Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпоры по экологической психологии - файл 1.doc


Шпоры по экологической психологии
скачать (160 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc160kb.16.11.2011 15:38скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Актуальность формирования экологического сознания.

ЭС - индивид и коллектив способность понимания неразрывной связи человека человечества с природой, зависим благополуч людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека и использования этого понимания в практической деятельности, совокупность экоих представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.В 20 веке в связи с усиливающимся воздействием человека на природу экоая психология приобрела особое значении. Деятельность людей принимает глобальные масштабы. Промышленность и энергетика больше диоксида серы, чем все вулканы и горячие..Экоий кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим эко сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать эко сознание экоцентрического типа.С 70-х годов ХХ века складывается экология человека или изучя закономерности взаимод общества и окр среды, а также практич проблемы е охраны. Экоий кризис ставит жизнь человечества под угрозу, требует выполнения многочисленных природоохранных мероприятий и изменения характера деятельности людей во всех сферах. Главную роль в глобальном решении экоих проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная сис экоого образования. Экоцентрический тип сознания представляет собой кардинальную смену образа мира, которую можно, пожалуй, Для него характерны следующие особенности:1) Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. 2) Отказ от иерархической картины мира. 3) Воздействие на природу сменяется взаимодействием.4) Характер взаимодействия с природой определяется своего рода “эко императивом” – правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе эко равновесие.

^ 2. Предмет и задачи экоой психологии.

1термин "эко психология" обобщающее понятие для обозначения 4 близких, но не тождественных областей исследований: психологической экологии, экоого подхода в психологии, психологии окружающей среды и психологии экоого сознания (или собственно экоой психологии), которые имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологические особенности. 2. Предметом исследования в ЭП является эко сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах. 3. ЭП харся 2 основными методологич особенностями: 1 в ней рассматривается взаимодействие человека только с природой, а не со всей окружающей его средой, 2, объектом исследований является не “природная среда”, а "мир природы".4. В ЭП существуют 4 основных направления исследований: эко сознания в целом, а также трех его подструктур — эко представлений, субъективного отношения к природе, стратегий и технологий взаимодействия с ней. 5. задачи ЭП: создание типологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики,— которые решаются в рамках каждого из четырех направлений исследований. также задача изучения функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миром природы.

^ 3 Эко кризис и психология.

По оценкам специалистов степень антропогенного изменения биосферы в 70-е, 80-е годы в 10 раз превысило способность биосферы к самовосстановлению.

Количество грунта, перемешиваемого в строительстве и сельском хозяйстве сопоставимо с действием ветров и селевых потоков. В течение ХХ века добыча нефти увеличилась в 1000 раз, многократно увечилось также извлечение всех других полезных ископаемых. Население земли в ХХ веке выросло в 4 раза, но количество отходов увеличилось в 25-30 раз, в расчете на душу населения. Изменилась геохимия почв, появились многие неизвестные в природе вещества. Значительно превышены концентрации тяжелых металлов. Серьезной стала опасность радиоактивного загрязнения. Эко кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим эко сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать эко сознание экоцентрического типа.Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экоого образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Глобальном решении экоих проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экоого образования. Эко образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.. Если в центре внимания находится человек и его потребности, антропоцентризмом. Это мировоззрение-Все для человека.Экоцентризм подразумевает постановку интересов природы в центр относительно интересов человека.-Для сторонников ЭЦ идея дикой природы заключается в защите дикой природы ради нее самой  Самые перспективные технологии могут оказаться бесполезными, если их будут осваивать и эксплуатировать безответственные и малограмотные люди. Сопротивление новому – это обычно в любой Постепенно в исследованиях экологов, в которых традиционно рассматривалось химическое, физическое и биологическое влияние на человека среды его обитания, все большее внимание стало уделяться психологическому аспекту. Это привело к формированию специального раздела экологии — психологической экологии (Psychological Ecology).

^ 4 Причины экоого кризиса.

Экоий кризис возник именно тогда, когда человек более миллиона лет назад вырвался из экоой ниши, овладев огнем и орудия труда. В природных экосистемах существует определенная система сопротивления окружающей среды росту численности вида, лимитирующие факторы, ограничивающие численность и способность человека мыслить и создавать орудия позволила хотя бы временно преодолеть действие этих факторов. Несколько причин, экол катастрофе. Цивилизация людей основана не на равновесии, а на непрерывно ускоряющейся эксплуатации всех видов ресурсов. Особенно резко возросло потребление в период НТР. Суть экоого кризиса в том, что в настоящее время потребности и технические возможности превысили возможности и ресурсы биосферы, что создало реальную опасность ее необратимого разрушения, а следовательно и гибели человечества как составной части этой биосферы1Первая – загрязнение, отравление среды обитания, обеднение атмосферы кислородом, озоновые провалы и т.д. Не переработанные отходы производств и деятельности человека. Дефицит инвестиций не позволяет производить смену устар оборудования в промышленности. 2Вторая – гонка вооружения .оружие массового поражения,ядерное. 3 – быстрое истощение доступных природных ресурсов, традиционных 4стремительный, нерегулируемый рост населения. при таком бурном
увеличен негатив послед антропогенной деятельности усиливаются. Не только сам по себе рост населения, усиливающий нагрузку на природуно и необходимость добычи исходных продуктов природы, с вытекающим из увеличения их переработки,
накоплением производс отходов и, соответственно, пагубного воздействия на биосферу. Одной из причин экоого кризиса современном этапе, возможно, главнейшей, является кризис экоого сознания. Стереотип антропоцентрического на экоцентрический


^ 5 Возможные сценарии преодоления экоого кризиса.

Сущ многочисленные пути преод экологич кризис - переход к очистит и энергосберег технологиям – переориент от борьбы со следств на борьбу с причин неблагоприятн воздейств на прир – анализ всех видов деят и производств в полном жизнен цикле – рассморт в единстве пробл развития технологий и охраны природы

1. Все улавливать и обезвреживать. борьба со следствиями, а не с причинами. стоимость велика, нереально. Но именно очистку рассматривают как единственный способ охраны природы.2. Ограничение использования научно-технических средств, возврат к природе. большая часть населения земли окажется «лишней» поскольку ресурсов окажется недостаточно, к3. Принципиальное изменение характера деятельности людей. Перейти к системе устойчивого развития, предполагающей создание стабильных условий жизни для этого и последующих поколений людей. При этом необходимо признать ограниченность природных ресурсов и подчинить деятельность людей принципам равновесия с природными экосистемами. Это не предполагает отказ от достижений науки и техники и их развития. Наука и техника увеличивают силы и возможности человечества проблема лишь в том, чтобы осознать и разумно использовать эти возможности. Решение любых экоих проблем на каждом уровне: 1. научные разработки и проектирование. 2. Выбор решений и их кредитование, 3. Управление строительством. 4. Освоение и эксплуатация, на любом из уровней необходимо учитывать экоую обстановку. Простое использование новой техники и новой продукции требует перестройки мышления людей, воспитания у них чувства личной ответственности за решение этих проблем, формирование внутренней потребности в создании ресурсосберегающих, безотходных видов деятельности.


^ 6 Направления перехода к экои чистым и ресурсосберегающим технологиям.

Для любых видов деятельности существует несколько принципиально возможных направлений перехода к экои чистым, ресурсосберегающим безотходным технологиям. Повышение культуры труда. низкая культура производства и нарушение норм эксплуатации и технологической дисциплины. За счет нормального, скрупулезного ведения любой деятельности можно было бы уменьшить на 30-50% и более. При это на 10-20% уменьшается расход сырья и энергии, количества твердых отходов, улучшается качество продукции. Рециркуляции продуктов и сред и утилизация отходов. Воздействие на окружающую среду уменьшается, если в технологическом процессе замкнуты в цикле вода, воздух, технологические продукты, теплота. При этом сокращается потребление ресурсов и непосредственное воздействие на окружающую среду. При утилизации отходов отпадает необходимость в их уничтожении или захоронении, удешевляется основная продукция, уменьшается потребность в первичном сырье. Создание и применение новых ресурсосберегающих безотходных процессов. Технологии применения нестандартных инженерных решений, основанных на глубоком анализе существа технологического процесса вскрытий и разрешений противоречий, препятствующих достижению оптимального с экономических и экоих позиций результата, удается сократить потребление ресурсов и существенно уменьшить образование отходов, выбросов, побочных продуктов.

При этом улучшается качество продукции, сокращаются затраты, экоий эффект оказывается бесплатным приложением к большому экономическому эффекту, достигающемуся за счет использования более совершенных технологий. Производство экои эффективной продукции. Это направление предполагает выпуск продукции, производство которой требует расходования меньшего количества сырья,Во всех случаях применения экои чистых технологий необходим глубокий и всесторонний анализ ситуации, выяснение действительных причин экоих затруднений и степени экоого риска, поиск новых решений с учетом их возможных долгосрочных последствий, с учетом их экономической, экоой и социальной значимости.

^ 7 .Основные направления исследований в экоой психологии.

«экоая психология" – общее название для обозначения етырех направлений исследований: психологической экологии, экоого подхода в психологии, психологии окружающей среды и психологии экоого сознанияПредмет. ЭП как отдельная отрасль сформировалась под влиянием идей экоого подхода. Но если в экоом подходе в целом взаимодействие человека со средой рассматривается как переменная, которую обязательно необходимо учитывать при анализе различных проблем (начиная от восприятия и заканчивая социальной организацией общества), то эко психология сделала это взаимодействие предметом исследованийМетодологические особенности. Поскольку эко психология наиболее полно впитала идеи экоого подхода, то его методологические особенности, в той или иной мере, присущи и ей. Можно выделить две такие особенности в качестве важнейших: 1) рассмотрение человека и окружающей его среды (взятой в ее целостности) как единой системы; 2) представление о том, что среда самым существенным образом влияет на поведение человека: ее объективные свойства задают для всех людей более-менее универсальные "рамки", внутри которых разворачивается индивидуальное поведение каждой конкретной личности. Эко психология принципиально отличается от психологической экологии, несмотря на то, что они обе изучают проблемы, связанные со средой. 1, в психологической экологии взаимодействие человека со средой рассматривается, в основном, с психофизиологической точки зрения, а в эко психологии— в первую очередь, именно с собственно психологической. 2, в психологической экологии (по крайней мере, в реальной практике исследований, й), изучается влияние на психику отдельных экоих факторов, а эко психология стремится рассматривать среду как систему, с учетом всех факторов (в частности, пространственных: скученность людей, замкнутость помещения и т.п., которым не уделяется внимания в психологической экологии).

 Задачей эко психологии является изучение взаимосвязей между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением.

^ 8 Методологические особенности подхода Дж. Гибсона в экоой психологии.

В рамках экоого подхода в психологии как общего методологического направления возникло много различных моделей его реализации. Одной из наиболее известных в США с конца 60-х годов Дж. Гибсон (в западной психологии есть даже тенденция отождествлять гибсоновскую модель с эко подходом в психологии вообще). Методологические особенности экоого подхода Дж. Гибсона. Исходная для экоого подхода в психологии оппозиция "лаборатория — поле" трансформируется у Гибсона в оппозицию "физический мир — экоий мир": с его точки зрения, человек реально живет не в "физическом", а в "экоом мире". Физический мир — это мир как он существует безотносительно к взаимодействующему с ним субъекту (физика и тп). Экоий мир — это мир, представляющий собой совокупность жизненно значимых связей субъекта со своим окружением; поскольку экоий мир субъекта зависит от характеристик самого субъекта, то они всегда взаимодополнителены и друг без друга немыслимы,— по Гибсону, взаимодействие человека именно с эко, а не физическим миром должно исследоваться и описываться психологией. для подхода Дж. Гибсона характерны две важнейшие методологические особенности: 1) исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности данного организма, и рассматривает только те из них, взаимодействие которых и создает реальную, "экоую" (а не "физическую") среду его обитания, 2) функционирование психики изучается в естественных, "экоих" условиях.- высоты двух объектов, находящихся на разном удалении от него. Но когда эксперимент был проведен на реальной земле, в которую были вбиты два колышка, оказалось, что испытуемые достаточно успешно справляются с этой задачей.- Задачей экоого подхода Дж. Гибсона является разработка психологии "человека в экоом мире", дополняющей существующую сейчас психологию "человека в физическом мире".

^ 9 Психологическая экология как область исследования в психологии. Или 7

Предмет. Экология зародилась в рамках биологии и развивалась как ее раздел, исследующий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой. В дальнейшем в список изучаемых объектов был включен и человек, в результате чего в 20-х годах нашего века возникла такая научная дисциплина как экология человека.Постепенно в исследованиях экологов, в которых традиционно рассматривалось химическое, физическое и биологическое влияние на человека среды его обитания, все большее внимание стало уделяться психологическому аспекту. Это привело к формированию специального раздела экологии — психологической экологии (Psychological Ecology).Предметом исследования в психологической экологии является воздействие экоих факторов (факторов окружающей среды) на психику человека.Методологические особенности. Исследования по психологической экологии, как правило, проводятся с использованием именно экоого, а не психологического методологического и методического аппарата. Отнесение таких исследований к психологической экологии как специальной отрасли экологии понятно на таком контрастном примере: в них изучается влияние радиационного фона на психику человека, а не радиационная фобия, что является уже предметом собственно психологических дисциплин. Задачей психологической экологии является выделение наиболее значимых для психики человека экоих факторов, изучение с психофизиологической точки зрения их влияния на психическое здоровье и поведение человека, разработка методик оптимальной организации этих факторов.


^ 10 Экоий подход в психологии.

К 60-м годам XX в. в среде психологов возникло понимание того, что существующая лабораторная психология не может дать полного представления о поведении человека "в реальном мире", в силу отсутствия учета всех факторов, которые определяют его в естественных условиях. Остро встал вопрос о низкой "экоой валидности" получаемых в лабораторных экспериментах данных, выражающейся в их малой пригодности для описания поведения человека вне рамок искусственно созданной экспериментальной ситуации. В поисках выхода из этого тупика психологи обратили свое внимание на методологические подходы, разработанные в экологии. (Следует отметить, что в аналогичном направлении велись поиски и в других научных дисциплинах, поэтому экоий подход реализуется сейчас в самых разных науках: социологии, географии, политологии и т.д., а не только в психологии)

 Результатом методологических поисков в направлении "экологизации" психологии явилось возникновение так называемого экоого подхода.Центральной оппозицией для этого формирующегося методологического направления стала оппозиция "лаборатория — поле". Являясь попыткой преодолеть ограниченность лабораторного исследования, экоий подход провозгласил в качестве главного требования необходимость исследования психики человека в естественных, "реальных", "экоих" условиях, во всем многообразии оказывающих влияние на ее функционирование переменных. 

Добиться соответствия конкретного исследования данному требованию можно двумя путями: или проводя его непосредственно в "поле", или пытаясь моделировать в лаборатории все экои значимые переменные (или, по крайней мере, большинство из них), достигая тем самым экоой репрезентативности[1] условий, в которых протекает изучаемое явление.

 США с конца 60-х годов Дж. Гибсон методологические особенности экоого подхода 1) рассмотрение человека и окруж его среды (взятой в ее целостности) как единой системы; 2) представление о том, что среда самым существенным образом влияет на поведение человека: ее объективные свойства задают для всех людей более-менее универсальные "рамки", внутри которых разворачивается индивидуальное поведение каждой конкретной личности.

 ^ 11 Психология экоого сознания как предмет экоой психологии.

 Ключевой проблемой экоой психологии является исследование индивидуального и группового экоого сознания. Под эко сознанием понимается совокупность экоих представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.Таким образом, предметом исследования в психологии экоого сознания является индивидуальное и групповое эко сознание.

Задачей психологии экоого сознания является изучение развития экоого сознания в процессе социогенеза и онтогенеза, механизмов его формирования и функционирования, индивидуальной и групповой специфики, разработка типологии и методов диагностики.В психологии экоого сознания выделяется четыре основных направления исследований: 1) экоого сознания в целом, 2) подструктуры экоих представлений, 3) подструктуры субъективного отношения к природе и 4) подструктуры стратегий и технологий взаимодействия с ней.

^ Методологические особенности. Психология экоого сознания имеет несколько принципиальных различий с психологией окружающей среды и психологической экологией.Во-первых, в психологии экоого сознания анализируется взаимодействие человека только с природой, а в психологии окружающей среды — взаимодействие со всей средой, в том числе и с антропогенной (а в психологической экологии — воздействие факторов всей среды). Во-вторых, в психологии окружающей среды природа исследуется именно как "среда" (в психологической экологии как "факторы среды"), а в психологии экоого сознания — как "мир природы", иными словами, психология окружающей среды исследует те ситуации, в которых природа субъективно выступает как фон, на котором действует человек, а психология экоого сознания — те ситуации, в которых природа субъективно является тем, с чем человек взаимодействует.

 ^ 12 Параметры субъектив отношен к прир в эко психологии.

Субъективное отнош к природе Мб охарактеризовано с помощ целого ряда параметр. Они универсальны. Суб отнош к прир — это суб окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.

СО характеризуют такие базовые параметры, как модальность, широта – любит деревья или природу вообще, интенсивность – суб. отнош к природе м б разной силы , осознанность –осознание своей привязанности к природе – эти параметры характеризуют запечатленность потребностей. а также параметры второго порядка: о эмоциональность, доминантность – значимость, обобщенность –частное - общее, когерентность – негармоничное - гармоничное, принципиальность зависимое-независимое –комплекс принципов личности, кот он готов отстаивать под давлением и сознательность –сформированность личности как общественного субъекта. Устойчивость –Стабильность. Эти параметры дают формально –колич характ-ку субъективного отнош по принципу больше – меньше Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

^ 13 Модальность субъективного отношения к природе.

Субъективное отношение к природе — это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение. Одним из центральных параметров субъективного отношения к природе является модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой. На основе параметров модальности и интенсивности в экоой психологии разработана собственно психологическая типология субъективного отношения к природе.

Модальность суб отн к природе определяется двумя факторами. 1х, в какой роли: объекта или же субъекта субъективно для личности выступают в процессе взаимодействия природные объект. если природные объекты наделяются личностью способностью выполнять функции субъекта, они начинают восприниматься ею уже не как объекты, а как субъекты - - термином субъектификация . 2 Модальность отношения к природе определяется характером преобладающих целей взаимодействия личности с ней: прагматическим (когда природа служит средством удовлетворения прагматических потребностей человека: пищевых, производственных и т.д.) или непрагматическим (когда не ставится цели получить такого рода "полезный продукт"), иными словами, "зачем" разворачивается это взаимодействие. Таким образом, Модальность субъективного отношения к природе может быть охарактеризована, во-первых, по оси "объектная субъектная", а во-вторых, по оси "прагматическая непрагматическая". Соответственно выделяются четыре типа Модальности: 1) объектно-прагматический, 2) объектно-непрагматический, 3) субъектно-прагматический, 4) субъектно-непрагматический.

^ 14. Объектно- прагматич тип модальности отнош к природе.

Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются Модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, , являющаяся показателем того, какие отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.
Пример объектно-прагматического типа модальность – собака, которая только охраняет или курица для еды. Курица воспринимается как объект и цель взаимодействия хозяина с ней носит сугубо прагматически характер. Кормит – чтобы была лучше.

^ 15 Объектно- непрагматич тип модальности отнош к природе Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются Модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, , являющаяся показателем того, какие отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.
Пример объектно непрагматического типа модальность: например взаимодействие девушки – лаборантки и испытуемой собаки: собя явл оъектом исследования, но отношение к ней девушки носит непрагматич хар.

^ 16 Субъектно- прагматич тип модальности отнош к природе Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются М, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, , являющаяся показателем того, какие отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.
Пример субъектно прагматического типа М: отношение владельца к породистой собаке, которую он готовит к выставке: он общается с ней, сопереживает искренне заботится, т.е. собака является субъектом, но он преследует прагматич цели: победа в выставке.

^ 17 Субъектно- непрагматич тип модальности отнош к природе Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются М, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, , являющаяся показателем того, какие отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.
Пример С непрагматич типа модальность: отношения пенсионерки и собаки. Субъектно –непрагматич модель отношения к природе является наиболее желательной.

^ 18 Интенсивность субъективного отношения к природе.

Субъективное отношение к природе— это субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение. Одна из важнейших харк субъективного отношения к природе: интенсивность, как показатель того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение. Базовые параметры, характеризующие собственно запечатленность потребностей, задают своего рода объем, т.е. "субъективное пространство" данного конкретного отношения. Параметр интенсивности – субъективное отношение проявляется с различной силой "приближения" к природным объектам. (Один фанат природы, другому просто приятно бывать на природе). Соответственно структуре параметра интенсивности выделяют 4 компонента: перцептивно- - аффективный, Когнитивный Практический Поступочный компонент интенсивности отношения к природе.

^ 19 Перцептивно- аффективный компонент интенсивности отношения к природе.

Интенсивность субъективного отношения к природе - Одна из важнейших харк субъективного отношения к природе: интенсивность, как показатель того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение. Перцептивно- аффективный компонент интенсивности отношения к природе характеризует уровень.    Эстетическое освоение объектов природы - восприимчивость, понимание и творческая трансформация в деятельности чувственно-выразительных элементов природных объектов, к которым относятся: форма,) цвет; симметрия;) величина, осязаемые свойства поверхности; Но высокий уровень развития перцептивно-аффективного компонента характеризуется не только повышенной восприимчивостью к чувственно-выразительным сигналам, получаемым от природных объектов, но и стремлением их получать — своеобразный “сенсорно-эстетический голод”.
 Этическое освоение природных объектов - способность воспринимать мир природ сквозь призму человеческих этических норм. (неприязнь к кукушке – бросает детей)

^ 20 Когнитивный компонент интенсивности отношения к природе.

Интенсивность субъективного отношения к природе.- Одна из важнейших харк субъективного отношения к природе: интенсивность, как показатель того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение. Когнитивный компонент интенсивности отношения к природе характеризует уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с природой, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы, в особой “информационной сенситивности” к ним. При низком Ур сформированности когнитивного компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь перерабатывать поступающую о ней информацию, хотя он является к этой информации восприимчивым, “неравнодушным”. При высоком— человек сам стремится искать информацию, его активность в этом направлении является над ситуативной, он сам организует познавательную деятельность.

^ 21 Практич компонент интенсивности отношения к природе.

Интенсивность субъективного отношения к природе.- Одна из важнейших харк субъективного отношения к природе: интенсивность, как показатель того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение. Практический компонент интенсивности отношения к природе характеризует уровень готовности и стремления к практич взаимод с объект природы, осваивать необход д/этого технологии, навыки и проч. В зависимости от этого человек способен включаться в практич деятельность с природным объектом. Оно может быть самого различного характера по содержанию системы "мотив-цель" в зависимости от модальности субъективного отношения. Например, человек может стремиться получить от природы объекта "полезный продукт", скажем, бобровую шубу,Как правило, мотив данной деят-ти -удовлетворение каких-либо прагматических потребностей. Другой может стремиться к такому характеру взаимодействия с природным объектом,когда оно само по себе становится самоценным. В этом слу-чае говорят об "общении с природой". Примером тому служит практическая деятельность многих владельцев собак

В практическом компоненте взаимодействие с объектом отношения самоценно, а изменения окружения — лишь непринципиальное следствие; в поступочном — такое изменение становится как раз целью деятельности. В конечном счете, практический компонент — это “для себя”, поступочный — “для других”.

^ 22 Поступоч компонент интенсивности отношения к природе.

Интенсивность субъективного отношения к природе.- Одна из важнейших харк субъективного отношения к природе: интенсивность, как показатель того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение. Поступочный компонент интенсивности отношения к природе хар-ет уровень активности личности направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отош к природе. е. Поступок – демонстрация личностью субъективного отношения. практический компонент — это «для себя», Поступочный — «для других»Кормить свою собаку – практическое действие, принять брошенную – поступок.

Поступочный компонент принципиально отличается от практического: уход за аквариумными рыбками и активное участие в экоом движении, охране природы — это две разные модели взаимодействия с природой. “Единицей” первой является то или иное практическое действие, “единицей” второй — именно поступок, являющийся актом нравственного самоопределения человека. Поступок — это “демонстрация” личностью своего отношения. В практическом компоненте взаимодействие с объектом отношения самоценно, а изменения окружения — лишь непринципиальное следствие; в поступочном — такое изменение становится как раз целью деятельности. В конечном счете, практический компонент — это “для себя”, поступочный — “для других”. Кормить свою собаку — это практическое действие; покормить голодную дворняжку — поступок;

^ 23 Сущность субъективного восприятия мира природы.

Одна из задач экоого образования - это формирование субъективного отношения к природе. Под сО понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира. Его сущность можно представить с помощью следующей модели: I этап - потребность личности, II этап - объект или явление мира, III этап - та или иная объективная связь между ними. Затем объективная связь получает свое субъективное отражение во внутреннем мире, в результате этого приобретается характер субъективного отношения личности. В силу этого одни объекты безразличны для личности, другие стимулируют пристрастное отношение, т.е. в основе субъективного отношения лежит запечатленность в тех или иных ее объектах и явлениях потребностей личности.
СО характеризуют такие базовые параметры, как модальность, широта – любит деревья или природу вообще, интенсивность – суб. отнош к природе м б разной силы , осознанность –осознание своей привязанности к природе – эти параметры характеризуют запечатленность потребностей. а также параметры второго порядка: о эмоциональность, доминантность – значимость, обобщенность –частное - общее, когерентность – негармоничное - гармоничное, принципиальность зависимое-независимое –комплекс принципов личности, кот он готов отстаивать под давлением и сознательность –сформированность личности как общественного субъекта. Устойчивость –Стабильность. Эти параметры дают формально –колич характ-ку субъективного отнош по принципу больше - меньше

Центральными параметрами субъективного отношения к природе являются модальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.


^ 24 Развитие общественного экоого сознания в процессе социогенеза.

В социогенезе обеств эко сознан 2 тенден: антропоцентризм и экоцентризм Архаич созн -высокой психологической включенностью человека в мир природы, субъект-объектной неразделенностью с ней, доминированием прагматического характера взаимодействия Античное созн – психологическая противопоставленность человека и природы. античная эпоха, за­кре­пив психологическую отчужденность человека и мира природы, стала 1 качественным этапом в формировании современного экоого сознания .Средневекового экоого сознания характерна абсолютная психологическая противопоставленность человека и природы. Закрепив абсолютно объектное восприятие природы, СРЕДНЕВЕКявилось вторым качественным этапом в формировании современного экоого сознания. Для средневекового экоого сознания характерен прагматический характер взаимодействия природой. В экоом сознании Нового времени взаимодействие с природой носит абсолютно прагматический характер. Абсолютизировав прагматический характер взаимодействия с природой, Новое время стало третьим качественным этапом в формировании современного экоого сознания. Современный антропоцентрический тип экоого сознания – это система представлений о мире, для которой характерны: 1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, 2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, 3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.Новое экоцентрическое эко сознаниеТаким образом, экоцентрический тип экоого сознания – это система представлений о мире, для которой характерны: 1) ориентированность на экоую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с че­ловеком, 3) баланс прагматического и не­прагматического взаимодействия с природой.

^ 25. Методы диагностики экоого сознания.

Опросник «Натурафил» /авторы В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, / направл на диагн интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности и его структуры. (с 10-11 лет).Опросник включает 4 основные шкалы, соответствующие четырем компонентам интенсивности: когнитивному, перцептивно-аффктивному, практическому и поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции. Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов («да-нет»), всего – 50 пунктов.Методика диагностирует отношения к трем условным классам природных объектов: животным, растениям и биоценозам, «природе в целом».Методика диагн-ки субъектификации природных объектов (СПО) /авторы: С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин,./предназначена для диагностики способности к субъектификации природных объектов. (с 10-11 лет). Природный объект может открыться личности как субъект, если он осуществит три специфически субъектные функции: 1.обеспечит переживания личности ее динамики на основе установления параллелизма характеристик природного объекта со своими собственными; 2 выступи в качестве фактора, опосредствующего построение личностью ее отношений к миру; 3 откроется в качестве субъекта (партнера) совместной деятельности и общения. Соответственно трем аспектам субъектификации методика состоит из трех субтестов, каждый из которых направлен на диагностику соответствующего аспекта.

^ Методика «Доминанта» /авторы: В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, г./Экспресс-методика диагностики доминантности субъективного отношения к природе.Методика базируется на классификации отношений личности, разработанной А.Ф. Лазурским, который выделял 15 групп отношений к различным явлениям природы, общества, к себе и т.д. В данной методике группы объединены в девять категорий: материальные ценности, природа, окружающие люди, секс, государство, труд, нравственность, наука и искусство, я сам. Методика может применяться в основном варианте (одна серия) с испытуемыми в возрасте, начиная с 10-11 лет и в модифицированном (три серии) – с 13-14 лет.  Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП»/авторы: В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, г./ направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы.Выделяют четыре типа таких установок:

- личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); -как объект изучения, знаний («когнитивная»); - как объект охраны («этическая»); -как объект пользы («прагматическая»). Методика состоит из 12 пунктов, каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Методика проводится в устной форме. (с 6-7 лет).

Методика «Альтернатива» /В.А. Ясвин, 1989 г. направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического.Обследуемому предлагается выбрать «более подходящий для него» вариант вида деятельности, что позволяет судить о характере мотивации взаимодействия с природой.

^ 26 Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе.

Дерябо выделят два больших этапа в онтогенезе субъективного отношения к природе: 

1.Преобладание субъективного восприятия природных объектов, дошкольного, младшего школьного, младшего и среднего подросткового возраста.В соответствии с преобладанием тех или иных аспектов субъективного восприятия выделяют два этапа:Эпоха антропоморфизма: доминирование гносеологического и установочного аспектов субъективного восприятия и антропоморфизма как способа осмысления мира и механизма возникновения субъективной модальности отношения к природе /дошкольный возраст и, в определенной мере, младший школьный.Эпоха субъектификации: доминирование функционального аспекта и установочного аспектов субъектного восприятия и субъектификации как механизма возникновения субъектной модальности отношения к природе /младший школьный возраст и младший и средний подростковый возраст/.К концу каждой эпохи или эры снижается степень выраженности свойственных ей характеристик и постепенно нарастает значение характеристик, которые будут уже свойственный следующей эпохе или эре.

2.  ^ Эра объективной модальности отношения к природе, Этот период охватывает старший подростковый, юношеский возраст и более поздние периоды.Переходными периодами являются младший школьный и старших подростковый возраста. Это «кризисные периоды», в которых происходят переходы между эпохами и эрами в развитии  объектного-субъектного характера модальности.

Онтогенетическая цепочка ведущих компонентов интенсивности отношения к природе непрагматической модальности выстраивается следующим образом: когнитивный компонент (дошкольный возраст) – переструктурирование (младший школьный) – поступочный и на второй позиции практический (младший  и средний подростковый) – переструктурирование (старший подростковый) – перцептивно-аффективный (юношеский возраст и взрослые).Для дошкольного возраста характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе. Для младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, характерен поступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.Для старшего подросткового возраста характерен практический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе. Для юношеского возраста, в целом, характерен перцептивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе. Выделяются два “кризисных периода”: младший школьный возраст и старший подростковый возраст. В них происходят переходы между эпохами и эрами в развитии объектно-субъектного характера модальности. Они сопровождаются также переходами между прагматической и непрагматической модальностью. Именно в эти периоды “нестабильности” происходит и переструктурирование компонентов интенсивности.

^ 27 Эко образование в условиях экоого кризиса.

Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим экологическим сознанием. Для его преодоления необходимо сформировать экологическое сознание экоцентрического типа. Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования. Основной методологический принцип экоой психопедагогики заключается в строгом соответствии педагогического процесса экоого образования психологическому процессу формирования экоого сознания.
Процесс формирования экоого сознания личности проходит три этапа: а) лабилизации, б) освоения адекватных экоих технологий и в) субъектификации природных объектов.

^ 28 Характеристика основных категорий экоой психологии (мир природы, природная среда, биосфера, социогенез, антропоцентризм, экоцентризм, эко сознание).

Формирование психологии экоого сознания как самостоятельной отрасли было обусловлено тем, что "мир природы" занимает, в определенном смысле, промежуточное положение между "миром вещей" и "миром людей". С одной стороны, взаимодействию с природными объектами (особенно с животными) свойственны такие особенности и закономерности, которые не могут проявляться, когда человек сталкивается с "вещами", а с другой — это взаимодействие все-таки не может быть полностью отождествлено с человеческим общением.

^ Природная среда - часть окружающей среды; природная составляющая среды обитания и производственной деятельности человечества. совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человеческого общества, оказывающих влияние на человека и другие организмы.самоподдержания и саморегуляции

Биосфе́ра — совокупность частей земной оболочки (лито-, гидро- и атмосфера), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности. Биосфера включают в себя живые организмы и среду их обитания. Биосфера - самая крупная экосистема земного шара, которая делится на экосистемы более низкого иерархического уровня.

Социогенез (от лат soci(etas) — общество и греч genos —происхождение) —происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. НЕ абстрактный человеком, а с человеком определенной страны и эпохи, взаимодействующим в социокультурном контексте с людьми.

Антропоцентризм и экоцентризм являются терминами, характеризующими мировоззрение человека, т. е. его взгляды на окружающий мир и на его место в этом мире Антропоцентризм - мировоззрение, в котором человек рассматривается как центр и высшая цель мироздания. Экоцентризм подразумевает постановку интересов природы в центр относительно интересов человека. С позиций антропоцентризма экология воспринимается в большей степени как наука, "обслуживающая" человека.
Экоцентризм подразумевает постановку интересов природы в центр относительно интересов человека.-

^ Эко сознание понимается совокупность экол-х представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

^ 29 Сущность нового экоцентрического экоого сознания.

Экоцентрический тип экоого сознания – это система представлений о мире, для которой характерны: 1ориентированность на экоую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, 2восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с че­ловеком, 3баланс прагматического и не­прагматического взаимодействия с природой. ЭЦ тип сознания представляет собой кардинальную смену образа мира, принцип экоой целесообразности, “экоий императив”.Для него хар след особенности:1) Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование “просто так”,2) Отказ от иерархической картины мира. Человек не признается обладающим какими-то особыми привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности 3) Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием. 4) Характер взаимодействия с природой определяется своего рода “эко императивом” – правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе эко равновесие.5) Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.6) Этические нормы так и на взаимодействие с миром природы.7) Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.8) Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

^ 30 Понятие: антропоцентризм, экоцентризм и эко сознание.

Антропоцентризм и экоцентризм являются терминами, характеризующими мировоззрение человека, т. е. его взгляды на окружающий мир и на его место в этом мире. в центре внимания человек и его потребности, признается, что только человек имеет ценность и, следовательно, человек имеет нравственный долг только перед людьми, то такая философская концепция называется антропоцентризмом.  мировоззрение- "Все для человека"Развитие технологии, расхищ прир богатств, уничтож животных, загрязн окр среды к истощению прир ресурсов и поставило человечество перед глобальным эко кризисом. необходимы новые мировоззренч ориентиры, кот не противопоставляли человека природе.  Поэт появ экоцентризм. Экоцентризм подразумевает постановку интересов природы в центр относительно интересов человека.-участки дикой природы обладают ценностью сами по себе, вне зависимости от человеческих суждений о ценности, что дикая природа имеет цели, не зависимые от человеческих измерений. Экоцентристы настаивают, что чел ценности не исчерпывают всех возможных ценностей.. Под Эко сознание понимается совокупность экол-х представлений, существующего субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

 


Скачать файл (160 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru