Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Афанасьева Н.В., Махова Л.А., Шматко А.Д. История экономики - файл 1.doc


Афанасьева Н.В., Махова Л.А., Шматко А.Д. История экономики
скачать (1741 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1741kb.16.12.2011 02:36скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Северо-Западный государственный заочный технический университет


Кафедра Экономической теории

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Институт управления производственными и инновационными программами
Специальности:

080105.65 – Финансы и кредит

080502.65 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям)


Направления подготовки бакалавров:

080100.62 – экономика

080500.62 - менеджмент


Санкт-Петербург

Издательство СЗТУ

2008

1.Информация о дисциплине


    1. Предисловие


Дисциплина «История экономики» изучается студентами всех форм обучения специальности 080105 и 080502в одном семестре. Дисциплина «История экономики» включает в себя разделы: азиатский способ производства; античная система хозяйства; феодальная система хозяйства; генезис капиталистической экономики; становление индустриальной системы хозяйствования; промышленный капитализм во второй половине XIX- начале ХХ веков и монополизация; становление регулируемого капитализма; основные тенденции в развитии мировой экономики после Второй мировой войны
Целью изучения дисциплины является ознакомление с основными этапами развития мировой истории экономики, изучение особенностей развития различных экономических систем.
Задача изучения дисциплины заключается в предоставлении студентам и закреплении полноценных знаний, способствующих становлению высокопрофессиональной направленности при изучении ряда дисциплин.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть основами знаний по дисциплине, формируемыми на нескольких уровнях:
Иметь представление:

  • об «Истории экономики» как науке, ее месте в системе научного знания;

  • об основных тенденциях и особенностях развития социально-экономических структур в основных странах и регионах мира;

  • о причинах и факторах, влияющих на хозяйственную деятельность; стимулирующих или тормозящих экономическое развитие разных стран.


Знать:

  • сущность и подходы к изучению «Истории экономики»;

  • основные концепции и особенности развития экономики в различных регионах мира;

  • исторические тенденции в развитии социально-экономических структур и экономических институтов;

  • закономерности развития и этапы становления экономики.


Уметь:

  • наглядно представлять ход развития экономики в мире;

  • выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ретроспективного отношения к развитию экономических процессов в их хронологической последовательности.

  • оценивать направленность и классифицировать различные подходы при изучении экономических воззрений;

  • находить причинно-следственные связи между экономическими явлениями, объясняя характер их развития;

  • эффективно использовать литературные источники при самостоятельной работе;


Владеть:

  • базовыми понятиями и терминами, связанные с деятельностью хозяйствующих субъектов, полученными при изучении курса «История экономики»;

  • знаниями, полученными в процессе обучения, к современным экономическим реалиям.


^ Место дисциплины в учебном процессе:

Теоретической и практической основами дисциплины являются дисциплины «История», «Основы экономических знаний», «Экономическая теория» Приобретенные студентами знания будут непосредственно использованы при дальнейшем изучении экономических дисциплин, а также в курсовом и дипломном проектировании.


    1. Содержание дисциплины и виды учебной работы


1.2.1.Содержание дисциплины по ГОС

ОПД.Ф.06.10. История экономики. Становление цивилизации как воспроизводящего хозяйства; Имперский тип воспроизводства: иерархия власти и собственности на ближнем Востоке и среднем Востоке, в Индии, Китае, Риме; Цивилизация христианского Запада: Средневековье, Реформация и «дух капитализма»; становление индустриальной цивилизации: движущие силы и институты индустриализации в континентальной Европе и США, имперская модернизация Японии, периодические кризисы и длинные волны; олигополия и становление современной крупной корпорации; Первая и Вторая

мировые войны: экономические причины и последствия. Различные модели «государства благосостояния»; современная НТР; сдвиги к постиндустриальному обществу; новые индустриальные страны; мировой финансовый кризис; экономические проблемы «третьего мира». Петровские и последующие реформы в России как имперская модернизация; экономическая политика большевиков; плановое хозяйство как инструмент индустриализации. Переходные экономики: различные пути рыночных преобразований; формирование бизнес-элиты в Российской Федерации.


1.2.2.Объем дисциплины и виды учебной работы
1.2.2.1.Специальность 080105.65


Вид учебной работы

Всего часов

форма обучения

очная

очно-заочная


заочная

Общая трудоемкость дисциплины (ОТД)

125

Работа под руководством преподавателя (РпРП)

(включая ДОТ)

60

32

12

В том числе аудиторные занятия:

лекции

практические занятия (ПЗ)


40

20


24

8


8

4

Самостоятельная работа студента (СР)

65

93

113

Промежуточный контроль, количество

-

1

1

В том числе:

-

-

-

контрольная работа

-

1

1

Вид итогового контроля

Зачет



1.2.2.2.Специальность 080502.65


Вид учебной работы

Всего часов

форма обучения

очная

очно-заочная


заочная

Общая трудоемкость дисциплины (ОТД)

125

Работа под руководством преподавателя (РпРП)

(включая ДОТ)

60

12

12

В том числе аудиторные занятия:

лекции

практические занятия (ПЗ)


40

20-


12

--


12

--

Самостоятельная работа студента (СР)

65

113

113

Промежуточный контроль, количество

-

1

1

В том числе:

-

-

-

контрольная работа

-

1

1

Вид итогового контроля

Зачет

1.2.3. Перечень видов практических занятий и контроля:
1.2.3.1.Для специальности 080105.65:

- одна контрольная работа (для очно-заочной и заочной форм обучения);

- практические занятия – 20 часов (для очной формы), 8 часов (для очно-заочной и очно-заочной ускоренной форм обучения), 4 часа (заочной формы обучения);

- тест (общий по дисциплине);

-зачет.
^ 1.2.3.2.Для специальности 080502.65:

- одна контрольная работа (для очно-заочной и заочной форм обучения);

- практические занятия – для данной специальности практические занятия в учебном плане не предусмотрены;

- тест (общий по дисциплине);

-зачет.




2. Рабочие учебные материалы
^ 2.1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (объем 125 часов)
Введение (1час.)

[1], с. 11...30; [2], с. 4...7.
Предмет и задачи изучения дисциплины. Функции и методы «Истории экономики» Необходимость изучения данной дисциплины.

История экономики как составная часть эко­номической науки. Возникновение и развитие науки «История экономики». Процесс становления экономической истории как самостоятельной дисциплины. Состав науки как учебной дисциплины (основные разделы). Место и роль «Истории экономики» в системе научных дисциплин.
Раздел 1. Азиатский способ производства (4 час.)
^ 1.1. Хозяйственные системы стран Древнего Востока и Древнего Египта

[1], с. 11...30; [6], с.18...26; [8], с. 4…64
Место Древнего Востока в мировой истории. Причина появления первых цивилизаций на Востоке. Рабовладельческие государства Древнего Востока. Свободные общинники — основная производительная сила в древневосточных государствах. Роль государства в странах Древнего Востока. Ирригационная экономика. Характеристика храмового хозяйства. Характерные черты и особенности восточного рабства.

Основные пути развития рабовладельческого хозяйства на Востоке. Отраслевая структура экономики древневосточных государств. Развитие в древневосточных государствах: земледелия, скотоводства, ремесла, строительства, торговли. Отличительные черты восточной (азиатской) модели хозяйственного развития.

Земледелие как главное занятие населения ^ Древнего Египта. Искусственное регулирование режима рек. Деление полей на верхние и нижние ирригационной системой. Продуктивность сельского хозяйства: садоводство, огородничество, виноградарство, пчеловодство, скотоводство и т.д. Основная производственная сила – крестьяне-общинники.


Раздел 2. Античная система хозяйства (7 час.)
^ 2.1. Экономическое развитие Древней Греции

[6], с.18...26; [20], с. 4…18
Античная система хозяйства: предпосылки возникновения и основные характеристики. Экономическое развитие Древней Греции. Основные этапы экономического развития Древней Греции. Античный полис: зарождение, социально-экономическая структура, эволюция.
^ 2.2.Экономическое развитие Древнего Рима.

[5], с.44...51; [17], с. 25…36.
Основные этапы экономического развития Древнего Рима. Особенности развития ремесла и торговли. Денежное обращение. Крестьянское хозяйство и рабовладельческая латифундия: организация труда, связь с рынком, хозяйственное значение. Расцвет, кризис и распад империи. Кризис рабовладельческой системы. Внедрение протофеодальных отношений (пекулий и колонат).
Раздел 3. Феодальная система хозяйства (20 час.)
^ 3.1. Возникновение и сущность феодальной экономики.

[1], с.30...51; [5], с. 51…62
Возникновение и формирование феодальной экономики. Место феодализма в мировой истории и его периодизация. Основные признаки феодализма. Специфические черты социально-политического строя феодального общества. Роль общины в феодальной экономике. Система земельных отношений. Формы феодальной ренты. Типы феодального хозяйства. Организация труда в феодальном поместье.
3.2.Экономика стран Западной Европы в эпоху развитого феодализма

[1], с.52...59; [5], с. 226…285.

Развития феодализма в Западной Европы. Классический феодализм Франции. Экономическое развитие Англии Особенности феодальной экономики Германии.

Аграрная экономика. Причина возникновения и экономическая роль западноевропейских городов. Экономическая роль средневековых городов. Цеховая организация ремесла. (Отраслевая структура ремесла.). Внутренняя и внешняя торговля.


3.3. Экономическое развитие Русского централизованного государства

[19], с.12...39.
Возникновение и особенности феодализма на Руси. «Соборное уложение» 1649 года как юридическое оформление крепостного права. Формы земельной собственности в России. Появление мануфактур. Образование всероссийского рынка.
Раздел 4. Генезис капиталистической экономики. (20 час.)
^ 4.1. Предпосылки становления капиталистического хозяйства и особенности его становления в странах Западной Европы

[1], с.59...75; [5], с. 62…96; [6], с.41...49; [17], с. 104…222.
Предпосылки перехода к капиталистическому хозяйству в странах Западной Европы. Развитие производительных сил Европы в XVI в. Первоначальное накопление капитала.

Развитие мануфактурного производства. Типы мануфактур. Великие географические открытия и их влияние на экономическое развитие Западной Европы. Раздел мира между великими державами. Революция цен.

Духовные основы формирования новой экономической системы. Реформация. Протестантизм как идеологическая основа формирования новой хозяйственной этики и трудовой мотивации. Просвещение и его роль в утверждении капиталистической экономики.

Переход к капиталистическому хозяйству в ^ Англии. Особенности становления капиталистического способа производства в Голландии. Переход к капиталистическому хозяйству в Англии. Трудности индустриализации во Франции. «Прусский» путь развития.
^ 4.2. Формирования капиталистических отношений в России

[20], с.95...106; [22], с. 44…54.
Особенности начального этапа первоначального накопления капитала в России. Аграрно-индустриальный тип российской экономики. Реформы Петра I. Экономический строй русской мануфактуры. Техническое состояние промышленной сферы экономики. Участие России в международной торговле. Развитие денежной системы. Складывание кредитно-банковской системы. Система государственных кредитных учреждений. Государственный Заемный банк. Социально-экономическая политика Екатерины II.


Раздел 5. Становление индустриальной системы хозяйствования (11 час)
^ 5.1. Промышленный переворот как основа развития капитализма

и формы его проявления
[1], с.83...114; [5], с. 62…96; [6], с.40...67; [19], с. 153…202.
Хронологические рамки, сущность и содержание промышленного переворота как этапа в развитии европейской экономики. Демографический переход. Основные типологические особенности экономики индустриального типа. Социальная структура общества «свободной конкуренции».

Предпосылки промышленного переворота в Англии. Торговая и колониальная экспансия. Создание колониальной империи. Интенсификация сельскохозяйственного производства, развитие капиталистического фермерства. Последствия революции в сельском хозяйстве. Прогресс науки, промышленности и транспорта. Превращение Англии в «фабрику мира».

Трудности процесса индустриализации во Франции. Опережающее развитие банковской и кредитной сфер. Развитие аграрной сферы французской экономики. Аграрное законодательство Великой французской революции и наполеоновской империи. Парцеллярный характер землевладения.

Предпосылки промышленной революции в Германии. Изменение структуры производства: от ремесла и мануфактуры до машинного производства. Промышленный подъем 50-х – 60-х гг. XIX в. и становление машинной индустрии. «Прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве.
^ 5.2. «Переселенческий» переворот США

[22], с.5...68; [17], с.183...201
Социально-экономические предпосылки и последствия войны североамериканских колоний за независимость. Промышленный переворот

в северо-восточных штатах. Фермерский путь развития капитализма на Севере США и плантационное рабство на Юге США. Экономические результаты гражданской войны 1861–1865 гг. Радикальная реконструкция в южных штатах. Итоги экономического развития США к концу XIX в.

Раздел 6. Промышленный капитализм во второй половине XIX- начале ХХ веков. Монополизация. ( 23 час)
^ 6.1. Вторая технологическая революция и особенности становления капитализма в ведущих странах

[1], с.105...117; [16], с.228...246, 273...292, 308…329, 346…357
Прогресс науки, техники и технологии производства в последней трети XIX – начале XX вв. Монополизация экономики. Основные формы монополистических объединений. «Интернационализация» капитала. Цикличность развития капиталистической экономики. Геополитические аспекты экономического развития капиталистических стран. Противоречия развития капитализма на рубеже XIX–XX вв. Начало борьбы за передел мира. Милитаризация экономики.

Германия как вторая промышленная держава мира. Факторы хозяйственного подъема. Особенности монополизации.

Утрата Англией промышленной и торговой гегемонии. Факторы промышленного отставания. Колониальный характер английской экономики. Активизация вывоза капитала.

Замедление темпов экономического развития Франции. Ростовщические черты французского капитализма. Вывоз капитала и его особенности. Развитие кредитно-банковской сферы.

Факторы быстрого экономического роста США. Особенности процесса монополизации США. Антитрестовское законодательство. Железнодорожное строительство и его роль в экономическом развитии США. Увеличение производительности и интенсивности труда в сельском хозяйстве. Развитие фермерских хозяйств и их экономическая эффективность. Мероприятия государства по стимулированию аграрного сектора.



^ 6.2. Экономика России

[6], с.121...138, 141-159; [18], с.95...102, 111, 133, 152,,,162; [21], с.90..97.
Предпосылки, цели и итоги реформ С. Ю. Витте. Железнодорожное строительство и его мультипликационный эффект в развитии экономики. Иностранные займы и их роль и стабилизации финансовой системы в 1909–1913 гг. Экономический подъем 1909–1913 гг. Капитализм в России и конце XIX – начале XX вв.: характер, уровень, направления эволюции. Модернизация и традиционализм в истории российского капитализма.


Раздел 7. Экономическое развитие стран Европы и США между двумя войнами (5 час.)

[1], с.105...117, 217...316; [16], с.228...246, 273...292, 346…357;

[39], с.165...217
Укрепление позиций США после Первой мировой войны. Приход к власти республиканцев и переориентация экономической политики. «Великая депрессия» 1929–1933 гг. Основные проявления кризиса в финансовой сфере, промышленности, сельском хозяйстве. Кейнсианство как теоретическая основа «нового курса». Реформы администрации Ф. Д. Рузвельта. Результаты и значение реформ «нового курса».

Экономические последствия Первой мировой войны для Германии. Версальская система. Углубление экономического кризиса после войны. Усиление социальной напряженности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



Скачать файл (1741 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru