Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции - Планирование на предприятии - файл 1.doc


Лекции - Планирование на предприятии
скачать (1115.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1116kb.16.12.2011 07:44скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием.
Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщатель­но продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии пос­тановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, пла­нирование. Конечным результатом этой стадии является построе­ние идеальной модели хода производственного процесса, направ­ленного на достижение главной цели предприятия.

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; ор­ганизация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция харак­теризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект.

Функция планирования служит основой для принятия управ­ленческих решений и представляет собой управленческую дея­тельность, которая предусматривает выработку целей и задач уп­равления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Прогнозирование в управленческом цикле предшествует пла­нированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают раз­витие производства в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассмат­ривать как подфункцию планирования.

Организация как функция управления — это деятельность, на­правленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию про­изводства, труда и управления. Организация управления включает регламентацию отдельных элементов процесса управления (стадий управленческого цикла, процедур и операций управления), ус­тановление времени выполнения работ, состава исполнителей, прав, ответственности, технического и информационного обеспечения и т.п.

Координация заключается в обеспечении необходимой (преду­смотренной проектом организации) согласованности действий ра­ботников. Цель координации — устранить параллелизм и дубли­рование в работе.

Функция регулирования состоит в сохранении режима функци­онирования хозяйственной системы. В силу различных причин производство может отклоняться от заданных параметров. В этих условиях путем регулирования устраняются отклонения и обеспе­чивается нормальное протекание производственных процессов.

С помощью учета осуществляется сбор информации о состо­янии хозяйственной системы. Учет служит базой для анализа — комплексного изучения производственно-хозяйственной дея­тельности с целью контроля и повышения эффективности функ­ционирования производства путем выявления и мобилизации имеющихся резервов. Роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он является средством осуществления об­ратных связей в системе управления. Посредством контроля про­веряется выполнение принятых плановых решений и оценивают­ся их последствия.

Активизация — это интенсификация трудовой и обществен­ной деятельности работников на основе повышения творческого потенциала личности и коллектива. Активизация достигается комплексным применением методов морального и материального стимулирования. В основе материального стимулирования лежат материальные, а в основе морального — социальные потребности личности (в общении, уважении, признании заслуг и т.п.).

Перечисленные функции управления носят название общих. Кроме них в системе управления выделяются конкретные функ­ции, которые учитывают влияние на них объекта управления, что находит свое отражение в объекте и предмете планирования.

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

  • разработку общих целей;

  • определение конкретных, детализированных целей на задан­ный период;

  • определение путей и средств их достижения;

  • контроль за достижением поставленных целей путем сопос­тавления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.

Процесс планирования характеризуется рядом специфичес­ких черт.

Во-первых, планирование имеет две стороны: социально-эко­номическую и организационно-техническую.

Организационно-техническая сторона обусловливается коопе­рацией труда и зависит от уровня развития средств и методов пла­нирования. Социально-экономическая сторона определяется соци­ально-экономическими условиями общества. Поэтому сущность планирования производства необходимо оценивать с двух пози­ций: его организационно-технических характеристик и социаль­но-экономических условий. Иначе нельзя раскрыть многие при­чинно-следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы и методы планирования.

С точки зрения организационно-технической стороны планиро­вания страны с развитой рыночной экономикой имеют больше опыта. Применяемый там арсенал технических средств и методов значительно богаче. Отсюда следует, что уровень организации про­изводства и управления в рамках отдельных предприятий, фирм там выше, чем в странах бывшего Советского Союза. Значит, имеет­ся большая возможность в использовании организационно-технического опыта планирования развитых зарубежных стран и ограни­ченная возможность применения социально-экономического опы­та планирования. Еще один важный вывод из этого анализа: социально-экономическая сторона планирования должна быть ве­дущей в постановке целей планирования и выборе средств их реа­лизации.

Во-вторых, планирование как элемент управления носит ин­формационный характер. Информационная сущность процесса планирования хорошо видна на примере стадий цикла планирова­ния. В процессе производства перед органами планирова­ния непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последст­вий возможных вариантов плановых решений). На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информа­ция о полученных результатах по системе обратной связи переда­ется в плановый орган. Последний на ее основе оценивает проис­ходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирова­ния повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправлено.

В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации про­изводства. Еще Адам Смит заметил, что эффект совместных дейст­вий группы людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий. Этот дополнительный эффект он приписал разделению труда и объяснил следующим:

  • возрастанием умения каждого работника;

  • экономией времени на переход от одного вида деятельности
    к другому;

 специализацией и возможностью автоматизации процесса
производства.

Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превы­шает эти затраты. Поэтому трактовка внутрифирменного планирова­ния как сферы непроизводительных затрат глубоко ошибочна и про­тиворечива. При такой трактовке получается, что планирование по­вышает производительность труда, а само оно основано на непроизводительном труде. Отсюда крайние выводы о необходимо­сти любой ценой сократить затраты на планирование, что сплошь приходится наблюдать на предприятиях в настоящее время.

^ 1.2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство.

Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельнос­ти (профессией) и искусством.

Под наукой вообще понимается сфера человеческой деятель­ности, функцией которой является выработка и теоретическая сис­тематизация объективных знаний о действительности.

Понятие «наука» включает:

• деятельность по получению нового знания;

• результат этой деятельности (сумму полученных к данному
моменту научных знаний).

Цели науки — описание, объяснение и предсказание процес­сов и явлений действительности (теоретическое отражение дейст­вительности).

Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Наука пла­нирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например оперативно-календарное планирование, всесторонне разработа­ны. Менее разработано тактическое и стратегическое планирова­ние на предприятии. Это говорит о том, что наука планирования в целом пока находится в стадии формирования. Тем не менее, роль науки планирования, как и потребность в ней со стороны об­щественного производства, возрастает. К факторам, обусловлива­ющим возрастающую роль науки планирования, можно отнести:

  • рост числа управленческих кадров, который усиливает тре­бования к уровню организации его работы и подготовке;

  • рост масштабов общественного производства, усложнение
    хозяйственных связей, что требует улучшения координации про­цессов производства, распределения, обмена и потребления;

  • расширение и усложнение международных связей;

  • изменение методов хозяйствования, переход крыночным
    отношениям, что требует кардинальной перестройки системы пла­нирования на всех уровнях управления экономикой;

  • развитие научно-технического прогресса;

  • морально-политические аспекты, связанные с необходимос­тью преодоления культов личности, застоя в общественной жизни,
    повышения материальной и моральной заинтересованности работ­ников и т.п.

Как наука планирование имеет свой предмет, объект и методы исследований.

Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения.

В качестве предмета науки планирования (не путать с предме­том планирования как управленческой деятельности) выступают отношения, которые складываются между участниками производ­ственного процесса по поводу установления и реализации приори­тетов, целей, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.

Эти отношения проявляются в:

  • кооперации труда различного вида и масштаба;

  • производственно-хозяйственных процессах, совершающих­ся в экономических системах.

Планирование охватывает все сферы жизни общества. В каж­дой из них люди упорядочивают свою деятельность. Однако осно­ву существования общества составляет материальное производст­во. Отношения по поводу производства определяют общественное бытие людей. Внутри общественного производства решающая роль принадлежит его главной сфере — непосредственному производству, которое является объектом данной науки.

Планирование как наука имеет собственные методы исследований.

Метод дает вытекающее из теории науки описание того, как должна проявляться научная и практическая деятельность людей в сфере ее приложения. Методы науки планирования призваны выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в области планирования в социально-экономических объектах. В состав методов науки планирования входят:

  1. Конкретно-исторический подход. Предусматривает изуче­ние отношений планирования как процессов, находящихся в ста­дии развития и изменения под влиянием действующих на них фак­торов. Все процессы планирования рассматриваются в тесной свя­зи с конкретной исторической обстановкой той или иной страны. В этой связи можно отметить, что организация планирования
    в странах Запада, например США, принципиально отличается от
    стран Востока, например Японии.

  2. Системный подход. Позволяет подходить к исследованию
    количественных и качественных параметров протекания вероят­ностных процессов в сложных социально-экономических систе­мах с системных позиций. Системный подход предполагает, во-первых, рассмотрение системы планирования производством как единого целого, со своими законами развития. Во-вторых, возможность расчленения системы на подсистемы и исследования их
    взаимодействия, поскольку каждая подсистема воздействует как
    на все другие подсистемы, так и на систему в целом. Тем самым
    создается возможность вскрыть закономерности и связи подсис­тем, их соотношение и субординацию, дать не только качествен­ные, но и количественные оценки.

3. Комплексный подход. Так же, как и системный, он предпо­лагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Однако комплексный подход является более широким понятием, посколь­ку реализуется с помощью системного.

Комплексный подход предусматривает:

  • совместное использование методов исследований несколь­ких наук ;

  • рассмотрение всей совокупности целей планирования по уровням;

• рассмотрение различных проблем планирования с точки зрения временных интервалов и т.д.

4. Эксперимент. Представляет собой метод поиска или уточ­нения взаимосвязи социально-экономических явлений опытным
путем. В планировании эксперимент, как и моделирование, слу­жит для апробации намеченных решений.

Преимущества эксперимента:

  • возможность специально вызвать изучаемое явление, не ожидая его естественного появления;

  • возможность повторения опыта и накопления данных для количественного анализа изучаемых явлений.

Недостатки эксперимента:

  • трудность искусственного создания условий, тождествен­ных естественным;

  • ограниченная возможность воздействия на социально-эко­номические объекты в исследовательских целях;

Необходимые условия эксперимента:

  • сохранение сущности общественного и государственного строя;

  • недопустимость ущемления интересов населения;

  • хозяйственная значимость планируемого нововведения;

  • обратимость результатов (контролируемый характер экспе­римента);

  • возможность возврата к исходному состоянию;

  • наличие контрольного объекта;

  • создание экспериментальной ситуации (обеспечение чисто­ты эксперимента с целью выделения основного содержания экспе­римента и исключение побочных обстоятельств).

5. Моделирование. Сущность моделирования заключается
в создании такого аналога планируемого процесса, в котором от­ражены его важнейшие, с точки зрения цели исследования, свой­ства и опущены второстепенные черты.

В планировании моделирование применяется в следующих случаях:

  • когда необходимо разработать проект системы, не создавая ее в реальной жизни;

  • когда необходимо совершенствовать имеющуюся систему, а эксперимент на реальной системе невозможен или экономически не оправдан, например, в силу больших затрат;

  • когда эксперимент в условиях реальной системы связан с ее разрушением.

В планировании моделирование не дает никакого решения, а лишь позволяет получить аналог реального процесса или объ­екта, выбрать не оптимальный; а реальный или рациональный ва­риант планируемого процесса. Для этого применяются различ­ные типы моделей: графические, числовые, логические, таблич­ные и др.

6. Методы специальных исследований. В планировании име­ются процессы, поддающиеся количественному измерению. Есть и такие, которые не поддаются количественной оценке (например, влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Оценка таких явлений требует проведения социологических ис­следований. Они могут проводиться с помощью анкетирования и интервьюирования, а также других методов.

Наличие предмета, объекта и методов исследования в науке позволяет разработать ее теорию. Наука о планировании призвана создать методологию и теорию путем выявления законов и законо­мерностей, определения принципов планирования и создания со­ответствующего категорийно-понятийного аппарата.
^ 1.3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии.

Объектом планирования на предприятии является его деятель­ность, под которой понимается выполнение им своих функций.

Как известно, основными функциями (видами деятельности) предприятия являются:

1. Хозяйственная деятельность. Главной задачей пред­приятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и эконо­мических интересов собственника имущества и членов трудово­го коллектива. Достижение этой задачи возможно только путем производства и реализации необходимой обществу продукции и оказания услуг. Предприятие может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законода­тельством и отвечают целям, предусмотренным в уставе пред­приятия. Однако основным видом хозяйственной деятельности является производственная, в процессе которой ресурсы пре­вращаются в продукцию.

Хозяйственная деятельность включает следующие стадии:

  • исследования и разработки. На этой стадии рождаются идеи
    создания новых или улучшения существующих изделий и процессов;

  • производство, в процессе которого происходит превраще­ние исходных ресурсов и идей в конечную продукцию;

  • маркетинг, обеспечивающий надежный прогноз спроса и ре­альные заказы на продукцию;

  • формирование и использование ресурсов;

• продвижение товара, перемещение продукции в места, где ее может купить потребитель или откуда она может быть ему дос­тавлена.

Чтобы процесс производства и реализации продукции осущест­влялся непрерывно, необходимо скоординировать все его стадии во времени и в пространстве, что может быть достигнуто только на ос­нове единого плана. Поэтому планирование охватывает разработку системы сбалансированных показателей, характеризующих взаи­мосвязи процессов производства и реализации продукции на намеченный период как в целом по предприятию, так и его структурным подразделениям.

2. Социальная деятельность. Она обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов. Сюда вхо­дит политика оплаты труда, деятельность предприятия, направлен­ная на обеспечение безопасных условий труда для всех работаю­щих. Предприятие несет ответственность за причиненный их здоровью и трудоспособности ущерб.

Важной составляющей социальной деятельности является под­готовка, переподготовка и повышение квалификации кадров рабо­чих и служащих, что может осуществляться в собственных учебных заведениях или на основе договоров в государственной и негосу­дарственной сети учебных заведений.

Предприятие обязано постоянно улучшать условия труда и бы­та работников. Для отдельных категорий работающих могут уста­навливаться различные, льготы.

Перечисленные мероприятия требуют значительных средств и проводятся на плановой основе.

3. Экологическая деятельность. В процессе производствен­но-хозяйственной деятельности предприятие может наносить вред окружающей среде. Экологическая деятельность предприятия нап­равлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду. Предприятие также несет ответственность за несоблюдение требований и норм по рациональ­ному использованию, восстановлению и охране земель, недр, ле­сов, других природных ресурсов. Оно обязано возместить ущерб, причиненный окружающей среде в результате его деятельности. Финансирование таких мероприятий производится за счет собственных средств или иных источников и должно быть четко увязано с основной деятельностью.

^ 1.4. Предмет планирования.
В общем виде планирование можно определить как процесс принятия решений, который предшествует будущему действию. Результатом планирования является принятие органом управле­ния решения о том, что должно быть сделано, где и каким образом. В процессе планирования рассматриваются и оцениваются альтернативные варианты будущего действия, из которых выбирает­ся наилучший. Решения руководства передаются по иерархическим ступеням организации с тем, чтобы управляющие каждого ни­жестоящего уровня могли разработать свой план. Таким образом, планирование представляет собой процесс подготовки решений о целях, средствах и действиях работников предприятия путем це­ленаправленной сравнительной оценки различных альтернатив­ных вариантов действий в ожидаемых условиях.

Принятие плановых решений всегда связано с использованием ресурсов. Можно упрощенно сказать, что план — это тот или иной вариант использования ресурсов предприятия. Поэтому ресурсы предприятия являются предметом планирования на предприятии. Цель планирования ресурсов — оптимизация их использования. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней их расхода, направлений и сроков использования, режима потреб­ления, взаимозаменяемости ресурсов в смесях и рецептурах, ком­бинаций ресурсов в продукте и т.п.

Классификация ресурсов может быть различной. Однако чаще всего в практике планирования выделяют следующие группы ре­сурсов:

1. Трудовые ресурсы. Под трудовыми ресурсами понимается часть трудоспособного населения страны, обладающая физичес­ким развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы на предприятии. Трудовые ресурсы име­ют количественную и качественную оценку.

^ Количественная оценка выражается через показатели числен­ности трудовых ресурсов. Трудоспособное население состоит из двух групп: экономически активной и неактивной. Экономически активное население включает: занятых в народном хозяйстве (ра­ботающих по найму); работников, самостоятельно обеспечиваю­щих себя работой; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ре­бенком; военнослужащих, а также безработных, получающих по­собие. В группу экономически неактивного населения входят: учащиеся трудоспособного возраста; инвалиды трудоспособного возраста, потерявшие трудоспособность; лица, находящиеся в местах лишения свободы; лица трудоспособного возраста, вре­менно не работающие, но способные выйти на рынок труда. Соотношение между численностью экономически активного и неак­тивного населения зависит от ряда социально-экономических, по­литических и демографических факторов.

^ Качественный состав трудовых ресурсов характеризуется: степенью здоровья; психофизиологическим потенциалом; образо­вательным и квалификационным уровнем; половозрастной струк­турой работающих; уровнем социальной зрелости, интересов, пот­ребностей работников и т.п.

Трудовые ресурсы предприятия — это его кадры. Западные специалисты рассматривают структуру предприятия как совокуп­ность вещественного и человеческого капитала, главным среди ко­торых является человеческий капитал. Роль трудовых ресурсов на предприятии определяется следующими факторами:

  • возрастают наукоемкий и инвестиционный характер совре­менного производства, что повышает уровень требований к кадро­вому потенциалу предприятий;

  • в условиях возрастающей конкуренции увеличивается при­оритетность качества и научно-технического уровня продукции, которые, в свою очередь, зависят от кадрового потенциала;

  • необходимость внедрения новой техники и современных
    технологий повышает значимость творческого отношения к труду
    и высокого профессионализма кадров;

  • возрастает коллективный характер труда, что порождает
    проблемы взаимодействия, сотрудничества, конфликтов и т.п.;

  • труд работников, даже на государственных предприятиях,
    начинает носить характер предпринимательской деятельности.

Указанные факторы требуют при планировании трудовых ре­сурсов учета в работе предприятия личностных качеств работни­ков, индивидуальных установок и психологических предпочте­ний, глубокой заинтересованности каждого в конечном результате труда, творческого отношения к работе.

На предприятии предметом планирования трудовых ресурсов могут быть следующие показатели:

  • численность и структура кадров работающих;

  • производительность труда;

  • оплата труда работников;

  • потребность в рабочей силе и подготовке кадров;

  • сокращение применения ручного труда;

• кадровый резерв на выдвижение;

• нормы времени, выработки, трудоемкость производствен­ной программы, длительность производственного цикла и т.д.

2. Производственные фонды. В процессе производства работ­ники предприятия с помощью средств труда воздействуют на предметы труда и превращают их в готовую продукцию. Средства труда (машины, оборудование, здания, транспортные средства) совместно с предметами труда (сырьем, материалами, топливом) образуют средства производства. Выраженные в стоимостной форме средства производства представляют собой производствен­ные фонды предприятий. В зависимости от их функционирования в процессе производства, способа перенесения их стоимости на готовый продукт и характера воспроизводства средств и предметов труда, различают основные и оборотные фонды.

^ Основные производственные фонды — это часть производст­венных фондов, которая участвует в процессе производства дли­тельное время, сохраняя при этом свою первичную натуральную форму. Их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования. Они пополняются за счет капитальных вложений.

В социальной деятельности предприятия участвуют непроиз­водственные основные фонды — жилые дома, детские и спортив­ные учреждения и другие объекты культурно-бытового назначения, находящиеся на балансе предприятия. В отличие от производ­ственных фондов они не участвуют в процессе производства и не переносят свою стоимость на продукт. Их стоимость исчезает в процессе потребления. Они воспроизводятся за счет прибыли предприятия.

Предметом планирования основных производственных фон­дов являются:

  • интенсивное и экстенсивное использование фондов;

  • фондовооруженность труда, фондоотдача и фондоемкость
    продукции;

  • мероприятия по капитальному ремонту и модернизации ос­новных фондов;

  • размеры и структура машинного парка;

  • производственная мощность предприятия и его подразделений;

  • ввод в действие производственных мощностей и основных фондов;

  • режимы работы оборудования и др.

Для осуществления процесса производства наряду с основными производственными фондами предприятию необходимы оборотные фонды и фонды обращения. Оборотные фонды — это часть произ­водственных фондов, которая целиком потребляется в каждом про­изводственном цикле, изменяя в процессе производства свою нату­рально-вещественную форму. Их стоимость целиком переносится на готовый продукт в течение одного периода производства. Потреб­ность в этих фондах увеличивается, как правило, в такой же пропор­ции, в какой растет выпуск продукции. Однако внедрение науч­но-технического прогресса уменьшает материальные затраты на единицу продукции и соответственно сокращает потребность в оборотных фондах.

Оборотные производственные фонды предприятия состоят из
трех частей: производственные запасы; незавершенное производ­ство и полуфабрикаты собственного производства; расходы буду­щих периодов.

Показателями планирования оборотных фондов и оборотных
средств могут быть:

  • номенклатура и размеры запасов сырья, материалов и топли­ва, полуфабрикатов, комплектующих изделий, тары, запасных
    частей для текущего ремонта основных фондов;

  • номенклатура и величина запасов незавершенного произ­водства и полуфабрикатов собственного производства (материа­лов, деталей, узлов и изделий, находящихся в процессе обработки или сборки);

  • нормы расхода товаро-материальных ценностей на изготов­ление изделий и его отдельных элементов;

• эффективность использования материальных ресурсов;

  • потребность в оборотных средствах, включая источники ее
    покрытия;

  • конструктивный состав изделий (рецептура), показатели ка­чества, надежности, долговечности, конкурентоспособности про­дукции и т.п.

3. Инвестиции. Это финансовые и материальные ресурсы, а также все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения соци­ального эффекта. В зависимости от характера ценностей предме­том планирования являются три типа инвестиций:

• реальные, под которыми понимаются долговременные вло­жения средств в материальное производство;

  • финансовые — приобретение ценных бумаг и имуществен­ных прав;

  • интеллектуальные, предусматривающие вложение средств в персонал (подготовку специалистов, приобретение лицензий, ноу-хау, совместные научные разработки).

Объектами планирования инвестиционной деятельности мо­гут быть: вновь создаваемые и модернизируемые основные фон­ды, оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция. В качестве специфического объекта инвестиционной деятельности, может выступать земля.

Таким образом, инвестиции могут иметь различную форму или направления их вложения, что является результатом стратегии предприятия. Одним из элементов стратегии предприятия является «портфельная» стратегия, предусматривающая планирование ресурсов. В самом общем виде «портфельная» стратегия предусматривает:

  • приобретение предприятий или их акций в новых отраслях;

  • создание совместных предприятий;

  • постепенный выход из нерентабельных или неперспектив­ных отраслей;

  • продажа предприятий, их отдельных частей или акций, ко­торые могут переориентироваться на более подходящие для них сегменты рынка;

  • размещение свободных ресурсов в форме капитала и т.д.

4. Информация. Включение в состав ресурсов производства информации не бесспорно. Например, согласно марксистской концепции, производство характеризуется взаимодействием трех основных факторов: рабочей силы, предметов труда и средств труда. В последней четверти XX века информация стала для промышленно развитых стран одним из наиболее важных на­циональных ресурсов, который определяет экономическую мощь страны.

Национальные информационные ресурсы — новая экономиче­ская категория. Председатель программы по формированию поли­тики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Оеттингер считает, что наступило время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия.

Информация как экономический ресурс представляет собой формализованную совокупность знаний научного, технического, производственного, управленческого, экономического, коммерче­ского или иного характера. Она имеет собственника, имеет техно­логию обработки, является предметом и продуктом труда, предме­том защиты от несанкционированного доступа. Информационные ресурсы сферы коммерческого использова­ния относятся к весьма ограниченному числу экономически зна­чимых воспроизводимых ресурсов. Увеличение роли информации в производстве привело к появлению специфических наукоемких отраслей: радиоэлектроника, самолетостроение, микробиология, химическая промышленность и т.п.

Как и всякий ресурс, информация имеет технологию обработ­ки и является предметом планирования. В отличие от материаль­ных ресурсов информация является единственным видом ресур­сов, который в ходе поступательного развития человечества не только не истощается, но и увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному, эффективному использованию всех прочих ресурсов. Можно утвер­ждать, что информация в производственных системах выступает как взаимозаменяемый ресурс по отношению к таким ресурсам, как трудовые, сырье, энергия, основные фонды. В зависимости от содержания и качества используемой в управлении информации достижение запланированной цели на предприятии возможно различными путями и соответственно при различных затратах материальных, энергетических и трудовых ресурсов. Повышение качества планирования на основе совершенствования информа­ционных технологий нередко становится более важным фактором развития производства, нежели вовлечение в производство дополнительных объемов труда, сырья и энергии.

5. Время. Это важнейший, хотя и не бесспорный, ресурс, явля­ющийся предметом планирования. Время как ресурс присутствует во всех показателях планирования, учитывается при оценке различных предпринимательских проектов. В планировании принято говорить об экономии или потере времени. Например, потери вре­мени возникают тогда, когда запланированный процесс идет мед­леннее, чем было намечено. Прямая оценка таких потерь осущест­вляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к каким поте­рям дохода, прибыли от проекта способны приводить потери вре­мени.

6. Предпринимательский талант. Наличие данного ресурса в плановой деятельности в производстве также воспринимается неоднозначно. Предпринимательский ресурс или фактор пред­ставляет особый вид людских ресурсов, представленный деятель­ностью по координированию и комбинированию всех других ре­сурсов. Он проявляется в умении наиболее рационально осущест­влять производственную и коммерческую деятельность, основан на новаторстве, ответственности, склонности к риску и других личностных качествах.

Предпринимательство — это талант, в основе которого лежат врожденные задатки. Привить такие качества достаточно сложно, а порой и невозможно. Это невозобновляемый ресурс, связанный с личностью конкретного человека. Плановое решение связано не только с использованием специального экономического инструментария, но и с интуицией плановика, способного предвидеть ход развития событий. Здесь важны мыслительная деятельность человека, мотивы его поведения, эмоции и воля в процессе принятия и реализации решения. В концепции принятия плановых решений ведущая роль отводится человеку. При всей важности технические средства рассматриваются как вспомогательный инстру­мент.

Наличие предмета и объектов планирования на предприятии позволяет сформировать систему показателей планирования. В формировании конкретного показателя участвуют процесс, подразделение, комбинация ресурсов. Например, количество деталей конкретного наименования (ресурс), подлежащих изго­товлению (процесс) на рабочем месте (структурное подразделе­ние) за конкретный период (ресурс). В реальной практике эти реквизиты могут дополняться разветвленной системой различ­ных признаков. Например, к наименованию детали может приписываться вид исполнения, марка материала, вес. Производст­венный процесс может расчленяться на ряд технологических процессов, например заготовка, механообработка, термообра­ботка и т.д. Однако это принципиально не изменяет предложен­ный подход к построению системы показателей планирования.
  1   2   3   4   5   6

Реклама:





Скачать файл (1115.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru