Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лазарев С.В. Психология безопасности профессиональной деятельности - файл 1.doc


Лазарев С.В. Психология безопасности профессиональной деятельности
скачать (1425 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1425kb.16.12.2011 00:08скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Реклама MarketGid:
Загрузка...

Лазарев С.В.

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Москва, 2007

Оглавление


Аннотация

Словарь терминов и понятий

Предисловие…

Введение

Глава №1. Психология безопасности профессиональной деятельности.

Глава №2. Философские основы психологии безопасности профессиональной деятельности

Глава №3. Некоторые аспекты культуры безопасности

Глава№4. Мотивы и мотивация у персонала в процессе деятельности

Глава №5 Концепция происхождения аварий, травм и несчастных случаев среди представителей опасных профессий

Глава №6 Влияние погодных условий на состояние здоровья и надежность действий персонала

Глава №7 Теория (и) личности

Глава №8 Методы и способы обеспечения безопасности персонала или работа с персоналом в плане профилактики травматизма

Заключение

Библиография

АННОТАЦИЯ


Автор предлагает читателям не только свой взгляд на происхождение травм и несчастных случаев, но подводит теоретический фундамент психологии безопасности деятельности. Также в книге уделяется много внимания главному - как нужно работать с персоналом (представителями опасных профессий), чтобы добиться стойкого снижения несчастных случаев, травм и аварий по вине персонала и свести к минимуму ошибки в процессе их деятельности.

Книга о психологии безопасности в процессе деятельности - наверняка будет интересна инспекторам по охране труда и технике безопасности, промышленным психологам, руководителям производств самим работникам. То есть практически везде, где существует опасность и потенциальная угроза жизни и здоровья. Там, где трудятся люди профессии, которых относят к категории опасных профессий. Информация и знания, почерпнутые из данного труда, будут весьма полезны - как для начинающих свою трудовую деятельность молодых работников, так и для работников имеющих определенный опыт работы или даже солидный стаж.

^ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

A

Авария


– это чрезвычайное происшествие, которое характеризуется внезапностью. Авария требует от человека исключительно быстрой перестройки психической деятельности на фоне возникшего эмоционального напряжения.

Авторитет


(от лат. Auctoritas – влияние, достоинство, власть) - общепризнанное значение, высокая степень фактического влияния конкретного лица. Основанные на деловых качествах, профессиональной компетентности, нравственных достоинствах, опыте, знаниях, общей культуре. Понятие А. Относят также к статусу должности, званию, организации. В этом случае принято говорить о формальном А.

Авторитарный стиль управления


– стиль деятельности руководителя, в основе которого лежит абсолютизация принципа единоначалия и полное отрицание коллективных методов принятия решений. Характеризуется стремлением руководителя полагаться исключительно на формальный авторитет должности, на принуждение. Это стиль жестких приказов и распоряжений, не допускающий каких-либо возражений или собственного мнения подчиненных. Такой стиль отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников. Однако А.с. может быть эффективным: в экстремальных условиях (чрезвычайные ситуации), когда требуются быстрые и решительные действия, когда дефицит времени не позволяет проводить совещания и дискуссии; б) когда в силу предшествующих причин в данной организации преобладают анархические настроения, чрезвычайно низок уровень исполнительской и трудовой дисциплины, господствует «психология толпы».

Адаптация


– процесс установления новых отношений организма и среды, окрашенный функциональным психофизиологическим напряжением. А. Поддерживает постоянство гомеостаза, обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни и репродуктивность в неадекватных условиях среды. А. Предполагает развитие функциональных возможностей (тренировку). А. Проявляется на всех уровнях организации живого на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Трудность А. – индивидуальная сложность (напряжение) в процессе адаптации. Уровень адаптации – полнота приспособительных реакций, которая может оцениваться по эффективности функционирования, субъективному самоотчету и т.д.

Адаптация психическая


– процесс приспособления к новым условиям существования человека при использовании механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная оценка характера воздействующих факторов и нахождение способов реагирования на них.

Адаптивность


– уровень способности к приспособлению.

Адаптированность


– уровень фактического приспособления индивида, уровню его социального статуса и самоощущения – удовлетворенность или неудовлетворенность собой и своей жизнью.

Активизация человеческого фактора


– систематическое, целенаправленное воздействие на человека в процессе его трудовой и общественной деятельности, на все его личностные качества – уровень сознания, мировоззрение, характер, ценностные ориентации, социальные установки, которыми он руководствуется в жизни, на профессиональные знания, умения навыки. А.ч.ф. обеспечивается социально-экономической политикой государства и деятельностью институтов гражданского общества, направленных на всемерное улучшение условий, гуманизацию и «обогащение труда», демократизацию управления, повышения материального и культурного уровня жизни народа, создание условий, содействующих всестороннему развитию духовного богатства личности.

Акцентуация характера


– это крайние варианты нормы психического состояния. При этом отдельные черты характера чрезмерно усилены и проявляются избирательностью реакций на определенного рода психогенные воздействия. Временные нарушения адаптации с отклонением в поведении возникают при действии психогенно значимых для личности факторов. Скрытая акцентуация обнаруживается только под влиянием определенных психотравмирующих ситуаций, которые не приводят к заметной социальной дезадаптации.

Б

Безопасные условия труда


– условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Биологический возраст


– возраст человека или системы его жизненно важных органов, который соответствует функциональной активности данной возрастной группы популяции. Обычно биологический возраст не соответствует календарному возрасту.

Бдительность


– от глагола бдеть – бодрствовать, неусыпно следить за чем-либо. В психологии – длительное состояние настороженности, неослабленного внимания, направленное на то, чтобы лучше замечать изменения в среде и быть готовым к соответствующим обстановке действиям.

В

Варианта


– некоторое значение признака, лежащее между верхним и нижним его значением.

Внимание


– сосредоточение деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). В. характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющей успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Виды внимания. Произвольное – непроизвольное внимание. Свойства внимания. Направленность внимания – выбор объектов внимания и их количества. Сосредоточенность внимания (концентрация) – фиксация внимания на определенном объекте. Распределяемость внимания – способность к одновременной фиксации на нескольких объектах. Помехоустойчивость внимания – способность к сохранению внимания на заданном объекте при наличии конкурирующих объектов. Данное свойство достаточно близко к устойчивости внимания.

Внимания нарушения


– изменения направленности, избирательной психической деятельности. Выделяют следующие виды ВН: сужение объема внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители. Такие ВН наблюдаются как при состоянии утомления, так и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей.

Внутренние процессы


– манера мышления; взаимодействие критериев, их эквивалентов, предположений о причинно-следственности, эталонов, образов и оценок, определяющие опыт и поведение человека в определенной ситуации.

Вредный производственный фактор


– производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Г

Гибкость


– уровень сформированности саморегуляции, как умения менять модели условий и планы при изменении обстоятельств.

Готовность к риску


– личностное свойство, которое может быть отнесено к умению субъекта, принимать решения в условиях неопределенности и недостаточности ориентиров.

Группа референтная


- это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Г.р. выполняет в основном две функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах. При этом г.р. выступает в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Сравнительная функция г.р. проявляется в перцептивных процессах, где она выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценивать себя и других. Выделяют также «положительную» и «отрицательную» г.р. К «положительным» референтным группам относят те р.г. с которыми индивид идентифицирует себя и членом которой он хочет состоять. К «отрицательным» относятся г.р., вызывающие у индивида неприятие. У каждого индивида имеется обычно значительное число г.р. в зависимости от разных видов отношений и деятельности (например, семья, какой-либо клуб, компания, музыкальный ансамбль и т.д.).

Деятельность – проявление активного сознательного отношения к окружающему миру. Включает в себя цель, средства, условия, результат и сам процесс деятельности. Единицей деятельности является действие. Способы осуществления действий – операции. Выделяют различные формы деятельности: жизнедеятельность, духовную, психическую, физическую, трудовую, нетрудовую, профессиональную, непрофессиональную, продуктивную (творческую), репродуктивную и др. Жизнедеятельность - это совокупность действий, обеспечивающих выживание организма. Трудовая деятельность может быть профессиональной и непрофессиональной. Профессиональная (трудовая) деятельность - это деятельность свойственная профессионалу, хорошему специалисту, обладающему достаточным минимумом знаний, умений, навыков для того, чтобы деятельность была эффективной.

Д

Духовность – культура духовная


– есть первое условие телесного и психоэмоционального здоровья.

Здоровье. Многообразие взглядов на сущность этого понятия и безуспешность попыток выработать единое мнение объясняется тем, что здоровье – очень сложное понятие, которое трудно определить кратко и однозначно. Дать определение здоровью также трудно, как дать определение, что такое жизнь. В более полном физиологическом представлении – здоровье человека может быть определено как оптимальное состояние организма, обеспечивающее реализацию генетических программ инстинктивной и умственной деятельности, их вегетативную поддержку в широком диапазоне условий, предъявляемых окружающей средой; формирующее фенотипическое поведение, направленное на социальную и культурную сферы.

Дисциплина


– определенный порядок поведения людей, обязательное следование сложившимся в обществе правилам и нормам права и морали или требованиям какой-либо организации. Д. является неотъемлемым условием нормального существования общества; благодаря Д. поведение людей принимает упорядоченный и предсказуемый характер, что обеспечивает коллективную деятельность и функционирование социальных институтов. В обществе различают общеобязательную Д. и специальную Д., обязательную только для членов определенных организации (трудовая, воинская, партийная, корпоративная и др.).

Дисциплинарная ответственность


– форма воздействия на нарушителей трудовой и исполнительской дисциплины путем наложения на них дисциплинарного взыскания: замечания, выговора, увольнения. Д.о. регулируется трудовым законодательством, уставами, положениями, правилами внутреннего распорядка и др. организационно-регламентирующими документами. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного поступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая трудовая деятельность и поведение работника.

Должностная инструкция


– разновидность регламентирующего документа: определяет организационно-правовое положение должностного лица, его официальный статус. В Д.и. излагаются обязанности сотрудника, и указывается степень его подчиненности. Структура Д.И. включает следующие разделы: общие положения, функции, права и обязанности, ответственность сотрудника, взаимоотношения (связи по должности). Д.и. сотрудников учреждения, как правило, утверждаются руководителем организации. Д.и. разрабатываются на основе существующих положений об организации и ее структурных подразделений.

И

Индивидуальный стиль деятельности


– обобщенная характеристика индивидуально-психологических особенностей человека, складывающихся и проявляющихся в его деятельности. И.с.д. обнаруживает зависимость от специфики воспитания (процесса социализации индивида, становлении личности), психологических качеств субъекта, обусловленных свойствами его нервной системы, а также от особенностей его включения в постоянно повторяющиеся ситуации (производственные, управленческие и др.). Иначе говоря, И.с.д. – это деятельностное проявление индивидуальности. Разновидностями И.с.д. являются стиль руководства, стиль лидерства, деловой стиль и т.д.

Индивидуальный риск


– риск, характеризующий опасность определенного вида для отдельного человека.

Иллюзия – иллюзии восприятия


– ошибка заблуждение – неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Принято считать, что иллюзорные эффекты, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, которые в нормальных условиях обеспечивают его константность.

Интеллект


(от лат.intellectus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интеллекта коэффициент (англ. Intelligence Quotient, IQ). Качественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью тестов интеллекта. Понятие И.к. было введено В. Штерном (1912), который обратил внимание на определенные недостатки процедур в вычисления умственного возраста в шкалах типа Бине.

Формула И.к. имеет следующий вид:

Умственный возраст

И.к.= Х 100.

Хронологический возраст

И.к. был впервые использован в Станфорд-Бине умственного развития шкале. По мере развития тестов интеллекта, их математико-статистического аппарата И.к. был заменен IQ показателем стандартным. Д. Векслер первым выражает IQ в единицах стандартного отклонения, что показывает, в каком отношении находится результат данного обследуемого к средней величине распределения результатов для его возраста.

Интуиция


– (лат. intuitio, от intueor – пристально смотрю) – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания (“Озарения”) или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.

К

Качество жизни


– соответствие среды жизни санитарно-гигиеническим нормам и социальным установкам личности.

Комфортность среды


– субъективное чувство и объективное состояние полного здоровья при данных условиях окружающей человека среды, включая ее производственные, природные и социально-экономичсекие показатели.

Контр-пример


– опыт, воспоминание, информация, которые несовместимы с общими правилами или убеждениями.

Л

Личность


Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не фактор, непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, она несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид.

М

Мировоззрение


– это система таких обобщающих взглядов и представлений о действительности, система таких убеждений и идеалов, которые раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру, его способ поведения, способ познания себя, как конкретного исторического субстрата познания и практики.

Мотивация


– побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин мотивация в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются, прежде всего, проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т.д.) и установок поведения субъекта.

Мотивировка –


рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. М. отличается от действительных мотивов поведения человека и выступает как одна из форм осознания этих мотивов. С помощью М. личность иногда оправдывает свои действия и поступки, приводя их в соответствие с нормативно задаваемыми обществом способами поведения в данных ситуациях и своими личностными нормами. М. может иногда сознательно использоваться субъектом для маскировки действительных мотивов его поведения.

Метеолабильность


– повышенная чувствительность организма к смене климата и погоды, наблюдается чаще у лиц с хроническими заболеваниями, при переутомлении, проявления в виде метеопатических реакций.

Методы психофизиологической саморегуляции


- комплекс методов и обучающих программ, направленных на формирование адекватных внутренних средств деятельности человека по управлению собственным состоянием, комплекс методов и обучающих программ, направленных на формирование адекватных внутренних средств деятельности человека по управлению собственным состоянием. Методы ориентированы на обучение человека специальным приемам произвольного изменения собственного состояния, которые в дальнейшей жизни могут использоваться им самостоятельно. К числу основных МПС относятся: техники прогрессивной мышечной релаксации, аутогенная тренировка и др. Как правило, современные программы обучения МПС имеют комплексный характер и включают элементы различных методов. В качестве дополнительных приемов, способствующих более эффективному овладению МПС, используются суггестия (внушение), светомузыкальные воздействия, различные специализированные гимнастики (дыхательная, общеукрепляющая и др.)

Моделирование


– способность выделять значимые внешние и внутренние условия достижения целей, адекватно их осознавать.

Н

Несчастный случай


– это непреднамеренное внезапное травмирование работающего, которое нарушило его трудоспособность, произошедшее в результате воздействия на него опасного производственного фактора или собственного опасного поведения при выполнении им трудовых обязанностей.

О

Образ


- внутренняя картина, звуки, ощущения, которыми пользуется человек, делая оценку.

Опасность


– возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья. О. – риск неблагоприятного воздействия на человека.

Опасный производственный фактор


– производственный фактор, воздействие которого на работника может привести его к травме.

Опасная ситуация


– совокупность экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Опосредованный опыт


– получение эмпирической информации путем опыта другого человека.

Ответственность


– это категория, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности и других социальных субъектов друг к другу и к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

Оценка


– это процесс мышления с применением собственного критерия к конкретной ситуации, с тем, чтобы определить, удовлетворялся, удовлетворяется или может быть удовлетворен данный критерий или нет, и если да, то в какой степени.

Ошибки по вине персонала


- данное определение лишено всяких оснований, так как ошибки провоцируются несколькими причинами. (В русском языке - слово «ошибка» еще определяет понятие «вина», то есть ошибки отождествляют с виной человека).

Охрана труда


– система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

П

Побуждающее будущее


– воображаемое будущее, способное влиять на настоящие переживания и поступки человека.

Поведение


– сложное и динамическое явление. Поведение – совокупность поступков и действий, образ жизни.

Потребность


– нужда в чем-нибудь требующая удовлетворения.

Психологическая перестройка


– это изменение субъективной системы отношений данного человека к тем или иным явлениям действительности.

Правила


– совокупность обязанностей и требований, выполнение которых гарантирует создание определенных условий (дисциплины, порядка).

Предположение


– это утверждение или убеждение, которое намеренно или ненамеренно влияют на действия или поведение человека.

Планирование


– индивидуальные особенности целеполагания и осознанного планирования деятельности.

Программирование


– потребность продумывать способы достижения своих целей.

Производственная деятельность


– совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Р

Рациональность


– готовность обдумывать свои решения и действовать при возможно более полной ориентировке в ситуации.

Реакция выбора


– это способность человека вырабатывать более, чем одно чувство или один поступок.

Реакция отсутствия выбора


– обладание лишь одним чувством или поведением в ответ на определенную ситуацию.

Режим труда и отдыха


– научно обоснованная регламентация содержания, длительности и чередования периодов рабочего, (учебного) времени и времени отдыха и личных нужд не только на протяжении дня, но и внутри суточного, недельного, месячного и годового периодов с учетом характера и условий деятельности. Установление режима необходимо для обеспечения высокой работоспособности и сохранения здоровья человека в течение неопределенно длительного времени. Основными критериями рациональности режима труда и отдыха являются работоспособность, предупреждение развития переутомления и сохранение здоровья человека.

Резервы здоровья


– совокупность резервных возможностей всех физиологических систем организма. Количественная характеристика резервов здоровья в виде интегрального показателя пока затруднена.

Рекреация


– восстановление работоспособности посредством научно обоснованной организации отдыха. Рекреация – восстановление функциональных возможностей и работоспособности человека с использованием любых имеющихся для этого средств и условий. Полноценная рекреация требует, прежде всего, свободного времени, уменьшения влияния факторов так называемого технического прогресса (урбанизациии, гиподинамии, эмоциональной усталости, информационной перегрузки, накопления утомления) и возможности индивидуального выбора элементов пассивного и активного отдыха с учетом пола, возраста, индивидуальных биоритмов, типа высшей нервной деятельности, склонностей, интересов и характера труда.

Релаксация


– процесс снятия нервно-психического напряжения, обусловленного интенсивной психической или физической нагрузкой. Посредством релаксации достигается состояние покоя, расслабленности, снижения тонуса скелетной мускулатуры.

Рискованность


– достаточно обобщенная характеристика способов выхода субъекта из ситуации неопределенности, и в этом смысле она понимается как личностная склонность.

Риск


– это действие (поступок), выполняемое в условиях выбора в ситуации неопределенности, когда существует опасность в случае неудачи оказаться в худшем положении, чем до выбора, а в случае удачи, наоборот, в лучшем.

С

Самооценка


– чувство соответствия реального и желаемого состояния конкретной личности, имеющее эмоциональную окраску и общественную направленность, взгляд личности на свои чувства, мысли и поведение со стороны другого человека или группы людей, принимаемый как часть «Я».

Составляющие здоровья (по зарубежным данным).

Физическая составляющая (физическая активность, физическое благополучие, физические ограничения, наличие или отсутствие вынужденного пребывания в постели).

Психическая составляющая (психологическое благополучие, контроль поведенческих и или эмоциональных реакций, познавательное функционирование, наличие или отсутствие беспокойства/депрессии).

Социальная составляющая (контакты с людьми, социальные ресурсы).

Ролевая (ролевое функционирование, т.е. свобода в выполнении обычных ролей дома, на работе, в школе).

Общее восприятие благополучия (самооценка текущего здоровья, перспектива здоровья, боль: интенсивность, частота, длительность).

В отечественных представлениях о составляющих здоровья первое место занимает нравственный аспект. Нравственная составляющая - это мотивация здорового образа жизни, установка на долгую и полноценную жизнь, отсутствие иждевенческого отношения к медицине, самостоятельная активность в формировании и укреплении собственного здоровья, уважительное и бережное отношение к жизни и здоровью других людей.

Системный подход


– совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве системы, подготовить и обосновать комплексные решения с учетом их взаимосвязей, отдельных структурных частей, их взаимовлияния и выявления воздействия системы в целом на каждый элемент системы.

Склонность к риску


– представление о диспозиционном «личностном» риске как индивидуальном свойстве, которое различает поведение людей в однотипных задачах.

Справочный опыт


– это то, что человек использует в качестве своего источника информации в определенной ситуации

Состояние адекватной мобилизации


– состояние, свойственное человеку, уже включенному в деятельность, и отражающее специфику этой деятельности. Основным признаком адекватной мобилизации является то, что происходящие изменения функционального состояния человека адекватны выполняемой деятельности, т.е. точно соответствуют нагрузке.

Состояние оперативного покоя


– состояние, соответствующее готовности человека к включению в деятельность, но не отражающее специфики предстоящей деятельности.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников


– технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнений.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности)


– документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Срыв адаптации


– состояние с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации. В данном состоянии, как правило, наблюдаются различные заболевания в стадии субкомпенсации или декомпенсации. Срыв адаптации с развитием конкретных нозологических форм заболевания становится основанием для проведения лечебных мероприятий.

Стиль жизни


– особенности поведения конкретного человека или группы людей. Стиль жизни – это существующий признак индивидуальности, проявление ее относительной самостоятельности, способности построить.

Стратегия


– рассчитанный на долгосрочную перспективу и всеобъемлющий образ действий, в рамках которого осуществляются отдельные или частные мероприятия и виды деятельности.

Стресс


– термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса. В наиболее общей классификации – физиологический стресс и психологический стресс. Последний подразделяется еще на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях эмоциональных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоцинальный стресс появляется в ситуациях опасности, угрозы, обиды и прочее. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Стресс может оказывать как положительное, мобилизирующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до полной ее дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса.

Стрессор


– фактор, вызывающий состояние стресса. Различают физиологические стрессоры – чрезмерная физическая нагрузка, высокая температура, болевые стимулы, затрудненное дыхание и т.д., - и психологические стрессоры – факторы, действующие своим сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой и пр.

Стиль саморегуляции поведения (ССП)


- в опроснике количественно оцениваются следующие переменные саморегуляции.

Т

Трансгрессия


– в познавательной сфере проявляется как творчество, поскольку означает преодоление границ незнаемого.

Труд


– целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей.

У

Условия труда


– совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние работоспособность и здоровье работника.

Уровень жизни


– количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени. Наряду с качеством жизни уровень жизни входит в число важнейших условий образа жизни. Понятие «уровень жизни» шире и богаче таких показателей, как рост доходов и производство предметов потребления. Оно включает в себя культуру быта, поведения, потребления, общественный порядок, разумное использование свободного времени и т.д.

Уровень здоровья


– обобщенный (интегральный) количественный показатель, представляющий собой координату на универсальной шкале (еще окончательно не разработанную) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0 (смертельный исход). Пока не получила дальнейшего развития и попытка оценки уровня здоровья с помощью шкалы «уровней нормы»: 1) минимальный уровень, 2) уровень большинства, 3) идеальный, 4) специальный (для спортсменов, летчиков, космонавтов, полярников).

Ф

Фактор


– причина, источник воздействия на систему, определяющий ее состояние.

Э

Эквивалент критерия


– поступки, ощущения, качества, обязательства составляющие удовлетворение критерия.

Эмоциональные состояния


– это все охватывающее чувства, ощущения человека в определенный момент времени (например, уверенный, любопытный).

Эргономика


– наука, изучающая пути оптимизации трудовой деятельности на основе использования знаний из области психологии, физиологии, антропометрии, технической эстетики и других наук о человеке с целью повышения производительности труда при сохранении силы, здоровья и трудоспособности.

В процессе подготовки данного словаря терминов и понятий использовались источники, указанные в списке используемой литературы: [35, 76,120, 153, 154, 155].

ПРЕДИСЛОВИЕ


Автор выражает надежду, что информация из этой книги будет весьма полезна инспекторам по охране труда и технике безопасности, руководителям организаций и предприятий, где трудятся люди, чей труд относится к категории опасных профессий, а также всем работникам имеющих дело с элементами опасного труда и риска. Эта книга будет полезна, для молодых психологов, решивших посвятить себя чрезвычайно важному и нужному делу – психологии безопасности труда. Вот где непочатый край работы! Сложнейшие вопросы повышения роли использования человеческого фактора в условиях опасной, а порой экстремальной деятельности. Без активного внедрения и использования знаний психологии и психофизиологии, в процессе управления персоналом опасных профессий, просто не обойтись. Особенно злободневными являются вопросы этиологии несчастных случаев производственного травматизма и аварий по вине персонала.

ВВЕДЕНИЕ


Труд и психология. Психология труда. Кстати, сказать, психологии труда совсем немногим более 100 лет. В чем состоит смысл труда? Смысл труда коренится в неоспоримой ценности жизни, значимой и независимой.

Анализ технических заданий предусматривающих разработку техники, например, по управлению энергоблоком показал, что при этом совершенно недостаточно учитываются - эргономические, психологические, медицинские и санитарно-гигиенические требования. Наблюдается выраженная гипертрофия технологической части в ущерб интересам работника, как важнейшего элемента системы человек-машина, что в итоге ведет к повышению уровня заболеваемости представителей этой профессии. Парадокс состоит в том, что человек, являясь главной силой научно-технического прогресса, становится и главным объектом его неблагоприятных последствий.

Современные условия производства и деятельности работников и профессионалов, профессии, которых причислены к опасным профессиям, предъявляют достаточно жесткие требования к организму работающих там людей. Не всегда требования профессии соответствуют физиологическим и нервно-психическим возможностям организма. А так как нередко производство работ может иметь экстремальный характер или безостановочный процесс, то человек вынужден подстраиваться под навязываемый ему ритм производства, работая в разные смены (день/ночь). Этот ритм деятельности не является для человека индивидуально оптимальным, что, естественно, вызывает у него преждевременное умственное или физическое переутомление и, как следствие, - эмоциональное перенапряжение. Кроме того, например, в энергетической отрасли, влияние этих процессов особенно усиливается, потому что у оперативного персонала (машинистов энергоблоков), в течение смены нет фиксированного и упорядоченного периода отдыха.

Проблема регуляции производственного стресса среди оперативного персонала, который непосредственно управляет процессами производства электрической и тепловой энергии на крупных электростанциях тепловых или атомных (ТЭС и АЭС) чрезвычайно актуальна. Трагедия на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года показала всему миру, что необходимо всерьез обратиться к человеческому фактору, к состоянию физического и психического здоровья людей, которые работают как на предприятиях энергетики, так и во многих других отраслях, где имеются профессии, относящиеся к категории опасных профессий. Несмотря на факт того, что мы живем и работаем уже в XXІ веке, как говорится в известной басне И.А. Крылова, а воз и ныне там.[101].

В бывшем СССР научные исследования по вопросам охраны труда производили 948 научно-исследовательских учреждений. Более 80% это инженерно-технические, научно-исследовательские организации и вузы. Объединенные общей тематикой и программой, они проводили для всех республик исследования по инженерно-техническим, медико-биологическим, социально-экономическим, гуманитарным и другим проблемам охраны труда, разработки и внедрению методов и средств, обеспечивающих дальнейшее повышение безопасности и оздоровление условий труда в народном хозяйстве. При этом только в промышленности действовало 391 научно-исследовательское учреждение, в основном в наиболее опасных отраслях (электротехника, топливно-добывающая промышленность, металлургия, химия и нефтехимия, машиностроение и т.д.). [128].

С ликвидацией СССР, прекратила свое функционирование действующая единая система организации научных исследований. Нарушились связи между учреждениями, практически не осуществляется научно-техническое сотрудничество, совместная научно-техническая деятельность.

С фактической ликвидацией бюджетного финансирования институтов многие фундаментальные исследования по актуальной тематике: предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний на производстве, разработка новых эффективных и экономичных средств индивидуальной защиты (СИЗ), от производственных вредностей были значительно сокращены, а некоторых случаях прекращены вовсе. [128].

В результате мы имеем, что в РФ за последнее время фактически не проводится серьезных научных исследований по изучению проблем травматизма. И это несмотря на то, что травмы и отравления занимают третье место по количеству смертельных случаев. Почему происходят НС? В чем причины такого состояния?

Информация и знания из этой книги оказывают большое влияние на формирование (изменение) мировоззрения. Эта книга поможет каждому молодому специалисту и даже опытнейшему профессионалу «зубру». Она будет способствовать формированию психологической готовности к надежной и безопасной деятельности, уверенности о своих возможностях и профессиональных знаниях того от чего зависит успешность работы и ее безопасность.

Достижения психологии безопасности, опирающиеся на современное понимание основ психологии, предлагаются не в самом минимальном объеме, которые необходимы персоналу для безопасной деятельности, изложены на страницах этой книги.

В современной психологии категория «знание» используется как метапонятие, для обозначения общей составляющей опыта и\или скрытой от непосредственного наблюдения реальности внутреннего мира человека (независимо от того доступна она или нет для вербального отчета), который, формируется в различных сферах практической деятельности и детерминирует психологические характеристики субъекта. Вся жизнь человека, в широком смысле, есть познавательный процесс, приносящий любому живущему знания.

Формула «Знание – сила» может, преобразоваться в следующее утверждение: «знание о возможности события или его последствиях помогает его приблизить или избежать». Риск знания (или риск незнания) уже предполагает оценку некоторой опасности для субъекта, просматриваемую в аспекте целедостижения.

Итак, именно связь риска с опасностью ставит проблему ответственности за принятие решения (ПР) в ключе ее социальной или юридической оценки. Проблема же личной ответственности за ПР означает учет психологических факторов. Как реализовать интеллектуальный потенциал субъекта и нравственную составляющую в регуляции выбора. [94].

«Знание делает нас трусами» дает такой эпиграф к главе своей книги о роли личных свойств к готовности преодоления границ – трансгрессии. Козелецкий. (1991).

Знание совсем не означает его адекватного исполнения. К сожалению одного знания бывает часто недостаточно. Мы никогда не сможем знать всего, так как никакая, достаточность знаний не дает 100% уверенности в правильности принимаемых решений. Знание необходимо отличать от понимания. Понимание – более широкое понятие, чем знание, под ним имеют в виду единство знания и действия на его основании. Поэтому в процессе жизнедеятельности для каждого индивидуума важен вопрос выживания, приспособления. Это, прежде всего вопрос исправления ошибок, который заключается в устранении форм поведения, не приносящих успеха и не приводящих к достижению цели.

Мы не такие уж разумные, как нам это представляется, и редко останавливаемся, чтобы обдумать остроту вопроса, то есть, не принимаем всерьёз иррациональную сторону нашего поведения. Большинство человеческих проблем связано с поведением, уходящим своими корнями в психологию. Все попытки объяснить и разобраться в истинных причинах несчастных случаев и аварий, без учета психологии безопасности профессиональной деятельности заранее обречены на провал.

Современный комплекс проблем безопасности


Сегодня практически ежедневно средства массовой информации сообщают о какой-нибудь крупной аварии, катастрофе техногенного характера или актах терроризма. Так, например, только в 2003 году на территории РФ был зарегистрирован 561 террористический акт. В основе нагрянувших перемен нового времени находится достижение человечеством огромных технологических мощностей. Эти мощности соизмеримы с геологическими и достигли во второй половине ХХ века предельного роста антропогенного давления на природную среду. О том, что такие времена наступят, еще в начале прошлого века предупреждал известный русский космист - В.И. Вернадский.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию проходившая в г. Рио-де-Жанейро в 1992 году зафиксировала, что «новые времена» уже наступили. «Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда… Мы должны изменить наши намерения и ценности». Из послания конференции ООН 1992.

Во всем мире значительно возрос уровень суммарного травматизма (всех видов, включая отравления и самоубийства, катастрофы и ДТП).

На типовой схеме обеспечения безопасности видно, что кроме защиты в складывающейся ситуации (безопасного поведения), свойственного всем живым существам, человек своей жизнедеятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения причин опасностей. Это принципиальное отличие разумного человека от остального мира.
(Рисунок №1.)

Тенденции и принципиально новые подходы к обучению персонала психологии безопасности деятельности (ПБД) опасных профессий

Основное и главное в стратегии обучения ПБД – это непрерывность и комплексность. В результате они обеспечивают формирование адекватного мышления и целостной системы знаний, умений и навыков, которые чрезвычайно необходимы для принятия обоснованных решений на уровне индивидуума. Исходя из этого, целью обучения персонала ПБД является подготовка каждого конкретного работника с учетом его личностных особенностей к длительному и гарантированно безопасному проведению работ.

Защита (безопасное поведение)




Опасности от исходной среды

Опасности от преобразований

среды



Окружающая среда (исходная)










Преобразование

окружающей среды

Преобразованная среда

Типовая схема обеспечения безопасности
(Рис.№1.)


Для этого необходимо:

  • формирование культуры безопасности и соответствующего мировоззрения и сознания;

  • приобретение моральных ценностей относительно безопасности;

  • получение необходимого комплекса знаний;

  • развитие качеств личности, которые способствуют повышению безопасности;

  • проведение НИР по психологии безопасности.

Безопасность человека обеспечивается:

  • комплексом внешней защиты: технической, нормативной, социальной, отраслевой;

  • индивидуальной защитой, которая определяется в первую очередь поведением, образом жизни человека, необходимыми знаниями, психологической подготовкой;

  • техническими средствами;

  • естественной защитой, которая определяется на биологическом уровне.





Максимально возможный уровень защиты в современных условиях



Обязанности внешней защиты




Обязанности индивидуальной защиты



Естественный уровень защиты




Детство Зрелость Старость
Рис. № 2.


Динамика составляющих защиты человека в течение его жизни

Приоритетным направлением обучения персонала (представителей опасных профессий) по психологии безопасной профессиональной деятельности ПБПД является формирование правильной социальной позиции, мотивации на безопасное проведение работ, мотивации разумного поведения во всех сферах жизнедеятельности (в быту, на производстве, во время отдыха и т.д.), получение необходимого комплекса знаний для обеспечения индивидуальной и коллективной безопасности.

Для успешного решения проблемы обеспечения безопасности человека и общества необходимы усилия государства, международных общественных организаций и каждого члена общества. Сегодня стратегическим принципом обеспечения безопасности становится управление безопасностью, как составляющей качества жизни человека и допустимого риска. Ключевым звеном в системе безопасности выступает образование, которое должно обеспечить комплекс необходимых знаний, базирующихся на научной концепции и методологии психологии безопасности, что надеемся, позволит поднять безопасность людей на новый более высокий уровень. [96].

Но преобразованная среда несет уже новые опасности. В связи с этим преобразование среды должно быть таким, что бы новые опасности были меньше прежних и ниже допустимого уровня (полное устранение опасностей, естественно невозможно). Если ранее это условие выполнялось чисто эмпирическим путем, а результаты ошибок были поправимы, а главное времени для пробных попыток было более чем достаточно.

С наступлением новых времен все сразу изменилось. Ошибки при экспериментах с технологиями глобальной мощности чреваты необратимыми последствиями, а развитие событий стало стремительным.

«Сельскохозяйственная волна» цивилизации занимала десятки тысяч лет; «индустриальная» эра сотни лет, новая «постиндустриальная» по мнению ученых, десятки лет – время жизни одного, двух поколений людей.

Безопасность каждого жителя Земли зависит теперь не только от государства, но и от безопасности жизнедеятельности человечества в целом. Это коренным образом меняет все привычные условия жизни и обитания человека, а, прежде всего существо и значимость проблемы безопасности.

Необходимо, чтобы знания, умения и навыки безопасного поведения, связанные в единую систему, образовали такой «сплав», который привел к формированию компетентности (компетентность – это готовность к решению любых практических и теоретических задач в жизни) в том числе и в области культуры безопасности.

Известно, что период "полураспада" знаний (half-life of knowledge) постоянно сокращается. Поэтому люди должны учиться, меняться и приспосабливаться к новым методам работы более быстро. Девиз таков: учиться приобретать знания. Эффективная работа в постоянно меняющихся рабочих командах требует большей компетентности в социальном общении. Изменения направленности и ценностей проявляются в повышении уровня творческих способностей, самостоятельном планировании и выполнении заданий.

XXI век будет, без сомнения, еще боле технически насыщенным, чем век предыдущий. Соответственно, чтобы обеспечить себе благоприятные условия для жизни, человек должен знать окружающий его мир опасностей и управлять им, минимизируя возможный риск. Ключевыми в этих обстоятельствах являются воспитание и образование, формирующие у человека такое мировоззрение, которое помогает ему избегать опасности в повседневной и трудовой деятельности. (Д. Табачник, 2003).

Современный комплекс проблем безопасности
(Рис.№3.)


Угрозы - Жизнь, здоровье Человек

от природы - благосостояние

и жизнедеятельности - возможность образования






К
^ Глобальная безопасность
осмос Природные катастрофы

(встреча с астероидом)

Биосфера -потеря устойчивости - формирование психологии единства,

- опора на науку и образование,

- действия ООН и ее органов по

реализации устойчивого развития;

- действия объединений стран

- международные программы

Человечество - пределы роста

т
Национальная безопасность

В

О

С

П

И

Т

А

Н

И

Е
ехногенные ошибки

катастрофы

войны

эпидемии в результате

терроризма



Государство - политическая моральные и нравственные

-экономическая основы этноса, законы

- социокультурная государства, действия гос.

- информационная структур, общественное мнение,

- техническая действие общественных организаций,

Р
О

Б

Р

А

З

О

В

А

Н

И

Е
айон, - социальная военная подготовка

регион
Личная безопасность
- экологическая

военная



ЗОЖ

Группа - в повседневной жизни спорт,

- в ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ рац. питание,

Личность - в чрезвычайных ситуациях рац. поведение в экстремальной ситуации

Спасение видится только в своевременном научном осознании взаимосвязанного комплекса проблем безопасности; умение осознанно делать безопасный выбор в быту, на производстве, в политической и общественной деятельности; навыки осознанного безопасного поведения во все усложняющихся опасных и чрезвычайных ситуациях. Только такое вот комплексное всеми вместе и каждым в отдельности видение проблем безопасности сможет на современном этапе развития общества предотвратить бескомпромиссность конфликтов народов, «зеленых» и «патриотов», «экологов» и «хозяйственников», «глобалистов» и «антиглобалистов»…

Таким образом, в ХХI веке без науки и практики, культуры и психологии безопасности своевременно созданной и воспринятой всеми; каждый человек, каждый народ, да и все человечество просто не смогут выжить.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



Скачать файл (1425 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru