Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы - Финансы (Украина) - файл 1.doc


Ответы - Финансы (Украина)
скачать (170 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc170kb.15.12.2011 23:32скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Сущность финансов, их функция и роль

Финансы – итал. XIXв. – платеж.

Предпосылки возникновения:

- появление денег

- функционирование гос-ва

- действие экономических законов.

Объекты фин.отношений: ВВП и нацюбогатство.

Субъекты фин.отношений: физ. и юр. лица, гос-во.

Фмнансы – система экономических отношений, посредством которых происходит формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью выполнения функций и заданий гос-ва и осущ. процесса расширенного воспроизводства.

Функции финансов: распределительная и контрольная.


распределение
перераспределение

вторичное

распределение

Фин.ресурсы – внешнее проявление фин.отношений, их материальный носитель.

Признаки фин.ресурсов: целевой хар-тер, динамичность, правовая база.

В зависимости от уровня: централизованные и децентрализованные фонды.

По методам мобилизации:

1) в составе гос.фин.ресурсов:

- налоги

- гос.кредит (займы)

- поступления от гос.имущества (приватизация)

2) в составе децентрализованных фин.ресурсов:

- собственный капитал

- привлеченный капитал

- заемный капитал.

^ 2. Финансовая система

Фин.система – совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев фин.отношений, которые отображают специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВп, система органов и институтов.

1)^ Финансы субъектов хоз-ния

Цель: обеспечение деят-ти пр-тия.

Роль: создание ВВП.

Сущность: отображает эк.отношение между субъектами фин. отношений. Имеет распределительный хар-тер, денежную форму выражения.

Методы фин. обеспечения: коммерческий расчет, неприбыльная деятельность, сметное финансирование.

2) Гос.финансирование

Два направления:

- звенья (определяют форму фин. отношений)

- уровни (разграничения по органам управления).

Роль: перераспределение ВВп и формирование гос. фин. ресурсов.

3) ^ Международные финансы

Отображают: уровень народного хоз-ва, обменные и перераспределительные отношения на мировом уровне, деятельность на этом уровне как нац.объектов, так и гос-ва.

Характер и отношения зависят от устава.

Междунар.фин.институты предоставляют междунар.перераспределение фин.институтов.

Междунар.расчеты формируются на междунар. рынке и хар-ют движение стоимости между странами.

4) ^ Финансовый рынок

Роль: координирует деятельность, осуществляет движение фин.ресурсов, определяющий элемент рыночной эк-ки.

5) Страхование

Роль: покрытие за счет фондов убытков, отображает отношения по формированию использования страховых фондов.

^ Управление финансов

Организационная структура фин.системы – совокупность фин.органов и институтов, которые характеризуют фин.систему.

Фин.система:




^ 3. Финансовая политика и механизм ее реализации.

Фин.политика – комплекс мер и мероприятий, осущ. гос-вом в границах предоставленных полномочий гос-вом в сфере гос.деятельности субъектов хоз-ния и фин. институтов с целью решения определенных задач и достижения целей.

Субъектами разработки фин. политики являются органы управления. Субъктами реализации – фин. институты.

Составляющие финансовой политики: монетарная и фискальная.

Монетарная – комплекс действий и мероприятий в сфере денежного рынка. Механизм основывается на предложении денег и их стоимости как финансовых ресурсов.

Фискальная – характеризует действия гос-ва по централизации ВВП и их общественного использования. Состоит из двух составляющих: бюджетная и налоговая.

Фин.политика в зависимости от периода и характера задач делится на фин.стратегию и фин.тактику.

Фин.политика реализуется по двум направлениям:

1) регламентирование фин.отношений в обществе (фин.стратегия)

2) осуществление текущей фин.деятельности (фин.тактика).

Три типа фин.политики: жесткая регламентация, умеренная регламентация и политика минимальных ограничений.

Виды тактики:

1) политика стабилизации (после кризиса, в период резкого эк.роста)

2) политика эк.роста (через рост гос.расходов, снижение уровня налогообложения, проведение политики дешевых денег)

3) политика сдержанности деловой активности.

Этапы фин.политики:

1) определение целей и постановка задач(↓)

2) выбор типа фин.политики (↓)

3)выбор направления реализации (монетарная, фискальная) и разграничение задач между ними (↓)

4) выбор инструментов реализации (↓)

5) координация действий отдельных инструментов (↓)

6) осуществление конкретных мероприятий (↓)

7) контроль за ходом реализации(↑).

Фин.механизм – это совокупность конкретных форм и методов обеспечения распределения и перераспределения отношений.

Состав фин.механизма:

Фин.планирование – элемент фин.механизма, деятельность, связанная с управлениями финансов, процесс формирования и использования централ. и децентрал. денежных фондов.

Особенность – только в денежной форме, позволяет проследить движение денежной формы стоимости, которые не совпадают с распределением стоимости в натуральной форме.

Принципы фин.планирования: научная обоснованность, единство фин.планов, непрерывность, стабильность.

^ Объекты фин.планирования – фин.ресурсы (прибыль, амортизац.отчисления, налоги).

Субъекты фин.планирования – предприятия, гос-ва, ведомства, местные органы управления, фин.органы.

Виды фин.планирования:

1) прогнозирование фин.деятельности в форме фин.стратегии и фин.политики (3-5лет);

2) текущее фин.планирование в форме фин.планов (1год);

3) оперативное планирование фин.деятельности в форме бюджета (месяц-квартал).

Фин.контроль – контроль фин.деятельности со стороны. Цель: проверка.

Виды: внешний, внутренний. Формы: предварительный, текущий, последующий.

Методы: документальный, натуральный. Принципы: независимость, гласность, объективность, превентивность, действенность, регулярность.

^ 4. Финансы субъектов хозяйствования

Финансы хоз.субъектов – отношения, связанные с формированием, распределением и использованием децентрализованных денежных фондов.

Особенность: с их помощью происходит мобилизация средств, создаются фонды для обслуживания процесса производства, а не для распределения.

Модель фин.деятельности: Д→Т→П→Т'→Д' (деньги, товар, пр-во)

Схема фин.отношения пр-тия:

1) внешние:

- обмена (расчеты с пост. и потр.)

- распределения (с бюджетом, целевыми денежными фондами, банками, страховыми компаниями, участниками фин.рынка.)

2) внутренние:

- распределение дохода и формирование прибыли

- распределение и использование чистой прибыли

- формирование фондов пр-тия.

Методы фин.деятельности пр-тия:

- коммерческий расчет (принципы)

- неприбыльная деятельность (благотворительные фонды, партийные организации и др)

- сметное финансирование.

Принципы коммерческого расчета:

- юридическая и хоз-ная самостоятельность

- самоокупаемость

- прибыльность

- самофинансирование

- фин.ответственность.

Принципы неприбыльной деятельности:

- плановость

- целевой хар-р

- выделение средств независимо от показателей деятельности

- подотчетность.

^ Классификация фин.ресурсов пр-тия:

1) По кругообороту (начальные, наращенные);

2) По хар-ру использования (вложенные в основной, в оборотный капитал);

3) По праву собственности (собственные, заемные, привлеченные);

4) По источникам формирования (внутренние, внешние).

^ Расходы пр-тия:

1) По видам деятельности: текущие, капитальные, финансовые;

2) По направлением финансирования: производственные, оперативные, воспроизводство основныех средств, социальные и др.;

3) По источникам финансирования: собственные, заемные;

4) По экономическому признаку: материальные расходы, амортизационные отчисления, выплата з/п, начисления на з/п.

^ 5. Государственные финансы

Гос.финансы - составная сфера финансовой системы, которая обеспечивает финансирование общегос. программ.

По экономическому содержанию гос.финансы - совокупность отношений, которые возникают в процессе формирования и использования фин.ресурсов гос-ва, предназначенных для обеспечения выполнения гос-вом положенных на нее функций и задач.

Субъекты фин.отношений – гос-во, юр.лица и домохозяйства.

За уровнем управления гос.финансы делятся на: общегосударственные и местные.

Гос.бюджет – основное звено гос. финансов.

Бюджет гос-ва по эк-му определению – система фин.отношений между гос-вом и физ., юр. лицами, связанная с формированием общегосударственного фонда фин.ресурсов и его использование на удовлетворение социально-экономических нужд общества.

Бюджет гос-ва по материальному смыслу – общегосударственный фин. фонд.

По форме проявления – плавный фин. план гос-ва.

Источники формирования бюджета гос-ва: налоговые поступления, неналоговые поступления, доходы от операций с капиталом, бюджетные трансферты, целевые бюджетные фонды.

^ Направление использования: аппарат управления, оборона, правоохранительные органы, эк.деятельность гос-ва, образование, здравоохранение, соц.сфера, внешнеэкономическая деятельность, обслуживание гос.долга.

Функции гос.бюджета: распределительная, контрольная.

Особенности распределительной функции: основным объектом выступает чистый доход общества; одна и та же часть нац.дохода может многоразово проходить через бюджетный распределительный механизм; многократность денежных потоков.

Бюджет является важным фин.рычагом. бюджетная политика обеспечивает решение задач:

- обеспечение фин.стабилизации;

- стимулирование инвестиционной активности;

- сокращение непродуктивных выплат из бюджета;

- усовершенствование доходной части бюджета за счет совершенствования системы налогообложения;

- создание системы действенного фин.контроля за эффективным использованием гос.расходов;

- усиление контроля за величиной гос.долга.

^ 6. Бюджетная система Украины и бюджетный процесс

Бюджетная система - объединения всех звеньев бюджета на единых принципах. Вертикальная структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством.


^ Бюджетное устройство - организация и принципы построения бюджетной системы. Бюджетное устройство определяется государственным устройством и административно-территориальным делением.

Основные основы бюджетного устройства:

1)установления принципов построения бюджетной системы;

2)выделения видов бюджетов;

3)размежевания доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;

4)организация взаимоотношений между бюджетами.

Возможные три подхода к структурному построению бюджета:

1)создания единого для всей страны бюджета;

2)формирования региональных бюджетов;

3)объединения централизованных и децентрализованных звеньев (применяется в Украине)

^ Бюджетная классификация - группирования доходов и расходов бюджета за однородными признаками с четкой системой размещения и присвоения отдельным подразделам бюджета определенных наименований и порядковых номеров. Бюджетная классификация содержит такие разделы: доходы бюджета, расходы бюджета, финансирование бюджета, гос.долг.

^ Классификация финансирования бюджета содержит разделы:

- финансирование за типом кредитора;

- финансирование за типом долгового обязательства.

^ Основное назначение бюджетной классификации - обеспечения общегосударственной сравнительности бюджетной информации.

Бюджетный процесс - организация и порядок составления, рассмотрения, утверждения и выполнения бюджета. Он состоит из двух частей: бюджетного планирования и выполнения бюджета.

Бюджетное планирование содержит составление, рассмотрение, утверждения и выполнения бюджета. Задача бюджетного планирования:

1)достоверное определение объемов и источников;

2)оптимальное распределение расходов по отдельным группам и статьям;

3)сбалансирование бюджета.

Методы бюджетного планирования:

- общий → балансовый

- планирование отдельных стадий → нормативный, аналитический, коэффициентов, прямого расчета.

Процедура бюджетного планирования регламентируется бюджетным кодексом Украины.

^ 7. Государственные доходы и расходы

Гос.доходы - первооснова фин.хозяйства гос-ва. Гос.доходы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП, связанные с формированием фин.фондов гос-ва.

За материальным содержанием гос. доходы - сумма средств, которые мобилизуются госу-вом для выполнения своих функций.

Система государственных доходов:


Гос.расходы - денежные отношения, которые появляются при использовании централиз. и децентрализ. денежных фондов гос-ва с целью финансирования затрат расширенного воспроизводства, удовлетворения других общественных потребностей.

По материальному содержанию гос.расходы - сумма средств что используется гос-вом в процессе осущ. ее фин.деятельности.

Задача гос.расходов - обеспечение рационального размещения и эффективного использования гос. средств.

Состав и направления использования государственных расходов определяются характером функций государства.



^ Бюджетный дефицит - превышения расходов бюджета над его доходами. Причины возникновения бюджетного дефицита:

1)спад и сокращения объемов производства;

2)снижения эффективности функционирования отдельных секторов экономики;

3)несвоевременное проведение структурных изменений в экономике или ее технического переоснащения;

4)наличие теневого сектора экономики;

5)чрезмерные гос.затраты по отдельным статьям расходов;

6)низкая налоговая дисциплина.

Различают понятие "стойкий" и "временный" бюджетный дефицит. Первый существует в долгосрочном периоде и порождается социально-экономическими факторами; второй возникает в связи с временными кассовыми разрывами при выполнении бюджета или предопределяется непредусмотренными обстоятельствами.

Методы финансирования бюджетного дефицита: эмиссия денег, внутренние и внешние заимствования.

Дефицит бюджета порождает возникновения гос.долга.

^ 8. Местные финансы

В основе определения местных финансов лежит четкое распределение полномочий между гос.властью и местным самоуправлением. Распределение указанных полномочий определяется теориями местного самоуправления:

1)Теория естественных прав общины. Местное самоуправление имеет собственную компетенцию, а гос-во может влиять на деятельность территориального коллектива через законодательство.

2)Гос.теория местного самоуправления - органы местного самоуправления есть органами гос.управления, находятся в структуре гос.власти и подчиненные ей. Функции и задача местного самоуправления определяются гос.властью.

3)Теория муниципального дуализма - органы местного самоуправления имеют собственную компетенцию в сфере общественно-хозяйственных отношений. В сфере политических отношений местные органы находятся в структуре гос.власти и являются ее представителями на местном уровне. Характерна для Украины.

^ Местные финансы - система формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения местным органам власти выполнения положенных на них функций и задач, как собственных, так и делегированных гос.властью.

В основе размежевания полномочий между гос. и местной властью лежат принципы целесообразности, эффективности и субсидиарности.

К сфере компетенции местного самоуправления относятся:

1)социальное обслуживание;

2)начальное и среднее образования;

3)здравоохранение ;

4)дорожное хозяйство;

5)благоустройство;

6)жилищно-коммунальное хозяйство;

7)трудоустройство безработных;

8)экономическая инфраструктура;

9)экологические проблемы;

10)организация землепользования.

Причины необходимости существования местных финансов:

1)товарно-денежные отношения;

2)наличие территориальных коллективов;

3)отделения функций и задач местного самоуправления.

^ Источники и состав доходов местных бюджетов:

- собственные (плата за землю, местные налоги и сборы, налог с собственников транспорта, налог за промысел, налог на прибыль коммунальных пр-тий, фиксированный с/х налог);

- закрепленные (налог на доходы с физ.лиц, гос.пошлина, лицензированные сборы, плата за гос.регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, плата за торговый патент, единый налог);

- регулированные (платежи за загрязнение окружающей природной среды).

В Украине компетенция органов местного самоуправления ограничивается функциями:

1) установления цен и тарифов на бытовые, коммунальные, транспортные услуги в порядке и размерах, определенных законодательством;

2)согласования указанных вопросов с предприятиями и организациями, которые не относятся к коммунальной собственности.

^ Коммунальный кредит - система отношений между органом местного самоуправления и юр. и физ.лицами по поводу поворотного, срочного, платного получения фин.ресурсов для решения соц-эк. программ местного значения.

^ Послідовність бюджетного процесу в Україні

Найменування бюджетних процедур

Органи, що виконують бюджетну роботу

Граничні терміни виконання

1. Бюджетне планування: 1.1. Складання проекту бюджету

— розробка прогнозних макропоказників економічного та соціального розвитку

Мінфін, Мінстат, Мінекономіки

01.06

— затвердження бюджетної резолюції

Верховна Рада

15.06

— складання проектів Державного та зведеного бюджетів і подання на розгляд Кабінету Міністрів

Мінфін

15.08

— розгляд проекту Державного бюджету, прийняття відповідної постанови, подання до Верховної Ради

Кабінет Міністрів

15.09

1.2. Розгляд затвердження бюджету:

—представлення Державного бюджету, його прийняття за основу або відхилення

Міністр фінансів

Протягом 5 днів

з дня подання

бюджету

— розгляд проекту бюджету в комісіях, фракціях Верховної Ради

Верховна Рада

01.10(06.10*)

— розгляд пропозицій щодо проекту бюджету, прийняття відповідних висновків

Комітет ВР з питань бюджету

15.10(20.10*)

— прийняття бюджету у першому читанні

Верховна Рада

20.10(25.10*)

— доопрацювання проекту бюджету і його подання на повторне читання

Кабінет Міністрів

3.11(8.11*)

— розгляд бюджету у другому читанні

Верховна Рада

20.11

— доопрацювання проекту бюджету і його подання на третє читання

Комітет ВР з питань бюджету

25.11

— розгляд бюджету у третьому читанні

Верховна Рада

1.12

— затвердження Закону "Про Державний бюджет" і прийняття відповідної постанови

Верховна Рада

30.12

— публікація Закону "Про Державний бюджет" в урядовій пресі

Газета "Урядовий кур'єр"

Протягом 7 днів

з дня затвердження

бюджету

2. Виконання бюджету:

— прийняття бюджетного розпису

Мінфін

Протягом місяця

— формування доходів бюджету і здійснення видатків

Податкова служба,

Мінфін і його структури

Протягом року

3. Складання звіту про виконання бюджету та його затвердження:

— складання звіту про виконання Державного бюджету та його подання до Верховної Ради

Мінфін

01.05

—- розгляд поданого звіту

Рахунковою палатою, розробка відповідних висновків

Рахункова палата Верховної Ради

Протягом 2 тижнів з дня подання звіту

— прийняття постанови щодо звіту про виконання бюджету

Верховна Рада

Протягом 2 тижнів з дня

Отримання висновків Рахункової палати



Скачать файл (170 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru