Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Практические рекомендации для воспитателей, работающих по программе Радуга Создание развивающей среды в разных возрастных группах - файл 1.doc


Практические рекомендации для воспитателей, работающих по программе Радуга Создание развивающей среды в разных возрастных группах
скачать (457.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc458kb.15.12.2011 22:34скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Управление общего и дошкольного образования

Администрации города Норильска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №78

«Детский сад комбинированного вида «Василек»

Содержание развивающей среды в разных возрастных группах
Практические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»

И.В. Родионова, Е.Г. Герасименко, Л.А. Овод, Е.И. Бондарь, Д.А. Мещерякова, Е.Г. Смирнова - воспитатели;

Т.И. Колесова - педагог-психолог; Е.Н. Останина - заместитель заведующего по УВиМР

2009г
^ Почему появилось это пособие?
Эти практические рекомендации – результат деятельности творческой группы педагогов муниципального дошкольного образовательного учреждения № 78 «Детский сад комбинированного вида «Василек» г. Норильска. Опыт работы показал, что молодые воспитатели, не обученные по программе «Радуга», в основном используют в своей работе методические рекомендации по видам занятий («Познаю мир», «Учусь говорить», «Моя математика», «Природа, искусство и изобразительная деятельность»), не уделяя должного внимания другим формам развивающей работы с детьми. Однако поставленные в программе задачи должны реализовываться не только на специальных занятиях. Значительная доля работы должна проводиться в повседневных обучающих ситуациях, в ходе режимных моментов, в совместной деятельности педагога с детьми. Большое значение в программе придается самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности детей, созданию развивающей среды. Для эффективности образовательного процесса педагогам необходимо делать комплексный анализ программы перед тем, как приступить к созданию развивающей среды и непосредственной работе с детьми. Методически грамотная организация развивающей среды необходима для освоения педагогами технологий программы, направленных, как на содействие развитию психических структур «деятельность», «сознание», «личность», так и на усвоение обязательных знаний, умений, норм, правил и т.п. Воспитатели, создавая развивающую среду группы, не всегда могут обосновать свою деятельность, исходя из концепции программы «Радуга». Педагоги нашего ДОУ попытались соотнести элементы развивающей среды с целью и задачами программы, дать обоснование каждому используемому элементу. Мы не ставили задачу перечислить все необходимое оборудование в групповых помещениях детского сада, выделили только то, что предусмотрено технологиями программы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. 1 младшая группа……………………………………………………………………………………………………………… 4

2. 2 младшая группа ……………………………………………………………………………………………………………….9

3. Средняя группа………………………………………………………………………………………………………………….19

4. Старшая группа…………………………………………………………………………………………………………………27

5. Подготовительная к школе группа…………………………………………………………………………………………….34

6. Список литературы …………………………………………………………………………………………………………….45

1 младшая группа



^ Общие задачи


Обоснование используемых

элементов развивающей среды


Элементы развивающей среды


Для своевременного и полноценного психического развития детей

1. Деятельность
а) Для становления целенаправленности собственной деятельности ребёнка




Для знакомства детей с доступными пониманию целями человеческой деятельности (готовить пищу, ухаживать за куклой – кормить её, купать, укладывать спать, использовать разные виды транспорта).




- Кукольный уголок, кукла (40 – 50см.) с запасным комплектом белья и одежды (летняя, зимняя, осенняя) с крупной мебелью, предметы бытовой техники, посуда, уголок с транспортными игрушками.

Для оказания помощи ребенку в формулировке и реализации собственной цели, соответствующей его личным интересам и отражающей его эмоциональные впечатления.


- Цветные фломастеры, краски гуашь, цветные карандаши, шариковые ручки, цветная тушь; баночки для воды, подставки для кисточек и карандашей, большие скатерти из клеёнки; пластилин или глина, доски для лепки.


Для раскрытия возможности изобразительных материалов, показа различных приемов с ними.

- Фломастеры, карандаши, шариковые ручки.


Для создания воспитателем изображения для каждого ребёнка.

- Тушь, тычки; создание красивой салфетки.


Для организации совместной с ребенком конструктивной деятельности, оказания ему помощи ставить, удерживать и достигать собственные цели.

Для создания в игре благоприятных возможностей для реализации ребенком собственных игровых целей.

- Все виды «Строителя», мягкие модули, любой подручный материал, стулья и столы, ящички; пластины, бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки из натурального дерева; всевозможные конструкторы: металлические с винтами, с разными способами соединения: втыкание, задвигание и т.д.

^ 2. Для становления сознания
а) для развития речи детей


Для целенаправленного обогащения словаря детей.

- Сюжетные картины: « Дети играют в кубики», «Катаем шары», «Спасаем мяч», «Зимой на прогулке», «Игра с куклой», «Коза с козлятами».

Для развития речевого слуха.

- Колокольчики, бубенчики, маракасы.

Для развития диалогической речи как способа коммуникации.


- Игрушки - зверята; аквариум – лаборатория, в котором: ракушки, камешки, деревянный кубик, пластмассовое и металлическое кольца, пластмассовые крышки – лодочки; сачок, удочка с крючком.

- Чудесный мешочек, в котором: ниточки, пуговицы и шнурки, фантики, картинки. Крупные двухсторонние кнопки.

Для организации игр – инсценировок.

- Игрушки: медвежонок, зайчонок, белочка, ёжик, котёнок, тигрёнок, машина, кукла.

б) для познавательного развития детей

Для расширения и обогащения представлений детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах через манипулирование и экспериментирование с предметами (живой и неживой природы), наблюдения за объектами живой и живой природы; создания соответствующей возрасту разнообразной и периодически сменяющейся развивающей среды.

- Зеркала; фотографии детей; дидактическая кукла с набором одежды по сезону; картинки (фотографии) с изображением людей разного возраста (взрослые и дети), пола (мужчины и женщины), с выражением различных эмоциональных состояний (грустные, весёлые, и т. д.).

- Комнатные растения с большими и широкими листьями (фикус), маленькая травка (для сравнения); цветущие растения (фиалка, бегония, герань); аквариум с золотой рыбкой; мини – бассейн и набор игрушек к нему; формочки для изготовления льда (в том числе и цветного); зеркальца для игр с солнечными зайчиками; баночки с крупой, бобами, песком, ракушками; лупы, «волшебные очки»; игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой; «душистые коробочки» с запахами мяты, полыни, пряностей, апельсиновых корочек и др.; муляжи овощей и фруктов.

Для закрепления первичных представлений детей о функциональных возможностях предметов через их практический опыт, проигрывание «проблем» игрушек и бытовых предметов.

- Игрушки, изображающие живые существа;

- игрушки, отображающие различные предметы труда, созданные человеком.

в) для формирования элементарных математических представлений

Для понимания ребенком смысла простейших слов, обозначающих количество (много – мало, один – два, пустой – полный), размер (большой – маленький), пространственные отношения (предлоги).

- Дидактическая коробка «Длинный»: пояса разной длинны, ленты, карандаши;

- дидактическая коробка «Короткий»: аналогичные, но короткие предметы;

- большие и маленькие камешки, ракушки, шишки;

- следы для сравнивания размеров;

- сказки с циклическим сюжетом «Репка», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка»: фланелеграф, аудиозаписи или мультипликационный вариант, настольный театр, куклы би – ба – бо;

- бусы с простым чередованием элементов по цвету и размеру;

- дидактические игрушки: пирамидки, матрёшки, формы – вкладыши.

Для появления способностей выделять признаки и свойства предметов и на этой основе устанавливать отношения сходства и различия.

- Предметы одинаковые по цвету, дидактическая игра «Цветовое лото», цветные дидактические коробки (для наполнения предметами одного цвета); предметы, предполагающие разнообразные ручные действия;

- набор ёлочных игрушек различной геометрической формы (использование слов шар, конус, цилиндр; круг, квадрат, треугольник);

-дидактическая игра «Две фигуры»;

- дидактическая игра по теме «Форма».

^ 3. Для формирования основ будущей личности

а) Для развития уверенности в себе и своих возможностях


Для развития стремления ставить собственные цели деятельности и реализации задуманного.

- Создание безопасной развивающей среды в группе и на участке.


б) для формирования предпосылок морального развития ребенка: основ доброжелательного отношения к сверстникам, введения простейших групповых норм поведения.

Для установления четких норм жизни группы: нельзя бить и обижать других детей, отнимать у другого ребенка игрушку, ломать постройки другого ребенка без его согласия.

- Двухсторонний колпачок для порицания от имени предмета.


Для демонстрации своего хорошего отношения ко всем без исключения детям, изготовления время от времени каждому одинаковых маленьких подарков- сюрпризов.

- Бабочки из фантиков от конфет, морские ракушки, красивые ленточки, красивые камешки, кусочки поделенного поровну на всех угощения – яблока, пирога и т.д.;

- поделки из бумаги: кораблики, лягушки, вертушки, веера, гармошки и т.д.;

-поделки из ниток, верёвок, шнурков: маленькие помпончики, куколки, кисточки, бантики;

-поделки из проволоки, бусинок, пуговиц: бусы, колечки, кольца;

-плавающие игрушки из пробки или пенопласта.

в) для поддержания познавательного отношения к окружающей действительности


Для сенсорного развития и исследовательской активности детей.


- Дидактические сборно-разборные игрушки: пирамидки различных размеров; предметы – вкладыши (матрёшки, кубы, коробки (в том числе и коробочки с крышками); доски с плоскими геометрическими вкладышами; объёмные контейнеры с отверстиями различной формы; плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); объёмные геометрические фигуры (шар, призма, куб, кирпич); шнуровки, застёжки, втыкалочки; мозаика с крупными отверстиями и крупными деталями; маленькие машинки, фигурки людей и зверей, природный материал, разнообразные предметы взрослого быта.





Для побуждения детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (разбиение, вкладывание, комбинирование, элементы экспериментирования и т.п.).

- Мини – бассейн и набор игрушек к нему; формочка для изготовления льда (в том числе и цветного); зеркальца для игр с солнечными зайчиками; баночки с крупой, бобами, песком, ракушками; лупы, «волшебные очки»; игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой; «душистые коробочки» с запахами; муляжи овощей и фруктов;

- баночки из-под кофе, чая, сока, наполненные горохом, камешками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами; шуршащие метёлки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена; погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц (пластмассовых и металлических) косточек, бусин, колокольчиков; ожерелья из пуговиц, ракушек, орехов, желудей и каштанов; шуршащая обёрточная бумага, шумящие морские раковины, стучащие палочки разной толщины; сосуды с водой в разном количестве (наподобие ксилофона); пластмассовые стаканчики; свистки из глины и дерева; сокровищницы, чудесные коробочки, чудесные мешочки.

г) для формирования эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающего мира

Для привлечения внимания к красоте природы, картин, различных декоративных предметов.

- Картины, различные декоративные предметы.




Для возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства






Для организации Дней рождения детей.

- Нарядная скатерть или салфетки, праздничная посуда.




Для показа кукольных спектаклей.


- Ширма настольная, фланелеграф; игрушки из серии «БИ – БА – БО» (кошка, собачка, лиса, заяц, медведь, волк, кукла Петрушка); шапочки – маски сказочных персонажей; настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»; плоские фигурки животных и людей;

- фланелеграф; театральные костюмы, шапочки, маски животных, короны, колпаки, венки и бусы.

Для организации праздников-сюрпризов.


- поделки из белой и цветной бумаги, поделки из фантиков и фольги; бусы из пуговиц, шариков, фольги, фруктовых косточек, маленьких ракушек; поделки из палочек и веточек, шишек и листьев.


2 младшая группа



^ Общие задачи


Обоснование используемых

элементов развивающей среды


Элементы развивающей среды


Для своевременного и полноценного психического развития детей


1. Деятельность
а) для расширения

круга знаемых мотивов человеческой деятельности и собственных мотиваций ребенка





Для раскрытия перед детьми спектра мотивов человеческой деятельности, поддержания мотивации познания, помощи другим, созидания и т.д., поддержания и укрепления познавательной мотивации и познавательной активности ребенка; для расширения представления детей о различных целях деятельности взрослых.




- Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, многофункциональные предметы, предметы-заместители:

  • «Врач» (одежда врача, трубочка, шприц, бутылочки, /пластмассовые/, градусник, бинт /подшитые ленты из ткани/, вата /нарезанный поролон/, таблетки /кружочки из картона/, рецепты, горчичники /бархатная бумага/);

  • «Парикмахер» (одежда парикмахера, расчески, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце, каталог модельных причесок);

  • «Шофер» (сумка контролера, руль, билеты, водительское удостоверение, дорожные знаки, инструменты, карта с маршрутом автобуса, силуэт автобуса);

  • «Повар» (одежда поваров, официантов, посуда, подносы, меню, кассовый аппарат, муляжи продуктов);

  • «Летчик» (пилотки, клавиатура, пульты, жилет, погоны, бинокли, карты);

  • «Моряк» (бескозырки, матросский воротник, капитанская фуражка, бинокли, якорь, штурвал, капитанский мостик /куб/, спасательный круг, подзорная труба, флажки, жилет, погоны, компасы, билеты, силуэт корабля);

  • «Машинист» (фуражка, жилет, билеты, пульты, клавиатура, силуэт поезда);

- Картинки-путаницы (меняются в течение года);

- сказки русского народа (в течение года);

- сказки народов мира (в течение года);

- произведения русских поэтов, писателей (в течение года);

- произведения зарубежной литературы (в течение года);

- книги рассказов в картинках (серии Н.Радлова, В.Сутеева, В.Чижикова) (в течение года);

- пособие Т.И. Гризик «Познаю мир. Предметы вокруг нас»;

- «Ящик замечательных вещей».

б) для расширения поля знаемых и реализуемых в деятельности

целей; для осознания ребенком его собственных целей и способов деятельности;

для овладевания ребенком различными способами достижения собственных целей;

для формирования у ребенка способности реализовывать цепочку соподчиненных целей

Для самостоятельной постановки детьми целей, осознания этих целей, развития умения их формулировать (рисование, лепка, конструирование);

для обучения приемам работы с различными материалами, для создания ситуаций, в которых ребенок должен мысленно возвращаться к тому, что он сделал, рассказывать, как он сделал, что получилось и, что он хотел сделать; для умения выполнять несколько последовательных действий.

- Столы, накрытые клеенкой с рабочими местами на количество детей в группе (материал выкладывается после ужина и убирается перед завтраком):

- валики с рулонами бумаги;

- школьная доска;

- навесные настенные планшеты;

- стенд для размещения детских работ;

- подставки для объемных работ;

-чистая бумага (в клетку, в линейку, упаковочная, писчая, глянцевая, бархатистая, гофрированная, полукартон);

-фломастеры, акварельные краски, гуашь, карандаши цветные, восковые мелки, сангина, пастель, цветная тушь, шариковые ручки;

- линейки, трафареты, шаблоны;

- кисти, клей;

- банки для воды;

- тряпочки, салфетки;

- пластилин, белая и красная глина, специальная мастика;

- стеки для моделирования;

- школьные мелки для рисования на асфальте;

- заостренные палочки для рисования на влажной земле, снегу, песке;

- коробки с природным материалом;

- конструкторы (пластмассовые, металлические) (с октября);

- крупный и средний строительный материал;

- маленькие игрушки;

- иллюстрации Ю.Васнецова с изображением моста;

- лабораторный материал для экспериментирования;

- песок разного цвета;

- сосуды для воды;

- песочница и мини-бассейн, наборы игрушек к ним;

- материал для изготовления цветного льда;

- материал для рисования цветным песком;

- бумага разного цвета и плотности;

- материал для игры с мыльной пеной;

- поролон цветной, пенопласт;

- игрушки для игр с водой (резиновые, пластмассовые);

- фольга разного цвета;

- предметы для игр с тенью;

- зеркальце для игр с солнечным зайчиком;

- коробка на прогулку (лопатки, совочки, веревочки, бутылка с водой);

- простейшие приборы и приспособления:

  • лупы

  • «волшебные» очки – цветная пластмасса

  • «ящик ощущений» (чудесный мешочек)

  • сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой

  • «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого снега «снежный буран»

  • «душистые коробочки» (контейнер от киндер-сюрприза с проделанными мелкими отверстиями) с мятой, полынью, пряностями, апельсиновыми корочками

  • «шумящие коробочки» (внутри контейнера семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки)

  • «теплые сосуды» (для упражнений с водой разной температуры)

- алгоритмы одевания, раздевания, умывания

^ 2. Для становления сознания:
а) для развития речи детей



Для обогащения словаря детей, развития пассивного и активного словаря на основе знакомства и углубления представления детей об окружающей действительности.


- В.В.Гербова «Развитие речи» учебно-наглядное пособие для детей 4-7 лет

- В.В.Гербова «Учусь говорить» пособия для детей младшего дошкольного возраста

- С.Маршак «Слон»

- С.Маршак «Детки в клетке»

- С.Маршак «Где обедал воробей?

- С.Маршак «Усатый-полосатый»

- Н.Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»

Для развития звуковой культуры речи, для закрепления и появления правильного звукопроизношения.


- Г.Сапгир «Кошка»

- С.Черный «Концерт»

- С.Черный «Жеребенок»

- Чувашская песенка «Разговоры» перевод Л.Яхнина

- З.Александрова «Купание»

- Д.Хармс, Н.Радлов «Рассказы в картинках»

- А.Шибаев «Кто кем становится»

- Английская песенка «Котауси и Мауси» обработка К.Чуковского

- С.Маршак «Усатый-полосатый»

- В.В.Гербова «Учусь говорить» альбом-пособие

- Г.Виеру «Ежик и барабан»

- Русская народная песенка «Тень-тень-потетень»

- «Чешская песенка» перевод С.Маршака

- Ю.Черных «Кто пасется на лугу»

- В.Берестов «Веселое лето»

- Е.Чарушин, Е.Шумская «Трус»

Для формирования грамматического строя речи.

- Наборы разрезных картинок (4-8 частей) на кубиках и плоскостные (октябрь)

- А.Шибаев «Сказку вспомнить нужно»

- К.И.Чуковский «Путаница»

- А.Барто «Игрушки»

- «Купите лук» перевод И.Токмаковой

- Я.Балтвикс «Стишок с отгадками» перевод Д.Цесельчука

- В.Гербова, В.Сотникова «Как много интересного вокруг» учебно-наглядное пособие для детей младшего возраста

- С.Маршак «Тихая сказка»

Для развития связной речи детей, формирования диалогической речи как средства коммуникации.

- К.Чуковский «Елка»

-С.Черный «Про Катюшу»

- С.Маршак «Сказка про глупого мышонка»

- Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» обработка М. Боголюбской

- Русская народная сказка «Снегурушка и лиса» обработка М. Булатова

- Русская народная сказка «Лиса и заяц» обработка В.Даля

- А.Плещеев «Сельская песенка»

- Различные виды театров (настольный, плоскостной, би-ба-бо)

- Картинки-путаницы (в течение года)

- Книжные иллюстрации

Для знакомства со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия.


- Картинки: посуда, игрушки, мебель, фрукты, овощи и т.д.


Для упражнения детей в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя.

- Настольный, плоскостной театр;

- театр би-ба-бо.


Для развития интереса к книгам, самостоятельному рассматриванию и вместе с воспитателем.

Книжный уголок.

б) для познавательного развития детей

Для расширения кругозора на базе ближайшего окружения, развития самостоятельной познавательной активности, создания развивающей среды в группе.

- Т.И. Гризик «Познаю мир» развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста

-сокровищницы (сумочка, визитка, косметичка, красиво украшенный мешочек, и т.п.) (сентябрь)

- загадки-движения (в течение года)

- рисунки-путаницы (в течение года)

- проблемные рассказы-рисунки (в течение года)

- аквариум (октябрь)

- растения 4-5 видов (герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фуксия гибридная, гиппеаструм, амазонская лилия, кливия, колеус, бальзамин, гортензия, хризантема)

- кормушки для птиц (декабрь)

- флаг и герб России (сентябрь)

- воздушные шарики

- семена клена

- разноцветные ленточки

- мыльные пузыри

- музейные и коллекционные материалы:

  • разнообразные причудливые семена

  • камешки

  • раковины

  • коллекции осенних листьев

- корзинка «времени года» (фрукты, овощи – осенние дары природы)

- природный материал (дерево, глина)

- аквариум с крупными улитками, 1-2 ярко окрашенные рыбки (октябрь)

- копилки:

  • «Подарки осени» (красивые листья, красные ягоды рябины, семена разных растений, зарисовки осеннего дождя и луж, шишки, голые веточки, и т.п.) (сентябрь)

  • «Подарки зимы» (снежинки из бумаги, голые деревья, веточка от новогодней елки, зарисовки детских зимних забав и развлечений) (декабрь)

  • «Подарки весны» (ласковое солнышко, много воды, первые листья и цветы и т.п.) (март)

  • «Подарки лета» (июнь)

- иллюстрации, картинки, открытки с изображением животных и растений (в течение года)

в) для своевременного интеллектуального развития ребенка

Для формирования представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений.

Для развития умения сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству.


- Е.В.Соловьева «Моя математика», развивающая книга для детей младшего дошкольного возраста

- разнообразные емкости для изготовления куличиков

- мозаика: мелкая, крупная, геометрическая (октябрь)

- конструкторы пластмассовые, геометрические (октябрь)

- наборы разрезных картинок (4-8 частей) на кубиках, плоскостные (октябрь)

- простейший календарь природы (картины с изображением времени года, листы наблюдений за погодой, птицами – 2-4 страницы)

- природный материал разного размера

- ленточки и веревочки (длинные и короткие)

- объемные тела (цилиндр, конус)

- плавающие и тонущие предметы

- магнит (февраль)

- мягкие игрушки, изображающие животных (крупные – 3 шт., средние – 5 шт., мелкие – 7 шт.)

- коллективные коллажи (круг, треугольник, четырехугольник) (декабрь)

-город цветных человечков: красный (октябрь), желтый (октябрь), синий (ноябрь)

- кукла из красного царства (октябрь), из желтого царства (октябрь), из синего царства (ноябрь)

- коллективные аппликации: предметы красного цвета (октябрь), предметы желтого цвета (октябрь), предметы синего цвета (ноябрь)

Для установления отношения сходства, тождества и различия.


- Дидактические игры: (октябрь)

  • «Подбери пару»

  • «Найди такой же»

  • Лото «Малышам»

  • «Составь из фигур»

  • «Сложи из палочек»

  • «Подбери по цвету»

Для осуществления классификации по одному признаку.


- Коллективные аппликации: «Домашние и дикие животные» (март), «Транспорт» (март), «Овощи и фрукты» (сентябрь)

- настольно-печатные игры: (октябрь)

  • Лото «Зоологическое»

  • «Цветы»

  • «Подбери и назови»

  • «Водоем»

  • «Соберем урожай»

- коллективные работы «Город цветных человечков»

- картинки красного, желтого, синего цвета на каждого ребенка (октябрь, ноябрь)

- сухие листья

-предметы для классификации по цвету, размеру, форме и другим признакам с использованием шнуров разного цвета для зрительно-пространственного выделения групп

Для осуществления сериации.


- пирамидки на конусной основе из 5-7 колец

- матрешки 4-5 - местные

- цилиндры

- формы-вкладыши

- доски-вкладыши

- сухие листья

Для построения упорядоченной последовательности.

Для развития представления о временных последовательностях.

Для воспроизведения фиксированного порядка следования во времени разных взаимосвязанных событий и процессов.

- Кумулятивные сказки: «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Колобок»

- костюмы и декорации к этим сказкам

- дидактические игры (октябрь)

  • «Сложи узор»

  • «Сложи картинку»

  • «Составь из фигур»

  • «Сложи из палочек»

- картинки с упорядоченными последовательностями

Для счета наизусть и определения количества в пределах 3


- стихи-считалки «Оливер твист», «Питер»

- дидактические игры: (октябрь)

  • «Сложи картинку»

  • «Сложи узор»

  • «Подбери пару»

- настольный плоскостной театр: «Три медведя», «Три поросенка» (февраль),

- коллективная аппликация «Три букета для мамы» (февраль)

Для развития представления о пространстве.

- шумелки и гремелки (внутри контейнера семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки)

- дидактическая игра «Кто, где живет»

- предметы для различения на ощупь в «Чудесном мешочке»

Для введения простейших, обобщающих понятий.


- дидактические игры «Одежда», «Посуда», «Мебель» и т.д.

- коллективные аппликации

- картинки для выбора детей (интересные как девочкам, так и мальчикам): дикие и домашние животные (март), транспорт (март), овощи и фрукты (сентябрь)

^ 3. Для формирования основ будущей личности
а) для развития уверенности в себе и своих возможностях; развития активности, инициативности, самостоятельности

Для поощрения самостоятельности детей и расширения ее сферы; для поддержания стремления научиться делать что-то и радостного ощущения своей умелости.


- Кормушки для птиц (декабрь)

- Бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и т.д.), вата, поролон, текстильные материалы (ткань, веревочки, шнурочки, ленточки, тесьма), проволока в цветной оболочке, природные материалы, клей, ножницы, кисти.

б) для формирования отношения ребенка к взрослому: укрепления доверительности, развития заинтересованности во взрослом как в партнере по деятельности

Для создания в группе положительного микроклимата.


- строительный материал (крупный, средний)

- машины (большие – 3 шт., средние – 3-5 шт.)

- куклы средние 5-7 шт.

- набор посуды

- одежда

- мебель

- коляска

- игрушки (резиновые, деревянные, глиняные, пластмассовые, мягкие, набивные, надувные, сшитые из ткани)

в) для формирования предпосылки морального развития ребенка:


Для формирования у детей представлений об их положительном поведении с опережением по отношению к реальным поступкам, для отождествления ребенком себя с положительными персонажами.

- Атрибуты для празднования дней рождений: плащ, корона, нарядная скатерть

- Театральный уголок (куклы би-ба-бо, настольные, плоскостные)


г) для формирования позитивного отношения ребенка к миру

Для укрепления познавательного отношения к миру через поощрение самостоятельной познавательной деятельности детей, их стремления узнавать новое и прилагать к этому усилия.

Для формирования основ бережного и заботливого отношения к окружающему миру.

Для формирования позиции помощника и защитника по отношению к объектам природы.

- Аквариум с крупными улитками, 1-2 ярко окрашенные рыбки (октябрь)

- Копилки «Подарки времен года»

- Растения 4-5 видов (герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фуксия гибридная, гиппеаструм, амазонская лилия, кливия, колеус, бальзамин, гортензия, хризантема)

- Воздушные шарики

- Семена клена

- Разноцветные ленточки

- Мыльные пузыри

- Листья, ягоды брусники, кисти рябины (сентябрь), плоды шиповника (октябрь) для проведения групповых мини-праздников

д) для закладывания основы созидательного отношения к миру и готовности совершать трудовые усилия

Для успешной реализации желания ребенка создавать что-то для последующего использования в его игре, в быту, в подарок близким по его индивидуальному замыслу.


- уголок труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и т.д.), вата, поролон, текстильные материалы (ткань, веревочки, шнурочки, ленточки, тесьма), проволока в цветной оболочки, природные материалы, клей, ножницы, кисть и т.д.

- строительные наборы с деталями разных форм и размеров

- конструкторы с разнообразными способами крепления деталей

- макеты плоскостные и объемные: «Кто живет в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные), «Что растет на лугу» (декабрь)

- образцы построек, конструкций, поделок и игрушек

- простейшие рисунки и схемы со строительным материалом и конструктором

е) для формирования эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающего мира

Для знакомства детей с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства, музыкой

Для формирования и выражения собственных эстетических оценок и предпочтений


- 2-3 репродукции произведений живописи: (в течение года)

  • С.Ботичелли «Мадонна с гранатом»

  • Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

  • О.Ренуар «Портрет мадам Шарпантье с детьми»

  • П.Рубенс «Елена Фоурмент, жена художника, с сыном Францем»

  • А.Дейнека «Мать»

  • Н.Жуков «С добрым утром»

  • Л.Кириллова «Счастье»

- Полочка красоты:

сентябрь – букет из соцветия астр, георгинов, гладиолусов

октябрь – сухой букет из листьев (аппликация)

ноябрь – рябина, калина, шиповник, боярышник и др.

декабрь – иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Конашевича, В.Чижикова (по выбору)

Январь – подлинные произведения народных мастеров (свистульки, деревянные игрушки)

февраль – произведения живописи, в которых переданы отношения «мать и дитя»

март – произведения живописи; цветы, которые подарили родители педагогам (дополнение к букету – листья комнатных растений, ветки сосны или ели и др.)

апрель – пушистая верба; композиции из живых цветов; растительные узоры или орнаменты на подлинных произведениях народного декоративно-прикладного искусства

май – букеты или композиции с живыми цветами; растительные узоры и орнаменты

2 раза в месяц: матрешки (семеновские, загорские), свистульки (глиняные, абашевские), дымковские, тверские, каргопольские, филимоновские, деревянные), деревянная игрушка (богородская, хохломская, городецкая), игрушки из папье-маше

Музыкальный центр (народная и классическая музыка)


Для возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства





Для разнообразной содержательной и самостоятельной деятельности детей


- Театральный уголок (куклы би-ба-бо, настольные, плоскостные)

- Ящик замечательных вещей: колечки (большие, маленькие, резиновые, пластмассовые), катушки, трубочки, кубики, бруски, цилиндры, кегли с просверленными отверстиями, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, шишки, пластины из фанеры разной длины, ширины, формы, веревки, прищепки, детали от приборов, геометрические фигуры (объемные, плоские, большие, маленькие), предметы неопределенной формы (поролон, плотный картон, тряпочки, цветные лоскутья и др.)

- строительный материал (крупный, средний)

- машины (большие – 3 шт., средние – 3-5 шт.)

- куклы средние 5-7 шт.

- набор посуды

- одежда

- мебель

- коляска

- мягкие игрушки, изображающие животных (крупные – 3 шт., средние – 5 шт., мелкие – 7 шт.)

- игрушки (резиновые, деревянные, глиняные, пластмассовые, мягкие, набивные, надувные, сшитые из ткани), уголок ряженья и др.


Средняя группа


^ Общие задачи


Обоснование используемых

элементов развивающей среды


Элементы развивающей среды

Для приобщения детей к ценностям физической культуры.

Для оснащения пространственно-игровой среды физкультурным и спортивным оборудованием.

- гладкие и ребристые доски, мишени, ленты, мягкие модули.

- игровые зоны для игр с мячом, обручем, шнуром, скакалкой.

- короткие гимнастические палки, мячи, плоские обручи, резиновые кольца, комплект «Следы», мелкие предметы разных геометрических форм


Для своевременного и полноценного психического развития детей


1. Деятельность
а) для расширения круга знаемых мотивов и целей человеческой деятельности и собственных мотиваций ребенка





Для раскрытия перед детьми мотивов человеческой деятельности: познания, помощи другим, созидания.




- атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

- художественная литература;

- познавательная литература

Для знакомства детей с различной трудовой деятельностью людей.

- альбомы «Наши славные дела» (октябрь) «Все работы хороши» (ноябрь), «Умелые руки»,

- коллекции «Ткани» (октябрь), «Бумага» (ноябрь), «Пуговицы» (декабрь)

Для реализации мотива личного интереса, то есть создания игрушки для себя, для игр и личных потребностей.

- игрушки, изготовленные для игр «самими детьми»

- игрушки для длительного пользования детьми в игре

- эпизодические индивидуальные игрушки, сувениры, подарки

б) для развития способности развертывать систему взаимосвязанных целей в течение длительного периода времени

Для удержания цели поставленной воспитателем.

Для развития способности изображать простейшие предметы понятно для окружающих, передавая их форму, строение и цвет.

- Столы, накрытые клеенкой с рабочими местами на количество детей в группе. Валики с рулонами бумаги, школьная доска, навесные настенные планшеты.

- материал: гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, цветные восковые мелки, сангина, пастель, цветная тушь, шариковые ручки;

- для лепки – белая и красная глина, пластилин, специальная мастика;

- коробки с природным материалом, бумага разнообразной фактуры.

- Место для самостоятельного творчества в групповом помещении.

Для повторного возвращения к своим работам, усовершенствования их, доделывания, украшения их.

Для поддержания интереса к продуктивной деятельности.

- Условия для хранения детских работ – индивидуальные папки;

- просмотры вместе с детьми детских работ;

- выставки «Рисуем, лепим сами».

Для развития желания создавать поделки, обустраивать жизнь игровых и вымышленных персонажей.


- Игровые одушевленные персонажи (зайчата, листовички (ноябрь);

- предметы для обустройства жизни листовичков: дом, мебель (ноябрь), посуда (декабрь);

- фигурки сказочных человечков, изготовленные педагогом для раскрашивания и дополнения деталями;

- самостоятельное изготовление сказочных персонажей (рисование, вырезание из иллюстраций и открыток, обыгрывание);

- природный, бросовый (коробки), подручный (нитки) материал для изготовления человечков;

- игрушки на каждого ребенка (куклы, солдатики и т.д.) каждый вид в своей коробке;

- индивидуальные игрушки длительного пользования.

в) для овладения способами достижения целей:

- формирования способов практической деятельности
- формирования способов позволяющих получать эстетически удовлетворяющий результат

Для показа способа получения обобщенного продукта.

- Пособия, оборудование, стационарные рабочие места для рисования и лепки;

- природный, бросовый материал;

- игрушки-самоделки.

Для использования ассортимента средств выразительности при украшении детских изделий.

- Готовые формы, заготовки, которые можно превратить в предметы, украшения, с помощью средств выразительности;

- образцы, схемы построек.

г) для создания у детей установки на получение качественного результата и преодоление частных неудач

Для сравнения полученных ребенком результатов с его же собственными предыдущими достижениями.

Для оценки детской работы и выступления взрослого в качестве посредника.

Для обучения ребенка соотносить полученный результат с поставленной целью и оценки результата с точки зрения значимых качеств.

Для возникновения желания ребенка усовершенствовать результат, «сделать еще лучше».

- Условия для хранения детских работ – индивидуальные папки;

- вымышленные игровые персонажи.


д) для закладывания предпосылок последующей совместной деятельности со сверстниками

Для создания совместной продуктивной деятельности, позволяющий получать интересный коллективный продукт.

- Домики, мебель, драгоценные камни для листовичков (ноябрь, декабрь);

- альбом, газета «Наши славные дела».

^ 2. Для становления сознания:

а) для развития речи



Для привлечения внимания к новым словам и подбора слов, точно и выразительно передающих особенности предмета или своеобразие ситуации.



- Предметные, сюжетные картинки: лексический материал по темам «Одежда», «Посуда».


Для активизации речи детей на определенную тему посредством диалогов.

- Сундучок - сокровищница на каждого ребенка.

Для развития умения представлять и находить предметы, объекты по словесному описанию.

- Дидактические игры

  • « Нади по описанию»

  • «Составь по описанию»

  • «Лото»

Для поддержания интереса к знакам (буквам).

- Несколько наборов букв, наборное полотно;

- дидактические игры (настольные):

  • «Мы знаем буквы», «Чудеса»

  • «До-ре-ми»

  • «Жили - были буквы»,

  • «Что-нибудь получилось?»;

- орфографический словарь.

Для обогащения, уточнения и активизации словаря, обучения рассказыванию детей с опорой на картинки; совершенствования диалогической речи.

- В.В. Гербова «Учусь говорить» пособия для детей среднего дошкольного возраста

- мелкие предметы (талисманы) для рассказывания (с опорой на предметные картинки).

Для развития моторики рук.

- Материал для развития мелкой моторики (шнуровки, мозаика, вкладыши).

Для развития речевого дыхания.

- материал для развития речевого дыхания (ватки, свистульки, пузыри, воздушные шары)

Для формирования интереса к книгам, их рассматриванию.

- Выставки детских книг одного автора; книги и рисунки одного художника; тематические выставки;

- произведения малых форм фольклора.

Для развития воображения и сочинительства.

- «Сказки, у которых три конца», Д. Родари

б) для познавательного развития

Для обогащения информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности.

Для развития умения представлять и находить предметы, объекты по словесному описанию.

-Т.И. Гризик «Познаю мир» развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста

- настольные игры «Лото малышам», «Составь по описанию», «Найди по описанию»;

- сказки познавательного содержания (о листовичках).

Для развития способности ребенка мысленно выходить за рамки ближайшего окружения.

- Картинки по темам «Профессии», «Животные», «Растения», Времена года».

Для знакомства с различной деятельностью человека и расширения представления детей о предметах и материалах, созданных руками человека.

- Коллекции: «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;

- альбомы: «Все работы хороши», «Наши славные дела», «Моя семья», «Умелые руки»;

- почтовый ящик.


Для создания целостных систем детских представлений о мире; знакомства с отдельными предстателями растительного и животного мира.

- Смысловые целостности (коллажи): «Лес», «Улица», «Озеро», «Как я провел лето»;


Для знакомства с качествами и свойствами объектов неживой природы, их сезонными изменениями.

- глина, предметы сделанные из глины, дерева, льда.

Для упорядочивания накопленных сведений о мире.


- Необратимые последовательности - функционально бессмысленные последовательности;

- функционально безопасные последовательности;

- смысловые целостности: «Лес», «Улица», «Озеро», «Река», «Болото».

Для развития умения устанавливать элементарные связи и зависимости в имеющихся представлениях детей.

- Картинки-путаницы;

- картинки-загадки.

Для выявления и поддержания избирательных познавательных интересов детей.

- Сундучок-коробочка на каждого ребенка, «Моя коллекция».

Для закрепления и уточнения представлений о строении тела человека.

- Плакат, различная наглядность.

Для знакомства с понятием «последовательность», её роли в жизни растений и животных.

- Плакат с изображением последовательности роста цветка, производства предмета.

Для формирования избирательного отношения к миру.

- Детские «коллекции» («сундучок-коробочка», «чудесный мешочек», «сокровищица»).

Для установления зависимостей и закономерностей, последовательностей в природе.

- Панно «Лес».

Для введения понятия «семья».

- Фото семьи, альбом «Как я провел лето».

Для закрепления представлений об аквариуме и его обитателях.

- Дидактическая игра «Поймай рыбку».

Для знакомства с рукотворными материалами и его свойствами.

- Предметы из стекла.

Для формирования интереса к растительному миру.

- Комнатные растения.

в) для интеллектуального развития ребенка

Для знакомства с числами и геометрическими фигурами в тесной связи по восприятию и познанию окружающего мира.

Использование дидактических игр и игровых приемов для закрепления материала.

- Е.В.Соловьева «Моя математика», развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста

- «математический театр», шар, круг, геометрическое панно из кругов, слайды или альбомы с репродукциями абстрактных работ П.Пикассо и К.Малевича, изображение цифр в разных шрифтах (1), предметы пустые и непустые внутри, мыльные пузыри, математический фриз (цифра 1), абстрактное геометрические панно по соответствующему классу геометрических фигур (круги) (октябрь)

- музыкальные диски «Классика для малышей» или «Счастливый малыш» для музыкального сопровождения спектаклей, народные игрушки, изображающие пару, животное с детенышем, числовой фриз (цифра 2), тематические театры по сказкам «Три медведя», «Три поросенка», репродукция картины «Три царевны» В.Васницов» (ноябрь);

- изображение цифры в разных шрифтах (3), числовой фриз (цифра 3), репродукция картины «Три богатыря» В.Васнецова, абстрактное геометрические панно по соответствующему классу геометрических фигур (треугольники), изображение цифр в разных шрифтах (4), изображение разных времен года, альбом по народно-прикладному искусству, абстрактное геометрические панно по соответствующему классу геометрических фигур (четырехугольники) (декабрь);

- коллаж «Четвероногие животные», глобус, компас, иллюстрации с изображением полюсов, части суток, стороны света, числовой фриз (цифра 4) (январь);

- числовой фриз (цифра 5), палочки, камни, ракушки, изображение цифр в разных шрифтах (5,6), изображение насекомых (февраль);

- числовой фриз (цифры 6,7), макет «Город цветных человечков» (оранжевый, зеленый, фиолетовый) (март);

- числовой фриз (цифры 8,9), костюмы для математического спектакля «Алиса в стране математики» (апрель);

развивающие книги по математике о числах первого десятка, изображение цифр в разных шрифтах;

- коллективные декоративные работы по математике, рисование и лепка цифры, цифры на кубиках, счеты, предметы с необычным оформлением цифр, демонстрационные и раздаточные карточки с цифрами, коллекция денежных купюр.

Для формирования пространственных и временных представлений

- Картинки, выражающие пространственное расположение предметов.

^ 3. Для формирования основ будущей личности

а) для формирования отношения ребенка к взрослому


Для поддержания индивидуального контакта с каждым ребенком, уважительного отношения к личным вкусам, привычкам и желаниям детей.


- Индивидуальные коллекции, альбом «Моя семья».

б) для формирования предпосылок морального развития детей


Для создания условий для осознания собственных негативных поступков.

- Игровой персонаж для воспроизведения действия без указания на ребенка, поведение которого изображается.

Для соблюдения норм и правил общей жизни.

- Схемы, знаки «можно-нельзя».

Для воспитания сопереживающего бережного и ответственного отношения к миру людей и природе.

- Художественные произведения.


в) для формирования гуманистической направленности поведения у детей

Для развития чувства сострадания.

- Произведения изобразительного и музыкального искусства, в которых выражена сложная жизненная ситуация.

г) для формирования и укрепления познавательного отношения к миру:

- для воспитания бережного отношения к миру живой природы, закладывания основы чувства ответственности за происходящее в ней при участии человека;
- для закладывания основ созидательного отношения к миру

Для знакомства с объектами и явлениями, которые находятся за пределами их непосредственного восприятия.

- Тематические коллекции;

- иллюстрированная познавательная литература.

Для создания условий для проявления заинтересованности детей к предметам.

- Индивидуальные коллекции детей и родителей.


Для отражения чувств и эмоций у детей к объектам и явлениям живой природы.

Для усиления эмоциональной стороны непосредственного восприятия природы.

- Познавательная литература, сказки о живой природе;

- рисунки, поделки детей;

- материалы и оборудование для самостоятельной продуктивной деятельности детей;

- картинки природоведческого характера.

Для выполнения простых хозяйственно-бытовых поручений

- растения, животные в уголке природы

- предметы по уходу за растениями

д) для формирования эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающего мира

Для рассматривания иллюстраций.

- книги с иллюстрациями

- альбомы с репродукциями

- произведения художественно – прикладного искусства

- записи для слушания музыки или звуков природы

- коллекции гербариев, коры и плодов различных деревьев и др.природных материалов

- выставки народных мастеров на «Полочке красоты»

е) для воспитания у детей возвышенного отношения к природе, желания оберегать и сохранять её неповторимую красоту

Для более близкого знакомства с родным краем

- Фотографии, иллюстрации, картинки с изображением природы родного края

Для привлечения к созданию работ из природного материала для украшения группы.

- Природный материал тундры, севера.

Для ухода за растениями, любованием красотой цветущих растений.

- Материалы, инструменты для ухода за растениями в группе, на участке.




Для создания композиций, аранжировок, бутоньерок.

- Сухоцветы, живые цветы.

  1   2   3



Скачать файл (457.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru