Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Эмоции и темперамент в деловом общении - файл 1.docx


Контрольная работа - Эмоции и темперамент в деловом общении
скачать (156.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx157kb.16.12.2011 04:23скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Министерство образования Российской Федерации

Марийский государственный технический университет

Кафедра философии

Контрольная работа

по дисциплине «Деловое общение»

на тему «Эмоции и темперамент в деловом общении»

Выполнила: студентка гр. звБУА-11 доп.

Виноградова Надежда Сергеевна,

№ 1100420465

Проверила: к.ф.н., доцент кафедры философии Медянская Т. В.


Йошкар-Ола

2011 г.



Содержание

Введение …………………………………………………………..2

1. Виды эмоций – аффекты ………………………………………….…...3

2. Виды эмоций – чувства ……………………………………………….11

3. Виды эмоций – чувства ………………………………………………..15

Заключение ……………………………………………………….26

Литература ………………………………………………………..27



Введение

Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — непосредственное переживание личностью своего отношения к чему-либо.

Эмоции деловых партнеров. Любые проявления активности деловых партнеров сопровождаются эмоциями. Эмоции относятся к особому типу психологических феноменов, характеризующих такие пси

хические процессы и состояния личности, которые отражаются в форме непосредственных переживаний ею значимости воздействующих на нее внешних факторов и ситуаций. Эмоции служат од

ним из главных регуляторов психического состояния личности, ее деятельности и межличностного общения. С этим связана и основная функция эмоций в деловом общении. «Она состоит в том, что они осуществляют регуляцию внутренних психических состояний деловых партнеров, их межличностных отношений и поведенческих актов. Благодаря эмоциям деловые партнеры могут воспринимать, оценивать и понимать психические состояния друг друга.

Обнаруживая себя в наибольшей степени в невербальной комму

никации, эмоции (в особенности положительные: радость, бодрость) стимулируют социальную активность деловых партнеров. «Эмоцио

нальный язык» деловых партнеров можно считать важнейшим условием развития их личностных коммуникативных качеств.


1. Виды эмоций - аффекты

Среди множества эмоциональных ощущений и переживаний выделяют три основных вида эмоций: собственно эмоции, аффекты и чувства.

Собственно эмоции имеют отчетливо выраженный ситуативный характер. Они связаны с оценочным отношением деловых партне

ров к данным им возможным деловым ситуациям, к своим собст

венным поведенческим стратегиям и поведенческим стратегиям друг друга. Оценки деловых партнеров проявляются внутренне в их психических состояниях, в форме эмоциональных переживаний, а внешне — в форме эмоциональной экспрессии.

Эмоциональные переживания деловых партнеров многомерны: они включают в себя положительные эмоции (удовлетворение, ра

дость, надежду, восторг, творчество),отрицательные (боязнь, ро

бость, тревогу, уныние, горе, страх, злость), смёшанные, в кото

рых сочетаются и положительные и отрицательные оттенки. Положительные эмоции деловых партнеров побуждают их к сохранению межличностного общения и к достижению компромисса в решении деловой проблемы. Отрицательные эмоции, напротив, играют дез

организующую роль в межличностном общении деловых партнеров. Они стимулируют избегание психологического воздействия деловых партнеров друг на друга и в конечном счете содействуют, прекра

щению деловых контактов. Например, злость или страх могут на

столько нарушить поведенческую стратегию делового партнера, что это приведет его к отказу заключать или продлевать деловой кон

тракт или вынудит его занять в переговорах более жесткую и бескомпромиссную позицию.

Важнейшая особенность эмоций состоит в том, что они способ

ны предвосхищать динамику деловой ситуации, опираясь на актуа

лизацию представлений о вероятностных ее изменениях. Например, партнер, который не подготовился к деловому разговору, ожидает разочарования и неудовлетворения от него. В типичных, часто встре

чающихся деловых 

ситуациях партнеры ориентируются на свои собственные стереотипные когнитивные и поведенческие страте

гии, которые были ранее апробированы в деловой практике. В не

определенных ситуациях, когда информации крайне недостаточно для делового успеха, чаще проявляется защитная и мобилизующая функция эмоций. В таких ситуациях эмоции делового партнера способствуют поиску новой информации за счет активизации сен

сорной системы и создания маловероятных и случайных когнитив

ных ассоциаций.

В межличностном общении эмоции могут передаваться от одно

го делового партнера к другому на основе уподобления, подражания сопереживания, спонтанного психического заряжения и эффекта синхроничности. Формирующийся при этом «эмоциональный язык» деловых партнеров внешне проявляется в изменении их психомоторики, двигательных и физиологических реакций, а также в экспрес

сивности. Более выраженная экспрессивность проявляется у тех дело

вых партнеров, кто передает информацию о своих внутренних психи

ческих состояниях с помощью мимики, жестов, пантомимики и экспрессивной речи.

Однако отсутствие внешнего проявления эмоций у делового парт

нера не означает, что он не испытывает эмоциональных переживаний. Они могут тщательно скрываться под маской внешнего спокойствия, безразличия и невозмутимости.

Экспрессивная речь делового партнера всегда сопровождается пантомимическими движениями, возникающими спонтанно. Наи

более выразительные пантомимические движения, сопровождающие экспрессивную речь делового партнера, — иллюстративные жесты, поясняющие или выделяющие какую-либо мысль. С их помощью деловой партнер невербальным путем передает информацию о своем внутреннем психическом состоянии.

Эмоции не только регулируют, но зачастую и управляют поведением деловых партнеров, служат способом их самоактуализации. Американский 

психолог Абрахам Маслоу считал, что для самоактуализации личности очень важны такие положительные эмоции как счастье, радость, внутреннее спокойствие.

Эмоции в деловом общении выполняют и важную компенсаторную функцию. Она может проявиться при так называемой «эмоциональной разрядке», когда положительные эмоции несколько снижают жесткий и бескомпромиссный характер интеллектуально напряженной деловой ситуации.

Особым видом эмоций являются аффекты. В отличие от собственно эмоций аффекты воспринимаются и непосредственно пере

живаются личностью в очень сильной и динамичной форме. Они характеризуют сильные и относительно кратковременные эмоцио

нальные переживания, сопровождаемые резко выраженными двига

тельными проявлениями.

Отличие собственно эмоций от аффектов особенно проявляется тогда, когда возникает эмоциональная реакция личности на аффект. Например, возникновение тревоги и раскаяния после проявленного гнева и ярости. Первое определение аффектов было дано Аристоте

лем в его книге «О душе». Он определял аффекты как все то, чему сопутствует удовольствие или страдание. В качестве примеров аф

фектов Аристотель называл гнев, страх, зависть, отвагу, ненависть, ревность, радость.

Обстоятельную характеристику аффектам дал И. Кант в своей работе «Антропология с прагматической точки зрения». Основными чертами аффектов он считал неожиданность, опрометчивость, безрассудность. Сравнивая аффекты с безудержным потоком воды, прорывающим плотину, (Кант) отмечал, что из-за аффектов личность теряет присутствие духа до такой степени, что какое-либо размышление становится невозможным. Все аффекты он делил на стенические (из силы) и астенические (из слабости Первые возбуждают и потому часто истощают, вторые снижают напряжение жизненной силы. Смех и плач Кант относит к таким аффектам, которые даны человеку от природы и потому полезны для него. Однако, по мнению 

Канта, в межличностном общении могут проявиться как добродуш

ный (искренний), так и злобный смех. Добродушный смех содействует общительности, а злобный смех враждебен общению.

В деловом общении аффекты, как правило, развиваются в кри

зисных, конфликтных ситуациях, когда деловые партнеры не могут справиться с неожиданно возникшей эмоциональной напряженно

стью. Формируясь в качестве доминанты всех психических процес

сов, аффекты навязывают деловым партнерам определенный способ разрешения конфликтной ситуации: агрессию, гнев, страх или дру

гие аффективные состояния.

Аффекты сопровождаются снижением способности деловых парт

неров к изменению направленности внимания, к пониманию сущ

ности деловой проблемы, к созданию адекватных образов друг друга. Поведение деловых партнеров становится импульсивным, мало контролируемым. При этом резко сужается поле восприятия информа

ции, ее сущностного смысла, так как внимание деловых партнеров концентрируется лишь на объекте, который вызывает аффект.

Особенность аффектов состоит в том, что они оставляют после себя устойчивые аффективные следы, аффективные комплексы в индивидуальной психике деловых партнеров. Эти аффективные следы и комплексы могут активизироваться при столкновении с от

дельными элементами, породившими аффективную ситуацию. Если же аффективные следы накапливаются и аккумулируются, то в по

ведении делового партнера может наблюдаться новый неуправляе

мый «аффективный взрыв».

Причиной аффектов в деловом общении может послужить и за

вышенная самооценка одного из деловых партнеров, его стремле

ние к самоутверждению и достижению одностороннего успеха. Вы

зывают аффекты и разного рода оскорбления и несправедливости в межличностных отношениях деловых партнеров.

В деловом общении может проявиться и аффект неадекватно

сти, для которого характерно устойчивое отрицательное эмоцио

нальное состояние. 

Аффект неадекватности чаще всего возникает на основе неуспеха делового партнера в межличностном общении, в решении деловой проблемы. В состоянии аффекта неадекватности деловой партнер избегает осознания своей несостоятельности и со

храняет завышенную самооценку и завышенный уровень притяза

ний к другим деловым партнерам.

В связи с этим представляет интерес когнитивно-аффективная концепция личности, разработанная американским психологом Уолтером Мишелом. Для характеристики поведения личности в различных жизненных ситуациях Мишел предложил когнитивно-аффективную систему личностных черт. Он выделил особый набор взаимосвязанных когнитивно-аффективных единиц — личностных переменных, опираясь на которые можно в значительной степени предсказывать поведение личности в конкретной ситуации. В число этих когнитивно-аффективных единиц входят: когнитивные компетентности, стратегии кодирования информации, цели и ценности, ожидания и убеждения и эмоционально-аффективные реакции. В деловом общении выделенные Мишелем когнитивно-аффек

тивные единицы играют значительную роль. Так, когнитивные компетентности включают весь объем информации, который получают деловые партнеры о внешних обстоятельствах деловой ситуации и о поведении друг друга. Опираясь на эту информацию, деловые парт

еры конструируют свои собственные версии деловой ситуации.

Если деловые ситуации однотипные, то конструирование их версий может происходить и до возникновения этих деловых ситуаций. На

пример, деловой партнер, обладающий достаточной профессиональ

ной компетентностью и хорошими коммуникативными способно

стями, чувствует себя уверенно перед предстоящим деловым совеща

нием, деловой встречей или пресс-конференцией, если они часто повторялись в его деловой практике.

Стратегии кодирования информации характеризуют особые спо

собы преобразования и систематизации информации, которые ис

пользует каждый 

из деловых партнеров. Поэтому одна и та же де

ловая ситуация может быть интерпретирована деловыми партнера

ми различными способами.

Большую роль в деловом общении имеют субъективные цели, цен

ности и предпочтения деловых партнеров. Ими в значительной степени определяются особенности стратегий поведения деловых партнеров в данной деловой ситуации. Бели партнеры преследуют различные цели в данной деловой ситуации, то, имея даже во многом схожий профес

сиональный и межличностный опыт общения, они будут разрабаты

вать различные поведенческие стратегии достижения этих целей и принимать существенно различные решения. Например, российский бизнесмен, приверженный патриотическим целям и ценностям, будет руководствоваться в деловых отношениях с зарубежными партнерами в первую очередь российскими национальными интересами.

Важное место среди когнитивно-аффективных единиц занимают национально-аффективные реакции, включающие эмоции, аффекты, чувства и психологические реакции. Оказывая значительное влияние на каждую из когнитивно-аффективных единиц, эмоционально-аффек

тивные реакции определяют динамику поведения деловых партнеров в данной деловой ситуации. Так, положительные эмоциональные ре

акции (радость, удовлетворение, уверенность, безопасность, надеж

ность) будут стимулировать поведение деловых партнеров в направ

лении эффективного межличностного взаимодействия.

В предсказании поведения делового партнера наряду с когни

тивно-аффективными единицами большую роль играют и ситуатив

ные переменные, выделенные в концепции Мишела. Они включают в себя «все стимулы», которые получают деловые партнеры из кон

кретной деловой ситуации. Взаимодействуя с личностными пере

менными (когнитивно-аффективными единицами), ситуативные переменные определяют характер восприятия деловыми партнерами данной деловой ситуации и способы их реагирования на нее. Так, на сообщение менеджера по работе с персоналом об увольнении 

трех сотрудников банка каждый из уволенных сотрудников будет реагиро

вать по-разному. Один будет чрезвычайно раздражен, другой обидит

ся, а третий отреагирует бурно выраженной агрессией, гневом.

Эмоции деловых партнеров могут отличаться по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине воздействия на психику и поведение, направленности. Так, раздражение делового партнера, вызванное действиями рядового сотрудника фирмы и действиями руководителя фирмы, будет отличаться по интенсивности и степени выраженности.

Как показали психологические исследования, существует опре

деленная зависимость между уровнем эмоциональной активности и успешностью деятельности деловых партнеров. Слабо интенсивные эмоции не обеспечивают достаточной динамики деятельности дело

вых партнеров, а слишком сильные дезорганизуют ее и делают де

ловую ситуацию неуправляемой.

Существует некоторый средний оптимальный уровень эмоциональной активности, характерный для каждого из деловых партнеров, который и обеспечивает успешность их деятельности в разнообразных деловых ситуациях. В процессе психологических исследований была установлена также соотнесенность когнитивных представлений де

ловых партнеров и их эмоциональных переживаний. Если когни

тивные представления партнеров успешно реализуются в деловой ситуации и их ожидания подтверждаются, у деловых партнеров воз

никают положительные эмоциональные переживания. Если есть расхождение между когнитивными представлениями партнеров и их реализацией в деловой ситуации, у деловых партнеров возникают и усиливаются отрицательные эмоции.

Характер эмоций зависит не только от когнитивных представ

лений деловых партнеров, но и от их потребностей и способов их удовлетворения. Российский физиолог П.В. Симонов установил информационную модель такой зависимости и предложил силу и качество эмоции вычислять по специальной формуле.



Согласно этой формуле, сила и качество возникающей у дело

вых партнеров эмоции определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в данной деловой ситуации. Существенное воздействие на возникновение и интенсивность эмоциональных переживаний деловых партнеров оказывают не только потребности, но и суггестивность (внушаемость), которая широко практикуется в современных манипулятивных технологиях.

Манипуляция эмоциональными состояниями деловых партнеров осуществляется с помощью сенсорных (визуальных и звуковых) раз

дражителей, рекламы, особой компоновки когнитивной информа

ции, которая предполагает однозначные выводы. Широко исполь

зуется манипуляция эмоциями деловых партнеров в маркетинговых деловых коммуникациях, коммуникациях менеджмента, в инфор

мационных технологиях.




^ 2. Виды эмоций - чувства

Высший продукт развития эмоций — чувства. В отличие от аф

фектов и собственно эмоций чувства более устойчивы, долговременны и имеют отчетливо выраженный предметный характер. Чув

ства выделяют в объектах и явлениях действительности только то, что имеет для личности стабильную потребностно-мотивационную значимость. В то же время чувства обладают амбивалентностью — внутренней эмоциональной противоречивостью, связанной с двой

ственным отношением к объекту. Эта двойственность выражается в том, что в одном и том же чувстве существуют в неразрывном единстве как положительные, так и отрицательные эмоции. Напри

мер, чувство любви может порождать целый спектр противоречивых эмоций и аффектов: радость, печаль, тревогу, досаду, сожаление, ревность, гнев. В то же время и одна и та же эмоция может отражать разные чувства: тревога может быть вызвана как чувством любви, так и чувством вины.

В современной классификации чувств в качестве основных вы

деляют моральные (нравственные) чувства, которые выражают по

вседневные межличностные отношения людей (чувства дружбы, любви, тоски, совести, вины, жалости, зависти и др.); эстетические чувства, которые связаны с восприятием личностью красоты, гар

монии объектов внешнего мира (чувства прекрасного, возвышенно

го комического, трагического); духовно-интеллектуальные чувства, имеющие более обобщенный характер и отражающие духовный мир и социальную сущность человека (чувство патриотизма, любви к Родине, долга, чести, достоинства, справедливости).

В деловом общении проявляется весь многообразный спектр человеческих чувств. Нравственное начало в межличностном обще

нии деловых партнеров неразрывно связано с чувством совести. Оно отражает моральные обязательства деловых партнеров друг пе

ред другом за соответствие своих собственных когнитивных и пове

денческих стратегий гуманистическим ценностями: честности, кор

ректности, человеколюбию, порядочности, вежливости, уважению к позициям друг друга, соблюдению 

договоров и принятых обяза

тельств. Деловой партнер, обладающий совестью, не допускает в межличностных отношениях намеренного обмана, лжи, принужде

ния, фальсификации позиций других партнеров.

Всякий обман, непорядочность в деловых отношениях могут принести лишь временное вознаграждение, а недобросовестность при заключении сделки оборачивается против самих же недобросо

вестных, так как с ними перестают иметь дело.

Непреходящей ценностью в деловой практике обладают и такие чувства деловых партнеров, как чувства справедливости, ответственно

сти, долга, патриотизма. Так, чувство справедливости оказывает суще

ственное влияние на межличностные отношения деловых партнеров. Оно в немалой степени регулирует как психическую напряженность, так и эмоциональность этих отношений и может привести к укреплению межличностных отношений или, напротив, к их разрыву. В связи с этим интерес представляет концепция справедливости американских психологов Ричарда Хьюсмана и Джона Хэтфилда. Они установили, что в межличностных отношениях деловых парт

неров проявляются чаще всего три аксиомы справедливости " Первая аксиома справедливости связана с тем, как деловые парт

неры оценивают свои межличностные отношения на основе срав

нения того, что они вкладывают в эти отношения и что получают взамен. Любое нарушение равновесия вкладов и отдачи в межлич

ностных отношениях деловых партнеров приводит к формированию у них определенного чувства тревоги, беспокойства, эмоциональ

ных переживаний. С этими переживаниями деловых партнеров свя

зано проявление и второй аксиомы справедливости, согласно кото

рой переоценка вклада в межличностные отношения может вызвать чувство вины, а недооценка — чувство обиды. Исследования, про

веденные Хьюсманом и Хэтфилдом в крупнейших американских корпорациях, показали, что 53% руководителей и 83% служащих считают, что их недооценивают в корпорациях, фирме и в межлич

ностных деловых отношениях.



Третья аксиома справедливости связана с потребностью деловых партнеров восстановить справедливость во что бы то ни стало. Для этого они прибегают к трем способам восстановления справедливо

сти: уменьшают свой вклад в деловые отношения путем сокраще

ния объема выполняемой работы или уклонения от нее; увеличи

вают отдачу, требуя увеличения заработной платы, повышения пре

мии или продвижения по службе; прекращают деловые отношения как несправедливые.

Любая из ситуаций несправедливости, детерминируя эмоцио

нальные и поведенческие реакции деловых партнеров, приводит к негативным последствиям.

В современной российской деловой культуре нарушение чувства справедливости в межличностных отношениях деловых партнеров зачастую становится повседневной нормой. И этому в немалой степе

ни способствует складывающаяся социально-экономическая ситуация: произвол бюрократии и преступных группировок в отношении людей, которые отважились на развитие собственного дела, законодатель

ная и правовая незащищенность, непроработанность налогового за

конодательства. Все это и принуждает российский бизнес к неле

гальным и нелигитимным формам выживания и сосуществования с властью и обществом.

Важнейшим компонентом психологического портрета россий

ского бизнесмена и предпринимателя должно стать чувство граж

данской ответственности, патриотизма, любви к Родине. Отстаива

ние российских национальных интересов — это не только прерога

тива российских дипломатов, но и гражданский долг российских деловых кругов, промышленников, предпринимателей, бизнесме

нов. У деловых кругов каждой страны существуют социальные обязательства перед гражданским обществом. Такие обязательства су

ществуют и у российских бизнесменов. Немало российских купцов, промышленников и предпринимателей XIX века считали для себя необходимой защиту российских национальных интересов. 

Свои обязательства перед зарубежными партнерами выполняли и совет

ские деловые круги. И при этом приоритетными были отечествен

ные интересы.

Формула успеха российских предпринимателей как внутри страны, так и за рубежом должна с необходимостью включать в себя создание цивилизованного имиджа своей фирмы, корпора

ции и своей страны. Осознание российскими предпринимателями единства своих деловых и российских национальных интересов в межличностных отношениях с зарубежными деловыми партнерами является важнейшим условием утверждения России на междуна

родном рынке. Однако пока, к сожалению, приходится констати

ровать, что представителей современной российской бизнес-элиты мало заботят экономические и национальные интересы России. Об этом свидетельствует широкий вывоз бизнесменами капиталов и ресурсов из страны, массовое приобретение ею земельных участков, недвижимости и другой собственности вне пределов Рос

сии.

Такое поведение представителей бизнес-элиты способствует формированию о них мнения как о непатриотично настроенных гражданах и деловых партнерах, преследующих только собствен

ные корыстные интересы.




^ 3. Виды эмоций - чувства

В деловом общении особое значение имеют эстетические чувст

ва. Они проявляются в создании деловыми партнерами собственно

го привлекательного имиджа, имиджа представляемой ими фирмы, а также в создании привлекательного дизайна внешнего интерьера деловой ситуации. Учет всех этих компонентов позволяет сформи

ровать своеобразное «эстетическое поле» делового общения, в кото

ром деловые партнеры будут чувствовать себя комфортно и уютно. «Психоэнергетика» созданного эстетического поля будет способство

вать проявлению таких социально-психологических процессов меж

личностного общения, как фасцинация (обаяние, очарование речью, вызывающее доброжелательное расположение партнеров друг к дру

гу) и аттракция (эмоциональное притяжение деловых партнеров, связанное с симпатией друг к другу и готовностью к общению).

Созданию позитивного психоэмоционального фона общения в деловых ситуациях в немалой степени способствует и чувство юмора. У некоторых деловых партнеров оно может быть задано наследственно, у других — приобретено в процессе социально-культурного развития. Активизация чувства юмора, сочетающего в себе смешное и доброе, снижает тревожность, беспокойство деловых партнеров, расслабляет напряжение их психомоторной сферы и способствует разрешению межличностных конфликтов.

Проблема регуляции эмоционального напряжения деловых парт

неров связана с разработкой и понятия «эмоциональный интеллект — способности делового партнера управлять своими собственными эмоциями и эмоциями других субъектов общения в межличностных деловых отношениях. Эмоциональный интеллект включает в себя как генетически обусловленные, так и приобретенные социально способности делового партнера к созданию позитивного эмоционального фона общения, к эмпатии и к подавлению собственных негативных эмоций и импульсивности. С деловым партнером, 

обла

дающим эмоциональным интеллектом, легко общаться даже в не

определенных и экстремальных деловых ситуациях.

Темперамент деловых партнеров. К числу собственно индивиду

альных эмоциональных характеристик деловых партнеров относится темперамент. Он отражает соотношение различных сторон динами

ки психической деятельности делового партнера. Темперамент определяет индивидуальный темп и ритм психических процессов де

лового партнера, степень устойчивости его чувств, напряженность его волевых усилий. Свойства темперамента относятся к числу наиболее устойчивых и долговременных индивидуальных особенностей делового партнера. Впервые описание основных типов темперамен

та было дано древнегреческим врачом Гиппократом (VI век до н.э.). Он связывал темперамент с соотношением содержания в организме человека крови, лимфы и желчи. На основе этого соотношения Гиппократ выделил четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Значительный вклад в обоснование зависимости темперамента от общего типа нервной системы внес Иван Петрович Павлов, вы

дающийся русский физиолог, лауреат Нобелевской премии. В со

временной психологии принято считать, что, хотя тип темперамента обусловлен генетически, врожденными анатомико-физиологическими особенностями, типом нервной системы, он может несколько ви

доизменяться под воздействием внешних условий и воспитания. Обстоятельное описание типов темперамента было дано И. Кантом в работе «Антропология с прагматической точки зрения». Он под

разделяет темпераменты на «темпераменты чувства» и «темперамен

ты деятельности».

К темпераментам чувства Кант относил сангвинический и про

тивоположный ему — меланхолический. Для сангвинического темпе

рамента, по мнению Канта, характерно проявление быстрых, силь

ных, но не глубоких ощущений. В межличностном общении чело

век сангвинического темперамента — хороший, добродушный, веселый собеседник, все люди ему 

друзья, но он, как правило, не держит своего слова, обещаний и однообразная работа его быстро утомляет.

Человек, расположенный к меланхолии, придает всему, что его касается, большое значение и обращает внимание прежде всего на трудности. В межличностном общении он озабочен, недоверчив, полон сомнений, с трудом дает обещания и мало восприимчив к веселью.

К темпераментам деятельности Кант относит холерический и флегматический.

Холерический темперамент, по мнению Канта, характеризует бы

строго, порывистого, вспыльчивого человека, у которого нет вы

держки. В деловых отношениях он стремится к руководству делами и одержим честолюбием. Кант считает, что холерический темпера

мент «самый несчастный из всех темпераментов, ибо больше других вызывает противление себе».

Флегматический темперамент — это темперамент хладнокровно

го человека, обладающего непреклонной, но благоразумной волей. В межличностном общении он не задевает тщеславия других и его трудно вывести из равновесия. Его удачный темперамент заменяет ему мудрость, и даже в обыденной жизни его часто называют фило

софом.

Кант считал, что сложных, смешанных темпераментов не суще

ствует, поскольку, соединяясь друг с другом, темпераменты либо «противодействуют» друг другу, либо «нейтрализуются». Это соот

ношение темпераментов он показывает схематически


Рис. 1. Кантовское понимание соотношения темпераментов
Определяя динамические аспекты всех видов деятельности лич

ности, темперамент оказывает существенное влияние и на форми

рование характера личности. Кант отмечает в связи с этим, что тем

перамент личности имеет аффективную цену, но характер выше всякой цены, поскольку он имеет внутреннюю ценность.

Таким образом, сам по себе темперамент не предопределяет соци

ально-нравственной ценности человека как личности. Так, личности с разным темпераментом могут обладать одной и той же социально-нравственной ценностью и, наоборот, личности к одинаковым темпераментом могут резко отличаться по своим социально-нравственным качествам. Однако от темперамента во многом зависят особенности характера личности, формирование ее отдельных черт. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт харак

тера, другие, напротив, препятствуют их же формированию.



В деловом общении существует тесная взаимосвязь темперамента деловых партнеров и свойств их характера. Темперамент деловых партнеров определяет динамику проявления свойств их характера. Например, коммуникативность делового партнера с сангвиническим типом темперамента проявляется в легком и быстром установлении психологического контакта с другими партнерами, поддержании ак

тивного диалога с ними. Коммуникативность делового партнера — флегматика не так ярко выражена вначале, как у партнера-сангви

ника, но она более длительна, устойчива и проявляется в стремле

нии поддерживать уже существующие привычные деловые отноше

ния с прежними давними партнерами.

Коммуникативность делового партнера — меланхолика всегда сдержанна, ограниченна. Он испытывает трудности в общении, по

этому очень важно другим партнерам поддерживать у него уверен

ность в своих силах, высказывать там, где это возможно, одобрение его когнитивным и поведенческим стратегиям. Психологически сложной в межличностном общении является коммуникативность партнера-холерика. Его вспыльчивость, несдержанность не способ

ствует установлению хорошего и долговременного психологического контакта, а его постоянное стремление к лидерству в межличностных отношениях вызывает противодействие со стороны других партнеров.

Свойства темперамента так или иначе проявляются в профессио

нальной деятельности деловых партнеров. Хотя сам по себе темпера

мент не определяет уровня общих и профессиональных способно

стей, те или иные свойства темперамента могут способствовать дос

тижению успеха в профессиональной деятельности или, напротив, мешать ему. Если требования профессиональной деятельности проти

воречат какому-либо свойству темперамента делового партнера, он вырабатывает свой собственный индивидуальный стиль профессио

нальной деятельности, опираясь на те способы и приемы, которые наиболее соответствуют его темпераменту. Следует иметь в виду и то, что и характер делового партнера 

может сдерживать нежелательные для профессиональной деятельности проявления темперамента. Од

нако существуют и такие виды профессиональной деятельности, где предъявляются очень высокие требования к определенным свойст

вам темперамента. Например, требования к менеджеру по работе с персоналом включают наличие у него сдержанности, самообладания, высокой коммуникативности.

Темперамент характеризует динамику и особенности протека

ния психических процессов личности. К свойствам, которые харак

теризуют эту динамику, относятся активность, возбудимость, тормозимость, переключаемость и продуктивность. В межличностном общении деловых партнеров все эти свойства проявляются как в вербальной, так и в невербальной коммуникации. Так, у делового партнера с повышенной эмоциональной активностью более ярко выражены мимика, пантомимика. Речевые оттенки, как правило, сопровождаются эмоционально-экспрессивными движениями, темп речи и тональность голоса значительно возрастают.

Возбудимость делового партнера легко установить по быстроте и интенсивности его психических реакций. Такой партнер быстрее адаптируется к деловой ситуации и более легко включается в меж

личностное общение и в вербальный диалог. Деловой партнер с вы

раженной тормозимостью психических процессов легко прерывает общение и более сдержан в вербальной коммуникации. Для парт

нера с замедленными тормозными реакциями характерны нетороп

ливость движений и поведенческих актов. Темп его речи медлен

ный, размеренный, и он с большим трудом прерывает общение.

Немаловажное значение в деловом общении имеют и такие свойства психических процессов, связанные с темпераментом дело

вых партнеров, как переключаемость и продуктивность. При быст

рой смене фаз делового общения, переходе от одного вида совмест

ной деятельности к другой возрастает роль переключаемости дело

вых партнеров. Она предполагает 

мобильность партнеров, быструю смену их поведенческих стратегий и когнитивных ориентации. Про

дуктивность характеризует уровень интенсивности психических процессов в деловом общении. Деловые партнеры, обладающие значительным психофизиологическим ресурсом и повышенной эмоцио

нальной активностью, способны сообщать, воспринимать, осмысли

вать и перерабатывать большой объем информации за единицу вре

мени делового общения (минуту, час).

Будучи динамической основой характера деловых партнеров, темперамент определяет и такие их психические свойства, как впе

чатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность. Впечатлительный деловой партнер наиболее подвержен воздейст

вию ответных психических реакций со стороны других партнеров как вербальных, так и невербальных. Он дольше сохраняет следы воздействия этих реакций. Например, хотя бы однажды проявленная агрессивная психическая реакция со стороны других деловых партнеров по отношению к нему надолго определит его настороженность и осторожность в деловых отношениях с ними.

Эмоциональность делового партнера проявляется в глубине скорости его психических реакций на высказывания других деловых партнеров и их поведенческие стратегии. Внутреннее психическое состояние эмоционального партнера практически всегда определяет

ся значительным воздействием каких-либо эмоций, положительных или отрицательных. И если такой партнер находится в состоянии тоски, подавленности, уныния, это незамедлительно скажется в воз

никновении в целом неблагоприятного психоэмоционального фона делового общения.

Импульсивному деловому партнеру присущи спонтанность и не

сдержанность в высказываниях и поведенческих актах. Его решение деловой проблемы отличается поспешностью, преждевременностью и непродуманностью. Деловое общение с таким партнером крайне за

труднено 

из-за возможности возникновения его спонтанных психиче

ских решений как в вербальной, так и в невербальной коммуникации.

Тревожность делового партнера чаще всего проявляется в излиш

нем беспокойстве, опасениях, страхе, боязни, которые возникают по любому поводу. Такой деловой партнер в любых высказываниях, дей

ствиях и поведенческих актах других деловых партнеров усматривает прежде всего угрозу для своей личности, для собственного «Я». Более всего его пугают неопределенные неожиданные и новые ситуации, ему трудно адаптироваться к ним из-за излишней тревоги и опасений. Партнер с таким динамическим проявлением темперамента не скло

нен к деловому риску и предпринимательской деятельности. А в меж

личностном общении с ним необходимо постоянно доказывать ис

кренность и доверительность деловых намерений и стремлений.

Свойства темперамента, определяя динамику психической дея

тельности деловых партнеров, оказывают значительное влияние на протекание психомоторных, интеллектуальных и коммуникативных процессов делового общения. В связи с этим представляет интерес разработанная российскими психофизиологом В.М. Русаловым со

временная трактовка динамических свойств темперамента. Она опи

рается на информационную концепцию функционально-системной организации поведения личности, предложенную П.К. Анохиным. Рассматривая соотношение человеческого организма с внешней средой как состоящее из континуума поведенческих актов, Анохин установил, что каждый поведенческий акт организуется и реализу

ется как иерархия «несократимых» блоков: афферентного синтеза (отражающего степень напряженности взаимодействия человеческо

го организма с внешними стимулами и средой); программирования (выражающего степень легкости или трудности переключения с од

них программ поведения на другие); исполнения (показывающей па

ры чувствительности человека к возможному несовпадению резуль

тата действия с заданной программой). Высокая 

чувствительность к несовпадению может стать причиной высокой эмоциональной чув

ствительности или негативных форм эмоциональности, и наоборот, низкая чувствительность к несовпадению может обусловить низкую эмоциональную чувствительность и тем самым лежать в основе по

ложительных форм эмоциональности.

Опираясь на установленные Анохиным блоки поведенческих актов, Русалов предлагает дополнить существующие в психологии традиционные представления о двухкомпонентной структуре темпе

рамента (выделяющие активность и эмоциональность) еще тремя компонентами, которые более детально характеризуют активность личности. К таким компонентам он относит: эргичность (выносли

вость), пластичность (характеризующую легкость или трудность пе

рехода с одних программ поведения на другие) и скорость реализа

ции поведенческих программ. Таким образом, для характеристики формально-динамических свойств темперамента можно использо

вать четыре введенных Русаловым измерения: эргичность, пластич

ность, скорость (темп) реализации поведенческих программ и эмо

циональную чувствительность. Все эти четыре характеристики тем

перамента обнаруживают себя в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах деятельности делового партнера.

Выделенные Русаловым четыре измерения были использованы им для разработки теста-опросника формально-динамических свойств индивидуальности, который позволяет установить общий и диффе

ренциальный типы темперамента личности.

Важную информацию о динамических свойствах темперамента делового партнера в коммуникативной сфере можно получить и кос

венно, анализируя его речевое (вербальное) поведение: перепады ин

тонации, длительность высказываний, частоту обращения к партне

ру, легкость включения в разговор, громкость голоса, плавность и легкость речи, быстроту реакции (ответов), паузы-остановки, ошибки и оговорки речи, а также наблюдая невербальное поведение партне

ра: мимику лица, позы, 

жесты, положение головы. При этом необхо

димо соблюдать два условия: деловой партнер не должен знать о том, что определяются и наблюдаются его динамические характеристики; во время фиксирования этих характеристик беседа должна проходить на одну из нейтральных тем, не относящихся к деловой проблеме.

Показатели коммуникативных характеристик партнера, зафик

сированные в исследованиях Русалова представлены в табл. 1.
Таблица 1. Коммуникативные характеристики партнера в речевом и невербальном поведении

Тип

коммуникативных характеристик

Фиксируемые параметры


Низкие значения

Высокие значения

Эргичность

Краткие ответы, труд

ное включение в разго

вор, молчаливость; ти

хая, монотонная речь, печальные интонации; мимика отсутствует, гу

бы сжаты, голова опу

щена; держится на рас

стоянии от партнера

Частое обращение к парт

неру, легкое включение в разговор, радостные инто

нации, громкая речь, дли

тельные высказывания; чистая улыбка, голова приподнята, мимика ак

тивная, держится близко к партнеру

Скорость

Много пауз, речь пре

рывистая, голос тихий; мимика выражена слабо

Плавная и легкая речь, голос громкий, скорого

ворка, проглатывание 

окончаний; мимика и жестикуляция активные



Пластичность

Трудное включение в разговор, долгое обду

мывание ответа, взве

шивание каждой фразы; мимика вялая

Быстрые и мгновенные ответы, легкое включение в разговор, импульсив

ность, наличие речевых погрешностей; активная мимика и жестикуляция

Эмоциональность

Спокойный, уверенный голос, преобладание ра

достных и приказных эмоциональных компо

нентов; голова припод

нята, близкая дистанция к партнеру

Резкие интонации, оби

лие отрицательных эмо

циональных компонентов (печали, гнева, страха, грусти), обилие междо

метий (ох!, ах!); шумо

вых эффектов (причмо

кивание и т.п.); бегающие глаза, дрожащие руки, частые повороты головы; потирание лица руками
Как видно из таблицы, динамические особенности проявления коммуникативных свойств личности делового партнера в той или иной мере определяются типом его темперамента. Высокие значе

ния коммуникативных характеристик более характерны для партне

ров-сангвиников и холериков. Низкие значения коммуникативных характеристик у меланхоликов и флегматиков.


Заключение

В целом же все эмоциональные проявления (собственно эмоции, аффекты, чувства, темперамент) обеспечивают избирательное отно

шение деловых партнеров к тем или иным социально значимым компонентам деловой ситуации и способствуют либо мобилизации, либо торможению их когнитивной ориентации и поведенческих актов.

Однако существуют деловые ситуации, когда избыточные эмоции неуместны: их проявление может дезорганизовать деятельность дело

вых партнеров. В таких ситуациях контролирование деловыми парт

нерами внешнего проявления своих эмоций, управление эмоциями настоятельно необходимы. Это может быть реализовано при наличии у деловых партнеров сильного характера и волевых качеств.




Литература

1. Антология мировой философии. — Т. 1. — М.: Мысль, 1969. — С. 459.

2. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. — М.: Фонд «Правовая культур. 1994

3. Буренко В.И. Власть и предпринимательство в контексте политической культуры российско

го общества / В.И. Буренко, В.В. Меркулов, Д.Д. Пеньковский, Л.Е. Раков. — М.: Национальный институт бизнеса, 2003. — С. 140.

4. Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. — М.: Мысль, 1966. - С. 501- 541

5. Титова Л. Г. «Деловое общение» : М. – 2005 г.


Скачать файл (156.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru