Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Швейные товары - файл 1.docx


Швейные товары
скачать (148.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx149kb.16.12.2011 05:11скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Понятие о швейных товарах и одежде

2. Требования к швейным товарам и их свой

ства

3. Типология потребления одежды

4. Гигиенические требования

5. Гигиенические свойства

6. Эстетические требования и свойства

7. Эстетические требования

8. Эстетические свойства

9. Эксплуатационные требования и свой

ства

10. Материалы, используемые при изготовлении швейных товаров, и их характеристика

11. Формирование свойств швейных товаров в процессе изготовления

12. Моделирование одежды

13. Конструирование одежды

14. Раскрой материалов швейных изделий

15. Пошивочный процесс швейных изделий

16. Влажно-тепловая обработка

17. Классификация и характеристика ассорти

мента швейных товаров

18. Классификация швейных изделий

19. Характеристика ассортимента одежды

20. Качество швейных товаров

21. Стандартизация швейных изделий

22. Факторы качества

23. Приемка швейных изделий по качеству

24. Сортность швейных изделий

25. Показатели качества. Оценка качества

26. Сохранение качества швейных товаров

27. Маркировка швейных изделий

28. Упаковка швейных товаров

29. Транспортирование швейных изделий

30. Хранение швейных товаров

31. Уход за швейными товарами

^ 1. ПОНЯТИЕ О ШВЕЙНЫХ ТОВАРАХ И ОДЕЖДЕ

Швейные товары включают изделия, получаемые с помо¬щью стежков, строчек и швов. Их делят на одежду, которая покрывает тело человека, и на изделия, не относящиеся к одеж¬де: постельное и столовое белье, изделия спортивного и турист-ского назначения и инвентаря (палатки, спальные мешки, рюкзаки), чехлы для приборов и др.

Основное место в общем ассортименте швейных товаров за¬нимает одежда, т.е. изделие или совокупность изделий, надева¬емое (-ых) человеком, несущее (-их) утилитарные и эстетичес¬кие функции. При этом важнейшей ее функцией является за-щитная. Эта функция, по заключению Ф. Энгельса, сыграла важную роль в развитии как швейного производства, так и 

че¬ловека. Он писал: «Переход его (первобытного человека) из пер¬воначально жаркой родины в районы, где год делится на зиму и лето, породил новые потребности — потребности в жилище и одежде, а следовательно, породил новые виды деятельности, которые все более отдаляли человека от животного».

Климатические условия обусловливают необходимость че¬ловека в одежде, в частности теплозащитной. В этой связи акад. Ф. Эрисман отмечал: «Если стены наших домов, сделанные из проницаемого для воздуха и обладающего большой теп-лоемкостью материала, могут быть названы первым кольцом укреплений, возводимых человеком против неблагоприятных влияний ветра, холода, солнца и прочего, то вторым кольцом защиты является одежда, посредством которой мы окружаем себя воздушной оболочкой, температура которой еще выше и подвергается меньшим колебаниям, нежели температура комнатного воздуха».

Все мы привыкли к одежде как к собственному телу. Настолько привыкли, что часто не интересуемся ее происхождением и возрастом.

Одежда появилась не сразу. Но она возникла потому, что должна была возникнуть, к ней вел весь процесс развития земли и человечества.

Археологические раскопки показывают, что одежда появи¬лась на самых ранних этапах развития человеческого общества (40—25 тыс. лет тому назад). Первые признаки одежды были обнаружены еще у людей палеолита в виде различных шкур животных, травы, наброшенных на плечи или закрепленных в виде юбок на поясе. Шкуры, листья, травы, ткань, натянутые на пояс, были прообразом первых юбок.

Бесспорно, базисная, или исторически первая функция одеж¬ды — защитить человеческое тело от неблагоприятных воздей¬ствий окружающей среды. Эта функция заключается в том, что любая одежда в какой-то мере удовлетворяет потребность в бе¬зопасности и самосохранении и защищает тело летом — от жа¬ры, зимой — от холода. В климатических зонах, где большую часть года стоят морозы, только теплая меховая одежда (она предпочтительнее одежды, например, на синтепоне, искус-ственном меху) сохраняет жизнь людей, так как именно нату¬ральный мех способен в экстремальных условиях обеспечить безопасность человека при сильном холоде.

Физическая и духовная жизнь человека обусловлена потреб¬ностями тела в защите его от непогоды и ненастья, а потребно¬стями духа — в украшении. Первобытные люди носили шкуры животных, пеньку, траву. Жители теплых стран не нуждались в защите от непогоды и только украшали себя. С развитием чув¬ства стыда они стали пользоваться первой одеждой — кусками ткани. В этой связи М. Домогацких, характеризуя простейший костюм первобытных народов, отмечал: «Эти люди почти не знают одежды. В некоторых селениях они носят жесткий пояс на бедрах, привязывая к нему передник, сплетенный из волок¬нистых растений. Часто сзади привешиваются для украшения ветви деревьев, которые, как мы выяснили, меняются через ка¬ждые два дня. В других селениях женщины носят 

плетеный по¬яс, а спереди — раковину или скорлупу кокосового ореха. Жен¬ская юбка плетется из банановых или кокосовых листьев, окра¬шенных в темно-коричневый или черный цвет. Иногда юбку со¬ставляют два небольших куска плетеной циновки, прикреплен¬ных к поясу спереди и сзади...»

С момента своего возникновения одежда играла не только чисто утилитарную роль, была предметом первой необходимо¬сти, но и предоставляла человеку реальную возможность изме¬нить свой облик, улучшить его, скрыть недостатки фигуры и внешности — отражала определенное представление о красоте, т.е. выполняла и эстетическую функцию.

Эстетическая функция каждым народом воспринималась по-своему. Примером этому служат традиции некоторых наро¬дов деформировать форму черепа, ступней, татуировать тело, удлинять шею, носить корсет и т.д.

Первые художественные образы, которые находили отраже¬ние в характере одежды, человек черпал из окружающей сре¬ды. Постепенно от подражания природе он переходил к худо¬жественно-образному решению одежды, созданию ансамбля предметов, формирующих его внешний облик.

История одежды неразрывно связана с развитием моды. Ее изучение открывает ключ к познанию нравов и обычаев как существующих, так и умерших народов. По форме и окраске одежд, по тканям мы узнаем степень их художественного и промышленного развития; изменения в покрое, в сочетаниях цветов, влияние костюма одного народа на одежду другого — все это дает нам возможность определить путь их развития или упадка; религия, искусство, философские учения влияют на внешность людей, по которой можно создать представление об этих культурных двигателях определенной эпохи.

Костюмы королей, вождей, героев и выдающихся исторических лиц характеризуют нередко целую историческую эпоху. Одежда человека своим общим «модным» видом характеризует известный период времени, а своими деталями, индивидуальными мелкими частностями, манерой носить ее определяет характер, вкусы, умственную и духовную жизнь человека.

Но костюм, одежда выполняют и другие, «нематериальные» функции, напрямую связанные с господствующими в данном обществе представлениями о целомудрии и стыдливости, роскоши и богатстве, социальном престиже. Эти функции можно объединить в функцию социального знака и символа. Костюм выступает как знак классовой, профессиональной дифференци¬ации; выражение экономической престижности, респектабель¬ности; принадлежности его носителя к той или иной группе; как знак полового различия, возраста, выражения веков; выра¬жение региональной и исторической культуры. Так, в Древнем Риме тогу мог носить только свободный взрослый римский гражданин (подростки носили особые тоги); определенные эле¬менты одежды соответствовали царскому или священническо¬му титулу; одежда военных и медиков характеризовала профес¬сию; одежда представителей многих неформальных 

молодеж¬ных объединений — панков, рокеров, металлистов и т.д. В ка¬честве символов выступают при этом как отдельные элементы костюма (галстук, запонка, фасон пиджака и т.д.), сам костюм как единое целое, так и весь набор используемой одежды. Сово¬купность знаков и символов составляют текст, который в пер¬вую очередь читается в процессе взаимодействия, т.е. одежда выполняет также коммуникативную функцию, или функцию «языка». Часто одежда отражает социально-экономическое по¬ложение индивида: бедная одежда — бедный человек, бога¬тая — богатый. Правда, в наше время в индустриально разви¬тых странах роль одежды как знака заметно уменьшилась в сравнении с прошлыми веками. Богатый в настоящее время одет не обязательно очень дорого, но и не бедно, бедный же не может одеться выше своих материальных возможностей. Одеж¬да является также знаком, который может читаться окружаю¬щими как текст, характеризующий вкус ее обладателя. Разуме¬ется, никто не хочет демонстрировать плохой вкус, но знак — это непроизвольный след статуса, поэтому он читается незави¬симо от желания его носителя. Наличие же плохого вкуса, про¬явленного в одежде, нередко читается как текст, говорящий о характере и уровне полученного образования, об общей культу¬ре человека. Вопреки желанию человека, его одежда может го¬ворить о наличии таких качеств, как снобизм, склонность к по¬казному потреблению, хвастовство и др.

Тот или иной набор предметов одежды, манера их надевать и носить всегда выполняли социальные, обрядовые, профессио¬нальные, а также знаковые функции: служили знаком радости или печали, торжественности, материального благосостояния, принадлежности к определенной профессии, классу и т.д. В за-висимости от назначения одежды выделяется ее главная функ¬ция. Так, для специальной одежды — это защитная функция, для нарядной — эстетическая.

Реальная функция изделия определяется конкретной ситуа¬цией потребления, т.е. внешними характеристиками его эксплу¬атации. Следовательно, вещь должна обладать рядом свойств, которые выступают ее материальными характеристиками. При этом полезная функция изделия обусловлена определенной потребностью: духовной, материальной, эстетической, куль¬турной. Она может представлять собой определенную комбина¬цию утилитарных, эстетических, культурных запросов челове-ка. Комбинация этих потребностей может меняться в зависи¬мости от того, кто является потребителем этой вещи, каковы условия и способы ее эксплуатации. Если потребность удовлет¬воряется, вещь полезна. Если же вещь не способна удовлетво-рить потребность человека, на которую ориентирована, она пе¬рестает быть вещью, наделенной полезными функциями, а сле¬довательно, и полезной вещью.

Основным содержанием функции является созданное чело¬веком равновесие между требованием к данной вещи и ответом на это требование. Ответ проявляется в знаках — фактурных, формальных, конструктивных, цветовых, материальных.



В процессе своего развития одежда выполняла те или иные функции, менялась конструктивно. О том, какие изменения претерпела одежда с древнейших времен до наших дней, можно судить на примере совершенствования двух ее конструктивных категорий. Плечевая одежда: шкура — накидка — плащ — тога — рубаха — платье — жакет — пальто и т.д.; поясная: набед¬ренная повязка — передник — юбка — штаны — чулки — панталоны — брюки и т.д.

С появлением тканей человек пытался закрепить их на теле. В зависимости от географического региона ткань драпировали (Древняя Греция, Рим); обертывали ею тело (Египет, Ассирия); делали прорези для головы, образуя пончо (латиноамерикан-ские страны). Со временем появился крой, который приспосаб¬ливал одежду к телу. Она прочно держалась, образуя прилегаю¬щую оболочку. Вначале из оболочки, образуемой целым полот¬нищем, выделялся рукав, затем — лиф, юбка, разные разъем-ные детали.

Развитие костюма от простых форм к сложным происходило прежде всего под влиянием климатических условий конкрет¬ной среды жизни человека. Трудовая деятельность человека также диктовала необходимость совершенствования одежды, дополняя ее нужными деталями. Развитие расширенного про¬изводства, торговли, ведение захватнических войн определили активный взаимообмен одеждой, обувью, тканями, отделками и украшениями к костюму. Благодаря заимствованию обога¬щался и значительно расширялся «гардероб» народов разных стран.

С годами ширится информация о новых видах материалов, идет процесс заимствования, растет производство, движется вперед мастерство пошива одежды. Исторические, географи¬ческие, социальные условия жизни народов находят отражение в одежде. Постепенно осознается, что «не одежда делает челове¬ка, а она сама — его создание, результат многовековых усилий человеческого гения».

В современных условиях одежда развивается в сочетании функций красоты и удобства. Что человек считает красивым в одежде — весьма индивидуально, хотя и корректируется време¬нем. Однако есть и общие принципы, нарушать которые всегда считалось некрасиво (одеваться не в соответствии с особенностя¬ми фигуры, не по возрасту или без учета ситуации). Удобство играет особую роль при значительных нагрузках на организм при работе, в долгих походах, при плохом самочувствии, а так-же в повседневной более динамичной жизни. Например, обра¬тившись к истории костюма, можно назвать множество изде¬лий как женского, так и мужского туалета, которые были не¬сомненно красивыми, но далеко не всегда удобными. Вспомним корсеты, сдавливающие грудную клетку, которые нарушали дыхание и кровообращение; платья на тяжелых каркасах, обильно украшенные драгоценными камнями, нашитыми на парчу и бархат, с высокими воротниками, которые искажали пропорции тела, лишали фигуру подвижности и т.д.


^ 2. ТРЕБОВАНИЯ К ШВЕЙНЫМ ТОВАРАМ И ИХ СВОЙСТВА

Современный период выявляет усиление и одновременно дифференциацию требований к большинству товаров, особенно к одежде. Только учет особенностей целевого назначения, соот¬ветствие потребностям различных групп населения гарантиру¬ют реализацию товара на рынке. Поэтому детальное выявление потребностей является исходной основой формирования опти¬мального ассортимента одежды с необходимым уровнем качест¬ва. Именно потребности находят свое дифференцированное вы¬ражение в типологии потребления.

^ 3. Типология потребления одежды

Типология потребления предусматривает выделение как ти¬пов потребителей, объединенных по единству или близости тре¬бований к товару, так и типовых условий потребления.

Основы типологии потребления одежды разработаны проф. В.П. Склянниковым (табл. 2.1). При этом как на важнейшую указывается на систему человек—одежда, в которой выделены две группы взаимосвязанных потребностей: биологические и социальные. Представленная система развития потребностей позволяет учесть важнейшие элементы и особенности эксплуа¬тации изделия, а также многообразие характеристик потребле¬ния, групп потребителей.

Одновременно создаются благоприятные предпосылки для более обоснованных решений о выборе модели, материалов, из¬делий и уровня их качества. 




Таблица 2.1

Класс потребностей

Группа потребностей, обусловленная

Признак, определяющий

потребности, типы потребителей и условия потребления

Потребности в си

стеме человек — одежда

Биологическими осо

бенностями человека

Социальной характе

ристикой человека

Пол, возраст, антропометриче

ские характеристики, индивиду

альные особенности: цвет волос, глаз, кожи, темперамент и т.д. Общественное положение, нацио

нальная принадлежность, место жительства, особенности условий жизни, специальность, увлече

ния, индивидуальные вкусы

Потребности в си

стеме человек — одежда — клима

тическая среда

Регионом пребывания Сезоном Временем суток

Север, средняя полоса, юг и др. Зима, весна-осень, лето Утро, день, вечер

Потребности в си

стеме человек — одежда — пред

метная среда

Естественной средой Искусственной средой

Одеждой как предме

том среды

Север, средняя полоса, юг и др. Домашняя, уличная, транспорт

ная, производственная, для ту

ризма, спортивная, торжествен

ная

Закрываемая часть тела, функ

циональный слой

Потребности в сис

теме человек — одежда — социаль

ная среда

Национальной средой

Средой условий жиз

недеятельности Уровнем жизни обще

ства

Требованиями социаль

но-исторического ха

рактера

Республика, край, автономная область и др.

Семья, улица, транспорт, произ

водство, туризм, спорт, торжества Высокий, средний, низкий и др.

Стиль, мода и др.

















































Кроме того, типология потребления существенно облегчает проведение потребительских оценок в маркетинговых исследо¬ваниях, она важна для специализации торговых предприятий, реализующих товары комплекса «Одежда». На основе типоло¬гии потребления необходимо рассматривать и требования к то¬варам.

Общая ТИПОЛОГИЯ потребления товаров комплекса «Одежда»

К швейным товарам предъявляются разнообразные требова¬ния: гигиенические, эстетические, эксплуатационные, экономи¬ческие. Они обеспечиваются одноименными группами свойств. 
^ 4. Гигиенические требования

Определяющая роль гигиенических требований к одежде и адекватных им свойств обусловлена тем, что она покрывает около 80 % поверхности тела человека, выполняя важные функ¬ции его жизнедеятельности (гигиена — от греч. hygieinos — здоровый).

В этой связи следует выделить четыре основные функции гигиенического характера, которые должны быть обеспечены в используемой человеком одежде:

1) защита от механических, химических и биологических воздействий;

2) защита от неблагоприятных климатических элементов;

3) поддержание тела человека в чистоте;

4) обеспечение нормальной жизнедеятельности организма.

Первая функция является определяющей для специальной,

а также спортивной одежды. Это не исключает необходимости обеспечения этой функции и в других классах одежды.

В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь (ст. 230) предусмотрено обеспечение работников средствами ин¬дивидуальной защиты, в том числе и специальной одеждой. При этом учтены работы с вредными, опасными условиями тру¬да (воздействие ядовитых паров, радиации, кислот, щелочей, брызг металла и др.)» а также работы, связанные с загрязнени¬ем или осуществляемые в неблагоприятных температурных ус¬ловиях. При этом порядок и нормы бесплатной выдачи работ¬никам средств индивидуальной защиты определяются Прави¬тельством Республики Беларусь.

Вторая функция требует защиты человека от различных природных воздействий: низких и высоких температур, осад¬ков, пыли, ветра, солнечной радиации и др. Эта функция обус¬ловлена различиями в климатических условиях отдельных районов и необходимостью их учета при создании одежды.

В настоящее время принято следующее деление территории СНГ по климатическим зонам:

I зона — территория с климатом, требующим высококачест¬венной меховой одежды и утепленной обуви;



II зона — территория с климатом, требующим обычной, но обязательно из теплозащитных натуральных материалов, ме¬ховой одежды и утепленной обуви;

III зона — территория с климатом, требующим преимущест¬венно теплой одежды и разнообразной обуви;

IV зона — территория с климатом, требующим больше одеж¬ды и обуви для защиты от сырости и осадков;

V зона — территория с климатом, требующим повышенного внимания к одежде и обуви для защиты организма человека от перегрева.

Для большинства зон особое место из многообразия требова¬ний отводится защите от низких температур.

Анализ работ, проведенных различными исследователями, позволил проф. Р.Ф. Афанасьевой сформулировать требования к одежде для защиты от холода. Наиболее важными из них яв¬ляются:

1) ограждение человека от чрезмерной отдачи тепла;

2) соответствие теплоизоляционных свойств одежды физи¬ческой активности человека и климатическим условиям, в ко¬торых предполагается ее эксплуатация;

3) внутренние слои одежды должны хорошо впитывать пот и легко отдавать влагу. Одежда не должна препятствовать вы¬ведению влаги из пододежного пространства;

4) одежда не должна вызывать перегревания тела человека. Допустимо небольшое охлаждение, которое стимулирует физи¬ческую деятельность, снижает усталость и способствует зака¬ливанию организма.

Поскольку одежда для защиты от холода различна, боль¬шое значение имеют свойства отдельных материалов, составля¬ющих пакет конструкции изделия. При этом чрезвычайно важ¬но учесть предполагаемые условия эксплуатации, неоднород¬ность тепловых потоков на отдельных участках тела человека (табл. 2.2).

С увеличением скорости ветрового потока и воздухопрони¬цаемости пакета материалов одежды возрастает интенсивность охлаждения человека.

При скорости ветра до 2 м/с воздухопроницаемость пакета в пределах 0—60 дм3/(м2 ■ с) практически не влияет на его тепло-изоляционные свойства. При более высокой скорости ветрового потока влияние показателя воздухопроницаемости на терми¬ческое сопротивление пакетов материалов одежды существен¬но, особенно при ветре 8—10 м/с.

Третья функция наиболее важна для изделий, контактиру¬ющих с телом человека: белья, чулочно-носочных, головных уборов, принадлежностей женского туалета и т.д.

Четвертая функция направлена на оптимальное функцио-нирование организма в системе человек—изделие—среда. В об¬щем плане реализация этой функции проявляется в обеспече¬нии трех показателей пододежного (между телом человека и одеждой) микроклимата в оптимальных пределах: температу¬ра — 28—32 °С; влажность — 35—55 %; содержание углекис¬лоты — 0,04—0,06 %.



Вышеприведенные функции с позиций физиологии орга¬низма и гигиенических требований к одежде могут подразде¬ляться по двум направлениям:

1) защита тела от неблагоприятных факторов окружающей среды — воздействий низких и высоких температур, измене¬ний солнечной радиации, ветра, атмосферных осадков, механи¬ческих воздействий;

2) создание необходимых условий для нормального функцио-нирования организма; поддержание постоянства температуры тела; выведение продуктов обмена — паров воды, углекислого газа, солей; препятствие проникновению извне пыли, грязи, микроорганизмов. 

Гигиенические требования к одежде дифференцированы в зависимости от ее назначения и условий эксплуатации. В об¬щем виде они сводятся к следующему:

1) теплозащитные свойства одежды должны соответствовать деятельности человека и условиям внешней среды, в которой она используется. Поэтому это свойство одежды должно регу¬лироваться;

2) воздухопроницаемость одежды и отдельных ее частей также должна соответствовать условиям эксплуатации и быть регулируемой;

3) внутренние слои одежды должны быть гигроскопичны и легко высыхаемы, одежда не должна препятствовать выведе¬нию влаги, выделяемой кожей человека;

4) одежда должна быть мягкой и легкой;

5) конструкция одежды должна позволять человеку выпол¬нять различные движения, легко одеваться и сниматься, не стеснять движения и кровообращение.

Современный период характерен широким использованием химических материалов при изготовлении швейных изделий. Они обладают рядом специфических свойств. Поэтому к одежде из них предъявляется ряд дополнительных требований:

♦ химическая стабильность материалов и веществ;

♦ степень электризуемости не должна превышать установ¬ленных санитарных норм;

♦ одежда из синтетических материалов не должна быть ток¬сичной, не вызывать раздражение кожных покровов.

Особое значение в обеспечении безвредности одежды имеют уровень и характер ее электризуемости, т.е. образование элек-тростатических зарядов за счет контактного трения.

Для характеристики статического электричества, возника¬ющего на материалах, имеет значение знак появляющихся за¬рядов. Так, большинство химических волокон, за исключением вискозы, электризуются отрицательно.

Наиболее важным фактором, от которого зависит способность материалов накапливать заряды, является химическая приро¬да волокон. Так, синтетические волокна, как правило, обладают большей степенью электризуемости, чем искусственные на ос¬нове целлюлозы. Природные волокна растительного происхож¬дения значительно меньше электризуются. 

Но в настоящее вре¬мя ткани, трикотажные полотна и изделия из них нельзя счи¬тать неэлектризующимися, так как наличие в них химических волокон и дополнительной химической обработки способству¬ют накоплению на их поверхностях незначительных зарядов.

Наблюдения приводят к заключению, что статическое элек-тричество, наряду с электромагнитным излучением, ионизиру¬ющей радиацией, шумом и вибрацией, может и должно быть отнесено к факторам внешней среды, небезразличным для здо¬ровья человека. Имеются данные о возможности отрицательно¬го воздействия статического электричества. Лица, подвергаю¬щиеся действию статического электрического поля, иногда жа¬луются на ухудшение общего самочувствия, головную боль, на¬рушение сна, болевые ощущения в области сердца.

Проявление рассмотренных функций обеспечивает нормаль¬ное состояние человеческого организма. При этом следует иметь в виду, что основой жизнедеятельности является обмен веществ. В процессе его организм получает и усваивает пита¬тельные вещества и кислород, а также расходует энергию и вы¬деляет в окружающую среду излишнее тепло и другие продук¬ты жизнедеятельности.

Важно обеспечить постоянство температуры тела человека (до 37 °С). Температурный диапазон существования организма узок. Нагревание тела до 42—43 °С и охлаждение до 24—25 °С могут привести к летальному исходу. Только сохранением пос¬тоянства температуры тела на основе подбора рациональной одежды достигается активная деятельность человека и неиз¬менная скорость обменных процессов в организме.

В системе человек—изделие важнейшими являются свой¬ства, обеспечивающие чистоту кожи, пододежного простран¬ства, а также самого изделия. Через кожу происходит выделе¬ние воды, углекислого газа, солей, жировых веществ. На коже взрослого человека расположено около 300 тыс. сальных же¬лез, которые выделяют кожное сало (от 100 до 300 г в неделю), смягчающее поверхность кожи и предохраняющее ее от высы¬хания, смачивания, проникновения микробов. При выделе¬нии пота из организма выводятся вода и соли. В среднем все потовые железы (их несколько миллионов) выделяют за сутки в условиях умеренного климата от 0,5 до 1 л пота, в жаркой зо¬не — до 450 г в час; при физической работе и ходьбе количест¬во пота может возрасти до 10 л в сутки. С поверхности кожи за неделю выделяется также от 40 до 90 г мелких чешуек поверх¬ностного рогового слоя. Поэтому одежда, особенно бельевые изделия, должна их поглощать, обеспечивая тем самым очист¬ку кожи от пограничного слоя, удерживать выделения до чист¬ки изделия. Естественно, что само изделие при этом загрязня¬ется (табл. 2.4).

Требования в данном случае выглядят двояко и противоречи¬во. С одной стороны, необходима очистка кожи, что возможно только путем поглощения выделений, с другой — нежелательна загрязняемость изделия. Высокая загрязнямость резко изменя¬ет ряд свойств одежды из тканей, особенно трикотажных изде¬лий. Так, бельевые изделия, загрязненные 

жидкими и плотны¬ми выделениями кожи, на 20 % хуже пропускают воздух, их масса в среднем увеличивается на 10 %,' толщина — на 25 %, зольность -— в 4—б раз, повышается и теплопроводность. Все это ухудшает комфортное состояние человека, затрудняет газообмен с внешней средой, способствует развитию микроорганизмов, ухудшает внешний вид, ведет к увеличению трудовых и эконо¬мических затрат на эксплуатацию изделия (стирка, чистка).

Кожа участвует и в газовом обмене, В спокойном состоянии на кожное дыхание (поглощение кислорода и выделение угле¬кислого газа) приходится около 1 % всего газового обмена. В те¬чение суток через поверхность кожи выделяется около 4,5 л уг¬лекислого газа и поступает 1,9 л кислорода. Повышение темпе¬ратуры воздуха и тяжелая физическая работа увеличивают ин¬тенсивность газообмена через кожу в несколько раз, доводя ее до 10 % легочного газообмена. Работы физиологов показали, что при содержании в пододежном пространстве более 0,07 % угле¬кислоты газообмен через кожу, а следовательно, и самочувствие человека ухудшаются. Концентрация углекислоты более 0,1 % вызывает обморок. Если парциальное давление азота под одеж-дой выше, чем в окружающей среде, то он всасывается в кровь, что небезопасно для организма. Поэтому в одежде необходимо предусмотреть вентиляцию пододежного пространства.

Следует особо отметить, что функционирование детского ор¬ганизма имеет существенные отличия. Учет их — одна из важ¬ных задач обеспечения гигиенических требований к одежде.

Организм детей находится в состоянии постоянного роста и развития, костная ткань отличается гибкостью и эластичностью, мышцы развиты слабо. Масса мышц по отношению к массе тела составляет у ребенка 8 лет — 27,2 %, а у юношей 18 лет — 44,2 %.

Мышцы детей богаче водой, но беднее белками, жирами, не-органическими веществами, в результате чего утомление их у ребенка наступает быстрее, чем у взрослых.

Дети по сравнению со взрослыми имеют более тонкую, неж¬ную кожу. У них менее совершенен аппарат теплорегуляции: теплоотдача повышена вследствие изменения (с возрастом) от¬ношений между поверхностью тела и его массой. У взрослого человека на 1 кг массы приходится 221 см2 поверхности тела, у детей 15 лет — 378 см2, детей 10 лет — 423 см2, у ребенка б лет — 456 см2, у новорожденного — 707 см2. Быстрое охлаж¬дение детей происходит и из-за тонкого эпителия и значитель¬ного количества крови, протекающей в толще кожи (в резуль¬тате более развитой сети капилляров). Поэтому кожа у детей в значительно меньшей степени, чем у взрослого, защищает орга¬низм от колебаний температуры внешней среды.

Круговорот крови у детей также совершается быстрее. Так, у взрослого человека в толще кожи протекает 1/3, а у детей 1/2 или даже 2/3 всей массы крови. В результате этого у детей уско¬ряется время кровотока: у взрослого человека оно составляет 22 с, у подростка 14 лет — 18 с, у ребенка 3 лет — 15 с.



Огромную роль играет кожа и в теплообмене организма со средой. Известно, что у человека в состоянии покоя даже при относительно низкой температуре воздуха (10—18 °С) около 1/5 продуцируемого им тепла отдается путем испарения выде¬ляющихся через кожу водяных паров. Дети большую часть вре¬мени пребывают в движении, при этом уровень теплопродук¬ции возрастает в 2—4 раза, поэтому количество испаряющейся влаги у них весьма существенно. При высокой же температуре воздуха начинается активное потение и практически весь избы¬ток тепла удаляется из организма путем испарения жидкости с поверхности тела.

У детей младшего возраста все физиологические системы, поддерживающие постоянную температуру внутренней среды и сохранение теплового баланса, развиты недостаточно. Измене¬ние неблагоприятных метеорологических факторов на детском организме отражается более резко, чем на организме взрослого человека.
^ 5.Гигиенические свойства

Требования гигиенического характера должны быть обеспечены соответствующими свойствами. Они включают гигроско¬пичность, теплозащитность, паро- и воздухопроницаемость, во-донепроницаемость, незагрязняемость, массу и др.

Материалы одежды способны поглощать различные вещест¬ва: газообразные, парообразные, жидкие, твердые. Поглоще¬ние обусловлено гигроскопическими свойствами материалов.

Гигроскопичность — это способность одежных материалов сорбировать (поглощать) на своей поверхности влагу (водяные пары, пот) и отдавать ее в окружающую среду. Количество по¬глощаемой влаги зависит от природы волокон. Так, при темпе¬ратуре 20 °С и относительной влажности воздуха 65 % гигроско¬пичность одежды из хлопчатобумажных тканей составляет 12—18 %, льняных — 12, шерстяных — 17, шелковых — 11, вискозных — 12, капроновых — 3, лавсановых — 0,4, ацетат¬ных — 7, триацетатных — 4,5 %.

Гигроскопичность важна и для сохранения теплового равно¬весия в системе человек—одежда. Под влиянием гигроскопич¬ной влаги увеличивается их теплопроводность. Это объясняет¬ся тем, что коэффициент теплопроводности воды в 20 раз выше, чем воздуха.

Теплозащитность характеризуется способностью одежды сохранять тепло, выделяемое телом человека. Теплозащитные свойства обеспечиваются при проектировании одежды. Они оп-ределяются рядом характеристик: суммарным тепловым сопро-тивлением пакета, толщиной и воздухопроницаемостью мате¬риалов пакета одежды, конструкцией изделия, волокнистым составом и структурой материалов.

Важнейшей и наиболее простой характеристикой теплоза¬щитных свойств готовой одежды является тепловое сопротив¬ление, т.е. показатель, обратный теплопроводности.



Тепловое сопротивление обусловлено толщиной воздушных прослоек, волокнистым составом материалов, числом слоев. Оно неодинаково для различных видов одежды (табл. 2.5).

Более высокой теплозащитностью обладает одежда, изго¬товленная из плотных, толстых материалов с начесом или вор¬сом, из материалов на основе шерстяных, лавсановых или нит¬роновых волокон и пряжи.

Однако использование толстых и плотных материалов при¬водит к утяжелению одежды, потере производительности труда человека, снижает экономические показатели одежды. Целесо¬образно формировать пакет одежды из материалов с наиболее возможными: термическим сопротивлением, хорошей прони¬цаемостью, достаточной механической прочностью на истира¬ние по сгибам, высокой формоустойчивостью, малой поверхно¬стной плотностью, низкой стоимостью материалов и их доступ¬ностью.

Оптимальным является рациональный четырехслойный па¬кет теплозащитной одежды, разработанный на основе учения о гигиене одежды.

В таком пакете функции каждого слоя строго определены.

1. Материал верха формирует внешний вид изделия и необ-ходимую прочность, износостойкость, несминаем ость одежды, стойкость к загрязнению, легкость очистки. Кроме того, важ¬нейшей функцией ткани верха является обеспечение оптималь¬ных влагонепроницаемости и воздухонепроницаемости, созда¬ющих благоприятный газовлажностный состав пододежного воздуха.

2. Ветрозащитная прокладка предназначена не только для обеспечения оптимальной воздухонепроницаемости, но и для создания определенной жесткости и прочности, необходимых для устойчивости пакета одежды к механическим воздействи¬ям. Оптимальная воздухонепроницаемость пакета одежды, не снижающая ее теплозащитности, зависит от скорости ветра, температуры воздуха.

3. Теплозащитную функцию выполняет в основном утепляю¬щая прокладка, которая должна иметь определенную толщину, малую объемную массу, влагопроводность не менее 40 г/(м2 • ч), упругость. Малая объемная масса прокладки обусловливает ее хорошие теплоизоляционные свойства благодаря большому со¬держанию в ней воздуха, а упругость — сохранение толщины и, следовательно, теплозащитной способности в процессе эксплуа¬тации. Указанный уровень влагопроводности должна иметь не только утепляющая прокладка, но и все остальные слои пакета верхней одежды, что способствует беспрепятственному удале¬нию влаги из пододежного воздуха.

4. Подкладка должна быть легкой, прочной, износостой¬кой, с гладкой поверхностью, гармонировать по цвету с матери¬алом верха, не иметь склонности к электризации.

Существенна зависимость теплозащитных свойств одежды от ее конструкции. Теплозащитность снижается в цепи конст¬руктивных решений одежды: комбинезон, куртка с брюками, пальто, полупальто. Следует иметь в 

виду, что одежда закры¬той конструкции заметно снижает вентиляцию пододежного воздуха.

Чтобы оградить пододежное пространство от проникнове¬ния холодного наружного воздуха, следует в рукавах приме¬нять напульсники, ворот закрывать до верха, применять цель¬нокроеный с основными деталями капюшон, широко приме¬нять пояса и другие конструктивные средства, обеспечивающие прилегание одежды к фигуре по талии и бедрам.

Для удовлетворения потребностей населения в районах с различными климатическими условиями необходимо диффе-ренцированное, с учетом теплозащитности, производство одеж¬ды. Важно в информацию товарного ярлыка в доступной форме включать данные о теплозащитности путем указания диапазо¬на отрицательных температур, в которых рекомендуется экс¬плуатация одежды.

Способность материалов пропускать воздух, пар, жидкости, дым, пыль, свет и радиоактивные излучения называется прони¬цаемостью,. Проницаемость характеризуют следующие физи¬ческие свойства материалов одежды: воздухо-, паро- и пылене¬проницаемость и др.

Воздухопроницаемость одежды, т.е. способность пропус¬кать воздух, обеспечивается воздухообменом между внешней средой и воздухом, заключенным в пододежном пространстве. По своему составу пододежный воздух отличается от окружаю¬щего атмосферного, так как он воспринимает газообразные вы¬деления кожи и загрязненной одежды.

Одежда должна быть воздухопроницаемой, что необходимо для поддержания теплового баланса организма с внешней сре¬дой, притока свежего воздуха к телу и удаления углекислоты из пододежного пространства. Излишнее количество углекис¬лоты отрицательно влияет на самочувствие и работоспособ¬ность человека. Поэтому одежда должна хорошо вентилиро¬ваться, для чего в нижней части проймы и под кокеткой делают отверстия. На воздухопроницаемость влияют волокнистый сос¬тав и структура используемых материалов, а также количество слоев и влажность пакета одежды.

Увеличение количества слоев пакета снижает общую возду-хопроницаемость. Наиболее резко это проявляется при увели¬чении слоев вдвое. Дальнейшее увеличение слоев пакета про¬является в меньшем снижении воздухопроницаемости. Наи¬большей воздухопроницаемостью обладают изделия бельевого и платьевого ассортимента, меньшей — плащевые, пальтовые, костюмные изделия.

Увеличение влажности пакета ведет к резкому снижению его воздухопроницаемости из-за заполнения пор влагой и набу¬хания волокон.

Паропроницаемость — способность одежды пропускать во¬дяные пары и тем самым обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности организма. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость одежды. Наилучшей паропроница- емостью характеризуется одежда из хлопчатобумажных и вис¬козных тканей; у одежды из пальтовых, плащевых тканей, осо¬бенно с пленочным покрытием, этот показатель хуже.



Водонепроницаемость, или водоупорность, — это сопротив¬ляемость одежды проникновению атмосферных осадков. Одеж¬да из материалов повышенной плотности и с водонепроницае¬мой отделкой имеет более высокую водоупорность. Однако ма¬териалы со специальными пропитками воздухонепроницаемы. Поэтому в одежде, изготовленной из водонепроницаемых тка¬ней, должны быть предусмотрены вентиляционные отверстия.

В процессе носки одежда загрязняется, впитывает выделе¬ния потовых и сальных желез.

Загрязняемость характеризуется:

♦ пылеемкостью;

« степенью загрязняемости выделениями кожи;

♦ легкостью и полнотой очистки при стирке и химической чистке.

Незагрязняемость одежды, ее способность не воспринимать пыль и другие загрязнения зависит от вида волокон, структуры и характера отделки ткани, а также от наличия швов, релье¬фов, складок, буфов. Ткани из пряжи фасонной крутки с шеро¬ховатой, ворсовой поверхностью характеризуются большей пы¬леемкостью по сравнению с тканями с гладкой, блестящей по¬верхностью. Меньше загрязняются также аппретированные ткани. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше пыленепрони¬цаемость.

Санитарно-микробиологические требования состоят в том, что одежда не должна способствовать накоплению и развитию микрофлоры. Желательно, чтобы одежные материалы облада¬ли антимикробной активностью. При очистке от загрязнений одежда не полностью освобождается от микроорганизмов, поэ¬тому она должна быть устойчива к различным видам санитар¬ной обработки — стирке и глажению при высокой температуре, дезинфицирующим препаратам.

Способность одежды пропускать свет называется прозрачно¬стью. Особую роль в световом спектре имеют ультрафиолето¬вые лучи (УФЛ). Они способствуют дезинфекции одежды и ко¬жи человека, выработке в организме необходимых микроэле¬ментов.

Потребность в УФЛ, особенно для детского организма, при-равнивается к потребности в кислороде. Общая суточная пот¬ребность в УФЛ составляет 0,3—0,6 эритемной дозы (вызываю¬щей временное покраснение кожи с последующим загаром). В за¬висимости от интенсивности солнечной радиации требования к одежде по этому показателю различны.

Важным показателем в обеспечении нормальной жизнедея-тельности организма является масса изделия. Она обусловлена массой используемых материалов, размером, ростом, полнотой и конструктивными особенностями швейного изделия.

Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1 /8—1/10 массы тела, что вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо снижение массы одежды за счет применения более легких основных, вспомогательных и утеп¬ляющих материалов.



Кардинальное снижение массы одежды (до 50 %), что осо¬бенно важно для детей и лиц пожилого возраста, может быть обеспечено за счет использования рационального пакета тепло¬защитной одежды.
^ 7. Эстетические требования

Эстетические требования направлены на полноту выявления эстетической функции одежды. Ее важность определяется тем, что эстетические свойства являются определяющими для одеж¬ды и весьма значимыми для других групп товаров

Наиболее высокие эстетические требования к одежде предъ¬являет молодежь, особенно в возрасте 17—21 года, и студенчес¬тво. Они руководствуются модой при выборе одежды на 70— 80 %. Особое внимание этой группе потребителей оправдано уже только тем, что она, по данным ЮНЕСКО, составляет 45 % населения планеты. При этом к молодым относится население в возрастном диапазоне 14—30 лет.

Эстетические требования должны обеспечить соответствие одежды направлению моды и эстетическим вкусам потребителей.

Мода — это непродолжительное господство в определенной общественной среде, в определенный период времени тех или иных эстетических вкусов, которые проявляются в одежде, обуви, прическе, мебели и т.д.

Мода в одежде — это те линии, цвета, элементы покроя и от¬делки, которые люди в определенный период времени, в опре¬деленной общественной среде считают наиболее красивыми.

Для моды как универсального явления характерны опреде¬ленные черты (рис. 2.1).

Их содержание учитывает ряд особенностей:

♦ престижность, т.е. стремление индивида выделиться в об-щественной среде или в собственной самооценке через облада¬ние модным изделием;

♦ канон (эталон) красоты, т.е. модное — это красивое, исто¬рически присущее человеку;

» универсальность. Суть этой черты моды в том, что с ней связывают не только одежду и другие товары, но и слова, места встреч молодежи, модные ансамбли и исполнителей и т.д.;

♦ плюралистичность определяет ориентацию при разработ¬ке тенденций моды на наиболее требовательную в эстетическом плане часть населения. Однако тенденции модного оформления изделий позволяют учесть и другие (возрастные, социальные) группы потребителей;

♦ обновляемость — это характерная черта, которая отмеча¬лась давно. Так, Вольтер писал: «Богиня прихотей, чья ветрена природа, возникнет, увлечет и вновь придет. Она рождается, меняясь каждый год. Отец ее — Протей, она зовется "Мода"». Критерий обновления является ответом на закон возвышения потребностей, в соответствии с которым они постоянно развива¬ются и усложняются, а общество должно находить 

возмож¬ность их наиболее полного удовлетворения. Новизна товара (модели) является очень важной в коммерческой деятельности, так как дизайн, внешнее оформление новых изделий на 75 % определяют решение человека о покупке.

Мировая практика показывает, что по критерию новизны товары можно разделить на группы:

♦ особо (принципиально) модные;

♦ модные (улучшенные или модифицированные);

♦ морально устаревшие (неизменные).

Соотношение между этими группами (в процентах): 16 : 6В : 16.

Это соотношение тесно связано с типологией потребителей на рынке, а именно: лидеры (новаторы), последователи и кон¬серваторы. Следовательно, при формировании ассортимента одежды с учетом критерия новизны основное внимание должно быть уделено модным на данный период изделиям. Именно им отдает предпочтение основная часть населения (68 %). В то же время, наряду с остромодными (16 %) изделиями, на рынке должно быть такое же примерно количество изделий, рассчи¬танных на консервативных потребителей.

Мода как сложное и очень важное в практике торговли явле¬ние зависит от многих факторов

Только выявление сущности и полноты' их учета позволяет рассчитывать на успех в коммерческой деятельности. При этом следует учесть и определенные закономерности, характерные для развития моды:

♦ мода возникает в наиболее развитых центрах и распрост¬раняется вширь и вглубь;

♦ развиваясь в определенном направлении, мода постоянно утомляет восприятие человеком ее повторяющихся элементов и уничтожает себя.

Современный период развития коммуникаций сокращает цикл возникновение—распространение моды.

Обобщение многообразия факторов, определяющих разви¬тие моды, выявляет, что существенные изменения в ней про¬исходят за период 5—7 лет (рис. 2.3). Это имеет важное значе¬ние для практики формирования ассортимента одежды в тор¬говле. На основе этой закономерности целесообразно отслежи¬вать зарождение новой моды и одновременно проявлять осто¬рожность при закупке, особенно больших партий, изделий че¬рез пять лет после их внедрения в производство.

С учетом эстетических требований в одежде должны быть обеспечены одноименные свойства.
  1   2   3   4   5



Скачать файл (148.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru