Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая работа - Организация познавательной деятельности в процессе чтения школьной лекции - файл 1.doc


Загрузка...
Курсовая работа - Организация познавательной деятельности в процессе чтения школьной лекции
скачать (156 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc156kb.15.12.2011 22:52скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования республики Беларусь
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Исторический факультет

Кафедра вспомогательных исторических дисциплин и методики преподавания истории

Организация познавательной деятельности в процессе чтения школьной лекции

Курсовая работа

студентки 502 группы

Павлюк Кристины

Александровны
Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент Богданович

Иван Иванович


Минск – 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………......3

Часть первая

  1. Школьная лекция как активная форма обучения………………….5

  2. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе чтения школьной лекции…………………………………………...9

  3. Особенности лекции на разных этапах изучения материала…….14

Часть вторая

Практическое применение лекционной формы обучения на уроках истории в старших классах……………………………………………………………....16
Введение

Наука — это организованное знание.

^ Герберт Спенсер

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению такой активной формы обучения как лекция.

Прежде всего, стоит отметить, что на уроках истории, при использовании такой формы обучения как лекция, учитель стремится содержанием материала, приемами, средствами преподавания, манерой изложения активизировать внимание учащихся. Учитель стремится вызвать у учеников адекватную эмоциональную реакцию на изучаемый материал, активизировать их умственные и учебные действия, помочь им правильно воспринять, представить, осмыслить и в итоге основательно и прочно усвоить учебную информацию.

Актуальность данной темы курсовой работы состоит в том, что при использовании активных форм обучения, (а таковой и является лекция) наблюдается значительная активизация познавательной деятельности учащихся. Кроме того, использование в современной школе наряду с традиционными комбини­рованными уроками таких специфических форм урока, как лекции и семинары помогает осуществить преемственность форм и методов обучения в школе и вузе, готовит школьников к новой ступени освоения знаний.

При написании данной работы были использованы учебные программы по истории и истории Беларуси с целью изучения содержания исторического образования, структурированию материала по классам, разделам и темам. Был использован ряд методических пособий и учебников по методике преподавания истории. Среди них необходимо отметить следующих авторов: Богданович И.И., Вагин А.А., Никулина Н.Ю., Ежова С.А. При написании практической части был использован учебник для 11 класса по всемирной истории.

Касаемо методологических аспектов, следует отметить, что мы использовали общенаучные и конкретно-исторические методы в данном исследовании. Общенаучные методы: общелогический (аналогия) – при сравнении лекции в ВУЗе и среднем учебном заведении, выявление общих и отличных сущностных характеристик, метод эмпирического измерения (эксперимент) использован в практической части работы – лекция включена в план-конспект урока по всемирной истории. Конкретно-исторические методы: историко-сравнительный – сравнение разных типов классификаций школьных лекций, историко-системный метод – лекция рассматривалась как одна из активных форм обучения.

Наша работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части мы рассматриваем сущность понятия школьная лекция, выявляем способы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе чтения лекции. В практической части представлен план-конспект урока истории, содержащий элемент чтения лекции.

Цель исследования: определить оптимальные пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся в процессе чтения школьной лекции.

Задачи:

- изучить сущность понятия школьная лекция и её характерные особенности;

- определить возможность использования лекции по истории как средства активизации познавательной деятельности учащихся;

- определить основные пути активизации познавательной деятельности учащихся в процессе чтения лекции по истории в старших классах;

Объект исследования: процесс обучения истории в старших классах.

Предмет исследования: школьная лекция как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
^ Глава I. Школьная лекция как активная форма обучения
Рассматривая и характеризуя понятие школьная лекция, целесообразно начать с его определения.

Лекционное изложение представляет собой развернутое теоретическое рассуждение, научный анализ и обобщение, последовательно проведенные и опирающиеся на конкретный исторический материал. В лекционном изложении материал повествования и описания служит задачам разбора и обобщения, составляя фактическую основу для выводов и заключений. При этом анализ и обобщение в лекционном изложении осуществляются не в форме беседы, а в монологической форме. [2, с.71]

В монологической форме систематизация и рассуждения выступают не как дополнение к рассказу, а составляют самую существенную сторону преподавания. Лекция характеризуется не длительностью повествования, а важностью и сложностью изучаемой проблемы, глубиной, пос­ледовательностью и аргументированностью анализа.

Так как в данной главе лекция рассматривается как одна из активных форм обучения, следует уделить внимание этому определению. Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика.

На первый взгляд кажется понятным, почему столь эффективным считается семинар. Но можно ли в один ряд с ним ставить и лекцию? Ведь нередко слова лектора входят в одно ухо слушателя и выходят из другого, так и не затронув ни единой струны в его душе. А разве не встречаются уроки-семинары, где ученики произносят по бумажке переписанные чужие слова о не прочитанной классом книге?

Дело в том, что активность или пассивность занятия определяются не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся. И лекцию, надо сделать активной формой. Для этого заложены богатые возможности.

Лекция способна не только сообщать информацию, но, выстраивая систему знаний, убеждая, может формировать мировоззрение слушателей. Слово учителя вызывает эмоционально-эстетическое отношение, пробуждает «чувства добрые», помогает становлению личности. Наконец, с помощью лекции осуществляется руководство различными видами деятельности учащихся на уроке и вне урока, формируются разнообразные умения.

В современной школе наряду с традиционными комбини­рованными уроками используются и такая специфическая форма урока, как лекция. Это помогает осуществить преемственность форм и методов обучения в школе и вузе, готовит школьников к новой ступени освоения знаний.

Следует отметить, что школьная лекция существенно отличается от лекции в высшем учебном заведении. Прежде всего, обычно лекционное изложение в чистом виде почти не имеет места на уроке истории, даже в старших классах. Иногда, по мере надобности школьная лекция может охватить два-три урока, после чего проводят урок опроса или урок повторения.

Также существуют и другие особенности школьной лекции.

Учитель руководит конспективной записью учеников, сообщает тему, указывает заголовки пунктов плана лекции по мере изложения, подчеркивает интонацией важные моменты для записи, подсказывает более краткие и точные формулировки, дает возможность дословно или почти дословно записать выводы. Школьную лекцию учитель ведет более замедленным темпом, чем лектор в высшей школе. [2, с.72]

В школьной лекции используются различного рода наглядные пособия, иногда она принимает характер беседы учителя с классом.

Перед учителем всегда стоит вопрос о соотношении изложения материала и других источников исторических знаний. Объем содержания, глубина усвоения фактов и понятий определяются программой и учебником, который учитель и его ученики выбрали для работы.

К лекционной форме учителя обращаются тогда, когда надо раскрыть закономерность исторических событий, дать им научное объяснение, подвести учащихся к важным мировоззренческим выводам, дать целостное представление по какой-то проблеме, теме, разделу, изложить проблемный материал, в котором значительное место занимают теоретические вопросы.

Раньше дискутировался вопрос о соотношении содержания учебника и изложения учителем. В частности, в книге Н.Г. Дайри «Как подготовить урок истории» указывается, что от правильного соотношения текста учебника и содержания рассказа учителя зависят объем информации, которую получают учащиеся, интерес к уроку и учебнику, время, затраченное на подготовку домашнего задания. [8, с.55]

Современная педагогическая наука выдвигает ряд требо­ваний к школьным лекциям. Во-первых, они должны быть безукоризненными в научном отношении, учить мыслить, да­вать образцы анализа, разбора, выхода за рамки учебника.

Во-вторых, изложение материала должно быть образным, доступным, но вместе с тем логичным, системным, последова­тельным. В ходе таких уроков могут быть использованы на­глядные пособия, схемы, раздаточный материал (например, текст источника). Однако школьная лекция не должна быть длительно-монологичной. Осмысление, закрепление, запоми­нание, применение не должны переноситься на дом.

Изложение учебного материала в ходе школьной лекции должно расчленяться на логические звенья с закреплением сначала на первой ступеньке знаний, потом на второй и т.д. Каждое из постулируемых положений подкрепляется необхо­димым количеством аргументов и цементируется кратким выводом. Нельзя часто обращаться к лекции как форме орга­низации урока. Она целесообразна, когда необходимо раскрыть исторические закономерности, показать логические взаимо­связи событий, процессов и явлений, сложные причинно-след­ственные отношения. Уместна она при подготовке учащихся к экзаменам (обзорные лекции).

Начать лекцию можно с яркого высказывания, создаю­щего проблемную ситуацию. В процессе урока нельзя зло­употреблять простым информированием с диктовкой выво­дов. Основным приемом изложения должны быть рассужде­ние, размышление с риторической постановкой вопросов. Это помогает удержать внимание школьников, обеспечить глубо­кое проникновение учащихся в суть изучаемых историчес­ких явлений и процессов.

Поскольку лекция принадлежит к методам устного изложения знаний учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения. В одном из учебников педагогики пишется: «Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами». В другой книге говорится о другом отличии: «Школьная лекция сравнительно с рассказом и объяснением характеризуется большей научной строгостью изложения».

Вряд ли можно согласиться с указаниями на эти отличия лекции от рассказа и объяснения. В самом деле, разве лекция перестает быть лекцией оттого, что учитель по ходу изложения материала обращается к учащимся с вопросом? Наоборот, иногда полезно поставить перед учащимися вопрос, заставить их подумать с тем, чтобы активизировать их внимание и мышление. С другой стороны, нельзя признать правильным и утверждение, что лекция отличается от рассказа большей научной строгостью или точностью, так как научность изложения является важнейшим требованием ко всем методам обучения.

Так чем же в таком случае школьная лекция отличается от рассказа и объяснения? Единственное отличие состоит в том, что лекция используется для изложения более или менее обширного учебного материала, и поэтому она занимает почти весь урок. Естественно, что с этим связана не только определенная сложность школьной лекции как метода обучения, но и ряд ее специфических особенностей.

В лекции преобладают теоретическое рассуждение, научный анализ, обобщения. Основой, объектом рассмотрения, источником для выводов и обобщений в лекции служит конкретный исторический материал. Поэтому в большинстве случаев там присутствуют и повествование, и описание, и характеристика.

Лекция (как и рассказ учителя) – синтетический прием устного изложения истории. Она может включать в себя все остальные приемы устного изложения: разные виды описания, характеристику, объяснение, рассуждение, элементы беседы и сочетаться с использованием разнообразных видов наглядности.

Итак, в данной главе нами была рассмотрена школьная лекция как активная форма обучения. Считаю необходимым сделать следующие выводы:

- Лекция – одна из активных форм обучения.

- Лекция формирует мировоззрение учащихся.

- Одно из основных отличий лекции от рассказа и беседы – это большая степень информативности и объем.

- Школьная лекция существенно отличается от лекции в высшем учебном заведении.

- Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении и быть шире содержания учебника.

- Школьная лекция готовит учеников к новой форме усвоения знаний в ВУЗ
^ Глава II. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе чтения школьной лекции
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. [4, с.132]

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

В данной главе нашей работы речь пойдет об основных методах и приёмах активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории в процессе чтения лекции учителем.

Прежде всего, стоит отметить, что такой вид устного изложения как школьная лекция применяется только в старших классах. Это обусловлено, во-первых, особенностью восприятия (младшие школьники в силу своих возрастных физических особенностей не готовы к восприятию достаточно объемного материала на слух). Во-вторых, содержанием программного материала, в-третьих, задачами обучения.

Лекция обычно занимает весь урок, поэтому в процессе ее чтения особенно важно организовать слушание и активизировать познавательную деятельность старшеклассников. [1, с.171-172]

Е.А.Розенфельд в статье «Урок-лекция» приводит основные особенности лекционной формы изложения материала, в среднем учебном заведении:

  1. Школьная лекция непременно должна включать в себя элементы беседы. Рекомендуется вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия. В ходе лекции учи­телю также приходится неоднократно прерывать изложение вопросами, побуждающими учащихся к активной работе. В завершении необходимо закрепить новый материал с помо­щью беседы с учащимися.

  2. Учитель руководит конспектированием лекции, выбо­рочно просматривает записи учащихся, разбирает типичные ошибки. Тема лекции обязательно записывается на доске вме­сте с планом. В ходе урока учитель интонационно выделяет наиболее важные моменты для записи, а иногда и подсказы­вает наиболее краткие, четкие формулировки, чтобы учащие­ся могли дословно записать выводы.

  3. Школьный педагог ведет лекцию более медленным темпом.

  4. Перед началом лекции целесообразно поставить про­блемное задание, которое учащиеся должны выполнить в конце урока. [10, с.12]

Пожалуй, с вышесказанным трудно не согласиться. Но следует учитывать и то, что особенности лекции могут изменяться в зависимости от ее типа и поставленных задач. Так, например, план лекции не обязательно должен быть сразу написан на доске. Учащимся может быть дано задание определить пункты плана лекции самостоятельно в ходе ее восприятия.

Дети должны четко воспринимать членение лекции на логически завершенные части. Для этого перед ее началом сообщается план или дается задание учащимся самим по ходу слушания составить его. Учитель руководит конспектированием лекции, выбо­рочно просматривает записи учащихся, разбирает типичные ошибки. Тема лекции обязательно записывается на доске вме­сте с планом. В ходе урока учитель интонационно выделяет наиболее важные моменты для записи, а иногда и подсказы­вает наиболее краткие, четкие формулировки, чтобы учащие­ся могли дословно записать выводы.

В любом случае, изложение надо вести так, чтобы четко обозначить постановку вопроса, логику анализа исторического материала, на основе которого раскрывается его сущность и значение, делаются обобщения и теоретические выводы. Не менее важно устанавливать и легко просматриваемые учениками связи между вопросами, вынесенными на лекцию. [5, с.128]

Важным представляется наметить соотношение изложения материала учителем и других источников исторических знаний. Объем содержания, глубина усвоения фактов и понятий должна определяться учебником. Однако изложение учителя не должно полностью соответствовать тексту учебника. Содержание учебника предполагает наличие объяснения, рассказа преподавателя, учитывающего особенности состава учащихся, уровень их развития.

Н.Г. Дайри в книге «Как подготовить урок истории» указывает, что от правильного соотношения текста учебника и содержания рассказа учителя зависят объем информации, которую получают учащиеся, интерес к уроку и учебнику, время, затраченное на подготовку домашнего задания. Ни пересказ учебника, ни полный отход от него не представляются правильными, если урок не преследует особых целей. [5, с.129]

Таким образом, определяя меру соотношения текста учебника и содержания изложения учителя, следует учитывать ряд факторов: во-первых, следует включать в рассказ самые сложные моменты урока; во-вторых, расширение материала учебника, определяемое потребностями внесения в содержание урока научных достижений, введения новых фактов, обеспечивающих связь обучения с жизнью.

Образность и конкретность – обязательные требования к изложению материала учителем и важнейшие условия его эффективности. Они необходимы для точности и яркости формируемых у учащихся исторических представлений, понятий, для более сильного эмоционального воздействия, прочности запоминания, а, следовательно и восстановления в памяти исторических знаний.

Образность и конкретность устного изложения теснейшим образом взаимосвязаны.

Средства и приемы конкретизации исторических событий и явлений детально раскрыты А.А. Вагиным. [2, с.76]

Делает рассказ более образным и запоминающимся конкретизация моментов, характеризующих место исторических событий. Она важно при рассказе о военных сражениях, так как рельеф местности часто оказывает влияние на расположение войск к его началу и по ходу битвы, на тактику боя. Описание природных условий не только создает конкретное представление об условиях жизни людей, их быте. [5, c.130]

Нельзя не согласиться с данным утверждением, так например использование бытового материала является важным средством конкретизации в изложении исторического материала.

Кроме того, включение бытового материала позволяет избежать модернизации исторического прошлого.

Однако нельзя чересчур насыщать материал лекции бытовым материалом. Его обилие при недостаточно строгом и экономном отборе займет неоправданно много времени на уроке, затруднит выделение учащимися главного.

Одним из средств конкретизации является использование в изложении количественных показателей. Но следует всегда иметь в виду два методических условия при конкретизации изложения исторического материала количественными показателями: их не должно быть слишком много, иначе они перестанут восприниматься на слух, а главное “затеряются” среди второстепенных; и конечно количественный показатель должен быть значимым, убедительным для слушателя.

Убедительный пример вновь нам дает книга С.А.Ежовой “Методика преподавания истории в средней школе”. Если указать, что в середине 20-х гг. в нашей стране в деревне проживало около 114 млн человек, то это само по себе еще не позволяет сделать вывод о том, что наша страна оставалась аграрной. Этот вывод станет очевидным, если в дополнение привести общую численность населения – около 136 млн человек или заменить два показателя одним – в деревне проживало около четырех пятых всего населения страны. [5, c.131]

Также необходимо упомянуть, что создание ярких образов прошлого, конкретизация исторических событий, явлений достигаются использованием в изложении художественной литературы, исторических документов и мемуаров. Это особенно актуально, когда речь в школьной лекции идет о каком-то знаменитом историческом деятеле. Лучше всего использовать такие художественные произведения, которые почти наверняка знакомы учащимся, входят в школьную программу уроков литературы.

Отметим, что образность устного изложения достигается персонификацией общественных явлений, их драматизацией. Что же такое персонификация?

Персонификация представляет собой олицетворение, выражение типических общественных явлений в деятельности и в положении действительных или вымышленных исторических лиц. [5, c.132]

Говоря о чертах устного изложения, мы не можем не отметить, что оно должно быть доступным, наглядным и конкретным.

Доступное изложение означает умение учителя так преподнести материал, чтобы он был понятен каждому, мог стать основой активной самостоятельной познавательной деятельности ученика. Но не стоит забывать, что доступность и научность должны быть связаны неразрывно.

Устное слово является чрезвычайно важным и эффективным инструментом обучения и воспитания. Но ему присущи и недостатки. Во-первых, оно принудительно по темпу восприятия. Поэтому важен темп изложения материала: он не может быть ни слишком высоким, ни замедленным. [5, с.133]

Мы не можем не согласиться с данным утверждением. Ведь есть ученики, которые схватывают услышанное мгновенно, быстро вводят материал в систему накопленных ранее знаний, делают обобщения. Другим требуется больше времени на понимание услышанного.

Устное изложение необратимо. Необходимо главное в изложении подчеркивать интонационно, выделять более медленным темпом речи, повторять выводы.

Несомненно, необходимым условием успешного урока является подготовленность учителя к лекции. Но не менее важным является и подготовка класса к восприятию лекции.

Так как в нашей работе мы рассматриваем активизацию познавательной деятельности учащихся во время лекции, стоит отметить, что возбуждению интереса к изложению материала может служить предварительное ознакомление учащихся со значением рассматриваемого материала. Также следует указать, на какие интересующие их вопросы будет дан ответ в ходе лекции и дать задание учащимся. Задание преследует цель непосредственной организации слушания учащихся. Например, задание выделить при изложении материала главное, составить самим простой план (устно или письменно), составить развернутый план, сравнить, противопоставить изложенные факты, сопоставить знания, полученные из лекции учителя на данном уроке с уже имеющимися, самостоятельно дать оценку событию, явлению, определить его характер, сделать вывод о его значении и влиянии на дальнейшее развитие общества. Целесообразно призвать их к тому, чтобы по окончанию лекции они сделали выводы по услышанному.

Для облегчения восприятия лекции важно правильно расставлять не только смысловые, но и интонационные акценты, излагать ее содержание хорошим литературным языком, заинтересованно и эмоционально. [1, с.172]

Итак, далее целесообразно сделать следующие выводы по главе. Перечислим основные методы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся в процессе чтения школьной лекции, а также выделим условия, необходимые для максимально продуктивного усвоения учащимися материала лекции.

- Школьная лекция применяется только в старших классах.

- Учащиеся должны видеть логически завершенные части лекции, возможно, следует представить ее готовый план.

- По ходу лекции учитель подчеркивает интонационно основные моменты, руководит конспективной записью учеников.

- Важен оптимальный темп изложения материала.

- Школьная лекция непременно должна включать в себя элементы беседы.

- Для увеличения интереса учащихся к материалу лекции целесообразно использование бытового материала, наглядности.

- Активизации познавательной деятельности служит заданное перед лекцией задание.

- Использование отрывков из художественной литературы и мемуаров способствует укреплению межпредметных связей.

- Следует использовать только основные количественные показатели.

- Язык лекции должен быть грамотным, конкретным, эмоциональным и выразительным.

^ Глава III. Особенности лекции на разных этапах изучения материала
В данной главе речь пойдет о разнообразии видов лекций в зависимости от этапа изучения материала. Существует огромное количество классификаций школьных лекций: классификация по форме содержащегося в лекции материала, по форме проведения, по этапам изучения материала и пр.

Для нашей работы первостепенное значение представляет классификация лекций по этапам изучения материала:

^ Классификация школьных лекций:

Вводные лекции: на них учащиеся знакомятся в сверну­том виде с основными теоретическими положениями темы и с общей характеристикой крупной проблемы.

^ Установочные лекции: сжатое, компактное и при этом неполное изложение (некоторые аспекты оставлены для са­мостоятельного изучения) основного содержания какой-либо темы. На таких занятиях обязательно сообщается инструк­ция по методике учебной деятельности на последующих уро­ках. Установочные лекции необходимы, если требуется созда­ние прочной основы для формирования на последующих уро­ках темы соответствующих знаний и умений.

^ Текущие лекции: целесообразны при разъяснении слож­ной темы, если для ее традиционного изучения у учащихся отсутствует необходимый потенциал.

Обобщающие лекции: анализ изученных ранее проблем на основе обобщения и систематизации знаний, полученных учащимися на предшествующих занятиях по теме.

^ Обзорные лекции: рассмотрение основных, узловых воп­росов темы, изучение которой в соответствии с программой осуществляются в порядке общего ознакомления. [10, с.14]

Далее рассмотрим подробнее сущность каждого вида лекции.

Вводные лекции целесообразно проводить в начале изучения новой темы. Вводной лекции принадлежит особая роль. Ее материал подготавливает учеников к восприятию основной информации по данной теме.

Учитель не рассматривает все вопросы предстоящей темы, а выделяет лишь ключевые, уяснение которых позволит учащимся лучше усвоить материал на практических занятиях и в самостоятельной работе. В водной лекции зачастую широко используется внутрипредметные и межпредметные связи. Для вводной лекции наиболее типичными являются обобщение, доказательства, оценочные выводы. [6]

Установочная лекция сохраняет все особенности вводной, но имеет свою специфику: знакомит учеников со структурой учебного материала, содержит программный материал, самостоятельное изучение которого представляет для учеников трудность.

Текущие лекции проводятся в рамках определенной темы. Они способны расширить объем знаний учеников.

Обобщающая лекция проводится в завершении изучения раздела или темы для закрепления получаемых учащимися знаний. При этом учитель выделяет узловые вопросы, широко использует обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, позволяющие включить усвоенные знания, умения и навыки в новые связи и зависимости переводя их на более высокий уровень усвоения, способствуя тем самым применению полученные знания, умений и навыков в нестандартных поисково - творческих заданиях. [7]

Проводятся с целью систематизации знаний учащихся, получаемых ими в ходе самостоятельного изучения учебного материала. Основным в обзорной лекции является умение учителя так отобрать и сгруппировать факты, чтобы в ходе её проведения ученики логически осмыслили закономерности тех или иных явлений, фактов изучаемой темы или раздела. Этот вид лекции может быть использован при подготовке учащихся к экзаменам, когда необходимо закрепить и систематизировать знания учащихся. [6]

Применение обзорных учебных лекций при изучении тем в старших классах имеет свою специфику. Обзор—это следствие, вывод, изложение обозрения, т. е. видного со всех сторон, рассмот­ренного в общем виде, и довольно краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений.

В обзорной лекции учитель раскрывает содержание наиболее существенных явлений в историческом развитии опреде­ленного периода, в деятельности отдельной исторической личности, выделяя лишь наиболее важные и характерные моменты. Обзорные лекции предполагают активнейшую самостоятельную работу учащихся, требуют совместного творчества учителя и уче­ников. Итак, изучив подробно классификацию лекций по этапам изучения материала, следует отметить, что школьная лекция может применяться практически на любом этапе изучения той или иной темы.

^ Практическая часть

План-конспект урока истории с применением лекции

Тема урока: «Наука, литература и искусство в XIX – начале XX в.»
Фома урока: комбинированный.

Цель урока: приобщать учащихся к достижениям отечественной и мировой культуры.

Задачи

Воспитательная: воспитывать у учащихся умение ценить культурное разнообразие, понимать и уважать ценности других народов и людей;

Развивающая: развивать кругозор учащихся, содействовать обогащению знаний учащихся в сфере истории науки и культуры;

Образовательная: содействовать усвоению учащимися основных фактологических и теоретических знаний о важнейших событиях и явлениях в европейской науке в XIX – начале XX в.;
Оборудование: учебник 11 класс, таблица «Технические достижения»
Этапы урока:

1. Организационный момент;

2. Объяснение нового материала;

3. Первичное закрепление нового материала;

4. Подведение итогов;

5. Домашнее задание;

6. Рефлексия.

Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

^ Деятельность учеников

1.

Организационный момент. (2-3 мин.)

Приветствие учеников. Постановка целей и задач урока. Проверка присутствия.


Приветствие учителя.

2.
3.
4.

5.

6.


Объяснение нового материала. (25 мин.)
Тема: Наука, литература и искусство в XIX – начале XX в.

Вступительное слово: Дорогие друзья, сегодня мы с вами будем говорить о науке и культуре рубежа 19-20 вв. Прежде всего, давайте обратим внимание на вопросы на доске. Прослушав лекцию, вы должны на них ответить:

1. Какие эпохальные события повлияли на ситуацию технической революции?

2. Фамилии каких знаменитых физиков конца 19в. вы можете назвать? Осн. Изобретения?

3. В чем суть социал-дарвинизма?

4. Почему 19в. – век электричества?....

Заполним таблицу. Шапка таблицы: стр.72, №2. Сегодня наш урок будет проходить в форме лекции. Основные понятия я попрошу вас заносить таблицу согласно колонкам.
«Рубеж XIX-XX вв. характеризуется серьезными изменениями культуры. Именно в этот период происходят решающие исторические события, совершаются невероятные научные открытия, осуществляются на практике смелые технические замыслы, создаются бессмертные произведения искусства. Эта ситуация является следствием трех эпохальных событий, значение которых очень велико для европейской культуры. Этими событиями являются: Великая французская буржуазная революция, промышленный переворот в Англии,Война за независимость североамериканских колоний. Именно эти события сопровождали основные социокультурные процессы 19 века.

^ В 19 веке наука вступила в золотой век. Взлет естественных наук, который начался еще в 18 веке,

уже в 19 столетии завершился революцией в естествознании.

Одно за другим следовали открытия в области химии, физики, астрономии, биологии, геологии и медицине. 1831 ^ М. Фарадей (1791-1868) открыл явление электромагнитной дуги. В 1911 г. английский физик Э. Резерфорд предложил первую планетарную теорию строения атома, похожую на солнечную систему.

Выдающийся физик А. Г. Столетов изучал вопросы электричества, магнетизма, физической природы света. Им был открыт первый закон фотоэффекта.

В 1897 г. англичанин Дж. Томсон открыл первую элементарную частицу — электрон. Атом, который считался неделимой частицей и последней мерой материи, сам состоит из более мелких частиц. Так была поставлена под вопрос материальность мира.

Достижения биологии содействовали достижениям медицины. Французский бактериолог ^ Л. Пастер заложил основы микробиологии и его сотрудники разработали прививки против ряда болезней: сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. Немецкий микробиолог П. Кох и его многочисленные ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита, сифилиса и создали лекарства против них.

26-летним немецким физиком ^ А. Эйнштейном были поставлены под сомнение традиционные представления о пространстве, времени и движении. В своей теории относительности ученый доказал, что пространство и время зависят от движения материальных объектов.

Также развиваются междисциплинарные исследования, такие как физическая химия, биохимия, химическая фармакология. В 1869 году Менделеев сформулировал периодический закон химических элементов, который установил зависимость между их атомными весами.

В 1859 г. в Англии вышла книга ^ Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Она довела конфликт между религиозным и научным взглядами на мир до точки кипения. Главная идея Дарвина заключалась в том, что растительный и животный мир постоянно

солнечную систему.

Выдающийся физик А. Г. Столетов изучал вопросы электричества, магнетизма, физической природы света. Им был открыт первый закон фотоэффекта.

В 1897 г. англичанин Дж. Томсон открыл первую элементарную частицу — электрон. Атом, который считался неделимой частицей и последней мерой материи, сам состоит из более мелких частиц. Так была поставлена под вопрос материальность мира.

Достижения биологии содействовали достижениям медицины. Французский бактериолог ^ Л. Пастер заложил основы микробиологии и его сотрудники разработали прививки против ряда болезней: сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. Немецкий микробиолог П. Кох и его многочисленные ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита, сифилиса и создали лекарства против них.

26-летним немецким физиком ^ А. Эйнштейном были поставлены под сомнение традиционные представления о пространстве, времени и движении. В своей теории относительности ученый доказал, что пространство и время зависят от движения материальных объектов.

Также развиваются междисциплинарные исследования, такие как физическая химия, биохимия, химическая фармакология. В 1869 году Менделеев сформулировал периодический закон химических элементов, который установил зависимость между их атомными весами.

В 1859 г. в Англии вышла книга ^ Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Она довела конфликт между религиозным и научным взглядами на мир до точки кипения. Главная идея Дарвина заключалась в том, что растительный и животный мир постоянно изменяется путем естественного отбора. Выживает только тот вид растительного или животного мира, который наиболее приспособлен к условиям жизни, и, наоборот, отбрасываются в сторону, погибают неприспособленные организмы. Места для Бога в этом развитии не оставалось. Церковь выступала против Дарвина, видя в его учении основу для атеизма.

Таким образом, социал-дарвинизм – это течение сводящее законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора, выживания наиболее приспособленных, к установкам теорий инстинкта, наследственности и т. д.

Нападки стали более ожесточенными после выхода новой книги ученого «Происхождение человека» (1871). В ней доказывалось, что человек произошел от общего с обезьяной существа.

Она не получила научного подтверждения до настоящего времени. Но ее общие идеи об эволюции и естественном отборе сохранили значение.

Также 19 век – это век электричества. После открытия Петровым явления электрической дуги, Морзе изобрел электрический телеграф, а Белл – телефон (1876). Появились радиоприемники А. Попова, появилось электрическое освещение городов, появились трамваи».

Первичное закрепление материала(7 мин)
Итак, теперь ответьте на вопросы, которые вы видите на доске.
Найдите в учебнике на стр. 67-68 определения понятий романтизм и реализм. В чем, по вашему, отличие?

Сформируйте сущность понятия «дарвинизм».

Назовите основные работы Ч.Дарвина.

Какие открытия были сделаны физиками?

Какие открытия были сделаны в микробиологии?


Подведение итогов. (2 мин)

Выставление отметок.


Домашнее задание. (2 мин.)

Домашнее задание написано на доске, учитель акцентирует на нем внимание ребят. Дает указания к выполнению.

Рефлексия. (2-3 мин)

Предлагаю обсудить вопрос: Какие изменения произошли в науке и технике в Европе в кон.19- нач. 20 в.?




Записывают новую тему урока.


Читают вопросы
Рисуют шапку таблицы


Слушают и по рекомендации учителя конспектируют

записывают

записывают

Вносят в таблицу
записывают

записывают

записывают

записывают

записывают

записывают

записывают

записывают

записывают

записывают


записывают

записывают

записывают
записывают

Вопрос-ответ

отвечают


Дают дневники для выставления отметок


Записывают задание в дневник.


Варианты ответов

Заключение
В данной работе нами была изучена сущность понятия школьная лекция и её характерные особенности. Школьная лекция - активная форма обучения, т.к в ней увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика.

Использование такой формы урока как лекция в современной школе помогает осуществить преемственность форм и методов обучения в школе и вузе, готовит школьников к новой ступени освоения знаний.

Касаемо отличия лекции от других форм устного изложения следует отметить, что в лекции преобладают теоретическое рассуждение, научный анализ, обобщения. Основой, объектом рассмотрения, источником для выводов и обобщений в лекции служит конкретный исторический материал. Поэтому в большинстве случаев там присутствуют и повествование, и описание, и характеристика. Для лекции характерны большая степень информативности и объем.

Выявлены способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке в процессе чтения лекции. Среди них: предварительное задание учащимся на понимание материала, изложенного в лекции, деление лекции на логически завершенные части, оптимальный темп изложения материала, использование бытового материала, наглядности, включение в лекцию элементов беседы, язык лекции должен быть грамотным, конкретным, эмоциональным и выразительным.

Существует огромное количество классификаций школьных лекций. Для нашей работы наибольший интерес представляла классификация лекций по этапам изучения материала. Рассмотрев подробно эту классификацию лекций, мы сделали заключение, что школьная лекция может применяться практически на любом этапе изучения той или иной темы: на этапах изучения нового раздела и темы (вводные лекции), на этапе обобщения материала (обобщающие лекции), на этапе систематизации и закрепления знаний (обзорные лекции).

Следует отметить, что лекция предполагает собой и решение различных учебных задач. Лекция призвана активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории, раскрыть закономерность исторических событий, углубить знания учащихся об изучаемом материале, систематизировать основные понятия темы, дать целостное представление по какой-то проблеме, теме, разделу; изложить проблемный материал, в котором значительное место занимают теоретические вопросы и мн. др.

Практическая часть нашей работы представляет собой развернутый план-конспект урока-лекции по истории в 11 классе.

Библиографический список:


  1. Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе: вучэб. дапам. / І.І. Багдановіч. – Мінск : БДПУ, 2009. – 286с.

  2. Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – М. : Просвещение, 1968. – 431 с.

  3. Всемирная история. История Беларуси. Учебные программы для V – XI классов общеобразовательных учреждений с 11-летним сроком обучения. – Мн.: НИО, 2008.

  4. Гора, П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П.В. Гора. – М. : Просвещение, 1988. – 207 с.

  5. Ежова, С.А. Методика преподавания истории в средней школе / С.А. Ежова и др. – М. : Просвещение, 1986. – 270 с.

  6. Интернет-ресурс: http://festival.1september.ru/articles/210454

  7. Кошелев, В.С. Всемирная история, XIX – начало XXI в. : учеб. пособие для 11-го кл. общеобразоват. Учреждений с рус. яз. обучения / В.С. Кошелев. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 239 с. : ил.

  8. Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. 95 с.

  9. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

  10. Розенфельд, Е.А. Урок-лекция // Преподавание истории в школе. – 1988. - №5.



Скачать файл (156 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru