Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Буйлова Л.Н. Социальное проектирование в дополнительном образовании детей - файл 1.doc


Загрузка...
Буйлова Л.Н. Социальное проектирование в дополнительном образовании детей
скачать (337.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc338kb.16.12.2011 01:31скачать

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Буйлова Л.Н.,

Зав.каф.педагогики дополнительного образования детей

Московского института открытого образования,

кандидат педагогических наук

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
Цель данной публикации – дать ряд практических советов и рекомендаций по планированию и организации, оформлению и оценке инновационной деятельности в образовании в логике проектов как завершенных циклов осуществления образовательных инноваций.
В нашу жизнь настойчиво входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социально-педагогического проектирования. Государственные образовательные учреждения стремятся активно овладевать проектными технологиями для того, чтобы становиться конкурентоспособными на рынке социальных услуг. Современный рынок социальных услуг представляет собой совокупность социальных проектов и программ, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов потребителей: родителей, детей, общественности, населения.

Определяют появление конкретного проекта или программы следующие условия:

  • государственный социальный заказ, цель которого – эффективное и экономичное решение социальных проблем с опорой на общественную инициативу и адресность социальных услуг;

  • спрос на нее, то есть потребность в данном виде деятельности;

  • профессиональные и организационно-финансовые возможности учреждения, реализующего данный проект.

Об использовании проектных технологий в педагогической практике можно говорить в двух аспектах:

  • создание педагогом различных образовательных проектов: разработка учебных программ, пособий, создание авторских педагогических разработок;

  • метод организации образовательного процесса, т.е. совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательных презентацией этих результатов.

Сегодня проектные технологии активно востребованы в педагогической практике, но при этом педагоги слабо знакомы с механизмами их разработки и реализации, включающими изучение социального заказа, оформления проекта, конкурсного финансирования, социального менеджмента, PR-технологиями.

Известно, что документом, закрепляющим юридически основные цели и задачи учреждения, является ^ Устав образовательного учреждения, служащий основой для разработки других документов: концепций, программ, проектов, положений, планов, между которыми существует принципиальная разница.

Концепция1:

  • описание основного смысла, миссии, направлений деятельности учреждения, которая дает единое представление об основах содержания деятельности учреждения и является ориентиром, с которым сверяется вся логика деятельности учреждения.

Концепция2:

  • определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений;

  • основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений;

  • ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности;

  • относительно целостная и завершенная, структурированная совокупность (при высоком уровне целостности и связанности) системы взглядов, представлений, идей.

Относя данное определение к области педагогики, можно сказать, что концепция учреждения образования призвана выполнять следующие функции:

  • выделять основную, ключевую мысль, идею, цементирующую создание образовательного пространства;

  • отражать пути реализации всего задуманного в жизнь;

  • отвечать на вопрос, что принципиально отличает ваше учреждение от аналогичных ей;

  • определять процессуальные шаги реализации ведущей идеи.

Примерная структура концепции деятельности учреждения:

    1. Стартовые условия, оценка исходной ситуации, анализ ситуации.

    2. Стратегия развития, описание видения желаемого будущего.

    3. Миссия, цель, задачи, направления деятельности.

    4. Основные правила, принципы, теории, лежащие в основе деятельности учреждения.

    5. Характеристика основных проектов и программ, которые предлагаются к реализации.


Программа – описание модели деятельности по одному или нескольким направлениям. Программа дает представление о специфике содержания деятельности учреждения, об особенностях организационного процесса, о целях, задачах, путях их реализации. Программа позволяет осмысленно получать максимально полезный результат, она служит своего рода компасом, позволяющим определить верный маршрут. Но программа, являясь стратегическим и объемным документом, не может служить основанием для финансирования, так как не приносит быстрого социального эффекта. Обычно программа служит базой для разработки проектов.

Программа включает следующие разделы:

  1. Аналитическая записка.

  2. Обоснование актуальности программы.

  3. Концептуальные основы деятельности.

  4. Содержание деятельности.

  5. Механизм реализации.

  6. Ожидаемые результаты и критерии их оценки.

  7. Ресурсное обеспечение программы.

  8. План реализации программы.


Проект (projectus – «брошенный вперед»):

  • сложная система педагогической деятельности, предположительная схема технологического процесса;

  • предварительный, предположительный текст какого-либо документа;

  • план, замысел.

Проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Проект – это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма для учреждения.

Примерная структура проекта:

  1. Пояснительная записка, в которой раскрывается актуальность, новизна, сфера применения, функциональное назначение предлагаемой к решению проблемы.

  2. Цель деятельности и задачи.

  3. Содержание проектной деятельности.

  4. Механизм реализации проекта (этапы, формы, методы, план действий и т.п.).

  5. Характеристика и способ оценки ожидаемых результатов.

  6. Ресурсное обеспечение.

  7. Бюджет проекта.

До недавнего времени термин «проект» использовался преимущественно в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации. В настоящее время любая научно-исследовательская деятельность связана с выполнением различных проектов, которые разрабатываются в общественной, политической, международной, технической, театральной, литературной, педагогической сферах деятельности.

Процесс создания проекта называется проектированием. Проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектирование является важнейшим компонентом способа жизнедеятельности любого человека. В жизни каждому из нас приходится намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов и др.

^ Педагогическое проектирование – это процесс прогнозирования стратегии развития и совершенствования образовательной среды; он осуществляется через диагностически сформулированные цели, позволяющие увидеть конкретно, какой будет эта среда и какие отношения в ней будут преобладать (например - модель учебного курса, образовательная программа, включающая содержание образования и технологии его передачи). Другими словами, педагогическое проектирование – это документальное оформление конкретных направлений совершенствования образовательной среды, т.е. анализ, предсказание, разработка и реализация тех изменений в образовательной среде, которые способствуют ее совершенствованию. Это достаточно сложная система педагогической деятельности, которая зависит от устремлений, отношений, взаимодействий людей.

^ Педагогический проект – продукт профессионального творчества, для его создания необходима сознательно организуемая деятельность, которая возможна при понимании сущности этого процесса. Задачей педагогического проектирования является преобразование образовательного процесса с целью предоставления обществу, жителям города разнообразных образовательных услуг, отвечающих их потребностям в развитии, самореализации, помощи в адаптации к условиям жизни в современном мире.

Проект - это способ организации некоего дела. Способ достаточно затратный и хлопотный, к тому же не всегда оправданный. Для того чтобы некую деятельность можно было организовать как проект, должны быть выполнены определенные условия, отсутствие которых означает либо невозможность организации проекта, либо его неэффективность. Какие же это условия?

Прежде всего, деятельность должна иметь фиксированные сроки (начало и конец). Если нечто не имеет конечной точки, разумнее организовать его, как процесс. Например, нельзя оформить в виде проекта деятельность по организации образовательного процесса (планирование, составление расписания, организация, контроль, анализ, проверка документации педагогов и т.п.), так как проект предполагает, что в какой-то момент он будет окончен, завершен.

Далее, деятельность должна быть подвержена планированию. Метод проектов (в дословном переводе) – путь замысла или способ планирования. Нет смысла создавать проект, если мы не можем знать заранее, что необходимо будет делать и в каком объеме. Примером такой ситуации может служить работа в экстремальных ситуациях, например, замена заболевшего педагога. Такая работа когда-нибудь закончится, но предсказать, что придется делать, сколько времени и сил потратить, невозможно до самого окончания работ. Подобная деятельность, как правило, оформляется в виде инструкций, призванных не допустить совершения грубых ошибок или нарушения важных формальностей.

Кроме того, «проектное дело» должно быть достаточно разнообразно и содержать различные по своей природе виды деятельности. Если деятельность имеет четко обозначенные начало и конец, хорошо планируется, но по своей сути однообразна, проект в этом случае не требуется. Достаточно хорошего плана и графика работы. Пример такой работы - инвентаризация материально-технических средств, проведение семинаров для педагогов. Все эти мероприятия порой длительные, хорошо планируемые, могут быть проведены внешними ресурсами, но организовывать для них проект бессмысленно, наиболее подходящей организационной формой таких мероприятий является процедура их проведения.

Таким образом, проект - наиболее сложный подход к организации деятельности. Для того чтобы он был оправдан, дело должно сочетать:

  • ограниченное время,

  • быть подвержено планированию,

  • содержать разнородные взаимосвязанные между собой виды работ.

Показательно, что более или менее сложный проект включает в себя и поддержку различными процессами, и "внештатные" ситуации, и плановые работы и процедуры.

Например, проект внедрения современных технологий в образовательный процесс поддерживается процессами офисных служб учреждения (в распоряжении проектной команды сеть, телефоны, работающая офисная техника), включает в себя плановые работы по обучению педагогических кадров работе с информационной системой, управляется процедурами проектной технологии (описанных в договорах, регламентах, стандартах системы управления) и может испытать непредвиденные ситуации, которые должны быть предусмотрены соответствующими инструкциями для проектной команды). Внедрение современных технологий - деятельность необычайно сложная, поэтому только такая форма организации деятельности, как проект, позволяет в достаточной степени управлять этим процессом. Сложность такой системы организации работ вносит существенный вклад в стоимость внедрения проекта. Если результата можно достичь, и применяя проект, и без него, используя более легкие формы управления, то проект всегда окажется дороже. Но при внедрении современных форм работы, как правило, достичь результата можно только при помощи проекта. Другие методы просто не срабатывают.

Но прежде чем приступить к разработке проекта, необходимо определить приоритеты, то есть его ориентацию на определенные социально-педагогические ценности, другими словами – миссию образовательного проекта. Миссия дополнительного образования – обеспечение населения возможностью использовать свое право на непрерывное образование различного характера. Следовательно, педагогические проекты в области дополнительного образования могут быть ориентированы на:

  • интеллектуальное развитие (создание программ углубленного образования, стимулирования и поддержки интеллектуальных достижений);

  • развитие творческого потенциала детей (обеспечение условий для творческого роста детей в сферах искусства, науки, спорта);

  • социальную адаптацию и развитие социальной активности (создание программ допрофессионального и профессионального образования; включение детей в социальную деятельность);

  • коррекционную и реабилитационную функцию в развитии и образовании детей (обеспечение условий для психолого-педагогической помощи населению, для консультационных и репетиционных услуг);

  • формирование культуры досуговой деятельности (создание условий для досуга детей и взрослых);

  • формирование экологической, экономической, правовой грамотности населения (разработка разноуровневых образовательных программ включения школьников в активную деятельность).

Разумеется, это не весь спектр ориентаций образовательных проектов, но в любом случае, приступая к разработке проекта, необходимо определить его ориентацию.

Этапы педагогического проектирования

Наиболее полно процесс проектирования можно представить следующим образом:

  1. ^ Анализ ситуации, выявление противоречий, определение проблем для решения.

  2. Формулирование идей, гипотез, обоснование методологии проектирования, определение целей проекта в конкретных критериях достижения (концепция проекта).

  3. Конкретизация задач, которые необходимо решить, обоснование условий и средств для достижения целей, определение тактики действий и взаимоотношений участников.

  4. Реализация проекта, корректировка и доработка.

  5. Обобщение результатов реализации проекта в конкретных продуктах педагогического творчества.

Полный цикл всех этапов педагогического проектирования характерен при разработке масштабных проектов: программ развития образовательных систем, проектов преобразования образовательных учреждений, проектирование системы образовательных программ, систем управления образованием и т.п.

Авторские проекты менее широкого характера могут не содержать развернутого цикла всех этапов, но они также требуют логики действий, осознанной организации и постоянного анализа.

Необходимым условием конкурентоспособности проекта является спрос, общественная потребность на данный вид деятельности и возможности учреждения, реализующего проект.

Основные требования к проекту

  1. Ограниченность (во времени, по целям, задачам, результатам) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по определенным этапам на основании измеряемых результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:

    • этапы, сроки реализации;

    • четкие задачи;

    • конкретные и измеряемые результаты;

    • планы и графики выполнения работ;

    • конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

  2. Целостность – общий смысл проекта ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

  3. Последовательность и связность – логическое построение частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи вытекают из поставленной проблемы.

  4. ^ Объективность и обоснованность – доказательство того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

  5. ^ Компетентность авторов и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса.

  6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.

Основные разделы текста проекта

Последнее время в образовании стало популярным проводить всевозможные конкурсы проектов: образовательных, социально-педагогических, социокультурных и т.п.

Если проект предоставляется для участия в конкурсе, то авторами заполняются установленные формы заявок и информационных карт (паспортов, др.) в соответствии с условиями конкурса, а также сметы финансирования по указанным образцам.

Описание проекта имеет следующую структуру:

  • введение (анализ ситуации, актуальность, новизна, сфера применения, назначение, выявление конкретной проблемы);

  • цель деятельности и конкретные задачи;

  • управленческо-кадровый аспект;

  • содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы, методы, план конкретных действий);

  • характеристика и способ оценки планируемых результатов;

  • бюджет, материально-техническое обеспечение.

Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.

I часть - информационная

Название проекта должно быть запоминающимся, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.

Организация-исполнитель — название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель, если это не одна и та же организация; поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта либо является учредителем исполнителя).

Авторы проекта - ФИО, должность, место работы, адрес, телефон, звание.

Руководители проекта — ФИО, должность, место работы, адрес, телефон, звание.

География — территория, на которой будет проходить реализация проекта, координаты участников.

Сроки выполнения — если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждой его стадии.

Учреждение/организация-исполнитель — указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, цели и задачи, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.

II часть – основное содержание проекта


Постановка проблемы (введение):

  • актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами (почему возникла необходимость выполнения проекта; какие обстоятельства побудили написать проект; каковы масштабы проекта; что может произойти, если она не найдет решения);

  • аналитическое осмысление проблемы (какую проблему решает проект; чьи интересы затрагивает, чьим нуждам служит; значимость проблемы для вашей территории, в целом для общества; необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках; не должно быть голословных утверждений, наукообразных и непонятных терминов; способ решения проблемы определен; проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники);

  • сферы применения проекта, его функциональное назначение;

  • стратегия проекта (определяет назначение проекта, его долгосрочные цели, это последовательная схема принятия решений, логически продуманная миссия проекта, обоснование его существования);

  • компетентность исполнителя проекта для его реализации.

^ Цель проекта - осознанное представление результата деятельности по проекту. Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата. Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

Основное требование к формулировке цели – реальность, достижимость в рамках этого проекта. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, чего именно хочешь добиться. Неточно поставленные в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов.

^ Задачи проекта — это часть цели (пункт), которую предстоит реализовать или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. При формулировке задач рекомендуется использовать международный критерий SMART(конкретность, исчисляемость, территориальность, реальность, определенность во времени). Цель является общим итогом проекта, а задачи — промежуточными, частными результатами;

^ Управление и кадры. Необходимо кратко описать механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию. Если проект предполагает систему обучения и роста кадрового состава, необходимо прописать механизм и тематику обучения. Раздел можно считать достаточным, если:

  • четко распределены сферы и функции деятельности между персоналом;

  • ясно, кто кому подчиняется и кто несет ответственность за определенные виды работы;

  • персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалификацией или получает дополнительное обучение до или в процессе реализации;

  • механизм управления является эффективным действенным, не тормозит, а увеличивает эффективность работы;

  • описание четкое, краткое, содержание — ясное и понятное.

^ Содержание и механизм реализации. Основной компонент проектирования — выбор содержания, форм, методов деятельности по проекту. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.

Вы достаточно подробно прописываете, что и как будет сделано, в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности для получения желаемых результатов, какие ресурсы будут привлечены, кто будет осуществлять действия. Для удобства необходимо разделить текст на разделы в соответствии с ответами на эти вопросы, так как работа с неразделенным текстом затруднительна и носит разноплановый характер.

Планирование. План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам. Все виды работ указываются с ресурсами, устанавливаются сроки, исполнители. Конкретизация плана выстраивается в графической форме (№, Действия, Сроки, Ответственные, Ресурсы, Результаты, Исполнители). Важно, чтобы план содержал разумный набор реальных мероприятий и действий, которые можно выполнить в установленные сроки, которые логически связаны.

III часть проекта – оценка результативности

Оценка результативности проекта. Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта. Показатели — инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект; это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Однако в социальной сфере, а тем более в психолого-педагогической практике показатели приобретают специфические черты и мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы успешность того или иного социально-полезного дела. Критерии эффективности призваны:

  • выражать действенность всех видов, форм и методов реализации проекта;

  • отражать качество управленческой и содержательной деятельности.

Количественные показатели (востребованность, охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий, др.).

Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел — научился, не знал — узнал, не имел — приобрел и т. п.; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции, др.), характер реализованных инициатив, др.).

Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).

Показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).

Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не дает заметного эффекта.

Критерии оценки проекта

Можно также воспользоваться следующими критериями:

1. Проект отвечает концепции программы, ее приоритетам, его осуществление решает общественно-значимые задачи.

2. Проект новаторский, во многом уникален, мало кто пытался осуществить что-то подобное.

З. Реализация проекта существенно изменит ситуацию к лучшему или принесет пользу значительному числу людей.

4. Четко показано, кем и как проект будет осуществляться, ясны обязанности и функции каждого участника проекта.

5. Исполнители проекта достаточно опытны и квалифицированны, чтобы эффективно достичь поставленной цели.

6. Бюджет проекта реален, сбалансирован, хорошо обоснован, нет завышенных требований ни по одной из статей бюджета.

7. Вознаграждение, выплачиваемое участникам проекта, не чрезмерно и соответствует потраченному времени и квалификации исполнителей работы.

8. Запрашиваемое оборудование в указанном количестве и заявленной спецификации действительно необходимо для осуществления проекта.

9. Авторы проекта сумели найти финансовую поддержку от других фондов или организаций.

Требования к проекту

Можно воспользоваться следующими требованиями к проектам социальной сферы:

1. Возможности заявители

  • Наличие реального опыта работы в регионе для осуществления данного проекта.

  • Профессионализм основных исполнителей.

2. Социальная значимость

  • Актуальность данной проблемы для территории, на которой он будет реализован.

  • Степень разработанности проблемы, на решение которой направлен данный проект.

З. Цели и задачи проекта

  • Четкость формулировки задач и целей проекта и возможность их количественной оценки в рамках проекта.

  • Реальность достижения поставленных целей в установленные проектом сроки.

  • Насколько заявленные цели и задачи проекта помогут решить существующую проблему.

4. Деятельность по проекту

  • Адекватность указанных в проекте видов деятельности решению заявлённых задач и достижению предполагаемых результатов.

  • Новизна подходов, которые предлагается использовать в данном проекте.

  • Наличие четкого плана-графика осуществления деятельности по проекту.

  • Оценка результатов проекта и возможность дальнейшего развития проекта.

5. Бюджет

  • Реалистичность бюджета и обоснованность затрат по проекту. -

  • Наличие софинансирования на деятельность по проекту.

  • Эффективность проекта с точки зрения соотношения предполагаемых результатов и стоимости проекта.

Предполагаемые результаты

Результаты проекта — это то, что предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь. По объему этот раздел лаконичен, так как по существу результатом каждого грамотного, обоснованного проекта являются его цели и задачи. Эффективность проекта оценивается по его результативности. Проект начинается с цели. А цель с вопроса: "Чего же хочу добиться?". Значит, проектирование начинается с осмысления результата.

^ Жизнеспособность проекта (перспективы). Задача этого раздела — спрогнозировать вероятный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности. При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.

^ Финансовое обоснование проекта. Основное внимание при составлении бюджета следует уделить вопросам:

  • Сколько в целом необходимо средств на осуществление проекта?

  • На какие цели будут израсходованы средства?

  • Какие средства есть в наличии у организаторов проекта?

  • Какова материально-техническая база?

  • Какие дополнительные источники финансирования можно найти (конкурсные средства государственных структур и общественных фондов; бюджетные поступления; взносы — членские, родительские; средства учредителей; благотворительные пожертвования; спонсорские отчисления; доходы от разрешенной законом деятельности; труд добровольцев; прочие, не запрещенные законом поступления)?

  • На какие цели будут израсходованы средства, собранные для реализации проекта?

Как правило, бюджет готовится после продумывания самого проекта. Бюджет должен содержать реальную финансовую информацию.

Бюджет проекта обязательно должен быть ((трехколоночным), где в первой колонке указываются имеющиеся у заявителя средства, во второй — запрашиваемые средства, в третьей — общая сумма расходов.

Оформление проекта

1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.

2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторе, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.

3. Если проект больше пяти страниц по объему, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.

4. Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источники, если авторы использовали литературу — в конце приложен библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места издания и года издания.

5. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.

6. Если организатор конкурса или организация, куда вы подаете программу, не требует — не нужно прилагать фотографии или приложения (сценарии, анкеты, социальные опросы, отзывы, др.). Если это требуется — приложения аккуратно оформляются в формате А4 и нумеруются, после проекта прикладывается список приложений.

7. Если проект заявлен на конкурс, то при оформлении выполняются требования организаторов (заполняется информационная карта, образцы смет, приложений, соблюдается порядок построения разделов проекта согласно положения/аннотации к конкурсу).

8. Проекты в печатном виде оформляются в формате А4, в электронном варианте — на дискете, которая обязательно подписана.

9. Авторы обязательно оставляют у себя экземпляр проекта, так как проекты не рецензируются и не возвращаются.

10. В тексте программы употребляются только те понятия, которые можно однозначно истолковать, как можно меньше научных и профессиональных терминов.

11. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста — описания проекта. Запомните, что ни одна уважающая себя организация не предоставит финансирование под неконкретный проект, если даже он будет состоять из трех томов.

12. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной тому, кого мы хотим заинтересовать им.

13. Аннотация проекта (как правило, она необходима) характеризует ваш проект с максимальной четкостью, содержит не более 200-230 слов (1 страница), для коротких проектов — 1 абзац (3 — 10 строк). В ней есть краткая информация о заявителе, описание проблемы, цели и предполагаемый результат, прописана стратегия и механизмы, экономические аспекты и целесообразность финансовых затрат. Аннотация, написанная интересно, привлекает внимание экспертов, потенциальных партнеров, так как некоторые из них будут читать только аннотацию поэтому качественное написание аннотации — залог успешного рассмотрения проекта, повышение вероятности его высокой оценки и финансирования.

14. Финансовые документы (сметы, бланки, описания комментарии к бюджету и др.) прилагаются в конце проекта.

15. Заявки, официальные письма и пр. прилагаются в начале проекта (перед основным описанием).


Способы привлечения средств к реализации социальных проектов

Проектная технология дает возможности формирования и реализации управленческой деятельности учреждений с учетом сложившейся финансово-экономической и социальной ситуации в России. На смену социальному иждивенчеству, при котором общество продолжает рассматривать государство как источник заботы и благ, а вершиной социальной политики видится своевременная выплата зарплаты, приходит истинно активная социальная политика, суть которой в том, чтобы улучшать и расширять, культивировать и делать востребованными качественные товары и услуги, а также делать востребованными профессиональные и качественные инициативы в социальной сфере, с активным привлечением средств организациям/учреждениям, которые могут и хотят на высоком уровне реализовывать свою деятельность, заинтересовывать социальных партнеров, быть конкурентоспособными и одновременно доступными для населения.

Овладение новыми управленческими, финансовыми, содержательными технологиями и внедрение их в своих учреждениях становится неотъемлемой частью профессиональной позиции руководителя организации/учреждения социальной сферы.

Специфика социального маркетинга в сфере некоммерческой деятельности состоит в частичном финансировании минимума услуг государством посредством технологии социального заказа и одновременном поиске реальных и потенциальных потребностей общества в услугах, разработке новых форм их удовлетворения, аккумуляции ресурсов различных источников. Поэтому разработка многоканального финансирования и ресурсообеспечения проектов и программ осуществляется за счет привлечения дополнительных средств и новых источников — это составляющая часть современного социального маркетинга, которая состоит из следующих этапов:

1. Определение проблемы, выбор технологии для ее решения и представление на рынок инновационной услуги (продукта), определение ее стоимости.

2. Поиск ресурсов, определение потенциальных источников финансирования.

3. Установление контактов с вкладчиками и благотворителями, получение средств.

4. Благодарности, аналитические и финансовые отчеты.

Проектная группа выявляет потенциальный круг благотворителей, выясняет, кто они и чего хотят, готовит привлекательную информацию о проекте, убедительные аргументы в поддержку проекта и определяет адекватные способы привлечения ресурсов. Вы можете воспользоваться такими технологиями, как: реклама, проведение мероприятий (презентаций, событий), почтовые письменные отправления, общение по телефону, личные беседы, сбор вкладов, создание фонда развития, заем (денег или времени), работа со средствами массовой информации, маркетинговые основания, др. Каждая технология оценивается с точки зрения ее эффективности. Наиболее эффективной технологией для получения средств от органов государственной власти или фондов (а это одни из реальных и основных источников) является написание заявки на грант, либо участие в конкурсе проектов (по размещению средств).

Реклама эффективна, как правило, в отношении сочувствующих лиц и населения, ее преимущество в том, что можно быстро охватить большое количество людей.

Рассылка писем с предложениями о сотрудничестве считается малоэффективной, если впоследствии не состоится личная встреча. Беседы по телефону и личные беседы эффективны с теми, кто уже оказывал вам поддержку и был доволен результатами вашей деятельности. Технологии вкладывания, займа, спонсорства приемлемы в отношении предпринимателей, крупных промышленных и торговых организаций, которые также хорошо откликаются на предложения о сотрудничестве и социальной рекламы себя через ваш проект. Рекламные брошюры, буклеты и другая представительская продукция необходим для формирования положительного общественного мнения как среди потребителей услуг, так и среди благотворителей. Форма договора действенна в отношении органов власти, государственных и ведомственных монополий.

Современные маркетинговые технологии насчитывают бесконечное число форм и методов привлечения партнеров и финансирования. Ясно одно — никто не даст деньги под пустые обещания потратить их на благое дело, средства выделяются под конкретные проекты и программы, которые могут дать результаты.
Педагогический проект реализуется в динамической системе человеческих отношений, поэтому он не может быть статичным, рассчитанным один раз со стопроцентной вероятностью. Главная сложность в педагогическом проектировании заключается в том, что на основе имеющихся данных и условий прогнозируется некоторое будущее состояние образовательных процессов и педагогических систем. Предположение о конечном результате приходится делать еще задолго до того, как исследованы средства достижения поставленной цели. Проектировщики выдвигают гипотезу и прослеживают вероятность событий в обратном порядке – от следствий к причинам. Недостаточный анализ всех последствий принимаемых решений может привести к достижению результата за счет нарушения гармоничного функционирования образовательных систем. Для возможного смягчения или предотвращения нежелательных последствий при разработке и реализации проектов организуется их экспертиза как постоянный аналитический фактор проектирования.
Список использованной литературы.

  1. Блусь П. и., Бушева В. М, Вьюжанин В. Н., Катаева В. И. Как выполнить социальный заказ? Пермь, 2000.

  2. Горохова Е.В. Социальное проектирование (рекомендации по оформлению, оценке эффективности и ресурсному обеспечению социальных проектов/Летний отдых: идея-проект-воплощение: Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. – Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002. – с. 3-17.

  3. Новиков А.М., Новикова Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) – М.: Эгвес, 2004. – 120 с.

  4. Мирошки М Р. Как составить программу работы клуба по месту жительства. Москва, 2000.

  5. Таран Ю. Н. Как разработать программу. Липецк, 1997.

  6. Проектирование летнего отдыха детей. Сборник. Нижний Новгород, НГЦ, 2000.


Приложения

Социальные проекты, реализуемые учреждениями

дополнительного образования детей
^ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

САМОРАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЦДТ «Созвездие»3
В современной социокультурной ситуации взаимодействие является непременным условием прогрессивного развития общества. Способность эффективно кооперироваться с другими людьми становится составной насущной потребность жизни в демократической обществе. В связи с этим обстановка в образовательных учреждениях должна соответствовать этому социальному запросу.
^ Объектом нашего исследования выступило образовательное пространство дополнительного образования Центра детского творчества (далее в тексте – ЦДТ).

Предметом исследования явилось педагогическое и организационно-управленческое сопровождение процесса саморазвития творческого взаимодействия субъектов образовательного пространства ЦДТ.

^ Гипотеза проекта состояла в предположении, что процесс саморазвития творческого взаимодействия субъектов образовательного пространства ЦДТ будет развиваться эффективнее, если администрацией будут созданы условия, позволяющие субъектам образовательного пространства

  • свободно и открыто обмениваться мнениями по вопросам жизнедеятельности образовательного учреждения;

  • взаимодействовать друг с другом не только и не столь в пределах одного творческого объединения, сколько во всей своей общности;

  • понимать и принимать мнение другого, придерживаться правил конструктивной критики и эффективного позитивного общения.
  1   2   3   4



Скачать файл (337.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru