Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Буйлова Л.Н. Эффекты дополнительного образования детей в реализации идей общего образования - файл 1.doc


Буйлова Л.Н. Эффекты дополнительного образования детей в реализации идей общего образования
скачать (161 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc161kb.16.12.2011 02:29скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Буйлова Л.Н.

ЭФФЕКТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование».

Данное название и официальный статус получили законодательное закрепление в 1992 году в Законе «Об образовании» РФ. Именно с 1992 года в российском образовании начался постепенный процесс преобразования сферы, знакомой многим под названием «внешкольная работа», в дополнительное образование детей. Закон Российской Федерации "Об образовании" утвердил новый правовой статус в отношении внешкольных учреждений - домов пионеров и школьников, станций юных техников, туристов, натуралистов, клубов по месту жительства и т.п. Теперь они называются учреждениями дополнительного образования детей и являются специализированными заведениями, созданными для реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг, организации содержательного досуга детей.

Сегодня в Российской Федерации насчитывается 18 тысяч таких учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе 8,7 тыс. учреждений системы образования, в которых занимается более 8 млн. детей

Кроме того, дополнительное образование осуществляется и в других типах детских образовательных учреждений – детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, колледжах.

Всего в сфере дополнительного образования детей занято более 270 тысяч педагогических работников - педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, тренеров-преподавателей, социальных педагогов, воспитателей, вожатых, методистов.

Однако школа и общество в недостаточной мере использует его уникальный потенциал для повышения эффективности и гармонизации образования в целом, хотя для развития дополнительного образования в школе есть целый ряд объективных и субъективных оснований:

  • на развитие воспитания и дополнительного образования нацеливают новые нормативные документы;

  • в образовании развиваются такие процессы, которые предполагают взаимодействие двух типов образования (школа полного дня, профильное обучение);

  • педагогическая общественность начинает осознавать, что многие проблемы современного школьного образования можно решить, используя социально-педагогические возможности дополнительного образования детей;

  • активно развивается и сама сфера дополнительного образования как важная составляющая непрерывного образования человека.

Что такое дополнительное образование детей? На этот вопрос ищут ответ многие специалисты. Парадокс заключается в том, что сам термин "дополнительное образование" до сих пор не имеет строгого научного определения и даже толкования, не нашел он своего места и в новой "Российской педагогической энциклопедии". И это не удивительно: педагогика дополнительного образования детей только создается, в силу чего практикам во многих вопросах приходится разбираться самостоятельно.

Сегодня нет общепринятого определения понятия «дополнительное образование детей», хотя те или иные попытки вычленить его специфику предпринимаются во многих диссертационных исследованиях; авторы называют их «рабочими», т. е. отвечающими теме и задачам исследования. Вот некоторые из них1.

«Дополнительное образование – специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения» (Скачков А. В.).

«Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности, ее индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной, культуросообразной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы» (Грибов Д. Н.).

«Дополнительное образование детей – один из аспектов вариативного образования. Главная цель этого образования – расширить и углубить базовое образование, развить способности и дарования детей, удовлетворить образовательные потребности социума. Дополнительное образование реализует образовательные функции в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг в условиях свободного времени детей» (Фунникова Н. И.).

«Дополнительное образование школьников – самостоятельный, самоценный, личностно ориентированный вид образования, способный к удовлетворению индивидуальных образовательных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона» (Чернова Н. И.).

А. Г. Асмолов рассматривает дополнительное образование как зону ближайшего развития образования в России и подчеркивает, что это - вариативное образование, в основе которого лежат идеи педагогики развития2. Вариативное образование – поисковое образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы. Оно помогает личности обрести иные пути понимания и переживания знаний в изменяющемся мире. Целью вариативного образования является формирование у ребенка такой картины мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях неопределенности, стимулировала бы процессы личностного саморазвития.

Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие, т.е. дополнительное образование оказывается встроенным в структуру любой другой деятельности, в которую включен ребенок3. Не требует доказательств, что предметные области общего, профессионального образования и культурно-образовательного досуга пересекаются между собой (например, математикой или физкультурой можно заниматься в разных планах). По-нашему мнению, область пересечения представляет собой естественную область дополнительного образования.




ДОД


Дополнительное образование может дополнять три обозначенные сферы по-разному:

  • оно может расширять предметные знания, добавлять новые компоненты;

  • оно может увеличивать "вооруженность" личности, оснащая человека новыми средствами познания, труда и общения;

  • оно способно усиливать мотивацию образовательной деятельности, вызывая необходимость личности полнее проявить себя.

Дополнительное образование встроено в любую деятельность, создает "мостики" для перехода личности из одного образования в другое, оно может предшествовать стандартизированным видам деятельности, а может следовать за ними, создавая возможность для личности для перехода.
По своему «местоположению» в системе образования дополнительное образование - это вся та область образовательной и воспитательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.

В дополнительном образовании реализуется право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы не подвергаются порицаниям.

Очень важно при этом, что дополнительное образование осуществляется круглогодично («образование без каникул»), поскольку в летний период в его рамках организуются профильные лагеря и школы, экспедиции и поисковые отряды, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность детей с последующими отчетами перед коллективом объединения по интересам в начале нового учебного года. Этим обеспечивается отсутствие строго фиксированных сроков завершения его этапов и последовательность перехода образовательного процесса из одной стадии в другую.

Занятия здесь возможны практически с любого возраста (от 3 до 18 лет), при любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его направление деятельности. Заниматься здесь – никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности.

В соответствии с нормативными документами, цель дополнительного образования детей - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.4 Это - вариативная цель в системе образования, которая определяется не столько социальным заказом, сколько индивидуальными потребностями, интересами детей, родителей, семьи и т.д.

Поэтому практические задачи дополнительного образования детей Законом РФ "Об образовании" и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей № 223 от 7 марта 1995 г. определены, как: "обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга".

Основная системная характеристика учреждения дополнительного образования детей - организации образования детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет в не ограниченном образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека. Содержание дополнительного образования не стандартизируется.

Дополнительное образование по своему содержанию охватывает все сферы жизни. Как было сказано на одной из конференций: "Нет ничего в мире живой или неживой природы, социальной действительности, общественных отношений, что не могло бы стать содержанием дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Именно поэтому дополнительное образование рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности5". Оно является абсолютно добровольным и не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д.

Главная цель дополнительного образования – «персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл. Во всех своих функциях дополнительное образование может как предшествовать стандартизированным видам образовательной деятельности (фондируя их), так и следовать за ними (играя роль авангардного, поискового компонента в развитии личности6». Таким образом, дополнительное образование как смыслообразующий компонент проходит через всю систему образования и дает возможность личности переходить от одного вида образования к другому.

Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Традиционная система дополнительного образования представлена целым рядом направлений. Примерный перечень направленностей (направлений) дополнительных образовательных программ (программ дополнительного образования детей) предложен Министерством образования Российской Федерации в Методических рекомендациях «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 № 24-51-1133/13), но в Москве перечень этих направленностей уточнен:

  • научно-техническая;

  • спортивно-техническая;

  • физкультурно-спортивная;

  • художественно-эстетическая;

  • культурологическая;

  • туристско-краеведческая;

  • эколого-биологическая;

  • военно-патриотическая;

  • социально-педагогическая;

  • социально-экономическая;

  • естественнонаучная.

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. При реализации задачи дополнительного образования происходит разрешение существующего противоречия между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой, — создавать условия для развития и социализации личности в соответствии с общественными запросами, что является одной из основных задач модернизации образования. Органичное сочетание школьного и дополнительного образования обеспечивает развитие как отдельного ребенка, так и всей системы общественного образования.

^ ВОЗМОЖНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Образовательный потенциал дополнительного образования видится в следующем. Мы уже говорили о том, что существующие образовательные стандарты недостаточно учитывают возможности детей и далеко не всем под силу. При разумном же использовании уникальных возможностей дополнительного образования современное обучение в школе можно сделать куда более личностно ориентированным, учитывающим индивидуальные природные особенности детей. Особенно актуально это в свете развернувшегося обсуждения проекта государственного образовательного стандарта общего образования7.

Действительно, дополнительное образование способно внести вклад в обеспечение вариативности начальной и основной школы. Многие дополнительные образовательные программы могут стать прямым продолжением базовых образовательных программ, существенно углубив их содержание и дав при этом детям актуальные прикладные навыки. В качестве примера приведем некоторые названия образовательных программ, реализуемых в последние годы в одном из крупнейших учреждений дополнительного образования детей – Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества. Расположим их так, чтобы был виден тот предметный профиль, которому они более всего соответствуют:

природоведение - «Наши питомцы», «Увлекательная энтомология»;

биология «Человек и растения», «Орнитология»;

география – «Ландшафтоведение», «Гидропоника»;

физика – «Мы и вселенная (астрофизика)», «Планетология»;

история – «Историческое родословие», «Историческое краеведение»;

МХК – «Мифология», «Искусство художественного чтения» и т.д.

Особенно актуально подобное использование дополнительных образовательных программ для тех общеобразовательных учреждений, которые работают уже сейчас или планируют в будущем включиться в проект «школа полного дня».

Кроме того, дополнительное образование обладает значительным потенциалом для решения задачи введения профильного обучения в старшей школе. Как следует из приказа министра образования РФ «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», профильное обучение в конкретных школах может осуществляться за счет «привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений»8. В качестве одного из вариантов предлагается кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей.

На этом аспекте взаимодействия двух видов образования стоит остановиться подробнее, поскольку переход к профильному обучению для многих школ представляется пока весьма непростым делом.

^ Что такое профильное обучение9? Это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям учащихся, и способная обеспечить осознанный выбор школьниками будущего направления своей профессиональной деятельности. Задача профилизации – создать такие условия в школах, чтобы каждый ученик нашел себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и более способен. Сделав подобный выбор, ученик вправе рассчитывать на то, чтобы получить в школе такой уровень подготовки, который обеспечил бы ему возможность поступить в среднее специальное или высшее учебное заведение, соответствующее направленности его интересов. Поэтому введением профилизации преследуется и еще одна цель – обеспечить преемственность старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, подготовить выпускников к поступлению в эти учебные заведения.

Выбрать предпочитаемую сферу деятельности, учащиеся, как правило, должны к окончанию 9-го класса. После этого ученик может пойти разными путями:

  • либо будет непосредственно получать конкретную специальность, заканчивая при этом полный цикл общего среднего образования (через СПТУ, техникумы, колледжи);

  • либо пойдет учиться в тот или иной профильный класс общеобразовательной школы, лицей, гимназию и будет там получать углубленное общее среднее образование, ориентируясь на последующее поступление в вуз соответствующего направления.

Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, из которых можно выбирать, постольку переход к профильности – это, прежде всего, расширение вариативности школьного образования.

Как показала практика, сегодня наиболее востребованными являются 4-5 основных профилей, и это нашло отражение в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (приказ Минобразования России №2783 от 18.07.2002), где выделены следующие «примерные профили»:

  • гуманитарный,

  • социально-экономический,

  • естественно-математический,

  • технологический (информационных технологий).

Названные профили не исчерпывают всего перечня возможных вариантов профилей. В ряде школ – в зависимости от потребностей учащихся, возможностей школы и местной образовательной сети – вполне могут открываться и иные профили.

Однако в любом случае тот или иной профиль складывается из курсов трех типов:
  1. базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения (русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физкультура, интегрированный курс естествознания либо интегрированный курс обществознания);
  2. профильные общеобразовательные предметы, т.е. курсы повышенного уровня, углубляющие в старшей школе базовые общеобразовательные предметы и определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, в филологическом профиле такими курсами могут быть: русский и иностранный языки, литература, поэтика; в социально-экономическом профиле – право, экономика, история, социология; в естественнонаучном профиле – физика, химия, биология, физическая география и т.д.;

  3. элективные курсы, т.е. курсы по выбору, входящие в состав профиля и обязательные для избравших их учащихся. Эти курсы необходимы для построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Школа может предложить 6-7 таких курсов, а ученик должен выбрать, скажем, 3 из них для обязательного изучения.

При этом одни элективные курсы дополняют профильные предметы (например, для социально-экономического профиля могут представлять интерес курсы математической статистики; математической логики, теории вероятностей и т.п.). Другие - углубляют содержание тех базисных предметов, которые в данной школе (классе) изучаются на минимальном общеобразовательном уровне. Третьи нацелены на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в тех областях, которые как бы выходят за рамки выбранного ими профиля, но способствуют их разностороннему личностному развитию. Например, для школьников, обучающихся в классах негуманитарного профиля, могут быть интересны элективные курсы из области изобразительного искусства, русской и зарубежной литературы, истории театра и кино; для учащихся гуманитарного профиля – курсы, связанные с использованием компьютерных технологий: «Организация деятельности в виртуальной среде», «Компьютерная графика: WEB-дизайн», «Интернет-клуб». Наконец, учащимся любого профиля чрезвычайно полезными в плане их адаптации к условиям современного общества могут оказаться такие курсы, как: «Основы подготовки учащихся к учебно-исследовательской деятельности», «Точность и правильность родной речи», «Современный этикет», «Основы потребительской культуры», «Основы рационального питания» и т.п.

Для базовых и профильных предметов в настоящее время ведется разработка соответствующих стандартов. Что касается содержания элективных курсов, то оно может описываться в форме примерных учебных программ; стандартизации эти курсы не подлежат.

Понятно, что для разработки таких курсов у педагогов должны быть сформированы определенные навыки. Подавляющее же большинство школьных учителей привыкло работать по стандартизированным программам, использовать готовые учебники и соответствующие дидактические материалы. Реальный опыт разработки авторских программ сегодня имеет лишь часть преподавателей лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов. В системе же дополнительного образования детей уже более 10 лет педагоги сами создают образовательные программы. Уже хотя бы поэтому для создания элективных курсов следует использовать потенциал педагогов дополнительного образования, разработанные ими дополнительные образовательные программы.

Вот почему администрации школ так важно хорошо ориентироваться в образовательном пространстве своего района и города в целом, знать возможности учреждений дополнительного образования детей. При этом важно подчеркнуть, что разнообразие программ, реализуемых в этих учреждениях, может составить основу элективных курсов практически любого профиля – от естественно-математического до гуманитарного. Кстати, именно так построен образовательный процесс в одном из лицеев г. Москвы - лицее № 1525 «Воробьевы горы», работающем на базе Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. В нем обучаются учащиеся 8 – 11-х классов по семи профильным направлениям: биолого-химическому, гуманитарному, историческому, лингвистическому, социально-экономическому, физико-математическому, информационных технологий. Программное обеспечение его образовательной деятельности составляют типовые школьные программы, программы углубленного изучения ряда базовых предметов для специализированных школ (соответствующие семи перечисленным профилям), а также программы дополнительного образования, в том числе авторские, реализуемые во Дворце. Кроме того, лицей и Дворец активно сотрудничают на договорной основе с целым рядом московских вузов10.

Другой аспект привлечения возможностей дополнительного образования к делу профилизации школы – это использование его образовательных программ в процессе осуществления предпрофильной подготовки выпускников основной ступени.

Поскольку массовый переход школ на профильное обучение должен начаться с 2005/06 учебного года, то уже с 2004/05 учебного года в 9-ых классах начнется введение предпрофильной подготовки. Этому будет предшествовать одногодичный эксперимент, начинающийся в ряде регионов с сентября 2003 г., направленный на отработку ее различных вариантов.

Предпрофильная подготовка может реализовываться в различных вариантах. Вместе с тем специалисты предложили ее базовую, исходную модель, которая может быть взята за основу практически в любой школе. Весь объем предпрофильной подготовки рекомендуется распределить следующим образом:

  1. 1/3 ее объема отвести на информационную и профориентационную работу - знакомство школьников с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9-го класса, проведение психолого-педагогической диагностики, анкетирование и консультирование 9-классников;

  2. 2/3 объема целесообразно отвести на специально организованные курсы по выбору (курсы предпрофильной подготовки), которые должны способствовать:

  • расширению знаний учащихся по той или иной образовательной области;

  • самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе;

  • формированию интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю.

К этим курсам предъявляются следующие требования.

Во-первых, они должны быть краткосрочными (месяц, четверть или полугодие) и 2-х-часовыми.

Во-вторых, количество предлагаемых курсов должно быть избыточным, чтобы у ученика была возможность реального выбора. Поэтому набор («ассортимент») таких курсов желательно наметить уже в конце 8-го класса на основе соответствующего анкетирования учащихся, собеседований с ними.

В-третьих, ученик должен иметь реальную возможность как минимум 2 раза за учебный год выстраивать для себя тот или иной вариант посещаемых им курсов.

В-четвертых, содержание данных курсов должно включать информацию двоякого характера:

  1. расширяющую сведения по учебным предметам;

  2. знакомящую учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.

Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на следующие два основных вида:

А) Предметно ориентированные (пробные).

Задачи курсов данного вида:

  • дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету.

  • уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

Содержание предметно ориентированных курсов строится за счет углубления отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также изучения некоторых тем, выходящих за их рамки. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы по общеобразовательным предметам. Вести предметно ориентированные курсы могут сами школьные учителя.

Б) Межпредметные (ориентационные) курсы

Задачи курсов данного вида:

  • Познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

  • Поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым, внутрипрофильной специализации.

Таким образом, данные курсы имеют характер и направленность, аналогичные элективным курсам в системе профильного обучения 10-11-х классов.

Содержание межпредметных (ориентационных) курсов: программы этих курсов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.

Перечень подобных курсов может включать, например, такие как «Основы журналистики», «Современные направления в медицине», «Эксперимент в естественных науках», «Социология и статистика» и др.

Продолжительность межпредметных (ориентационных) курсов: поскольку курсы данного типа являются ознакомительными, то они должны быть краткосрочными и часто сменяемыми. Оптимальная продолжительность одного такого курса — одна четверть.

Что касается субъектов, реализующих межпредметные (ориентационные) курсы, то ими могут стать (и разрабатывать их, и проводить) преподаватели иных образовательных учреждений единой образовательной сети, частью которой является школа. В частности, в качестве таких преподавателей могут быть приглашены педагоги дополнительного образования своей или иной школы, либо учреждений дополнительного образования детей.

Дополнительные образовательные программы вполне могут стать основой курсов предпрофильной подготовки – прежде всего ориентационных, ознакомительных, предполагающих выход за рамки традиционных учебных предметов.

Можно назвать программы, позволяющие подросткам составить представление о целом ряде образовательных сфер. Возьмем, к примеру, информатику и психологию. Их «раскрывают» такие программы: «Информсреда новых технологий (выставочно-презентационная деятельность)»; «Компьютерная графика:WEB дизайн»; «Компьютерные сети»; «Психология успеха»; «Техника общения»; «Конфликтология»; «Он и она» и др.

Такого рода программы по разным направлениям деятельности сегодня имеют практически все учреждения дополнительного образования детей. Поэтому, чтобы школа имела в запасе определенный набор элективных и предпрофильных курсов, из которых учащиеся смогут что-то выбирать, нужно основательно позаботиться об этом направлении деятельности школы: заключить договоры с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей, подобрать преподавателей, способных вести такие курсы.
Рассмотрим существующие сегодня отечественные и международные способы организации дополнительного образования детей.
^ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Остановимся на характеристике основных способов организации дополнительного образования детей в общеобразовательной школе.

В разных регионах России накоплен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования детей, дающий положительные результаты11. Анализ существующей практики показывает, что сегодня в российской школе существует четыре основных модели организации дополнительного образования детей.

Первая характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций по сути случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе возможностями. Стратегические линии развития дополнительного образования в этом случае не прорабатываются. Вся деятельность подразделения дополнительного образования полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. По нашим наблюдениям, это пока что наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая управляемая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания базового образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Именно так произошло, например, в школе № 79 г. Санкт-Петербурга, что позволило впоследствии перевести блок дополнительного образования детей на новый, более высокий уровень. Здесь в начале 90-х годов была создана экспериментальная историко-краеведческая Школьная лаборатория юного петербуржца – ШЛЮП (руководитель - Ищук Г.Н., к.п.н.). Ее целью стало привлечение учащихся к активной краеведческой деятельности: расширение их знаний по истории и культуре Санкт-Петербурга в целом и Калининского района, в частности; обучение школьников способам проведения экскурсий (исторических, культурологических, экологических); приобретение ими навыков организации туристских походов, прогулок по городу и его окрестностям; вовлечение старшеклассников в учебно-исследовательскую работу; включение детей в деятельность по восстановлению города и охране памятников культуры. Первоначально появившись во внеклассной и внешкольной работе с учащимися, краеведческие программы впоследствии вошли и в учебный план школы. Теперь в школьном расписании можно найти факультативный курс «История Калининского района Санкт-Петербурга»; в ряд разделов по истории, например, таких как «История древнего мира», «История средних веков», «История религий» и др. - введен краеведческий компонент. Выпускники специализированного класса сдают государственный экзамен по истории и культуре Санкт-Петербурга и получают удостоверение экскурсовода12.

Считается, что в таких учреждениях сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего.
Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.). Учреждения-партнеры, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе.

В качестве примера можно привести опыт взаимодействия школы № 219 Северо-Восточного административного округа г. Москвы с Центром детского и юношеского творчества «Бибирево»13. На базе этих учреждений была разработана и апробирована (с 1994 по 1999 гг.) комплексная экспериментальная программа «Родные истоки», направленная на приобщение школьников к отечественной культуре, понимание детьми ее истоков. Основными направлениями программы стали:

-родиноведение (москвоведение),

-духовно-нравственные традиции русского народа,

-русское хоровое пение,

-народные промыслы и ремесла,

-искусство книги,

-среднерусский музыкальный фольклор.

Под руководством педагогов дополнительного образования учащиеся практически овладевали искусством вышивки бисером, лоскутной техники, плетения кружев, узорного ткачества, росписи по дереву; изучали историю русского костюма, способы изготовления текстильной игрушки; осваивали приемы литературного редактирования текста, художественного оформления книги, а также ее ремонта и реставрации; приобретали навыки организации предприятий артельного типа. Школьные учителя проводили экскурсии в музеи, знакомили детей с прошлым славян. Итог интеграции основного (общего) и дополнительного образования состоит в том, что теперь по дополнительным образовательным программам занимаются не только воспитанники Центра детского и юношеского творчества «Бибирево», но и учащиеся многих школ округа (№ 954, 953, 604, 297, 1051, 166, 139). В этих школах на основе данных программ проводятся соответствующие учебные и факультативные занятия. В их числе:

1. Русская артель – факультативный курс по основам экономики для 9-11 классов.

2. Славяно-горицкая борьба – образовательный курс для 5-11 классов по русской борьбе.

3. Москвоведение - факультативный курс для 5 класса.

4. Духовно-нравственные традиции русского народа - факультативный курс для 5 класса.

5. Отечественная художественная культура - факультативный курс для 5-8 классов.

6. Народное пение - факультативный курс по музыкальной культуре для 5-9 классов.

7. Русское изобразительное искусство – учебный курс для 5-7 классов.

8. Лоскутная мозаика - факультативный курс по художественному труду для 10-11 классов.

9. Бисероплетение – обучающий курс для 5-9 классов.

10. Среднерусский фольклор - обучающий курс для 5-11 классов.

Как показала практика, обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы, а главное - создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественно-прикладной деятельности.
Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день она является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура школьного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования детей. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования - художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т.п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, типа «школа – учреждение дополнительного образования – вуз».

Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.

В последнее время в печати приводится немало примеров интеграции данного типа. Интересен опыт Центра образования «Москва-98» № 195314. Это государственное образовательное учреждение, представляющее собой учебно-воспитательный и спортивно-оздоровительный комплекс, объединивший в одно целое детский сад, общеобразовательную школу, Центр детского творчества и физкультурно-спортивный клуб (последний включает современный плавательный бассейн, тренажерный и спортивный залы, открытые спортивные площадки). Как общеобразовательное учреждение Центр образования «вырос» из культурно-спортивного центра, созданного в период Всемирных юношеских Олимпийских игр 1998 года. Образовательная программа этого комплекса базируется на принципах личностно ориентированного обучения, индивидуального подхода к интересам и возможностям учащихся, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

В г. Ставрополе широко известен интегративно-образовательный комплекс для интеллектуально одаренных детей, созданный на базе городского Дворца детского творчества, лицея №5 и Ставропольского государственного университета (СГУ). Комплекс участвует в реализации программы «Школа - вуз - аспирантура – докторантура», разработанной и внедряемой в СГУ15.

Не менее интересен и опыт небольших городов. Например, в г. Озёрске Челябинской области апробируется инновационная система образовательной и воспитательной деятельности по реализации дополнительного, базового и профессионального образования16. Здесь создан Социально-педагогический образовательный комплекс, объединивший в единую структуру Дворец детского творчества, клубы по месту жительства, общеобразовательную школу с углублённым изучением предметов культурологического цикла и художественное отделение педагогического колледжа. Интеграция различных видов образования создает целый ряд преимуществ и для детей, и для педагогов, и для социума в целом. Так, у детей и подростков формируется устойчивый интерес к различным направлениям дополнительного образования, предлагаемым Дворцом и клубами; повышение интереса у детей стабилизирует состав творческих коллективов Дворца, особенно в старшей возрастной группе. Продолжив по окончании 9-го класса учебу в педагогическом колледже, подростки могут получить специальность «педагог дополнительного образования» и без адаптационного периода начать работу в системе дополнительного образования детей. Все это позволяет стабильно удерживать детей и подростков в рамках воспитательного пространства социально-педагогического комплекса и постоянно расширять это пространство.

Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с многопрофильным дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства – гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом.

В УВК по единому плану работают большие педагогические коллективы, где, кроме школьных учителей, обязательно есть специалисты по дополнительному образованию детей, работники культуры. Нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками.

Как показывает опыт УВК и других школ с развитой системой дополнительного образования, сегодня нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочный системы. Перспективы развития современной школы – на пути интеграции общего и дополнительного образования, и нам всем вместе необходимо искать и находить конкретные формы их взаимодействия.

Есть варианты комплексов существующих на основе сотрудничества учреждений основного и дополнительного образования. Например, школа может заключить договор с учреждением дополнительного образования для проведения ряда профильных дисциплин, включенных в учебный план школы, но реализуемый силами учреждения дополнительного образования.

Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.
Традиционная система дополнительного образования создает две группы эффектов.

Во-первых, оказывает воздействие на образовательный процесс школы:

  • углубляют и расширяют знания учащихся по основным школьным предметам;

  • дополняют образовательные области общего образования новыми знаниями;

  • делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;

  • стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;

  • повышают мотивацию к обучению, достижениям;

  • позволяют более осознанно выбрать профессию или сферу интересов.

Во-вторых, школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся, оно:

  • способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии;

  • формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности;

  • повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей;

  • содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга;

  • позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Дополнительное образование детей в общеобразовательной школе – явление сравнительно новое, идущее на смену традиционной внешкольной работе. Нацеленное на удовлетворение разнообразных потребностей детей, создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности, дополнительное образование актуализирует работу школы в интересах ребенка, содействует развитию его индивидуальности.

Если сопоставлять общее (базовое) образование и дополнительное17, то первое ценно, прежде всего, своей системностью, второе – возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка.

Цель у всех педагогов одна - подготовить его к жизни в обществе. Осуществляя ее разными средствами и формами, эти виды образования по существу выступают как взаимодополняющие друг друга, а потому равноправные компоненты, и должны стать таковыми на самых разных уровнях – от общества в целом (где необходимость системы дополнительного образования детей признана на законодательном уровне) до каждой конкретной школы.

Именно на этом - базовом - уровне важнее всего понять, что современное дополнительное образование детей может дать школе очень многое. Если сказать одной фразой, то оно может улучшить качество школьного образования.
^ ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Модель Организации Объединенных Наций является международной программой дополнительного образования старших школьников. Она возникла в Гааге (Нидерланды) в 1968 году и в настоящее время объединяет тысячи старшеклассников и учителей из более чем 90 стран мира.

Главные цели программы:

  • формирование у школьников чувства ответственности за будущее человечества;

  • совершенствование навыков общения и взаимодействия между молодыми людьми из разных стран и образовательных систем;

  • воспитание умения смотреть на мир глазами другого.

Цели программы соответствуют духу задач, сформулированных в Уставе ООН. В качестве базовых ценностей участники программы воспринимают свободу, равенство, терпимость, отказ от насилия и уважение к природе.

В процессе подготовки к ежегодным конференциям школьники знакомятся с историей, уставом, структурой, основными направлениями деятельности ООН, овладевают навыками самостоятельного поиска информации, осваивают общественно-политическую лексику и основы парламентской процедуры, учатся оформлять решения в виде резолюций в соответствии с международными стандартами. Рабочий язык конференций Модели ООН - английский. Участники программы приобретают неформальный опыт общения на иностранном языке, учатся использовать полученные на уроках знания для решения коммуникативных задач. Модель Европейской Комиссии «Образование для устойчивого развития».

Данная программа разработана с целью помочь детям развить такие знания, умения и ценности, которые позволят им принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.

Образование, в значительной мере нацеленное на решение экологических проблем современности и будущего, тем не менее не может быть сведено к экологическому образованию. Для эффективного осуществления ОУР необходимо рассматривать значительно более широкий круг проблем; произвести переоценку с точки зрения идей устойчивого развития и усилить ценностную составляющую образования. В этой связи представлен список экологических ценностей и показателей их актуализации в поведении:

  1. «Уважение к взаимосвязям». Уважать взаимосвязи в природных системах, по мнению этих авторов, означает подходить к природе с заботой и терпением; быть экономным и эффективным в использовании ресурсов, руководствоваться соответствующими знаниями (традиционными и научными), содействовать в формировании политики, обеспечивающей устойчивость.

  2. Уважение биоразнообразия - любой живой организм нужно уважать и охранять независимо от того, какую роль он играет в жизни человека.

  3. Жизнь с минимальной нагрузкой на окружающую среду.

  4. Уважение равенства между биологическими видами - человек должен относиться ко всем видам одинаково и защищать их от грубости и страданий.

  5. Уважение основных человеческих потребностей - потребности каждого индивида и общества должны удовлетворяться в пределах возможностей биосферы, и у каждого должны быть равные возможности в улучшении своей жизни.

  6. Уважение равенства поколений - каждое поколение должно оставлять будущему мир, по крайней мере, таким, каким оно его унаследовало. Для этого необходимо экономно расходовать невозобновимые ресурсы и устойчиво - возобновимые.

  7. Уважение прав человека.

  8. Уважение демократии (полный доступ к образова­нию, возможность участвовать в принятии политических решений и пр.).

В реализации данной программы важно учитывать, какие личностные качества, способности и умения понадобятся учащимся для воплощения в жизнь концепции устойчивого развития. Этими качествами являются:

  • принятие общечеловеческих ценностей;

  • осознание того, что наш сегодняшний образ жиз­ни влияет на будущие поколения;

  • понимание взаимосвязей в окружающей среде;

  • понимание того, что наши действия на местном уровне оказывают влияние на глобальные процессы;

  • умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений;

  • умение применять имеющиеся знания к разнообразным жизненным ситуациям;

  • навыки сотрудничества в решении разнообразных проблем;

  • способность к аналитическому, критическому, творческому мышлению;

  • уважительное отношение к разнообразию в природе и обществе.

Содержание программы. Содержание ОУР по своей сути межпредметно и ценностно-ориентировано. Мож­но вьщелить следующие основные содержательные ли­нии образования для устойчивого развития:

  1. Взаимосвязи - в обществе, экономике и природе; между ними, на локальном и глобальном уровнях.

  2. Гражданственность, права и ответственность,

  3. Потребности и права будущих поколений.

  4. Разнообразие - культурное, социальное и биологическое.

  5. Качество жизни, равноправие и социальная справедливость.

  6. «Устойчивые» изменения - развитие в рамках несущей способности экосистем.

7. Будущее - прогнозируемое и непредсказуемое.
Модель института продуктивного обучения в Европе (IPLЕ).

Негосударственная организация, которая разработала гибкую концепцию в помощь старшеклассникам в их профессиональном поиске, которая помогает найти выход из недостаточного государственного, общественного и общекультурного образовательного круга, а именно - продуктивное обучение, обучение на основе практического опыта «из настоящей жизни».

Институтом IPLЕ разработаны десять моделей продуктивного обучения во взаимодействии с отечественными и зарубежными учебными заведениями на основе главной концепции «Город - школа», а так же по темам «Дизайн», «Производство телепередач», «Садоводство и лесное хозяйство», «Общественное питание», «Социальное стимулирование», «Научные исследования».

Кроме того, Институт организовал международные проекты продуктивного обучения в России, Финляндии, Италии, Испании, Португалии, Венгрии. В результате разработок Институт создал Международную сеть проектов продуктивных школ (INEPS), которая представляет собой более сорока учебных заведений из более чем восемнадцати стран, объединенных идеями продуктивного обучения.



1 Обзор определений дается по статье: Бирюкова Н.А. Роль и место дополнительного образования в современном образовательном пространстве / Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития. Сборник научных статей. – Йошкар-Ола, 1999.

2 См.: Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, № 9, с. 6-8.

3 Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. – М.: МИРОС, 1997. – с. 31-35.

4 См. Типовое положение об образовательном УДОД.

5Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997. – с. 34.

6 Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997. – с. 34.

7 См.: Парламентские слушания: содержание стандарта общего образования // Народное образование, 2002, №9.

8 Народное образование, 2002, № 9, с. 35-36.

9 Нижеследующие разъяснения построены нами на основе использования материалов научно-практической конференции по проблемам профилизации (Москва, 14-15 мая 2003.г.). См.: «Профильная школа Москвы: опыт, проблемы, перспективы. – М.: НИИРО, 2003.

10 См.: Соболев В.Е. Лицею № 1525 «Воробьевы горы» - 10 лет! – На горах, на Воробьевых, есть Дворец для детворы. Юбилейный сборник. / Под общей редакцией В.Е. Соболева. – М.: МГДД(Ю)Т, 2002.

11 См. Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. – (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

12 См.: Ищук Г.Н. Изучение Калининского района Санкт-Петербурга в школе № 79 (из опыта работы) // Образование в современной школе, 2002, №8.

13 См. об этом подробнее в кн.: Русская традиционная культура в современном образовательном пространстве: Методический сборник. / Под ред. Червякова А.Д. - М.: Изд-во ЦРО РАО, 1996.

14 См.: Кленова Н.В., Максимова М.С. Современная школа: не знанием единым // Образование в современной школе, 2000, №7.

15 См. об этом: Образовательный комплекс для детей опережающего развития: экспериментальная модель. Вып.1. – Под ред. проф. В.М. Головко; сост. Л.Н. Папенина. – Ставрополь, 2001.

16 См.: Яркова Н.М., Калугин Ю.Е. Процессы интеграции: достижения и проблемы // Внешкольник, 2003, №2.

17 При соотнесении названных видов образования обычно употребляют термины: основное и дополнительное, где под основным подразумевается общее среднее образование в единстве всех его трех ступеней.






Скачать файл (161 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru