Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Зимнее содержание автомобильных дорог - файл Миша. Деревянные мосты.docx


Реферат - Зимнее содержание автомобильных дорог
скачать (970.4 kb.)

Доступные файлы (8):

график уборки..frw
Миша. Деревянные мосты.docx717kb.16.12.2010 01:48скачать
определение степени заносимости..frw
ОЭАД Кривошейцев.docx166kb.05.05.2010 02:05скачать
патрульная очистка..frw
план..frw
распред. против.мат(не надо).frw
схема размещения средств снегозащиты..frw

содержание
Загрузка...

Миша. Деревянные мосты.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...






  1. Содержание


1.Содержание 1





ВВЕДЕНИЕ

Пожалуй, ни что так не привлекает, как мосты, которые настолько органично соединяют железную дорогу с окружающей природой. Естественно, что при трассировке железной дороги стремились прокладывать линию вдоль водоразделов, избегая пересечений больших рек и устройства крупных искусственных сооружений. Но во многих случаях это было неизбежным. Всякий мост на линии всегда был слабым местом и помимо надзора вызывал постоянные расходы на ремонт и поддержание в полной исправности. С течением времени выработали наиболее дешевые и целесообразные типы сооружений для малых водотоков и для больших рек.

Не надо забывать, что на заре строительства железных дорог все малые и средние мосты были деревянными, многие из них впоследствии заменялись железными, но некоторые сохранились и до сих пор. Поэтому эта статья хороша для всех. Мосты строились не только через водные преграды, но и могли выполнять, к примеру, роль путепровода. А если по существу, то конструкция мостов практически идентична для любой ширины колеи. Большее значение имела величина нагрузки от поезда. Что вело, прежде всего, к усилению внимания к прочности материала, т.е. увеличению его сечения и количества.

Деревянные мосты имели огромное распространение на всей сети железных дорог России и служат местами и по сей день.

Мостостроение вообще и деревянное мостостроение в частности неразрывно связано с развитием производства, а, следовательно, и с развитием общества.

Исторические данные о культуре человека на Земле свидетельствуют о том, что мостостроение, как отрасль строительной техники, и человечество всегда находились рядом. Причем анализ указанных данных показывает, что применяемые в мостостроении конструктивные формы всегда соответствовали уровню развития производительных сил общества.

В обозримом прошлом современной цивилизации деревянным мостам соответ

ствует по-видимому наиболее ранняя стадия развития строительной техники. Позднее деревянные мосты постепенно утрачивали свое техническое значение, уступая его стальным и железобетонным мостам.

Вместе с тем деревянные мосты обладают рядом технических преимуществ перед мостами из других материалов, основными из которых является возможность сооружения переправы в короткое время из местной древесины и низкая первоначальная стоимость строительства.

Кроме того, деревянные мосты, при соответствующем их архитектурном решении, могут удовлетворить самому изысканному эстетическому инженерному и общественному вкусу.

Сфера деревянных мостов, являющаяся частью соответствующего основного профилирующего предмета специальности Мосты и транспортные тоннели, является бесценным составляющим указанной отрасли строительной техники, которую необходимо бережно сохранять в активе инженеров транспортного строительства.

  1. 

  2. Общие сведения о деревянных мостах

При строительстве деревянных мостов преимущественное применение находит древесина хвойных пород, в первую очередь сосна, т. к. она обладает наиболее прямым и ровным по толщине стволом, менее сучковата, обладает хорошими физико-механическими свойствами и высокой устойчивостью к загниванию.

Для строительства деревянных мостов требуется как круглый, так и пиленый лес различных сечений.

^ Материал для строительства моста:

Бревно – круглый лес, очищенный от сучьев и коры, имеющий естественную толщину ствола дерева в тонкой части не менее 12 см, длиной от 4,0 до 9,0 м;

Подтоварник – круглый лес диаметром от 8,0 до 12,0 см в верхнем конце;

^ Жерди – толщина от 4,0 до 7,0 см;

Пластины (распил) – это бревна, распиленные по оси на две половины;

Четвертины – бревно, распиленное двумя продольными пропилами на 4 части;

^ Лежень – бревно, отесанное на два канта;

Брус – бревно, отесанное на 4 канта;

Доски – пиломатериал, ширина которого превышает толщину более чем в 2 раза;

^ Брусок – пиломатериал, ширина которого не более двойной его толщины;

Горбыль (обапол) – неполная пластина, получаемая как отход при распиловке бревна на доски и брусья.

Также изначально следует рассмотреть достоинства и недостатки древесины как строительного материала.



Достоинства:

  • Обилие возобновляемого сырья,

  • Малая плотность материала

  • Высокая удельная прочность

  • Меньшая трудоемкость механической обработки.

Недостатки:

  • сильно подвержена гниению

  • поражению жуками-древоточцами

  • быстрая сгораемость при пожаре

  • меняет физико-механические характеристики под воздействием влаги и температуры

  • наличие пороков древесины

  • ограниченный сортамент

Но многие недостатки устраняются с помощью химических и конструктивных мер.

Строительство деревянных мостов ведется с древнейших времен. Сначала строили только из сосны (при этом осмоляли важнейшие части моста), так как эта порода дерева характеризуется прямизной ствола, более устойчива к загниванию.

Первыми мостами были плоты-паромы. Они быстро сооружались и разбирались, а это важно было во времена военных действий. Затем принципиально деревянные мосты стали строить постоянными. Для того чтобы мост не всплывал во время половодья, по настилу укладывали тяжелые булыжники. На реках с ледоходом устраивают ледорезы. Чтобы льдины не сотрясали опоры и пролетные строения , ледорезы не связывают с опорами, а располагаются рядом с опорами. Как правило, имеют один или несколько рядов свай. Льдины, подходя к ледоре

зу, под влиянием сил инерции и скорости воды поднимаются по нему и под действием собственного веса разламываются.

Рисунок 1.1 – Плот-паром

Некая разновидность моста – каменно-деревянный. Очень популярны были при оборонительных действиях. На зло врагу, чтоб он не смог перейти мост, люди разбирали, а при ограниченном времени сжигали деревянный настил моста, а каменная конструкция оставалась стоять, потом восстановление моста занимало мало времени и труда.

В 19 веке при широком строительстве как автодорог так и железных дорог, деревянные мосты стали разнообразнее. Наиболее развитое деревянное творчество расположилось на севере России, так как там лес основной строительный материал. Древесина там дешевая, ее быстро заготавливают и обрабатывают, что существенно ускоряет сроки строительства.

Например, Мурманская железная дорога, где каждый второй мост деревянный.

Чтоб уменьшить стоимость сооружения мосты чаще всего проектируют из кругляка (круглого леса): не только экономя объем материала, но еще сохраняют твердый наружный слой бревна, которая обеспечивает защиту материала.

Деревянные мосты чаще требуют замены отдельных элементов, но самое удивительное, что даже после реконструкции моста они приобретают свой первоначальный облик, так как очень трудно что-то изменить, ведь проектирование 

моста ведется именно для этого участка местности и режима воды в реке.

Рисунок 1.2 – Деревянный мост

Когда устройство постоянного моста нецелесообразно, прибегают к помощи наплавного моста, при паводке все плоты находятся на плову, а при пониженном горизонте, часть плотов находятся у берега. Но есть существенный недостаток – в зимнее время эти сооружения приходится разбирать, и убирать в место защищенное от воды и льда.

С архитектурной точки зрения деревянные мосты имеют свою композицию. Их очень редко художественно обрабатывают, так как их выразительность и четкость в самом конструктивном решении, в их положении в пространстве. Любой мост является частью окружающей его среды, деревянные мосты очень гармонично вписываются в природу составляя с ней единое целое. Отражая народную культуру и быт народа, мосты связывают не только берега, но и осуществляют связь между поколениями. Эти мосты по истине дороги людям, так как над их сооружением трудились не только строители, но еще и плотники и народные зодчие!


  1. 

  2. Требования, предъявляемые к деревянным мостам

Мост как ответственное инженерное сооружение должен удовлетворять ряду требований производственного, эксплуатационного, расчетно-конструктивного, экономического и архитектурного характера.

Производственные и эксплуатационные требования. Эти требования обеспечивают удобное, безопасное и бесперебойное движение по мосту без снижения скорости.

Ширина проезжей части и тротуаров на мосту должна соответствовать расчетной пропускной способности с учетом перспективы роста интенсивности движения. Полотно проезжей части должно быть сделано из прочного и износостойкого материала. Необходим хороший отвод воды с поверхности полотна.

Схема моста, величины пролетов и возвышение конструкции над уровнем воды в реке должны создавать безопасный пропуск паводков и ледохода, а также удовлетворять требованиям судоходства.

Мост должен иметь конструкцию, обеспечивающую длительный срок службы и дающую возможность удобного осмотра его в процессе эксплуатации. Предпочтение следует отдавать таким видам сооружений, материалам и конструкциям, которые требуют минимальных эксплуатационных затрат на содержание и ремонт.

Конструкция моста должна также отвечать требованиям индустриального изготовления (на заводах, базах) и механизированного возведения, обеспечивать быстрые темпы строительства при высоком качестве строительно-монтажных работ.

На автомобильных дорогах и, особенно в городах, мосты желательно устраивать с ездой поверху. Такие мосты проще по конструкции и условиям возведения; проезжая часть защищает расположенные под ней несущие конструкции пролетных строений от атмосферных осадков.

Проезжающим по мосту с ездой по верху элементы конструкции не препятствует обзору окружающий пейзаж, а в городских условиях такой мост не нарушает общий вид окружающей застройки.

Поэтому, при достаточной строительной высоте, автодорожные мосты предпочтительнее с ездой поверху.



Городские мосты с ездой понизу допускаются только в исключительных случаях, когда устройство моста с ездой поверху значительно дороже или невозможно по условиям вертикальной планировки.

Расчетно-конструктивные требования связаны с выбором такой конструкции моста, при которой обеспечены прочность, устойчивость и жесткость всего сооружения и отдельных его элементов.

Прочность сооружения определяется требованием, чтобы усилия или напряжения во всех его элементах и соединениях не превосходили величин, установленных нормами.

Устойчивостью называют способность сооружения сохранять первоначальную форму и положение при действии различных внешних нагрузок. Пролетные строения и опоры моста должны быть устойчивыми против опрокидывания и сдвига, а их сжатые элементы - устойчивыми при продольном изгибе и т.п.

Деформации сооружения под действием нагрузок также не должны превосходить величин, установленных нормами. Значительные деформации нарушают процесс нормальной эксплуатации сооружения.

Так, например, если мост недостаточно жесток и под нагрузкой дает большие прогибы, то это может затруднять движение по нему автомобилей с большими скоростями. Возникновение значительных вибраций моста неприятно для пешеходов и может быть опасным и для самой конструкции.

Экономические требования вытекают из необходимости выбора при проектировании такого решения, при котором будут наименьшими затраты денежных средств и материалов для возведения моста.

Вследствие трудности учета всей совокупности материальных затрат, в качестве экономической характеристики моста обычно оперируют лишь его строительной стоимостью.

Однако оценка экономических параметров сооружения по одной только строительной стоимости недостаточна. Необходимо при этом также учитывать срок службы моста, условия эксплуатации, расходы на содержание, ремонт и возможную реконструкцию всего сооружения.



Кроме того, необходимо оценивать имеющиеся местные ресурсы и возможности, а также общие хозяйственные условия страны, влияющие на выбор наиболее экономичного варианта.

Архитектурные требования связаны с необходимостью выбора такого решения, при котором мост имеет наилучший внешний вид и этим гармонирует с окружающей местностью и застройкой. Это достигается оригинальностью инженерной схемы и привлекательностью общего архитектурного ансамбля моста.

При этом архитектурные требования должны быть органически увязаны с конструктивными. Особо серьезные архитектурные требования предъявляют к городским мостам, так как они должны органично вписываться в общую застройку городской территории.




Содержание деревянных мостов

Находясь в периодически изменяемых температурно-влажностных условиях, деревянные элементы мостов изменяют свою влажность, и усыхают, что приводит к растрескиванию древесины. В трещинах задерживается влага, которая создает благоприятные условия для образования гнили в этих местах элементов, а также в узлах, врубках и стыках деревянных конструкций.

Наиболее интенсивное загнивание наблюдается в элементах, соприкасающихся с грунтом и водой (опоры, ледорезы, заборные стенки). В балочно-разрезных мостах гниль развивается в первую очередь на торцах прогонов, соприкасающихся с заборной стенкой, в нижнем настиле по плоскости соприкасания с верхним настилом, в местах сопряжения прогонов с насадкой опор и насадки со сваями.Поэтому необходимо при осмотрах моста следить за этими участками наиболее тщательно и своевременно производить очистку этих мест от грибкового налета и заделывать щели и трещины антисептирующими составами.Основная задача по содержанию деревянных мостов - борьба с загниванием древесины (активная и пассивная). Активная борьба - это химическая защита древесины от гниения путем обработки ее различными ядохимикатами. Пассивная борьба - защита древесины от увлажнения, а также меры по отводу воды с элементов конструкций и по проветриваемости. Для предотвращения гниения древесину обрабатывают химическими веществами, убивающими микроорганизмы грибков, или защищают деревянные конструкции от увлажнения. Наибольший эффект можно получить, используя оба способа с учетом конструкции моста и местных условий.

Элементы конструкций моста в различной степени подвержены загниванию. В связи с этим их целесообразно разделять по степени загнивания на следующие категории:

элементы моста с весьма интенсивным загниванием - сваи в пределах изменения уровней воды и местах сопряжения с грунтом, заборные стенки, ряжи опор;



элементы с интенсивным загниванием - сопряжения, врубки, стыки и другие элементы с плохим проветриванием.

Наибольшую сложность для службы эксплуатации представляют элементы первой категории, подвергающиеся гниению в первую очередь и, следовательно, определяющие срок службы сооружения. Заменить загнившие участки или весь элемент первой категории и увеличить срок его службы можно, только защищая древесину антисептиками. Элементы второй категории для обеспечения тех же сроков службы требуют введения антисептического состава на 25 % меньше.

Для антисептирования элементов деревянных конструкций эксплуатируемых мостов применяют водорастворимые антисептики (составы).

Водорастворимые антисептические составы пригодны для пропитки древесины любой влажности. Проникание этого антисептика в тело древесины происходит при влажности древесины 30 % и больше. Нанесенный на сухую древесину антисептический состав осаждается в трещинах и других подобных местах, а при появлении влаги растворяется и впитывается в древесину. Наиболее эффективный водорастворимый антисептик хромат меди (ХМ-5), аналогичный по стойкости от вымывания маслянистому антисептику. Он состоит из равных долей медного купороса и бихромата натрия технического.

Для защиты древесины от гниения применяют также антисептические составы на основе фтористого натрия. Этот антисептик легко вымываем и менее эффективен, чем хромат меди.

Хромат меди вводят в элементы из бревен или брусьев методом местной глубокой пропитки под давлением, для чего в древесине просверливают отверстие диаметром 8 мм на глубину 100 - 130 мм (при диаметрах бревен 24 - 30 см), ввертывают полый инъектор - трубку с прорезями или отверстиями (рис. 3) и нагнетают водный раствор антисептика.

Антисептировать по методу глубокой местной пропитки под давлением пре

паратом ХМ-5 можно элементы, сечение которых ослаблено гнилью не более чем на 30 - 40 %.

Сваи пойменных опор и ледорезов в уровне грунта можно защищать от загнивания антисептическими бандажами. Для этого сваю откапывают на глубину 70 - 80 см, тщательно очищают от земли, загнившую древесину удаляют и малярными кистями наносят слой (бандаж) антисептической пасты. Рекомендуется только битумная паста на фтористом натрии. Для этого сначала разогревают на небольшом пламени в котле нефтяной битум, а затем без огня при непрерывном помешивании добавляют зеленое масло, торфяную муку и в последнюю очередь - фтористый натрий, смоченный зеленым маслом или другим растворителем, например, керосином (керосина надо брать больше в 1,5 раза). Если нет торфяной муки или других пылеватых наполнителей, можно готовить пасту и без них, но потребуется более тонкий посев антисептика и более частое перемешивание пасты.

В клееных пролетных строениях наиболее опасны трещины по клеевым швам, которые могут появиться в балках, заготовленных на заводе с нарушением технологии изготовления.

В течение первого года эксплуатации необходимо не меньше четырех раз осматривать пролетные строения - зимой, весной, летом и осенью. Наиболее вероятно появление усушечных трещин в период резкого изменения температурно- влажностного режима воздуха. При глубине трещин больше 1/3 толщины элементов в зоне больших скалывающих напряжений, ее надо перекрыть накладкой на полимерном клее. Для этого поверхность балки прострагивают рубанком и наносят слой клея на поверхность и на накладку, прижатую к поверхности балки шурупами. Ширина накладки должна быть равна примерно ширине балки. Все работы по склеиванию должны производиться в сухую погоду при сухих накладках и поверхности балки. Если усушечные трещины образовались вне зоны рабочих участков, их зашпаклевывают во избежание попадания влаги в трещину.

Правильная работа врубок возможна только при затянутых болтах и хомутах. 

Поэтому очень важно следить за состоянием таких соединений.

При слабо затянутом болте такое соединение расстраивается, горизонтальная жесткость опоры уменьшается, и при возникновении горизонтальных сил опора может наклониться в ту или другую сторону. В опорах и ледорезах распорные кресты должны быть обязательно соединены со сваями скобами, иначе расстройство неизбежно.

В сваях с наростами, стыкованными в полдерева, нужно следить за тем, чтобы не было зазоров как по плоскостям сплачивания, так и по плоскостям смятия. Обнаруженные зазоры надо туго заполнить прокладками. Стойки с большими усушечными трещинами, совпадающими с плоскостью стыка, надо стягивать дополнительными хомутами, чтобы при работе на горизонтальную силу стойка могла расщепиться. Необходимо также следить за состоянием подводных связей опор и ледорезов и регулярно подтягивать их тяжи.

В пучинистых грунтах верхние слои грунта, смерзаясь со сваями, приподнимают их, перекашивая опоры и расстраивая врубки и сопряжения.

Чтобы исключить эти последствия, грунт у опоры на глубину промерзания заменяют крупным песком и галькой, заливая их мазутом или отработавшим маслом. Такая мера дает хороший эффект на три-четыре года. В дальнейшем песок заиливается и его защитные способности резко падают. Чтобы уменьшить заиливание над засыпкой устраивают дощатую пирамиду, а над ней - рубашку из мятой глины.

На проезжей части необходимо следить за состоянием верхнего настила, перил, тротуаров, бордюрного бруса, а также нижнего настила и поперечин. Изношенные (более 3 см) доски настила заменяют на новые, при этом запрещается применять коротыши и заплаты из обрезков досок. Все доски должны быть надежно пришиты к нижнему настилу или поперечинам.

Все загнившие элементы перил, тротуаров и элементов проезжей части, 

имеющие ослабление более 25 %, следует заменять на новые, а при меньшем ослаблении усилить накладками, пришиваемыми на хомутах и болтах, с предварительной счисткой загнившей части древесины. При поверхностном загнивании следует счищать поврежденную древесину срубкой.

Для уменьшения вероятности загнивания древесины следует предусматривать мероприятия по улучшению проветривания элементов конструкции, поддерживая их чистоту от грязи, и защите элементов (по возможности) от увлажнения (устройство козырьков, легких крыш и т.д.).

^ Опоры деревянных мостов балочной системы

Опоры деревянных мостов бывают свайные, рамные и ряжевые. При малых пролетах мостов и при грунтах, допускающих забивку свай, применяются свайные опоры. Рамные опоры применяются преимущественно в мостах через овраги, в эстакадах и при наличии грунтов, не допускающих забивки свай. Ряжевые опоры, представляющие собой срубы, заполненные камнем и опущенные на дно реки, ставятся в тех случаях, когда невозможно применить другие опоры.
Рисунок 4.1 - а, б, в, г) схема свайных опор для мостов балочной системы при различных высотах


Рисунок 4.2 - Схема свайных опор для мостов балочной системы при высоте опор более 4 м

Массивные — каменные или бетонные — опоры применяются в деревянных мостах на больших реках с сильным ледоходом или в мостах с деревянным пролетным строением, подлежащим в ближайшем времени замене стальной или железобетонной конструкцией.
Рисунок 4.3 - Схема опорных конструкций для многопролетного моста: а) плоская решетчатая опора: б) башенная опора



На рис. 4.2 показана схема свайных опор для мостов балочной системы различной высоты. Хорошо оправдывают себя опоры высотой свыше 5—6 м с наклонно забитыми крайними сваями.

В многопролетных мостах для придания им продольной жесткости и устойчивости, кроме плоских опор, необходимо ставить через 15—25 м башенные опоры

Для мостов с решетчатыми фермами применяются более сложные конструкции опор. Указанные рамные опоры устанавливаются на слой щебня, крупного песка или гравия.

Ряжевые опоры со стенками, днищем и перегородками из бревен или пластин устанавливаются на спланированное дно реки. Основным недостатком таких опор является большой расход лесоматериала и сильное стеснение ими русла реки, быстрое загнивание древесины в пределах колебания горизонта вод и большая осадка стен.
Рисунок 4.4 - Конструкция простейшей рамной опоры
Рисунок 4.5 - Схема конструкций ряжевых опор



Ремонт деревянных мостов.
Соединение элементов деревянных конструкций


Классификация соединений. В связи с тем, что размеры пиломатериалов ограничены сортаментом, отдельно их можно применять только для создания конструкций с невысокой несущей способностью (стойки, балки и т.п.). Для создания большинства конструкций из дерева деревянные элементы должны быть прочно и надежно соединены между собой. При помощи соединений элементы:

–соединяются по длине – сращиваются;

–соединяются по ширине – сплачиваются;

–связываются под углом узлами;

–прикрепляются к опорам – анкеруются.

Соединения – это наиболее ответственные части деревянных конструкций. При изготовлении многих соединений в элементах деревянных конструкций делают отверстия, врезки и т.п., что ослабляет эти элементы. Поэтому, разрушение деревянных конструкций начинается, в большинстве случаев, с соединений.

Таким образом, от правильности решения, расчета и изготовления соединений зависят прочность и деформативность конструкции в целом.

Наиболее просто решаются конструкции соединений сжатых деревянных элементов, в которых усилия передаются непосредственно от элемента к элементу. Здесь не требуется рабочих связей.

Более сложно решаются соединения изгибаемых элементов, в которых для передачи усилий требуются рабочие связи.

Наиболее сложно решаются соединения растянутых элементов. В этих соединениях имеется опасность хрупкого разрушения древесины по ослабленным сечениям. Сложность таких соединений приводит, в большинстве случаев, к замене растянутых деревянных элементов металлическими.

Соединения весьма многообразны, их количество превышает, примерно, 40-50 типов, и по характеру работы соединения могут быть разделены на следующие группы:



− соединения без специальных связей, требующих расчета (упоры, врубки);

− соединения со связями, работающими на сжатие (шпонками, колодками);

− соединения со связями (нагели, болты, штыри, гвозди, винты, деревянные пластинки), работающими на изгиб;

− соединения со связями (нагели, болты, штыри, гвозди, винты, деревянные пластинки), работающими на растяжение;

− соединения со связями, работающими на сдвиг (клеевые швы).

В приведенной классификации одни и те же связи входят в разные группы. Поэтому, целесообразно изучать соединения деревянных конструкций в следующем порядке:

− соединения без специальных связей;

− соединения с деревянными связями;

− соединения с металлическими связями;

− соединения с клеевыми связями.

Однако прежде чем приступить к изучению соединений ознакомимся с основными требованиями, которые предъявляются к соединениям.

^ Требования, предъявляемые к соединениям. Как отмечено ранее, устройство соединений связано с ослаблением элементов деревянных конструкций. Наличие ослаблений приводит к образованию концентраций опасных не учитываемых расчетом местных напряжений. Причем, наибольшую опасность представляют в соединениях скалывающие и разрывающие вдоль и поперек волокон напряжения, которые вызывают хрупкое разрушение древесины.

В отличие от металла, в древесине не происходит пластического перераспределения напряжений. Поэтому, чтобы уменьшить опасность последовательного хрупкого скалывания или разрыва древесины элементов деревянных конструкций, приходится обезвреживать природную хрупкость древесины вязкой работой соединений.

Наиболее вязким видом работы древесины является ее работа при смятии. Таким образом, можно сформулировать первое требование, предъявляемое к соедине

ниям. Оно заключается в том, что в соединениях необходимо обеспечить работу древесины на смятие. В этом случае хрупкая работа древесины при скалывании и разрыве будет обезврежена. Для придания соединениям вязкости используется принцип дробности. Он заключается в том, чтобы усилия от элемента к элементу передавались за счет возможно большего количества связей. В этом случае усилия между параллельно работающими связями распределяются наиболее равномерно. И, наконец, третьим требованием к соединениям является требование плотности, чтобы в соединениях не формировались нерабочие («рыхлые») деформации. Таким образом, еще раз подчеркнем, что основными требованиями, которым должны удовлетворять соединения, являются требования вязкости, дробности и плотности. Переходим к рассмотрению соединений без специальных связей.

^ Соединения без специальных связей. Соединения элементов, в которых действуют незначительные усилия или усилия передаются непосредственно от одного элемента к другому, не требуют специальных связей, подлежащих расчету. К таким соединениям относятся конструктивные врубки, лобовые упоры и лобовые врубки.

^ Конструктивные врубки. Это соединения, в которых возникают усилия намного меньшие их несущей способности, поэтому они не нуждаются в расчете. Существуют следующие типы конструктивных врубок:

• Соединения в четверть. Это способ соединения досок кромками.

В кромках сопрягаемых элементов выбирают пазы глубиной немного большей, чем половина толщины доски. Соединение препятствует продуванию стен и проникновению осадков. Сосредоточенная нагрузка, приложенная к одной из досок, воспринимается этой доской и соседней.

• Соединение в шпунт. Это способ сплачивания досок или брусьев кромками, в одной из которых вырезаны двусторонние пазы, а в другой один средний паз, в который входит гребень соседней доски. Настилы из досок, соединенных в шпунт, препятствуют просыпанию засыпок. Сосредоточенная нагрузка, приложенная к одной из досок, воспринимается соседними досками.



• Врубка в полдерева. Это способ соединения концов брусьев или бревен с врезками до половины толщины под углом в одной плоскости, стянутых болтом Примером такого соединения является соединение стропильных ног в коньке.

• Косой прируб. Это способ продольного сращивания брусьев или бревен концами, в которых сделаны односторонние наклонные врезки длиной, равной удвоенной высоте сечения, с торцами высотой, равной 0,15 высоты сечения

Косые прирубы стягиваются конструктивными болтами и применяются прити соединения являются наиболее простыми и надельный лобовой упор. Это соединение обрезанного под прямымлом к соединении прогонов и балок по длине (в частности, этот стык реализует шарнирное соединение).

Соединение перекрывается конструктивно установленными двусторонними накладками на болтах. В продольном лобовом упоре древесина стыкуемых элементов работает на смятие вдоль волокон.

• Поперечный лобовой упор. Это способ соединения двух стержней под прямым углом, когда торец сжатого стержня упирается в пласть другого стержня и закрепляется конструктивными накладками на болтах (см. рис. 13). Древесина торца сжатого стержня работает на смятие вдоль волокон (сжатие), древесина пласти работает на местное смятие поперек волокон и ее прочность нуждается в проверке.

Конец сжатого стержня обрезан под прямым углом. Слабым местом этого стыка будет площадка, расположенная под углом α, она и должна быть проверена на прочность.

^ Лобовая врубка. Существуют лобовые врубки с одним и двумя зубьями. Последний способ в настоящее время не применяется. Лобовая врубка с одним зубом является простым в изготовлении соединением двух стержней под углом.

Врубка стягивается наклонным болтом, расположенным под прямым углом к сжатому стержню. Этот болт называется аварийным. Он препятствует разъединению стержней в процессе монтажа и при разрушении скалываемого элемента врубки. Соединения с деревянными связями. Это трудоемкие соединения построечного изготовления. Они плотно вставляются в соответствующие пазы в соединяемых 

элементах (бревнах или брусьях) и обепечиваю их совместную работу.

^ Соединения со связями, работающими на изгиб. К таким связям относятся цилиндрические нагели, гвозди, шурупы, когтевые шайбы.

К цилиндрическим нагелям также относятся болты, гвозди, шурупы и глухари (винты большого диаметра с шестигранной или

Если несущую способность нагельного соединения привести к одному условному срезу, то есть отнести ее к одному рабочему шву, пересекаемому нагелем, то расчетное количество нагелей определится по формуле.

Напряженное состояние нагельного соединения довольно сложно. Оно характеризуется: а) изгибом нагеля; б) смятием древесины нагельного гнезда; в) скалы

Несущая способность одного условного среза нагеля должна быть определена из всех четырех условий. Конструктивные требования по расстановке нагелей в стыке, то можно исключить напряженные состояния.

^ Соединения со связями, работающими на растяжение. Такими связями являются тяжи.

Расчетные сопротивления стали для этих элементов принимаются по главе СНиП «Мосты и трубы», нормы сопротивление стали ненарезанной части следует принимать в соответствии с маркой стали, а нарезаной части – с уменьшением на 20 %,то есть с введением коэффициента 0,8.



Заключение
Применяемые в конструкциях узлы, стыки и соединения должны обеспечивать равномерное распределение усилий между отдельными элементами и частями сооружения. Особое внимание при проектировании следует уделять обеспечению условий для проветривания отдельных частей конструкции. В балочных эстакадных мостах на однорядных опорах для восприятия горизонтальных сил следует устраивать, как правило, каждую пятую опору двухрядной или многорядной. Деревянные опоры должны быть надежно защищены от воздействия льда и плывущих предметов с помощью обшивок, обстроек и ледорезов. Конструкции деревянных мостов должны обеспечивать доступность всех частей для осмотра и очистки, устранения неплотностей, возникших в соединениях, посредством подтяжки болтов и тяжей, а также допускать возможность простого ремонта отдельных элементов, на железных дорогах - замену капитальными мостами или трубами.

При проектировании деревянных мостов следует предусматривать специальные меры по защите древесины от гниения, а в необходимых случаях - и от возгорания.

В деревянных мостах, как правило, следует применять элементы заводского изготовления, а элементы железнодорожных мостов и элементы всех мостов с клеевыми соединениями - только заводского изготовления.Железнодорожные деревянные мосты следует применять балочно-эстакадного типа с пролетными строениями в виде прогонов или простых (несоставных) пакетов.



^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Веб-сайт: http://stroy.gostedu.ru

2 Учебник «Деревянные мосты» Иркутск 2005 под. ред. Подвербного В.А.

3 СНиП 2.05.03-84*. «Мосты и трубы»

4 Веб сайт: http://www.allbridges.ru

5 ВСН 4-81 "Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах"

6 Интернет сайт: http://shtirlitz.net/science.php?string=avtodorogi



Лист








Скачать файл (970.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru