Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Курсовая работа - Развитие архивного права в России в XX веке - файл 1.doc


Курсовая работа - Развитие архивного права в России в XX веке
скачать (356.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc357kb.15.12.2011 23:11скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Департамент образования г. Москвы

ГОУ СПО Политехнический колледж №19

Специальность 032002

«Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Допущена к защите

Председатель ПЦК

по специальности 0611


Л.А. Румынина

____ ______________ 200 г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине

«Архивоведение»

на тему: «Развитие архивного права в России в XX веке»

Студента группы____

___________________

Преподаватель______

___________________

Срок сдачи__________

Проверено__________

Оценка_____________

Подпись____________
2008 Москва


Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………….. 3

  2. Развитие архивного права в Советский период ………………………... 5

2.1. Состояние архивного права к началу ХХ века ………………………….. 5

    1. Становление Советского архивного права …………………………….. 6

    2. Развитие архивного права в 30-50гг …………………………………... 14

    3. Развитие архивного права в 60-80гг …………………………………... 19

  1. Развитие архивного права после распада СССР …….………………... 22

  2. Вывод …………………………………………………….………………. 26

  3. Список использованных источников и литературы ………………….. 30


Введение

Под предметом архивного права можно понимать складывающиеся в сфере деятельности правовые нормы отношений между гражданами и учреждениями, организациями при обязательном участии государства в деле сохранения и эффектного использования архивных документов в интересах настоящего и будущего.

Объектами архивного права в первую очередь можно считать документную информацию, документы, Архивный фонд Российской Федерации. В тоже время, все, что связанно с архивами, в жизни представляет собой комплекс общественных отношений, большей частью урегулированных нормами права. Это регулирование многогранно: Вопросы создания архивов, их комплектование, взаимодействие с другими структурами, деятельность сотрудников и т.д. Все стороны архивной деятельности невозможно себе представить без регулирования, которое составит правовую основу деятельности архивов.

Другими словами, предмет архивного права включает в себя правовые отношения в области организации хранения и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, что подразумевает под собой массу локальных актов правового регулирования

Актуальность данной темы заключается в том, что, изучая развитие архивного права в прошлом, мы тем самым приобретаем необходимый опыт, для его развития в будущем, а также для собственного развития. А история развития архивного права в 20 веке особенно ценна, так как она является процессом возникновения современного нам архивного права.

Целью настоящей работы является изучение процесса формирования нормативно-правовой базы архивного дела нашей страны в исторической ретроспективе (на протяжении 20 века)

Задачами работы являются:

-изучение истории принятия декретов по реорганизации архивного дела в 1918 г.

-изучение этапов развития архивного права в 20 веке

-изучение основных правовых актов, регулирующих архивное право в 20 веке.

В данной работе использовались учебник Архивоведение (Алексеева Е. В., Афанасьева Л. П., Бурова Е. М.), учебное пособие История развития архивного дела в досоветский период» (Н.В. Самошенко), советские декреты 1918-1924гг, Основные правила работы архивов (1962 1984гг) и программа «Архивное законодательство»

  1. Развитие архивного права в советский период

1.1. Состояние архивного права к началу ХХ века
В начале 20-го века система архивного права в России находилась в состоянии кризиса. Это выражалось в отсутствии централизованно управления архивным делом (все архивы были ведомственными). Это приводило к хаосу в архивах, отсутствие контроля позволяло ведомствам уничтожать документы по своему усмотрению

Выдача архивных документов велась в основном в интересах дворян, ученые допускались к ним с большими ограничениями. Все это затрудняло исследования в области архивного прав, тормозило его развитие (исключение делалось для поощряемых правительством исследований (история церкви и дома Романовых, военные очерки))*.

Идеи о реорганизации архивов были высказаны еще в XIX веке. В 1820-м году Г.А.Розенкампф, член комиссии по составлению законов предложил создание единого государственного архива из исторических архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Н.В.Калачов (1871 г.) и Д.Я.Самоквасов (1899 г.) предлагали создание сети центральных и местных исторических архивов по образцу централизации архивного дела в странах Западной Европы и единый центральный орган для управления архивным делом (1891 г.). Предложения об организации сети местных исторических архивов под руководством Высшей ученой архивной комиссии было выдвинуто в 1917 году Союзом российских архивных деятелей.


^ 1.2. Становление советского архивного права
События русской революции 1917 года и послереволюционных десятилетий во всем их многообразии и особенностях имеют знаковый характер для истории России.

Революционный взрыв знаменовал собой гибель одной и рождение другой эпохи, отношений в России. В ходе этих процессов страна пережила катастрофические потрясения, в ходе которых сильнейшим образом пострадали архивы. Были почти полностью уничтожены полицейские и судебные архивные фонды, сильно пострадали частные собрания документов (принадлежащие в основном крупным капиталистам), немалая часть документов была вывезена за границу эмиграцией.

Исследование влияния ценностных ориентаций, привнесенных в постреволюционную действительность, как на модели поведения отдельных представителей интеллигенции, так и профессионального сообщества архивистов в целом, актуально в связи с той ролью, которую играла историческая память в духовной жизни общества. Фактор наличия системы государственных архивов, ГАФ стал наиболее значительным для становления государственной составляющей общекультурной ситуации, а появление признанного большевиками профессионального сообщества архивистов динамизировало историко-культурную жизнь.

С образованием после Октябрьской революции ГАФ в России были реализованы предложения многих архивистов и историков об архивной реформе, видевших развитие отечественного архивного дела через призму мирового, прежде всего европейского опыта. Этот опыт свидетельствовал о том что процесс централизации архивного дела необходим для удовлетворения меняющихся потребностей общества в части сохранения и изучения исторического наследия и был неразрывно связан с возникновением и развитием общенациональных, общегосударственных систем архивов.

Вопросы функционирования государственных архивов, ГАФ в постреволюционных условиях недостаточно изучены даже с точки зрения накопления фактов. Деятельность правительственных структур и местных органов власти по отношению к письменному наследию России оценивается в историографии как в основном позитивная. Роль профессионального объединения архивистов - Союза российских архивных деятелей (СРАД) - теперь однозначно трактуется как прогрессивная. Попытки членов Союза добиться самоопределения архивной отрасли определенным образом освещены, а оцениваются как плодотворное соглашательство с большевистским режимом.

1 июня 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет о реорганизации и централизации архивного дела в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике, который многие десятилетия после этого был основополагающим законодательным актом в СССР.

В декрете были заложены принципиальные изменения в организации архивного дела и права в стране. Все архивы правительственных учреждений должны были быть ликвидированы как ведомственные учреждения, хранящиеся в них дела должны были передаться в Единый Государственный Архивный Фонд (ЕГАФ), заведование ЕГАФ возлагалось на Главное управление архивным делом, или Главный архив.

Состав ГАФ формировался постепенно:

1. Декрет СНК РСФСР “О реорганизации и централизации архивного дела” от 1 июня 1918 года В состав ЕГАФ включались документы всех ликвидированных правительственных учреждений, а также материалы, законченные делопроизводством к 25 октября (7 ноября 1917 г.).

2. Декрет СНК РСФСР  “О хранении и уничтожении архивных дел” от 31 марта 1919 г. В 1923-29 гг. состав ЕГАФ был значительно расширен. Поступление на государственное хранение по истечении пятилетнего срока документов всех советских учреждений, общественных и кооперативных организаций.

3. Декрет СНК РСФСР “Об отмене права частной собственности на архивы русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях” от 29 июля 1919 г. В состав ГАФ вошли архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях

4. Декрет СНК РСФСР "О сосредоточении в Центральном архиве РСФСР находящихся в ведении учреждений и должностных лиц РСФСР архивов активных деятелей контрреволюции, а также лиц, эмигрировавших за пределы республики за время с 1917 года" от 2 августа 1923 г. В состав ГАФ были включены документы лидеров Белого движения и эмигрантов.

5. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР "О сосредоточении в Центральном архиве РСФСР архива семьи Романовых (бывшей царской фамилии) и некоторых других лиц" от 12 сентября 1923 г. В состав ГАФ вошли архивы семьи Романовых и лиц, близких ко двору.

6. Декрет СНК РСФСР "О передаче Центральному архиву РСФСР архивных материалов" от 13 марта 1926 г. В состав ГАФ вошли документы национализированных и муниципализированных промышленных, кредитных, торговых предприятий, материалы Временного правительства и всех контрреволюционных правительств, архивы церквей, монастырей, дворцов и усадеб, а также бесхозные документальные материалы.

В состав ЕГАФ включались документы всех ликвидированных правительственных учреждений, а также материалы, законченные делопроизводством к 25 октября (7 ноября 1917 г.).

Декрет СНК РСФСР  “О хранении и уничтожении архивных дел” от 31 марта 1919 г.

В 1923-29 гг. состав ЕГАФ был значительно расширен. Поступление на государственное хранение по истечении пятилетнего срока документов всех советских учреждений, общественных и кооперативных организаций.

Декрет СНК РСФСР “Об отмене права частной собственности на архивы русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях” от 29 июля 1919 г.

В состав ГАФ вошли архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях.

Декрет СНК РСФСР "О сосредоточении в Центральном архиве РСФСР находящихся в ведении учреждений и должностных лиц РСФСР архивов активных деятелей контрреволюции, а также лиц, эмигрировавших за пределы республики за время с 1917 года" от 2 августа 1923 г.

В состав ГАФ были включены документы лидеров Белого движения и эмигрантов.

Декрет ВЦИК и СНК РСФСР "О сосредоточении в Центральном архиве РСФСР архива семьи Романовых (бывшей царской фамилии) и некоторых других лиц" от 12 сентября 1923 г.

В состав ГАФ вошли архивы семьи Романовых и лиц, близких ко двору.

Декрет СНК РСФСР "О передаче Центральному архиву РСФСР архивных материалов" от 13 марта 1926 г.

В состав ГАФ вошли документы национализированных и муниципализированных промышленных, кредитных, торговых предприятий, материалы Временного правительства и всех контрреволюционных правительств, архивы церквей, монастырей, дворцов и усадеб, а также бесхозные документальные материалы.

Положение о ГАФ СССР 29 марта 1941 г.

Закрепление национализации и автоматическое включение в состав ГАФ СССР всех документов, представляющих научную, политическую и практическую ценность, независимо от времени происхождения, техники и способа их воспроизведения и собственника. Все ценные документы, образовавшиеся в деятельности государственных, общественных, частных учреждений и лиц, все памятники истории, права, искусства могли быть объявлены собственностью государства. Была закреплена возможность и их принудительной национализации: “бесхозные, выморочные, конфискованные документальные материалы, имеющие по заключению архивных органов НКВД СССР научное и практическое значение”.

Таким образом, провозглашался принцип централизации архивной отрасли в стране.

Перед Главным Архивом стояли сложные задачи по проведению учета документов, подлежащих хранению в ЕГАРФ: обеспечению их сохранности и перевозки в государственные архивы; организации использования архивных документов; контролю за сохранностью документов в учреждениях; первичной научно-технической обработке поступающих в архивы документов. Для этой работы в Главном архиве была создана инспекторская группа (в губернских городах этим занимались отделы народного образования).

Кроме документов государственных учреждений на учет брались документы ликвидированных учреждений, архивы национализированных предприятий и акционерных банков, а также монастырские архивы и архивы умерших русских писателей.

31 января 1919 года СНК РСФСР издал Декрет о губернских архивных фондах, юридически оформив таким образом их создание.

В целом все эти меры стали реализацией общемировой тенденции в России (создание ЕГАФ РСФСР и системы государственных архивов, которые одновременно являлись и субъектами и объектами политики концентрации ретроспективной информации в руках государства на основе централизации).

В дальнейшем понятие и состав ГАФ РСФСР трансформировались под воздействием отлучения от него массивов архивных документов, находящихся в распоряжении коммунистической партии, наркоматов (министерств) и ведомств. Физически эти документы хранились не в государственных архивах, но включались в состав ГАФ РСФСР посредством единой системы учета.

Формально до 1924 г. ГАФ РСФСР включал и партийные документы и лишь, затем произошло размежевание.

Определение роли государственных архивов, ЕГАФ (позднее ГАФ) в политической культурной и общественной жизни, системе российской государственности приобретает новое историческое звучание в условиях современного поиска утраченных культурных и нравственных ценностей, одним из носителей которых в постреволюционной России является ГАФ. Изучение социокультурного и политического статуса ГАФ необходимо для более полного анализа исторических реалий России первой половины двадцатого века.

Актуальность рассмотрения ГАФ РСФСР вытекает из потребностей развития современной исторической науки и обусловлена необходимостью в переосмыслении многих проблемных аспектов взаимоотношений власти с документальным наследием с учётом неидеологизированного видения истории отечественной государственности и российского общества конца 1910-х - начала 1940-х годов XX века.

Рассмотрение функционирования системы государственных архивов РСФСР в качестве комплексного исторического источника и субъекта исторического мышления при изучении прошлого нашей страны.

Важность изучения ГАФ РСФСР состоит также в исследовании структуры, содержания и механизмов функционирования ГАФ РСФСР с позиции исторической науки. Это позволяет выйти на новый качественный уровень знаний о работе советского идеологического и государственного аппарата, реализации его пропагандистских целей путем воздействия на архивы как важнейшую общественно-политическую и культурную сферы. В целом такой анализ дает возможность адекватно представить общие закономерности и особенности развития советского общества.

Заслуживающее внимание указание в части истории появления секционного деления РСФСР на то, что такое деление вообще было характерно для структур создававшихся в то время государственных и других учреждении и организаций, к сожалению, осталось без доказательств.

В целом, в истории архивного дела рассмотрено множество вопросов так или иначе, с различной глубиной проникновения затрагивающих проблемы ГАФ, государственных архивов. Прежде всего: совершенствование федеральных, региональных и муниципальных архивов.

В результате усилиями представителей многих гуманитарных наук и дисциплин, подготовлена почва для написания большого коллективного труда по истории архивного дела России.

Поскольку авторы архивоведческих исследований не ставили целью рассмотрения ГАФ, государственных архивов РСФСР как целостного социально-культурного структурно организованного организма, связанного с другими общественными явлениями многочисленными причинно следственными связями, имеющуюся в историографии последовательность событий, нельзя считать реконструктивной картиной истории ГАФ, государственных архивов РСФСР.

Архивы оставались в ведении Наркомпроса до 26 ноября 1921 г., когда было издано постановление Президиума ВЦИК о переводе ГУАД из Наркомпроса в ведение ВЦИК. После принятия новой Конституции РСФСР Президиум ВЦИК утвердил Положение о Центральном архиве (Центрархиве) РСФСР (30 января 1922 г.). Архивной системой вместо ГУАД стало руководить Управление Центральным архивом при ВЦИК РСФСР. В его обязанности входило общее управление, планирование и контроль в области архивного дела на территории Российской Федерации, а также прямое руководство всеми московскими и петроградскими центральными государственными архивами. Круг источников комплектования государственных архивов был сужен до правительственных учреждений.
28 января 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили положение об архивном управлении РСФСР. Архивные учреждения РСФСР стали подведомственны Центральному архивному управлению РСФСР (ЦАУ РСФСР). Оно состояло при ВЦИК, подчиняясь непосредственно его Президиуму. На ЦАУ РСФСР возлагалось общее руководство архивным делом в республике, а также непосредственное управление всеми центральными госархивами республики. Тогда же ЕГАФ был переименован в Государственный архивный фонд (ГАФ).

В том же 1929 г. происходят изменения в организации архивного дела на союзном уровне. При ЦИК СССР было создано Центральное архивное управление Союза ССР (ЦАУ СССР). Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 10 апреля 1929 г. «О Центральном архивном управлении Союза ССР» ЦАУ создавалось для общего управления и объединения деятельности центральных архивных управлений союзных республик по заведованию фондами общесоюзного значения. С этого времени архивы Российской Федеративной Социалистической республики стали отличать от т. наз. центральных государственных архивов всесоюзного значения.


    1. ^ Развитие архивного права в 30-50гг


        В 1930-е годы архивоведы, писавшие о проблеме организации документов ГАФ СССР (Г.А.Князев, Н.А.Фомин, И.Назин и З.Доброва) уделяли основное внимание систематизации и классификации документов в архиве. Вопросы классификации документов по архивам были рассмотрены в учебнике К.Г.Митяева “Теория и практика архивного дела” (1946 г.). Митяев определил классификацию как ключевую проблему комплектования архивов.

Он выделил следующие этапы классификации:

  1. по исторически сложившимся комплексам - архивным фондам;

  2. по исторически сложившимся комплексам архивных фондов;

  3. по исторически сложившимся комплексам фондов по территориальному, ведомственному и другим признакам;

  4. по группам фондов советского и дореволюционного периода;

  5. по фондам союзного и республиканского значения;

  6. по технике и способу воспроизведения информации.

        Учебник теории и практики архивного дела, подготовленный совместно МГИАИ и Главным архивным управлением в 1958 году выделял три принципа классификации документов по архивам:

- историческая эпоха (дореволюционный и советский период);

-недробимость архивного фонда;

-недробимость комплексов фондов.

        Два последних признака означали, что исторически сложившиеся комплексы материалов учреждения, ведомства, лица, семьи, рода, группы однородных по функциям учреждений должны храниться в одном архиве.        

        Дальнейшее развитие и обоснование принципы классификации документов в рамках Архивного фонда страны получили в работах М.Ф.Петровской “Состав Государственного архивного фонда Союза ССР и комплектование государственных архивов документальными материалами” (М., 1958), которая дала развернутое обоснование всех признаков классификации документов по архивам. Именно эти признаки повлияли на складывание современной сети архивных учреждений:

-принадлежность документов к исторической эпохе феодализма, капитализма, социализма;

-принадлежность документов к той или иной административно-территориальной единице;

-принадлежность документов к определенной отрасли государственной и общественной деятельности;

-принадлежность документов к составу документации данного фондообразователя;

-способ и техника закрепления информации.

        Таким образом, разработка научных признаков организации документов Архивного фонда страны и распределения их по архивам скорее опиралась на анализ уже существующей сети государственных архивов, чем служила основой для ее целенаправленного построения. Архивы формировались исторически, главным образом, в связи с реформами государственного аппарата и административно-территориального деления, а не следуя плану, начертанному учеными. С другой стороны - формирование исторического архива - сложный процесс, на который влияет множество факторов. Поэтому, принимая решение о реформировании архивов необходимо исходить из системного подхода, т.е. учитывать не один признак, а целую совокупность признаков.

Как видно, до последнего времени исследования в данном направлении были нацелены преимущественно на изучение отдельных, частных вопросов истории ГАФ, государственных архивов РСФСР, из-за чего остро ощущается недостаток работ проблемного плана. Причин здесь несколько, главная из которых: представление о ГАФ РСФСР как о законодательно постулируемой, непререкаемой данности; несовершенство существующей теории и методики анализа жизнедеятельности государственных архивов РСФСР как единого организма, недостаточная заинтересованность историков в конкретных результатах комплексного изучения ГАФ РСФСР, пригодных для использования в исторических исследованиях и др. Объективному пониманию истории зарождения и функционирования ГАФ, государственных архивов РСФСР мешало также устойчивое представление о том, что ГАФ РСФСР и ГАФ СССР довоенного периода это одно и тоже. Республиканский опыт всегда находился на периферии внимания историков архивного дела.

Постоянная модификация исторического сознания и интерпретация гуманитарного знания, неисчерпываемость документа во всех его проявлениях приводит к тому, что одни и те же факты, события, сведения постоянно изменяются в представлениях современников. Фиксированная в документальной форме информация образует зыбкую почву ненадежных знаний и представлений о действительности, под воздействием которой у индивида и социума формируется представление о пространственно-временной среде Личностное и общественное сознание, различные социальные структуры сами воздействуют на эту среду, создавая и трансформируя ее, изменяя парадигмы, принципы, методологии, концепции, методики. Долгое время отечественная историческая наука преодолевала кризис. Эта ситуация не могла не воздействовать на другие гуманитарные науки и дисциплины связанные с освоением прошлого, в том числе и на историю архивов.

История государственных архивов РСФСР это не только реально действовавшая система ресурсов культурной, социальной памяти, но и как теоретическое построение, формировавшееся под влиянием исторической и архивоведческой отечественной мысли первой половины XX века*.

К 1935 г. в ведении ЦАУ СССР находилось пять союзных архивов: Центральный архив Красной Армии (ЦАКА), Военно-исторический архив (ВИА), Центральный фотофонокиноархив (ЦФФКА), Центральный архив профдвижения (ЦАПД), Государственный архив внешней политики (ГАВП). Однако ряд центральных государственных архивов, также хранивших документы общесоюзного значения, продолжали находиться в ведении ЦАУ РСФСР: Центральный архив Октябрьской революции (ЦАОР), Центральный архив революции (ЦАР), Государственный архив феодально-крепостнической эпохи (ГАФКЭ), Центральный межевой архив, Архив народного хозяйства, культуры и быта и др. Эта структура органов управления архивным делом просуществовала до принятия Конституции 1936 г., согласно которой правительственные органы вновь были реорганизованы и усилен контроль со стороны органов безопасности над архивами.

Логическим завершением этого процесса стало Постановление Президиума Верховного Совета СССР, принятое в 1938 г. Государственные архивы страны были переданы в ведение НКВД СССР и, таким образом, центральные и местные органы управления архивным делом потеряли свой независимый статус. ЦАУ СССР было преобразовано в Главное архивное управление (ГАУ) НКВД СССР.

Постепенно в непосредственное подчинение последнего перешли важнейшие комплексы документов, которые образовали сеть центральных государственных архивов общесоюзного значения (ЦГАОР, ЦГАКА, ЦГАВМФ, ЦГАКФФД, ЦГИАЛ, ЦГИАМ, ЦГВИА и его филиал, ЦГАДА, ЦГЛА). К категории общесоюзных фондов были причислены и фонды центральных правительственных учреждений РСФСР, а также сеть центральных и местных архивов РСФСР. НКВД стал министерством внутренних дел (МВД) в 1948 г., соответственно изменилось и название архивного ведомства - ГАУ МВД СССР. Республиканская архивная администрация в РСФСР была организована заново только в 1955 г., когда в составе Министерства внутренних дел было образовано Архивное управление (с 1960 г. - ГАУ РСФСР).

В основе сложившейся системы архивных учреждений лежит сеть государственных архивов, закрепленная Положением о ГАФ СССР 1941 года. Документы союзного значения хранились в центральных государственных архивах СССР, республиканского значения - в центральных архивах союзных и автономных республик, документы местного значения - в областных, краевых архивах, их филиалах, окружных, районных и городских государственных архивах.

С1941 года существовали следующие центральные государственные архивы СССР:

       Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства СССР (ЦГАОР СССР, ЦГАОРСС );

Центральный государственный архив Красной Армии (ЦГАКА);

Центральный государственный литературный архив СССР (ЦГЛА);

Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА);

Центральный государственный военно-исторический архив СССР (ЦГВИА);

Центральный государственный исторический архив СССР (ЦГИА);

Центральный государственный исторический архив в Москве (в 1961 передан ЦГАОР СССР);

Центральный государственный архив кинофотофонодокументов СССР.

В положении о ГАФ СССР 29 марта 1941 г. мы видим закрепление национализации и автоматическое включение в состав ГАФ СССР всех документов, представляющих научную, политическую и практическую ценность, независимо от времени происхождения, техники и способа их воспроизведения и собственника. Все ценные документы, образовавшиеся в деятельности государственных, общественных, частных учреждений и лиц, все памятники истории, права, искусства могли быть объявлены собственностью государства. Была закреплена возможность и их принудительной национализации: “бесхозные, выморочные, конфискованные документальные материалы, имеющие по заключению архивных органов НКВД СССР научное и практическое значение”.

        Положения о ГАФ СССР 1958 г. и 1980 г. закрепили следующие изменения в сети государственных архивов:

- рост количества научно-технической документации, а также докуметов на специальных носителях привел к созданию в 1967 г. ЦГА научно-технической документации и ЦГА звукозаписей СССР;

- хозяйственная реформа 1957 года привела к созданию на базе документов ликвидированных во время реформы министерств ЦГА народного хозяйства СССР (ЦГАНХ СССР).

В состав ГАФ по положению о ГАФ СССР от 13 августа 1958 г. вошли документы учреждений и предприятий, образованных немецко-фашистскими и другими оккупационными властями в период Великой Отечественной войны на временно захваченной территории СССР; а также материалы всех органов власти, управления и негосударственных объединений, существовавших на территории СССР до установления Советской власти (Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии, Северной Боковины и др.).
^ 1.4. Развитие архивного права в 60-80гг.
К концу 1950-х годов положение в архивах осложнилось хозяйственной реформой, когда помимо огромного вала документации низовых учреждений - прачечных, школ, столовых, МТС, колхозов, предприятий торговли  - архивам пришлось принять документы ликвидированных министерств.

Архивохранилищ не хватало для приема документов, ведомственные архивы могли превратиться в исторические, т.е. хранить документы постоянно. Комплектование же государственных архивов долгое время не могло сдвинуться с мертвой точки. В этих условиях А.В. Елпатьевский выступил с предложением об исключении некоторых категорий низовых учреждений из числа источников комплектования, которое вызвало бурную дискуссию.

Результатом дискуссии и работы архивных учреждений явилось издание в 1960-м году списков учреждений, организаций и предприятий, материалы которых не подлежат и подлежат приему в государственные архивы (см. ниже). В этих списках впервые были выделены категории фондов материалы, которых не подлежали приему на государственное хранение, или подвергались выборочному приему, или приему в составе фондов вышестоящих организаций. Поэтому в государственных архивах Вы почти не встретите фондов аптек, ветлечебниц, гостиниц, автобаз, ЖЭК и других учреждений за период после 1960-го года. В 1961-62 гг. работу по составлению списков источников комплектования провели центральные, областные, краевые архивы.

В 1960 г., когда архивная отрасль была передана в ведение Совета Министров СССР, статус главного органа управления архивным делом вновь был повышен и он стал называться Главное архивное управление при СМ СССР (ГАУ при СМ СССР или Главархив СССР). В 1961 г. Правительство утвердило Положение о Главном архивном управлении и сети центральных государственных архивов СССР. Согласно этому Положению, ГАУ СССР - общесоюзный орган для научного и организационно-методического руководства архивным делом в стране. В Положении была закреплена командно-административная модель управления отраслью, сложившаяся в предыдущий период. До 1991 г. ГАУ СССР контролировало административные, финансовые, научно-методические, технические и многие иные направления деятельности государственных архивов всего Советского Союза.

В непосредственном ведении Главного архивного управления при Совете Министров РСФСР (ГАУ при СМ РСФСР), созданного также в 1960 г. на базе Архивного управления МВД РСФСР, находились центральные государственные архивы РСФСР. Другими государственными архивами Главархив РСФСР руководил через архивные отделы (управления) республик, краев и областей.

В 1966 году при Главрхиве СССР для проведения исследований в области архивоведения и документоведения был создан Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).

Также в советский период документы делились на комплексы по значимости (общесоюзного, республиканского и местного значения):

К комплексам документов общесоюзного значения относились: фонды высших органов власти и управления, центральных гражданских и военных учреждений, частей и соединений армии и флота Союза ССР; то же Русского государства, Российской империи, Российской буржуазной республики, а так же документы правительств периода гражданской войны и иностранной военной интервенции, притязавших на государственную власть во всероссийском масштабе.

К комплексам документов республиканского значения относились: фонды высших органов власти и центральных учреждений советских (союзных, автономных) республик; фонды центральных гражданских и военных учреждений, действовавших на территории, входящей в состав республики, и образованных местными правительствами, фонды местных учреждений эпох феодализма и капитализма, распространивших свою компетенцию на всю или значительную часть территории республики.

К комплексам документов местного значения относились фонды губернских, уездных, волостных, областных, краевых, окружных, районных, городских, сельских, поселковых и других учреждений, действовавших на территории края, области, округа, района в их современных границах, если документы этих учреждений не отнесены к комплексам союзного или республиканского значения.

Все признаки классификации документов в пределах ГАФ СССР, выработанные в сер. 1940 - сер.1960-х гг., были закреплены в “Основных правилах работы государственных архивов СССР”(1984 год).
^ 3. Архивное право после распада СССР

В период определения своего суверенитета республиками бывшими. СССР, 5 ноября 1990 г. на базе Главархива РСФСР был создан административный орган управления - Комитет по делам архивов при Совете Министров РСФСР (Роскомархив), - отвечающий за государственные архивы на всей территории Российской Федерации. После провала путча в августе 1991 г. президент Б. Н. Ельцин издал указ о передаче всех документов КПСС и КГБ СССР в ведение Роскомархива. На основе документов ЦК КПСС было создано два новых государственных архива - РЦХИДНИ (бывший Центральный партийный архив) и ЦХСД (бывший текущий архив ЦК КПСС). Однако, основная часть документации КГБ до сих пор находится в самостоятельных ведомственных архивах*.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 12 октября 1991 г. Роскомархив получил в свое ведение находившиеся на территории РСФСР бывшие союзные центральные государственные архивы, ранее подчиненные Главархиву СССР, а также административные функции, подведомственные учреждения и научно-исследовательские организации последнего, его материально-техническую и финансово-экономическую базу в пределах Российской Федерации. Постановление было введено в действие только в начале 1992 г. Тогда же материалы архива бывшего Политбюро ЦК КПСС вошли составной частью в Архив Президента Российской Федерации.

Разграничительная дата решения вопросов фондирования документов практически всех федеральных органов в связи с изменением государственного статуса России приходится на конец 1991 - нач.1992 г. Исключение составляет Верховный Совет РФ, новый фонд из документов которого формировать было бы неправильно, т.к. этот высший орган представительной власти является частью ликвидированной политической основы государства, а так же нецелесообразно ввиду непродолжительности его деятельности. Реформирование представительных органов власти субъектов Федерации началось с самороспуска региональных Советов после событий 3-4 октября 1993 г. в Москве. Следуя конституционному принципу разделения власти, должно обеспечиваться формирование двух самостоятельных фондов из документов органов законодательной (представительной) и исполнительной властей, в отличие от существовавшей ранее практики создания объединенных архивных фондов из документов Советов народных депутатов и исполкомов.

В связи с распадом СССР в конце 1991 г. с января 1992 г. происходит реорганизация сети государственных архивов России. Административные и архивные функции Роскомархива по отношению к вновь образованным архивам федерального уровня были закреплены в Постановлении Правительства от 24 июня 1992 г.. Оно определяло, что Комитет по делам архивов при Правительстве Российской Федерации (Роскомархив) является федеральным органом государственного управления, который осуществляет государственную политику в области архивного дела. Это Постановление также подтвердило реорганизацию сети государственных архивов федерального уровня, находящихся в прямом подчинении Роскомархива, а четыре из них получили определение «центров», хотя они функционировали как архивы.

Президентский указ (подписанный Б. Н. Ельциным 30 сентября 1992 г.) преобразовывал Роскомархив в Государственную архивную службу России (Росархив). Права и обязанности нового органа закреплены в правительственном постановлении от 22 декабря 1992 г. и «Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», принятых в июле 1993 года. «Основы законодательства» стали первым в истории России архивным законом.

Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.04. № 314 Федеральная архивная служба России преобразована в Федеральное архивное агентство.

Также с распадом СССР распадом СССР количество государственных архивов РФ сократилось. Вместе с тем, согласно Указу Президента РСФСР от 24 августа 1991 года “О партийных архивах”, в связи с тем, что КПСС была частью государственного аппарата и образовавшиеся в ее деятельности документы подлежат государственному хранению, сеть центральных и местных партийных архивов была присоединена к сети государственных архивов.

Согласно Положению об архивном фонде Российской Федерации от 17.03.94 № 552 (которое утверждено указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г.) было юридически закреплено разделение архивов на частные и государственные

Государственную часть Архивного фонда Российской Федерации составляют:

архивные фонды и архивные документы государственных учреждений, организаций, предприятий и государственных институтов, действовавших на территории России на всем протяжении ее истории, а также учреждений религиозных концессий до момента отделения церкви от государства;

архивные фонды и архивные документы органов государственной власти, местного самоуправления, прокуратуры, государственных учреждений, организаций и предприятий, воинских частей, действующих на территории Российской Федерации;

архивные фонды и архивные документы отечественных государственных учреждений, воинских частей, находившихся и (или) находящихся за границей;

архивные фонды и архивные документы предприятий, организаций и объединений смешанных форм собственности, в уставном капитале которых имеется преобладающая доля федеральной или государственной собственности;

архивные фонды и архивные документы органов, учреждений, организаций и предприятий бывших КПСС и ВЛКСМ;

архивные фонды и архивные документы других общественных организаций и объединений, образовавшиеся при осуществлении их деятельности до момента регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, принятые в учреждения Государственной архивной службы России;

архивные фонды и архивные документы юридических и физических лиц, поступившие на законном основании в собственность государства, в том числе из-за рубежа;

копии архивных документов на правах подлинников, а также копии архивных документов, поступившие на законных основаниях в собственность государства из-за рубежа.

Негосударственную часть Архивного фонда Российской Федерации составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности:

общественных объединений и организаций с момента их регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, в том числе профессиональных союзов, благотворительных и

иных фондов, политических партий и движений;

религиозных объединений и организаций;

негосударственных объединений (корпораций, ассоциаций, акционерных обществ), учреждений, организаций и предприятий промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики, науки, культуры, социальной сферы, средств массовой информации;

физических" лиц (документы личного происхождения, фамильные архивы, коллекции документов и другие).

        К концу 1997 года сеть государственных архивов РФ насчитывала 2267 архивных учреждений, из них:




18 - федеральных;




16 - краевых;




134 - областных;




2060 - городских и районных;




78 - органов управления архивами.


Поскольку на современном этапе деятельность архивов менее идеалогизирована, фонды советского и постсоветского периодов хранятся, как правило, в одном архиве. Наконец, дата приватизации или акционирования предприятия, обуславливающего отнесение его документов к негосударственной части АФ РФ, служит основой для создания нового архивного фонда.

Также в положении был установлен современный статус государственных и негосударственных архивов России, вопросы организации их комплектования, хранения, учета и использования документов,. Тогда же было принято новое «Положение о Государственной архивной службе России» как органе, осуществляющем государственную политику в области архивного дела.

В соответствии с указом от 14 августа 1996 г. Росархив был переименован в Федеральную архивную службу России. Новые «Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации», изданные Росархивом, были зарегистрированы в Министерстве юстиции в конце декабря 1998 г. Они включили в себя правила доступа, копирования документов, а также условия работы во всех архивах России.

Новым Указом в марте 1999 г. сеть федеральных архивов была вновь реорганизована. В настоящее время она состоит из четырнадцати архивов, тринадцать из которых находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ) после переезда из г. Томска теперь базируется во Владивостоке. Таким образом, мартовский указ, во-первых, объединил бывший комсомольский архив ЦХДМО с бывшим партийным архивом - РЦХИДНИ. Объединенный архив получил название Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Во-вторых, Центр хранения историко-документальных коллекций - ЦХИДК (до 1992 г. Особый архив - ЦГОА), созданный для хранения трофейных документов и бывший секретным до 1991 г., был объединен с Российским государственным военным архивом. Одновременно, Центр хранения современной документации (ЦХСД) был переименован в Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ).



Вывод

В ХХ веке архивное право в России прошло бурный и насыщенный путь, произошли основополагающие процессы в создании и становлении современного архивного права в нашей стране. На противоречивость историографического процесса рубежа ХХ-ХХI веков оказали влияние кардинальные изменения, происходившие в стране. Историки архивного дела предприняли попытки не только выйти за пределы имевшейся идеологизированной парадигмы его развития переосмысливая его историю и современное состояние архивов, но и трансформировать ее в сторону применения критериев общечеловеческих ценностей. Появление новой парадигмы в истории архивов сопровождалось и сопровождается поглощением и трансформацией прежних представлений, что создает «научно-конфликтную» ситуацию. В ходе разрешения конфликта появились новые теории, гипотезы, понятия, имеющие определенное, прежде всего теоретическое, отношение к ГАФ, государственным архивам РСФСР.

В ходе преобразований в начале века была коренным образом реорганизована система управления архивным делом, созданы Единый Государственный Архивный Фонд (ЕГАРФ) и Главархив (одним из его эффектов стало ликвидация частных архивов), была проведена ликвидация частных архивов , а уже в середине 20-х годов советская власть поняла, что архивные документы являются серьезным идеологическим оружием, в связи, с чем началось создание «Спецхранов» и партийных архивов. Для этого периода развития архивного права также характерна постоянная изменчивость статуса центральных органов управления архивным правом (их переводили из одного из подчинения ведомства к другому), и постоянное совершенствование, стремление максимально централизовать, и в тоже время упростить архивное дело.

В последствии, после распада СССР начался новый виток реорганизации: были национализированы архивы КПСС, рассекречен ряд документов, вновь стало разрешаться создание частных архивов. После реформирования представительных органов власти субъектов Федерации после событий 3-4 октября 1993 г. в Москве. Следуя новому конституционному принципу разделения власти, стало обеспечиваться формирование двух самостоятельных фондов из документов органов законодательной (представительной) и исполнительной властей, в отличие от существовавшей ранее практики создания объединенных архивных фондов из документов Советов народных депутатов и исполкомов.

        Поскольку на современном этапе деятельность архивов менее идеалогизирована, фонды советского и постсоветского периодов хранятся, как правило, в одном архиве. Наконец, дата приватизации или акционирования предприятия, обуславливающего отнесение его документов к негосударственной части АФ РФ, служит основой для создания нового архивного фонда.

Система Архивного права в России бурно развивалась, постепенно принимая нынешний вид, и хотя она высоко признается в мире, в условиях нового времени динамика развития архивного права как научной и учебной дисциплины, требует накопления новой информации по данной проблеме анализа ее в новых ракурсах, с применением новых методов и методик.
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Источники

1.1. Законодательство

Положение об архивном фонде Российской Федерации от 17.03.94 № 552

Декрет СНК РСФСР “О реорганизации и централизации архивного дела” от 1 июня 1918 года

Декрет СНК РСФСР  “О хранении и уничтожении архивных дел” от 31 марта 1919 г.

Декрет СНК РСФСР “Об отмене права частной собственности на архивы русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях” от 29 июля 1919 г.

Декрет СНК РСФСР "О сосредоточении в Центральном архиве РСФСР находящихся в ведении учреждений и должностных лиц РСФСР архивов активных деятелей контрреволюции, а также лиц, эмигрировавших за пределы республики за время с 1917 года" от 2 августа 1923 г.

Декрет ВЦИК и СНК РСФСР "О сосредоточении в Центральном архиве РСФСР архива семьи Романовых (бывшей царской фамилии) и некоторых других лиц" от 12 сентября 1923 г.

Декрет СНК РСФСР "О передаче Центральному архиву РСФСР архивных материалов" от 13 марта 1926 г.

Положение о ГАФ СССР от 29 марта 1941 г.

“Основных правилах работы государственных архивов СССР”(1962год)

“Основных правилах работы государственных архивов СССР”(1984 год).

Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.04. № 314

1.2. Нормативные документы

Архивоведение «основные правила государственных и муниципальных архивов2007» Архивы России

2. Литература

2.1. Учебная литература

2.1.1. Архивное право: история, современность и перспективы: Материалы круглого стола 20 дек. 2001. М.:РГГУ, 2002. 180 с.

2.1.2. Алексеева Е. В., Афанасьева Л. П., Бурова Е. М. «Архивоведение» учебник; издательство Академия 2007 год; 271 с.

2.1.3. Н.В. Самошенко «История развития архивного дела в досоветский период» Учеб. Пособие для вузов по специальности «Историко-архивоведение» 1989 г. 215 с

^ 2.2. Научная литература

2.2.1 Савин В.А. Объединенные ведомственные архивы в РСФСР (1920-е - конец 1950-х гг.) // СА. 1984. - № 1. - С. 21-27.

2.2.2 Савин В.А. Хранить нельзя, уничтожить. Формирование и организация Государственного архивного фонда РСФСР – СССР. 1918 - 1950-е годы. М., Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 185 с.

 


  В наследство от СССР нам осталась на территории Российской Федерации следующая сеть федеральных архивов, являющихся по сути переименованными ЦГА СССР или объединенными с некоторыми ЦГА РСФСР

 ^ Сеть федеральных архивов

п/п

Центральные государственные архивы СССР по Положению о Государственном архивном фонде СССР от 4 апреля 1980 г.

Федеральные архивы по Положению о Комитете по делам архивов РФ и сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации от 24 июня 1992 г.

^ Федеральные архивы по Постановлению правительства РФ "О федеральных государственных архивах" от 15 марта 1999 г.

1.

Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственнной власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР)

г. Москва

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)

г. Москва

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)

г. Москва

2.

Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА)

г. Москва

Российский государственный архив древних актов (РГАДА)

г. Москва

Российский государственный архив древних актов (РГАДА)

г. Москва

3.

Центральный государственный исторический архив (ЦГИА СССР)

г. Ленинград

Российский государственный исторический архив (РГИА)

г. Санкт-Петербург

Российский государственный исторический архив (РГИА)

г. Санкт-Петербург

4.

Центральный государственный военно-исторический архив СССР (ЦГВИА СССР)

г. Москва

 

Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА)

г. Москва

Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА)

г. Москва

5.

Центральный государственный архив военно-морского флота СССР (ЦГАВМФ СССР)

г. Ленинград

Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ)

г. Санкт-Петербург

Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ)

г. Санкт-Петербург

6.

Центральный государственный архив народного хозяйства СССР (ЦГАНХ СССР)

г. Москва

Российский государственный архив экономики (РГАЭ)

г. Москва

Российский государственный архив экономики (РГАЭ)

г. Москва

7.

Центральный государственный архив литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ СССР)

г. Москва

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

г. Москва

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

г. Москва

8.

Центральный государственный архив Советской Армии (ЦГАСА)

г. Москва

Российский государственный военный архив (РГВА)

г. Москва

Российский государственный военный архив (РГВА)

г. Москва

(К РГВА присоединен ЦХИДК)

9.

Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока (ЦГА РСФСР)*

г. Владивосток

Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИАДВ)

г. Владивосток

Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИАДВ)

г. Владивосток

10.

Центральный государственный архив научно-технической документации (ЦГАНТД СССР) в г. Куйбышеве с фил. в г. Москве

Российский государственный научно-технический архив (РГНТА) в г. Самаре с филиалом в г. Москве

Российский государственный научно-технический архив (РГНТА) в г. Москве с филиалом в г. Самаре

11.

Центральный государственный архив звукозаписей СССР (ЦГАЗ СССР)

г. Москва

Российский государственный архив фонодокументов (РГАФ)

г. Москва

Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД)

г. Москва

12.

Центральный государственный архив СССР (ЦГА СССР) - “Особый архив”*

г. Москва

Центр хранения историко-документальных коллекций (ЦХИДК)

г. Москва

Присоединен к Российскому государственному военному архиву (РГВА)

г. Москва

13.

Центральный государственный архив страхового фонда документов Государственного архивного фонда СССР (ЦГАСФ СССР)*г.Ялуторовск Тюменской обл.

Центр хранения документов страхового фонда (ЦХСФ) г.Ялуторовск Тюменской обл.

Центр хранения документов страхового фонда (ЦХСФ) г.Ялуторовск Тюменской обл.

14.

Научно-исследовательский центр космической документации СССР (НИЦКД СССР)*

г. Москва

Российский научно-исследовательский центр космической документации (РНИЦКД)

г. Москва

В составе Российского государственного научно-технического архива (РГНТА)

 

15.

Центральный государственный архив кинофотодокументов СССР

^ (ЦГАКФД СССР)

г. Красногорск Московской обл.

+

Центральный государственный архив кинофотодокументов РСФСР*

г. Владимир

Российский государственный архив кинофотодокументов

(РГАКФД)

в г. Красногорске Московской обл. с филиалом в г. Владимире

Российский государственный архив кинофотодокументов

(РГАКФД)

г. Красногорск Московской обл.

  ^ Центральные архивы КПСС и ВЛКСМ

1.

Центральный партийный архив Института истории и теории социализма (ЦПА ИИТС)

г. Москва

Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ)

г. Москва

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)

г. Москва

2.

Архив ЦК ВЛКСМ

г. Москва

Центр хранения документов молодежных организаций (ЦХДМО)

г. Москва

Присоединен к Российскому государственному архиву социально-политической истории (РГАСПИ)

г. Москва

3.

Архив общего отдела ЦК КПСС

г. Москва

Центр хранения современной документации (ЦХСД)

г. Москва

Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ)

г. Москва





^ Отраслевые фонды с правом депозитарного

хранения документов государственной части

Архивного Фонда Российской Федерации

По Положению о ГАФ СССР от 4 апреля 1980 г.

^ По Положению об Архивном Фонде РФ от 17 марта 1994 г. Ст.7

1. Объединение “Всесоюзный геологический фонд” при Министерстве Геологии СССР

1. Государственное геологическое предприятие “Российский геологический фонд” Комитета РФ по геологии и использованию недр

2. Государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды

2. Российский государственный фонд данных о состоянии окружающей природной Среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

3. Центральный картографогеодезический фонд Главного управления Геодезии и картографии при Совете Министров СССР

3. Центральный картографо-геодезический фонд Центральной Федеральной службы геодезии и картографии России

4. Всесоюзный информационный фонд стандартов и технических условий Государственного комитета СССР по стандартам

4. Центральный государственный фонд стандартов и технических условий Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации

5. Всесоюзный государственный фонд кинофильмов Государственного комитета СССР по кинематографии (Госфильмофонд)

5. Российский государственный фонд кинофильмов Комитета РФ по кинематографии

6. Министерство иностранных дел СССР (Архив внешней политики)

6. Министерство иностранных дел РФ

7. КГБ СССР (по Постановлению СМ СССР от 19.08.79)

7. Служба внешней разведки РФ

 

8. Федеральная служба контрразведки РФ

8. МВД СССР (по Постановлению СМ СССР от 27.12.84)

9. Министерство внутренних дел РФ

9. Для Министерства Обороны СССР решением СМ от 09.08.79 был установлен предельный срок хранения - 75 лет

10. Министерство обороны РФ

10. Минсредмаш СССР (по Постановлению СМ от 18.06.87)

11. Министерство РФ по атомной энергии

11. Академия наук СССР

 

12. Музеи и библиотеки Министерства культуры СССР




 


* Н.В. Самошенко «История развития архивного дела в досоветский период» Учеб. Пособие для вузов по специальности Историко-архивоведение 1989 г. 205 с

* . Алексеева Е. В., Афанасьева Л. П., Бурова Е. М. «Архивоведение» учебник; издательство Академия 2007 год; 51 с.

* Архивное право: история, современность и перспективы: Материалы круглого стола 20 дек. 2001. М.:РГГУ, 2002. 57 с.



Скачать файл (356.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru