Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование детей: нормативно-правовая база - файл titul.doc


Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование детей: нормативно-правовая база
скачать (420.4 kb.)

Доступные файлы (7):

titul.doc533kb.19.03.2008 17:14скачать
Заключение.doc23kb.18.03.2008 20:43скачать
часть 1.Образовательные учреждения.doc157kb.18.03.2008 20:43скачать
часть 2. Цели.doc67kb.18.03.2008 20:43скачать
часть 3.Организация образовательного.doc83kb.18.03.2008 20:42скачать
часть 4. Содержание.doc85kb.18.03.2008 20:43скачать
часть 5. кадры.doc70kb.18.03.2008 20:42скачать

содержание
Загрузка...

titul.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...



Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова Дополнительное образование детей: Нормативно-правовая база. - М.: «Вестник образования» , 2008 – ___ с.


Настоящий выпуск подготовлен по заказу редакции журнала «Вестник образования» в связи с многочисленными вопросами, связанными с осуществлением дополнительного образования детей.

Издание адресовано широкому кругу работников образования, участвующих в процессах организации данной педагогической практики на разных уровнях – создания государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений дополнительного образования детей; разработки их Уставов и локальных нормативных актов; подготовки документов к лицензированию, аттестации и аккредитации; организации дополнительного образования детей в учреждениях общего и профессионального образования; разработки и реализации дополнительных образовательных программ и др.

Задаваемые наиболее часто вопросы сгруппированы в логике зафиксированных в нормативно-правовой базе представлений о дополнительном образовании детей с учётом её недостаточности, признанной Министерством образования и науки Российской Федерации (Материалы коллегии Минобрнауки России от 6 октября 2004 г. № ПК-2. Письмо в регионы от 9.11.04 № 06-799).

Ответы на них составляют требования, зафиксированные в нормативно-правовой базе требования, а комментарий уточняет связанные с ними регламентные ограничения.

Предлагая своим читателям информацию законодательно установленных требования к образовательным учреждениям дополнительного образования детей и осуществляемой ими образовательной деятельности, редакция журнала «Вестник образования» рассчитывает на получение предложений по обоснованию изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части дополнительного образования детей и в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
©Редакция журнала «Вестник образования»

©Московский институт открытого образования

©Буданова Г.П

© Буйлова Л. Н.
^ Нельзя ли убрать оглавление, а содержание представить посредством использования принципа «ступенчатости»?

Дополнительное образование детей относится к педагогическим феноменам, одновременно новым для российского образования и имеющим многолетнюю историю.

Включённое в образовательную систему Российской Федерации в 1992 г. Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование в 2008 г. отмечает 90-летие.

При этом принципиально значимым является справедливость этих утверждений. Действительно сложное понятие «дополнительное образование детей» введено в употребление, а представляемая им образовательная система создана 16 лет назад.

Но не менее справедливо то, что дополнительное образование создано на базе внешкольных учреждений и вобрало в себя накопленный ими потенциал со всеми достоинствами и недостатками, проблемами и противоречиями, традициями и инновациями.

Появление внешкольного образования разные специалисты относят к разным датам и разным феноменам.

Одни исследователи появление нешкольного образования в России соотносят с фактом появления в 30-х годах XVIII столетия в Шляхетском кадетском корпусе литературного кружка, воспитанники которого несколько позднее стали издавать свой печатный орган под символичным названием «Праздное время, в пользу употребленное», другие – с инициативой передовой интеллигенции (главным образом разночинной студенческой молодёжи) получивший поддержку влиятельных педагогов и общественных деятелей Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, И.А. Корфа по созданию внешкольных учреждений - воскресных школ, публичных библиотек, читален.

Располагая этой информацией, важно понимать, что внешкольное образование изначально было направлено на разработку и реализацию демократических программ развития российского образования.

Воскресные школы, публичные библиотеки, читальни решали задачи предоставления населению России возможности получения необходимого для жизни образования.

Деятельность внешкольных учреждений была направлена на ликвидацию безграмотности. Основным смыслом внешкольного образования

признавалось расширение образовательных возможностей низших слоёв населения.


Введение


К концу 19-го – началу 20-го столетия Россия располагала опытом организации деятельности детских клубов, спортивных площадок, летних оздоровительных колоний.

В историю российского образования вошли созданный в 1906 г. С.Т. Шацким совместно с А.У Зеленко детский клуб «Сетлемент», организованные С.Т. Шацким в 1909 г. общество «Детский труд и отдых», в 1911 г. колония «Бодрая жизнь», в 1914 г. – Союзом клубов справочное бюро, располагающее информацией о внешкольном образовании – воспитании.

Эти термины в работах Л.Д. Азаревича, А.У. Зеленко, А.П. Лесгафта, Е.Н. Медынского, С.Т. Шацкого, А.А. Фортунатова, Л.К. Шлегера употребляются без каких либо уточнений применительно к деятельности внешкольных учреждений, главная задача которых, по их мнению, состояла в в развитии личности ребёнка. Предполагалось, что внешкольные учреждения призваны помочь детям выбрать занятие по душе и создать условия для разумного досуга. С.Т. Шацкий утверждал, что в клубе должно проявиться всё, «задавлено в детях жизнью.

После Октябрьской революции внешкольное образование прошло сложный путь становления и развития. Представления о его структуре, функциональном назначении в образовательной системе, целях, содержании и результатах определялись в логике задач формирования советской системы народного просвещения.

Вопросы внешкольного образования рассматривались 3-8 июля 1918 г. на 1-ом Всероссийском учительском съезде (Всероссийском съезде – курсах) в докладе Н.К. Крупской, 26 августа – 4 сентября 1918 г. на специальной секции, 24-28 января 1919 г. - на 2-ом Всероссийском совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования, 6-19 мая 1919 г. - на 1-ом и единственном Всероссийском съезде по внешкольному образованию по отношению к основному виду внешкольных учреждений – детским клубам.

Здесь работали кружки, читальни, площадки для игр. Клубы были центрами общественно-политического воспитания школьников. На их базе создавались внешкольные братства, кооперативы, просветительские общества, территориальные союзы.

В 1919 году по итогам первого Всероссийском съезда по внешкольному образованию важнейшей задачей внешкольных учреждений был признан подъём культурно-политического уровня трудящихся в интересах укрепления советской власти.

Внешкольные учреждения были сориентированы на просветительскую и деятельность и идейно-политическую пропаганду. Им отводилась роль центров общественной жизни, социалистической культуры. Их деятельность должна была строиться на самодеятельных трудовых началах и принципах наглядности и доступности с учётом местных условий, коллективной игры.

Созданная в дореволюционный период, обобщённая Е.Н. Медынским1 в работах "Внешкольное образование, его организация, значение и техника" (1913), "Методика внешкольного образования" (1915) и "Энциклопедия внешкольного образования" (1923 и 1925) теория внешкольного образования подлежала переосмыслению на принципиально значимых основаниях.

Деятельность внешкольных учреждений была привязана к школе. Н.К. Крупская последовательно обращала внимание на то, что «очень важно, чтобы школа за всем смотрела, чтобы внешкольное дело не шло каким – то самотеком…»2.

Эта точка зрения Н.К. Крупской на многие годы определила одно из стратегических назначений внешкольного воспитания, точнее его вспомогательную роль по отношению к школе и стала в конце 80-х годов 20-го столетия одним из факторов, обусловивших разработку новой концепции деятельности внешкольных учреждений – образовательной деятельности самоценных образовательных учреждений. Тезис «в помощь школе» прочно закрепился в сознании профессионального сообщества. Связанная с этим инструктивно-методическая работа распространялась на пионерскую и комсомольскую организации..

Журнала «Внешкольник» 1929 году в №4 опубликовал статью «Два неверных взгляда на внешкольную работу», в которой в директивной форме было заявлено, что «Внешкольную работу мы не можем рассматривать вне пионерской организации. Внешкольная работа только в том случае оправдывает свое назначение, когда она служит целям пионерского движения. … Пионеры должны быть основными ее организаторами. Отдел народного образования не должен проводить никакой внешкольной работы, не согласованной с местным бюро юных пионеров. Отрядам же надо скорее искоренить имеющийся недостаток в чрезмерном замыкании на своей работе»3.

Эта целевая установка не была никогда реализована в полном объёме. Внешкольная работа служила целям пионерского движения и при этом обретала новые, не менее значимые цели. Пионеры не стали основными ее организаторами, хотя деятельность пионерских штабов до сих пор не утратила своего значения. Отделы народного образования не согласовывали организуемую внешкольными учреждениями учебно-кружковую деятельность с местным бюро юных пионеров. Пионерским отрядам так и не удалось искоренить недостаток в чрезмерном замыкании на своей работе», поскольку не смогли понять, что для этого надо было сделать.

Внесённые в деятельность внешкольных учреждений изменения наиболее полное отражение нашли в пособии для работников внешкольных учреждений, выпущенном под редакцией Л.К. Балясной в 1978 г.4 Обобщив сформировавшиеся представления о деятельности внешкольных учреждений, авторский коллектив зафиксировал, что «основные направления в содержании идейно-политического, умственного, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания учащихся реализуются в практике инструктивно-методической, организационно-массовой и кружковой работы».5.

Возложенные на внешкольные учреждения функции к началу 80-годов стали основной причиной обострения критических воззрений на их роль и место в образовательной системе.

Достигнутый внешкольными учреждениями прогресс, обеспечив обновление содержания осуществляемой ими воспитательной деятельности, обусловил стремление к замене кружковой работы как деятельности «самодеятельных объединений учащихся»6 образовательной деятельностью, имеющей в основании образовательные программы.

Неудовлетворённость ограничениями, характерными для кружковой работой проявилась в оформлении концепции использования свободного времени детей в образовательных целях.

Её основу составили идеи, отобранные воззрения Е.Н. Медынского, соотнесённые с принятыми на международном уровне подходами к образованию и оформленные в соответствии с выводами отечественных исследователей внешкольных учреждений.

В результате выполненных работ в 1992 г. была оформлена стартовая легенда дополнительного образования детей, подлежащего созданию на базе внешкольных учреждений.

Эта концепция составила основу системообразующих решений Коллегии Министерства образования российской Федерации «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей» от 25.04.94, № 12/1 и «О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы» от 23.11.94, № 22/1.7

Суть этих идей состоит в следующем. По утверждению Е.Н. Медынского, термин «внешкольное образование» крайне неудачен. Названное внешкольным, образование является непрерывным процессом, сопровождающим развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека. 8

Традиционное деление образования на школьное и внешкольное так же неправильно, как было бы неправильно деление питания (в смысле физиологического процесса, а не приема пищи) на домашнее и кухмистерское9.

Образование бессмысленно делить на школьное и внешкольное. Это психический процесс, который происходит внутри личности независимо от того, откуда получается материал для него - в школе или вне ее.

Внешкольное образование никакою школою заменено быть не может потому, что, чем выше обучение школьное, тем больше потребность во внешкольном образовании. Если бы внешкольное образование было только заменой школы, то при её наличии оно становилось бы ненужным, если бы оно было только дополнением школы, то школа высшая оставляла бы менее места для внешкольного образования, чем школа начальная и средняя.

Между внешкольным образованием и школой существует прямая зависимость. Чем выше уровень школы, тем больше потребность у населения во внешкольном образовании. Чем богаче содержание и совершеннее организация учреждений внешкольного образования, тем лучше должна быть поставлена школа.

Принципиальное отличие внешкольного образования и его существенное преимущество перед другими типами образования состоит в добровольности, духовной самостоятельности и широкой самодеятельности со стороны населения.

Система внешкольного образования создается, функционирует и развивается при полном отсутствии какого бы то ни было принуждения или приказа, как со стороны школы, так и со стороны государственной власти.

Естественно, что такое положение нельзя назвать устойчивым. Независимость от государства не означает неучастия местных органов власти (земского и городского самоуправления) и всякого рода местных общественных организаций в устройстве внешкольного образования.

Предложение по ограничению государственного влияния и передаче функций управления местной власти в большей степени связано с тем, что местная власть находится в непосредственной близости к населению и, потому, лучше знает запрос к внешкольному образованию, весь уклад жизни жителей. Более того, осуществление внешкольного образования народа является делом самого народа. Местное население должно принять самое активное участие, как в организации, так и в ведении дела внешкольного образования.

Для более эффективного управления территориальными системами внешкольного образования они должны следовать взаимосвязанным между собой принципам организационной самостоятельности.

Будущее Российского общества, - утверждал Е.Н. Медынский, во многом зависит от полноты разностороннего охвата населения внешкольным образованием и его доступностью (бесплатностью), что предполагает формирование внешкольного образования на основе принципов планомерности в создании сети учреждений; её адекватности условиям и потенциалу конкретной местности; кооперации и взаимодействия учреждений внешкольного образования с районной организацией с целью создания "очагов внешкольного образования" или «социально - педагогических комплексов».

Суть внешкольного образования более всего определяется принципами развития, всеобщности и добровольности. Развитие - особая способность личности, связанная с его постоянной работой по гармонизации своих человеческих качеств. Гармонично развитой личностью является только тот человек, который одинаково развит в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Принцип развития тесно соприкасается с принципом всеобщности. Внешкольное образование нужно всем, так как нет придела стремлению человека к познанию. Духовное «Я» человека нуждается и в умственном, и в нравственном, и в эстетическом, и в физическом развитии.

Всеобщность предъявляет к организации образовательного процесса требование соблюдения бинарности принципов индивидуализации и дифференциации. Запросы и потребности, уровни развития, самостоятельность личности предельно индивидуализированы, они отличаются по глубине и устойчивости, ясности и открытости.

Организация внешкольного образования должна отличаться гибкостью в содействии удовлетворению индивидуальности каждого обращающегося к нему. Человек пользуется материалом, получаемым и перерабатываемым вполне самостоятельно в зависимости от своей индивидуальности на основе принципов локализации и целостного изучения.

Внешкольное образование углубляет имеющиеся и дает новые знания человеку, но главное - оно учит самостоятельно мыслить на явлениях окружающей его жизни, что усиливает интерес к познанию, расширяет возможности развития творческих сил и способностей.

Ориентация на реализацию принципа целостного изучения обеспечивает изучение жизни не по отдельным научным рубрикам, а по отдельным вопросам, имеющим отношение к той или иной сфере человеческой жизнедеятельности".

Сформулированные максимально конкретно принципы организации внешкольного образования позволили Е.Н. Медынскому оформить требования к работникам внешкольного образования. В его представлении педагог-внешкольник должен:

  • быть основательно знакомым с общей теорией внешкольного образования и ясно осознавать его задачи, сущность и значение;

  • знать основные методы внешкольной работы и уметь связать в стройную систему деятельность различных учреждений;

  • знать психологию для того, чтобы уметь отвечать запросам и интересам каждого, учитывать индивидуальность обучающегося;

  • иметь широкое общее образование и быть готовым ответить на любой вопрос, так как ему приходится руководить образованием большого количества людей, у которых степень развития и направление интересов различны;

  • владеть техникой и методикой проведения мероприятий.

Внешкольное образование должно быть обеспечено профессионально подготовленными кадрами, а не обслуживаться самоучками.

Оформленные Е.Н. Медынским характеристики внешкольного образования с учётом сделанного им заключения о крайне неудачном названии, позволяют зафиксировать, что созданное в России внешкольное образование не имело оппозиционно-альтернативного характера по отношению к традиционному школьному образованию.

В этом состоит принципиальное отличие российского варианта внешкольного образования от его лексического аналога, используемого в настоящее время на международном уровне для обозначения одной из существенных характеристик неформального образования, а именно факт его осуществления вне школы.

Фиксация смыслового назначения приставки «вне» в данном случае имеет особое значение. Предложенная к созданию на базе внешкольных учреждений форма образования детей не имела в основании этой характеристики.

Ядром новой образовательной системы являлся процесс, организуемый в целях обеспечения дополнительных образовательных возможностей получения детьми образования, максимально сообразного их запросам и возможностям, в образовательных учреждениях разных типов и видов.

Ценность дополнительного образования детей определяется его направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребёнком образования по актуальных для него направлениям.

Назначение дополнительного образования детей, созданного в структуре российской образовательной системы, определяется не приставкой «вне», а прилагательным «дополнительное».

Воспользовавшись результатами анализа, выполненного Б.В. Куприяновым10, выявившего более двадцати его значений в русском, английском, немецком, французском, итальянском языках, под дополнительным образованием детей допустимо понимать образование, обеспечивающее:

  • удовлетворение образовательных запросов детей, обусловленных определённой ситуацией, значимых для них потребностей в оценке достигнутых ими успехов;

  • создание условий для насыщения детей необходимой им информацией, использования свободное время в позитивных для развития личности целях, прибавления (добавления, присоединения) новых достижений к уже имеющимся;

  • исполнение заказов детей;

  • заполнение имеющихся у детей дефицитов (информации, знаний, способов деятельности, условий, ресурсов, внимания референтных взрослых, дружественной среды, помощи в разрешении возникших затруднений и т.д.) за счёт наполнения его жизни новыми возможностями, компенсирующими недостающих

  • разрешение противоречий;

  • увеличение, расширение представлений детей о себе и окружающем мире;

  • оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой (дополнительной) информации

  • параллельное освоение разных учебных материалов, учебных курсов, образовательных программ.

Использование разных смысловых значений слова «дополнительное» позволяет признать дополнительное образование детей мотивированным, актуальным, востребованным, ситуативным, контекстным, фоновым, вспомогательным, периферийным, параллельным, аксессуарным, комплиментарным, субъектным, субсидиарным, резервным, запасным, ресурсным, межпредметным и междисциплинарным, но совсем не обязательно оно должно быть внешкольным в значении «осуществляемым вне школы».

Стартовая концепция дополнительного образования детей имела в основании идею признания права ребёнка на одновременное получение обязательного формального традиционного базового образования и образования, им не предусмотренного.

Под дополнительным образованием детей понималось тогда и понимается сегодня образование, дополняющее базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности.

Созданное в Российской Федерации дополнительное образование детей не могло тогда и не может сегодня быть отнесено ни к одному из признанных на международном уровне типов. Оно не является ни традиционным общим или профессиональным образованием, ни произвольным (поскольку организуется в целенаправленно создаваемых специалистами учебных ситуациях), ни дополнительным в значении пост дипломного (ибо начинается задолго до получения диплома), ни неформальным или внешкольным (так как осуществляется на противопоказанном этому типу учрежденческом уровне).

Принимая во внимание ассоциации, возникающие в связи с использованием понятия «внешкольное образование» в качестве синонима неформального образования, необходимо восстановить в памяти, что в России внешкольное образование было открыто более чем на сто лет раньше и совсем не по причине разочарования в традиционном школьном образовании.

В предлагаемом выпуске речь идёт о нормативно-правовой базе новой педагогической практики, имеющей почти вековую предысторию. Фиксируя это положение, надо понимать, что внешкольная и внеклассная работа, имеющая в основании традиции внешкольного воспитания, к дополнительному образованию не относится. Эта педагогическая практика сохраняет свою миссию в российской образовательной системе.

Под дополнительным образованием понимается образовательная деятельность, осуществляемая по образовательным программам, имеющим конкретизированные образовательные цели и объективируемые, фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

Это определение соответствует Закону РФ «Об образовании» и принятым на международном уровне подходам к образованию как к феномену международной коммуникации и зафиксированным в принятой 1975 г. на 35-й сессии Международной конференции по образованию в Женеве »11 Международной стандартной классификации образования (МСКО).

Разработанный ЮНЕСКО в качестве «инструмента для сбора, хранения и представления статистики по образованию, как в рамках отдельных стран, так и в международном масштабе, переработанный и дополненный решениями 35 сессии Международной конференции по образованию, Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 20-й сессии в Париже в 1978 г., Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1997 г.этот документ предлагает не включать в образование виды коммуникативной деятельности, разработанные без расчета на обучение. Оно также исключает неорганизованные формы обучения. Публичные лекции, семинары или конференции не входят в классификацию, если не носят ярко выраженного обучающего характера.

Для того, чтобы считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению или общей социализации.

Осмысление феноменологических характеристик дополнительного образования детей позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности. По сути, дополнительное образование детей является образованием, функционирующим и развивающимся по недостаточно исследованным и соответственно не осмысленным наукой законам.

Созданная при всех «верных» и «неверных» взглядах на функциональное назначение внешкольных учреждений система сохраняет тот потенциал, благодаря которому состоялись люди, составивших честь и славу многонационального народа Российской Федерации, и формирует новый, адекватный природе детства.

Настоящий выпуск посвящён нормативной базе дополнительного образования детей, находящейся в состоянии интенсивной разработки. Активизации этого процесса в настоящее время способствует разрабатываемая Академией образования концепция государственного стандарта общего образования. Предлагаемые ею подходы к стандарту как к общественному договору и инструменту реализации государственной политики в области образования позволяет приступить к разработке стандарта дополнительного образования детей при сохранении специфических характеристик этого феномена.

Авторы данной разработки и редакция журнала «Вестник образования полагают,

специалистам дополнительного образования необходимо располагать представлениями о нормативно-правовой базе осуществляемой ими профессиональной деятельности. Отобранные нормативные акты включают:



1 Е.Н. Медынский, доктор педагогических наук, профессор в 1912г. прочитал впервые в России курс лекций по внешкольному образованию

2 Крупская Н.К. Избранные педагогические сочинения. М., 1948. С. 346.

3 Два неверных взгляда на внешкольную работу // Внешкольник. 1929. № 4. С. 4-9

4 Внешкольные учреждения. Пособие для работников внешкольных учреждений. Под ред Л.К. Балясной. Сост. Л.И. Филатова и В.С. Муратова. – М., «просвещение», 1978. 256 с.

5 Внешкольные учреждения. Пособие для работников внешкольных учреждений. Под ред Л.К. Балясной. Сост. Л.И. Филатова и В.С. Муратова. – М., «просвещение», 1978. с.7

6 Российская педагогическая энциклопедия в 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия , 1993. – 478-479 с.

7 Сборник документов «нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания. – М.: Центр инноваций в педагогик. 1995. с. 17 – 42.

8 Здесь и далее в тексте высказывания Е.Н. Медынского приводятся по текстам его работ «Внешкольное образование, его значение, организация и техника» и «Энциклопедия внешкольного образования» и с максимальным сохранением лексики автора.

9 Этим термином, заимствованным из _______обозначалось ______________

10 Куприянов Б.В. Функции учреждений дополнительного образования детей - http://www.ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/title_main.htm

11 Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО /Перев. И.Е. Волковой. –М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 199, с.6.



Скачать файл (420.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru