Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Дипломная работа - Отношение к сексу подростков и юношей - файл 1.doc


Дипломная работа - Отношение к сексу подростков и юношей
скачать (319 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc319kb.16.12.2011 07:03скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...






МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Воронеже




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА




на тему:


«ОТНОШЕНИЕ К СЕКСУ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ»

Слушательница-дипломница ________Бадерко Г.А.
Научный руководитель___________Клименко В.В.
ВОРОНЕЖ 2002




Содержание

Содержание............................................................................................................................….1

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................… 2

^ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ К СЕКСУ
ПОДРОСТКОВ.......................................................................................................................….6

1.1 Психологическое созревание подростка.......................................................……………. 6

1.2 Психосексуальное развитие ...............................................................................………….7

1.2.1 Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли ………………………. 7

1.2.2 Психология юношеской сексуальности...........................................………………….. 10

1.2.3 Мастурбация и развитие сексуальности.........................................…………………….12

1.2.4 Значение оргазма в психосексуальной сфере................................. ……………………17

1.3 Отношение подростков к любви, сексу, дружбе......................................………………. 30

1.4 Теоретические аспекты полового воспитания............................................. ……………..35

1.4.1 Принципы и основные направления полового воспитания………………………….. 36

1.4.2 Практическое осуществление полового воспитания................………………………. 38

1.4.3 Неправильные установки в половом воспитании....................... ………………………42

^ ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К СЕКСУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
(СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)..............................................................................…… 52

2.1 Анализ результатов исследования старшеклассников...........................………………… 52

2.1.1 Анализ результатов анкетирования.................................................……………………. 52

2.1.2 Анализ беседы..............................................................................................……………… 55

2.1.3 Анализ результатов, полученных при проведении Ц.Т.О.....………………………….. 58

2.2 Анализ результатов исследования родителей...........................................……………….. 59

2.2.1 Анализ результатов анкетирования .................................................……………………..59

2.2.2 Анализ результатов беседы.............................................................……………………….61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................……. 65

ЛИТЕРАТУРА.........................................................................................……………………….. 67

ВВЕДЕНИЕ


На современном этапе достигнуты положительные сдвиги в
массовом и педагогическом сознании по вопросам полового воспитания,
но это отнюдь не означает, что все проблемы в данной области решены.
Широкое обсуждение проблемы взаимоотношений полов в советском
обществе находилось под запретом.

С 1974 г. - проводятся международные сексологические конгрессы.
1-й конгресс состоялся в Париже, в 1976г. - конгресс прошел в Монреале, в
1978 г. в Риме, в конце 1979г. - в Мехико. На 3-м конгрессе в Риме
учреждена международная сексологическая ассоциация.

В нашей стране в 1973 г. при Московском НИИ психиатрии Мин-
здрава РСФСР функционирует всесоюзный научный методический центр
по вопросам сексопатологии.

Основным звеном сексологической службы является специализи-
рованное отделение врачебно-психологического семенного консульти-
рования, организуемое согласно приказу - МЗ СССР № 370 от 10 мая
1980г. в составе психоневрологических диспансеров в городах с на-
селением более 250 тыс. человек и наряду с отделением врачебно-
психологического консультирования сохраняются и кабинеты
сексопатологии, организованные в соответствии с приказом МЗ СССР
№920 от 22 ноября 1973 года и, № 463 от 30 апреля 1981г., которые пос-
тепенно утрачивают свое значение и реорганизуются в соответствии с
приказом 143 МЗ СССР № 30 от мая 1988г.

С 80-х годов в школе в старших классах был введен, предмет "этика
и психология семейной жизни", абстрактен и в конце 80-х годов подвергся
критике. Ныне социальные условия обуславливают актуальность темы
тем, что люди старшего поколения предлагают вновь наложить табу на
обсуждение этой проблемы в обществе. Однако проблемы секса уходят в
этих случаях вглубь сознания и становятся еще более острыми. Молодежь

должна иметь некий моральный противовес, никто не может решить эту задачу, чем семья и школа[10].

Глубокое изучение полового воспитания подростков началось лишь
в XX в. Но эта проблема была актуальна во все времена. В краткой теме
трактовалась как подготовка подростков к зрелости. В древности половое
воспитание воспринималось как нормальное биологическое явление.
Позже на отношение к этому вопросу наложило отпечаток христианство,
возникли запреты. Складывается концепция десакримизации
сексуальности вообще. В реальной жизни повышенные половые влечения
продолжали появляться в подростковом возрасте, т.к. это было наложено в
генетическом материале подростков. В 19 в. телесность и половое
влечение широко табулировались. Ряд характерных примет того времени.
В Англии начала 19 в., в Германии конца 19 в, -нач. 20 в. считалось
неприлично любое упоминание о ногах, т.к.. слово "нога" - вызывает
сексуальные ассоциации. В отечественной науке разработана проблема
сексологии и повышенного полового влечения - представлена работами
И. С. Кона[21]. Появились работы и других исследователей, И конечно
3. Фрейд, который первый открыл роль сексуального поведения в жизни
человека, и роль гиперсексуальности подростков. Появилось половое
воспитание подростков и старшеклассников в нравственном отношении.

Эта тема актуальна сейчас тем, что она стала предметом
идеологической борьбы. Педагоги и воспитатели сталкиваются в
непосредственной близости с этой проблемой на практике и испытывают
большие трудности, связанные с непросвещенностью в данном вопросе.
Воспитателю направляют энергию подростков в нужное русло, дают
понять подросткам, что необходимо владеть своими влечениями. Среди
многих взрослых существует предубеждение, что невозможно влиять на
сексуальное поведение школьников. Более того, что раннее преподавание
в школе основ знаний о сексуальной жизни подталкивает детей к очень
пяннему сексу. Противники полового воспитания в нашей стране

многочисленны и сильны - это большая трудность для практических

работников. Имеются случаи, когда консервативные родственники
требовали привлечения к суду педагогов, развращающих детей своими
беседами на тему секса[25].

Опыт Англии свидетельствует об обратном. Серьезный, честный,
откровенный разговор с детьми и молодежью о сексе привел их к
сокращению экспериментирования в области эротической любви и
отодвиганию сроков начала половой жизни[21].

Выраженная сексуальность - это естественное и нормальное явление
в подростковом возрасте. Самое главное внутреннюю энергию подростка
направить в социальное русло. Сейчас много информации о сексе
поступает из средств массовой информации; причем она же не является
позитивной, культурно-развивающей, а, наоборот, развращает молодежь.
Пропагандирует извращения и жестокость. А это может привести к
необратимым последствиям.

От установившихся в этом возрасте взглядов, отношений к
противоположному полу зависит вся дальнейшая жизнь. От этого зависит,
сможет ли подросток в будущем, в браке, построить свои отношения с
противоположным полом.

Объектом исследования является личность старшеклассника.
Предмет исследования - отношение к сексу.

Цель исследования - изучить особенности отношения к сексу у
старшеклассников.

Задачи исследования:

1) Изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы.

2) Исследовать с помощью батарей методик отношения подростков к
сексу.

3) Изучение отношения родителей к половым отношениям своих детей.

4) Обобщить результаты исследования.

Методы исследования.

1) Изучение содержания литературных источников.

2) Анкетирование подростков.

3) Интервью с подростками.

4) Проведение методики Ц.Т.О.

5) Анкетирование родителей.

6) Интервью с родителями.

Гипотеза исследования.

Гипотеза заключается в предположении о том, что несмотря на
большое количество информации о сексе для подростков будет характерна
недостаточная информированность и возможно проявление негативных
чувств на фоне, в целом, позитивного отношения к сексу и любви, что в
частности создаётся отсутствием эффективного полового воспитания.

^ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОТНОШЕНИЯ К СЕКСУ ПОДРОСТКОВ

1.1 Психологическое созревание подростка

Подростковый возраст - возраст полового созревания - критический
период в анатомическом, психологическом и социальном развитии
человека. Отрочество, как никакой другой этап жизни, совмещает в своем
настоящем черты прошлого и будущего. В это время завершается
оформление той схемы поведения, которая будет существенно влиять на
физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и
личную жизнь[3].

Повышенное внимание к этой возрастной группе обусловлено, по
крайней мере, несколькими обстоятельствами.

Первое - в быстро развивающемся современном мире глубокие
изменения во всех сферах жизни происходят на протяжении жизни одного
поколения, и к психике подроста предъявляют большие требования.
Значение этого усиливается еще и тем, что представители разных
возрастных групп в ряде вопросов оказываются носителями разных
представлений о жизни.

Второе - акселерация и связанные с ней диспропорции проявляются
в более раннем возникновении специфических проблем подросткового
возраста, которые уже поэтому, хотя не только поэтому, требуют
уточнения совершенствования подходов и их разрешению.

Третье - предоставление молодежи все большей самостоятельности.
более раннее выделение из родительской семьи[12].

Взрослому человеку, даже уделяющему очень много внимания своей
внешности, трудно, а порой и невозможно прочувствовать все
происходящее с подростком в ходе физического развития часто,
сталкиваясь вплотную с напряженностью переживаний подростка, ее

объясняют особенностями подростковой психики, не видя за ним

специфических, психологических проблем. В самом общем виде их нужно
определить как проблемы реорганизации образа «физического я» и
формирования качественно новой телесной идентичности [9]. Тревожная
новизна интероцептивных ощущений, меняющихся женских форм,
появление непривычной неловкости, трудности управления ломающимся
голосом, необычные ощущения, связанные с сексуальным напряжением и
его разрядкой, - все это рискует стать проблемой, а потому тревожащей все
больше. Это время внутренне противоречиво и не редко конфликтного
состояния утраты привычного и приобретение нового «физического я»,
чтобы стать собой новым, надо перестать быть собой прежним.

Потребность убеждаться в нормальности своего развития, диктуется
все той же тревожностью, обретает силу доминирующей идеи. Прежде
всего это касается желания бесспорных преимуществ полового развития.
Все мальчики и девочки оценивают собственные признаки
мужественности и женственности. Взаимные обмеры и сравнения своего
тела с телом сверстников и сверстниц - обычное и закономерное явление.
Одних подростков сравнивания успокаивают, других наоборот.
Откровенно трагические формы такие переживания принимают редко, со
стрессовыми и неврологическими реакциями на мнимую
«недоразвитость» телесной мужественности или женственности
сталкиваются много чаще [14].

1.2 Психосексуальное развитие
1.2.1 Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли

Половое созревание - центральный, стержневой процесс переход-
ного возраста. Но процесс этот не сводится к измене биологических

изменений. Человеческая сексуальность - сложное биосоциальное явление,

продукт совместного действия биологических и социальная сил [25].

Чтобы стать мужчиной или женщиной индивид должен осознать
свою половую принадлежность и усвоить соответствующую роль. Половая
идентичность личности предполагает осознание индивидом своей половой
принадлежности, усвоение соответствующих навыков и стиля поведения, а
так же психосексуальных установок и ориентации /интерес к
противоположному полу/.

Хотя закономерности психологического развития личности еще
недостаточно изучены, психологи не сомневаются в том, что половая
идентификация - продукт социализации, воспитания и научения.

Социальное развитие мужчин и женщин, которые получают
одинаковое образование и занимаются одной и той не деятельностью,
неизбежно ослабляет поляризацию мужских и женских ролей, тем более,
что индивидуальные различия мужчин и женщин никогда не укладывались
в рамки этой поляризации. Это не означает, разумеется, полного
устранения половых различий в поведении и психике во
взаимоотношениях мужчин и женщин, но все чаще строятся не в
соответствии со стереотипными предписаниями половых ролей, а на
основе учета индивидуальных особенностей личности, это касается и
сексуального поведения. Так называемый "двойной стандарт" утверждает
разную половую мораль для мужчин и для женщин: мужчина может быть
сексуально активным, женщина должна терпеливо ждать, пока ее выберут,
и даже после этого проявить сдержанность.

Сегодня такое представление уже не является безраздельно
господствующим; молодежь все больше ориентируется на принцип
равенства прав и обязанностей [24].

Все это преломляется в юношеской психологии. Половое созревание
заново актуализирует для подростка давно решенный, казалось бы, вопрос
о его половой идентичности в том случае, что подросток начинает в ней

сомневаться, но в том. что усложняются измерения «маскулинности» и

«феминности», в которых все большую роль приобретают собственно
сексуальные моменты /появление сексуальных интересов и т.д./ [31].
Соответствие идеализированному стереотипу «маскулинности-
феминности» служит главным критерием, по которому подросток
оценивает свое тело.

Волнующее переживание вызывает и сам процесс полового созре-
вания. Теперь это событие в большинстве случае» встречается с радостью.
Тем не менее подобные переживания весьма тревожны. Подростки /да и
юноши/ - настоящие рабы «нормы». Они с убеждением думают, что на все
случаи жизни должны быть универсальные правила и боятся в чем те
отстать от сверстников[15].

Половые стереотипы распространяются не только на внешность, но и
на поведение и черты характера. Особенно сложно обстоит дело с
«маскулинностью». Мужская роль в маскулинных качествах традиционно
принята всеми. Такая девочка принимается как нечто вполне естественное,
тогда как феминизированный, изнеженный мальчик вызывает отчуждение.
Кроме того процесс социализации мальчиков более противоречив. В
раннем детстве мальчики, как и девочки, теснее связаны с матерью, чем с
отцом. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют. Резкое обособление
мальчиков-подростков от женщин, принятое во многих обществах, равно
как и распространенные однополые мальчишеские компании, объективно
служат противовесом этой феминизации, помогают мальчику утвердиться
в мужской роли. Но одностороннее влияние сверстников плюс внутренняя
неуверенность мальчика подростка в том, насколько он соответствует
завышенным требованиям «маскулинности», часто порождают
компенсаторное «гиперсексуальное» поведение /подчеркнутая
агрессивность, грубость, пренебрежение к женщине «женским» чертам
Имеющееся само определение мужской роли противоречиво.

В юношеском возрасте все эти проблемы переплетаются.

Старшеклассники еще сохраняют подростковую удаль и стереотипность
ролевых предписаний, стараясь доказать себе и другим, что он
«соответствует» этим требованиям. В тоже время он уже чувствует, что его
индивидуальность не вписывается в жесткие рамки, что мужские и
женские качества не обязательно альтернативны и что сочетание их может
быть разным [25].

^ 1.2.2 Психология юношеской сексуальности

Изучение юношеской сексуальности имеет три главных предмета:

половое поведение, т.е. поступки, в которых проявляется и реализуетя
половое влечение /когда начинается половая жизнь, каковы стадии ее
развития, ее интенсивность и т.д./; психосексуальные установки и
ориентации, т.е. отношение людей к вопросам пола, нормам половой
морали; эти установки различаются по степени осознанности и
существуют как на уровне культуры, так и на уровне индивидуального
сознания; эротические фантазии и переживания, которые часто бывают
неосознанными.

Педагогов, разумеется, крайне интересуют возрастные нормы
полового поведения: когда ребенок начинает интересоваться вопросами
пола, в каком возрасте подросток впервые влюбляется, когда юноша
вступает в первую половую связь и т.д. Общего ответа на эти вопросы нет
и быть не может. Не говоря уже об индивидуальных вариациях и о том,
что одно и то же событие может иметь в разном возрасте совершенно
разный психологический смысл. Стереотипы массового сознания весьма
могущественны. Особенно строгой моральной цензуре подвергается нагота
и все, что связано с половой сферой. «Пережим» в половой сфере приводит
к тому, что все, связаннее с полом, отождествляется в сознании ребенка с
«постыдным» и «грязным», и когда в период созревания он волей -

неволей начинает интересоваться этой сферой жизни, она кажется ему не

имеющей ничего общего с возвышенными чувствами [2 б].

Дуализм «любви и секса» проявляется особенно резке у мальчиков.
С одной стороны, юношеская мечта о любви и образ идеалы возлюбленной
предельно десексуализированы. Когда подростки называют
зарождающуюся у них привязанность «дружбой», они не лицемерят; они и
вправду испытывают, прежде всего, потребность в коммуникации,
эмоциональном тепле. Прообраз первой возлюбленной бессознательно
является для мальчика мать, и мысль о половой близости с ней для него
равносильна святотатству. С другой стороны, подросток находится во
власти сильного диффузного эротизма, причем образ, на который
проецируются эти фантазии, нередко представляет собой только
«сексуальный объект», лишенный всех других характеристик. Иногда это
групповой образ реальный или воображаемый, общий для целой компании
мальчиков. Грязные разговоры, сальные анекдоты, порнографические
картинки вызывают у многих подростков повышенный интерес, позволяют
им «заземлить», «снизить» волнующие их эротические переживания, к
которым они психологически и культурно не подготовлены.

Подростковый цинизм не может не покоробить взрослых. Но нужно
учитывать, что обсуждение конкретных вопросов со сверстниками
позволяет снять вызываемое ими напряжение и отчасти разрядить его
смехом.

Невозможно выразить, вербализовать эротические переживания,
например, из-за отсутствия общества сверстников или большой
застенчивости, может также отрицательно повлиять на развитие личности.
Поэтому воспитателю следует беспокоиться не только о тех, кто ведет
«грязные разговоры», но и о тех, кто мало слушает, именно эти ребята
неспособные выразить и «заземлить» волнующие их смутное переживание,
иногда оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.

Наряду с мальчиками, которые гипертрофируют физические аспекты

сексуальности, есть и такие, которые всячески стараются отгородиться,
спрятаться от них. Психологической защитой им может служить аскетизм,
подчеркнуто презрительное и враждебное отношение ко всякой
чувственности, которая кажется подростку низменной и «грязной»

Другая типичная юношеская защитная установка -
«интеллектуализм», Сам «аскет» хочет избавиться от чувственности, так
как она «грязна», то интеллектуал «находит ее неинтересной».

Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе
положительны. Это их гипертрофия влечет за собой искусственную
самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе
которых лежит страх перед жизнью.

Важная особенность подростковой и юношеской сексуальности ее -
«экспериментальный характер»[23].

^ 1.2.3 Мастурбация и развитие сексуальности

Половое влечение подростки удовлетворяют, несмотря на то, что
условий для этого может и не быть. Поэтому возникают заместительные
формы удовлетворения, наиболее распространенная из них мастурбация.
Мастурбация - стихийно выраженная защита организма против
возрастающего напряжения либидо. Мастурбация может возникнуть
спонтанно, как собственное открытие, в результате подражания, получения
информации из внешних источников. Чем моложе человек, тем больше
вероятность, что он сам откроет для себя этот способ удовлетворения. По
данным Кинси самостоятельно научились этому 77% опрошенных детей
до 10 лет и 27% людей в возрасте 21-30 лет. Причем девочки почти в 3 раза
чаще, чем мальчики, приходят к этому самостоятельно /75% и 25%
опрошенных/. В тоже время в результате подражания или получения
внешней информации этому научились 75% мужчин и лишь 43% женщин.

Иногда мастурбация возникает после спонтанного оргазма, который

человек испытал в эротических сновидениях или при других
обстоятельствах. Кинси обследовавший 16 тыс. женщин, сообщает о том,
что примерно 2% из них в состоянии испытать психический оргазм,
представляя эротические и сексуальные ситуации, что мужчинам
недоступно[10].

Если источник первого оргазма у мужчин чаще всего -
непроизвольные спонтанные манипуляции с собственными гениталиями,
эротические сновидения и ночные поллюций, то у женщин источником
первого оргазма нередко становятся мастурбация: 40% опрошенных
сообщили об этом. Приведенные данные позволяют думать, что
мастурбация - достаточно распространенный способ полового
удовлетворения.

Если рассматривать процесс интеграции самых разрозненных
функций, то оргазм оказывается той аффективно - когнитивной основой,
которая организует все эти функции в целостный процесс полового
влечения и полового поведения. В частности период юношеской
гиперсексуальности - важный этап в развитии психосексуальной сферы.
Именно переживания в период гиперсексуальности способствуют
обеспечению на основе доминанты всех вовлеченных в половое поведение
функций в функциональную единую систему. Без этих переживаний и
доминанты становление нормальной /доминанты/ сексуальности было бы
невозможным. Кинси указывает на то, что мастурбация имеет
приспособительное значение, снижая напряжение полового влечения до
нормы или ниже, она повышает эффективность жизнедеятельности во
внеполовой сфере. Если бы напряжение не снималось, это привело бы к
неврозам, раздражительности, переутомлению, неспособности
сосредоточиться на проблемах вне половых, затруднениях при общении с
людьми противоположного пола.

Особое значение для телесной сексуальности имеет первый оргазм.

Психологи пишут о том, что один и тот же раздражительно повторяясь
через определенные промежутки времени, способствуют переживанию
удовольствия. Происходит накопление раздражителей, вырабатываются
новые. Но не надо смешивать понятие способности получать наслаждение,
удовольствие с половой доминантой. Как раз из того, что у человека по
каким-то причинам нет возможности удовлетворить половые потребности,
может развиться гиперсексуальность, а интерес будет концентрироваться
на вопросах секса /как у подростков/озабоченность сексом, чрезмерное
половое воображение подростка вовсе не следствие его преждевременного
приобщения к сексу, а скорее следствие его неудовлетворительности и
напряжения либидовой энергией [13].

Половое влечение - физиологически закономерное явление, которое
требует нормального удовлетворения. Исследования психологов показали,
что оргазм как завершающая реакция полового поведения, протекает
одинаково и в мастурбации, и в нормальном половом акте, если
рассматривать их физиологические составляющие. Это исследование
убедило ученых в том, что онанизм сам по себе не причиняет
физиологического вреда [21].

Этой поворот в понимании сущности онанизма отчетливо
сформулировал философ И.С. Кон. Он отметил, что раньше, когда
мастурбация считалась причиной необщительности, замкнутости
подростка, все силы направлены на то, чтобы отучить его от этой
привычки. Результаты, как правило, были ничтожны и даже отрицательны.

Значение мастурбации легче понять, если рассматривать ее как вид
полового поведения, соответствующий определенной стадии развития
личности. Тот вред, который наносит мастурбация, могут нанести
нормальные с точки зрения обыденного сознания половые отношения и
конфликты в половых отношениях с такой же вероятностью могут вести и
неврозами, изоляции, замкнутости, фиксации на половой сфере,

импотенции, фригидности, а в некоторых случаях могут вести к

самомазохистским извращениям, увеличивают большую вероятность
гомосексуального совращения.

Однако может ли быть вредна мастурбация? Нисколько. Это
возможно тогда, когда сексуальная ситуация и поведение при
мастурбации, а так же воображения редко отличаются от реальной половой
ситуации. Это может быть вызвано несоответствием недостигаемой цели:

при мастурбации человек получает самоудовлетворение, а в половых
отношениях он должен доставить наслаждение другому и управлять своей
активностью в соответствии с этой целью, и ему надо подчиниться
коммуникативному влиянию другого.

Мастурбация вредна из-за фиксации на нереальных половых
объектах, что может привести к пигмаманизму.

Если мастурбация используется как защитное средство, или как
снотворное, или как средство разрешения конфликтов, вызванных стыдом,
чувством вины, обиды на взрослых, или как средство /разрешение
конфликтов/ избавиться от чувства одиночества, то постоянная, длящаяся
несколько лет практика не может не вызвать существенной деформации
личности, ее психосексуальной сферы.

Мастурбация опасна еще и тем, что доступна, а подростки склонны к
излишествам. Есть исследования показывающие, что во время
мастурбации устают больше, чем при нормальном коитусе. Некоторые
современные авторы считают, что при онанизме чувство полного
удовлетворения достигается раздражением лишь нервных периферических
окончаний, часть же нервных раздражении, присущих нормальному
половому акту выпадает, и полного удовлетворения юноша не получает.
Поэтому нервная система в этом процессе, остается напряженной [26]. Но
как было сказано выше, точно такие же деформации могут быть вызваны
не только мастурбацией, но реальными половыми отношениями. Однако,
несмотря на это, мы соглашаемся с утверждением сексолога Свядоща,

который считает, что умеренная мастурбация в юношеском возрасте

обычно имеет характер саморегуляции повышенной половой функции.
Она способствует снижению половой возбудимости и безвредна. Хотя при
этом надо говорить об условной безвредности.

Для того, чтобы мастурбация не причиняла вреда психосексуальному
развитию человека в нежный ювенальный подростковый период а,
наоборот, способствовала полноценной сексуальности, необходимо
самовоспитание и психосексологическое консультирование
мастурбирующих подростков.

Второй разновидностью полового поведения сексологи определяют
петтинг, в котором оргазм достигается при возбуждении эротических зон
без непосредственного контакта гениталий и коитуса. Различают
поверхностный петтинг, поцелуй, глубокий поцелуй, ласки, направленные
на эротические зоны, обычно обнаженные, и глубокий петтинг,
направленный на стимулирование гениталий. Взаимная мастурбация тоже
рассматривается как глубокий петтинг. Мастурбация не может дать
полного удовлетворения, так как при ней нет реального общения с другим
человеком. Неудовлетворенность тут от недостатка общения, а не от
недостаточного стимулирования. Женщина, овладевшая оргазмом, быстро
получает удовлетворение в мастурбации.

Значение петтинга в психосексуальном развитии достаточно велико.
По данным Кинси 46% обследованных женщин первый оргазм пережили в
петтинге. Это явно несколько больше, чем в мастурбации. Петтинг
способствует ее сексуальному развитию, в особенности женщин. Опыт
петтинга возрастает с возрастом, как среди мужчин, так и среди женщин. В
15 лет 39% мужчин и 50% женщин имеют опыт петтинга, в 18 -
соответственно 81% и 84%. Девочки чаще прибегают к петтингу, чем
мальчики.

Петтинг расшатывает сексуальные ригидные установки, внушенные родителями, которые естественно, боятся преждевременной беременности

дочерей, помогает приспособиться в браке. Девочки приобретают опыт,

«проигрывая» элементы полового поведения с того момента, когда юноша
или девушка, влюбившись или даже просто чувствуя половое влечение,
обратились к петтингу, вероятность гомосексуального совращения,
извращений резко уменьшается. Это очень важно [42].

Половое влечение не находя удовлетворения, вызывает состояние
фрустракции, конфликт, которые разрешаются различными способами.
Одни из самих древних механизмов психики для разрешения конфликтов -
сновидения. По Имелинскому у 82% мальчиков бывают эротические
сновидения и поллюции: 30% из них сообщили, что это случается
примерно один раз в месяц, 20% опрошенных считали это явление
нормальным, а 43% были озабочены.

Частота сновидений возрастает после получения полового опыта.
Эротические сновидения, если они сопровождаются оргазмом,
снимая сексуальное напряжение, благоприятно воздействуют на организм
[33].

^ 1.2,4 Значение оргазма в психосексуальной сфере

Вообще целью полового акта и заместительных форм
удовлетворения /мастурбация, петтинг, эротические сновидения/ - это
оргазм. Под оргазмом понимают высшую степень сладострастного
ощущения. Для того, чтобы понять роль этого переживания в развитии
психосексуальной сферы, недостаточно считать оргазм просто
ощущением. Ощущение - это отражение отдельных свойств явлений с
помощью органов чувств. Следовательно, оргазм - это некоторая
врожденная эмоция, возникающая в удачно протекающем половом акте.
Эмоции и ощущения - это реальные психические /реакции/ реальности.
Переживание оргазма не предполагает специального органа чувств,
который дает это переживание. Оргазм – многофункциональное психическое образование[32].

Переживание оргазма проводит резкую границу в психосексуальном

развитии индивидуума до и после переживания оргазма, оргазм в
сексуальном опыте способствует отчетливому представлению о цели
полового акта. Большинство сексологов убеждены в его положительном
значении для развития полового влечения. Это сильное переживание
становится могучим эмоциональным подкреплением образов и поведений,
которые ассоциируются с этим переживанием. Психические процессы,
смежные во времени и пространстве с оргазмом приобретают
гедонические функции. Огромный клинический материал свидетельствует
об этом.

Для правильного понимания полового воспитания важно понимать
сущность этой могучей эмоции. Современная физиология и сексология
постепенно шли к признанию того, что нет специального анатомического
центра оргазма в центральной нервной системе, что привело к системному
пониманию, которое вырастало постепенно. Возникла энергетическая
концепция Рейха, согласно которой оргазм представляет собой
освобождение биоэнергии, которое сопровождается переживанием и
соответствующими реакциями. Г.С. Васильченко проанализировал эти
концепции и вывел системную теорию оргазма, в которой недостатки этих
концепций устранены. Оргазм рассматривается как фактор интеграции и
подкрепление разрозненных физиологических актов, взаимодействие
структурных различных образований. Этот подход основан на достаточно
убедительном клиническом материале, наблюдениях [33].

Любая эмоция проявляется как ее переживание, в физиологических
реакциях и в экспрессии, обращенной во вне.

Поведение, побуждаемое потребностью, завершается с помощью
техники удовлетворения. Так оргазм как бы завершает гедонистическое
поведение. Чем ближе поведение к своему завершению, тем оно
инстинктивно. Поведенческие реакции оргазма инстинктивны и, однажды
включившись, они завершаются без и даже вопреки работы сознания.

Завершающий акт поведения одновременно представляет собой

подкрепление данного поведения, и чем ближе к концу, тем выше его
либидинозное значение [5].

Оргазм образует комплекс переживаний, который сращен не только с
образами, но и с соответствующим поведением, его программой. Эти
переживания остаются в памяти, человек может их предчувствовать, и у
него вскоре возникает потребность вновь испытать оргазм. Эта
потребность лежит в основе полового поведения. Человек, не испытавший
оргазма, не имеет потребности в нем, его половое повеление определяется
переживаниями эротических удовольствий, полученных в своем опыте.

В оргазме как эмоции прочно сращиваются поведенческие реакции,
образы восприятия этого поведения, а также образы представлений
переживания оргазма становятся могучим эмоциональным подкреплением,
образующий единый комплекс эффективно - когнитивной и поведенческой
структуры оргазма. Поскольку влечение - это всегда стремление повторить
ранее испытанное переживание, это стремление уже определяется этим
аффективно - когнитивным комплексом, который чаще подчиняет себе и
сознание, применяя установки и даже систему ценностей. Поэтому имеет
очень большое значение, в результате нашего поведения и при каких
обстоятельствах, отразившихся в сознании, человек пережил оргазм. Если
оно возникло при нормальном половом поведении, это хорошо. Но, к
сожалению, очень часто оргазм переживают в условиях, которые ведут к
извращению.

Переживание оргазма способствует научению импринтингом. Сразу
же образуется аффективно - когнитивная матрица, и человеку хочется
повторить действия, «записывание» на этой матрице. Сексопатология дает
обширный материал, иллюстрирующий это положение. Поскольку
пережить оргазм можно и до полового созревания - это представляет
серьезную проблему в половом воспитании. По Кинси до 15 лет оргазм
испытали 20% девочек и 82% мальчиков, в возрасте до 13 лет - 14%

девочек, а до 11 лет - 9%. 6% - до 13 лет, часто в гомосексуальных

контактах. Однако чаще всего впервые почувствовали оргазм при
мастурбации [II].

Способность испытывать оргазм «распределена» среди людей
неравномерно: некоторые женщины и в сексе его не испытывают, а в
некоторых случаях он может возникнуть спонтанно, даже не при
несексуальном поведении, в играх, при испуге или сильном физическом
усилии.

Так если оргазм сопровождается сильным переживанием и имеет
большое подкрепляющее значение, то он может трансформировать
психологические процессы, придавая им интегрирующее начало и
превращаясь в самоцель [17].

Оргазм и эмоции в неполовом поведении. Эмоции взаимодействуют
между собой. Поэтому естественно рассмотреть то, как оргазм
взаимодействует с теми эмоциями, которые человек испытывает, когда
переживает оргазм. Ведь оргазм - тоже эмоция.

Либидозная энергия, связанная в эрогенных зонах и мышцах
человека, ребенка - мальчика или девочки, если она не освобождается при
эротических контактах, постепенно накапливается. Этому способствует и
гормональная активность, особенно при сексуальном преждевременном
развитии. Поэтому оргастическая разрядка возможна в различных случаях
[39].

С позиции полового воспитания перенасыщенность оргазма
мальчика и девочки /подростков/ либидинозной энергией, конечно
неблагоприятна. Такая перенасыщенность повышает возможность
оргастической разрядки в самых неподходящих условиях и в состояниях,
что может вести к извращениям. Лучше если эти разрядки происходят во
сне, в эротических сновидениях или даже при мастурбации. Ведь
неожиданный в неподходящих условиях оргазм может вести к самому

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся неблагоприятные

оргазма с другими эмоциями и состояниями, которые вызывают
неудобства [33].

Ужас и оргазм. Испуг вызывает резкое перераспределение энергии в
оргазме, и в этом случае возможна оргастическая разрядка.

Обычно это бывает при чрезмерном испуге, а умеренный страх
подавляет половое влечение. Сильный страх тоже, согласно
исследованиям психологов, подавляет половое поведение. Однако
внезапный испуг может оказать обратное действие.

Когда образуется связь двух сильных эмоций, то ключевой эмоцией
становится одна из них, наиболее интенсивная или желанная. Так, если
связываются ужас и оргазм, то возникает связь, в которой желание
испытать оргазм непроизвольно связывается с ужасом, и нужно пережить
нечто похожее на ужас, страх, чтобы получить оргазм /особенно, если
впервые оргазм произошел вместе с этой эмоцией/. Если появляется нечто,
вызывающее страх или ужас, то это поведение получает неожиданное и
сильное подкрепление. В особых случаях это может положить начало
мазохистской установке.

Соединение ужаса и отвращение, которое возникает, когда ребенка
запугивают покойниками, с оргастической разрядкой может
способствовать некрофилией. Однако для этого требуется ослабление или
раскрепление «Я», когда сознание теряет контроль и управление над
оргастическими позитивно-эффективным комплексом [28].

Бегство, нападение и оргазм. В подвижных играх одни гоняются за
другими. Бегство, страх быть пойманными, азарт - все это пробудившиеся
древние охотничьи инстинкты. Несмотря на то, что это - игра, дети
испытывают реальные эмоции, которые приносят удовлетворение. Если
при этом произойдет оргастическая разрядка, то эти схемы поведения,
эмоций включаются в единый позитивно-эффективный комплекс, и

ситуации. Такие игры могут моделироваться и в половом поведении.

Человек создает реальные и символические ситуации, которые ранее
сопровождались сильными эмоциями, оргазмом. Поскольку элементарная
реакция бегства, избежание в психике человека может приобретать
причудливый символический характер, то некоторые странности в
долевом поведении вполне можно объяснить в терминах первоначального
научения. Практика консультирования дает обильные клинические
.данные о том, что сексуальное наслаждение, в частности его вершина -
оргазм, базируется на основе «объединения» первичного получения с
различными эмоциями и программами поведения, которые лишь с
большой натяжкой можно считать элементами сексуального поведения,
например сопротивление или бегство [II].

Страх и оргазм - полярно противоположные эмоции. И если
эмоциональная реакция оргазма превосходит по силе страх /а обычно так и
бывает/, страх вплетается как элемент в аффективно-позитивную
структуру оргазма. Это обусловлено тем, что переживание оргазма
подавляет страх, подчиняет его и тем самым превращает в элемент
переживания оргазма.

Страх быть обнаруженным, связанный со спонтанным оргазмом,
создает тенденцию к «рискованным сексуальными ситуациями», в которых
человек испытывает полноту наслаждения. «Странности» в сексуальном
поведении женщины, которая «обычно холодная», но испытывает сильное
сексуальные эмоции в неподходящих ситуациях говоря о синтезе «страха
обнаружения» с эмоцией оргазма, который, как правило, человек
переживает подростком или в ранней юности.

В страхе, ужасе, обычно человек чувствует оргазм вне сексуальной
ситуации, т.е. половые органы в это время не в том состоянии, которое
соответствует половому поведению /нет эрекции пениса или клитора/, а
так же других эротичных зон/, а воздействие происходит энергетически

непосредственно. Оргазм в дальнейшем может разрушить функции

половых органов и даже привести к «психической импотенции».

Оргазм при физических упражнениях.

Физическое упражнение вызывает энергетическое
перераспределение лидируемой энергии. Например, борьба, лазание по
канату, езда верхом стимулируют гениталии, что может привести к
оргазму. Если это бывает на пике усилий, то оргазм становится наградой
не за репродуктивное поведение, а за усилие. Это может способствовать
тенденции достигать результата в половом поведении, преодолевая
препятствия, сопротивления, а при отклонениях в психике - к садизму [14].

Оргазм и эмоции в половом поведении.

Мастурбацию можно рассматривать как половое поведение, в
котором гениталии стимулируются с целью получить оргазм. У подростка,
который, мастурбируя, снимает напряжение, меньше шансов испытать
сложнейший оргазм в неполовом поведении. Поэтому мастурбацию можно
назвать приспособительным поведением, которое в целом причиняет
меньше вреда, чем спонтанный оргазм, полученный в первый раз в
неполовом поведении, особенно если он сочетается со страхом, ужасом,
связан с бегством, преследованием, насилием. Однако и мастурбация
может оказать очень большое влияние на психосексуальную сферу.
Подростки, у которых либидозная энергия накапливается медленно,
гораздо реже испытывают спонтанный оргаз во внеполовой ситуации.
Мастурбация для них оказывается искусственным средством получить
удовольствие. Они могли бы без нее обойтись, но если они предаются ей
излишне навязчиво мастурбация начинает разрушать психосексуальную
сферу. Конечно, это связано и с тем, какие эмоции сочетаются с
переживанием первого оргазма.

Оргазм и чувство отвращения.

Повышенное половое влечение заставляет искать возможность удовлетворения. Если взрослые внушают подростку отвращение к половой

25
жизни, вступление в половую связь, как правило, будет связано с

отвращением. Если, преодолевая его, подросток чувствует оргазм, это
сочетание может закрепиться в сознании, и в дальнейшем человек будет
бессознательно стремиться вновь испытать это состояние, т.е. будет искать
такого полового партнера, который вызывает у него отвращение: с людьми
низменными, опустившимися, проститутками и т.п. Тоже самое может
происходить при опьянении, потере контроля над собой. При достаточной
силе личности человек сдерживает, подавляет эту тенденцию, однако она,
не обнаруживая себя, мешает сексуальному приспособлению. Эта
тенденция часто бывает причиной пигмалионизма - влечения к
недосягаемому, идеальному, воображаемому. Установка «секс - грязен»
закрепляет этот комплекс социально[33].

Презрение и гнев. Если эти эмоции сочетаются с оргазмом, то
возникающие при этом аффективно - когнитивная структура формирует
садистские тенденции, которые могут проявляться явно или скрыто,
«прорабатываться» в воображении. Человек может испытать исчезновение
чувства любви к половому партнеру, но стать грубым в половых
отношениях. Садистская установка не дает развиться половой любви.
Слишком четкая клиническая картина этого комплекса проявляется в
склонности провоцировать ссоры, выяснение отношений, обвинять друг
друга в измене или низменных придирчивых качествах. После скандала
происходит "сладкое" примирение в спальне. Приступы ревности
возникают у таких людей как раз в ситуациях, когда нужно половое
удовлетворение. Более того, вспышки гнева становятся пусковым
механизмом полового влечения. Чаще всего это проявляется в семьях,
когда привычные отношения уже не возбуждают[9].

Вина и половое влечение.

Общепризнанно представление о том, что чувство вины подавляет половое влечение, так тем оно чаще используется ка аффективное средство контроля в половом поведении. Многие психологи чувство вины

рассматривают как фактор, блокирующий сексуальное поведение.

Психокоррекция нарушений в половых отношениях всегда стремится
ослабить чувство вины. Однако половое влечение часто оказывается
сильнее запретов. Поскольку сила оргазма значительно превосходит
относительно постоянное и не такое уж сильное чувство вины, сочетание
этих двух эмоций ведет к возникновению аффективно - когнитивного,
комплекса - полового влечения и оргазму с сильной компонентой чувства
вины. В этих случаях надо ожидать, что чувство вины будет, наоборот,
усиливать влечение к оргазму, недостаток же чувства вины - уменьшает
переживание оргазма. Клиническая картина этого комплекса, однако, есть
специфический симптом - стремление человека в половой ситуации
вызывать в себе чувство вины. Этим объясняются неожиданные признания
в измене, странные исповеди, в которых раскаяние, вызываемое чувство
вины усиливает половое влечение. Если у партнера "противоположного"
колебание и ему, наоборот, для удовольствия нужно чувствовать себя
обиженным, отношения этих двух людей могут складываться неплохо.
Однако если партнер реагирует иначе, то такого рода исповеди приводят к
не разрешаемым конфликтам[22].

Поскольку чувство вины всегда возникает как отражение обиды,
которая причинена любимому человеку, то половое возбуждение
вызывает потребность пережить чувство вины, и человек, по неясным для
него причинам, склонен обижать своего партнера, без чего не может
получить полного наслаждения [32].

Обида и половое удовлетворение.

Обида, в общем подавляет половое влечение. Она вызывает гнев,
агрессию или уход. Однако если обида достаточно часто предшествует
половому удовлетворению, оргазму, что бывает у лиц с повышенным
половым влечением, то она включается в аффективно-когнитивный
комплекс оргазма. В интимных отношениях человек желает вспоминать обиды, окоторых в обычном состоянии не помнит. Такая исправленная

«памятливость» говорит о наличии комплекса, в котором вина другого и

собственная обида «входят» в половое влечение. Люди деликатные,
предусмотрительные и даже любящие друг друга неожиданно для самих
себя становятся чрезвычайно обидчивыми и памятливыми на обиды.
Комплекс может проявлять себя где и когда угодно, если в воображении,
мыслях в то время создается половая ситуация. Причиной такого
комплекса может быть также и то, что дети, обидевшись на родителей,
уединяются и избавляются от этого чувства мастурбации Тоже самое
может происходить и тогда , когда ребенок хочет избавиться от чувства
вины.

Стыд и застенчивость.

Застенчивость - специфическое женское поведение, которое
психологи определяют как вынужденный ответ женщины на желание
мужчины, уступка ему «демонстрация женской рецептивности».
Застенчивое поведение становится стимулом для ухаживания.
Застенчивость, которая связывается с половым влечением, соответствует
требованиям культуры и может рассматриваться как элемент аффективно -
когнитивного комплекса полового влечения. Однако если она
закрепляется оргазмом, такое поведение становится относительно
самостоятельным и плохо корректируется ситуациями и даже возрастом. В
некоторых случаях очень скоро оно может стать навязчивым.

Когнитивная структура стыда состоит в эмоциональной реакции на
рассогласование между собственным поведением, состоянием, свойствами
и тем, какими они, по представлениям человека должны быть. Стыдясь
человек, чувствует себя объектом презрения. Застенчивость и стыд
обеспечивают более высокий, уровень самоконтроля, но возникают они
как раз тогда, когда самоконтроль, самоуважение потеряны. Стыд -
мощное аффективное средство процесса социализации, которое делает его
автоматическим. Однако сейчас нас интересует связь стыда с половым
влечением. Большинство сексологов утверждает, что стыд подавляет

половое влечение. Сочетаясь с оргазмом, стыд постепенно включается в

оргазмический комплекс и может, усиливать влечение к оргазму. Но
поскольку сам по себе он обладает свойством подавлять любое поведение,
включая и половое, этот комплекс с одной стороны, способствует тому,
что человек начинает придавать ему исключительное значение в половом
удовлетворении, а с другой - стыд определяющим образом действует
/подавляет/ сами способы достижения оргазма. Большинство
психотерапевтов, занятых в сексуальной терапии, считают, что
фетишизация оргазма обедняет половое поведение. Поведенческая основа
фетишизации оргазма - установка на немедленное его получение. Такая
установка создается при мастурбации, если подросток строго осуждает
себя за это, но не может прекратить. Если подросток часто испытывает
оргазм, чувствуя при этом стыд, это не пройдет бесследно для
психосексуальной сферы. Клинически такой комплекс проявляется в том,
что мужчине или женщине для удовлетворения нужно, чтобы «было
стыдно» в интимной ситуации, а когда сила этой чуждой сексуальности
эмоции ослабевает, человек жалуется на отсутствие «пряности и приправ в
любовном блюде», на скуку и однообразие.

Мастурбация как средство устранить стыд, который подросток
испытывает вовне сексуальной ситуации, придает поведению свойства
псевдоповедения. В его основе - оборонительная формула, которая
становится компонентой чувства неполноценности. В этом случае половое
поведение обычно теряет свое гедонистическое значение и приобретает
защитный характер как способ компенсировать чувство неполноценности.
Понятно, что отсюда закономерно «вытекают» различные деформации
характера [34].

Страдание и половое удовлетворение.

Страдание и страх связаны. Как уже было показано, страдание-это
«здесь и теперь» а страх предвосхищение, ожидание страдания. Страдание двояко воздействует на половое влечение, может подавлять его или

усиливать. Страдание порождает апеллирующее поведение, призыв на

помощь. Плач как символ и жест страдания привлекает внимание и
требует утешения. Эротические контакты - нежность, забота секс -
становятся сильнодействующими утешителями. Когнитивная структура
страдания, а также ее причины многообразны: боль, стыд, вина,
отвращение и т.п., но в данном случае мы рассматриваем прежде всего
внешнее выражение страдания и соответствующее поведение, а с другой -
страдание как общее состояние, безотносительно с его источниками.

В некоторых случаях матери обращают внимание на детей только
тогда, когда ребенку плохо, когда он плачет или болен. Такое материнское
подкрепление не проходит бесследно: возникает «бегство в болезнь»,
стремление к страданию, чтобы получить вознаграждение. Эта связь
между страданием и наслаждением закрепляется благодаря эротическим
контактам и может объединяться в аффективно - когнитивный комплекс
оргазма. Клинически это проявляется в экспрессивном выражении оргазма;

некоторые женщины реагируют на эту эмоцию слезами.

Мастурбация, используемая как защитный механизм против
страдания, в конечном счете, приводит к тому, что потребность в оргазме
произвольно включает автоматические внешние и внутренние реакции,
обычно при страдании.

Если в аффективно - когнитивном комплексе полового наслаждения
страдание входит как элемент, то человек может непроизвольно
стремиться к страданию, после которого идет наслаждение. Этот комплекс
может привести к мазохистской установке, если у полового партнера будет
установка садистская.

Проявление этого комплекса зависит также от характера средств, с
помощью которых люди справляются со страданием. Если же родители не
реагируют на страдание ребенка, не утешают его: «Пусть приучается», а,
наоборот. или наказывают /матери чаше шлепают плачущего ребенка/.

или выражают к нему презрение, то такое отношение подавляет поведение,

обращенное вовсе, к окружающим [37].

Радость и половое влечение.

Радость - результат мышления, воображения и действий, связанных с
ситуациями, в которых в прошлом человек чувствовал удовлетворение.
Психологически радость возникает при избавлении от страдания, а также
при воспоминании о прежних удовольствиях. Радость возникает, как
осуществление желания овладеть объектом, как переживание триумфа,
предвидение переживаний и т.д. Можно видеть два вида радости:

основанную на предвидении удовлетворения и радость «здесь и теперь».

Чем сильнее влечение, тем больше человек предвосхищает радость
или вспоминает о прежнем удовлетворении. Поэтому половое влечение
вершина удовлетворения - оргазм наиболее адекватны состоянию радости.
Если радость входит в аффективно-когнитивный комплекс оргазма, это
самое оптимальное психическое новообразование оргазма, связанное с
радостью, с любовными переживаниями, развивает здоровую,
полноценную сексуальность.

Именно способность испытывать любовное переживание как
отраженную радость, удовольствие другого очень важно для любовных
отношений. Когда это переживание связывается с оргазмом или
воспоминанием об оргазме, то это как раз и создает могучий аффективно-
когнитивный комплекс любовного поведения, определяющий и
направляющий половое влечение в соответствие с требованиями культуры.

Любовный комплекс радости проявляется при уходе за детьми, когда
эмоциональные контакты возникают на фоне радости, ребенка умеют
успокоить, обласкать. Радость освобождает много либидиозной энергии,
поэтому благополучный ребенок гораздо реже мастурбирует, а если и
делает это, то затем, чтобы получить дополнительную радость. Половые
контакты, возникающие на почве подлинной любви, а не только для того,

чтобы устранить дискомфорт полового напряжения, формирует сильную

половую установку [31].

^ 1.2 Отношение подростков к любви, сексу, дружбе.

Любовь - это активность, а не пассивный эффект, это помощь - а не
увлечение. В наиболее общем виде активный характер любви можно
описать посредством утверждения, что любовь значит прежде всего
давать, а не брать.

Давание - это высшее проявление силы. В каждом акте давание
осуществляется сила, богатство и власть. Такое переживание высокой
жизнеспособности и силы наполняет человека радостью. Он чувствует
себя уверенным, способным на большие затраты сил, наполнен жизнью, а
потому и радостен,

Наиболее важная сфера давания это однако не сфера материальных
вещей, а специфическая человеческая сфера. Человек отдает себя, самое
драгоценное из того, что имеет, он дает свою жизнь. Он дает ему то, что
есть в нем живого, он дает ему свою радость, свой интерес, свое
понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль-все переживания и все
проявление того, что есть в нем живого.

Давание побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба
разделяют радость, которую внесли в жизнь. В акте давания что -то
рождается, и оба вовлечение в этот акт человека благодарны и жизни за
то, что она рождает для них обоих. В случае любви это означает, что
любовь это сила, которая рождает любовь, и бессилие-это невозможность
породить любовь.

Любовь - эта активная заинтересованность в жизни и развитие того,
что мы любим. Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту
любви: к ответственности. Ответственность сегодня часто понимается как
налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность
в ее истинном смысле - это от начала и до конца добросовестный, акт.

Ответственность могла бы лично выразиться в желании

превосходства господства, если бы не было компонента любви: уважения.
Уважение это не страх и благовоние, оно означает в соответствии с корнем
слова способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его
уникальную индивидуальность. Уважение предполагает отсутствие
эксплуатации.

Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность
были бы слепы, если бы их не направило бы знание.

Знание было бы пустым, если бы его мотивом не было
заинтересованность. Есть много видов знания: знание, которое являемся
элементом любви, не ограничивается поверхностным уровнем, а проникает
в самую сущность.

Знание имеет еще одно, и более основательное, отношение к
проблеме любви. Фундаментальная потребность в соединении с другим
человеком таким образом, чтобы мог освободиться из темницы
собственной изоляции, тесно связана с другими специфическими
человеческими желаниями, желание познать «тайну человека».

Есть один, отчаянный путь познать тайну: это путь полного
господства над другим человеком, господства, которое сделает его таким,
как мы хотим, заставить чувствовать то, что мы хотим; превратить его в
вещь, собственность. Высшая степень такой попытки познания
обнаруживается в крайностях садизма, в желании и способности
причинять страдание человеческому существу; пытать его, мучениями
заставить выдать свою тайну [41].

Другой путь по знания «тайны» - это любовь. Любовь представляет
собой активное проникновение в другого человека, проникновение, в
котором желание познания удовлетворяется благодаря единению. В акте
слияния один человек познает другого человека. Благодаря переживанию
единства обретается знание о том, что человек жив и на что он способен, но это знание невозможно получить благодаря силе. Эротическую любовь

часто путают с бурными переживаниями «влюбленности», внезапного

крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя
чужими людьми. Но, тем не менее, отмечено, что переживание внезапной
близости по самой своей природе кратковременно. После того, как чужой
станет близким, нет больше барьеров для преодоления, нет больше
неожиданного сближения, любимого человека познаешь также хорошо,
как самого себя. Или, может, лучше сказать - познаешь также мало, как
самого себя. Если бы познание другого человека шло вглубь, если бы
познавалась бесконечность его личности, но другого человека никогда
нельзя было познать окончательно - и чудо преодоления барьеров могло
бы повторяться каждый день заново. Но у большинства людей познание
собственной личности, так же как и познание других личностей, слишком
поспешное, слишком быстро исчерпывается. Для них близость
утверждается, прежде всего, через половой контакт. Поскольку они
ощущают отчужденность другого человека, прежде всего как физическую
отчужденность, то физическое единство принимают и преодоление
отчужденности. Как часто это и бывает в подростковом возрасте. Очень
часто они путают «любовь» и «влюбленность», которая в большинстве
завершается половым актом, который не приносит желаемого
удовлетворения [28].

Вопрос о психологической природе любви и ее соотношения с
другими несексуальными привязанностями издавна вызывает споры.

Хотя сексуальность и влияет на характер межличностных
привязанностей, она не является их аффективной единственной основой и
даже ее собственные проявления зависят от конкретных социальных
условий [2].

Иначе говоря, характер любовных чувств и привязанностей личности
/их избирательность, сила, глубина, длительность/ зависит от ее общих
коммуникативных качеств. С одной стороны, любовь мыслится как
потребность и жажда обладания; это страстное чувство соответствует

тому, что древние греки называли «эросом». С другой стороны, любовь

есть потребность в бескорыстной самоотдаче, растворение любящего в
заботе о любимом; этот вид любви обозначают словом «агапе». Любовь
эрос и любовь агапе в каком-то смысле противоположны.

Любовь не только индивидуальное чувство, но и специфическая
форма человеческих взаимоотношений, предполагающая максимальную
интимность, близость.

Переходной возраст в этом смысле весьма противоречив.

Юношеские мечты о любви выражает, прежде всего, потребность в
эмоциональном контакте, понимания душевной близости; эротические
мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в
самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-
эротическое желание очень часто не совпадают и могут быть направлены
на разные объекты.

Упрощенность чувственно - эротического «нежного» влечения
особенно типично для мальчиков. Отчасти, это связано с тем, что бурный
темп полового созревания опережает у многих из них развитие таких
коммуникативных качеств, включая способность к сопереживанию. Кроме
того, сказывается влияние традиционного стереотипа «маскулинности»
согласно которому мужчина подходит к женщине «с позиции силы».
Старшеклассник этой силы в себе не ощущает, а попытки стимулировать
ее, чтобы быть на уровне стереотипа, только увеличивают его затруднение.
Жажда любви нередко сочетается со страхом «потерять себя»,
«подчиниться» и т.д.

Девочки, которым «сила не предписана», свободны от этой заботы,
зато они вынуждены скрывать увлечения, оберегая свое достоинство и
репутацию.

Разрешение этих внутри личностных противоречий во многом
зависит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек в

мальчиками и девочками, преодолеть которую не так то просто.

Психологическая близость вначале легче достигается с человеком,
собственного пола, с которым подросток связывает широкий крут общих
значимых переживаний, включая и эротические [25].

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную
проблему. С одной стороны эти отношения кажутся более или менее
альтернативными. По данным И. С. Кона и В. П. Лосенкова, юноши,
ориентированные на экстенсивное групповое общение, как правило, не
выбирают в качестве идеального друга девушку и в первом круге их
реального общения преобладают юноши. Напротив, тот, кто в качестве
идеального друга представляет девушку, обычно имеет меньше друзей
своего пола, склонен считать «настоящую дружбу» редкой и отличается
повышенной рефлексивностью. Появление любимой девушки снижает
эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым
товарищем.

С другой стороны, любовь предполагает большую степень интим-
ности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Сочетание
духовного общения с физической близостью допускает максимальное
самораскрытие, на которое только способна личность. Юноша 16-18 лет
еще может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более
старшем возрасте отсутствие истинного контакта с девушкой уже не
компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он
отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее
откровенен и с друзьями, замыкается в себе.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством
моральных проблем, начиная с ритуала ухаживания и объяснения в любви
и кончая проблемами нравственной самодисциплины и ответственности.

Любовь - это врожденное свойство человека. Она возникает в
процессе воспитания в любовных отношениях. Половое просвещение

должно создать нравственное представление о сущности любви и ее

значение в жизни человека [23].

Ведь ни одно переживание не остается без следа, а любовное тем
более. Это нетрудно понять, если представить подлинную сущность
любви. Когда человек радуется поведению другого /человека/, его
любящего, ответное переживание закрепляет это поведение, каким бы оно
не было. Разумная и нравственная любовь развивает разумное и
нравственное поведение.

Любовь формирует общее' отношение к миру. Для влюбленных мир
становится прекрасным, ярким, радостным. Для человека, живущего в
страхе и ненависти, мир тесен, мрачен, грозен и бесцветен. Любя одного -
любят весь мир, а ненавидя - ненавидят все вокруг [8].

Любовь - это мощный генератор чувств. Возможности
биологической системы в получении радости ограничены. Любовь же
благодаря эмпатии и отражению аффективного состояния другого
усиливает их; как бы суммируются эффекты, сосредоточение во всем
прошлом гедонистическом опыте. Возможности насаждения в сексе
ограничены. Они безгранично усиливаются, возрастают благодаря любви.
Поэтому воспитание способности любить - это воспитание способности
быть неограниченно радостными. Об этом важно знать подросткам,
которые только прикоснулись к таинственным переживаниям, которые
может давать их организм [20].

  1   2



Скачать файл (319 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru