Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Теория организации - файл 1.doc


Лекции - Теория организации
скачать (1439 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1439kb.16.11.2011 15:27скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекции по теории организации

  1. Понятие и сущность организации. Общая характеристика организаций.

  2. Социальные организации. Классификация социальных организаций.

  3. Организация как социально-экономическая система. Свойства организации.

  4. Процессы структурных преобразований организации.

  5. Понятия о зависимостях, законах и закономерностях организации. Основополагающие законы организации (закон синергии, закон самосохранения, закон развития).

  6. Законы организации второго уровня (закон информированности и упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности). Специфические законы социальной организации.

  7. Принципы динамической и статической организации. Принципы рационализации.

  8. Типы организационных структур.

  9. Проектирование организационных систем.

  10. Новые, перспективные формы организационных структур.



1. Понятие и сущность организации. Общая характеристика организаций

Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента.

^ Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Сам термин «организация» происходит от греческого «органон» (organon) - устройство, сочетание, объединение чего-либо или кого-либо в одно целое; приведение в стройную систему. В человеческой деятельности термин «организация» употребляется в двух значениях(рис. 1):

- как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой, комплекс взаимосвязанных элементов. Синонимы - предприятие, структура;

- как процесс по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве, координация деятельности людей для достижения какой-либо цели. Синоним – деятельность.

Границы организации относительно определенные и могут меняться во времени. Члены организации вносят свой посильный вклад в достижение установленных целей.

Преимущество организованных групп заключается в возможности человека быстрее достичь своих целей, чем при одиночном подходе.

^ Организации свойственны:

комплексность, формализация и соотношение централизации и децентрализации.

Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации и включает уровень специализации или разделения труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения частей организации.

Формализация представляет собой заранее установленные и разработанные правила и процедуры, определяющие поведение работников.

^ Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. Принятое соотношение централизации и децентрализации характеризует и определяет тип и характер устанавливаемой организационной структуры управления.

^ При проектировании организации формируется ее структура, призванная достигнуть выполнения поставленных целей.

Каждая организация имеет свое предназначение - миссию. Это во имя нее люди объединяются и осуществляют свою деятельность.

^ Общие характеристики организаций

Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики.

Ресурсы.

В общих чертах цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов.

Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация.

^ Зависимость от внешней среды.

Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Ни одна организация не может быть “островом в себе”. Организации полностью зависимы от окружающего мира - от внешней среды - как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.

Термин внешняя среда включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Например, введение новой автоматизированной технологии может обеспечить организации преимущество в конкуренции.

Подразделения.

Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами, но существуют также и многочисленные другие названия.

^ Вертикальное разделение труда.

Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной.

^ Характеристики организации:

1) предлагает товары и услуги;

2)имеет место и роль в системе рыночных отношений;

3) имеет цели (выживание, рост, доходность);

4) имеет технологии организации (процессы, инновации);

5)каждая организация имеет философию (ценности, мотивации, взгляды);

6)внутренняя концепция организации - (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания);

7)внешний образ, имидж - (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом).

^ Классификация целей организации:

1) по периоду становления - стратегические, тактические, оперативные;

2) по содержанию - экономические, организационные, научные, социальные, технические, политические;

3) по структуре - маркетинговые, инновационные, кадровые, производственные, финансовые, административные;

4) по среде - внутренние и внешние;

5) по приоритетности - особо приоритетные, приоритетные, прочие;

6) по измеримости - количественные и качественные;

7) по повторяемости - постоянные и разовые,

8) по иерархии - цели организации и цели подразделений;

9) по стадии жизненного цикла - проектирование и создание объекта, рост объекта, зрелость объекта, завершение жизненного цикла объекта.

В процессе реализации своей миссии организация добивается роста, доходности и выживания на рынке; она выпускает определенную продукцию или оказывает услуги, использует различные технологии и пр.

Что становится причиной организации людей? Люди дополняют друг друга в организации, объединяют свои усилия и таким образом влияют на поведение организации в целом для повышения ее эффективности.

Теория организации воспринимается в качестве составной части науки об управлении. Организация отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» - зачем и как воздействовать на объект.

^ Основная задача теории организации - изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, происходящие в ней изменения, обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов.

^ Типология и классификация организаций

Классификация организаций группирует их по общим признакам или параметрам для выработки общих методов анализа хозяйственной деятельности, совершенствования управления и регулирования. Она необходима и для определения государственной политики по отношению к различным типам предприятий - налоговой, кредитной, государственной поддержки и пр.

^ По правовой форме:

1)юридическое лицо - организация, которая имеет печать, расчетный счет в банке, обособленное имущество в собственности, отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполняет свои обязанности, имеет самостоятельный баланс, может быть истцом и ответчиком в суде, зарегистрирована в государственных органах власти;

2)неюридическое лицо - подразделения организации - юридического лица (не зарегистрировано);

3)неюридическое лицо - предприниматель без организации юридического лица (зарегистрировано);

4)неформальная организация граждан объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, не регистрируются в государственных органах.

По отношению к власти делятся на правительственные и неправительственные;

-по отношению к главной цели – общественные и хозяйственные;

- по отношению к прибыли - коммерческие и некоммерческие;

по отношению к бюджету - бюджетные и внебюджетные;

по форме собственности - государственные, муниципальные, общественные, частные и со смешанной формой собственности;

по уровню формализации - формальные и неформальные;

по отраслевой принадлежности - промышленные, транспортные, сельскохозяйственные и пр.;

по самостоятельности принятия решений - головные, дочерние, зависимые;

по размеру и численности членов организации - крупные, средние, малые.

Согласно ст. 50 Гражданского Кодекса Российской Федераций пре­дусматриваются следующие формы организаций:

- коммерческие:

- хозяйственные товарищества и общества.

- производственные кооперативы,

- государственные и муниципальные унитарные предприятия;

-некоммерческие:

- потребительские кооперативы,

- общественные и религиозные организации /объединения/,

- благотворительные и другие фонды,

- учреждения.

Почти 90% организаций относится к хозяйственным.

^ К хозяйственным организациям относятся:

- юридические лица всех форм /кроме общественных и религиозных организаций/, в том числе:

- общества с ограниченной ответственностью,

- акционерные общества,

- потребительские кооперативы и др.;

- неюридические лица всех форм, в том числе:

- подразделения организаций,

- организации на базе индивидуально-трудовой деятельности и др.


^ Существуют единичные и групповые формы организаций.

К единичным организационным формам относятся организа­ции, представляющие одно юридическое лицо. К ним относятся следующие хозяйственные общества: академия, ателье, банк, биржа, венчур, джоббер, завод, информационное агентство, институт, колледж, аудиторская компания, магазин, мастерская, комбинат, компания, научно-производственная компания, телевизионная или радиокомпания, техникум, траст, университет, фактор-фирма, фа­брика, консультационная фирма, школа.

^ К групповым организационным формам относятся компании, представляющие интересы нескольких юридических лиц. Это объ­единения компаний посредством либо кооперации, либо концен­трации производства. К ним относятся: ассоциация, картель, кон­гломерат, корнер, корпорация, консорциум, концерн, концессия, объединение, пул, синдикат, тендер, трест, финансово-промыш­ленная группа (ФПГ), франчайз, холдинг и др.


^ 2. Социальные организации. Классификация социальных организаций


В качестве объекта теории организации особый интерес представ­ляют социальные системы. Это упорядоченные в определенном от­ношении множества взаимодействующих индивидов и групп индиви­дов, образующих целостность.

Современный мир рассматривается с этой точки зрения как мир самых разных организаций, представ­ляющих собой совокупность людей, объединенных какой-либо целью. Важнейшим компонентом социальных систем является человек. Человек — прежде всего существо общественное, сознательное, связанное с дру­гими людьми тысячью самых разнообразных отношений и форм взаи­модействия. Основным его свойством является активное, целенаправ­ленное поведение




Объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках людей побуждают физические и биологические ограничения, прису­щие каждому отдельному человеку. В организации люди объединяют свои способности, дополняя друг друга, и тем самым добиваются как целей организации, так и индивидуальных целей.

Возникшая организация начинает жить самостоятельной жизнью, подчас не зависящей от создавших ее людей. В данном контексте организация выступает как социальная общность.

^ Социальная общность — это реально существующая, эмпириче­ски фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относитель­ной целостностью и выступающая


самостоятельным субъектом соци­ального действия и поведения.

Процесс упорядочивания действий индивидов, составляющих основу социальной организации, весьма сложен.

В отличие от других массовых общностей социальная организа­ция характеризуется:

■ устойчивым взаимодействием элементов, способствуют прочности и стабильности их существования в пространстве и врем

■ относительно высокой степенью сплоченности;

■ отчетливо выраженной однородностью состава;

■ вхождением в более широкие общности в качестве элемента структурных образований.

Из всего видового многообразия организаций можно выделить формальные и неформальные организации.

Главным признаком формальных организаций является узаконенная система норм, прав, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Формальная организация обеспечивает прохождение деловой информацни, необходимой для функционального взаимодействия ее членов. Она включает в себя различные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность данной социальной общности. Формальная opганизания рациональна: в ее основе лежит принцип целесообразности; , сознательного движения к цели. Она принципиально безлична, так как рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не должно быть никаких отношений, выходящих за рамки служебных. Формальная организация характеризуется сильной тенденцией превратиться в бюрократическую организацию. Необходимо отметить, что преобладающая точка зрения на организационный процесс состоит в том, что он выполняется бюрократически.

Неформальные организации существуют одновременно с формальными. Для них характерна система не предписанных социальных ролей неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями. Их появление связано со своеобразием действия «человеческого фактора» в организации, что еще раз подчеркивает роль. личности в организационном процессе. При выполнении производственных функций люди вступают в многочисленные контакты, способствующие установлению спонтанных личных связей, отчасти носящих эмоциональную окраску. Иначе говоря, существует разделение между профессиональной функцией, выполняемой человеком, и самой личностью. Неформальная организация как спонтанная общность людей предполагает личностные служебные отношения, решение производственных задач способами, отличными от формальных предписаний.

Образование неформальных групп есть форма дезорганизации, способствующая поддержанию социальной целостности, снятию социальной напряженное в коллективе. Неформальная организация выступает своеобразным буфером между индивидами и жесткой формальной организацией. Не исключена, однако, и отрицательная роль неформальных организаций: когда частный интерес определенной группы может превалировать над общей целью организации.

Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.

Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной

прибыли является второй целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

Социальные организации играют существенную роль в современном мире.

^ Статус правительственной социальной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства.

^ К неправительственным социальным организациям относятся все

другие социальные организации, не имеющие такого статуса.

Коммерческие социальные организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.

^ Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, та и не бюджетные средства.

^ Общественные социальные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества во внутренней среде, а хозяйственные – для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.

^ Особенности социальных организаций:

- реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

- формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

- сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе.

^ Регуляторы в социальной системе


Целостность социальной системы обеспечивается механизмами ее регулирования. В социальных системах действуют регуляторы, основными из которых являются:

■ целевое управленческое воздействие;

■ саморегуляция;

■ организационный порядок.

Механизм целевого управленческого воздействия включает в се­бя целеполагание и целеосуществление. При этом можно выделить два вида целевого управления:

1) управление извне, или внешнее управление;

2) самоуправление.

Внешнее управление, в свою очередь, может быть разделено на уп­равление, направленное непосредственно на элементы объекта управ­ления, и управление, направленное на систему в целом.

К преимуществам внешнего управления можно отнести:

■ обозримость максимального числа объектов управления;

■ возможность единого скоординированного воздействия на отдельные элементы управления исходя из интересов целого.

Недостатками внешнего управления являются:

■ ограниченность интеллектуального потенциала единого управленческого звена;

■ оторванность управленческого звена от задач и проблем низовых звеньев;

■ отсутствие личной заинтересованности всех элементов организационной структуры в результатах функционирования.

Самоуправление относится к целевому управлению. Его можно рассматривать с кибернетических или социологических позиций. С точки зрения кибернетики система считается самоуправляемой, если она обладает автономией по отношению к внешней среде и ее поведение не полностью детерминировано извне. С социологической точки зрения самоуправление выступает как участие всех членов организации в выработке общих решений.


^ Управление и власть

Властные отношения пронизывают все общество. Проявляются они и в деятельности организаций.

Личность включает в себя свойства всех элементов как в палеонтологическом (историческом), так и в эмбриологическом (применительно к конкретному человеку) смысле альтернативные качества личности: альтруизм, эгоцентризм, садизм и мазохизм.

Альтруизм — это готовность жертвовать для других своими лич­ными интересами, бескорыстная забота о других.

Эгоцентризмом на­зывают крайнюю форму индивидуализма и эгоизма, стремление по­ставить свое я в центре всех отношений, преувеличенное мнение о своей личности, противопоставление себя обществу.

^ Садизм — свой­ство человека получать наслаждение от физического или психологи­ческого насилия над другими людьми и от их страданий. Мазохизм характеризует свойство человека получать удовлетворение от насилия над собой и от собственных страданий.

В каждом человеке в определенной степени присутствуют все эти качества, сформированные естественным образом в элементах сферы

Гипертрофированная роль любого качества приводит к соответ­ствующей деформации личности, к ее асимметричности. Асимметрия личности в свою очередь приводит к несимметричности социально-психологических зависимостей в коллективе.

Рассмотренные выше обстоятельства являются основанием для выделения двух типов власти:

1)рациональной;

2)иррациональной.

^ Рациональная власть основана на рассудочном решении действовать для достижения осознаваемых результатов.

Иррациональная власть — это психологическая потребность в подавлении естественного права другого человека на свободу выбора. Двойственная природа человека есть источник его развития, что изначально предполагает творчество, важно — вовремя направить его (источник развития) в нужное для сегодняшней организации русло.

^ Актуальность лидерства, кажется, никогда не уменьшалась, а сегодня, когда организации в условиях обостряющейся конкуренции невысоких темпов роста мировой экономики ищут новые резервы повышения эффективности и сохранения рыночных позиций, только возрастает. Одним из решений здесь видится развитие организацион­ного лидерства.

Весьма актуальна проблема лидерства и для современной России. Вряд ли можно согласиться с тем. что организация нуждается в лиде­рах главным образом, когда теряется управляемость. Представляется, что лидерство в организации необходимо не только для прорыва, но и для поддержания стабильного развития

В социальной организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д.

В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.

Вышестоящее руководство должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.

Основу социальной организации составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет однотипные или связанные между собой функции и расположена в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.).

Суть современного этапа развития социальных организаций можно определить как эрозию, кризис традиционных формальных политических, экономических и социальных институтов и связанных с ними форм социальной интеграции контроля и управления. Современный этап формирования единой мировой системы связан с быстро прогрессирующим переходом реальных функций определяющего влияния и контроля над обществами от формальных суверенных государственных и общественных институтов к неформальным структурам глобального влияния.

Это могут быть транснациональные корпорации, политические объединения, влиятельные финансисты и политики, международные террористические группы, крупные информационные империи, просто влиятельные фигуры в международных финансовых и экономических организациях, воротилы теневого бизнеса и т.д.

Вся социокультурная динамика может быть рассмотрена, таким образом, как постоянное изменение структуры социума за счет разворачивания процесса интеграции-дифференциации.

Интеграционно-дифференцирующий процесс - процесс переформирования структуры воспроизводства социальной жизни - разворачивается в зоне бифуркации. В "естественно-научной" синергетике бифуркация определяется как точка перехода от хаоса к порядку, момент оформления, возникновения нового порядка, завершающий период развития системы в режиме с обострением, выбор одной из целого веера бурно расширявших свою активность тенденций.

Современная зона бифуркации охватывает период трансформации состояния системы, достигшей апогея, наивысшей из возможных формы развития социокультурного процесса по ранее заданной траектории. Эта траектория определялась стремлением к самоопределению социума, его становлением как самостоятельной формы жизни путем обособления, отчуждения от природы. Глобализация в развитии по данной траектории является завершающим, наивысшим этапом. И именно поэтому наивысшей формой развития является современная социальная жизнь, которая, глобализируясь, оказывается в тупиковом, безвыходном пространстве, в поле, из которого "не предусмотрены" достойные выходы в будущее. Развитие в "режиме с обострением" в начале ХХI в.- это не только "естественно-исторический" спонтанный процесс, но одновременно и задача глобального значения.


^ 3. Организация как социально-экономическая система. Свойства организации.

Системой является совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности

^ Социально-экономическая система — это совокупность ресурсов и экономических субъектов, образующих единое целое, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, востребованных во внешней среде.

Социально-экономическая система неизбежно локализована в экономическом времени и пространстве, а также по отношению к ее альтернативным вариантам. Это система, имеющая определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы.

^ Основные свойства социально-экономической системы

1. Целостность, которая означает, что изменение любого компонента системы влияет на ее другие компоненты и приводит к изменению системы в целом. Такое явление можно, например, проследить в случае диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений, когда при смене средств производства меняются соответственно производственные отношения и система в целом. То есть, мы в данном случае имеем дело с взаимозависимостью компонентов экономической системы.

2. Иерархичность. Это значит, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка. К примеру, экономика России, как переходная, может быть рассмотрена в качестве одного из элементов мир-системы.

3. Интегративность, которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом

Социально-экономическая система, под которой мы можем понимать гражданское общество, хозяйствующий субъект (предприятие), интегрированную структуру бизнеса, имеет две основные тенденции в существовании: функционирование и развитие.

Функционирование — это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих целостность системы и ее сущностные характеристики.

Развитие — это приобретение нового качества, необходимого для прогрессивных перемен, приспособления к новым условиям среды, которое характеризует изменения в предметах, средствах труда и в самом человеке. Применение новых синтетических материалов, развитие микроэлектроники, робототехники, информационной и биотехнологии, использование электронной техники в комплексе со станками и роботами, все это является источником значительного роста производительности труда и качества изготавливаемых материальных благ.

Однако, с другой стороны обновление технологической основы общественного воспроизводства является одной из причин, провоцирующих цикличность, а следовательно, и кризисные явления в функционировании системы. Экономика никогда не находится в состоянии покоя. Процветание не редко сменяется крахом, показатели национального дохода, уровня занятости, темпов роста производства, а также цены и прибыли понижаются. В конце концов, достигается нижняя точка, и опять начинается оживление. На более высоком витке раскручивающейся спирали истории, более прогрессивном по сравнению с предыдущим этапом, кризисы протекают с разной степенью остроты и их возможными проявлениями.

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений и неравновесий в ней. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса.

Несмотря на всю важность текущего управления, функция управления социально-экономическим развитием приобретает все большую значимость. Эта значимость особенно велика в условиях рыночных отношений, ибо без стратегического регулирования со стороны государства бессистемная деятельность хозяйствующих субъектов в лучшем случае способна обеспечить стихийное, несбалансированное, неустойчивое развитие, результаты которого, вероятно, современное общество не удовлетворят. Рассмотрим это на примере регионального развития.

^ Органы государственной власти в субъектах Федерации должны содействовать созданию новых производств на территории региона в целях укрепления своего экономического потенциала, увеличению налогооблагаемой базы и появления новых рабочих мест.

^ Одной из основных целей государственных органов власти является обеспечение необходимых условий для жизнедеятельности населения. Набор важнейших типов потребностей граждан любого государства, которые реализуются в процессе их жизнедеятельности, практически не зависит от отраслей специализации территории. Независимо от того, что производится на предприятиях, данный набор остается практически неизменным и включает в себя такие потребности, как питание, жилье, работа, духовное и физическое развитие, воспитание и обучение детей, специальное образование, охрана здоровья, различные материальные блага и услуги, транспортные средства для перемещения, средства связи для передачи и получения информации и т.п.

В системе можно выделить два вида материальных ресурсов: неперемещаемые (природные ресурсы, основные фонды, стационарная инфраструктура и т.п.) и мобильные (капитал, оборудование, технологии и т.п.), а также человеческие (не просто трудовые ресурсы, но лица, сознательно действующие в рамках установленных социально-хозяйственных механизмов). Для эффективного функционирования системы необходима сбалансированность данных трех факторов.

^ Развитие системы осуществляется как количественно, так и качественно.

Развитие должно быть устойчивым, что подразумевает длительность сохранения основных условий для сбалансированного воспроизводства многостороннего потенциала территории. Недопустимо, чтобы развитие осуществлялось за счет невосполняемой эксплуатации какого-либо из основных факторов — природных ресурсов, населения, существующих производственных фондов. В противном случае исчерпание данного фактора приведет к кризису развития с непредсказуемыми социально-экономическими последствиями.

Научно-обоснованное развитие требует осмысленного подхода к решению проблем, существующих в регионе. Долгосрочный план развития любой территориальной социально-экономической системы оформляется в виде концепции развития, содержащей стратегии, т.е. совокупность принципиальных направлений долгосрочного развития.

Под проблемой понимается не просто нехватка или избыток какого-либо ресурса, но систематически воспроизводящаяся диспропорция между различными аспектами развития. При устойчивом воспроизведении в регионе на каждом новом этапе той или иной диспропорции возникает необходимость во внешнем корректирующем воздействии или в координации усилий всех элементов системы по устранению дисбаланса. К важнейшим типам проблем можно отнести:

Несоответствие в требованиях к развитию региона как элемента вышестоящей системы и как целостной самостоятельной системы. Проблема возникает тогда, когда внешние цели, задаваемые вышестоящим уровнем управления, вступают в противоречие с целями и потребностями населения нижестоящей системы.

Диспропорции между отдельными функциональными подсистемами, затрудняющие исполнение основных целей системы. Например, недостаточная развитость транспортной системы в регионе не позволит населению и грузам перемещаться по территории с необходимой оперативностью.

В связи с усложнением социально-экономических систем и увеличением функций государства в современном мире все большее распространение получают сложные, многоуровневые системы управления. В подобных структурах основные элементы системы управления разделены на несколько уровней. Уровни управления представляют собой организационно обособленные элементы, выявляемые в структурах территориального управления, например, субъект Федерации, муниципальное образование. Вышестоящие уровни управления могут воздействовать на подчиненные элементы тремя основными способами:

— через постановку целей и функций;

— через задание определенных ожидаемых результатов;

— через выдачу ограничений по ресурсам, элемент при этом сам осуществляет выбор оптимальных действий.

Между разными уровнями системы осуществляется разделение полномочий, ответственности и функций по вертикали власти. В рамках закрепленных за ними полномочий элементы системы имеют право самостоятельного принятия управленческих решений. Вышестоящий уровень управления имеет право вмешиваться в текущую деятельность нижестоящего уровня только в том случае, когда последний не справляется с выполнением своих функций. Элементы одного уровня управления могут напрямую взаимодействовать по решению своих задач минуя вышестоящий уровень управления. Взаимодействие между уровнями системы за пределами существующего разделения полномочий и функций (например, по вопросу делегирования определенной функции) осуществляется на договорной основе.

Среди основных задач можно выделить:

— создание и поддержание условий воспроизводства рабочей силы (социальная инфрастуктура, жилищное и коммунальное хозяйство);

— создание и поддержание благоприятных условий для нормального хозяйствования на территории (производственная инфраструктура, транспортная инфраструктура, связь);

— контроль за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды.

Кроме того, все уровни управления должны:

— предоставлять населению социальные гарантии и обеспечивать основные конституционные права;

— регулировать использование различных механизмов хозяйствования;

— выступать как органы общественного, публичного предпринимательства, осуществляющие функции по организации и поддержанию бесприбыльных или малорентабельных, но необходимых для населения предприятий (например, коммунальное хозяйство);

— органы управления проводят политику развития отсталых районов территории (строительство промышленных предприятий, создание новых рабочих мест и т.п.);

— организацию посреднических, информационных, внедренческих и прочих услуг различным потребителям (предприятиям и т.п.);

— проведение природоохранных мероприятий.

  1   2   3   4



Скачать файл (1439 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru