Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная - Профессиональная этика и этикет - Особенности профессиональной этики - файл 1.doc


Контрольная - Профессиональная этика и этикет - Особенности профессиональной этики
скачать (80.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc81kb.16.12.2011 02:17скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Профессиональная этика и этикет

на тему Особенности профессиональной этики

Варинат № 1


Хабаровск 2010 г.



План

Введение 2

1. Сущность профессиональной этики 3

2. Происхождение профессиональной этики 7

Заключение 11

Введение

Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Это выражается в увеличении объема обуча­ющих программ в системе вузовской и послевузовской подготов­ки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и дело­вой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.). Курсы изучения основ общей этики поведения вводятся так­же в некоторые школьные программы, в систему среднего специ­ального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.

Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного вы­полнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должност­ных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиента­ми, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из глав­ных критериев оценки профессионализма как отдельного сотруд­ника, так и организации в целом.

Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной кар­точкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внеш­ний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в даль­нейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотно­шения.

^ 1. Сущность профессиональной этики

Под этикой в широком смысле понимается система универ­сальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.

В системе этического знания важное место зани­мают различные виды прикладной этики, определяющие и разра­батывающие нравственные нормы общения людей применитель­но к различным сферам деятельности. В процессе исторического развития общества, особенно в XX в., возникли многие специаль­ные виды морали, в числе которых видное место занимает про­фессиональная этика.

Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства матери­альных и духовных ценностей, и оттого, какими по своим нравст­венным целям и содержанию являются отношения людей в обес­печении этого процесса, во многом зависит благополучие субъек­тов труда и общества.

^ Профессиональная этика представляет собой совокупность мо­ральных норм, правил, принципов, которые регулируют отноше­ние человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения людей в трудовой деятельности.

^ Содержанием профессиональной этики являются: нормы поведения, предписывающие определенный тип нравст­венных взаимоотношений между людьми, которые являются оп­тимальными с точки зрения выполнения ими своей профессио­нальной деятельности; обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.

Профессиональная этика как составная часть морали основы­вается на ее общих принципах и установках, но рассматривает их с позиций специфических проблем в различных видах трудовой деятельности.

Структуру профессиональной этики определяют следующие элементы:

  • отношение людей к труду, а через его характеристики к другим людям (трудолюбие, добросовестность, бережливость, аккурат­ность, самоотверженность и др.; антиподы – леность, недобросо­вестность, халатность и др.);

  • мотивация трудовой деятельности (общественное благо, зарабо­ток, устройство личной жизни и др.; антиподы - карьеризм, тще­славие, корыстолюбие и др.);

  • управленческо-производственная регламентация трудовых обя­занностей (постановка цели производственной деятельности, ор­ганизация труда в коллективе, поощрение добросовестных работ­ников и др.);

  • средства реализации целей (обучение, воспитание, пример, авто­ритет руководителя и др.);

  • оценка результатов деятельности (экономическая, хозяйственная, управленческая, моральная и др.), их общественной значимости;

  • теоретическая разработка вопросов профессиональной этики в связи с развитием общественного производства, углублением раз­деления труда, возникновением новых видов деятельности.

Профессиональная этика изучает:

  • качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

  • нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их дея­тельности (педагог-ученик, врач-больной, продавец-покупатель);

  • взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

  • цели и методы профессионального обучения и воспитания.

Профессиональная этика:

  • является ответственной, обязательной, но вместе с тем добро­вольной, т.е. свободной, деятельностью людей, которые подчиня­ются правилам, но лично независимы, сообразуются с законом, но выполняют долг;

  • существует в обществе со сложившейся моралью и отражает- отли­чия моральных требований к специалистам от общечеловеческих или общепринятых в обществе норм и традиций поведения. В этой связи профессиональную этику подчас называют профес­сиональной моралью;

  • затрагивает область человеческих отношений, развивается в осо­бенности в тех профессиях, где работа требует непосредственных контактов с людьми. Особое внимание уделяется моральным качествам тех работников, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей (это представители управления, транспорта, сфе­ры услуг, здравоохранения, воспитания). Безответственное отно­шение работников этих сфер к своим обязанностям опасно для окружающих, наносит вред коллективу и приводит к деградации личности;

  • устанавливает стандарты поведения специалистов, понимая под качеством их работы наилучший результат для людей, надежность и эффективность товаров и услуг;

  • конкретизирует требования общества к моральным аспектам дея­тельности специалистов. Принципы профессиональной этики высвечивают нравственные ценности лучшей, наиболее образо­ванной и компетентной части общества, которая берет на себя от­ветственность за положение дел на предприятиях.

Профессиональную этику в некоторых случаях именуют профессиональной деонтологией, или учением о долге. Термин «деонтология» первоначально отождествлялся с учением о нравственности, затем стал пониматься как одна из концепций морали и, наконец, как один из разделов этики. Но профессио­нальная этика – более широкое понятие, поскольку наряду с деоытологическими аспектами предполагает также определенные обязательства и нормы как внутри профессиональной среды, так и вые работы.

Основная функция норм профессиональной этики состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспе­чить надежность, предсказуемость, стандартность и общепринятость поведения. Нормы формируют ожидаемое поведение, по­нятное окружающим.

Профессиональная мораль не может рассматриваться вне единства с общепринятой системой морали. Только на основе принципов и норм общей морали возможны обобщение нового морального опыта в сфере труда, определение новых норм и за­претов профессиональной морали, преодоление отживших пра­вил и оценок. В свою очередь нарушение трудовой этики сопрово­ждается нарушением и общих моральных установок. При наличии несоответствия между системой морали и содержанием профес­сиональных кодексов, возникновении коллизии между ними предпочтение должно быть отдано общим принципам нравственности, поскольку они глубже и основательнее определяют пере­мены в условиях жизнедеятельности людей, в том числе в сфере профессиональной деятельности.


^ 2. Происхождение профессиональной этики

Разделение труда привело к появлению множест­ва профессий. Некоторые из них возникли уже в глубокой древно­сти. Вопросы профессионального разделения труда рассматрива­лись такими мыслителями древности, как Платон, Аристотель и др. Именно к этому периоду относятся нравственные установле­ния жрецов, исполнявших судебные функции, клятва Гиппократа в медицинской практике и другие профессионально-этические кодексы, регулирующие отношения работников к своим профес­сиональным обязанностям.

Первые профессионально-моральные кодексы как уставы целевого назначения появились в XII в., когда происходило ста­новление средневековой цеховой организации труда. Их возник­новение отразило интересы определенных социальных групп, объединенных социальным статусом и характером трудовой дея­тельности. Профессиональные нравственные нормы и требова­ния, зафиксированные в цеховых уставах ремесленников Сред­невековья, изменялись и уточнялись в зависимости от уровня разделения труда в обществе и содержания деятельности представителей самих профессий. Многочисленные уставы определяли жизнь цехов и мануфактур в городах (распределение заказов, сбыт товаров, закупка сырья, подготовка мастеров и др.).

Появление профессиональной этики во времени предшество­вало созданию соответствующих научных этических теорий. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотно­шений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной эти­ки. Возникнув как проявление повседневного, обыденного морального сознания, профессиональная этика в дальнейшем развивалась на основе обобщения практики поведения предста­вителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в письменно оформленных, так и в неписаных ко­дексах поведения различных профессиональных групп, а также в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессио­нальной морали.

В новейшее время эти вопросы рассматривали О. Конт, Э. Дюркгейм и другие представители позитивизма. Научное объ­яснение их с материалистических позиций впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Ныне за рубежом широко представлены специализированные моральные кодексы, которые до мелочей регламентируют про­цесс трудовой деятельности – поведение людей различного ранга на производстве, общение руководителей с подчиненными, мане­ру одеваться, жесты и т.д.

Активную роль в становлении и усвоении норм профессио­нальной этики играет общественное мнение. При взаимодейст­вии людей общественное мнение переходит в нравственную нор­му, которая в свою очередь может быть предметом критики со сто­роны общественного мнения.

Развитие общества, сопровождаясь постоянным углублением специализации производства, его усложнением, диф­ференциацией условий труда, требует непрерывного совершенствования профессиональной деятельности. Это влечет за собой со­ответствующую конкретизацию профессиональных обязанностей, определяет необходимость разработки новых систем моральных требований в различных сферах труда. Типологический анализ сферы трудовой деятельности позволяет не только определить объ­ективные основания норм профессиональной этики, но и выде­лить ее основные виды.

В зависимости от сферы трудовой деятельности (производст­венно-экономической, научной, педагогической, художествен­ной, экологической и т.д.) профессиональная этика подразделя­ется на соответствующие виды: этика врача, педагога, журнали­ста, ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера, строителя и др. Внутри видов профессиональной деятельности выделяется множество подвидов.

Выделение видов и подвидов профессиональной этики свиде­тельствует о многообразии нормативных требований к специали­стам, необходимости учитывать специфику моральных отноше­ний в каждой конкретной сфере профессионального труда. При этом существуют общие профессиональные моральные нормы, которые выступают как руководящие начала, правила, образцы, требования к профессиональной деятельности человека на основе гуманистических идеалов.

Различные виды профессиональной этики имеют свои тради­ции. Это прежде всего те общечеловеческие моральные нормы в сфере труда, которые человечество пронесло через различные об­щественные эпохи и сохранило, хотя часто в измененном виде.

Становление современного информационного общества сопря­жено с возрастанием значимости профессионализма, компетентно­сти, появлением новых профессий, изменениями в традиционных сферах труда. Формирующиеся профессии рождают соответствую­щие моральные кодексы трудовых отношений. Профессиональные кодексы усложняются и дополняются, в совокупности охватывают все виды профессиональных отношений, составляя системное обра­зование на основе общих норм и принципов морали.

Заключение

Практически все направления профессиональной этики имеют пра­вила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести ува­жение чувства собственного достоинства и личного статуса дру­гого человека, понимание интересов и мотивов поведения окру­жающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.

Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.

Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.

Поскольку профессиональная этика формируется на основе характерных обязанностей и задач профессии, на основе тех си­туаций, в которых могут оказаться люди в процессе выполнения этих задач, то первой и главной социальной функцией профес­сиональной этики является содействие успешному решению за­дач профессии.

Во-вторых, профессиональная этика играет роль посредни­ка, сочетающего интересы общества и профессиональных групп населения. Интересы общества выступают в профессиональной этике в форме долженствования, требования, обязанности вы­полнения общественных задач, достижения общественных идеа­лов.

В-третьих, профессиональная этика участвует в согласова­нии интересов общества и личности в рамках данной социаль­ной группы – в этом также состоит одна из ее социальных функций.

Далее, различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, более или менее давние, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении деся­тилетий.

Профессиональная этика, таким образом, осуществляет связь и наследование прогрессивных моральных ценностей в нравственных отношениях трудовой сферы общества — в этом также одна из важнейших социальных функций профессиональ­ной этики.

Основа профессиональной этики в сфере сервиса – нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.


^ Список использованных источников:

  1. Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шередер Н.Г., Этика и психология делового общения (сфера сервиса) – М.: Альфа-М, 2006 – 256 с. ISBN 5-98281-095-9

  2. Губин В.Д., Некрасова Е.Н., Основы этики: Учебник – М.: ФОРУМ.ю 2008 – 224 с. ISBN 978-5-91134-200-5

  3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г., Этика деловых отношений: Учебник / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2007 – 368 с. ISBN 978-5-16-002593-3

  4. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К., Этика бизнеса: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2007 – 352 с. ISBN 5-482-01291-3

  5. Солоницына А.А., Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына.- Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.- 200 c.



Скачать файл (80.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации