Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Учет товаров в складских помещениях - файл 1.doc


Контрольная работа - Учет товаров в складских помещениях
скачать (89.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc90kb.16.12.2011 07:07скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого

Институт экономики и управления

Контрольная работа по дисциплине

«Особенности учета в торговле»

на тему «Учет товаров в складских помещениях»

Выполнила:

Студентка группы 7531зо

Сергиенкова Ю. Ю.
Проверила:

Васильева Н. Н.

Великий Новгород

2011

Содержание

1. Прием и получение товаров 3

2. Учет товаров при их хранении 5

2.1 Сортовой способ 6

2.2 Партионный способ 8

3. Выбытие товаров 10

4. Инвентаризация товаров 12

Список литературы 15

Приложения


1. Прием и получение товаров
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от: места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и т.д.

Товары, приобретаемые организацией торговли для перепродажи, могут поступать непосредственно к ней на склад, а могут приниматься торговой организацией вне собственного склада.

Если приемка осуществляется вне склада покупателя (на складе поставщика, железнодорожной станции, пристани, в аэропорту), то получение товаров осуществляется материально ответственным лицом организации торговли по доверенности, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товаров. По результатам приемки может составляться Акт о приемке товаров по форме № ТОРГ-1. Затем происходит оприходование товаров (принятие к учету) в самой торговой организации.

Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. Это могут быть такие документы, как товарная накладная, товарно-транспортная накладная, счет, счет-фактура, железнодорожная накладная. При поступлении товаров от поставщиков без сопроводительных документов составляется Акт о приеме товара по форме № ТОРГ-4.

Одна и та же товарная накладная выступает и как приходный, и как расходный документ. Для поставщика накладная служит документом, обосновывающим выбытие товаров, а для покупателя та же накладная является основанием для оприходования товара. Товарно-транспортные и железнодорожные накладные могут быть использованы как приходные документы на товар в случаях, когда доставка товара осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом. Накладные выписываются в 4-х экземплярах: два остаются у поставщика (в бухгалтерии и на складе), два выдаются покупателю – один остается в бухгалтерии, второй передается материально ответственным лицом на склад.

Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров. Если торговая организация является структурным подразделением предприятия, занимающегося производственной деятельностью, то для оприходования товара на складе составляется приходный ордер по форме М-4. Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме.

Для оформления приемки товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, применяются следующие документы:

- Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма №ТОРГ-2), составляемый на отечественные товары в четырех экземплярах;

- Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (форма №ТОРГ-3), составляемый на импортные товары в пяти экземплярах.

Учет первичных документов по приходу товаров материально ответственным лицам рекомендуется вести в Журнале поступления товаров произвольной формы, который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату его регистрации, сведения о поступивших товарах.
^ 2. Учет товаров при их хранении
Учет товаров в организациях торговли на складах организуется по наименованиям, сортам, количеству и цене товара в товарных книгах, товарных карточках.

Хранение товаров на складах торговой организации может осуществляться одним из следующих способов:

- сортовым. При этом способе товары различной сортности размещаются отдельно друг от друга. Такой способ хранения позволяет наиболее рационально использовать складскую площадь и оперативно контролировать расход товаров. При этом способе необходимо разделять товары одного сорта, поступившие по разным ценам;

- партионным. Каждая партия товара, поступившая на склад по одному транспортному документу, хранится отдельно. При этом в состав партии товаров могут входить товары различных сортов и наименований. В данном случае складская площадь используется нерационально, так как остатки товаров одного и того же сорта хранятся в разных местах. С другой стороны, при таком способе хранения можно выявлять излишки и недостачу по каждой партии товаров и контролировать их оплату. Этот способ хранения удобен для предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, медикаментами, косметикой и другими группами товаров, имеющими относительно небольшие сроки годности;

- партионно-сортовым. Каждая партия поступивших на склад товаров хранится отдельно. При этом внутри партии товары разбираются по наименованиям и сортам и также размещаются отдельно;

- по наименованиям. Товары одного наименования хранятся отдельно от товаров других наименований.

В начале хозяйственной деятельности торговая организация определяет, какой именно способ хранения товаров она будет применять. От выбора способа хранения будет зависеть и способ учета товаров.

При любом способе хранения материально ответственные лица ведут учет товаров в натуральном измерении на основании приходных и расходных товарных документов или в натуральном и стоимостном измерениях одновременно.

Товары, хранящиеся на складе, должны быть снабжены товарным ярлыком (форма ТОРГ-11). Эта форма применяется для учета товарно-материальных ценностей в местах хранения товара. Товарный ярлык заполняется в одном экземпляре материально-ответственным лицом на каждое наименование с проставлением порядкового номера ярлыка. Товарный ярлык хранится вместе с товарно-материальными ценностями по месту их нахождения. Данные товарного ярлыка применяются для заполнения инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей.

Учет хранения товаров осуществляется материально-ответственными лицами, с которыми заключается договор о материальной ответственности. Материальная ответственность наступает с момента оприходования товара на склад на основании приходных документов и длится до момента выбытия, передачи товаров по расходным документам. Материально-ответственные лица должны составлять отчетность о движении и наличии товара.
2.1 Сортовой способ
Сортовой способ учета может вестись количественно-суммовым или сальдовым методом.

^ Количественно-суммовой метод. При использовании данного метода на складах и в бухгалтерии организуется одновременно количественный и суммовой учет по номенклатурным номерам. На каждый номенклатурный номер заводится карточка, затем данные из карточек переносятся в оборотные ведомости.

^ Сальдовый метод. При использовании данного метода на складах организуется только количественный учет по номенклатурным номерам, а бухгалтерия ведет суммовой учет в денежном выражении. При учет движения товаров в бухгалтерии не ведется, на основании итоговых данных складского учета составляется сальдовая ведомость.
При сортовом способе хранения товаров и хранении по наименованиям для складского учета применяются «Журнал учета движения товаров на складе (ТОРГ-18) и карточки количественно-суммового учета (ТОРГ-28).

На каждое наименование и сорт товаров открывается одна или несколько страниц в товарной книге (в зависимости от объема операций по приему и расходу товаров) или отдельная карточка. При этом однородные товары различного наименования, имеющие одинаковую учетную цену, могут учитываться на одной странице книги или карточке.

Журнал или карточки складского учета открываются на год. В начале года перед внесением записей по приходу и расходу отражают остатки на товаров на начало года. Карточки регистрируются бухгалтерией в специальном реестре, при этом указывается номер карточки и ставится виза работника бухгалтерии. Заведующий складом или кладовщик получает карточки складского учета под расписку в реестре и заполняет в них реквизиты, характеризующие места хранения товаров.

Записи в товарные книги (карточки) делают на основании каждого приходного и расходного документа, а при большом объеме операций для сокращения числа записей – на основании итогов предварительно составленных накопительных ведомостей.

На складах с небольшим ассортиментом и незначительным количеством операций материально ответственные лица могут вести учет непосредственно в товарном отчете (при этом карточки складского учета и складские книги не ведутся).

Материально ответственные лица составляют товарные отчеты (форма 24-ОН), в которых отражают поступление и отпуск товаров за определенный период. Основой товарного отчета является подтверждение товарного остатка. Товарные отчеты составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета вместе со всеми оправдательными документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров, представляется в бухгалтерию организации, а второй с распиской бухгалтера остается у материально ответственного лица.

Срок представления отчетов (от 1 до 10 дней) устанавливается руководителем и главным бухгалтером торговой организации в зависимости от условий работы (объемов поставок, товарооборота и пр.). Если в торговой организации дата проведения инвентаризации не совпала с установленным периодом отчетности, то составляются два отчета: один – с начала установленного периода до начала инвентаризации, второй – от даты инвентаризации до установленного срока представления товарного отчета.

Если организация использует сальдовый метод учета товаров, то тогда составляются товарный отчет по форме ТОРГ-29 и отчет по таре ТОРГ-30.
2.2 Партионный способ
При партионном и партионно-сортовом способах хранения товаров на каждую партию товаров выписываеся партионная карта в двух экземплярах. Один экземпляр остается на складе и является регистром складского учета, второй – передается в бухгалтерию. Экземпляр партионной карты, хранящийся на складе, регистрируется в специальной книге. Номер, под которым зарегистрирована партионная карта, и является номером партии товара. В партионной карте указывается наименование, артикул, сорт, цена и количество (масса) товаров.

Партионная карта заполняется по унифицированной форме МХ-10. Учет товаров в партионных картах ведется на основании приходных и расходных товарных документов.

Одной партией считают:

- товары, поступившие одним видом транспорта, независимо от количества транспортных документов;

- товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам от одного поставщика.

По мере отпуска товаров материально ответственное лицо указывает в партионной карте дату отпуска, номер расходного документа и количество (массу) отпущенного товара. Одновременно в расходном документе указывают номер партионной карты.

Полный расход партии товаров оформляют в партионной карте подписями заведующего складом и товароведа. После этого партионную карту передают в бухгалтерию для проверки. Если при проверке по данной партии выявляется недостача товаров, то, не ожидая инвентаризации, недостачу в пределах норм естественной убыли списывают за счет организации, а сверх норм – с материально ответственных лиц. Излишки товаров, выявленные при проверке, приходуются.

По окончании месяца остатки товаров в натуральном выражении из регистров складского учета заносятся материально ответственными лицами в Ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения (форма МХ-19). Показатели по этой ведомости в их натуральном выражении сверяются с данными партионных карт на складе, а суммовые итоги по составленной ведомости сверяются с оборотами и сальдо оборотно-сальдовой ведомости по синтетическому счету 41 «Товары». Ведомости заводятся на год по каждому материально ответственному лицу. Ведомость подписывают работник бухгалтерии и материально ответственное лицо.

^ 3. Выбытие товаров
Реализация товаров – основная деятельность торговой организации. Оформление отпуска товаров со склада зависит от типа торговли – розничная или оптовая.

На оптовых базах (складах) для отбора товара, тары применяется заказ – отборочный лист (ТОРГ-8). Заполняется сотрудником оптовой базы (склада) и передаетcя для исполнения на склад.

При упаковке товара применяется упаковочный ярлык (ТОРГ-9). Выписывается в трёх экземплярах работником организации на каждое отдельное место (ящик, тюк и т. п.), подписывается материально ответственными лицами и упаковщиком. Один экземпляр вкладывается вместе с товаром в ящик (тюк), второй с указанием массы каждого места прилагается к счёту-фактуре (если товар не подлежит поящичной спецификации), третий остаётся на складе.

Для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется Товарная накладная (ТОРГ-12). Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остаётся в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передаётся сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Для учета движения товарно-материальных ценностей (товара, тары) внутри организации, между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (ТОРГ-13). Составляется в двух экземплярах материально-ответственным лицом структурного подразделения, сдающего товарно-материальные ценности. Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товарно-материальных ценностей, а второй экземпляр – принимающему подразделению для оприходования ценностей. Заполненный документ подписывают материально ответственные лица (сдатчик и получатель) и сдают в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных ценностей.

Для отпуска товаров в мелкорозничную сеть применяется Товарный журнал работника мелкорозничной торговли (ТОРГ-23). Журнал выдается торговой или иной компетентной организацией работникам мелкорозничной торговли (киосков, ларьков и т. п.). Журнал ведется в одном экземпляре и находится на руках у работника мелкорозничной торговли. Отпуск товаров указанным работникам оформляется в каждом отдельном случае выпиской расходных накладных (ТОРГ-14). Накладная выписывается в двух экземплярах материально ответственным лицом, отпускающим товар. Один экземпляр передается продавцу товара, а второй экземпляр остается в организации (магазин, база, склад). По окончании рабочего дня производят запись в накладной о сдаче продавцом выручки за проданные товары в кассу организации и остатка непроданных товаров.

Для оформления возникшего по тем или иным причинам боя, порчи, лома товарно-материальных ценностей, подлежащих уценке или списанию, применяется Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (ТОРГ-15). Составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии с участием представителя администрации организации, материально ответственного лица или, при необходимости, представителя санитарного надзора. Акт утверждается руководителем организации. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в подразделении, третий – у материально ответственного лица.

^ 5. Инвентаризация товаров
Приобретенные организацией товары при хранении могут быть утрачены по различным причинам. В результате образуются потери, которые могут быть вызваны как объективными, так и субъективными причинами. Потери подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Ненормированные потери обычно связаны с порчей товаров при хранении, хищениями, стихийными бедствиями. Независимо от вида потери товаров выявляются только при проведении инвентаризации. Порядок проведения инвентаризации определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13. 06. 1995 № 49.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия. Состав комиссии утверждается руководителем организации. Документ о составе комиссии (приказ) регистрируется в книге контроля, за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, бухгалтер и другие специалисты. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Проверка фактического наличия товаров производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Фактическое количество товаров при инвентаризации определяют путем подсчета. При этом руководитель организации создает условия, обеспечивающие полную точную проверку наличия товаров в установленные сроки, обеспечивает комиссию грузчиками для перемещения товаров.

Распоряжение о проведении инвентаризации оформляется на бланке «Приказ о проведении инвентаризации» (форма ИНВ-22), в котором определяются содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в журнале контроля, за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма ИНВ-23).

Сведения о фактическом наличии товаров записываются в описи по форме ИНВ-3 «Инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей».

Каждая из описей составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за хранение. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственного лица.

Все товары заносятся в опись отдельно по каждому наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и т. д.). Товары отражают в тех ценах, в которых они числятся в бухгалтерском учете.

Если комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет товаров и записать их в инвентаризационную опись, то используется форма ИНВ-2 «Инвентаризационный ярлык».

Заполняется она в одном экземпляре членами комиссии и хранится вместе с пересчитанными товарами. В конце инвентаризации данные из формы ИНВ-2 переносят в опись формы ИНВ-3.

Ведомости подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами. В конце ведомости материально-ответственные лица дают расписку о проведении комиссией проверки товаров в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в ведомости товаров на ответственное хранение.

Если проверяют фактическое наличие товаров при смене материально ответственного лица, то лицо, принимающее и сдающее товар, расписывается в соответствующих строках ведомости.

По результатам проверки фактического наличия товаров составляются сличительные ведомости по форме ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов товарно-материальных ценностей».

В сличительных ведомостях отражаются только те товары, по которым были выявлены отклонения от учетных данных. В ведомостях показывают расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Излишки или недостачи отражаются в тех ценах, в которых ведется учет товаров (покупных).

Литература


  1. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утверждены письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 №1-794/32-5)

  2. Организация складского учета / Под общей ред. В. В. Семенихина. – М.: Издательство ЭКСМО, 2006. – 80 с.

  3. Бухгалтерский учёт в торговле: практ.пособие / О.И. Соснаускене, А.В. Вислова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Омега –Л, 2008. – 332 с.

  4. Волгин В. В. Торговый склад. Справочник руководителя. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2005. – 1502 с.

  5. Особенности учета в торговле : учебное пособие / И. В. Мякинкина. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2006. – 69 с.



Скачать файл (89.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации