Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Дискуссия на уроках английского языка - файл 1.docx


Реферат - Дискуссия на уроках английского языка
скачать (46.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx47kb.15.12.2011 22:42скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА

Реферат по методике преподавания иностранного языка на тему:

Дискуссия на уроках английского языка

Выполнила студентка курса филологического факультета Розова Е.

Проверила Морозова О.Н.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2010

Оглавление


Введение 3

Дискуссия как форма учебной деятельности 4

Этапы работы над уроком-дискуссией 6

Выбор темы дискуссии 6

Создание лексико-грамматического фона 8

Выбор формы проведения дискуссии 14

Заключение 18

Список использованной литературы 19


Введение



Актуальность темы заключается в том, что востребованность иностранного языка как языка общения очевидна, а это обуславливает ещё большую необходимость совершенствования методов обучения. Проблема взаимоотношения языка, речи и мышления – одна из самых глобальных проблем языкознания. Активная речемыслительная деятельность учащихся и жанровая организация урока приближает процесс обучения к реальному общению, поощряя ребят, овладевая определённой суммой ЗУНов, применять их для построения того или иного высказывания в любой конкретной ситуации.

Новизна данной темы - в использовании нетрадиционных подходов в развитии речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка. Риторизация уроков – это один из новых технологический подходов к организации учебно-образовательной и воспитательной деятельности.

Риторическая деятельность – это деятельность по созданию риторических текстов, которые существуют в устно речевой или письменно речевой форме. Следовательно, риторическая деятельность не может не опираться на речемыслительную деятельность (от этапа замысливания речи до её презентации и последующей рефлексии). В данном реферате разбираются методы и приёмы развития речемыслительной деятельности, формы организаций дискуссий на уроках иностранного языка, даются примеры уроков-дискуссий.
^

Дискуссия как форма учебной деятельности



Одним из наиболее успешно и широко применяющихся приемов работы учителя по обучению общению является дискуссия.

Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающую активную напряженную мыслительную деятельность.

С помощью дискуссии учитель умело включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.

Дискуссия, как форма учебной деятельности не всегда достаточно успешно осваивается учителями на родном языке. Вот почему особенно важно определить способы, приемы, условия, обеспечивающие успех там, где высказывания учащихся строятся на иностранном языке.

Дискуссия предполагает прежде всего хорошую нравственную атмосферу понимания, которую на уроках иностранного языка можно достичь благодаря разработке и тщательному соблюдению следующих правил, применимых к высказыванию учащихся на английском языке:

1. Любую мысль можно высказать без боязни (учащиеся не боятся того, что их высказывание будет подвергнуто критики, сочтут не достаточно глубоким и т. д.).

2. Высказывающемуся прощается самое необузданное ассоциирование (чем более неприемлемо кажется высказывание, тем лучше).

3. Количество предлагаемых идей должно быть как можно больше.

4. Высказанные идеи разрешается комбинировать как угодно, а также видоизменять, т.е. улучшать идеи, выдвинутые другими членами группы или другими учащимися.
При подготовке к дискуссии учитель использует следующие методы в работе с учащимися:

1. Связное сообщение учебного материала

2. Метод беседы учителя с учащимися в разнообразных режимах.

3. Рационально организованная самостоятельная работа с ее последующей активизацией.

4. Наглядные методы (использование опорных лексико-семантических, лексико-грамматических конспектов и схем).

5. Творческая работа учащихся (устные и письменные творческие переводы стихов и прозы, сочинения по ассоциации, рефераты и итоговые работы по темам, аннотирование текстов из книг для чтения).

6. Эвристические методы, включающие проблемный, поисковый, частично-поисковый, исследовательский.
^

Этапы работы над уроком-дискуссией




Выбор темы дискуссии



Для того чтобы вызвать у учащихся желание говорить учителю необходимо из объема надуманных и безжизненных тем учебника выбирать те, которые наиболее интересны учащимся, вызывают у них желание общаться, содержат наиболее жизненные ситуации.

Эти темы становятся коммуникативным ядром последующей совместной речемыслительной деятельности.

Примерный перечень тем, используемых на уроках иностранного языка при развитии навыков говорения:

Летние каникулы:

1. Путешествие по воздуху

2. Путешествие по морю

3. Вылазка на природу

4. Лето - любимое время года

5. Помощь в сельскохозяйственных работах

6. Любимые занятия летом
Знание - сила

1. День знаний

2. Любимые школьные предметы

3. Роль иностранного языка в жизни человека

4. Английский язык в современном мире

5. Профессии, связанные с иностранным языком

6. Образование человека в современном мире
Что формирует личность человека?

1. Считаю ли я себя личностью?

2. Проблема выбора будущей профессии

3. Проблема отцов и детей

4. Я - сейчас и через 10 лет

5. Я и мои друзья

6. Хорошо ли я знаю себя?

Учитель всегда дает учащимся возможность высказать и аргументировать свою точку зрения, какой бы абсурдной она ни казалась. Особенно успешно это осуществляется на уроках диспутах, тематику для которых учитель выбирает вместе с учащимися посредством анкетирования.

Представляем темы дискуссии, выбранные с помощью анкетирования, предложенные в статье Игнатьевой:

  1. 1-ое сентября - это праздник или разочарование?

  2. Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты

  3. Встречают по одежке, а провожают по уму....

  4. Если бы я был волшебником/президентом страны, фирмы, банка.....

  5. Вечером я выхожу на улицу......

  6. Твой брат или сестра/не/ очень талантливые люди, считаешь ли ты, что это наследственность?

  7. Твои друзья постоянно просят тебя дать списать домашнее задание. Твоя реакция?

  8. Телевидение- это монстр или лучший друг и советник?

  9. Предпочитаешь ли ты прочитать книгу в оригинале или увидеть экранную версию произведения?

  10. Представь себя кинозвездой, Санта Клаусом, полицейским, репортером.

  11. Что в твоей жизни играет большую роль? и др.


^

Создание лексико-грамматического фона



Учитель должен стремиться так организовать учебный процесс, чтобы он способствовал поисково-познавательной деятельности учащихся.

Однако, дискутирование возможно только при наличии определенного лексического и грамматического фона. Вот почему в разработку каждой разговорной темы закладывается большой объем лексического материала, т.к. именно лексика гибко и оперативно реагирует на все изменения социальной, культурной и общественной жизни, поскольку она является мерилом, показателем общего уровня развития учащихся, его кругозором.

Чем больше лексический запас учащихся, тем шире его возможность для самореализации, раскрытия своего творческого потенциала посредством иностранного языка. Продемонстрируем систему работы учителя по организации дискуссии на тему "Школа".

Прежде всего, учитель тщательно отбирает лексику по теме, учитывая самые различные ситуации:

^ To be successful in one's studies

to work hard

to be respected by everybody

to listen to the teacher's explanations

to give quick and correct answers

to know the subject matter

и одновременно

to spend a lot of time on useless things

to be falling behind

to read between lines

to let somebody down

to learn against will

to force to learn

Отбирая материал, учитель представляет его в лексических ассоциативных группах, которые вводятся с микротекстами, ситуациями. Так, например, сначала вводится блок выражений со словом knowledge:

extansive knowledge

profound knowledge

thorough knowledge

superficial knowledge

To hunger for knowlege

to acquire a good knowledge

to satisfy one's thirst for knowledge

the knowlege of different subjects

the knowledge of geography
Учащимся известно слово knowledge, о значении целого выражения с ним они догадываются или определяют его из микротекстов и ситуаций используемых учителем.

Далее следует фронтальная работа на закрепление и отработку введенной лексики. С этой целью используются следующие задания:
1. Answer the folloiwing questions using the active vocabulary of the lesson

2. Paraphrase....

3. Translate.....
Большое значение на этом этапе придается работе с моделями: Учитель определяет модель например:
The+ noun +of + noun

Ученики дают соответствующие примеры:

the roots of education

the knowledge of geography
Таким же образом осуществляется работа и над другими моделями, например:

to be+ adjective+ preposition

to be respected by

to be successful in
Далее учащиеся составляют предложения по теме «Школа» с использованием предложенных моделей.

Hа следующем этапе отработки учащиеся работают в парах и составляют микродиалоги на введенную лексику с использованием речевой модели:

-What do you think of.....?

-I think that she/he /verb+adjective+knowledge+ preposition/........

Или без нее.

Первые попытки дискуссирования проявляются при комментировании учащимися пословиц, поговорок, высказываний великий людей с позиции изучаемой тематики, которые представляет учитель на следующем этапе:
« He that nothing asks nothing hears»

«All I know is that I know nothing»

"The roots of education are bitter, but the fruits are sweet" / Aristotel/
Далее идут задания, направленные на формирование навыков разговорной речи, необходимых для дискуссии:

  1. Определение главного и обсуждения результатов /учащиеся обычно работают в парах и группах. Пример задания на формирование дискуссионного навыка:


Study the list of qualities a good school teacher should posess.

Rank them in order of importance.

Discuss the results.
^ A GOOD SCHOOL TEACHER

-has a lot of new ideas

-encourages the children to learn happily

-keeps in contact with the parents of his/her pupils

-works hard to remain up-to- date in his/her subject

-sets high standards

-has a lot of patience and energy

-uses a lot of different materials audiomethods to make the lessons interesting

-is able to keep discipline and order

-is friendly and helpful to his/her colleagues

-is kind-

-explains clearly

-openly admits his/her mistakess

-shows the same interest in all his/her pupils


  1. Выражение собственного мнения. Этому способствуют задния:


What will you do after the 9 the form?

Would you like-to stay at your school?

  • to leave your school and to enter another one?

  • to leave shcool and enter any other institution of secondary education?

Why would you like to do it?

What’s important for you?

  • Friends (you want to study with your friends)

  • Social life (lots of parties, clubs, discos)

  • Location (you want to live near / away from home)

  • The reputation (people say it's good, not very good school)

  1. Объяснение. Задание:

Explain the difference between....

  • to sit an exam and to set an exam

  • to take an exam and to pass an exam

  • compulsory and voluntary

  • to educate and to bring up

  • a pupil and a student

  1. Опровержение. Задание на опровержение высказанного мнения:

History is really boring, lots of reading and writing.

It's no use of study History. Math is really great.
И только после предварительной подготовки учащиеся приступают к обсуждению проблемы с использованием следующих ситуаций:

  • Are you glad or sorry to be back at school? Why? What do you feel about school?

  • What sort of school would you like to go? Is your school traditional or modern? What will the school of future be like? What uniform do you like to wear at school?

  • Do the children like all subjects at school?

  • Why do you prefer some subjects to other?

  • What makes a school subject interesting / boring? (It is useful for my future profession. The textbook is nice. The teacher is good. The amount of work isn’t large).


На завершающем этапе работы по теме учащиеся пишут рефераты или творческие работы. Примерная тематика некоторых из них:

-История образования Англии.

-Проблемы российского образования (с использованием газет и журналов на английском и русском языке)

-Образования в Америке.

-Моя школьная жизнь и др.

^

Выбор формы проведения дискуссии



Формы проведения подобного рода дискуссии учитель варьирует от простого обсуждения интересующей учащихся проблемы до серьезной пресс-конференции по экологическим проблемам, от ролевых и групповых игр до защиты проектных заданий. Рассмотрим подобнее каждый вид на отдельном примере.

^ Словесная дуэль. Данный вид дискуссии рассмотрим на примере одной, которая проводится в 9-м классе в конце изучения темы “Книги”. За несколько уроков до дискуссии ребята получают список различных высказываний о книгах, причём, высказываний и позитивного, и негативного характера, также некоторые высказывания, уже на английском языке, учитель даёт на уроке. Дополнительно вводится лексика для перевода выбранного материала, и группа делится на две подгруппы: одной предлагается в списке высказывания найти афоризмы, выражающие позитивное отношение к чтению, а другой – негативное или двойственное. В течение 2 уроков дома ребята переводят эти предложения, а на следующем уроке объединяются в группы и обсуждают свои высказывания. Что конкретно будет на уроке-дискуссии, они не знают, но некоторые её элементы обсуждаются на предыдущих уроках. Название дискуссии пишется на доске: “Reading: “pros” and “cons”. Эпиграф урока – высказывание Френсиса Бэкона: “Some books are to be swallowed, some – to be tasted, some few – to be chewed and digested”. План дискуссии – обсуждение следующих вопросов:
1) – “good” and “bad” books;

2) – to read and to discover or to read or to browse over books;

3) – a home library or the Internet;

4) – books in future;

Таким образом, различные группы высказывают своё мнение по вопросам, предложенным учителем. Итог по обсуждению каждого вопроса подводит учащийся (его называют “compromiser”, который на основе того, что сказано должен либо примирить группы, либо сделать вывод по поводу того, чьи аргументы были более весомыми, конечно, эту роль может сыграть и учитель).

Затем группам предлагается провести соревнование, парируя высказывание собеседника противоположным мнением (это задание можно считать подготовленным, поскольку учащиеся знакомы с данными высказываниями и на русском, и на английском языке, согласно материалу предыдущих уроков) – в результате получается “словесная дуэль”, по-английски мы назвали её “перестрелка” высказываниями (“shooting” with quotations). В конце урока учитель подводит итог по результатам дискуссии.

^ Дискуссия в мини-группах. На примере темы “Экология” (10-11 класс). До начала урока учитель вывешивает списки: группа делится на 4 мини-группы, в каждой выбирается лидер, который руководит группой и будет отвечать за результаты проделанной работы; в начале урока учитель рассказывает о плане работы:

I этап: каждой группе предлагается проблема, которую следует обсудить и предложить резюме по итогам обсуждения: 1) Экология души: стоит ли говорить об этом сегодня? Что это такое? 2) Экология и цивилизация: возможна ли гармония между ними? Есть ли какие-то точки соприкосновения? 3) Если бы вы были членом правительства, какие бы меры вы приняли для улучшения существующей ситуации в стране? 4) Экология будущего: ваши предположения и размышления (примерно 5-6 минут на обсуждение).

II этап: лидеры каждой мини-группы берут свои задания и переходят в другие мини-группы, чтобы обсудить предложенную проблему с ними, т.е. каждая мини-группа должна обсудить все четыре проблемы и предложить своё резюме (по шесть минут на каждую, 24 минуты).

III этап: лидеры групп возвращаются и рассказывают о результатах обсуждения своей проблемы другими группами (примерно 3 – 4 мин.);

I V этап: учащиеся составляют и пишут итоговое резюме (каждый член мини-группы – своё, соглашаясь или не соглашаясь с результатами группового обсуждения), которое сдаётся учителю в конце урока; кроме того, группа подводит итог, отмечая, кто и как работал на уроке, какую оценку следует поставить каждому ученику (или не поставить), и лидеры группы сдают листочки со своими оценками учителю.

^ Ролевые игры. Пример ролевой игры (по теме “Музыка”) в старших классах, которая проводится на обобщающем уроке “Музыканты и продюсеры” (цель - контроль навыков монологической и диалогической речи по теме).

Предварительно, за несколько уроков до данной ролевой игры, проводится урок “Музыка и живопись”, цель которого - использование новых лексических единиц в нестандартной ситуации, развитие навыков спонтанной неподготовленной речи.

Непосредственная подготовка к ролевой игре: группа делится на продюсеров крупных музыкальных фирм (более сильные в языковом плане ученики) и музыкантов-любителей, которые пытаются утвердить свой проект нового стиля в музыке. Каждый любитель должен обратиться хотя бы в три ведущие фирмы. Продюсеры заранее продумывают вопросы, которые можно задать музыкантам о проекте, созданном музыкантами (например, это могут быть вопросы о возрасте, о наличии специального музыкального образования, о сценическом опыте и т.п.). Остальные вопросы, конкретно связанные с данным музыкальным проектом, продюсеры придумывают сами по ходу его защиты.

А музыканты продумывают свой проект (чтобы они знали, на что следует ориентироваться, учитель предлагает им примерный план высказывания:

  1. учителем может быть предложено нестандартное начало, например: Once it was а …. (прилагательное зависит от характера “услышанной” музыки) day; I was (что делал) Ving and suddenly I thought about…. (о чём); and a melody was born in my heart (soul, head…); it was like a kind of (shock, surprise….и т.д.) (зависит от характера выбранной музыки) for me;

  2. название данного стиля и самого музыкального произведения;

  3. на основе каких стилей музыки он создан;

  4. какие музыкальные инструменты - ведущие в данном стиле музыке;

  5. есть ли вокал;

  6. что нового в этой музыке, чем она отличается от других, уже созданных ранее направлений и стилей) и т.д.

Музыкантам предлагается дома нарисовать картину, иллюстрирующую их музыку: за основу можно взять план сочинения, написанного на уроке “Музыка и живопись” (может быть, найдутся и желающие исполнить собственное музыкальное произведение на гитаре и даже на игрушечном пианино).

Продюсер после беседы с каждым музыкантом-любителем должен сразу дать рекомендацию данному человеку (беседы, конечно, идут параллельно). Затем повторяется тот же приём, что и в предыдущей ролевой игре: эксперты собираются вместе и обсуждают услышанное, выбирая лучшие проекты. Музыканты, в свою очередь, выбирают лучшего эксперта, общение с которым и его рекомендация понравилась им больше всего.

Заключение



Приведенные примеры свидетельствуют, что дискуссия на уроках иностранного языка подчинена главной цели - достижению всестороннего и глубокого раскрытия обсуждаемых вопросов.

В целом работа учителя направлена на развитие личности учащихся. Она дает большие перспективы на самореализацию и раскрытие творческого потенциала учащихся посредством иностранного языка. Дискуссия на уроках английского языка позволяет шлифовать методы и приёмы по развитию устноречевых, письменноречевых умений и навыков, добавляя в них элементы диалогизации и создавать новые методы и формы уроков. Но главное, что должно объединять все используемые приёмы и методы - это системность и комплексность их использования на уроках. Лишь наличие определённой системы по развитию речемыслительной деятельности на всех этапах обучения, а не одноразовое применение какого-либо приёма, способствует достижению хороших результатов.

^

Список использованной литературы





  1. Бочкарёва С. В. Риторизация уроков английского языка как фактор развития речемыслительной деятельности учащихся // Открытый урок. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2010. - № 18. – С. 26 – 34.

  2. Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции//Иностранные языки в школе. – 2002. - № 3. – С. 9 – 13.

  3. Игнатьева Т.А. Дискуссия как форма учебной деятельности//Банк педагогической информации ИПКиППРО ОГПУ (http://bank.orenipk.ru/Text/t27_79.htm).

  4. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку// Иностранные языки в школе – 2000 - №4. – С. 9-14.

  5. Фролова И.Е. Развитие навыка публичной речи на уроке английского языка // Вестн. Междунар. ун-та (в Москве). Сер: Яз. Культура. Образование. – М., 2000. – Вып. 1. – С. 183 – 192.






Скачать файл (46.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru