Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Россия и Запад в новых геополитических условиях - файл 1.doc


Контрольная работа - Россия и Запад в новых геополитических условиях
скачать (76.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc77kb.16.12.2011 06:20скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
РОССИЯ И ЗАПАД В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

1. Две реальности Запада и их отражение в новых геополитических условиях.

Англия была с ХVI века воплощением морского могущества, базировавшегося на морской торговле и гаранте ее обеспечения — военно-морском флоте. Согласно закону береговой зоны, Западная Европа приняла импульсы развития от передовой Англии, постепенно включившись в процессы «торгового строя».

Колонизация американского континента европейцами привела к тому, что первенство Острова Англия перешло к США. Геополитическая реальность Соединенных Штатов Америки — это по сути воплощение виртуальной проекции европейского «торгового строя» (Номоса Моря) на неевропейской территории американского континента.

Перенос полюса морского могущества за Атлантический океан, на американский континент привел к трансформации стратегического значения Западной Европы. Из стратегически самостоятельной зоны Западная Европа, в том числе и остров Англия, превращаются в стратегическую колонию США, в стратегический плацдарм для установления американского контроля над всей Евразией.

Эта геополитическая конструкция современного Запада до сих пор содержит в себе две реальности разного смысла: Запад - Америка и Запад — Европа.

2. США и Европа: трансатлантическая геополитика.

Трансатлантическая геополитика — это политика стратегического сотрудничества США и Европы, сложившаяся после Второй мировой войны, в условиях холодной войны с СССР с целью противопоставления совокупной силы атлантических государств могущественному врагу.

Консолидация атлантических государств основывалась на таких элементах единства, как(1) западная идентичность стран и народов по обе стороны Атлантического океана и (2) общность ценностей, разделяемых атлантическими народами, таких, как верховенство закона, веротерпимость, приверженность демократии и рыночным регуляторам экономики.

В современных условиях совокупная экономическая мощь Западной Европы почти сравнялась с американской. доля Западной Европы в мировом БВП — 19,8 %, США — 21 %. Европейские эксперты отмечают, что США и ЕС в недалекой перспективе настигнет широкомасштабный торговый и экономический конфликт. Евро становится сильным конкурентом доллара в международных расчетах. Экономическая мощь Европы вступает в противоречие с геополитической зависимостью ее от Америки. дефицит военной мощи, ресурсов, политической инициативы и внутренние разногласия мешают обеспечить Европе геополитическую субъектность.

Поэтому Европа и особенно США еще и сейчас сохраняют интерес к трансатлантическому союзу.

^ Европейская геополитика характеризуется прежде всего успешной региональной интеграцией, воплотившейся в Европейском Союзе (ЕС) — межгосударственном объединении с признаками федеративного государства. Он образован в 1993 году в соответствии с Маахстрихтским договором. Создано единое экономическое пространство, в котором свободно перемещаются товары, услуги, капиталы, люди. Установлено единое европейское гражданство, функционируют единые экономические институты — Европейский валютный институт, Европейский центральный банк и единая валюта; единые политические институты — Европейский Совет, Совет ЕС, Европейская комиссия, Европейский парламент, Европейский Суд. Можно вполне рассматривать ЕС как единое геополитическое пространство, как естественное движение Европы к геополитической суверенности.

После крушения дв3хполюсной модели мироустройства и распада СССР происходит перегруппировка сил на оси Запад-Восток; объединяется Германия, ЕС принимает в свой состав десять государств Центральной и Восточной Европы, что резко усилило центральноевропейский потенциал в ущерб западному, атлантическому и возможности раскола европейской геополитики на атлантизм и германоцентричный континентализм. Обратные дезинтеграционные процессы связаны с распадом СССР, разрушением Югославии, мирным расколом Чехословакии и образованием на их месте новых независимых государств.

3. Россия и Европа.

В ХХ1 веке европейское направление занимает важное второе место после СНГ в российском внешнеполитическом курсе, в 90-е годы ХХ века на этом месте во внешнеполитических приоритетах России была Америка.

Стратегии России и ЕС в отношении друг друга закреплены в принятых документах «Совместной стратегии ЕС по отношению к России» и «Стратегии развития отношений РФ с ЕС на среднесрочную перспективу» (1999), в проекте Общего Европейского Экономического пространства (ОЕЭП).

^ Интересы европейцев в отношении России: построение в России стабильной демократии, правового государства и рыночной экономики; вовлечение России в общеевропейское экономическое пространство; подготовка к вступлению в ВТО; защита окружающей среды; борьба с организованной преступностью, сотрудничество в области энергетической безопасности. Российская стратегия в отношении Европы содержит более практические направления: создание надежной системы коллективной безопасности; повышение формата и результативности политического диалога; развитие торговли и инвестиций, инфраструктуры и правовой базы сотрудничества, совместное решение трансграничных вопросов, сотрудничество в наукоемких производствах.

На саммите Россия — ЕС в 2003 году принято решение о формировании четырех общих пространств — экономического; пространства свободы и правосудия; сотрудничества в области безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты.

Таким образом были четко обозначены основные направления взаимоотношений России и ЕС на основе принципов равноправия, партнерства и взаимных интересов. Стороны приступили к реализации концепции создания Общего европейского экономического пространства. В перспективе предполагается распространение на российское пространство режима четырех свобод - движения товаров, услуг, капиталов и граждан, что явилось бы признаком общего рынка между Россией и ЕС.

4. Россия и США.

В новых геополитических условиях отношения России и Америки уже нельзя квалифицировать как конфронтационные, но они не утратили характер геополитического соперничества.

Геостратегическая цель США в отношении России четко прописана и в трудах американских экспертов, и в доктринальных документах американского государства. Формулировки не оставляют никаких сомнений насчет того, что Россия не рассматривается Вашингтоном в качестве стратегического партнера.

даже события 11 сентября 2001 года, расширившие зону общих интересов России и США (борьба с терроризмом), не изменили отношения США к России лишь как к тактическому партнеру.

Различны представления США и России о будущем мироустройстве: для Америки характерно видение униполярного будущего во главе с США, в России предпочитают международное управление мировым сообществом.

^ Основные составляющие геостратегии Америки в отношении России можно свести к следующим положениям:

не допустить утверждения субьектной геополитической роли России в мире; ее вхождение в глобальное пространство допускается лишь на условиях, выработанных США; одновременно поддерживается недоверие мирового сообщества к России (высказываются опасения по поводу безопасности ядерного потенциала России и сомнения по поводу демократической трансформации российского общества);

не допустить ни единого союза в Евразии, закрепить в ее пространствах геополитический плюрализм на основе политического маневрирования и манипуляций;

переориентировать внимание российских политиков и общественности с задачи сохранения за собой обширных территорий на задачу модернизации страны. Хотя, напротив, только <собирание» земель, превращение их в стабильное функциональное пространство для России является одним из важнейших условий модернизации;

стимулировать региональный сепаратизм, разрушение культурного пространства и ориентацию мобильных групп, особенно молодежи, на американские жизненные стандарты, что угрожает пространственной целостности России.

Основные механизмы достижения стратегической цели в отношении России вполне просматриваются:

• устранение потенциальных союзников России с позиции самостоятельного действия в пространствах Евразии (разрушение Югославии, Ирака, объявление центрами «оси зла» Ирана, КНДР; дискредитация Белоруссии; привлечение Китая к стратегическому союзу с Америкой на дальнем Востоке и в АТР; удержание европейских стран в пределах трансатлантического геополитического пространства);

• поддержка проамериканских ориентаций бывших советских республик (Украины, Азербайджана, Грузии, Узбекистана) и увеличение проамериканских пространств по периметру России,

• наращивание информационного и психологического давления на российское общество: развитие взаимодействия непосредственно с руководством российских регионов, проводящих все более независимую от Москвы политику в социально-экономическом пространствах регионов, подкуп элиты, приглашаемой к соучастию в глобальной вестернизации.

Справедливости ради следует отметить, что в США растет число политиков, отношение которых к России характеризуется признанием ее субъектной геополитической роли в современном мире. Но они пока в меньшинстве.

5. Концепция возвращения в европейский дом.

Эта концепция легла в основу либерально-демократических реформ в России конца ХХ века, Суть ее состоит в признании общности исторической судьбы и национальных интересов России с историей и интересами Западной Европы. Более того, западно-европейский общественный порядок признается общечеловеческим идеалом. Западноевропейская экономика и рыночные институты рассматриваются как универсальное, всеобщее явление, развивающееся на основе универсальных и всеобщих закономерностей. Это типичная евроцентристская позиция. С этой позиции развитие России видится лишь как догоняющее, вслед за Западной Европой, будущее России связывается лишь с «возвращением» ее в «европейский дом».

Рассмотрим, во что обернулась ориентация России на Запад. За время реформ, с 1991 по 2001 гг., долг России возрос до 160 млрд. долларов. Россия попала в продовольственную зависимость от импорта. По оценкам специалистов, 30 % ввозимого продовольствия из-за рубежа — это угроза национальной безопасности. Россия преодолела этот опасный рубеж в 1994-1995 гг.

К 2001 году она ввозила из-за границы более 50 % сельскохозяйственной продукции. В Москве и Санкт-Петербурге — до 70-80%.

Масштабы хозяйственного упадка России в 90-е годы поражают воображение. Объем общей продукции в 1995 году составил 50 % от уровня 1990 года. И это только за 5 лет! Рыночные трансформации обернулись хаосом и распадом народного хозяйства. Западная экономическая помощь России — перекачкой богатств на Запад, приобретением западными странами за бесценок российских предприятий, долларизацией российской экономики, угнетением налоговыми методами и денежной политикой отечественных производителей, стимулированием экспорта сырьевых ресурсов и развития товаропроводящих сетей с Запада, изъятием через гранты, контракты и совместные программы российских интеллектуальных ресурсов и т.д. Налицо - экономическая экспансия России со стороны Запада.

Культурно-политическая экспансия территории СССР обернулась расчленением Советского Союза, вспышками сепаратизма и национальных разногласий в России. Мощному разрушению подверглись наука и оборонный потенциал.

Натовские эксперты в конце 90-х годов уверенно заявляли: разрушение науки и обороноспособности России приведет к тому, что в 2007 году «воздух она потеряет окончательно». Национальным бедствием стали наркомания и преступность. И это далеко не полный перечень результатов подгонки> России под Европу.

Таким образом, воплощение в жизнь концепции «возвращения в европейский дом» обернулось не спасением, а угрозой для России. Экономическая помощь Запада обеспечила не сотрудничество, а углубление зависимости России от Запада и размыванием ее суверенитета.

6. Проблемы и перспективы интеграции России в европейские институты и структуры.

Геополитическая ситуация такова, что только сильная, объединенная Европа может остановить военную экспансию США. В этой ситуации российское руководство рассматривает отношения с ЕС как важнейший элемент российской внешней политики, а сближение и интеграцию в Европу как исторический выбор России.

Означает ли это обязательное вхождение России в европейские институты и структуры? Каковы перспективы и проблемы этого курса?

^ Благоприятствуют этому проекту (1) обоюдная обеспокоенность проблемами обороны и безопасности в Европе в связи с геополитическим хаосом и активностью международного терроризма и гегемонистским курсом Америки; (2) обоюдная и жестокая необходимость достижения совместимости из-за географического соседства; (3) исторический опыт экономического и культурного взаимодействия; (4) общий политический курс на демократизацию общественной жизни, построение правового государства и гражданского общества.

Однако есть на этом пути и проблемы.

1. В некоторых органах ЕС страны-участницы обладают числом голосов, пропорциональны м населению. Нетрудно представить, во что превратятся эти, да и все другие структуры с вхождением в них России. Европа не готова к институциональному освоению российских масштабов.

2. Встав позже Европы на путь демократизации, Россия будет вынуждена приспосабливаться к европейским институтам, нормам, правилам и долгое время выступать в качестве неравноправного младшего» партнера, что вступит в противоречие с геополитической суверенностью России. Это уже неприемлемо для России.

3. Затрудняет российско-европейское сотрудничество внутренний раскол в ЕС из-за иракской проблемы и расхождений в оценках процессов развития Белоруссии, Молдавии, стран Закавказья.

4. Есть устремленность отдельных стран Европы направить сотрудничество к односторонним европейским выгодам и интересам (энергетическая безопасность Европы за счет российских ресурсов; приведение российского права в соответствии со стандартами ЕС; недопущение России к сотрудничеству в зоне наукоемких и высокотехнологичных отраслей производства).

Но, несмотря на некоторые проблемы и трудности, стратегическое партнерство Европы и России имеет многомерные и благоприятные перспективы.

7. Расширение НАТО и проблемы безопасности России.

С окончанием «холодной войны» исчезли главные причины создания блока НАТО как военно-силовой опоры Запада в его противостоянии Востоку. Вместе с тем НАТО не только не самораспустился, но укрепляется, расширяется за счет вступления в него новых государств и продвигается на Восток, Это свидетельствует о том, что Североатлантическому альянсу в новых условиях заданы новые функции.

Для США НАТО — военно-силовая опора осуществления и поддержания мирового господства, а также военно-стратегическая основа сохранения трансатлантического сотрудничества. Европейские страны видят в альянсе инструмент сдерживания национализации внешней политики Германии и фактор защиты от призрака СССР (психологические параметры общественного бытия исчезают самыми последними). для восточноевропейских стран присоединение к НАТО — самоутверждение в европейские структуры. Есть и другие причины сохранения НАТО.

Для России вопрос продвижения НАТО на Восток — однозначно враждебная и дестабилизирующая акция. Соотношение боевых потенциалов сил общего назначения России и НАТО оценивается экспертами, как 1: 4. К тому же, у границ России обычные вооружения НАТО получают возможность решать стратегические задачи на территории России. Реальное участие европейских стран НАТО в разрушении Югославии уже подорвало доверие многих россиян к европейской демократии, а продвижение НАТО к границам России может стимулировать рост националистических настроений.

Европейская безопасность в любом случае будет определяться балансом сил между НАТО и Россией. Ядерно-стратегический паритет в условиях продвижения НАТО на Восток сохраняется. Не хочется и думать о неблагоприятных сценариях, но высветить одну из бессмыслиц восточного марша НАТО следует: в случае угрожающего для России развития событий страны Центральной и Восточной Европы окажутся заложниками НАТО и США. Ведь, как справедливо отмечает Н.А.Нартов, в геостратегическом плане загнанной в угол России будет все равно, поражать ли своим ядерным оружием Северную Америку’ с лоскутом Восточной Европы или без него.

К счастью, современное руководство России реализует не только многовекторную, но и многовариантную стратегию в евроатлантическом регионе. Не ограничиваясь созданием новой системы безопасности, Россия сегодня развивает взаимодействие государств в вопросах экономики коммуникаций, энергетики, защиты прав человека, антитерроризма. Это усиливает взаимное доверие государств в регионе и «работает» на его общую безопасность.

8. Геополитика стран Восточной Европы.

Страны Восточной Европы как геополитическое понятие (Польша, Чехия, Словакия, Албания и прибалтийские Латвия, Литва, Эстония) представляют собой единый природно-территориальный комплекс от Балтики до Черного и Адриатического морей, отличающийся геополитической незавершенностью. Скудость ресурсов не обеспечивает самодостаточности в экономическом развитии. Конфессиональная, цивилизационная, культурно-языковая пространственная фрагментация (причем, как межгосударственная, так и внутригосударственная) не обеспечивает им возможности однозначно идентифицировать себя с какой-либо цивилизацией. Страны Восточной Европы чаще всего выступают не субъектом, а объектом мировой истории.

С разрушением двухполюсной модели мироустройства эти страны, примыкавшие ранее к восточному блоку во главе с СССР, сменили свою восточную ориентацию на западную. Все они устремились в ЕС и НАТО. Югославия разрушена натовскими войсками, и на ее обломках проходят фазу становления карликовые государства, лишенные видимых перспектив какой-либо самостоятельности.

После вступления в ЕС десяти стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) европейцы стали «беднее»: территория увеличилась на 25 %, население на 20 %, а суммарный ВВП- всего на 6 %.

В российском геополитике бытовали опасения по поводу того, что вступление бывших союзников России в европейские структуры внесет негативные импульсы в российско-европейское сотрудничество. Но это не оправдалось. И .А.Василенко обращает внимание на возобладание оценок вектора западной ориентации Польши и Литвы как более соответствующего интересам России, чем их, изолированных и критически настроенных.

Еще не забытые тесные культурные и экономические связи России со странами ЦВЕ могут способствовать оживлению российско-европейского сотрудничества. Россия заинтересована также в стабильности и экономической состоятельности своих соседей.

9. Геополитика прибалтийских стран.

После вступления Литвы, Латвии и Эстонии в ЕС и НАТО ситуация для России в Прибалтике сильно изменилась. Геополитические пространства на территории этих новых государств активно выстраивают Германия (ведущий инвестор и торговый партнер) и Америка (курирующая и фактически выстраивающая здесь финансовое и политическое пространство).

Российский геополитический интерес в отношении стран Прибалтики составляют вопросы (1) стабильности и обороны в связи с продвижением НАТО на Восток; (2) выхода к Балтийскому морю; (3) обеспечения необходимой связи со своей опорной зоной — анклавом, Калининградской областью; (4) обеспечения гражданских прав русских и русскоязычных в Прибалтике.

Прибалтийские страны тоже имеют объективный интерес в отношениях с Россией по поводу (1) транзитных услуг, представляемых российским грузам на сумму ок. 15 млрд. долл. в год; (2) поставок энергоносителей; (3) обеспечения российским сырьем для химического производства; (4) охраны окружающей среды; (5) ядерной безопасности.

Объективные обстоятельства диктуют необходимость добрососедских, взаимоуважительных и взаимовыгодных отношений прибалтийских государств и России. Современное их состояние еще пока не соответствует их объективной благоприятной перспективе развития из-за одномерной ориентации внешнеполитического курса современного руководства стран Прибалтики.

10. Геополитический статус России в Европе.

Этот статус был весьма незавидным в 90-е годы. Россия после распада СССР рассматривалась европейцами как маргинальная зона, неспособная не только удержать за собой откалывающееся территориальное пространство, но и управлять оставшимися под государственным контролем территориями. Неверие в конструктивность демократического курса России, пережитки страха перед угрозой, исходящей от недавно противостоявшей Западу ядерной державы — все это мешало развитию добрососедских и сзаимоуважительных российской-европейских отношений.

Однако в последние годы Россия уверенно позиционирует себя в международном пространстве равноправным партнерам ведущих держав мира. Это особенно ярко продемонстрировал июльский, 2006 года Саммит Большой Восьмерки, проходивший под председательством России в Санкт-Петербурге. И это, на наш взгляд, главный итог Саммита Большой Восьмерки 2006 года.

Что касается славянских народов Восточной Европы, то их современное положение не вызывает удовлетворения. Присоединение стран Восточной Европы к Западу на правах бедных родственников предопределило и качество отношений Запада к народам этих стран. драматична судьба славянских народов Югославии. Не реализованы социальные ожидания народов и других восточноевропейских стран, внутри которых зреют межконфессиональные и межнациональные конфликты, антигерманские и антиамериканские настроения.

11. Взаимосвязь геополитической ниши и пространственного чувства.

В условиях геополитических сдвигов границы исторических, этнических, региональных территорий приходят в движение. Это сопровождается устремленностью разных народов и этносов в иные геополитические поля. Так случилось и в условиях геополитического сдвига, связанного с распадом СССР: часть его регионов устремилась к Западу, другие — к мусульманским центрам, третьи — к тихоокеанским. В этих обстоятельствах приобретает особую значимость проблема пространственного чувства народов.

Всякое геополитическое поле защищено не только явными формальными барьерами: границами, конституцирующими нормами и пр. Следует учитывать его неявные, неформальные защитные системы. Это пространственное, социокультурные единства человеческого существования, связывающие территорию, народ и его духовные приоритеты: языковые, религиозные, традиционные и многие другие.

Чтобы народу или этносу войти в иное геополитическое поле мало быть формально признанным своим в этом поле, важно соответствовать его пространственным, социокультурным особенностям. Вот почему пришельцам извне значительно труднее преодолевать неформальные барьеры той или иной геополитической ниши, чем ее формальные пределы. «Никакой политический субъект, - отмечал А.С.Панарин, - не может игнорировать пространственные особенности своего бытия».

Безосновательное отождествление себя с народами «первого мира», то есть Запада, само по себе не обеспечит новый статус, а уготовит перспективу обочины, маргинальных задворок «первого мира», что чревато деморализацией и даже саморазрушением для того или иного общества или народа. Опасно также безосновательное отождествление себя с «третьим миром», с маргиналами мировой цивилизации, что стимулирует те же саморазрушительные тенденции, ведущие к исчезновению из истории.

Пространственное чувство народов является важным геополитическим фактором, особо актуализирующимся в условиях геополитических сдвигов. Не случайно основоположник геополитики Ф.Ратцель подчеркивал, что великие державы характеризуются развитым пространственным чувством населяющих из народов.


Скачать файл (76.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru