Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы к ГОСам для специальности Государственное и муниципальное управление 2011 год (полные) - файл 1.docx


Загрузка...
Ответы к ГОСам для специальности Государственное и муниципальное управление 2011 год (полные)
скачать (1478.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx1479kb.15.12.2011 23:09скачать

1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Ответы к госам ГМУ


  1. Возникновение Российского государства и первые этапы его эволюции.

Становление государственного управления Древней Руси

Основные теории происхождения государства

Чтобы лучше рассмотреть процесс возникновения Древнерусского государства, следует коротко проанализировать основные теории происхождения государства, на основе которых можно сделать предположения о факторах, повлиявших на возникновение государства.

Древнейшие представления о происхождении государства связывались с Божественной волей. Христианский принцип "власть от Бога" основывался - на несовершенстве человеческой природы, из-за которой возникает необходимость в организации, поддерживающей порядок. Итак, с точки зрения теологической теории, которая представлена в работах Августина Блаженного, Григория Богослова и других христианских авторов, государство необходимо для поддержания порядка в обществе.

Патриархальная теория рассматривает государство как семью, и поэтому государство является естественным продолжением родовых отношений. Патриархальная теория имела сторонников в античности (Платон, Аристотель, Конфуций), в Средневековье (Р. Фильмер), в российской науке (Н. К. Михайловский, М. Н. Покровский).

В XVIII-XIX вв. происхождение государства основывали на законах природы, рассматривая государственную структуру как живой организм. Сторонниками органической теории можно считать Э. Берка, Ж. де Местра, Г. Спенсера.

Теория происхождения государства в результате насилия возникла в XIX в., разрабатывалась К. Каутским, Е. Дюрингом, Л. Гумпловичем и основана на тезисе о необходимости использования государства как аппарата подчинения.

Марксистская теория объясняет происхождение государства и права как необходимых инструментов для закрепления собственности. Согласно данной теории государство появилось в результате раскола общества на классы и является инструментом закрепления системы эксплуатации. Таким образом, государство необходимо для богатых, для защиты их прав и должно отмирать по мере построения коммунистического общества.

Договорная теория заключается в том, что государство возникло в результате общественного договора между людьми и служит для удовлетворения интересов всего общества. Государство выполняет для общества некоторые функции, в первую очередь по охране прав и обеспечению безопасности, а общество, в свою очередь, обязуется подчиняться государству и обеспечивать его деятельность. Договорная теория возникла в античности (Эпикур), но наибольшее признание получила в Новое время (сторонники ~ Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Идеи договорной теории были реализованы на практике Т. Джефферсоном, автором Конституции США. На основе договорной теории возникла теория правового государства (термин разработан в XIX в. в Германии К. Вельнером, Р. фон Молем). По мере развития общества состав функций государства расширялся. В XX в. рассматриваются идеи о том, что государство -- это не только гарант права и безопасности, оно должно обеспечивать и нормальное социально-экономическое развитие. В работах Д. Кейнса20 перед государством ставится задача обеспечения бедных.

Факторы возникновения государства.




1. рост городов

Требуется внутреннее регулирование




2. рост производительности труда

Возможность профессионального управления




3. внешние враги

Необходимость сплочения, постоянной обороны.













Государственное управление в Древней Руси 9-11 вв.

Древнерусское государство, сформировавшееся к XI в., имело следующие особенности.

1. Глава государства имеет функции, обусловленные общественным договором. За выполнение функций он получает вознаграждение. Для выполнения функций он нанимает служащих. Общественный договор со временем приобретает письменную форму, называется "ряд". Глава государства носит титул великого князя, главы регионов именуются просто князьями. Верховная власть передается по наследству, на основе обычая, называемого "лествичное право", по которому княжеская власть переходит от князя к младшему брату, а затем к старшему племяннику. Лествичное право обеспечивало занятие княжеского престола только взрослыми мужчинами, которые могли быть наемными управляющими, самостоятельно осуществлять руководство государством, в первую очередь --- быть военными руководителями.

2. Функции государственного управления в Древней Руси обусловлены потребностями общества. Внешние функции: оборонительная (защита территории), международное сотрудничество (заключение торговых соглашений). Внутренние функции: правоохранительная (разрешение конфликтов, формирование правовых норм), идеологическая (поддержка государством религии, вначале языческой, затем христианской). В Древнерусском государстве не было разделения властей, все функции осуществлялись одними и теми же людьми. Руководитель какой-либо территории был и верховным судьей в данной местности.

За выполнение государственной властью определенных функций жителями Древней Руси выплачивалось вознаграждение, обычно в натуральном выражении (продукты, меха). Размеры вознаграждения первоначально определялись традициями, и если князь требовал больше обычного, местные жители считали себя вправе не подчиняться. Налоги собирались лично главой государства/региона или через служащих. Сбор налогов лично главой государства именовался "полюдье", происходил раз в год, в зимнее время. Полюдье являлось одной из форм вознаграждения князю за исполнение общественно полезных функций и формой общения людей со своим правителем.

Возникает институт государственных служащих, так называемых служилых людей, которые нанимались князем для выполнения государственных функций. Основная функция служилых людей заключалась в участии в военных действиях. В награду за военную службу княжеские дружинники получали право собирать дань с жителей Руси, участвовать в дележе военной добычи. Государственные служащие, составляющие дружину князя, могли быть иностранцами (варягами, прибалтийцами, венграми, выходцами с Кавказа) или местными людьми, не занятыми в производстве материальных благ (сельском хозяйстве, ремесленничестве). Дружинники не имели постоянных земельных владений, иногда частным образом занимались торговлей, но основной наградой за службу было участие в сборе и дележе дани. Разнородность княжеской дружины и ее оторванность от земельных наделов еще раз подчеркивает наемный характер государственных служащих. Нередко, чтобы пополнить свои доходы и стяжать славу, князья с дружиной предпринимали набеги на соседние страны.

5. Представители местного самоуправления не входили в государственную администрацию. В особо важных случаях великие князья созывали совет из земских бояр, старейшин и нарочитых людей. Бояре -- это местные крупные земле владельцы. Старейшины -- знатные горожане. Нарочитые люди -- представители народа. Подобный совет созывался при выборе новой религии в 987 г., при формировании свода за конов. Однако это не был постоянно действующий представительный орган, кроме того, решающий голос всегда был у князя. Земские бояре не были привязаны лично к князю, отстаивали интересы своего региона или города.

6. Появляется административно-территориальное деление, возникает иерархия управления. В связи с созданием единого Древнерусского государства увеличивается территория, подчиненная верховному правителю, и численность управляемого населения. Возникает необходимость в создании дополнительных уровней управления в соответствии с нормой управляемости. Государство в Древней Руси было поделено на волости, которые подчинялись верховному правителю, -- великому князю киевскому. В городах представителями князей были наместники. Управление в Древней Руси представляло собой трехуровневую иерархическую организацию. Высший уровень -- общегосударственный (великий князь), средний уровень (региональный) -- князья, низший уровень -- наместники.

7. В Древнерусском государстве появляются вооруженные силы, которые делятся на две категории. Первая категория -- княжеская дружина -- профессиональные военные, постоянно находились в боевой готовности. Дружина охраняла границу, проводила небольшие военные операции. Другая категория армии -- земское ополчение -- набиралось во время крупных военных операций из всего свободного мужского населения. Ополчение, или "полк", набирался по "разрубу" -- разверстке из горожан и свободных селян30. Двойственный характер формирования армии, с одной стороны, ослаблял военную мощь государства, с другой стороны, позволял контролировать военные действия местному самоуправлению.

Государственное управление в Древней Руси в период раздробленности

I. Развитие местного и городского самоуправления. Города делятся на старшие (столицы уездных княжеств) и .младшие, Старшие города заключали договор с правящим князем, имели собственных посадников, думу, вече. Старшие города могли призывать князей или отказываться от них. Мнение столичных горожан иногда было решающим при выборе главы государства. Так, в 1113 г. киевское вече отказалось принять законного наследника Олега Святославича и призвало на великое княжение Владимира II Мономаха. В 1176-78 гг. вече города Владимир в споре между младшими детьми Юрия Долгорукого и его старшими внуками решило передать власть Всеволоду Юрьевичу, не пустив в город его племянников Роетиславичей. Политические решения старших городов были обязательны для младших городов. Младшие города иначе назывались волостными или подвластными, в них тоже имелись все органы местного самоуправления.

Примеры старших городов -- Чернигов, Ростов, Смоленск. Примеры младших городов -- Торжок, Пронск, Коломна.

Оседлость князей и служилых людей. Продолжается борьба за великое княжение, а следовательно, за города Киев и Владимир. В то же время Русская земля делится на удельные княжества, которые закрепляются за отдельными ветвями в роду Рюриковичей. Князья становятся более привязанными к занимаемому городу, их дружинники получают постоянные наделы земли и смешиваются с местным земским боярством. Процесс раздробленности способствовал закреплению князей за конкретными территориями (вотчинами) и уменьшению отчуждения служилого сословия от земли.

Княжеская власть сводится к военным и правоохранительным функциям. Отношения между князьями и старшими городами закрепляются в договорах, так называемых рядах, в которых содержатся взаимные обязательства. В рядах четко прописывались доходы князя и его дружины и порядок разбора гражданских споров между местными жителями и наемными служилыми33. Князья могли быть изгнаны из городов за самоуправство, вмешательство в местное самоуправление, нарушение местных законов или просто за отсутствием необходимости в оборонительных услугах34. Ряд закреплялся крестоцеловальными грамотами.

Неопределенность централизованной власти. Власть великого князя не оговаривалась законами, опиралась на обычаи и христианскую мораль.

Каждый удельный князь имел право самостоятельно заключать международные договоры и объявлять войну.

Церковь -- единый сплачивающий элемент в Древней Руси, но многие князья пытались подчинить себе церковные авторитеты.

Структура управления того времени не была иерархичной. Поэтому на принятие решения требовалось много времени. Часто князья принимали несогласованные решения, действовали исходя из собственных интересов.

До 1169 г. великим князем считался князь киевский. С 1169 г. Андрей Боголюбский перенес столицу во Владимир, и владимирский князь стал именоваться великим князем. Де-факто состоялся перенос центра управления из Киева во Владимир. Де-юре на Руси появились два великих князя. Это усугубило раздробленность, привело к размежеванию между Южной и Северо-Восточной Русью.

Управление в Древней Руси в период монголо-татарского ига

К XIII в. у Руси появились опасные соседи, преследовавшие идеи экспансии. С Запада это был рыцарский Орден меченосцев (после объединения с рыцарями Тевтонского ордена -- Ливонский орден), с Востока -- монголо-татарская Орда. Русь подчинилась завоевателям с Востока, что можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, завоеватели с Востока были гораздо многочисленнее. Монгольское войско имело жесткие принципы организации, с которыми русские военные до сих пор не сталкивались, а методы ведения военных действий западными рыцарями были на Руси хорошо известны.

Во-вторых, для завоевателей с Запада был характерен религиозный экстремизм, а монголо - татары в первое время отличались веротерпимостью. Русские люди, жившие по христианским законам, поступали по словам из Священного писания: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь могущего и душу, и тело погубить в геене" (от Матфея, гл. 10, стих 28).



В-третьих, русский и татарский народы имели различные сферы обитания (у русских земледельцев -- лесная полоса, у татар-скотоводов -- степь). Татары не собирались непосредственно жить на Руси, не собирались рушить старую систему управления, их устраивало экономическое и политическое подчинение и сохранение сложившейся структуры власти, в то время как западные завоеватели имели целью непосредственную колонизацию русских земель, личное подчинение себе всех русских, в том числе и правящей верхушки.

Итак, с военной, религиозной и управленческой точек зрения монголо-татары имели больше возможности для завоевания Руси, чем крестоносцы.

Влияние монголо-татарского ига на управление на Руси

Монголо-татарское иго привело к таким последствиям в управлении и общественной жизни Руси, которые появились не сразу, а в течение пятидесяти-шестидесяти лет, но повлияли на дальнейшее развитие России и сопредельных земель.

Большие людские и материальные потери, связанные с татарскими набегами на Русь, привели к ослаблению хозяйства и государственной власти на Руси. В частности, полностью были уничтожены культурные ценности Киева, который окончательно был восстановлен только через триста-четыреста лет. Татарская дань особенно в первые годы ига была очень тяжелой. Из каждой семьи татары забирали по одному из трех сыновей, в плен также забирались все неженатые мужчины, незамужние женщины и нищие35. Остальные семьи были переписаны и обложены платежами. Перепись ("запись в число") состоялась в 1257 г. Сбором дани занимались специальные чиновники -- баскаки, которыми были обычно мусульманские купцы. Затем дань стали собирать князья. В начале XIV в. исключительное право собирать дань было даровано московскому князю.

Влияние азиатской культуры управления. Азиатская культура управления заключается в неограниченной власти верховного владыки, бюрократии, формальной дисциплине, жестоком подавлении неугодных лиц.

Преобладание авторитарного стиля руководства и принятия решений,

Тенденция к безграничной власти государя, верховного правителя. В ходе продолжавшегося дробления княжеств возникло много мелких автономных уделов, во главе которых становились деспоты, владеющие землей и верховной властью.

Безграничная власть характерна и для низших уровней управления. Дробление уделов привело к тому, что местное самоуправление прекратило свое существование из-за очень небольшого размера княжеств. Подчиненные князьям землевладельцы также получили большие привилегии, в том числе право суда и сбора налогов. Фактически все население оказалось в иерархической зависимости в системе государственного управления.

6. Появление коррупции, которая заключалась в том, чтобы за взятку добиться дополнительных прав от татарских правителей.

Особенности государственного управления в период монголо-татарского ига (в ХП -- начале XV в.)

Затухание общенациональной идеи. Отдельные княжества проводили собственную политику, как внешнюю, так и внутреннюю, выбирали собственные социальные ориентиры. Отсутствие единого национального центра также характерна для того времени. Владимир является чисто номинальной столицей России, фактически столицами были: Тверь (1263-72), Кострома (1272-76), Переелавль-Залесский (1276-92, с перерывами), Городец (1283-1304, с перерывами), Тверь (1304-17), Москва (1317-22), Тверь (1322-28), Москва (1328-58), Нижний Новгород (1358-61), Москва (с 1361).

Размежевание между княжествами. Каждый из удельных князей самостоятельно выбирал политику своего княжества на международной арене и в отношениях с татарскими ханами. В результате понятие Русского государства остается актуальным только для северо-восточной части Руси.Южные и западные земли постепенно отмежевываются от Руси, в них идет процесс формирования собственных национально-государственных общностей.

В XIII в. самостоятельную политику проводят западные и юго-западные земли, от Руси отпадает территория современных Западной Украины и Белоруссии. Князь Даниил Галицкий

принимает от Папы Римского королевскую корону и становится государем, независимым от остальной Руси. Полоцкие князья вступают в союз с Литвой, а затем Полоцкое княжество завоевывается литовцами. В XIV в. такая же участь ожидает Галицко-Волынское княжество, а также территорию современной Центральной и Восточной Украины (Киевское и Черниговское княжества). В начале XV в. объединенное Польско-Литовское королевство включает в себя Полоцкое, Смоленское, Га-липкое, Волынское, Киевское княжества и часть Черниговского княжества. Русская государственность сохраняется только на территории современной Центральной России.

Система ханских ярлыков становится определяющей при установлении верховной власти. Обладать властью мог только тот субъект, который имел на это право через ханский ярлык. Обладание властью зависит не от закона, не от традиций, не от морали, а от воли другого государства. На эту волю можно было повлиять с помощью взятки. Таким образом, деньги становятся определяющим фактором власти. За ханский ярлык на великое княжение мог поспорить любой князь, выигрывал тот, кто предлагал наиболее выгодные для хана условия. Спор за ярлык мог вестись не только после кончины правящего великого князя, но и после кончины татарского хана, когда новому хану требовались средства.

Порочная система подкупа татарских владык и неопределенности с законами о передаче власти привели к усилению междоусобной вражды между князьями не только в споре за великое княжение, но и в спорах за каждый клочок земли.

Возникновение различных систем управления в русских княжествах было обусловлено дальнейшим обособлением территорий внутри бывшего Владимиро-Суздальского княжества. Каждая территория, каждый город рассчитывал только на собственные силы, на собственное хозяйство, которому соответствовала собственная система администрирования.

Монголо-татарское иго привело к необходимости государственного вмешательства в экономическую сферу, к переходу от натуральных налогов к денежным.

Необходимость уплаты дани легла тяжким бременем на экономику Руси, привела к обогащению верхушки общества и обнищанию простого народа. Именно в период татарского ига некоторые князья сколачивают большие состояния на торговле и сборе дани, а другие князья и целые города разоряются, не сумев приспособиться к новой жизни.

Новгород не был завоеван татарами, однако татарские баскаки в 1257 г. были посланы в Новгород, как на территорию, принадлежащую к Владимиро-Суздальскому княжеству. Новгородцы подняли восстание, которое подавил Александр Невский, заставивший новгородцев платить дань. Это объяснялось необходимостью собрать деньги для выплаты дани, которые в условиях натурального хозяйства мог дать только торговый Новгород.

Таким образом, принципы налогообложения изменились. Если в Древней Руси дань была вознаграждением государственной власти за выполнение функций, то в период ига дань выплачивалась потому, что власть татарских ханов была сильнее. В обмен на получение дани татарские ханы не несли никаких обязательств.

Новгород в период ига имел следующие отличительные особенности управления:

С одной стороны, Новгород приобрел еще большую самостоятельность, мог не призывать никакого князя, с другой стороны, Новгород вынужден был подчиняться Золотой Орде.

Новгород не участвовал в борьбе за власть над всей Русской землей, автоматически подчинялся великому князю московскому, но и сохранял автономию в управлении. В Нов городе установилась буржуазная республика.

В XV в. Новгород достиг своего расцвета, но не смог оставаться независимым и в 1470-е гг. был покорен великим князем московским. Причины падения Новгорода Б. О. Ключевскийсвязывает со следующими проблемами, возникшими в управлении вольного города. Во-первых, свободное предпринимательство способствовало социальному неравенству, которое приводило к внутренним конфликтам. Общественное мнение стало склоняться в пользу "сильной руки", наведения порядка. Во-вторых, широкая автономия пригородов позволила им бросить старший город в борьбе с великим князем. В-третьих, богатство Новгорода было основано на торговом капитале, сельское хозяйство на северных болотистых землях княжества было слабо развито, Новгород зависел от поставок продовольствия из центральных русских областей. В-четвертых, новгородское ополчение из горожан уступало профессиональной армии княжеских служилых людей. И главное, Новгород должен был поступиться своими частными интересами ради политических потребностей всего русского народа, создававшего единое государство.

Псков в XIV в. выделился в самостоятельную, независимую от Новгорода, республику. Рязанское княжество обладало пограничной территорией, сильно зависело от татар, подвергалось частому разорению.

В период монголо-татарского ига Москва представляла собой крупный развивающийся город, в котором начали формироваться новые принципы городского управления.

Государственное управление в условиях централизации (XV-XVI вв.)

Новый порядок передачи власти -- от отца к старшему сыну, впервые примененный Дмитрием Донским (1359--89). Подобный порядок передачи власти прекращал деление власти между несколькими князьями и сосредотачивал всю полноту власти у одного верховного правителя. Такой способ передачи власти уменьшал конфликтность, но у власти мог оказаться недееспособный государь, раньше в Древней Руси этого быть не могло. В XVв. благодаря совершенствованию государственной администрации, личность, таланты и способности государя имеют меньшее значение.

Государственная администрация заключается в Думе. Боярская дума обеспечивает преемственность власти, т. е. в Московском государстве складываются признаки олигархии (олигархия -- обезличенная система власти).

3. Опора на православную церковь. Русская православная церковь при поддержке князя Василия II (1419-62) добилась автокефалии (независимости) от Константинопольского патриархата.

4. Подчинение уделов происходит тремя способами. Первый -- на основе договора. Удельный князь обязуется во всем подчиняться московскому, а взамен получает часть доходов своего княжества. Таким способом присоединяются Ростов, Ярославль. Второй -- применение силы для подчинения регионов. В ходе военных акций в 1471-1478 гг. был присоединен Новгород, в 1485 г. -- Тверь, в 1517 г. -- Рязань, в 1510 г. -- Псков. Третий способ -- переселение удельных князей в Москву, принятие их на службу, заключение браков с москвичками.

В удельных княжествах сохранились местные административные институты, которые перешли в подчинение великому князю. Однако местное самоуправление ликвидируется (вече не созывается, посадники не избираются).

Отсутствие деления княжества между братьями великого князя. Родственники государя получают в удел города, однако их княжества не имеют автономии, а скорее являются разновидностями поместий.

Появление общегосударственной национальной идеи: идея о едином великом российском государстве. В государстве появляется соответствующая идеология: "Москва -- третий Рим". Появляются первые символы нового российского государства, в частности герб -- двуглавый орел. Герб унаследован от Византийской империи в результате брака вели кого князя Ивана III с наследницей византийского трона Софьей Палеолог.

Появление единой финансовой системы. Сбор дани великим князем трансформируется в сбор налогов. Средства собирают представители великого князя, которые затем уплачивают некоторый процент в казну, В правление Елены Глинской начинается чеканка единой монеты. На монете изображен Святой Георгий --- всадник с копьем, отчего монета получает название "копейка".

Борьба с правом отъезда. Московские князья добиваются упразднения права вольных слуг отъезжать к другому государю. Делается это с помощью религиозных, моральных и материальных рычагов. Все свободные поданные московского князя должны приносить присягу своему государю, что будут служить ему до смерти. Отъехавший служилый считается нарушителем присяги и подлежит церковному проклятию. У отъехавшего отбираются вотчины и все оставшееся на Москве имущество. В случае возвращения отъехавшего назад к нему могли быть применены репрессии вплоть до смертной казни. Например, сын последнего тысяцкого Иван; Вельяминов посчитал себя обделенным, так как ему не досталась должность отца, и отъехал в Тверь. Через несколько лет в 1378 г. он был арестован при попытке примирения и казнен в Москве. Это была первая публичная казнь в городе, продемонстрировавшая власть великого князя.

10. Регулирование права на основе новых общерусских законов. В 1497 г. был издан сборник гражданских и уголовных норм -- Судебник Ивана III, в котором были собраны все основные законы, издававшиеся московскими князьями. Судебник по-прежнему имел в основе правовые нормы, характерные для Русской Правды, но с существенными изменениями. В частности, в Судебнике были закреплены телесные наказания и смертная казнь.

  1. 

  2. Информационные процессы в обществе и управлении.

К концу XX в. стала складываться, сначала в рамках кибернетики, а затем информатики, информационная картина мира. Строение и функционирование сложных систем различной природы (биологических, социальных, технических) оказалось невозможным объяснить, не рассматривая общих закономерностей информационных процессов. Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами. Хранение информации осуществляется с помощью книг, а в последнее время все больше посредством электронных носителей.

Человеком разработаны технические устройства, в частности компьютеры, которые специально предназначены для автоматической обработки информации. Создание глобальной компьютерной сети Интернет позволило обеспечить для каждого человека потенциальную возможность быстрого доступа ко всему объему информации, накопленному человечеством за всю его историю. Информационный подход к исследованию мира реализуется в рамках информатики, комплексной науки об информации и информационных процессах.

^ Информационные процессы в управлении

Предприятие — как искусственная система созданная с заданной целью функционирования должно обеспечивать протекание определенных вещественно-энергетических процессов. Вместе с тем эти процессы в свою очередь могут осуществляться на основе систематизированных процессов передачи, переработки и представления информации как в узлы управления, в которых осуществляется принятие решения, так и исполнительные механизмы, реализующие информацию принятия решения в мероприятиях, направленных на достижение целей управления. Системой управления все информационные процессы значимые для обеспечения производственной деятельности объединяются, взаимодействуя в единое целое. Информационный процесс — это связанная совокупность информационных операций, осуществляемых определенными преобразователями (людьми, машинами, алгоритмами).

Результатом информационного процесса является: либо информация более содержательного уровня, либо та же информация в новой среде отображения. Управление производством — выбор перечня определенных допустимых мероприятий осуществляемый с учетом информации отображаемой в ходе протекания информационных про­цессов. Описанная иерархия информационных элементов управления производственным процессом в информационном аспекте представлена на рис. 19.2.

^ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ Роль информации в современном обществе

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентрации и специализации производства.

Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека [1,2].

Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами [2]:

•человечество переживает информационный взрыв. Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению;

•развитие массово - коммуникационных процессов;

•потребность разработки общей теории информации;

•развитие кибернетики как науки об управлении;

•проникновение информационных технологий в сферы социального бытия;

• исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы;

•актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы;

•проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях.

Важное место в понимании такого понятия как "информация" и механизма информационных процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды, которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой - источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в информационную среду. Любому хозяйствующему субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен. Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и определяет определенные принципы информационного поведения людей в общении друг с другом.

Следует также отметить, что исключительная роль информации в современном научно - техническом прогрессе привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. Информация стала предметом купли - продажи, т.е. информационным продуктом, который наравне с информацией, составляющей общественное достояние, образует информационный ресурс общества.

В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления.

Становление и развитие информационного сектора, движение многих видов информации в качестве товара повлияло на формирование особого рынка - рынка информации.

В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики не возможно представить без применения новых информационных технологий. Уже прошел тот момент времени, когда новые информационные технологии разрабатывались в основном для внутренних потребностей той или иной организации. Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей.

Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.

В результате объединения разнообразных информационных сетей стало возможным создание глобальной информационной системы Internet , позволяющей вести информационное обслуживание по принципу "всегда и везде: 365/366 дней по 24 часа в сутки в любой точке земного шара".

Благодаря стремительному развитию новейших информационных технологий, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet .

Все более интенсивно в своей деятельности фирмы начинают использовать ресурсы Internet . Глобальная информационная сеть проникла практически во все сферы человеческой жизни и бизнеса. В Internet формируется новая система глобальной коммерции, в которой продавцы, покупатели и посредники оказываются объединенными в торговые сообщества. Internet можно рассматривать как новую "среду обитания информационного общества", являющуюся одновременно и важнейшим глобальным электронным рынком, который еще молод, но его обороты уже значительны.

Рост популярности Internet связан с тем, что с использованием данной технологии можно реализовать практически все бизнес-процессы в электронном виде: покупать и продавать товары и услуги, вкладывать деньги, получать информацию, заключать соглашения и т.д. Настоящий момент развития Internet связан с лавинообразным развитием электронной коммерции.

Электронная коммерция основывается на структуре традиционной коммерции, а использование электронных сетей добавляет ей гибкости. Существует два основных вида электронной коммерции: торговля товарами и торговля информацией. Различия между ними значительны и проявляются на всех уровнях - начиная с определения потребительской аудитории и заканчивая непосредственно оплатой за оказанную услугу.

В настоящее время Российская система информации включает в себя важнейшие потоки информации и выполняет ее обработку в соответствии со специализацией информационных органов [2,3]. Данные представлены в табл. 1.

Следует отметить, что Российские органы информации входят в соответствующие международные отраслевые системы информации - по патентам, по стандартам, по энергетике, сельскому хозяйству и т.д.



Понятие новой информационной технологии. Направления информатизации государственного и муниципального управления.

Понятие новой информационной технологии (НИТ).

НИТ – системно-организационная последовательность операций, к-ые выполняются над информацией с использованием ср-в и методов автоматизации.

НИТ основана на:1.Применение ПК 2.Активное участие пользователей в информационном процессе 3.Высокий уровень пользовательского интерфейса 4.Широкое использование пакета прикладных задач общего и спец-го назначения 5.Возможности для пользователя доступа к удаленным БД и к использованию вычислительных сетей.

С развитием НИТ возрасла потребность в аналитич. Работе, для к-ой необходимо использование конкр. Эк-ких, коммерч и произв-ых ситуаций с целью принятия обоснованных решений; эта задача решается соверш-ем интегрированных ИТ для обработки информации.

Направления информатизации органов государственной власти и управления..

Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Могут быть выбраны следующие направления совершенствования действующего законодательства в области информатизации:

- систематизация и кодификация действующей нормативной базы;

- создание единой терминологической базы нормативных документов, регулирующих отношения в области информатизации;

- устранение противоречий с федеральными законами, выявление неэффективных законотворческих норм в законодательстве;

- разработка нормативной базы для работы с персональными данными;

- разработка нормативного обеспечения взаимодействия граждан с органами власти;

- разработка регламентов взаимодействия различных информационных систем.

Внедрение иформационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная,

полная и актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок. Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживается состояние запросов. На основе ИКТ возможна реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней.

Основные мероприятия ФЦП «Инф-о общества»

Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе

Построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления

Развитие российского рынка информационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий

Преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества

Обеспечение безопасности в информационном обществе

Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия

Можно выделить следующие направления информатизации муниципального управления:

- ИТ управления ЖКХ

- Геоинформац технол

- ИТ управления муницип недвиж

- Автоматизация делопроизводства

- ИТ управления гор фин

- АИС регистрации юр лиц и организаций

- АИС соц защиты Н

- АИС управления энергосбереж-м и ресурсами

- Муницип-й интернет-портал

Направления информатизации государственного и муниципального управления определяются:

* Государственная программа РФ «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» к-я пришла на смену «ЭР»

* Концепция федеральной информатизации, к-я еще не до конца разработана, пришла на смену «Информационному Правительству»

Информационное обеспечение государственного и муниципального управления: содержание, проблемы, технические средства.

Информационное обеспечение государственного и муници

пального управления должно предусматривать со

ответствующий интегрированный массив информации (объем) о прошлом, настоящем и прогнозируемом будущем. Эта инфор

мация должна отслеживать все относящиеся к проблеме собы

тия, факты, статистические, аналитические и иные материалы. Таким образом, информационная система обеспечения управ

ленческой деятельности в целом, государственного и муници

пального управления, в частности, должна быть ориентирована на пользователя, т. е. информация, которую она (система) обра

батывает, должна служить потребностям тех пользователей, ко

торые ее получают. При проектировании информационной системы нужно иметь в виду, что информационные потребности различны и зависят от их уровня в иерархии и функциональных обязанностей.

Теоретически процесс проектирования информационной системы состоит из пяти этапов.

  1. Анализ системы принятия решений. Процесс начинается с определения всех типов решений, для принятия которых требу

  2. ется информация. Должны быть максимально учтены потреб

  3. ности каждого уровня функциональной среды.

  4. Анализ информационных требований определяется типом информации, требуемой для принятия каждого решения.

  5. Агрегирование решений. Если бы для принятия каждого ре

  6. шения требовалась специальная информационная система, то она была бы слишком громоздкой, сложной. Решения, для при

  7. нятия которых требуется одна и та же или значительно перекры

  8. вающая информация, должны быть сгруппированы, интегриро

  9. ваны в одну задачу управления.

  10. Проектирование процесса обработки информации предусматривает разработку системы для сбора, хранения, передачи и модификации информации с последующим использование новейших технологий в этом направлении.

  11. Данный этап завершает процесс создания и воплощения системы, который служит для оценки получаемой информации и позволяет распознавать и корректировать неточности, по

  12. грешности, ошибки. Помимо этого, необходимо иметь возмож

  13. ность модифицировать систему в соответствии с ситуациями, чтобы она была гибкой и мобильной.

Под информационным обеспечением следует понимать опреде

лимую (целенаправленную) деятельность по разработке, организации Функционирования и совершенствованию информационных систем, направленную на организацию обеспечения субъ

екта совокупностью сведений в виде систематизированной ин

формации, необходимой ему как субъекту управления для осуще

ствления возложенных на него задач и функций управления.

Вопросы информационного обеспечения государственного и муниципального управления занимают особое место в систе

ме управления, поскольку любое поспешное или неверное управленческое решение, принимаемое при недостатке инфор

мации, особенно в нештатных, экстремальных ситуациях, мо

жет привести к нежелательным последствиям.

В основную содержательную часть информационной систе

мы входят:

- социальные, нравственные ценности, которые являются сутью государственного и муниципального управления:

- информация о производственных, материально-технических, социальных, технологических параметрах объектов управления;

- законодательные, нормативно-правовые акты, документа

ция, регулирующие деятельность органов власти государствен

ного и муниципального управления;

- данные о нормах, нормативах, стимулах, которые регулиру

ют производственную, материальную, духовную, культурную и иную сферу, имеющую потребительский характер деятельности управляемых объектов;

- сведения о содержании подготовки и квалификационном росте персонала государственных органов и органов местного самоуправления (информация, характеризующая человеческий потенциал субъекта государственного и муниципального управ

ления).

Информационная система государственного управления должна содержать в себе идеологию и мораль общества по поводу ресурсов, источников, средств и других феноменов, которые на

дежно обеспечивают и гарантируют целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие России. 

Тогда будет очевидным определение ценности, актуальности и созидатель

ной силы, правового регулирования многообразных информа

ционных процессов, особенностей профессиональной подго

товки и переподготовки управленцев различных уровней.

Новый век, новейшие технологии становятся все более усложненными, поскольку они напрямую связаны с нравствен

ным и интеллектуальным совершенствованием человека-управ

ленца.

^ Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее именуются - ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления.

Важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Несмотря на высокие темпы развития ИКТ в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Вместе с тем недостаточное развитие ИКТ в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в экономике, развития производства в сфере ИКТ. К числу таких негативных факторов относятся:

несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИКТ;

недостаточное развитие ИКТ в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;

отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли;

недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ;

барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности при выходе российских предприятий и других организаций сферы ИКТ на российский и мировой рынки;

высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике.

Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие ИКТ, реализуются или планируются к реализации в рамках федеральных, региональных и ведомственных программ.

Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" (далее именуется - Программа) должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ. В процессе выполнения Программы будут определяться общие направления развития ИКТ (основные принципы, стандарты и типовые решения по реализации различных проектов) как одного из основных направлений социально-экономического развития страны.

Основными целями Программы являются создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей.

Реализация Программы позволит:

  • эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере ИКТ;

  • обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;

  • преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ;

  • обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.

Для достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать эффективную нормативную правовую базу в сфере ИКТ, регулирующую в том числе вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

  • повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных ИКТ;

  • обеспечить условия для повышения эффективности и более широкого использования ИКТ в экономической и социальной сфере;

  • повысить уровень подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе ИКТ;

  • содействовать развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения ИКТ в их деятельность;

  • содействовать развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенно повысить качество предоставляемых услуг в этой области;

  • сформировать единую информационную и телекоммуникационную инфраструктуру, необходимую для совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и других организаций;

  • сформировать условия, необходимые для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.

Цели и задачи Программы определены с учетом Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года, основных положений Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой на совещании Группы восьми 22 июля 2000 г. на острове Окинава, Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.



  1. 

  2. Процесс консультирования.

Сущность управленческого консультирования. Управленческим консультированием называется предоставление независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

Управленческое консультирование играет одну из ведущих ролей в управленческой инфраструктуре в условиях рыночной экономики. Услугами консультантов пользуются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

Зарождение управленческого консультирования было вызвано двумя основными причинами: постоянным поиском предпринимателями и руководителями новых средств повышения эффективности и результативности организации; желанием специалистов-управленцев найти коммерческое приложение своим способностям.

Выделяют три этапа в развитии управленческого консультирования.

^ Первый этап характеризуется приходом в управленческое консультирование бывших успешных управленцев. Основным недостатком такого \> консультирования акцентирование бывшими управленцами собственного опыта. Однако даже самый ценный опыт быстро устаревает.

^ Второй этап характеризуется специализацией консультантов по конкретным управленческим проектам. Консультирование заключается в приспособлении разработанной консультантами эффективной управленческой технологии к условиям конкретной организации-клиента.

^ Третий этап развития управленческого консультирования характеризуется преобладанием системного подхода к диагностике организаций и рекомендуемым решениям. Представители третьей волны консультантов делают акцент на комплексном решении проблем организации и тесном взаимодействии консультантов и специалистов организации-клиента.

По своей направленности управленческое консультирование

целеориентированным, т.е. направленным на достижение конкретных целей организации;

ценностно-ориентированным, т.е. направленным на внедрение в организации новых социально-управленческих ценностей;

личностно-ориентированным, т.е. направленным на развитие способностей сотрудников организации, изменение их роли в

ятельности организации;

проблемно-ориентированным, т.е. направленным на выявление проблем в деятельности организации.

Сутью управленческого консультирования является передача организации-клиенту управленческих знаний, привитие новых подходов к управлению, позволяющих реализовать эти знания на практике, и развитие личностных качеств, навыков, умений и способностей персонала, необходимых для эффективного применения новых знаний в каждой конкретной ситуации.

Используемые в управленческом консультировании знания имеют два измерения:

техническое, относящееся к производственным и управленческим процессам, проблемам, с которыми приходится сталкиваться организации-клиенту при реализации производственных и управленческих процессов, а также методам решения этих проблем;

социально-психологическое, относящееся к сфере межличностного и социального взаимодействия работников организации-клиента, восприятию ими производственных и управленческих проблем, и степени их заинтересованности в решении данных проблем.

Учитывая эти особенности управленческого консультирования, выделяют два его типа:

техническое управленческое консультирование;

социально-психологическое управленческое консул ьти рован и е.

Техническим управленческим консультированием занимаются специалисты, компетентные в вопросах организации производства, его технологического обеспечения, распределения и использования ресурсов, бухгалтерского учета, информационно-аналитического обеспечения,!статистики, исследования операций, моделирования управленческих ситуаций, формирования управленческих решений и

Социально-психологическим консультированием занимаются специалисты, компетентные в вопросах развития и активизации человеческих ресурсов, методах разрешения конфликтов в организации, набора и отбора персонала, профессиональной и социальной адаптации новых работников и т.д.

Вне зависимости от своей направленности и типа управленческое консультирование имеет следующие характерные черты:

Во-первых, консультанты играют роль связующего звена между теорией и практикой управления, потому что они должны постоянно следить за развитием теории и практики управления, распознавать общие тенденции и типичные причины проблем, обобщать приобретенный опыт в решении производственных, организационных и социально-психологических проблем различных организаций, творчески использовать научные рекомендации и приобретенный опыт для разрешения новых проблем.

Во-вторых, консультанты не обладают I должностными полномочиями принимать управленческие решения в организации-клиенте. Наиболее часто роль консультанта заключается в разработке рекомендаций по принятию соответствующего управленческого решения, мониторинге претворения в жизнь принятого руководством организации-клиента управленческого решения и разработке дополнительных советов по его практической реализации. Всю ответственность за принятие и реализацию управленческого решения несет руководство организации-клиента.

В-третьих, управленческое консультирование, как правило, осуществляется независимой службой. Для успешной реализации своих функций консультант должен обладать технической, финансовой, административной, политической и эмоциональной независимостью.

Техническая независимость означает, что оценка консультантом технических проблем в организации должна строиться на объективных критериях и не должна быть навязана организацией-клиентом.
Финансовая независимость означает, что консультант не должен получать непосредственной финансовой выгоды от действий, предпринимаемых клиентом по его рекомендации. Процесс консультирования должен быть направлен исключительно на интересы организации-клиента.

Административная независимость означает, что консультант не должен находиться в прямом подчинении должностных лиц организации-клиента. Проблема административной независимости особенно важна для внутреннего консультирования, когда консультант является сотрудником организации-клиента.

Политическая независимость означает, что консультант не должен быть зависим от политических структур, через которые руководство и сотрудники организации-клиента могли бы оказать на него влияние. Политическая независимость особенно важна при консультировании государственных и муниципальных органов власти.

Эмоциональная независимость означает, что консультант должен всегда сохранять определенную дистанцию в личных отношениях с сотрудниками организации-клиента, чтобы эти отношения не повлияли на беспристрастность и объективность его рекомендаций.

Абсолютная независимость консультанта невозможна в принципе, поскольку консультанты всегда зависят от клиентов в вопросах заключения контрактов, размера оплаты услуг, продолжения сотрудничества, но, тем не менее, ориентация консультанта на сиюминутные выгоды может нанести ему более ощутимый ущерб в долгосрочной перспективе.

В-четвертых, консультант всегда работает с людьми, представляющими организацию-клиента. В этой связи важнейшей особенностью консультационной деятельности является, с одной стороны, внимание к чувствам и мыслям других людей, готовность уважать их ценности и взгляды, способность эмоционально отозваться на переживания сотрудников организации-клиента, а с другой -умение консультанта отстаивать собственное мнение, сохранять принципиальность при несовпадении взглядов на пути разрешения этически сложных проблем.

В-пятых, успех консалтингового проекта во многом определяется качеством информации, получаемой от организации-клиента. Консультант должен строго соблюдать принцип конфиденциальности, в противном случае клиент, опасаясь разглашения важной для него информации, начнет ее фильтровать, что негативно скажется на ее качестве.

В-шестых, консультант в рамках контракта распоряжается определенными ресурсами организации-клиента. Бережное отношение к выделенным ему ресурсам, четкая организация процесса консультирования, адекватная оценка результатов его этапов, планирование и контроль необходимых работ делают консалтинговые услуги более привлекательными для клиентов.

Управленческое консультирование является деятельностью по оказанию специализированных услуг организации-клиенту. Выделяют следующие виды консалтинговых услуг: предоставление информации; предоставление специальных знаний и опыта; предоставление услуг специалистов; новый взгляд на проблему; помощь в урегулировании внутренних конфликтов; помощь в приобретении ресурсов; обучение руководителей и сотрудников; психологическое консультирование; содействие переменам в организации.

^ Предоставление информации. Информационно-аналитические консалтинговые услуги позволяют организации-клиенту повышать качество принимаемых управленческих решений. Наиболее часто клиентам необходима дополнительная информация: о потребностях и покупательском поведении потребителей продукции и услуг организации; о новых тенденциях в разработке, дизайне, технологии производства продукции и оказания услуг в сфере деятельности организации; об объеме и динамике рынков, на которых действует организация; о поставщиках и других внешних организациях, с которыми организация 

может взаимовыгодно сотрудничать; о сильных и слабых сторонах конкурентов организации; об источниках научно-технической информации; о политике правительства; об изменениях в законодательстве.

Специализированная информация может предоставляться либо в виде первичных данных, либо в виде результата их обработки и анализа.

^ Предоставление специальных знаний и опыта. Такие знания чаще всего необходимы руководителям высшего и среднего звена управления, в недостаточной степени владеющим узкоспециальными техническими навыками. Области управления, в которых наиболее часто требуются советы консультантов: разработка стратегии организации; проведение маркетинговых исследований; разработка маркетинговой стратегии; повышение эффективности кампаний по продвижению продукции и услуг организации; разработка программ создания новой продукции и услуг; разработка программ снижения себестоимости продукции и услуг; совершенствование организационной структуры; разработка систем получения и обработки информации; внешнеторговая и внешнеполитическая деятельность; дизайн и реклама продукции и услуг.

Особенностью работы консультанта в сфере предоставления специальных знаний и опыта является использование специализированных аналитических методов, творческих подходов и новейших научно-технических разработок.

^ Предоставление услуг специалистов. Если какая-то работа в организации носит разовый или временный характер, ее выполнение может быть поручено консультанту.

К подобным консультационным услугам обычно прибегают: руководители, не желающие держать в штате организации высокооплачиваемых специалистов; руководители, по каким-либо причинам сократившие свои технические подразделения; руководители государственных структур, чтобы обойти ограничения по найму нового персонала.

^ Новый взгляд на проблему. Любому человеку, в том числе и руководителю, свойственна селективность восприятия и ограниченность навыков познания окружающей действительности. В сплоченных организациях с устойчивой корпоративной культурой интересы руководителя, его приоритеты, предрассудки и суждения сильно зависят от общих интересов и норм, разделяемых его ближайшим окружением. Замкнутая управленческая группа изначально ограничена в выборе путей решения проблемы, потому что ее члены рассматривают их только с точки зрения превалирующих ожиданий и типичных для группы способов действий. Консультант должен помочь руководителю отстраниться от проблемы, взглянуть на нее со стороны и найти новые средства для ее решения.

Особенностью работы консультанта в сфере обеспечения нового взгляда на проблему является использование специализированных методов принятия управленческих решений.

^ Помощь в урегулировании внутренних конфликтов. Несовпадение мнений в организации может являться и источником ее развития, и источником внутренних конфликтов, снижающих эффективность функционирования организации. Консультант, приглашенный для оказания помощи в разрешении внутриорганизационного конфликта должен проявлять разумную осторожность. Руководитель может пригласить его не для получения беспристрастного совета, а для возможной поддержки одной из сторон конфликта. Участие в урегулировании внутриорганизационных конфликтов требует от консультанта досконального изучения точек зрения всех заинтересованных сторон и понимания интересов и целей участников конфликта. Шансы на успех консалтингового проекта возрастают, если консультант, приглашенный для помощи в урегулировании внутренних конфликтов, руководствуется в своей деятельности исключительно интересами организации-клиента, а не интересами лиц, участвующих в конфликте.

^ Помощь в приобретении ресурсов. Одной из важнейших функций руководителя является привлечение ресурсов от лица организации. Помощь консультанта организации-клиенту в приобретении ресурсов может заключаться: в выявлении возможных поставщиков требуемых ресурсов; в предоставлении контактной информации; в разработке коммуникационной стратегии при обращении к поставщикам важных ресурсов; в решении проблем в ходе работы с поставщиками; в оценке потребностей организации в инвестициях; в нахождении источников финансирования; в составлении и подаче заявок на получение средств из государственных и негосударственных фондов; в подготовке и презентации бизнес-планов; в выявлении пробелов в навыках и знаниях персонала; в оценке потребности организации в человеческих ресурсах; в разработке процедур оценки персонала, набора и отбора новых работников.

^ Обучение руководителей и сотрудников. Обучение персонала в процессе консультационной деятельности может рассматриваться и как неотъемлемая часть любого проекта и как отдельный проект. Проведение профессионального обучения руководителей и сотрудников позволяет научить их новым методам и техническим приемам, которые консультант использует в своей работе, чтобы по окончании проекта они могли самостоятельно их совершенствовать.

Основными методами обучения персонала на рабочем месте являются: инструктаж (разъяснение и демонстрация приемов работы непосредственно на рабочем месте); ротация (временное перемещение сотрудника на другую должность с целью приобретения новых навыков); наставничество (слежение за развитием сотрудника, оказание по

мощи советами, подсказками и другими действиями).

К достоинствам обучения на рабочем месте относится его практическая направленность, непосредственная связь с производственными функциями работника, возможность повторения и закрепления изученного материала.

Основными методами обучения персонала вне рабочего места являются: лекции, семинары, тренинги, рассмотрение практических ситуаций, деловые игры.

^ Психологическое консультирование. Психологическое консультирование является методом оказания помощи отдельным сотрудникам и руководителям организации-клиента в обнаружении, осмыслении и решении их личных проблем. Такая услуга может помочь работникам в преодолении личных трудностей, более эффективном исполнении служебных обязанностей и согласовании личных целей с целями организации.

Основные требования к психологическому консультированию: индивидуальный подход; доверие; взаимное уважение; отсутствие формализма; конфиденциальность.

^ Содействие переменам в организации. Успешное выполнение консалтинговых проектов, как правило, сопряжено с изменением организационной структуры, ролей и образа действий руководителей. Однако любые перемены в организации практически всегда затрагивают укоренившиеся связи, привычки, личные и коллективные интересы, и поэтому могут стать серьезным стрессовым фактором, вызывающим скрытое или явное сопротивление.

В таких ситуациях помощь консультанта может заключаться: в обосновании необходимости изменений; в разработке стратегии и плана проведения изменений; в проведении мониторинга процесса изменений; в оценке полученных результатов; в корректировке действий, предпринимаемых руководством на всех стадиях процесса изменений.

Консультант может предложить рекомендации как по применению конкретных методов и подходов к проведению изменений, так и по вопросам межличностных отношений, мотивации, конфликтов, и другим проблемам личного и организационного характера.

В процессе управленческого консультирования одинаково важны и сами действия и порядок их совершения.

Основные этапы процесса управленческого консультирования: подготовка к консультированию; диагностика организации-клиента; планирование действий; внедрение изменений; завершение консалтингового проекта.

^ Подготовка к консультированию. В ходе этого этапа клиент и консультант завязывают первоначальные контакты, стараются узнать как можно больше друг о друге, проводят предварительный анализ проблемы, возникшей в организации-клиенте, и на его основе договариваются об объеме проекта и подходах к решению проблемы.

Результатом этапа является устная договоренность о начале работ или подписанный сторонами контракт на консультирование. Степень формализации начала работ зависит от степени информированности консультанта и клиента друг о друге, от ожиданий клиента в отношении результатов проекта, от ресурсов, которые клиент готов выделить на проект, от необходимости обсуждения возможного проекта с вышестоящими руководителями организации-клиента или третьими лицами.

Особенностью подготовительного этапа для консультанта является необходимость произвести благоприятное впечатление на представителей организации-клиента, добиться взаимопонимания в отношеШИИ правил взаимоотношений, а также реалистично оценить возможность решения проблемы.

^ Диагностика организации-клиента. Организационной диагностикой называется установление и изучение признаков, характеризующих состояние организации, для выявления возможных нарушений в ее работе. Диагностика организации-клиента является ключевым этапом процесса консультирования. В основе диагностики лежит научный анализ релевантных данных, результатом которого должно стать выявление присущих им тенденций и связей, превращающее необработанные данные в ценную информацию. Основные цели второго этапа процесса консультирования: детальное изучение проблемы, стоящей перед организацией-клиентом; выявление причин возникновения данной проблемы; изучение взаимосвязи между рассматриваемой проблемой и общими целями и результатами деятельности организации-клиента; получение и структуризация информации, необходимой для организации работы по решению проблемы; определение способности | организации-клиента осуществить изменения и эффективно решить проблему.

В управленческом консультировании используют как общенаучные методы диагностики (мыслительно-логические, классификации и построения типологии, эмпирические и др.), так и специализированные подходы к диагностике организаций (структурный, маркетинговый, нормативный, функциональный и др.).



Планирование действий. Третий этап процесса консультирования включает в себя: поиск идей для разработки вариантов решения проблемы; разработку альтернативных вариантов решений и анализ их эффективности; представление клиенту рекомендаций по решению проблемы.

Основой эффективного планирования действий является тщательный анализ проблемы, ее причин и сил, влияющих на процесс изменений в организации-клиенте. На этапе планирования действий желательно более активное участие клиента, чем на диагностическом этапе. Основные причины полезности привлечения клиента к участию в планировании действий: затраты времени и средств на разработку альтернативных вариантов решения проблемы уменьшаются, если эти варианты разрабатываются совместно с сотрудниками организации-клиента; участие квалифицированных сотрудников организации-клиента в планировании действий позволяет увеличить количество реалистичных вариантов решений;\выполнение части работ сотрудниками организации-клиента под руководством консультанта может снизить общую стоимость проекта; участие сотрудников организации-клиента в процессе планирования побуждает их более ответственно подходить к реализации решения на стадии внедрения; участие в планировании действий позволяет организации-клиенту повышать квалификацию своих сотрудников.

Внедрение изменений. Участие консультанта в этапе внедрения изменений станет более привлекательным для клиента (в том числе и с финансовой точки зрения), если консультант будет следовать следующим правилам:

количество консультантов, задействованных консалтинговой фирмой на этапе внедрения, постепенно сокращается до одного человека, который должен стать посредником между консалтинговой фирмой и организацией-клиентом;

консультант отслеживает выполнение наиболее сложных видов работ;

консультант встречается с клиентом в основном для обсуждения хода работ, и вмешивается в этот ход только по просьбе клиента;

программа внедрения должна предусматривать измеримые результаты отдельных задач, операций и этапов;

в программе внедрения должно быть предусмотрено обучение сотрудников организации-клиента соответствующим методам и приемам проведения работ;

в программе внедрения должна быть предусмотрена возможность ее приостановки и даже временного возвращения к старой практике ведения дел в случае возникновения непредвиденных затруднений;

Завершение консультационных услуг. Наиболее важной частью завершающего этапа процесса управленческого консультирования является оценка результатов проекта. Без нее невозможно установить, выполнены ли поставленные задачи и оправдывают ли полученные ре

зультаты затраченные на них средства.

Успешные консалтинговые проекты могут обеспечивать организации-клиенту три вида конкурентных преимуществ.

приобретение работниками новых умений и навыков (например, диагностических, коммуникативных, организационных, технических, информационно-аналитических и др.);

внедрение новых технологических и организационных систем (например, систем сбора, обработки и хранения информации, систем оплаты труда; систем производственного обучения и повышения квалификации персонала и т.д.);

повышение эффективности организации за счет роста производительности и результативности труда.

Оценка эффективности консалтингового проекта должна включать в себя определение эффективности использования выделенных на проект финансовых и других ресурсов, оценку качества взаимодействия консультанта с сотрудниками организации-клиента, и качества управления проектом в целом.

Оценку результатов проекта следует представлять в виде самостоятельного отчета или в виде раздела заключительного отчета по выполнению проекта.

^ Под управленческим консультированием понимается профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций, заключающаяся в совместно вырабатываемых решениях на основе анализа существующих проблем функционирования и/или потенциала дальнейшего развития организаций.

Руководству любой компании приходится считаться с изменяющимися условиями ведения бизнеса. Как лидерам делового мира, так и небольшим компаниям требуется ясное понимание масштабов и сути происходящих перемен, а также знание новых концептуальных подходов, необходимых для успешного ведения дел.

В практике промышленно развитых стран вложение средств в покупку интеллектуального капитала в форме услуг консультантов рассматривается как более эффективное, чем даже вложение средств в покупку технологий или оборудования.

Консалтинговая деятельность - это сфера профессиональных услуг. Экспертный характер такой помощи означает, что она проводится по заказу заинтересованного руководителя и носит рекомендательный характер. Консультант помогает, способствует, развивает, обучает и т.д. Консультант не принимает решения, он готовит, рассчитывает альтернативы. Вся ответственность за принятие решения ложится на руководителя организации. Преимущества консультирования перед обучением заключаются в конкретно индивидуальном, "штучном" подходе. Консультант разрабатывает и лает только то, что, по его мнению, необходимо данной организации в данной ситуации. Управленческое консультирование связывает науку об управлении с практикой управления: если исследовательские и проектные организации предлагают типовые рекомендации, то консультант по управлению “привязывает” их к специфике организации - клиента. Это важный механизм распространения передового опыта в области управления, повышающий профессиональную квалификацию руководителей и специалистов управления через их обучение и взаимообучение.

Преимущество консультантов по управлению перед управленцами состоит в независимости и непредвзятости взглядов, в более широком кругозоре. Они обладают обширной информацией в самых различных областях управления и хозяйствования (в силу меньшей загруженности проблемами текущего управления), ориентируются на широкое изучение проблемы и перенос опыта других организаций (в основном это касается внешних консультантов).

Управленческое консультирование проводят специалисты разных областей. Консультируют юристы, экономисты, маркетологи, аналитики, психологи и социологи. Консультант апеллирует к предметной сфере своей науки и к широкому практическому опыту, к уже достигнутому уровню технологии, квалификации тех, кто, как ожидается, будет использовать созданную им технологию.

^ Клиентами консалтинговой организации могут быть. 1. Не здоровые организации, для которых обращение к управленческому консультанту является последней возможностью выжить. 2. Образцовые организации, те которые приглашают консультанта для нахождения новых направлений развития и упрочнения существующих ситуаций. 3. Государственные структуры. 4. Международные организации и корпорации.

Пользователями услуг консультантов являются как топ - менеджеры, так и менеджеры среднего звена предприятий всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели. Одни хотят проверить, насколько правильны принимаемые ими решения по управлению предприятием, другим необходимы помощь и поддержка при разработке и принятии важных решений по развитию или реорганизации бизнеса, третьи хотят получить суждения консультанта по существу возникших вопросов, экспертные заключения в отношении каких-либо ситуаций, обсудить проблемы или новые идеи. Консультанта отличают не только широчайший кругозор и компетентность во многих областях жизнедеятельности человека, но и специальные знания, методы, приемы и технологии современного менеджмента, способности аналитика, всесторонний подход к проблеме, гибкость и аргументированность суждений и выводов, практический опыт.

Клиентами консультантов являются владельцы или менеджеры частных предприятий, руководители государст-венных предприятий или соответствующих ведомств, централь-ные и местные органы власти, а также руководители таких тер-риториальных образований как технопарки, экополисы, технополисы, свободные экономические зоны и т.д. В основной своей массе за консалтинговыми услугами обращают-ся прежде всего следующие виды организаций: 1) Молодые, быстро растущие частные предприятия и банки.2) Прогрессивно настроенные местные органы власти. 3) Государственные и бывшие государственные предприятия, находящиеся в кризисной ситуации.

^ ОСНОВЫ МЕТОДОВ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ФАЗЫ ПРОЦЕССА Методы управленческого консультирования

1) консультирование проекта;2) консультирование процесса.

Разница между ними состоит в организации разделения труда между консультантом и клиентом в процессе выполнения конкретных задач. При консультировании проекта консультант ставит диагноз и разрабатывает предложения по совершенствованию управления (составляет проект совершенствования управления, но не принимает участия в процессе внедрения своих предложений. Консультант выступает в роли проектировщика, который отличается своей относительно высокой независимостью от клиента. При консультировании процесса диагностика проводится консультантом совместно с клиентом. При этом консультант обязуется обучать работников клиента использованию методов диагностики и решения проблем, а клиент - вырабатывать при помощи этих методов предложения по совершенствованию управления. Консультантов-проектировщиков целесообразно использовать при составлении управленческих процедур, должностных инструкций, иных проектов. Специалистов по консультирование процесса лучше использовать при разработках больших комплексных проблем, когда возникают серьезные трудности с внедрением. Выбор способа консультирования зависит и от того, на каком уровне управления решается проблема

Методы управленческого консультирования подразделяются на: Общие Пришли из менеджмента, и поэтому они идентичны методам менеджмента.

1. Диалектический. 2. Логический. 3. Эмпирический. Локальные или специальные 1. Методы технического аспекта, позволяющие осуществлять консультационные услуги по анализу информации, исследованию ситуации, поиску проблем, выработке альтернативных вариантов решений. Среди этих 

методов наибольшее распространение получили методы опроса и написания отчета. 2. Методы человеческого аспекта, реализуются в системе консультант клиентских отношений и базируются на психологии.

^ Модели и методы консультирования. С точки зрения методов можно различать следующие формы консультирования: экспертное, процессное и обучающее.Модель выбирается в зависимости от решаемой проблемы, особенностей клиентной организации, качеств консультантов (навыков, опыта, личностных качеств).

Экспертное консультирование. Клиент сам формирует задачу, в роли эксперта выступает консультант-специалист. Недостаток этой модели в том, что консультант разрабатывает рекомендацию, не проведя самостоятельного анализа ситуации. Реализует изменения, опять же, сам клиент. Использовать модель целесообразно при необходимости получения знаний по стандартным процедурам и нормативам.

Обучающее консультирование. Консультант не только собирает идеи, анализирует решения, но и подготавливает почву для их возникновения, предоставляя клиенту соответствующую теоретическую и практическую информацию в форме лекций, тренингов, деловых игр, конкретных ситуаций («кейсов») и т.д. Клиент формирует запрос на обучение, программы и формы обучения, учебные группы.

Процессное консультирование. Консультанты на всех этапах проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, соображения, предложения, критически соотносить с предлагаемыми извне идеями, проводить при помощи консультантов анализ проблем и выработку решений. При этом роль консультантов заключается в сборе этих внешних и внутренних идей, оценке решений, полученных в процессе совместной с клиентом работы, и приведении их в систему рекомендаций. Этот подход наиболее эффективен.

Под процессом консультирования понимают последовательную серию действий, мероприятий, осуществляемые благодаря совместной деятельности консультанта и клиента для достижения позитивных перемен внутри клиентной организации, разрешения ее проблем.

Консультационный процесс проходит 3 стадии:

- Предконтрактная стадия. Клиентом устанавливается наличие проблемы и необходимость при-влечения для ее решения консультантов, которые по ре-зультатам предварительной диагностики делают предло-жение клиенту по поводу задания. Эта стадия завершается заключением контракта. Цель ее -- обеспечить единство в понимании сути консультацион-ного проекта клиентом и консультантом.

- Контрактная. Состоит из нескольких этапов (диа-гностика, разработка решений, внедрение решений), в свою очередь включающих процедуры. Цель контрактной стадии - определить конкретные результаты и направления работ, обеспечить разработку и реализацию решения про-блем.

- Послеконтрактная. (Заключительная) Ухо-д консультанта.

Выделение в консультационном процессе этапов дает структурированную основу для принятия решений, скоординированные коммуникации, мотивированную организацию проекта, ощутимые результаты. Все это позволяет снизить непредсказуемость, т.е. получается хорошо управля-емый проект.

Консультанты используют множество приемов эффективного выполнения консультационного задания.

Под методом консультирования понимается общая схема (план действий), сформированная на основе обобщенно-го опыта результативных консультаций данного вида, позволяющая выработать соответствующую программу действий.

Существует следующая классификация методов консультирования, помогающая осуществить быстрый поиск, выбор и эффективное использование наиболее соответствующих проблеме организации и модели консультирования методов:

1. Методы решения содержательной части проблем.1.1. Методы диагностики.1.1.1. Методы сбора информации: опросы, интервью, анкетирование, экспертные оценки.1.1.2. Методы обработки информации: классификация данных, анализ проблем, сравнение.1.2. Методы решения проблем.1.2.1. Методы определения проблем: дерево целей с использованием экспертных оценок, методы оценки приоритетов проблем (экспертный и логический анализ), метод построения графа проблем.1.2.2. Методы разработки и оценки решений: методы выработки альтернативных решений, методы выбора альтернативных решений, методы анализа качества принимаемых решений, методы групповой работы.1.3. Методы реализации.1.3.1. Методы экспериментальной проверки: групповая работа, деловые игры.1.3.2. Методы переноса результата в реальные условия: методы формирования рабочих групп, методы проведения проблемных совещаний.2. Методы работы с клиентом.2.1. Методы выбора ролей консультанта и клиента.2.2. Методы сотрудничества и помощи клиенту в осуществлении изменений.2.2.1. Методы обучения и тренировки персонала клиентной организации.2.2.2. Методы развития творческого потенциала руководителей клиентной организации.2.2.3. Методы повышения мотивированности персонала и руководителей к изменениям: методы убеждения, методы использования чувства напряжения и тревоги, методы поощрения и наказания, и т.д.

Существует несколько методик консультирования (совокупность директив, указывающих способ действий и методы достижения поставленных целей):

-- Специализированные (для особых условий).- Универсальные (для всех типов организации, вне зависимости от отрасли, формы собственности).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30



Скачать файл (1478.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru