Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспект лекций - файл 1.doc


Конспект лекций
скачать (1221.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1222kb.16.12.2011 02:23скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...





























ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Общая характеристика учебной дисциплины……………………………………..4
Организационно – методические указания…………………………………………6
Содержание разделов и тем……………………………………………………………7
^ Базовые знания по учебной дисциплине

Вводная лекция «Экономическая теория: предмет экономической науки,

задачи курса и основы экономического анализа»…………………..16

^ Раздел I. Введение в экономическую теорию.

Тема № 1 «Основы экономической организации производства»……………………...22

Тема № 2 «Производство: ресурсы и факторы, организация и результаты»…………27

^ Раздел II. Основы теории рыночной экономики.

Тема № 3 «Рыночная организация: содержание и структура,

принципы и реальность»……………………………………………………..32

Тема № 4 «Рыночная система»…………………………………………………………...38

^ Раздел III. Микроэкономика.

Тема № 5, 6 «Основы теории спроса и предложения»………………………………...42

Тема № 7 «Потребительское поведение на рынке. Теория полезности»……………..50

Тема № 8 «Предпринимательская деятельность. Фирма и ее роль

в рыночной экономике»………………………………………………………55

Тема № 9 «Монополии и конкуренция»………………………………………………...59

Тема № 10 «Рынок труда и капиталов»…………………………………………………63

^ Раздел IV. Макроэкономика: национальная экономика как целое. Экономическая политика государства.

Тема № 11 «Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические

пропорции и показатели»…………………………………………………..67

Тема № 12 «Денежное обращение и инфляция»……………………………………….71

Тема № 13 «Финансовая система государства. Финансовая и

фискальная политика»……………………………………………………….74

Тема № 14 «Доходы в рыночной экономике: формирование и

распределение. Социальная политика государства»……………………...79

Тема № 15 «Макроэкономическое равновесие и механизм его обеспечения»……….83

Тема № 16 «Экономический рост и его проблемы»……………………………………89

^ Раздел V. Мировая экономика. Мирохозяйственные связи и экономический рост.

Тема № 17 «Проблемы интернационализации национальных хозяйств»……………93

Тема № 18 «Международная торговля. Торговый и платежный баланс»…………...96

Тема № 19 «Международная валютная система и валютный курс»………………..101

Тема № 20 «Экономический рост: теории и реалии.

Глобальные проблемы экономической цивилизации»…………………105

^ Раздел VI. Экономика переходного периода.

Тема № 21 «Переходная экономика: сущность и содержание»…………………….109

Тема № 22 «Экономическая роль государства в условиях

переходной экономики»………………………………………………….114

Тема № 23 «Основные преобразования и реформа в управлении

переходной экономики»………………………………………………….118

Тема № 24 «Экономический рост: условия и перспективы»…………………………124
Словарь основных понятий…………………………………………………………129
Список литературы……………………………………………………………………152


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
"Экономическая теория" является базовой наукой из числа общепрофессиональных, экономических дисциплин, преподаваемых в институте. Ее основу составляют современные экономические теории и обобщение опыта их реализации в условиях современной рыночной экономики.


  • ^ Главной задачей учебной дисциплины "Экономическая теория" является целостное и структурно-логическое усвоение студентом системы экономических законов и категорий, а также закономерностей поведения отдельной личности как хозяйствующего субъекта в различных ситуациях, и на этой основе формирование практических навыков и профессиональных качеств будущего специалиста в области экономики и менеджмента, юриспруденции, необходимых для достижения успеха в этих сферах деятельности.



  • ^

    Общие цели по изучению учебной дисциплины


  • обоснование необходимости изучения экономических законов и категорий, а также форм их проявления в хозяйственной деятельности;

  • формирование у студентов современного экономического мышления и навыков поведения экономических субъектов в рыночной экономике;

  • обеспечение условий для получения студентами глубоких знаний о процессах и явлениях экономической жизни общества, о методах и инструментах изучения этих явлений, способах и средствах решения возникающих экономических проблем;

  • формирование у студентов высокой общепрофессиональной экономической культуры, стремление к постоянному самообразованию.




























^ БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Вводная лекция. Экономическая теория:

предмет экономической науки, задачи курса и

основы экономического анализа.

История экономической науки – это история последовательного познания того, что есть "экономическое богатство" индивида и общества, как возникает и распределяется это экономическое богатство.

Экономика, как свидетельствует история, одна из самых древних наук. Как только человек стал использовать природные ресурсы, он неизбежно стал задумываться об их наиболее рациональном использовании.

Первые представления об экономике как науке возникли в рамках единой научной мысли у мыслителей древности – у ^ Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Каттона и многих других в различных странах. В качестве самостоятельной научной дисциплины об экономической теории можно говорить лишь начиная с XVI-XVII веков. Развитие и усложнение хозяйственных связей, внутри предприятий и между ними, формирование местных, национальных и международных рынков обусловили необходимость научного изучения протекающих в них экономических процессов.

На первых порах на поверхности оказались процессы в области торговли, обращения товаров и денег. Поэтому первоначально источник экономического богатства усматривали в обращении, т.е. в удачной торговле, в искусстве коммерции. Первая экономическая школа поэтому так и называлась - "меркантилизм".

Меркантилизм, как этап развития экономической науки, источник богатства видел в первую очередь во внешней торговле. Неслучайно, что меркантилисты научно обосновали политику протекционизма, жизненность которого подтверждена современной системой пошлин.

Позже экономическая наука от сферы обращения перешла к главной сфере экономики – к непосредственному производству, но сначала к аграрной экономике. Этот этап в истории экономической науки представляли "физиократы" (т.е. признающие "власть природы"). Подлинно научной политическая экономия (этот термин введен в научный оборот меркантилистом Антуаном Монкретьеном (1575-1621 г.г.) становится с перенесением своего интереса главным образом к внутренним закономерностям сферы производства материальных благ. Заслуживает внимания труд этого ученого "Трактат политической экономии", написанный им в 1615 г.

Перенесение взора к внутренним закономерностям сферы производства материальных благ является закономерным: наступала эпоха промышленного переворота, на твердой базе которого буржуазия упрочивала свое экономическое и политическое господство, мощный источник получило дальнейшее развитие рынка. С позиций современного научно-индустриального производства и адекватного ему общества многие научные сентенции классиков новой науки выглядят подчас наивными. Но имена У.Петти (1623-1687 г.г.), Адама Смита (1723-1790 г.г.), Давида Рикардо (1772-1823 г.г.), Франсуа Кенэ (1694-1774 г.г.) и Анна Тюрго (1727-1781 г.г.) всегда будут сиять в ней как звезды первой величины. Их заслуга состояла в том, что они первыми и действительно с научных позиций рассматривали развитие общества как закономерный процесс со своими внутренними законами и поэтому их научные исследования были посвящены содержанию товара, денег, заработной плате, прибыли, ренты, воспроизводственных процессов. Например, врач маркизы Пампадур и французского короля Франсуа Кенэ впервые в науке схему воспроизводства, идеи которой использованы в межотраслевом балансе нашего бывшего соотечественника, Нобелевского лауреата в области экономики В.Леонтьева (1906-1999 г.г.).

С конца XVIII в. возникла английская классическая политэкономия. Ей мы обязаны пониманием того, что источник экономического богатства – в самих экономических отношениях между участниками производства, в степени разумной организации экономики.

Главное достижение классической политической экономии состоит в том, что она заложила основы трудовой теории. Смит показал, что стоимость товара определяется трудом, затраченным на его создание, хотя у него есть и существенно иные ее определения (так называемая "Догма Смита"). Более последовательно трудовую теорию стоимости развил Д.Рикардо.

Другая величайшая заслуга А.Смита состоит в том, что он первый научно раскрыл роль рынка как сложную систему организации общественного хозяйства. Смит дал ей образное название "невидимой руки", незримо управляющей поведением всех товаропроизводителей.

Значительный вклад в экономическую теорию внесла классическая пролетарская политэкономия. Особого внимания заслуживает изучение экономического наследия К.Маркса и Ф.Энгельса, что подтверждается не только отношением к ним В.И.Ленина и его последователей, но работами многих современных экономистов (см., например, учебники "Экономикс" П.Самуэльсона и В.Нордхауза, К.Макколлона и С.Брю, Е.Брауна и С.Хопскинска и другие работы западных экономистов – представителей немарксистской экономической мысли).

Благодаря "Капиталу" К.Маркса была раскрыта тайна капиталистической эксплуатации наемного труда. Этот величайший труд раскрывает глаза на многие социально-экономические процессы, происходящие в современной России.

В произведениях К.Маркса и Ф.Энгельса дана оригинальная трактовка многих принципиальных проблем экономической науки – предмета науки, системы экономических отношений капитализма XIV-XIX веков, закономерностей перехода от

одной формации к другой, классовых отношений пролетариата и буржуазии.

Несомненен вклад в экономическую теорию В.И. Ленина, в особенности его подход к теории воспроизводства, а также к развитию капитализма в сельском хозяйстве, к теории империализма, государственно-монополистического капитализма. В так называемой немарксистской политической экономии в конце XIX – начале XX века и далее, складывается ряд научных экономических школ, часть которых получила существенное развитие и признание в настоящее время. Отметим наиболее существенные. Австрийская школа известна прежде всего теорией предельной полезности благ, согласно которой их ценность определяется ограниченностью и редкостью и определяется пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы. К числу представителей этой школы следует отнести К. Менгера (1840-1921 г.г.), Э. Бем-Баверка (1851-1914г.г.), В. Визера (1851-1926 г.г.).

Среди английских экономистов необходимо выделить кембриджскую школу, основатель которой Альберт Маршалл (1842-1924 г.г.) сделал попытку объединить теории издержек производства, спроса и предложения, производительности и воздержания с теориями предельной полезности и производительности. В США Дж. Кларк (1847-1938 г.г.) сформулировал закон предельной производительности и закон убывающей производительности факторов производства, согласно которому с последовательным увеличением фактора его производительность уменьшается.

Глубочайший кризис 1929-1933 г.г. в США ("великая депрессия") и не меньшие экономические потрясения в Западной Европе были обусловлены, в том числе, явно недостаточным и неэффективным вмешательством государства в народное хозяйство, вызвали к жизни новый этап немарксистской экономической мысли, начало которому положила знаменитая работа Дж. Кейнса (1883-1946 г.г.) – "Общая теория занятости, процента и денег". Значимость ее определяется тем, что ею было положено теоретическое обоснование концепции регулируемого капитализма и ряда практических предложений. Кейнс развил идеи Р. Кана о соотношении динимики дохода в функции от инвестиций. Кейнсианские модели экономического роста получили развитие в трудах Р. Харрода, А. Хансена, Д.Хикса и П. Самуэльсона. Теории экономического роста получили значительное развитие в трудах У. Ростоу, - стадии экономического роста, Р.Арона – единого индустриального общества, постиндустриального общества Д. Белла.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (1221.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru