Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспект лекций Теория государства и права - файл 1.doc


Конспект лекций Теория государства и права
скачать (729.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc730kb.16.12.2011 05:54скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва
Конспект лекций
Пред­мет тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва

Метод тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва

Структура тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва

Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва и другие науки

Теория государства и права и отраслевые юридические науки

При­зна­ки го­су­дар­ст­ва.

Государственная власть

Функции государства

Внутренние функции государства.

Внешние функции государства.

Понятие политической системы общества.

Структура и функции политической системы

Типы политических систем

Место и роль государства в политической системе общества.

Понятие формы государства

Политические режимы: понятия и виды

Тоталитарный режим: понятие и признаки.

Авторитарный политический режим.

Демократический режим: понятия и признаки.

    По­ня­тие фор­мы прав­ле­ния

Монархическая форма правления, ее разновидности.

Республиканская форма правления, ее разновидности.

Форма территориального устройства: понятия и виды.

Унитарное государств

Федерация

Конфедерация

Функции современного российского государства

Эволюций функций Российского государства на современном этапе.

Непосредственная и представительная демократия.

Политическая система современного российского государства

Политический режим современной России.

Форма правления современного российского государства.

Характеристика российского федерализма

По­ня­тие ме­ха­низ­ма го­су­дар­ст­ва

Государственный орган: понятие , признаки, классификация.
^

Государственные служащие: понятие, виды


Органы законодательной власти

Исполнительно-распорядительные органы власти

Органы правосудия

Нетипичные ветви государственной власти.

Место главы государства в механизме государства.

Особенности разделения властей в современном российском государстве.

Признаки права

Понятие права.

Функции права: понятие и классификация.

Правовые нормы: понятия и признаки.

Структура правовой нормы.

Право в системе социального регулирования

Гипотеза правовой нормы

Диспозиция правовой нормы

Санкция правовой нормы

Понятие и структура правоотношений.

Содержание правоотношений: субъективные права и юридические обязанности.

Виды правоотношений

Юри­ди­че­ские фак­ты

Понятие системы права

Критерии выделения отраслей права

Общности права

Субъекты правоотношения

Объект и предмет правоотношений

Содержание правоотношений

Субъективное и объективное право

Осуществление права.

Эффективность права

Понятие реализации права, ее основные формы.

Реализация права –

Применение права как особая форма реализации права.

Стадии правоприменения :

Понятие юр. квалификации

Толкование правовых норм: понятия, элементы, способы.

Понятие источника права

Форма права, виды(источник права)

Нормативно-правовой акт: понятие и виды.

Судебный прецедент и правовой обычай (источники права).

Обычай как форма права

Правопорядок и общественный порядок

Понятия и признаки правонарушения.

Состав правонарушения

Виды правонарушений

Понятия и принципы юридической ответственности (виды юридической ответственности)

Основания юридической ответственности

Виды юр. ответственности

Понятие правовой системы и ее элементы. Виды правовых систем

Романо-германская правовая система

Англо-американская правовая семья.

Система современного российского права.

Правосознание: понятие и структура.

Правовое воспитание и правовая культура.

Типы правовых культур

Правовой режим законности

ТГП и социальная практика

Критерии периодизации государства и права

Генеральная функция государства

Особенности российской правовой системы

Понятие и виды систематизации нормативно правовых актов.
^ 3. Пред­мет тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва

Пред­ме­том тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва яв­ля­ют­ся ос­нов­ные об­щие за­коно­мер­но­сти воз­ник­но­ве­ния, функ­цио­ни­ро­ва­ни­я и раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва и пра­ва. Дан­ная нау­ка изу­ча­ет при­чи­ны про­ис­хо­ж­де­ния го­су­дар­ст­ва и пра­ва, их фор­мы и ти­по­ло­гию, ос­нов­ные за­ко­но­мер­но­сти по­строе­ния сис­те­мы ор­га­нов го­су­дар­ст­ва и сис­те­мы пра­ва, их функ­циональ­ное воз­дей­ст­вие на об­ще­ст­вен­ную жизнь.

^ Осо­бен­но­сти пред­ме­та тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва как нау­ки вы­ра­жа­ют­ся в сле­дую­щем:

1.Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва изу­ча­ет го­су­дар­ст­вен­ную и пра­во­вую над­строй­ку в це­лом. Она обоб­ща­ет опыт го­су­дар­ст­вен­но­го и пра­во­во­го строи­тель­ст­ва в об­ще­ст­ве на всех эта­пах его раз­ви­тия.

2.Со­дер­жа­ние пред­ме­та тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва со­став­ля­ют не лю­бые, а ос­нов­ные об­щие за­ко­но­мер­но­сти го­су­дар­ст­ва и пра­ва, в ко­то­рых про­яв­ля­ет­ся их сущ­ность и со­ци­аль­ное зна­че­ние для всей об­ще­ст­вен­ной жиз­ни.

3.Пред­мет тео­рии со­став­ля­ют го­су­дар­ст­во и пра­во в их един­ст­ве. По­че­му и го­су­дар­ст­во, и пра­во изу­ча­ют­ся в рам­ках од­ной нау­ки? По­то­му, что они яв­ля­ют­ся ор­га­ни­че­ски взаи­мо­свя­зан­ны­ми ме­ж­ду со­бой час­тя­ми над­строй­ки об­ще­ст­ва и су­ще­ст­во­вать изо­ли­ро­ван­но не мо­гут. Го­су­дар­ст­во из­да­ет и ох­ра­ня­ет нор­мы пра­ва, без его пра­во­твор­че­ской и вла­ст­ной дея­тель­но­сти они не мо­гут при­об­ре­сти офи­ци­аль­ную фор­му ре­гу­ля­то­ра об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний. С дру­гой сто­ро­ны, в нор­мах пра­ва го­су­дар­ст­во по­лу­ча­ет свое юри­ди­че­ское оформ­ле­ние, его дея­тель­ность осу­ще­ст­в­ля­ет­ся толь­ко на ос­но­ве пра­во­вых норм, за­ко­нов, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют фор­му го­су­дар­ст­вен­но­го прав­ле­ния, струк­ту­ру го­су­дар­ст­ва, си­сте­му его ор­га­нов, их за­да­чи, ком­пе­тен­цию, фор­мы и ме­то­ды го­су­дар­ст­вен­ной дея­тель­но­сти.

Ис­хо­дя из осо­бен­но­стей пред­ме­та дан­ной нау­ки мож­но сде­лать вы­вод о том, что тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва яв­ля­ет­ся:

–об­ще­ст­вен­ной нау­кой, так как изу­ча­ет та­кие об­ще­ст­вен­ные яв­ле­ния, как го­су­дар­ст­во и пра­во;

-юри­ди­че­ской нау­кой, изу­чаю­щей толь­ко го­су­дар­ст­вен­ную и пра­во­вую сто­ро­ны об­ще­ст­вен­ной жиз­ни;

–об­ще­тео­ре­ти­че­ской нау­кой, по­сколь­ку вы­яв­ля­ет и объ­яс­ня­ет об­щие за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва и пра­ва.

Как и лю­бая нау­ка, тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва вы­пол­ня­ет оп­ре­де­лен­ные функ­ции, ха­рак­те­ри­зую­щие ее тео­ре­ти­че­ское и прак­ти­че­ское зна­чи­мые дня про­грес­сив­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния об­ще­ст­вен­ной жиз­ни.

1.^ По­зна­ва­тель­ная функ­ция вы­ра­жа­ет­ся в объ­яс­не­нии яв­ле­ний и про­цес­сов го­су­дар­ст­вен­ной и пра­во­вой жиз­ни об­ще­ст­ва. Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва не толь­ко изу­ча­ет в обоб­щен­ном ви­де го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вую над­строй­ку, но и объ­яс­ня­ет объ­ек­тив­ные про­цес­сы ее раз­ви­тия, вы­яв­ля­ет, ка­кие за­ко­но­мер­но­сти ле­жат в ос­но­ве этих про­цес­сов, оп­ре­де­ля­ет их сущ­ность и со­дер­жа­ние.

2.^ Эв­ри­сти­че­ская функ­ция. Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся по­зна­ни­ем и объ­яс­не­ни­ем ос­нов­ных за­ко­но­мер­но­стей го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вой дей­ст­ви­тель­но­сти. Про­ни­кая вглубь по­знан­ных за­ко­но­мер­но­стей, уяс­няя их тен­ден­ции и взаи­мо­свя­зи с дру­ги­ми об­ще­ст­вен­ны­ми яв­ле­ния­ми, она от­кры­ва­ет но­вые за­ко­но­мер­но­сти го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вой жиз­ни об­ще­ст­ва.

3.^ Про­гно­сти­че­ская функ­ция. Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва не толь­ко ус­та­нав­ли­ва­ет ре­аль­ность но­вых за­ко­но­мер­но­стей, но и оп­ре­де­ля­ет ус­той­чи­вые тен­ден­ции к раз­ви­тии изу­чае­мых ею яв­ле­ний. Она кон­ст­руи­ру­ет на­уч­ные ги­по­те­зы даль­ней­ше­го раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва и пра­ва на ос­но­ве аде­к­ват­но­го от­ра­же­ния их объ­ек­тив­ных за­ко­но­мер­но­стей. Ис­тин­ность вы­дви­гае­мых ею ги­по­тез про­ве­ря­ет­ся прак­ти­кой.

Тео­рия го­су­дар­ст­ва и пра­ва вы­пол­ня­ет ука­зан­ные функ­ции при­ме­ни­тель­но к пред­ме­ту ис­сле­до­ва­ния, опи­ра­ясь как на соб­ст­вен­ные ре­зуль­та­ты, так и на дан­ные дру­гих юри­ди­че­ских на­ук. Осо­бен­ность функ­ций тео­рии го­су­дар­ст­ва и пра­ва со­сто­ит в том, что они осу­ще­ст­в­ля­ют­ся в фор­ме об­ще­тео­ре­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, ко­то­рое ло­ги­че­ским пу­тем вы­яв­ля­ет при­чин­ные и функ­цио­наль­ные свя­зи го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вых яв­ле­ний, оп­ре­де­ля­ет об­щие за­ко­но­мер­но­сти их раз­ви­тия в ос­во­бо­ж­ден­ном от ис­то­ри­че­ских слу­чай­но­стей и от­кло­не­ний ви­де

Иными словами, предмет науки — это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено и научное познание. Теория государства и права изучает общие закономер­ности возникновения, развития, назначения и функциони­рования государства и права. Она как бы вычленяет государ­ство и право из всей системы общественных явлений и ис­следует их внутренние закономерности. Но и в этом случае государство и право рассматриваются в связи с экономи­кой, политикой, моралью, культурой и другими обществен­ными феноменами.

Предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и го­сударства, роль и место государства и права в политичес­кой системе общества. Она изучает не только государствен­но-правовые явления и процессы, но и представления лю­дей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

Единство предмета теории государства и права обус­ловливается ее практическим и научно-понятийным един­ством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому теория государства и права не изолирован­ные отрасли знания, а единая наука. Но, оставаясь целост­ной наукой, она подразделяется на две относительно само­стоятельные структурные части: теорию государства (государствоведение) и теорию права (правоведение)

Именно отмеченные единство и дифференциация по­зволяют изучать государство в его правовом оформлении и юридическом закреплении, а право — в его государствен­ном обеспечении, гарантировании, не мешая при этом уг­лубленному и детальному анализу и государства, и права.

Итак, предметом теории государства и права высту­пают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

Особое место в нашей науке должно занимать учение о российской государственности, ее исторических, нацио­нально-культурных корнях и традициях, о настоящем и бу­дущем российского государства и права.
^ 4. Метод ТГП

Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания.( с помощью которых субъект познает объект). Все многообразие методов теории государства и права можно представить в виде следующей системы. 1. Всеобщие методы – (описание, наблюдение, сравнение) это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику - материалистическую и идеалистическую; последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм. Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика - с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. 2. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов( используются в группах наук). К числу общенаучных методов относят: - анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части); - синтез (изучение явления путем условного объединения его— составных частей); - системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем); - функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др. Одни методы используются в естественных науках, др. в общественных.

^ 3. Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук.( методы выработанные и используемые в одной отдельно взятой науке). - сравнитель­ного правоведения, который имеет свои объектом сходные государственно-правовые институты раз­личных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставле­нии большого числа сходных объектов. Например, достоин­ства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с анало­гичными институтами других стран. правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механи­ческим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.

- Традиционен для юридической науки формально-юри­дический метод. Исследование внутреннего строения пра­вовых норм и права в целом, анализ источников (форм пра­ва), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. — все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юри­дическом оформлении компетенции органов государства и т. д.

Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-пра­вовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. ( методы строятся с применением обще-научных методов к своему прдмету.

Все методы складываются исторически.

Первый метод в средние века – метод дедукции (метод выводного знания от общего к частному. В новое время- метод индукции (метод от частного к общему) Основывается на описание и измерение реально существующих предметов. В 19 в. индуктивный метод трансформируется в позицивизм.( научное суждение должно основываться на фактах. Факты - это суждение о единичном, которые выражают внешние признаки соответствующих людей, событий. В начале 20 века позицивистский метод переориентировался и стал логическим(Главное в методе логика, подтверждение правил формальной логике). 2 половина 20 века – господствовал метод системного подход. Сейчас господствующего метода нет. Постмодернистский- одна точка зрения является относительно верной). Антропологический – изучает человеческое измерение права, оценка права в правосознание.

^ 5. Структура ТГП

Разделяется по двум основаниям:

1. По горизонтали – выделение составных частей предмета, ( теория государства, теория права). Главным предметом ТГП является право и государство, но к предмету ТГП относятся и другие соц. явления, в том объеме в каком они влияют на право и государство.

2. ^ По вертикале: 1)Философский(верхний):- формулирует абстрактные понятия дисциплины ; определяет предмет дисциплины; происходит адаптация общенаучных методов применительно к юриспруденции; определяется критерий оценки практики, критерий эффективности.

2) Теоретический: - структура ТГП по горизонтали. То\еории среднего уровня нужны для того чтобы связать философские концепции с империческими .

3) Имперический (уровень фактов) – с помощью конкретной методики изучается правовая реальность. Результат изучения = научной работе (факт)

^ 6,7 ТГП и другие соц. науки
Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук. Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты. Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можно подразделить на следующие виды: — теория государства и права; - историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений); - отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное и другие отрасли права); - прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая кибернетика и т.п.). Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. В свою очередь теория государства и права дает конкретный материал для широких философских обобщений. Место теории государства и права в системе юридических наук. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод).
^ 7. ТГП и отраслевые юридические науки
По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки. Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является: - гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук); - политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); - теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

Все перечисленные разновидности и группы юридических наук, за исключением теории государства и права, в качестве предмета исследования рассматривают лишь отдельные стороны проявления и развития государства и права, более или менее ог­раниченные сферы их функционирования и их отдельные струк­турные части. Например, история государства и права изучает политическое устройство и право, государственные институты и законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды.

Специальные отраслевые науки изучают отдельные составные части системы российского права, его различные отрасли, каж­дая из которых представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих какую-то конкретную широкую сферу однородных общественных отношений. Например, предмет науки административного права составляют нормы, регулирую­щие общественные отношения, которые возникают в процессе формирования и исполнительно-распорядительной деятельнос­ти органов государственного управления. Наука гражданского права изучает нормы, регулирующие имущественные и связан­ные с ними личные неимущественные отношения, и основанные на них гражданские правоотношения. Предметом науки уголов­ного права являются нормы, которые определяют преступность и наказуемость деяний, представляющих общественную опас­ность для данной социальной системы, и основанные на них уголовно-правовые отношения. Международное (публичное) право изучает нормы, регулирующие внешнеполитическую дея­тельность государств, отношения между ними и другими участ­никами (субъектами) международного общения.

Поэтому ни одна из частных, структурных юридических наук в отдельности, ни все они вместе взятые не в состоянии обеспечить изучение государства и права как единых и целостных систем, познания их общих закономерностей возникновения, разви­тия и функционирования. Именно необходимостью реализации этой задачи определяется существование и назначение такой от­дельной самостоятельной юридической науки, как теория госу­дарства и права.

Все отраслевые юридические науки — государственное (кон­ституционное) право, административное, трудовое, граждан­ское, гражданский процесс и др. — руководствуются разработан­ными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятия­ми государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотно­шения, субъективного права и юридической обязанности и т.д.

В то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отрасле­вых наук о государстве и праве. Их фактический материал и тео­ретические обобщения — один из важнейших источников суще­ствования и развития теории государства и права.

^ 10. При­зна­ки го­су­дар­ст­ва.

Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо клас­совых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

При­ня­то вы­де­лять для это­го ос­нов­ные при­зна­ки го­су­дар­ст­ва. К ним от­но­сят­ся:

На­ли­чие оп­ре­де­лен­ной тер­ри­то­рии и тер­ри­то­ри­аль­ное раз­де­ле­ние гра­ж­дан от­ли­ча­ет го­су­дар­ст­во от дру­гих форм об­ще­ст­вен­ной ор­га­ни­за­ции лю­дей. Де­ле­ние лю­дей по при­зна­ку род­ст­ва, как при ро­до­п­ле­мен­ной ор­га­ни­за­ции об­ще­ст­ва, ус­ту­па­ет ме­сто ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­но­му де­ле­нию. Сле­до­ва­тель­но, лю­ди де­лят­ся не по при­над­леж­но­сти к то­му или ино­му ро­ду, а по при­над­леж­но­сти к оп­ре­де­лен­ной ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ной еди­ни­це, т.е. по мес­ту жи­тель­ст­ва. Пре­ж­де все­го это по­зво­ли­ло бо­лее эф­фек­тив­но осу­ще­ст­в­лять го­су­дар­ст­вен­ную власть и управ­лять об­ще­ст­вом и го­су­дар­ст­вом.

^ Пуб­лич­ная (об­ще­ст­вен­ная) власть, как из­вест­но, су­ще­ст­во­ва­ла и в пер­во­быт­ном об­ще­ст­ве, од­на­ко там она прак­ти­че­ски сов­па­да­ла с на­се­ле­ни­ем и не но­си­ла по­ли­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра. От­ли­чи­тель­ной чер­той го­су­дар­ст­вен­ной пуб­лич­ной вла­сти яв­ля­ет­ся то, что она при­над­ле­жит не всем гра­ж­да­нам, а до­ми­ни­рую­ще­му в об­ще­ст­ве со­ци­аль­но­му слою, и но­сит по­ли­ти­че­ский ха­рак­тер. Пуб­лич­ная власть осу­ще­ст­в­ля­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми.от­ря­да­ми лю­дей, ко­то­рые управ­ля­ют го­су­дар­ст­вом и при не­об­хо­ди­мо­сти ис­поль­зу­ют при­ну­ж­де­ние. Специфическая особенность органов, образующих в своей со­вокупности государственный механизм, состоит в государствен­но-властном характере их полномочий, что связано с обязатель­ным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать право­вые акты и охранять их от нарушения

^ Пра­во, гос. власть - не­об­хо­ди­мый ат­ри­бут го­су­дар­ст­ва, т.к. без пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний не­воз­мож­но эф­фек­тив­ное ру­ко­во­дство об­ще­ст­вом. Пра­во обес­пе­чи­ва­ет наи­бо­лее пол­ную реа­ли­за­цию при­ни­мае­мых го­су­дар­ст­вом ре­ше­ний и обес­пе­чи­ва­ет ус­той­чи­вость го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти. Толь­ко го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны при­ни­ма­ют об­ще­обя­за­тель­ные для все­го на­се­ле­ния го­су­дар­ст­ва ве­ле­ния, ко­то­рые об­ли­че­ны в фор­му пра­во­вых норм, ис­пол­не­ние ко­то­рых обес­пе­че­но го­су­дар­ст­вен­ной при­ну­ди­тель­ной си­лой. Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подраз­делений и членов, тогда как нормативные акты государства обя­зательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должност­ных лиц и граждан. Правотворчество — исключительная преро­гатива государства.

^ Су­ве­ре­ни­тет го­су­дар­ст­ва оз­на­ча­ет вер­хо­вен­ст­во и не­за­ви­си­мость го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти по от­но­ше­нию к дру­гим про­яв­ле­ни­ям вла­сти в об­ще­ст­ве и в от­но­ше­ни­ях с дру­ги­ми го­су­дар­ст­ва­ми и на­ро­да­ми. По срав­не­нию с дру­ги­ми ви­да­ми вла­сти, го­су­дар­ст­вен­ная власть уни­вер­саль­на, т.к. толь­ко ее ре­ше­ния рас­про­стра­ня­ют­ся на все на­се­ле­ние и на все об­ще­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции стра­ны. Все ос­таль­ные ви­ды вла­сти, по срав­не­нию с го­су­дар­ст­вен­ной, на­хо­дят­ся в под­чи­нен­ном по­ло­же­нии и не­за­кон­ны, а ре­ше­ния этих вла­стей мо­гут быть от­ме­не­ны го­су­дар­ст­вен­ной вла­стью.

На­ло­ги - так­же не­об­хо­ди­мый ат­ри­бут го­су­дар­ст­ва, т.к. толь­ко го­су­дар­ст­во мо­жет об­ла­гать на­ло­га­ми на­се­ле­ние. На­ло­ги не­об­хо­ди­мы го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти для под­дер­жа­ния жиз­не­дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­вен­но­го ап­па­ра­та, а так­же для обес­пе­че­ния обо­ро­ны стра­ны, для осу­ще­ст­в­ле­ния об­ще­ст­вен­ных ра­бот, со­ци­аль­ных про­грамм, ох­ра­ны ок­ру­жаю­щей сре­ды и т.д.

Государство — единственная в политической системе орга­низация, которая располагает правоохранительными (каратель­ными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и право­порядка.

Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, сувере­нитет, территориальную целостность и безопасность.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (729.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru