Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Экономика отрасли - файл 1.doc


Контрольная работа - Экономика отрасли
скачать (89 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc89kb.16.12.2011 03:19скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

СОДЕРЖАНИЕ

ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА. 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.


«Отрасли экономики- это совокупность организаций, предприятий, учреждений, производящих однородные товары и услуги, использующих однотипные технологии, удовлетворяющих близкие по природе потребности. Различают: чистые отрасли, производящие монопродукт (например, угольная промышленность); хозяйственные отрасли, в которых производством отраслевого продукта занята основная часть организаций отрасли; административные отрасли, организации которых относятся к одному министерству, ведомству»[8, с.184].

В отрасли материального производства входят промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение (логистика). К отраслям социально-культурной ориентации, сферы услуг относят: культуру, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, науку, управление, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения. Правомерно выделение в качестве отраслей экономики банковского сектора, деятельности, связанной с информационными технологиями.

«Структура народного хозяйства (от лат. structura - порядок) - комплекс производств той или иной страны, возникший на основе сочетания общественного разделения труда, природных ресурсов, исторических традиций и территориальной специфики»[8,с.187]. Сложная структура народного хозяйства определяется посредством таких понятий, как сектор, отрасль, сфера народного хозяйства. В зависимости от сложившихся отношений собственности в народном хозяйстве выделяются такие сектора, как частный, государственный, кооперативный. В последнее время это понятие используется в связи со спецификой общественного разделения труда. Так, выделяется так называемый реальный сектор как совокупность отраслей, в которых производится материальный продукт.

Понятие «отрасль» - основное структурное подразделение народного хозяйства, которое представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения. Соответственно отраслевой структуре имеет место классификация отраслей народного хозяйства.

Группа однородных отраслей народного хозяйства образует сферу народного хозяйства. Так, в соответствии со спецификой производства, а также распределения и перераспределения производственных благ выделяются производственная и непроизводственная сферы. К производственной сфере народного хозяйства относятся все отрасли, производящие материальный продукт, к непроизводственной - отрасли, производящие непроизводственные услуги. Производственные отрасли в зависимости от использования материального продукта и специфики его создания делятся на промышленность, сельское хозяйство и строительство.

В классификаторе предусмотрен следующий перечень отраслей народного хозяйства[5]:


  • Промышленность

  • Сельское хозяйство

  • Лесное хозяйство

  • Рыбное хозяйство

  • Транспорт и связь

  • Строительство

  • Торговля и общественное питание

  • Материально - техническое снабжение и сбыт

  • Заготовки

  • Информационно - вычислительное обслуживание

  • Операции с недвижимым имуществом

  • Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

  • Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы

  • Прочие виды деятельности сферы материального производства

  • Жилищно - коммунальное хозяйство

  • Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

  • Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

  • Народное образование

  • Культура и искусство

  • Наука и научное обслуживание

  • Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

  • Управление

  • Общественные объединения

  • Экстерриториальные организации и органы. (введено Изменением N 24/2000, утв. Госстандартом РФ 15.02.2000)



 В ОКОНХ применена иерархическая классификация. Признаками деления на всех ступенях является вид деятельности. В классификаторе используется 5-разрядный код. Каждый из последующих уровней группирует виды деятельности по более глубокой специализации в общественном разделении труда. Общая схема имеет следующий вид:

X X X X X

-T- -T- -T- -T- -T-

¦ ¦ ¦ ¦ L----- подгруппа

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ L---------- группа

¦ ¦ ¦

¦ ¦ L--------------- вид

¦ ¦

¦ L-------------------- подотрасль

¦

L------------------------- отрасль народного хозяйства

^ Рис 1. Деление отраслей народного хозяйства[5].


        Отрасли народного хозяйства с точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода разделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу.

^ Диагр. 1.Структурное соотношение основных отраслей в экономике России на 2004 г.[4, с. 207]



В целом совокупность всех структурных подразделений и составляет макроэкономическую структуру народного хозяйства.

^ ВОПРОС 2. НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Неценовая конкуренция порождает целый спектр важнейших проблем рынка. Среди них межотраслевой механизм прибылей в форме проблемы входа- выхода, избыточных мощностей, влияния на объем сбыта неценовых факторов, предпочтения и выбора, конкурентоспособности, издержек потребления.

Одна из слабых мест господствующих теорий конкуренции- исключение из них потребителя. Показательными в этом отношении являются выводы Ж. Тироля о способах конкурирования. Так, он считает, чтобы «конкурировать на рынке, фирма может использовать много инструментов»[2, с. 21]. Он классифицирует эти инструменты в соответствии с быстротой их перенастройки.

В краткосрочном периоде основным инструментом часто является цена. Его дополняют реклама и меры по организации стимулирования сбыта. При этом структура затрат и характеристики продукта остаются неизменными. В условиях монополистической конкуренции фирма может получить экономическую прибыль, если цены выше средних издержек; либо столкнуться с убытками, если цены ниже средних издержек. В более длительном периоде структура затрат и характеристики продукта могут быть изменены как вместе, так и по - отдельности. Методы производства могут быть пересмотрены и усовершенствованы, а производственная мощность в зависимости от конкурентной задачи может быть как увеличена, так и уменьшена. К характеристикам продукта относятся качество, дизайн, сроки поставок, размещение торговых точек и т. д. В долгосрочном периоде характеристики продукта и структуры затрат могут быть изменены не только благодаря простым усовершенствованиям в ассортименте продуктов и возможным затратам, но также и благодаря изменению этого ассортимента.

1.^ Дифференциация продукта и его совершенствование

Вероятность того, что легкое вступление в отрасли с монополистической конкуренцией будет содействовать разнообразию продукции и улучшению продукта, является, возможно, искупающей чертой монополистической конкуренции, которая может компенсировать полностью или частично издержки, связанные с этой рыночной структурой. Здесь действительно существуют два довольно ясных обстоятельства:

1) дифференциация продукта в какой- то данный момент времени;

2) улучшение продукта с течением времени.

1.1. Дифференциация

«Дифференциация продукта означает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ряд типов, стилей, марок и степеней качества любого данного продукта»[2, с. 24]. По сравнению с ситуацией при чистой конкуренции это для потребителя определенно означает ощутимые преимущества. Диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяется производителями более полно. Но скептики предупреждают о том, что дифференциация продукта не является чистым благом. Быстрое увеличение ассортимента продуктов определенных типов может достичь такого уровня, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным и покупка будет отнимать много времени. Разнообразие выбора может добавить остроты в жизнь потребителя, но только до определенного момента. Некоторые наблюдатели боятся также того, что потребитель, столкнувшись с несметным числом похожих товаров, может начать судить об их качестве лишь по цене, то есть потребитель может нерационально предположить, что цена обязательно служит показателем качества продукта.

1.2.Совершенствование

Конкуренция продуктов является важным средством реализации технических нововведений и улучшения продукта с течением времени. Такое совершенствование продукта может быть нарастающим в двух различных смыслах. Во-первых, удачное улучшение продукта одной фирмы обязывает конкурентов подражать или, если они могут это сделать, превзойти временное рыночное преимущество этой фирмы, в противном случае им не избежать убытков. Во- вторых, прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования дальнейших его улучшений. Однако, опять имеются значительные критические замечания относительно изменений продукта, которые могут произойти в условиях монополистической конкуренции.

Критики указывают на то, что многие изменения продукта в большей степени являются кажущимися, чем действительными. Они представляют собой незначительные временные изменения в продукте, которые не увеличивают его долговечности, эффективности или полезности. Более экзотическая тара, яркая упаковка или «наведение блеска» составляют зачастую главные направления изменений продукта. Доказывается также, что особенно в случае с потребительскими товарами длительного пользования и товарами ограниченного срока пользования изменение может происходить по принципу «запланированного морального износа», когда фирмы улучают свой продукт ровно в той степени, которая необходима для того, чтобы заставить среднего покупателя почувствовать неудовлетворенность прошлогодней модели.

2.Разнообразие

При олигополии и при монополистической конкуренции продавцы на одном и том же рынке часто обеспечивают разнообразие схожих продуктов. Возникает вопрос, обеспечивают ли эти рынки надлежащее разнообразие продукции или стремление фирм как- то отличить свои товары от товаров конкурентов является чрезмерным, приводя к расточительству.

Поскольку обеспечение разнообразия, как правило, обходится дорого, общество должно осуществлять выбор производства только некоторых из огромного количества мыслимых товаров и услуг. Было бы лучше ограничить число наименований производимых благ на большинстве рынков, компенсируя это использованием экономии от масштаба, с тем чтобы производить больший объем каждого вида благ при более низких удельных издержках. Если бы больший объем продукции производился меньшим числом фирм и они устанавливали бы цену, равную величине средних издержек, то цены и удельные издержки были бы ниже. Но это было бы меньшее, чем в условиях монополистического конкурентного равновесия, разнообразие, а потребители хотят и разнообразия, и низких цен.

Оглядывая полки магазинов, мы часто чувствуем, что разнообразие, порождаемое промышленниками, впустую растрачивающими ресурсы для производства множества практически идентичных марок изделий, слишком велико.

Чем больше совокупный рынок, тем менее дорогим оказывается обеспечение на нем любого заданного уровня разнообразия. По мере развития экономики и роста богатства людей увеличение разнообразия становится более эффективным, поскольку увеличивается спрос на все блага. В очень бедной стране для удовлетворения спроса на многих рынках может оказаться вполне достаточно продукции только одной фирмы. По мере роста экономики и расширения потребительского спроса открываются возможности для притока большого числа фирм, и рыночные структуры эволюционируют в сторону монополистической конкуренции, обеспечивая потребителям выгоды от разнообразия.

Такого же рода выигрыш может быть получен от использования преимуществ международной торговли между странами. Большая часть торговых операций между промышленно развитыми странами осуществляется в рамках одной и той же отрасли. Например, Германия и Франция продают друг другу машины. Эта торговля в области дифференцированных продуктов обеспечивает людям обеих стран доступ к более широкому ассортименту продуктов, каждый из которых производится для мирового рынка, следовательно, может быть произведен в разумно больших масштабах.

Неценовая конкуренция при широком ассортименте - самый перспективный вид конкуренции. Фирма конкурирует уникальным качеством, а не низкой ценой продукции. Это означает, что только данное предприятие умеет изготавливать определенные изделия и, не снижая цены, конкурирует качеством. Примером может быть мировое судостроение. Так, Япония- единственная страна, строящая крупнотоннажные танкеры более 100 тыс. тонн водоизмещением с уникальной степенью автоматизации. Данный тип конкуренции подходит только для крупных фирм, обладающих большим научно- техническим потенциалом.

2. Реклама

По мнению зарубежных ученых, продукция от производителя к потребителю совершает путь, который можно представить в виде следующей формулы:

«Продукт + распределение + научно- исследовательская работа +

Торговые агенты + перемещение + реклама = сбыт»[2, с. 25]

Таким образом, мы видим, что реклама завершает процесс сбыта товара.

Ведущую роль в формировании потребительского спроса играет рекламирование любой продукции.

Реклама в различном виде, и в первую очередь на упаковке товара, помогает достичь основной цели путем убеждения потребителей продолжать пользоваться продуктом и испытать продукт в новом применении, а также побуждения тех, кто не пользуется продуктом, купить его.

Когда фирма произвела новый продукт, дополнительный или модифицированный старый, реклама помогает фирме в поисках и привлечении новых потребителей. Одновременно она пытается повлиять на существующих клиентов, чтобы они продолжали покупать продукты фирмы. Реклама должна быть направлена и на привлечение покупателей с тем, чтобы заменить тех, кого фирма потеряла в результате конкуренции.

Реклама вызывает активность клиентов тремя путями: она может побудить их к прямому действию (покупателя просят немедленно прийти и купить, прислать заказ и т.д.); косвенному действию (постоянно напоминая торговую марку и побуждая покупать только этот продукт); комбинацию двух указанных видов, прося покупателя сделать шаг в направлении покупки, но не требуя делать это немедленно.

Цель рекламы фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, в том, что фирма надеется увеличить свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к ее дифференцированному продукту. В переводе на специальные термины это означает, что фирма надеется, что реклама передвинет кривую ее спроса направо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.

3. Упаковка

Многие специалисты считают, что упаковка может и должна многое сказать о товаре.

^ Хорошая упаковка облегчает продажу. Упаковка продукта- это молчаливый продавец. Торговля по методу самообслуживания и открытый показ товаров требуют, чтобы сама упаковка способствовала продаже больше, чем продавец и торговый агент, убеждала розничного торговца в истине этого предложения. Упаковка должна привлекать внимание, стимулировать интерес, создавать желание и побуждать клиентов покупать. Она должна «продавать» не только потребителю, но и торговцу, чтобы товары были привлекательны, могли быть красиво размещены на полках, имели место для указания цены, хорошо выдерживали транспортировку, хранение и длительное пользование.

Хорошая упаковка информирует. Она- основное средство передачи информации, чтобы удовлетворить потребителя и вызвать с его стороны повторную покупку. Она должна давать клиенту, по крайней мере ту информацию, которая нужна ему для правильного пользования продуктом. Например, если продукт- одежда, то она должна иметь этикетку, содержащую инструкции по стирке, чистке и глажению, а также включать описание волокна или материалы, сообщать о том, линяет ли материал, и давать общие предложения по уходу за одеждой.

Упаковка должна легко узнаваться, создавать настолько сильное впечатление о торговой марке, чтобы клиенты почти автоматически выбирали продукт.

В некоторых отраслях с сильной конкуренцией упаковка делается специально для того, чтобы привлекать внимание покупателей сильнее, чем сам продукт. В пищевой промышленности, например, фабриканты часто используют упаковку двойного назначения. Они помещают свои товары в сосуды, которые употребляются длительное время после использования содержимого. Например, домашняя хозяйка покупает мед определенного сорта не только из-за содержимого, но из-за привлекательного стакана, в котором он продается.

Если на рынке появляется новый продукт, то для его эффективного сбыта упаковка должна выделяться, отражать новизну, другими словами, подчеркивать особенность данного продукта.

Таким образом, упаковка движет сбытом товаров, является рекламой, привлекающей к себе покупателей.
^

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: ЮРАЙТ, 2001. – 675 с.

  2. Жигун Л. Концепция синтеза ценовой и неценовой конкуренции./ Маркетинг, 2001 - № 2

  3. Кураков Л.П., Краснов А.Г., Назаров А.В., Экономика: инновационные подходы. - М.: Гелиос, 2002. – 541 с

  4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. -М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2005. – 530 с.

  5. Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства

  6. Райзберг Б.А. Курс экономики. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 641 с.

  7. Экономика предприятия./ Под ред. В.Я. Хрипача. – М.: Финансы, учет и аудит, 1999. - 264 с.

  8. Экономика предприятия./ Под ред. Горфинкеля В.Я. - М.: ЮНИТИ, 2005 -355 с.



Скачать файл (89 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru