Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Влияние подвижных игр на подвижность в суставах у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения - файл 1.doc


Влияние подвижных игр на подвижность в суставах у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
скачать (332.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc333kb.16.11.2011 15:52скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по физической культуре и спорту.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Санкт-Петербургский государственный университет

физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.

Брянский филиал.


Педагогический факультет

Очное отделение


Кафедра спортивных дисциплин


ВЛИЯНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ПОДВИЖНОСТЬ В СУСТАВАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ


032102 – адаптивная физическая культура


Курсовая работа по дисциплине

«Теория и методика физической культуры»


Специальность:

Адаптивная физическая культура

Научный руководитель:


Оценка______________________________


Брянск 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА I. СОСТОЯНИ ВОПРОСА…………………………………...................5

I.1. Подвижная игра как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения………………..…5

I.2. Гибкость и методика её развития………………………………………9

I.3. Характеристика зрительных функций и виды нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста……………………………………12

ГЛАВА II ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……..16

II.1. Задачи исследования………………………………………………….16

II.2. Методы исследования………………………………………………...16

II.3. Организация исследования…………………………………………...18

ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……..19

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….…30


ВВЕДЕНИЕ


Перед обществом поставлена благородная задача – найти пути повысить качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящие время более 500 млн. человек ( т.е.каждый десятый человек на Земле ) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн. детей [11].

Всё более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о детях с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого, специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить её, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта [7].

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира [10].

В настоящее время процесс физического воспитания с традиционным подходом к обучению не решает проблему улучшения показателей физического развития развития и повышения уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. В основном исследования проводились на здоровых детях [ 19, 14].

Вопросу изучения использования средств физической культуры для занятия с детьми с нарушением зрения посвящены работы ряда исследователей.

Общим в этих работах является то что для детей с нарушением зрения характерно отставание в физическом развитии, в темпах биологического созревания, функциональные нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной системы, наличие вторичных отклонений в функциях опорно-двигательного аппарата. В то же время признано, что существующая система адаптивного физического воспитания не в полной мере способствует эффективности физического совершенствования детей; содержательная взаимосвязь её различных компонентов требует совершенствования [10, 7].

Целью нашего исследования является – изучить особенности влияния комплекса подвижных игр на подвижность в суставах у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Объектом нашего исследования является процесс физического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Предметом исследования – влияние подвижных игр на подвижность в суставах у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Рабочая гипотеза – предполагалось, что комплекс подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения включённый в занятия по физическому воспитанию позволит улучшить подвижность в суставах.


^ ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА


I.1. Подвижная игра как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения


^ Подвижная играсовокупность действий объединённых сюжетом и единой целью. Основными чертами игр является:

1) Наличие сюжета

2) Наличие соперничества

3) Проявление интереса, эмоциональных переживаний [12, 14].

По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредствам которого ребенок готовится к жизни.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребёнка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и другие [19].

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки. В игровой деятельности приобретается практический опыт культуры общения – формирования навыков словесного общения, коммуникативных способностей. Подвижные игры способствуют овладению навыками пространственной ориентировки, приобретению свободы в движениях, развитию координации, быстроты, гибкости [12, 10].

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным инструментом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества [19].

Единой классификации подвижных игр нет, даже для здоровых детей. Создание единой классификации невозможно, так как в каждой подвижной игре одновременно решается несколько задач коррекционной направленности. Предлагаемая Л. В. Шапковой (2002) классификация подвижных игр позволяет выбрать те, которые направленно воздействуют на функции ребёнка, отстающие в развитии и нуждающиеся в коррекции.

1.По степени ответной реакции организма на игровую нагрузку.

а) Подвижные игры незначительной психофизической нагрузки – ЧСС до 100 ударов в минуту.

Основным назначением этой группы игр является подготовка детей к дальнейшей более высокой нагрузки или снижения физического и эмоционального возбуждения в конце занятия. Это спокойные игры проводимые стоя, сидя, при ходьбе в различном темпе. При этом в работу в основном включаются мелкие, средние и ограниченно крупные группы мышц.

б) Умеренной психофизической нагрузки – ЧСС до 100 – 120 ударов в минуту.

Эту группу составляют подвижные игры вызывающие повышенное эмоциональное состояние детей, увеличенную амплитуду движений за счет включения продолжительного бега, прыжков, упражнений на статическую и динамическую координацию, ориентировку в пространстве, активизацию дыхания, формирования осанки, профилактику плоскостопия.

в) Тонизирующей психофизической нагрузки – ЧСС до 120 – 140 ударов в минуту.

В игры данной группы интенсивности входит бег, прыжки, приседания, лазанье, метание. Большое место занимают игры и игровые упражнения, выполняемые в парах, тройках, которые формируют умения координировать свои движения с действиями партнёра, ориентироваться в пространстве, упражняться в равновесии.

г) Тренирующей психофизической нагрузки – ЧСС до 140 – 160 ударов в минуту.

Игры этой группы интенсивности отличаются от предыдущих наличием соревновательного момента, который усиливает эмоциональное напряжение играющих, побуждая к максимальным проявлениям физических возможностей, там самым увеличивая общую эмоциональную и физическую нагрузку на организм ребёнка.

2. По преобладающему виду действий и движений..

а) Подвижные игры с ходьбой, бегом.

б) Игры с прыжками.

в) Игры с метанием, бросками.

г) С ползанием, лазаньем и подлезанием.

д) С ловлей, передачей и перекатыванием мяча.

е) С различными предметами.

3. По преимущественному развитию физических качеств.

а) для развития координационных способностей.

б) для развития скоростных качеств.

в) для развития силовых и скоростно-силовых качеств.

4. По форме организации и проведения подвижных игр.

а) с водящим.

б) в парах, тройках.

в) командные.

5. По виду использования межпредметных связей.

а) с речевой деятельностью.

- закрепление представлений об изображении букв алфавита.

- составление слов из букв.

- составление слов на определённую первую букву.

- составление словосочетаний простых предложений.

б) с представлениями о частях тела, о направлении движения.

Формирование этих представлений осуществляется в следующих направлениях:

- закрепление знаний о строении тела и его частях.

- пространственная ориентация в спортивном зале, на стадионе, дома.

- умение принимать исходные положения.

- знание понятий, обозначающих элементарные виды движений и умение их выполнять по словесной инструкции (поднять – опустить; согнуть – разогнуть; сесть, идти, бежать и т.д.).

- развитие пространственных представлений (вперёд – назад; вправо – влево, вверх – вниз).

в) взаимосвязь подвижных игр с элементарными математическими представлениями.

- закрепление представлений о числе и его обозначение цифрой.

- закрепление порядкового и количественного счёта, элементарных счётных операций.

- развитие представлений о цифре, форме и величине предметов.

г) взаимосвязь подвижных игр с информацией об окружающем мире.

- знакомство с представителями животного мира.

- закрепление знаний по социально-бытовой ориентировке.

- конструирование (когда ребёнок из одной геометрической фигуры строит другую или из снега строит крепость).

6. По преимущественной активизации психических процессов.

а) на развитие внимания.

б) на память.

в) на мышление.

г) на восприятие.

д) на воображение.

е) на активизацию речевой деятельности.

7. По оздоровительной направленности.

а) на формирование осанки.

б) на укрепление мышечно-связочного аппарата, профилактики плоскостопия.

в) на укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем [14, 20].

^ Требования к проведению подвижных игр и особенности методики их проведения.

1. Выбор игры. Необходимо определить, какие задачи решаются в игре. Нужно подбирать подвижные игры, руководствуясь принципами подбора физических упражнений . Необходимо обратить внимание, соответствует ли предлагаемое задание базовым умениям занимающихся их возрасту, условиям проведения игры, доступности [19].

2. Выбор атрибутов и организация места проведения игры. При подборе инвентаря, пособий и атрибутов для организации игры, а также при подготовки места для проведения игры с детьми необходимо иметь специфику контингента занимающихся [12, 20]. Инвентарь должен быть красочным, ярким, учитывая контрастность предметов (используются красный, жёлтый, зеленый, оранжевый цвета). При проведении игры мяч должен быть ровный (круглый), несколько тяжелее волейбольного так как он лучше ощущается слепыми детьми и они скорее овладевают игрой [20]. Необходимо предусмотреть безопасность игровой площадки, меры страховки. Линии ограничения позиции игроков должны быть осязаемыми (для слепых – сетки, резиновые коврики; для слабовидящих- это линии нарисованные цветными мелками или полоски цветной ткани) [8].

3. Подготовка и проведение игры. Перед проведением игры необходимо заранее заготовить инвентарь и оборудование. При проведении и организации игр следует использовать различные методы: групповой, индивидуальный, соревновательный [14, 8].

Перед проведением игры необходимо объяснить детям содержание игры и правила. При проведении игры нужно находиться в таком месте, чтобы суметь вовремя прийти на помощь, видеть весь процесс игры и играющих. В процессе игры необходимо постоянное наблюдение за самочувствием детей. Ведущему необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребёнка, а именно:

1) рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, педиатра, психоневролога;

2) общее состояние здоровья ребёнка (перенесённые заболевания);

3) состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

4) наличие сопутствующих заболеваний;

5) состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая ремиссия);

6) способность ребёнка ориентироваться в пространстве;

7) наличие предыдущего сенсорного опыта;

8) состояние и возможности сохранённых анализаторов:

9) состояние нервной системы [20].

4. Дозирование нагрузки. Величина нагрузки зависит от направленности, характера, эмоциональности игры. Величину индивидуального воздействия подвижной игры можно определить по ЧСС, а регулировать нагрузку – временем игры [19, 8].

При организации и проведения занятий с незрячими и слабовидящими детьми противопоказаны все виды игр, сопряжённые с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения связанные с сотрясением тела и наклонным положением головы [20].


^ I.2. Гибкость и методика её развития


Гибкость – комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обусловливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела [13].

Термин «гибкость» целесообразно применять для характеристики суммарной подвижности целой цепи сочленений или всего тела. Когда речь идёт об отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них.

Показателем уровня развития гибкости является максимальная амплитуда (размах) движений. Её измеряют в угловых градусах посредствам ганиометров или в линейных мерах при помощи сантиметровой линейки. Для контроля за развитием гибкости используются разнообразные тесты [3].

Различают активную и пассивную гибкость.

^ Активная гибкость – это способность человека достигать больших амплитуд движения за счёт сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав.

^ Пассивная гибкость определяется наибольшей амплитудой движений, которую можно достичь за счёт приложения к движущейся части тела внешних усилий: какого-либо отягощения, снаряда, усилий партнёра и т.д. Показатели пассивной гибкости, прежде всего, зависят от величины прикладываемой силы, от порога болевых ощущений конкретного человека и его способности терпеть неприятные ощущения [13, 17].

Величина пассивной гибкости больше величины активной гибкости. Чем больше эта разница, тем больше резервная растяжимость и следовательно, возможность увеличения амплитуды активных движений [3].

Гибкость может быть общей и специальной.

^ Общая гибкость – это подвижность во всех суставах человеческого тела, позволяющее выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой.

^ Специальная гибкость – это значительная или придельная подвижность лишь в отдельных суставах соответствующая требованиям конкретного вида

деятельности [13].

Уровень развития гибкости зависит от:

1. Формы суставов, толщины суставного хряща, эластичности мышц, сухожилий, связок и суставных сумок. Чем эластичнее связки и податливее мышцы, тем лучше гибкость.

2. Способности человека сочетать сокращение мышц, производящих движение, с расслаблением растягиваемых мышц. Нередко плохая гибкость объясняется неумением расслаблять мышцы-онтогонисты во время работы. На счет расслабления растягиваемых мышц можно увеличить подвижность до 12 – 14 %.

3. Пола и возраста занимающихся. У девочек во всех возрастах показатели гибкости на 20 – 30 % выше чем у мальчиков [15].

4. Внешних условий (время суток, температура окружающей среды) и состояния организма. Наибольшие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 ч.

5.Степени утомления мышц. При утомлении показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной – увеличиваются. При эмоциональном подъёме амплитуда движений возрастает.

6. Генетических факторов. Есть люди с врождённой ограниченностью подвижности в отдельных суставах. У других лиц, наоборот, может наблюдаться высокая подвижность в суставах [3, 13].

^ Средства и методы развития гибкости. Для развития гибкости используются упражнения на растягивание. Эти упражнения в зависимости от режима работы мышц можно разделить на три группы:

1. Динамические.

а) динамические активные упражнения, включающие в себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые движения которые могут выполняться с отягощениями, амортизаторами или другими сопротивлениями и без них.

б) динамические пассивные – это упражнения с «самозахватом», с помощью воздействия партнера, с преодолением внешних сопротивлений, с использованием дополнительной опоры или массы собственного тела [17].

2. Статические.

а) статические активные упражнения. Они предполагают удержание определённого положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счёт сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения.

б) статические пассивные упражнения. При выполнении этих упражнений удержание положения тела или отдельных его частей осуществляется с помощью воздействия внешних сил – партнёра, снаряда, веса собственного тела [13].

3. Комбинированные. При их выполнении возможны различные варианты чередования активных и пассивных движений [3].

Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по несколько повторов в каждой, и интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности. Он имеет различные варианты:

1. метод повторного динамического упражнения.

2. метод повторного статического упражнения [17].

Комбинированные способы развития гибкости. Одним из них является метод предварительного пассивного растяжения мышц с последующим их активным статическим напряжением, уменьшением напряжения и последующим растягивании. В его основе лежит положение о том что после растягивания мышцы не только сильнее сокращаются, но и становятся более эластичными.

Новые методы: метод биомеханической стимуляции мышц и метод связанный с использованием электростимуляции и вибростимуляции [13, 17].


^ I.3. Характеристика зрительных функций и виды нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста


Зрение – самый мощный источник информации о внешнем мире. 85 – 90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребёнка [19].

Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: центрального зрения, периферического зрения, бинокулярного зрения, светоощущения, цветоощущения [14].

^ Центральное зрение осуществляется областью жёлтого пятна сетчатки. Оно предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров. Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением. Состояние центрального зрения определяется остротой зрения. Способность различать две точки под углом в одну минуту называется остротой зрения равной единице [15].

^ Бинокулярное зрение – это способность сливать два изображения от каждого глаза в одно целое. Оно возможно при взаимодействии зрительно-нервного и мышечного аппарата глаза [9].

^ Периферическое зрение – это все пространство одновременно воспринимаемое неподвижным взглядом т.е. пространство спроецированное на плоскость. Периферическое зрение расширяет и дополняет центральное. Осуществляется всей площадью сетчатки кроме центральной её части. Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве и обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам. Состояние периферического зрения характеризуется полем зрения. Поле зрения – это пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении [15].

Благодаря цветовому зрению человек способен воспринимать и различать всё многообразие цветов в окружающем мире [19]. Цвета воспринимаются областью жёлтого пятна сетчатки и ближайшей зоной прилегающей к нему где в сетчатке имеются колбочковые элементы. Все цвета могут быть составлены из трёх основных – красного, зелёного, фиолетового. Поэтому человека с нормальным светоощущением называют трихроматом [15].

^ Светоощущение (сумеречное зрение) – способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость. Различают световую и темновую адаптацию [9].

Зрительные дисфункции у детей старшего дошкольного возраста.

Ребёнок с нарушением зрения – термин, касающийся как незрячих так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых и детей с остаточным зрением [19]. Слабовидящие дети по состоянию зрительной функции разнообразны. Это обусловлено клиническими формами и степенью их глазной патологии [9]. Анализ специальной литературы позволяет нарушения зрения условно разделить на глубокие и неглубокие. Г. В. Никулина предлагает следующую классификацию:

1.Глубокие зрительные нарушения. К ним относятся нарушение зрения связанные со значительным снижением остроты зрения и (или) поля зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную депривацию, вследствие чего может наступить слепота или слабовидение.

2.Неглубокие зрительные нарушения. К ним относятся нарушение глазодвигательной функции (косоглазие, нистагм); нарушение цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушение характера зрения (нарушение бинокулярного зрения); нарушение остроты зрения, связанное с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия) [19].

Наиболее характерными нарушениями зрения у детей старшего школьного возраста являются:

1)Близорукость (миопия) – характеризуется недостатком преламляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдалённые предметы, действия. Различают три степени миопии: слабая степень – до 3 D; средняя – от 3 до 6 D; высокая степень – свыше 6 D.При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатки [15].

2)Дальнозоркость (гиперметропия) – характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. Различают три степени дальнозоркости: средняя – до 3 D; средняя – от 3 до 6 D; высокая – свыше 6 D [15].

3) Ретролентальная фиброплазия – заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80 – 100 % кислорода, который дают недоношенным детям. Чаще всего она заканчивается слепотой [10, 19].

4) Косоглазие – характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Различают: содружественное и паралетическое косоглазие.

При содружественном косоглазии подвижность глазных яблок не ограничена. Оно может быть постоянным или периодическим, сходящимся или расходящимся, односторонним, перимежающимся.

Паралитическое косоглазие обусловлено параличом или парезом одной или нескольких глазодвигательных мышц. Оно характеризуется ограничением или отсутствием подвижности косящего глаза в сторону парализованной мышцы [19, 14].

5) Амблиопия – понижение зрения без видимых причин, выражающаяся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. При амблиопии не наблюдаются органические нарушения, однако в некоторых случаях она может привести к амоврозу (полной слепоте) [10].

У незрячих детей чаще всего встречается частичная атрофия зрительного нерва или его полная атрофия [19].


^ ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


II.1 Задачи исследования

Исходя из цели нашего исследования, мы поставили перед собой следующие задачи:

1) Определить подвижность в суставах у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

2) Выявить изменения развития гибкости на основе внедрения подвижных игр, в процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.


^ II.2 Методы исследования

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:

1) Анализ научно-методической литературы;

2) Педагогический эксперимент;

3) Педагогическое тестирование;

4) Метод математической обработки полученных результатов.


^ Анализ научно-методической литературы

Анализ данных научно-методической литературы проводился нами, с целью изучения проблемы влияния подвижных игр на подвижность в суставах у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.


^ Педагогический эксперимент

В исследовании принимали участие две группы испытуемых. В первую группу ( контрольная ) вошло 15 детей ( 5 – 6 лет ), которые занимались по обычной программе в детском саду, вторую ( экспериментальную ) группу составили дети в количестве 15 человек ( 5 – 6 лет ) которые в процессе физического воспитания работали по специально разработанному комплексу подвижных игр.

Воспитатель в экспериментальной группе каждый день в течение шести месяцев давал 3 – 4 подвижные игры на развитие гибкости.

Результаты, полученные в ходе эксперимента, сравнивались с показателями их сверстников занимающихся по обычной программе.

^ Педагогическое тестирование

Для оценки развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения были проведены следующие тестовые упражнения:

1) Наклон туловища вперёд из положения стоя.

2) Наклон туловища вперёд из положения сидя.

3) Отход от стены.

4) полный присед на всю стопу.

5) Сед на коленях.

Подробное описание используемых нами тестов подробнее представлено в приложении 2.


^ Метод математической обработки полученных результатов.

Метод математической статистики используется нами для обработки цифрового материала, полученного в результате исследования.

Определяются следующие параметры:

  1. Среднее арифметическое значение;

  2. Среднее квадратическое отклонение;

  3. Ошибка репрезентативности;

  4. t-критерий Стьюдента - для определения достоверности различий .

Определение перечисленных параметров осуществлялось с достаточной точностью согласно известным методам статистической обработки данных.

^ II.3 Организация исследования

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в количестве 30 человек (6 -7 лет). Исследование проводилось на базе: красногорского детского дошкольного учреждения, детский сад «Радуга», и гордеевского детского дошкольного учреждения, детский сад «Ромашка».

Исследование проводилось в три этапа. На первом (предварительном) этапе (октябрь – ноябрь 2007 года) были обоснованы гипотеза, цель и задачи исследования, проведены анализ и обработка данных научно-методической литературы, проведены тестирование для определения подвижности в суставах у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

На втором этапе (ноябрь 2007 – апрель 2008 года) детям в экспериментальной группе давался комплекс подвижных игр на развитие подвижности в суставах.

На третьем этапе (апрель – май 2008 года) проводилось повторное тестирование, обработка, интерпретация результатов и оформление курсовой работы.


^ ГЛАВА III.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале года в экспериментальной и контрольной группах было проведено тестирование для определения гибкости у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

По тестам в экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1

Показатели развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, в экспериментальной группе.


тесты


стат.

Значение.

Наклон туловища вперёд в положении стоя.(см.)

Наклон туловища вперёд в положении сидя.(см.)

Отход от стены. (см.)

Полный присед на всю стопу. (см.)

Сед на пятках. (см.)

X

1,6

1,1

12,1

10,6

21,6

σ

1,4

0,94

1,05

1,14

3,03

mх

0,29

0,24

0,27

0,3

0,8


В тесте «наклон туловища вперёд в положении стоя» лучший результат показал Скопцов М.В. – 4 см. Самыми низкими оказались результаты, показанные Кобановым С.В, Рославцом А.А и Шестёра Н.Н – 0 см. В целом по всей выборке среднее арифметическое значение составило 1,6 см, стандартное отклонение – 1,14 см, ошибка репрезентативности составила 0,29 см.

В тесте «наклон туловища вперёд в положении сидя» лучший результат 3,5 см показал Скопцов М.В. Худший результат – 0 см показан: Кобановым С.В, Паниченко Ю.Л, Рославцом А.А, Шестёра Н.Н. По всей выборке среднее арифметическое значение составило – 1,1 см, стандартное отклонение 0,94 см, ошибка репрезентативности – 0,24 см.

В тесте «отходе от стены» самый высокий результат – 16 см показали: Скопцов М.В и Щемелинии В.С. Самый низкий результат показал Аксёненко С.В – расстояние между стеной и лопатками составило 9 см. По всей выборке среднее арифметическое значение составило 12,1 см, стандартное отклонение - 1,05 см, ошибка репрезентативности – 0,27 см.

По тесту «полный присед на всю стопу» лучший результат 9 см показали: Каменев В.В и Севрюк И.И. Худший результат показан Кобановым С. В. – расстояние от пола до ягодиц составило 13 см. По всей выборке среднее арифметическое значение равно – 10,6 см, стандартное отклонение – 1,14 см, ошибка репрезентативности – 0,3 см.

В седее на коленях лучший результат у Севрюк И.И. – расстояние между пятками составило 28 см. Самый низкий результат показан Кобановым С.В. – 18 см. По всей выборке среднее арифметическое значение составило – 21,6 см, стандартное отклонение – 3,03 см, ошибка репрезентативности – 0,8 см.

При проведении тестов в контрольной группе получены следующие результаты (таблица 2).

Таблица 2

Показатели развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, в контрольной группе.


тесты


стат.

Значения.

Наклон туловища вперёд в положении стоя. (см.)

Наклон туловища вперёд в положении сидя. (см.)

Отход от стены. (см.)

Полный присед на всю стопу. (см.)

Сед на пятках. (см.)

X

1,7

1,2

11,7

10,9

22,6

σ

1,35

0,94

2,13

1,3

3,06

mх

0,34

0,24

0,55

0,3

0,8

В тесте «наклон туловища вперёд в положении стоя» лучший результат показан Черных А.М. – 4 см. Худшие результат показан Карсаковым Р.Д. и Москалёвым Д.А. – 0 см. По всей выборке среднее арифметическое значение составило – 1,7 см, стандартное отклонение – 1,35 см, ошибка репрезентативности – 0, 34 см.

В тесте «наклон туловища вперёд в положении сидя» лучший результат – 3,0 см показан Черных А.М. Худший результат, как и в предыдущем тесте, показан Карсаковым Р.Д. и Москалёвым Д.А. – 0 см. По всей выборке среднее арифметическое значение составило 1,2 см, стандартное отклонение – 0,94 см, ошибка репрезентативности – 0,24 см.

В следующем тесте – «отход от стены», лучший результат показан Ерёминым Н.Д, расстояние между стеной и лопатками составило 15 см. Худший результат показан Корсаковым Р.Д – 8 см. В целом по всей выборке среднее арифметическое значение составило - 11,7 см, стандартное отклонение – 2,13 см, ошибка репрезентативности – 0,55 см.

В тесте «полный присед на всю стопу» лучший результат показали: Винников А.М. и Исаев В.С. – расстояние от пола до ягодиц составило 9 см. Худший результат у Симаненкова В.Л. – 14 см. По всей выборке среднее арифметическое зночение составило 10,9 см, стандартное отклонение – 1,3 см, ошибка репрезентативности – 0,3 см.

В тесте «сед на коленях» лучший результат показал Черных А.М - 27 см. Худший результат показал Ерёмин Н.Д. – расстояние между пятками составило 18 см. По всей выборке среднее арифметическое значение составило – 22,6 см, стандартное отклонение – 3,06 см, ошибка репрезентативности - 0,8 см.

В целом существенных различий между двумя протестированными группами не выявлено.

В течение шести месяцев экспериментальная группа занималась по специально разработанному комплексу подвижных игр для развития подвижности в суставах, а контрольная группа занималась в детском саду по обычной программе физического воспитания.

При повторном тестировании (через шесть месяцев) в экспериментальной группе были получены следующие результаты (таблица 3)


Таблица 3

Показатели повторного тестирования развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, в экспериментальной группе.

Тесты


Стат.

значение

Наклон туловища вперёд в положении стоя (см.).

Наклон туловища вперёд в положении сидя (см.).

Отход от стены (см.).

Полный присед на всю стопу (см.)

Сед на пятках (см.).

X

23,9

3,5

16,8

9,4

24,1

σ

1,5

1,45

1,32

0,8

1,9

mх

0,4

0,4

0,34

0,2

0,5

t-критерий Стьюдента

4,6

4,8

10,4

1,7

2,8


В тесте «наклоны туловища вперёд в положении стоя» лучший результат показал Скопцов М.В. – 8 см. Худший результат 2,5 см показали: Капоша И.Н, Кобанов С.В, Рославцов А.А, и Шестёра Н.Н. В целом по всей выборке среднее арифметическое значение составило – 3,9 см, стандартное отклонение – 1,5 см, ошибка репрезентативности – 0,4 см.

В «наклоне туловища вперёд в положении стоя» лучший результат показал Скопцов М.В – 7,5 см. Худший результат 2,0 см показали: Капоша И.Н, Кобанов С.В, Рославцов А.А, и Шестёра Н.Н. По всей выборке среднее арифметическое значение составило 3,5 см, стандартное отклонение – 1,45 см, ошибка репрезентативности – 0,4 см.

В тесте «отход от стены» Лучший результат показал Севрюк И.И. – расстояние от стены до спины на уровне лопаток составило 19 см. Худший результат – 15 см показали: Аксёненко, Коржиков и Кобонов. По всей выборке среднее арифметическое значение составило – 16,8 см, стандартное отклонение – 1,32 см, ошибка репрезентативности – 0,34 см.

В «полном приседе на всю стопу» лучший результат – 8 см показали: Абраменко и Севрюк. Худший результат показал Кобанов С.В. – расстояние от пола до ягодиц составило 11 см. Результаты по всей выборке: среднее арифметическое значение – 9,4 см, стандартное отклонение – 0,8 см, ошибка репрезентативности – 0,2 см.

В «седее на коленях» лучший результат у Севрюк И.И. – в тесте расстояние между пятками составило 28 см. Худший результат – 21 см показали Кобанов и Щемелинин. По всей выборке среднее арифметическое значение составило 24,1 см, стандартное отклонение – 1,9 см, ошибка репрезентативности – 0,5 см.

При повторном тестировании контрольной группы по тестам были получены следующие результаты (таблица 4)

Таблица 4

Показатели повторного тестирования развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, контрольная группа.

Тесты


Стат.

значение

Наклон туловища вперёд в положении стоя (см.).

Наклон туловища вперёд в положении сидя (см.).

Отход от стены (см.).

Полный присед на всю стопу (см.).

Сед на пятках (см.).

X

2,4

2,06

15,07

10,2

23,9

σ

1,14

0,8

2,2

0,98

2,5

mх

0,2

0,21

0,6

0,3

0,6

t-критерий Стьюдента

1,6

2,9

4,2

1,8

1,3
  1   2   3



Скачать файл (332.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru