность материальных объектов. Материальные системы бывают неорганические (технические, химические и т. п.), органические (биологические) и смешанные (человеко-машинные и эрготические). Важное место среди материальных систем занимают социальные системы с общественными отношениями людей и подкласс этих систем - социально-экономические системы с общественными отношениями людей в процессе производства.

^ Абстрактные системы - это продукт человеческого мышления (знания, теории, гипотезы и др.).

По сложности системы делятся на простые, сложные и большие.

^ Простая система - это система, не имеющая развитой структуры.

Сложная система - система с развитой структурой, состоящая из подсистем, являющихся простыми системами.

^ Большая система - это сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие разнообразных (материальных, информационных, денежных, энергетических) связей между подсистемами и элементами подсистем; открытость системы; наличие элементов самоорганизации; участие в функционировании системы людей, машин и природной среды.

По временной зависимости различают статические и динамические системы. В статических системах с течением времени состояние не изменяется, в динамических системах происходит изменение состояния в процессе ее функционирования.

Динамические системы могут быть детерминированными и вероятностными (стохастическими).

По принадлежности к различным отраслям знаний системы подразделяются на экономические, научные, географические, библиотечные и др.

Экономическая система – сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

Экономический объект как сложную систему характеризуют следующие свойства:

  1. Иерархическая структура

  2. Свойство целостности

  3. Сложные информационные связи

  4. Множественность целей

  5. Динамичность

  6. Многофункциональность

Для характеристики системы необходимо рассмотреть три момента:

  1. структуру системы,

  2. системные свойства,

  3. включение системы во внешнюю среду.


^ 2.Управление экономическим объектом
Управление - особая функция сложных систем (экономических, биологических, социальных, технических), непосредственно направленная на упорядочение, сохранение и повышение целостности системы, ее организации. В обществе управление ставит целью оптимизацию и повышение эффективности общественной деятельности во всех ее проявлениях: труде, производстве, социально-политической активности, духовной деятельности, общественном производстве. Управление направлено на снятие противоречий между потребностями общественного субъекта и объективными закономерностями, реальными возможностями, целями и условиями деятельности.

Возрастающая сложность выработки решений требует постоянного совершенствования управления. Недооценка этого особенно нетерпима в связи с задачами ускорения социально-экономического развития общества, всемирной интенсификацией производства, структурной перестройки экономики и т. д. Для этого необходимо создание целостной, эффективной и гибкой системы управления. Необходимо также существенно повысить социальную и экономическую эффективность управления всем хозяйственным механизмом, нацелить его на кардинальное управление НТП, всемерную активизацию человеческого фактора.

Таким образом, управление можно определить как функцию системы, обеспечивающую либо сохранение ее основных свойств, либо ее развитие в направлении определенной цели. Следовательно, управление неразрывно связано с системой и без нее не существует.

Совокупность объекта управления, управляющего органа и исполнительного органа образуют систему управления, в которой выделяются две подсистемы: управляющая подсистема и управляемая подсистема.

В процессе функционирования системы управляющий орган получает осведомляющую информацию о текущем состоянии объекта управления и входную информацию о том, в каком состоянии должен находиться объект управления. Отклонения объекта управления от заданного состояния происходят под воздействием внешних возмущений, поступающих из внешней среды. Результат сравнения - управляющая информация, воздействующая на исполнительный орган, который вырабатывает управляющее воздействие. С его помощью ликвидируются отклонения в объекте управления.

Таким образом, для функционирования системы управления необходимы входная, осведомляющая и управляющая информации. Осведомляющая информация - это информация обратной связи. Понятие обратной связи является фундаментальным в теории управления. Под обратной связью понимают передачу воздействия с выхода системы на ее вход. Важным компонентом входной информации является информация о цели управления. Если управление наилучшим образом соответствует поставленной цели, то такое управление называется оптимальным.

Управление экономической системой - с точки зрения кибернетики это переработка информации для принятия решений и их реализации. Система управления представляет собой аппарат, который собирает, анализирует, перерабатывает прошлую информацию для будущего. Принятые решения есть продукт переработки информации - новая информация, которой руководствуются в своем поведении все те, кого эти решения касаются.

Управление экономическим объектом может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления.

Управление - функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержания режима деятельности, реализацию ее программы, цели.

Управление как система предполагает наличие подсистем: организации отношений ее элементов, режима ее функционирования в виде совокупности определенных механизмов, действующих под определенным контролем сообразно определенным нормам, развития по известной программе в направлении к какой-то цели.

Таким образом, совокупность объекта управления и управляющей системы представляет собой систему управления экономическим объектом. Управляющая система выполняет комплекс функций по управлению деятельностью объекта, управляемая система выполняет функции, связанные с производством и выпуском готовой продукции, для чего используются потоки материальных, энергетических и других видов ресурсов.

На практике наблюдаются два типа управления: стихийный и сознательный (плановый). При первом воздействие на объект происходит в результате взаимодействия различных социальных сил (рынок, традиции, обычаи и т. п.), второе предполагает наличие специальных органов управления, действующих по заданной программе.
^ 3. Кибернетическая модель управления
При рассмотрении экономического объекта как кибернетической системы, выделяют две информационные связи между управляющей и управляемой подсистемами: прямую и обратную (см. рис).

Прямая связь передает управляющие команды, а обратная связь содержит данные о состоянии управляемой системы, т. е. учетные данные.

Обратная связь - одно из основных понятий, характеризующих функционирование и развитие систем управления (регулирования) в живой природе, обществе и технике. Если прямая связь есть передача управляющих сигналов от центрального блока к исполнительным органам управляющей системы, то обратная связь - передача в центральный блок информации о результатах управления. Прямая и обратная связь образуют замкнутый контур циркуляции информации в управляющей системе, представляя собой механизм устранения рассогласования между целью и результатом управления. Обратная связь обеспечивает стабилизацию параметров управляемого объекта, программное управление, процессы развития и др.



Схема управления экономическим объектом
Кибернетика - наука об общих чертах процессов и систем управления. Для кибернетических систем характерны процессы переработки информации. В изучении систем управления кибернетика сочетает макро - и микроподходы. Макроподход применяется в случае, когда внутреннее строение системы не известно, а наблюдается лишь движение информации на ее «выходе» и «входе» (поступающая в систему информация и реакция системы). Таким способом выявляются основные потоки информации и конечные функции системы управления. Этот тип задач получил название проблем «черного ящика». Микроподход предполагает определенное знание о внутреннем строении системы управления и связан с выявлением ее основных элементов, их взаимосвязи, алгоритмов их работы и с возможностью синтезировать из этих элементов системы управления.

В условиях автоматизации процессов управления управляющий орган заменяется (дополняется) совокупностью технических средств, образующих систему, предназначенную для получения и анализа информации, а также выработки решений по управлению объектом.


  1. ^ Информационный характер процесса принятия решения


Цели совершенствования управления далеко выходят за рамки чисто экономических проблем. Они охватывают решение социальных задач, обеспечение всестороннего развития человека, его творческой инициативы, способности принимать ответственные и квалифицированные решения на всех уровнях общества.

Управление экономической системой - с точки зрения кибернетики это переработка информации для принятия решений и их реализации. Система управления представляет собой аппарат, который собирает, анализирует, перерабатывает прошлую информацию для будущего. Принятые решения есть продукт переработки информации - новая информация, которой руководствуются в своем поведении все те, кого эти решения касаются.

«Технология» принятия решения независимо от того, о каком именно решении идет речь: об интуитивном или «научно-обоснованном», о решении, принимаемом человеком или машиной будет следующая. Прежде всего, в распоряжении решающего имеется определенная сумма знаний, сведений об объекте управления (о закономерностях взаимодействия и развития всех его элементов), а также о задаче, которую предстоит решить. Это информационная модель объекта, используемая в управлении. Модель никогда не может отобразить все бесконечное многообразие свойств и характеристик управляемого объекта. Поэтому поступающая информация должна быть определенным образом организована, отобрана, сгруппирована и т. д. Само принятие решения есть реализация этой модели. Степень выполнения поставленной задачи характеризуется критерием эффективности решения. На принятие решения наряду с представлением о состоянии объекта в данный момент и о текущей задаче оказывают влияние общие цели управления и оценка степени достижения этих целей. С учетом всех этих факторов формируется стратегия управления.

В системе управления, несмотря на наличие контура информационной технологии, ответственность за принятое управляющее решение возлагается на человека. Процесс принятия решения очень сложен. Он включает различные механизмы, способы и факторы, которые нельзя заранее предусмотреть и формализовать. Необходимо учитывать такие аспекты как мораль, традиции, человеческие отношения.

Рассмотрим взаимосвязь фаз принятия решения. На основе анализа осведомляющей информации от объекта управления и входной информации от концептуальной модели объекта управления осуществляется постановка задачи, решение которой позволит лучше управлять объектом в определенной ситуации. Поскольку решений (альтернатив) может быть несколько, необходимы возможные решения задачи (генерация альтернатив). Так как управление ведется с определенной целью, то решение задачи должно согласовываться как с целью данной ситуации, так и с общей целью управления. Поэтому необходим выбор критерия, по которому будет производиться их исследование с помощью анализа альтернатив и окончательный выбор одной из альтернатив. На основе выбранной альтернативы выдается окончательное решение в виде потока управляющей информации.

Большое значение для принятия быстрого и верного решения имеет автоматизация фазы обработки и анализа информации, поступающей с потоками осведомляющей и входной информации. Для принятия решения может потребоваться дополнительная информация, не содержащаяся в этих потоках. В этих случаях необходимо информационное обеспечение, организованное с помощью средств информационной технологии.

Дальнейшее совершенствование управления, повышение эффективности управленческих решений требует возрастающего информационного обеспечения, оснащения всего процесса управления современными техническими средствами хранения, передачи, обработки информации, требует компьютеризации, что, в свою очередь, влечет за собой необходимость перестройки существующих организационных структур, максимальной реализации возможностей новейшей техники управления на всех уровнях общества.

В основе принятия управленческих решений лежит информация - совокупность новых знаний о поведении объектов управления. Базой для её получения служит поток данных, поступающий от управляемого объекта по каналам обратной связи.

Данные вводятся в информационную систему, накапливаются, хранятся и в результате преобразования могут представлять собой информацию для пользователя.

«Данные» становятся «информацией» только в том случае, когда пользователь удовлетворяет свои информационные потребности для принятия управленческих решений.

Существует несколько вариантов использования данных в качестве информации для принятия управленческих решений:

  1. данные, используемые для принятия решений в оперативном управлении (информация),

  2. накапливаемые данные для принятия решений в текущем и перспективном управлении (потенциальная информация),

  3. данные, не используемые в принятии решений (избыточные).

Своевременное получение необходимой информации - главное требование для принятия эффективных управленческих решений. Задержка в поступлении информации к конкретному пользователю приводит к потере основного её свойства - ценности.


  1. ^ Управленческие решения


Управление, которое трактуется как изменение состояния системы, ведущее к достижению поставленной цели, является процессом информационным. Причем в каждой системе реализуется принцип прямой и обратной информационных связей. Это позволяет не только устанавливать (прогнозировать, планировать) желательные результаты или желательные характеристики функционирования объекта управления, но и вести учет и контроль над действительным ходом процесса и воздействовать на него в направлении желательных изменений (принятие решений, диспетчеризация) с целью получения наименьших отклонений от заданных или расчетных параметров.

Основные этапы процесса управления: сбор и обработка информации; её анализ, диагноз и прогноз, систематизация (синтез), установление на этой основе цели; выработка решения, направленного на достижение цели; последовательная конкретизация общего решения в виде выработки конкретных (частных) управленческих решений; организация деятельности для выполнения решения; контроль за этой деятельностью (включая вопросы подбора и расстановки кадров); сбор и обработка информации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного процесса.

Управленческие решения можно классифицировать по разным признакам.

Решения, принимаемые в процессе управления объектом, могут быть отнесены по масштабам воздействия к общим или частным. По времени действия: стратегические и оперативные. По направлениям воздействия: внешние и внутренние. По способу принятия: индивидуальные и коллективные. По способу фиксации: письменные и устные.

С точки зрения технологии принятия решений выделяются следующие этапы цикла управленческого решения: целевыявление, выработка и принятие решения, организация исполнения и контроль. Детализация и конкретизация каждого из этапов зависит от особенностей объекта и системы управления.

Дальнейшее совершенствование управления, повышение эффективности управленческих решений требует возрастающего информационного обеспечения, оснащения всего процесса управления техническими средствами хранения, передачи, обработки информации, требует компьютеризации, что, в свою очередь, влечет за собой необходимость перестройки существующих организационных структур, максимальной реализации возможностей новейшей техники управления на всех уровнях общества.


  1. ^ Информационные потребности пользователей в системе управления


Информационная система представляет собой систему, реально отражающую функционирование управляемого объекта и удовлетворяющую информационные потребности пользователей. Объем информации, необходимый пользователю для реализации основных функций управления и принятия управленческих решений называют информационной потребностью пользователя (ИПП) соответствующего ранга. На разных уровнях принятия управленческих решений требуется различная информация (по объему, содержанию, форме).

Разработчики информационных систем, исходя из глубоких знаний процесса производства и задач управления им, должны выявлять объективную информационную потребность каждого пользователя, участвующего в формировании и принятии управленческих решений. Для этого в системотехническом плане необходимо:

  • определение совокупности задач управления;

  • определение круга пользователей, их обязанностей и ответственности;

  • определение совокупности информационной потребности каждого пользователя;

  • выработка форм документированной информации;

  • определение сроков представления информации для каждого конкретного пользователя;

  • определение информации выдаваемой по запросу и др.

Критерием определения ИПП служит глубокий анализ задач управления, информационной основы их реализации. Большое значение имеют опыт и интуиция, квалификация пользователя, его умение четко определять необходимые количественные и качественные характеристики требуемой информации. Оказывают также определенное влияние и типичность возникающих ситуаций, возможности их формализации. Информационная потребность лица, принимающего решение, определяется как минимально необходимый и достоверный объем информации для подготовки и принятия управленческих решений в рамках его полномочий. Объем такой информации зависит от места пользователя в организационной структуре управления и его ранга.

В настоящее время можно говорить не столько о недостаточности, сколько об избыточности информации, поступающей в распоряжение пользователя. В то же время, несмотря на большую избыточность информации, циркулирующей в системах управления, во многих случаях пользователи испытывают недостаток во многих оперативных данных для принятия управленческих решений.

Большое значение имеет методика определения информационных потребностей пользователя. От правильности определения информационных потребностей зависит выбор технических средств сбора, регистрации данных, формирование результатной информации, сроки представления информации, программное обеспечение и т.п.

Структура информационных потребностей пользователя включает регламентированную (плановую, учетную, аналитическую) информацию, которая может предоставляться пользователю в различных режимах (диалоговый, запросный, отсроченный) в определенные сроки в соответствии с графиком или по запросу. Это позволяет исключить дублирование деятельности пользователей разных уровней, конкретизировать функциональные обязанности, рационализировать формы выдачи результатов, определить сроки обработки данных и др.
Ключевые слова: система, виды систем, элемент, подсистема, структура, информационная система, экономическая система, управление, кибернетика, обратная связь, система управления, этапы процесса управления, внешняя среда, управленческие решения, информационные потребности пользователя, критерии определения ИПП, регламентная информация.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (1100 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru