Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Игры по развитию фразовой речи для детей с ОНР - файл 1.doc


Игры по развитию фразовой речи для детей с ОНР
скачать (176 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc176kb.15.12.2011 23:52скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Содержание . . . . . . . стр. 2

1. Введение . . . . . . . . стр. 3
2. Логопедическая работа с детьми с ОНР по развитию фразовой речи:

2.1. I уровень речевого развития . . . стр. 4

2.2. II уровень речевого развития . . . стр. 5

2.3. III уровень речевого развития . . . стр. 6

3. Использование дидактических игр в логопедической работе стр.7

4. Заключение . . . . . . . стр.7

5. Список используемой литературы . . . стр.9

6. Приложение: Игры по развитию фразовой речи для детей

с ОНР . . . . . . . . стр.10


«Работа логопеда нуждается в использовании

игровых приемов в еще большей степени,

нежели в обычных воспитательных мероприятиях».
В.И.Селиверстов

«Игры в логопедической работе с детьми»
1. Введение
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В зависимости от степени речевого нарушения выделяются 4 (3) уровня речевого развития. В соответствии с этим вся коррекционная работа по формированию речи дошкольников делится также на 4 (3) этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и выходу в связную речь. Каждый этап имеет и свои особенности.

Объем речевых заданий первого, второго и третьего этапов работы дается условно в зависимости от речевой динамики этих детей. Логопед может использовать задания из предыдущих и последующих этапов работы.

В связи с тем что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, I уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет), то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста, особенно на первых этапах работы. В дальнейшем работа будет усложняться за счет возрастных требований к словарю детей, определяемых «Программой дошкольного воспитания».

Общее недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на разви-тие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), что является базой для развития речи. Следовательно, обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Работа по развитию у детей зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.

^ 2. Логопедическая работа с детьми с ОНР по развитию фразовой речи.


    1. I уровень речевого развития


Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.

Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.

Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая.

^ На первом этапе логопед работает над словарем, уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. Вначале отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре: двусложные с открытыми повторяющимися слогами, такие, как мама, папа, баба, Тата; затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, например: Пата, Вова, Оля, Катя, вата и т. д., потом односложные слова типа: дом, мяч, дай, пей и т. д. Постепенно структура слова усложняется, Как только у ребенка появится даже самый незначительный словарный запас, логопед может начинать работу над фразой. Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: Это мама. Вот мама. Мама сидит. Моя мама; затем предложение с обращением: Тетя, дай мяч; с указательным местоимением: Это маленький мяч. Это большой мяч; распространенное с прямым дополнением: Лена везет мишку и т. д.

Работая над фразой на данном этапе, логопеду нет необходимости ставить целью системный подход к грамматическому оформлению, но нужно уделить большое внимание формированию понимания грамматических форм.

Если ребенок усвоил фразу, пользуется ею, можно включить ее в диалог. Для этого логопед подбирает игры с речевым сопровождением, дает различные задания, на которых можно проверить, правильно ли ребенок понял фразу и умеет ли ее использовать в речи. Отработанный речевой материал хорошо бы использовать при драматизации русских народных сказок.

^ На втором этапе главное — формирование фразовой речи. Логопед учит детей распространять предложение, грамматически и интонационно оформлять его, а также ведет работу по расширению словаря, охваченного тематическим единством, постепенно усложняя структуру слова. Таким образом дети постепенно учатся образовывать новые слова. Так же как и на первом этапе, отработанную фразу необходимо включать в диалог и рассказ описательного характера.

Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи.


    1. ^ II уровня речевого развития


Для детей II уровня речевого развития характерно следующее: аграмматичная, структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из общеупотребительных слов, в основном это существительные, реже встре-чаются глаголы и прилагательные. Предлоги дети не всегда употребляют. Произношение многих слов искажено.

Работа на этом этапе, так же как и на предыдущем, ведется по трем направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение ее в связную речь.

Работа над словом начинается с уточнения, расширения и активизации словарного запаса у детей. Дети знакомятся со словоизменением и словообразованием. Обогащается словарь антонимами.

Основной работой на данном этапе является формирование фразовой речи. Она включает в себя работу над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением. Для этого предлагается система речевых упражнений, в основе которых лежит постепенный переход от простого предложения, нераспространенного, двусоставного (типа Мама шьет. Птица летит.) к распространенному.

Распространение двусоставного предложения идет постепенно. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение в форме винительного, дательного, творительного падежей: Лена шьёт платье. Хлеб режут ножом. Траву дам козе. Затем вводится определение: Маленькая девочка собирает ягоды. И наконец, в предложение вводится косвенное дополнение в форме винительного, родительного, дательного, творительного падежей с предлогом: Дети смотрели на слона. Чай пьет она с конфетами. Лодка плывет к берегу. И потом вводится обстоятельство: Дети гуляли в лесу.

Параллельно с формированием у детей распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое предложе-ние с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), а также ведется работа и по его грамматическому оформлению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

Затем отрабатывается подчинительная связь (управление), при которой подчиненное слово употребляется в косвенном падеже без предлога или с предлогом. Винительный падеж без предлога или с предлогом. Отработка падежных форм дается по возрастающей трудности их усвоения. Винительный падеж прямого объекта: Вижу маму; Вижу папу; творительный падеж орудийности — Рубить топором; дательный косвенного объекта — Дать удочку рыболову; родительный принадлежности — Книга брата.

После отработки беспредложных падежных конструкций необходимо познакомить детей с пониманием назначения предлогов и их практическим усвоением. Работу можно начать с предлогов на, в, за, под, с, к, которые наиболее часто употребляются в речи, затем можно перейти к работе по усвоению предложно-падежных конструкций.

Глагольные конструкции с неизменяемыми частями речи (примыкание) усваиваются детьми на материале наречий. Вначале отрабатывается круг пространственных наречий: близко, высоко, справа, слева и т. д., затем наречия, обозначающие время: вчера, сегодня, днем, ночью, вечером, утром; образ действия: быстро, медленно, тихо, громко и т. д.

Параллельно с работой над структурой предложения ведется работа над интонацией. Логопед формирует у детей представления о повествовательной и вопросительной интонации.

После такой работы дети чувствуют себя увереннее, словарный запас у них к этому времени значительно обогащен, они правильно оформляют свою мысль. Речевая активность повышается. Она побуждает их к общению с детьми и взрослыми. На этом этапе большое значение имеет своевременная помощь логопеда ребенку в установлении речевого общения. Эта помощь может носить различный характер, например: поощрение за правильно построенную фразу, сочетание речевой активности с различными формами деятельности (игры, труд, рисование, лепка и т. д.), постановка перед детьми посильной речевой задачи.


    1. ^ III уровень речевого развития


У детей Ш уровня речевого развития фразовая речь в целом сформирована, остаются лишь элементы аграмматизма в виде неправильного употребления существительных и прилагательных множест-венного числа в косвенных падежах, неправильного согласования существительных и прилагательных с числительными. Словарь близок к возрастной норме. Остается несформированной связная речь.

Принцип работы с детьми данной группы такой же, как для I и II уровня, т. е. продолжается накопление и обогащение словаря. Детям дается понятие о слове как о лексической единице. Практически они работают над связью слов в предложении. Продолжается работа над структурой предложения и его грамматическим оформлением. Основной задачей работы с детьми III уровня речевого развития является формирование связной речи.



  1. ^ Использование дидактических игр в логопедической работе


О роли игры в жизни ребенка писали великие педагоги прошлого: Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко. Действительно, игра — основной вид деятельности дошкольников. Вместе с тем, она является и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка.

Дидактическая (обучающая) игра должна быть включена в педагоги-ческий процесс. То, что ребенок воспринимает мыслительную задачу как игровую, повышает его умственную активность. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

С каждым годом детей с ОНР становиться все больше, это волнует родителей и специалистов (логопедов, психологов, педагогов). Но какими бы тяжелыми ни были речевые нарушения, они не могут быть необратимыми, развитие речи продолжается даже при самых тяжелых формах её недоразвития.

При отклонениях в развитии, характерных для детей с нарушениями речи и их возрастных особенностях, необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Проблемные чаще дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре ребёнок знакомится с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.

Дидактические игры и упражнения включаются в плановые фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. 3анятия проводятся учителем-логопедом и воспитателями, усвоение программного материала детьми зависит от правильного выбора методов обучения. Они должны быть кратковременными, чтобы не снижалась умственная активность детей. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным).

В разных возрастных группах руководство дидактическими играми имеет свои особенности. В средней группе педагог сам играет с детьми, дает образцы ответов, описаний и т. п. В старшей и подготовительной к школе группах педагог до начала игры ставит перед детьми задачу и объясняет правила игры. От детей требуется полная самостоятельность при выполнении игрового задания. Дидактические игры разнообразны. Некоторые из них имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Другие сюжета не имеют и заключаются в решении определенных задач. У ребят старшего дошкольного возраста особый интерес вызывают игры-соревнования, в которых формируется мотивация достижения успеха.

В неразрывной связи с развитие речи в играх осуществляется развитие мышления детей, способности сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы, обобщения. Игры развивают сенсорное восприятие, так как тренируют ребенка в узнавании характерных признаков предметов. Офрмленные художниками, дидактические игры способствуют эмоциональному воспитанию детей.



      1. Заключение


В приложении к данному реферату содержатся игры, способствующие развитию речи детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизно-шение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи.

Некоторые игры предназначены для детей разного возраста, другие же имеют вполне конкретный адрес. Тем не менее любую игру можно адаптировать в соответствии с возможностями и уровнем развития детей.

Игры направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи:

  • воспитание звуковой культуры речи;

  • формирование грамматического строя речи;

  • обогащение словарного запаса;

  • развитие связной речи.

Эти задачи тесно связаны между собой и решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову и его точному и правильному употреблению в устной речи.

В грамматическом материале содержатся игры, обучающие разным способам словообразования и словоизменения (родительный падеж един-ственного и множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование существительных, прилагательных в роде, числе и падеже), а также упражнения, развивающие синтаксический строй речи (построение предложений разных типов — простых, распространенных, сложных).

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на усвоение значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом (подбор синонимов и антонимов, сравнений и определений). Таким образом, одним из ведущих направлений выступает формирование навыков точного словоупотребления, что в целом определяет культуру речи.

^ 5. Список используемой литературы


  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Фразовый конструктор. - М.: Книголюб, 14 с.




  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи. - М.: Просвещение, 1985 г. - 112 с.




  1. Мельникова С.М., Бикина Н.В. Игротека речевых игр. Выпуск 3. Собери букет: игра на классификацию цветов и согласование числительных и существительных для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2007 г. - 16 с.




  1. Мельникова С.М., Бикина Н.В. Игротека речевых игр. Выпуск 5. Дорисуй и собери: игры на развитие внимания и классификацию предметов одежды, обуви, головных уборов для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2006 г. - 16 с.




  1. Нищева Н.В. Играйка. Выпуск 1. Восемь игр для развития речи дошкольников. - Спб.: Изд. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.




  1. Нищева Н.В. Играйка. Выпуск 2. Восемь игр для развития речи дошкольников. - Спб.: Изд. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.




  1. Нищева Н.В. Играйка. Выпуск 2. Восемь игр для развития речи дошкольников. - Спб.: Изд. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 г.


8. Ушакова О.С. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2009 г. — 208 с.
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2008г. – 224 с.
6. Приложение
Игры по развитию фразовой речи для детей с ОНР
6.1. Игра «Кто чем питается» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по теме «Дикие животные наших лесов»;

  • совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в творительном падеже, согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже).


^ 6.2. «Дикие животные» (+ карточки)
Работа по теме «Дикие животные» строится аналогично работе по теме «Домашние животные».

На первых занятиях логопед (воспитатель) знакомит детей с жителями наших лесов (белкой, зайцем, волком, медведем, лисой, ежом, лосем). Рассматривают этих животных на картинках. Отмечают характерные черты внешнего вида. Усваивают словосочетания: длинные уши, короткий хвост, длинный хвост, короткие уши, пушистый хвост, теплая шкурка.

При прохождении данной темы можно использовать русские народные сказки «Колобок», «Теремок».

Примерный словарь: медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, медвежонок, волчонок, лисенок, зайчонок, бельчонок, лосенок, ежонок, берлога, нора, логово, дупло, пушистый, рыжий, злой, хитрый, трусливый, косолапый, прыгает, бродит, воет.
^ 6.3. Игра «Накорми животных» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по теме «Домашние животные»;

  • совершенствование грамматического строя речи (обучение использованию в речи винительного и творительного падежей имен существительных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).


^ 6.4. Игра «Найди маму» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по теме «Домашние животные»;

  • совершенствование грамматического строя речи (обучение использованию в речи существительных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят, -их и простого предлога у).



^ 6.5. «Помоги детенышам найти свою маму»
Оборудование. Картинки, изображающие домашних животных и их детенышей.

Логопед. На лужайке гуляли детеныши домашних животных и потерялись. Испугались малыши и стали звать своих мам. «Му-у», — замычали телята. «Муу-у», — ответила им мама.

— Кто мама у телят? (Корова.)

«И-го-го», — заржали жеребята. «И-го-го», — ответила им мама.

— Кто мама у жеребят? (Лошадь.)

«Хрю-хрю», — захрюкали поросята. «Хрю-хрю», — ответила мама.

— Кто мама у поросят? (Свинья.)

В дальнейшем можно поиграть в «животных» с детьми. Одна часть детей — детеныши, другая—-их мамы.
^ 6.6. «Кто у кого?»
Цель:

  • закрепление словаря по теме «Домашние животные»;

  • усвоение формы родительного падежа имен существительных.

I вариант. На наборном полотне выставляются предметные картинки, изображающие домашних животных и их детенышей. Предлагается подобрать картинки парами, например: теленок и корова. Ответить на вопрос: кто у кого?

Образец ответа: У коровы теленок.

^ II вариант. То же, но без опорных картинок.

Задание. Рассказать о животном (свинье, козе, корове): а) по вопросам; б) самостоятельно.

Вопросы. 1. Свинья какое животное (домашнее или дикое)? 2. Чем покрыто тело свиньи? 3. Что свинья ест? 4. Как называются детеныши свиньи? Или: Кто есть у свиньи?
^ 6.7. Игра «Кто с кем?»

Цель: упражнять детей в употреблении предлога с.

Логопед раскладывает картинки с изображением взрослых животных и их детенышей и говорит: «Вышли на полянку разные животные (выбирает картинки с изображением взрослых животных и раскладывает их на столе). Каждая мама позвала к себе своего детеныша. Найдите детенышей и поставьте их рядом с мамой». Дети подбирают картинки с изображением детенышей животных и подкладывают каждого к своей маме. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали картинки, и задает им вопрос: кто с кем вышел гулять?

Образец ответа: Лиса с лисенком или Лиса с лисятами.

^ 6.8. Игра «Что забыл нарисовать художник» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Человек»;

  • закрепление знаний о названиях и выполняемых функциях частей головы и лица (волосы, брови, ресницы, нос, рот, губы, уши, глаза);

  • совершенствование грамматического строя речи (образование и правильное использование формы родительного падежа существительных единственного и множественного числа);

  • развитие зрительного восприятия и памяти.


^ 6.9. Игра «Наведи порядок» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темама «Одежла», «Обувь», «Головные уборы»;

  • совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, образование и употребление сложных предложений);

  • дифференциация предметов одежды, обуви, головных уборов.


^ 6.10. Игра «Собери букет» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам «Садовые цветы», «Полевые цветы», «Первоцветы»;

  • совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного и существительного в роде, числе, падеже);

  • дифференциация цветов по месту произрастания;

  • развитие зрительного внимания и памяти.


^ 6.11. Игра «Собери семью» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по теме «Домашние животные»;

  • совершенствование грамматического строя речи (использование и образование форм дательного, винительного, предложного падежей имен существительных);

  • развитие зрительного внимания.


^ 6.12. Игра «Живой уголок» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по теме «Домашние животные»;

  • совершенствование грамматического строя речи (использование и образование форм дательного, винительного, предложного падежей имен существительных);

  • воспитание внимания и бережного отношения к животным.

^ 6.13. Игра «Почини игрушку» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по теме «Игрушки»;

  • совершенствование грамматического строя речи (использование и образование форм родительного и творительного падежей имен существительных);

  • развитие зрительного внимания.


^ 6.14. Игра «Чего нет?»

Задача:

  • использование родительного падежа существительных без предлога.

У логопеда на столе разные игрушки. Логопед предлагает детям три-четыре игрушки. Надо рассмотреть игрушки и запомнить их.

Дети закрывают глаза, логопед убирает сначала одну, затем две, три игрушки.

Образец ответа: Нет куклы. Нет мишки.
^ 6.15. Игра «У белочки в гостях» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по теме «Посуда»;

  • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; употребление предлогов);

  • развитие зрительного внимания.


^ 6.16. Игра «Мой, моя, моё, мои» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по темам «Одежда», «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Фрукты»;

  • совершенствование грамматического строя речи (согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои и числительных 2 и 5 с существительными);

  • развитие мышления (способности к обобщению) и зрительного внимания.

^ 6.17. «Верни хозяину вещь»

У детей берутся мелкие предметы (бантик, карандаш, расческа, игрушка и т. д.). Логопед демонстрирует поочередно вещи детей и спрашивает: «Чей это карандаш?»

Образец ответа: Карандаш Вовы.
^ 6.18. Игра «Украшаем елку» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по теме «Новогодний праздник»;

  • совершенствование грамматического строя речи (использование и употребление имен существительных в творительном и родительном падеже, согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, образование относительных прилагательных);

  • развитие зрительного внимания.


^ 6.19. Игра «На полянке» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по теме «Насекомые»;

  • совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов в, на, по, с, под, над).


^ 6.20. Игра «Кто кого обогнал?»

Задача:

  • работа над простым распространенным предложением;

  • использование винительного падежа существительных без предлога.

Дети бегут парами наперегонки. Воспитатель (логопед) спрашивает у детей: «Кто кого обогнал?» Дети отвечают: «Рита обогнала Машу. Коля обогнал Петю» и т. д.
^ 6.21. Игра с флажком

Задача:

  • работа над простым распространенным предложением;

  • использование дательного падежа существительных без предлога.

Логопед вместе с детьми водит хоровод и читает стихотворение. В середине круга ребенок с флажком.

Встали дети в кружок, Кому дать, кому дать?

Увидали флажок. Кому флаг передать?

Логопед указывает на девочку (Лену). Ребенок передает флажок Лене, говоря при этом: «Даю флажок Лене». В середину круга выходит Лена с флажком. После слов: «Кому флаг передать?» — передает флаг другому ребенку, говоря при этом: «Даю флаг Саше». Игра продолжается.
^ 6.22. Игра «Кого нет?»

Задача:

  • использование родительного падежа существительных без предлога.

I вариант. Водящий ребенок закрывает глаза. Кто-то из детей прячется. Водящий должен узнать, кого нет.

Образец ответа: Нет Лены.

II вариант. Даются картинки, изображающие членов семьи.

Дети закрывают глаза или отворачиваются. Логопед убирает одну картинку.

Образец ответа: Нет тети.
^ 6.23. Игра «Желание»

Задача:

  • использование родительного падежа существительных без предлога.

Оборудование. Картинки, изображающие стакан молока, стакан чая, стакан компота.

Логопед начинает фразу. Дети заканчивают ее.

— Я выпью стакан (воды).

Далее дети самостоятельно выражают свои желания аналогичной фразой, опираясь на предметные картинки.
^ 6.24. Игра «Кто на чем поедет?»

Задача: использование существительных с предлогом на.

Дети отвечают на вопрос, опираясь на предметные картинки, изображающие транспорт (поезд, машину, самолет, теплоход). Голосом выделяют предлог на.

Образец ответа: Я поеду на машине.
^ 6.25. Игра с Петрушкой

Задача: закрепление предлогов в словосочетаниях.

Оборудование. Сюжетные картинки, Петрушка (кукла), Незнайка (рисунок), стул, корзина, ящик.

Логопед. К нам в гости пришел Петрушка. Петрушка будет прятаться, а вы его ищите.

Логопед прячет Петрушку. Дети отыскивают его и говорят: «Петрушка на стуле. Петрушка на полу. Петрушка в шкафу».
^ 6.26. Игра «Поможем Незнайке»

Задача:

  • упражнять детей в различении предлогов в и на;

  • умение употреблять эти предлоги в предложении.

Вносится Незнайка. Логопед обращается к детям:

— Ребята, Незнайка составил разные предложения. Послушайте внимательно, все ли у него правильно, и найдите ошибку.

Логопед читает предложения, составленные Незнайкой.

— Цветы стоят на вазе.

— Неправильно! Цветы стоят в вазе.

— Какие слова перепутал Незнайка? (На и в-)

— Маша с мамой идут на кино.

— Неправильно! Маша с мамой идут в кино.

  • Какие слова перепутал Незнайка? и на.)

(Аналогично проводится работа с другими предложениями).


^ 6.27. Игра с солнечным зайчиком

Задача:

  • упражнять детей в различении предлогов в и на.

Логопед показывает детям солнечного зайчика и читает стихотворение-считалку про солнечного зайчика.

Скачет зайчик по стене. Притаился в уголке.

И подмигивает мне. Вот он спрятался в кроватке.

Перепрыгнул на картинку. С нами он играет в прятки,

Задержался на ботинке, Раз, два, три, четыре, пять,

Поплясал на потолке, Мы пойдем его искать.

Логопед. Ищите зайчика, а найдете — ответьте, где солнечный зайчик.

Образец ответа: Зайчик на потолке. Зайчик в шкафу. В дальнейшем стихотворение-считалка заучивается наизусть.
^ 6.28. Игра «Кто за кем стот?»

Задача:

  • употребление предлога за;

  • работа над интонационной законченностью предложений.

Дети выстраиваются по одному в колонну. Логопед спрашивает их поочередно, кто за кем стоит, например: «Женя, за кем ты стоишь?» (Я стою за Катей.)
^ 6.29. Игра «Магазин»

Задача: работа над предложением и его грамматическим оформлением.

Оборудование. Куклы, кубики, карандаши, матрешки, книги, шары.

Логопед объясняет детям, что в магазине много разных товаров. Кто придумает предложение со словом много и названием товаров, которые есть в магазине, тот получит фишку.
^ 6.30. Игра «Почемучка»

Задача:

  • составление сложных предложений по демонстрируемому действию.

а) Дети спрашивают логопеда. Логопед отвечает на вопросы детей, используя союз потому что.

б) Логопед спрашивает детей, требуя употребления союза потому что.

Образцы вопросов: Почему пришел врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться? Почему летом не носят шубу? Почему нельзя есть снег? Почему зимой надевают варежки? Почему надо быть внимательным на занятии?
^ 6.31. Игра с мячом.

Задача: закрепить навык практического употребления в речи притяжательных прилагательных.

Дети становятся в круг, логопед — в центре. Бросая ребенку мяч, он называет притяжательные прилагательные из числа тех, что отрабатывались на занятии. Ребенок, отдавая назад мяч, проговаривает с этим словом сочетание. Например:

Куриный — куриный клюв:

Змеиный — змеиный хвост;

Оленья — оленья морда;

медвежье — медвежье туловище;

Баранья — баранья морда.

(В случае затруднения можно на доске развесить картинки-подсказки, ориентируясь на которые, дети смогут дать правильные ответы).
^ 6.32. Игра «Разноцветные листья» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по теме «Деревья»;

  • совершенствование грамматического строя речи (образование и правильное использование формы родительного падежа имен существительных с предлогом с, образование относительных прилагательных).


^ 6.33. Игра «Веселый повар» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по темам «Фрукты», «Ягоды»;

  • совершенствование грамматического строя речи (правильное использование форм родительного, винительного, творительного падежей имен существительных, образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже).


^ 6.34. Игра «В огороде у козы Лизы» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по теме «Овощи»;

  • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);

  • классификация растений по месту произрастания (дифференциация овощей и фруктов).



^ 6.35. Игра «Маленькие художники» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по темам «Овощи», «Фрукты», «Цветы»;

  • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, образование и использование в речи формы родительного падежа существительных);

  • совершенствование цветовосприятия и цветоразличения.


^ 6.36. Игра «Поможем клоуну Роме» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по темам «Овощи», «Фрукты»;

  • совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);

  • классификация растений по месту произрастания (дифференциация овощей и фруктов).


^ 6.37. Игра «За грибами» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по теме «Лес. Грибы»;

  • совершенствование грамматического строя речи (употребление форм винительного падежа существительных с предлогом в и родительного падежа с предлогом из).


^ 6.38. Игра «Катины подарки» (+ карточки)

Задачи:

  • совершенствование грамматического строя речи (образование форм дательного и винительного падежей имен существительных).


^ 6.39. Игра «Аквариум» (+ карточки)

Задачи:

  • расширение словарного запаса по теме «Аквариумные рыбки»;

  • совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов на, по, в, под, за, над, из, из-под);

  • воспитание внимания и бережного отношения к животным.


^ 6.40. Игра «Путаники»

Задача: закрепить навык практического употребления в речи сложных предлогов из-под, из-за.

Раздается стук в дверь. Появляются двое детей - «Путаник» и «Путаница».

На головах у них шапки с перемешанными картинками. Они показывают детям карточки с изображением разных сюжетных действий и рассказывают:

Щенок выглядывает из-под шкафа.

Мяч выскакивает из стола.

Мальчик достает тапочки из стула.

Девочка выметает мусор из дывана.

Тот, кто обнаружит ошибку, должен ее исправить и назвать правильно все предложения. Логопед фиксирует внимание детей на том, как слово из-под помогает правильно назвать действия.
^ 6.41. Игра «Паровозик»

Задача:

  • развитие фразовой речь;

  • расширение словаря (особенно прилагательных);

  • обучение правильно строить развернутые лексико-грамматические конструкции;

  • тренировка вербальной памяти ребенка.


Игра может проводиться в устной или письменной форме (в последнем случае игра переводит процесс письма на непроизвольный уровень). Игра не требует специального материала.

Количество играющих не должно быть меньше двух.

Возраст играющих не ограничен.

Правила игры: первый игрок называет любое существительное-подлежащее, второй игрок должен сказать глагол-сказуемое, далее каждый имеет право добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории, повторяя уже имеющиеся, чтобы предложение становилось все длиннее и при этом не оказывалось бессмысленным. Если кто-нибудь из игроков опустил при повторении какое-нибудь из сказанных слов, остальные ему подсказывают, закрепляя всю фразу в памяти. Выигрывает тот, кто закончит предложение, когда никто из остальных игроков не сможет прибавить ни одного слова.

Пример: В игре участвовует дети 8 лет: Маша, Оля, Сережа и Артем.

Маша: Дом

Оля: Дом стоял

Сережа: Дом стоял на пригорке

Артем: Дом стоял на лесном пригорке

Маша: Дом стоял на лесном пригорке возле сада

Оля: Дом стоял на лесном пригорке возле зеленого сада

Сережа: Дом стоял на лесном пригорке возле зеленого сада и луга

Артем: Дом стоял на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга

Маша: Большой дом стоял на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга

Оля: Большой и красивый дом стоял на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга

Сережа: Большой и красивый дом стоял под крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга

Артем: Большой и красивый дом стоял под черепичной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга

Маша: Большой и красивый дом стоял под красной черепичной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга

Оля: Большой и красивый дом с крыльцом стоял под красной черепичной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга

Сережа: Большой и красивый дом с деревянным крыльцом стоял под красной черепичной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга

Артем: Большой и красивый дом с деревянным крыльцом и трубой стоял под красной черепичной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга

Маша: Большой и красивый дом с деревянным крыльцом и высокой трубой стоял под красной черепичной крышей на лесном пригорке возле зеленого сада и пестрого луга.

Оля: Все, больше не знаю.

(Остальные разводят руками).

Маша: Я выиграла!
^ 6.42. Игра «Пасьянс»

Задача:

обучение составлять логически правильные словосочетания;

тренировка памяти, способности к распределению внимания и его избирательности;

развитие мелкой моторики и тактильного восприятия (часть карточек изготовлена из специального материала).

Материал: пятнадцать больших карточек, изготовленных из гладкого картона, с конкретными и абстрактными именами существительными, сорок пять маленьких карточек, изготовленных из бархатной бумаги, с именами прилагательными, обозначающими цвет, форму, материал. Каждый признак опосредуется разным цветом карточки.

Количество играющих: от 2 до 5.

Возраст играющих: от 7 до 15 лет. .

Правила игры напоминают лото: карточки с именами существительными раздаются игрокам. В зависимости от количества играющих и их возраста у каждого может быть от 3 до 7 карточек с существительными. Маленькие карточки сложены стопкой перед ведущим рубашкой вверх. Затем ведущий читает в случайном порядке прилагательные, написанные на маленьких карточках. Если это прилагательное подходит по смыслу к имеющемуся существительному, то игрок кричит: «Мое!» и подкладывает маленькую карточку к соответствующей большой. Если у игрока уже есть словосочетание с данным существительным, составленное по этому принципу (форма, цвет или материал), то обе карточки с прилагательными, в том числе и та, которая была положена раньше, возвращаются в «базар». Выигрывает тот, кто первым охарактеризует свои существительные тремя разными прилагательными по трем параметрам. В качестве домашнего задания после этой игры можно предложить ребенку дома выложить все карточки с существительными в ряд и выбрать к ним прилагательные, выкладывая их по образцу пасьянса.
6.44. Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цели: активизировать глагольную лексику, учить соотносить глагол с действием, которое он обозначает.

Воспитатель отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего «Где вы были? Что вы делали?» дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и показывают различные движения (стирка белья, рисование и др.). Водящий должен по движениям правильно назвать действие, употребляя форму глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилите дрова». При правильном ответе дети убегают, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.

(Эта игра доступна не всем детям младшего дошкольного возраста. Она более популярна у старших дошкольников.)
6.45. Игра «Добавь слово»

Цель: формировать умение находить нужный по смыслу глагол. Материал: кукла Гена.

Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать.

Воспитатель. К вам в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, вы должны будете сейчас угадать.

Гена. Я умею постель... (убирать). Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть). Я умею постель... (застилать). Я умею цветы... (поливать). Я помогаю стол... (накрывать). Я помогаю тарелки... (расставлять). Я помогаю вилки... (раскладывать). Я помогаю крошки... (сметать). Я помогаю комнату... (убирать).

При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).
6.46. Игра «Сказки наоборот»

Цель: формировать умение подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы-антонимы (слова с противоположным значением). Материал: кукла Чиполлино.
Воспитатель. Чиполлино пришел в детский сад. Все ему здесь нравится: зарядку делать, с детьми играть, лепить из пластилина, петь и танцевать, обедать и ложиться спать. Но вдруг он загрустил. Почему? Да потому, что не умеет подбирать слова «наоборот» — слова с противоположным значением

Дети, поможем Чиполлино?

Дети отвечают.

Я буду называть разные слова, а вы с Чиполлино придумывайте к ним слова «наоборот», т.е. слова с противоположным значением. Варианты пар глаголов с противоположным значением: входить — выходить, вбегать — выбегать, прибегать — убегать, привозить — увозить, прилетать — улетать, приходить — уходить, подплывать — отплывать, закрывать — открывать, вставать — ложиться, говорить — молчать, мириться — ссориться, надевать — снимать, одевать — раздевать, кричать — молчать, нагревать — охлаждать, смеяться — плакать, хвалить — ругать, улыбаться — хмуриться. Теперь Чиполлино понял, что означает слово «наоборот».
6.47. Игра «Кто больше действий назовет?»

Цели: формировать умение активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы.

Материал: картинки — предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Приходит Неумейка (заранее выбранный ребенок) и приносит картинки. Задача детей: подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках. Воспитатель задает вопросы.

  1. Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...)

  2. Что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...)

  3. Что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...)

  4. Что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает,кружится, блестит, тает, переливается, скрипит...)

  5. Что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать...)

  6. Что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...)

Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает

Такую игру можно проводить на разные темы: «Предметы домашнего обихода», «Явления природы», «Времена года», «Животные и птицы» и др.

6.48. Игра «Кто больше скажет о профессии?»

Цель: формировать умение соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т.д.).

Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».

Воспитатель. Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать... А как вы думаете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам готовит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете профессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, делает повар?

Дети. Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.

Воспитатель. А что делает врач?

Дети. Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.

Воспитатель. А что делает портной?

Дети. Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.

Воспитатель называет еще профессии: строитель, учитель, сторож, пастух, сапожник, а дети называют действия, характерные для этих профессий.

Игра проводится в конце года при соответствующей готовности детей.
6.49. Игра «Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

Материал: различные игрушки.

Воспитатель предлагает вниманию детей 3—4 игрушки. Дети называют их. Затем воспитатель сообщает, что сейчас будет рассказывать об игрушке, не называя ее. Дети должны прослушать описание и сказать, что это за игрушка.

Вначале следует указывать на один-два признака, постепенно их число увеличивают до трех-четырех.
6.50. Игра «Кто больше увидит и назовет?»

Цель: формировать умение выделять и обозначать словом части предмета, его внешние признаки.

Материал: красиво и ярко одетая кукла, флажки разных цветов.

Воспитатель. Сегодня у вас в гостях кукла Оля. Она любит, когда ее хвалят, говорят о ней. Сейчас вы должны будут сказать, какое у Оли платье, какие носочки, туфельки, волосы, глаза. За каждый ответ Оля будет давать вам флажок. Флажки разноцветные. Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и победит.

При затруднении воспитатель напоминает, о чем еще можно сказать, например: «Скажи про Олины глаза, про носочки» и т.п. В ходе игры нужно следить, чтобы дети правильно согласовывали прилагательные с существительными в роде и числе.
6.51. Игра «Что напутал Буратино?»

Цель: формировать умение находить ошибки в описании и исправлять их.

Материал: кукла Буратино, игрушка утенок.

В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: "Мяу!"» Дети должны заметить все неточности и ошибки и ис- править их.
6.52. Игра «Разложи картинки»

Цель: формировать умение выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Материал: предметные картинки.

Воспитатель раздает детям по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку.
6.53. Игра «Закончи»

Цель: формировать умение логично выстраивать сюжетную линию повествования.

Воспитатель начинает читать рассказ, дети заканчивают фразы. Ниже приведены возможные варианты текстов.

«Как Галя испугалась гусей» Воспитатель. Галя приехала к бабушке в деревню. Один раз она гуляла недалеко от реки. Галя рвала... (Цветы и плела венок.) Вдруг она услышала, что сзади кто-то зашипел: «Ш-ш-ш!» Галя обернулась и увидела... (большого гуся). Она... (испугалась и побежала домой). Прибежала к бабушке и рассказывает... (Я испугалась гуся. Он был такой большой, с длинной шеей, красным клювом. Он громко шипел и хотел меня ущипнуть.) Бабушка... (успокоила Галю). Если ребенок в рассказе опускает описание гуся, можно от имени бабушки спросить, какой был гусь.

«Как козленок испугался грома» Воспитатель. Жил-был... (козленок). Он любил... (гулять и щипать травку). Один раз... (он пошел на лужок). Вдруг... (налетел ветер, загремел гром, полил дождь). Козленок испугался и... (задрожал). Тут идет... (девочка с зонтиком). Она увидела козленка и спросила... (Почему ты так дрожишь?) Козленок ответил... (Я боюсь грома и дождя). Девочка сказала... (Не бойся! Дождь скоро кончится.) Она укрыла козленка под зонтиком.

«Как котенок потерялся» Воспитатель. Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел... (бабочку, побежал за ней и отстал от Васи). Стоит котенок и не знает, куда ему идти. Тут идет... (девочка Катя). Она увидела котенка и спрашивает... (Что ты здесь делаешь?) Котенок отвечает... (Я пошел гулять с Васей. Вдруг увидел бабочку и побежал за ней. Бабочка улетела, а я остался один.) Девочка... (взяла котенка с собой). Она... (отнесла его Васе).

Если на вопрос «Что ты здесь делаешь?» ребенок отвечает одним предложением, воспитатель должен спросить его, что случилось с котенком.

«Как кот Васька чуть не поймал золотую рыбку» Воспитатель. Папа купил Леше рыбку. Она была... (желтая, с красным хвостиком) и плавала в большой банке. Леша долго любовался своей рыбкой. Когда он ушел, к столу подкрался... (кот Васька). Он... (запрыгнул на стол, сунул лапу в банку и стал ловить рыбку). Кот хотел... (съесть рыбку). Тут пришел Леша и... (прогнал кота).

На другой день Леша рассказал ребятам в детском саду про свою рыбку... (У меня есть рыбка. Она вся желтая, а хвостик красный. Кот Васька чуть не съел мою рыбку. Он залез на стол и стал лапой ловить ее. Я его прогнал.)

«Как у Светы улетели воздушные шары» Воспитатель. У Светы были воздушные шарики. Она любила с ними гулять. Один раз, когда Света шла с шариками по улице, поднялся сильный ветер. Он вырвал из рук Светы шарики, и они улетели. Свете стало жалко шарики, и она заплакала. Мимо пробегал маленький... (зайчик). Он... (спросил у Светы: «Почему ты плачешь?») Света рассказала... (У меня были шарики. Я гуляла с ними. Вдруг налетел сильный ветер. Я не смогла удержать шарики. Они улетели.) Зайчик успокоил девочку. Он сказал... (Не плачь! Я угощу тебя морковкой.) Потом они стали... (весело играть.)
6.54. Игра «Придумай другое слово»

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.

Воспитатель. А вы знаете, что из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно — «молочная бутылка». Я вам буду называть слова, а вы придумывайте похожее.

Примерный лексический материал:

  • кисель из клюквы (клюквенный кисель);

  • суп из овощей (овощной суп);

  • переход для пешеходов (пешеходный переход);

  • шкаф для книг (книжный шкаф);

  • варенье из брусники (брусничное варенье);

  • ваза для сухарей (сухарница).


6.55. Игра «Помоги Петрушке выбрать слово»

Цель: формировать умение выбирать из двух-трех синонимов слово, наиболее точное по смыслу. Материал: кукла Петрушка.

К детям приходит расстроенный Петрушка, рассказывает, что начал писать письмо другу, но не знает, какое слово лучше подо­брать, и просит помочь ему:

  • Саша живет в ... доме (близкорасположенном, соседнем);

  • в лесу... шорох (раздался, прозвучал, послышался);

  • девочка и мальчик вошли в ... лес (сумрачный, сказочный, дремучий);

  • птица ... заяц... белочка ... (прыгает, летает, скачет);

  • сына долго не было дома, и мама ... (беспокоилась, волновалась);

  • после каждого выступления Петрушки дети громко ... (хлопали в ладоши, аплодировали).


6.56. Игра «О чем я сказала?»

Цели: формировать умения различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Материал: предметные картинки: лук, чеснок, кукла, девочка, сумка, шкаф, корзина, зонт, чайник, корабль, елка, шприц и др.; картинки на многозначные слова.

Воспитатель. Есть слова, близкие и противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто, называем одним словом много разных предметов.

Головка — так можно ласково назвать голову человека, девочки, куклы. У куклы маленькая головка. У девочки на головке красный бант. А можно так назвать утолщенную или выступающую вперед оконечность, например, головка лука, головка чеснока, головка ракеты.

^ Иголка бывает у шприца, ели, сосны, швейная иголка, иголка у ежа, вязальная иголка.

Звонок — у велосипеда, дверной звонок.

Нос — у человека, животных, самолета, корабля, чайника.

^ Ушко — у куклы, кошки, иглы.

Ножка — у стула, гриба, ребенка, мебели.

Ручка — у ребенка, мебели, двери, чайника, чемодана, авторучка.

Воспитатель предлагает детям такие слова: молния, глазок, горлышко, язычок, крыло, сильный, слабый, румяный, льет, летит, идет, бьет, крепкий, дорогой и др.

Дети должны составить предложения с вышеназванными словами («Гриб вырос с крепкой ножкой», «У собаки черный нос» и т.п.).

6.57. Игра «Соедини картинки»

Цели: формировать умения устанавливать семантические отношения между словами, мотивировать свои решения по подбору картинок; активизировать словарь.

Материал: 20 предметных картинок. Примерный набор: молоток, скворечник, гвоздь, топор, дерево, дятел, синица, стол, чашка, чайник, девочки, велосипед, автобус, пианино, гитара, корзина, яблоки, огурцы, ведро, котенок, бабушка, лопата.

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем играть в поезд. Я кладу первую картинку — вагончик. Вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий положил свой вагончик, его нужно скрепить с моим, а для этого надо сказать, чем похожи картинки. Например, я кладу картинку, на которой нарисована синица. С этой картинкой можно скрепить картинку с дятлом, потому что синица и дятел — птицы. Дятла можно скрепить с деревом, потому что дятел живет в лесу, на дереве. Так каждый по очереди может класть свои картинки-вагончики, надо только объяснять, как они скрепляются.

6.58. Игра «Равные слова»

Цели: формировать умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи.

Воспитатель произносит слово. Ребенок в ответ тоже говорит слово, которое по смыслу как-то связано с названным.

Если играет группа детей, то каждому ребенку предлагают 1— 2 слова, если играет один ребенок, то количество слов можно довести до 10. По условию игры дети должны называть слова быстро.

Полезно побуждать ребенка объяснять его выбор, например: «Я тебе скажу слово кошка, а ты мне что скажешь? (Мышка.) Я тебе сказала слово кошка, а ты мне сказал мышка. Почему ты так сказал?»

Лексический материал: кошка, девочка, кукла, нос, ручка, мяч, ваза, играть, льет, бегать, сладкий, чистый, рисовать, веселый, старый, дорогой, злой.

Когда дети научатся быстро подбирать слова, можно предлагать им словосочетания из двух слов или по два слова без союза (существительное + существительное, существительное + прилагательное), например: кошка — собака, карандаш — бумага, море — дом, нос — длинный, ручка — тонкая, ветер — холодный. После того как ребенок подберет слово, он составляет предложение или рассказ.

Вариант игры

Воспитатель (предлагает ребенку). Давай будем говорить друг другу слова, я — тебе, ты — мне, снова я — тебе, ты — мне. Говорить следует быстро, надо называть такие слова, чтобы они подходили друг другу, сочетались по смыслу. Например: мишка — спит — на кровати; проснулся — умылся — пошел гулять; светит солнце — хороший день; мишка встретил зайца — бегают — играют — смеются — веселые зверята.




Скачать файл (176 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru