Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Банковское дело - файл Центральные банки.doc


Загрузка...
Лекции - Банковское дело
скачать (845.4 kb.)

Доступные файлы (18):

Активные операции коммерческих банков.doc82kb.07.09.2011 19:11скачать
Банковская система.doc157kb.07.09.2011 19:10скачать
Банковская система России.docx358kb.20.09.2011 20:03скачать
Банковские риски.doc92kb.03.12.2011 15:30скачать
Валютные операции банков.doc183kb.03.12.2011 15:29скачать
Внутренний контроль в коммерческих банках.doc97kb.03.12.2011 15:30скачать
Коммерческая эффективность и финансовая устойчивость коммерческого банка.doc125kb.03.12.2011 15:30скачать
Коммерческие банки.docx51kb.20.09.2011 20:05скачать
Ликвидность коммерческого банка.doc228kb.03.12.2011 15:30скачать
Международные финансовые и кредитные институты.doc117kb.03.12.2011 15:31скачать
Основы банковского маркетинга.doc104kb.03.12.2011 15:31скачать
Основы банковского менеджмента.doc154kb.03.12.2011 15:31скачать
Отчетность коммерческих банков.doc189kb.03.12.2011 15:30скачать
Пассивные операции коммерческих банков.rtf388kb.04.10.2011 17:22скачать
Посреднические операции коммерческих банков.doc233kb.03.12.2011 15:29скачать
Регулирование банковской деятельности коммерческих банков.docx49kb.21.09.2011 19:23скачать
Управление активами и пассивами.docx43kb.06.11.2011 09:14скачать
Центральные банки.doc143kb.07.09.2011 19:11скачать

Центральные банки.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема лекции 2. Центральные банки

  1. Правовой статус Центральных банков

  2. Цели, задачи и функции Центральных банков

  3. Операции Центральных банков

Тема семинарского занятия. Центральные банки

  1. Правовой статус Центральных банков

  2. Взаимоотношения Центральных банков и органов управления государством

  3. Цели, задачи и функции Центральных банков

  4. Особенности структуры и деятельности Центральных банков разных стран (США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии и др.)


Вопрос 1. Правовой статус Центральных банков

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки на­зываются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резер­вные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Япо­нии, Банк Италии, Центральный банк России и др.
Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в наиболее надежных коммерческих банках, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, так как выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов и уже в конце XIX–начале XX вв. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком, а на современном этапе – центральным банком.

Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено также процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам. Поэтому впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль государственного казначея, посредника между государством и коммерческими банками, проводящим денежно-кредитную политику в рамках экономической политики государства.

Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 году он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 году Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

Деятельность центральных банков разных стран регулируется рядом законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции.

Традиционно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны, в котором устанавливается организационно-правовой статус, процедура назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Правовой статус Центрального банка имеет свои особенности. С одной стороны, он, как правило, является юридическим лицом и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом). С другой стороны, он же, как правило, наделяется властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой страны. Таким образом, ЦБ имеет двойственную правовую природу.

Он одновременно является органом государственного управ­ления специальной компетенции и юридическим лицом, осущес­твляющим хозяйственную деятельность. Осуществление ЦБ хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно-контрольных полномочий не совершается независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения прибы­ли (продажа государственных облигаций, переучет векселей и т. д.), он, прежде всего, оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатыва­ются ЦБ в рамках общей государственной денежно-кредитной политики. По сути дела, управление денежно-кре­дитной системой ЦБ осущес­твляет двумя способами: во-первых и в основном, экономическими методами, т.е. путем совершения различных сделок с коммерческими банками, други­ми организациями, во-вторых, с помощью властных пред­писаний.
С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают:

- государственные, капитал которых принадлежит государству (Австралия, Великобритания, Германия, Россия, Франция, Швеция);

- акционерные, капитал которых принадлежит акционерам - частным лицам (США, Италия);

-смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству или местным органам государствен­ного управления (Австрия, Швейцария, Япония).
Некото­рые центральные банки были сразу образованы в качестве го­сударственных (в Германии, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит ли капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно усилились на современном этапе. Правительство заинтересова­но в надежности центрального банка в силу особой роли по­следнего в кредитной системе страны, в проведении ее эконо­мической политики.

Однако тесные связи центрального банка с государством не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. Центральный банк независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, центральный банк распоряжается им как собственник.

Определенная степень независимости центрального банка от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоре­чие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита. В конце XX века тенденция независимости центральных банков от правительства усилилась.

^ Независимость Центрального банка - означает, что при принятии решений о выборе инструментов и методов денежно-кредитной политики руководящие органы Банка Рос­сии способны действовать самостоятельно, независимо от законодатель­ной, исполнительной и судебной власти.

При оценке степени реальной независимости ЦБ необходи­мо учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, пределы независимости ЦБ определяются конкретизируются в законодательстве о Центральном банке. Поэтому изменение степени независимости ЦБ свя­зано с необходимостью внесения изменений в законодательство.

Во-вторых, осуществляя свою деятельность ЦБ должен ис­ходить из высших интересов государства и общества, учитывать при этом цели и действия других государственных органов, согласовывать с ними свои действия. Таким образом, независимость Центрального банка не носит абсолютного характера.

В-третьих, независимость Центрального банка не является величиной фиксированной. По мере совершенст­вования деятельности ЦБ, роста его авторитета, меняется и сте­пень его независимости. Как правило, каждый подъем на новый уровень развития сопровождается изменением степени независимости Центрального банка. Это новое соотношение фиксируется путем внесения соответствующих изменений в законодательство.

Различают политическую и экономическую независимость Центрального банка.

Выражением политической независимости ЦБ может слу­жить отсутствие прямой подчиненности и формальных связей между ним и Правительством страны, а также самостоятельность при решении кад­ровых вопросов.

^ Экономическая независимость ЦБ проявляется в организа­ционном и финансовом аспектах.

Организационный аспект независимости связан с тем, что ЦБ является обособленным юридическим лицом с особым правовым статусом, закрепленным законодательно.

Финансовый аспект независимости проявляется в наличии прямого запрета на использование возможностей ЦБ для кредитования дефицита государственного бюджета.

Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в разных странах различна.

В то же время независимость центрального банка имеет относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане полити­ка центрального банка прямо определяется приоритетами мак­роэкономического курса правительства. В конечном счете, лю­бой центральный банк в той или иной степени сочетает черты и банка, и государственного органа.

Центральные банки экономически развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежно-кредитной политик с учетом различных объективных и субъективных факторов.

Степень независимости центрального банка от государства различна и характеризуется следующими законодательно закрепленными моментами:

  1. Участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;

  2. Процедура назначения (выбора) руководства банка – влияет на политическую независимость ЦБ от органов государственного управления;

  3. Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка - определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности ЦБ, с другой – его законодательно установленные полномочия. В большинстве стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности ЦБ отражены в конституции или подробно изложены в законах о ЦБ и банковской деятельности.

В ряде стран (например, США, Швеции, Италии) формулировка задач ЦБ в законодательстве дана лишь в общих чертах. Тем не менее это несущественно для определения степени независимости ЦБ. Фактор подробности определения законодательством целей и задач ЦБ играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования ЦБ;

  1. Права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику. Наличие установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства ЦБ, а со стороны ЦБ – обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования прежде всего влияет на политическую независимость ЦБ.

Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей — подотчетные Министерству финансов (Япония, Франция, Великобритания, Италия). Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства.

В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции, Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику ЦБ, инструктировать его, отменять его решения

На более высокой ступени независимости находятся ЦБ Австрии и ЦБ Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в ДКП ЦБ, однако, обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.

Наиболее независимыми являются центральные банки стран, в законодательстве которых отсутствует право государства вмешиваться в денежную политику ЦБ (Германия, Швейцария);

  1. Правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны. Выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость ЦБ. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы ЦБ Австрии, Германии и Нидерландов.


К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальны контактов руководителей.
В систему Центрального Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подраз­деления безопасности и объединение инкассации, которые необ­ходимы для осуществления деятельности ЦБ. Высшим органом управления является Совет директоров. Как правило, создается и коллегиальный орган ЦБ – Национальный банковский совет.
^ Вопрос 2. Цели, задачи и функции Центральных банков

Основными целями деятельности любого центрального банка являются:

  1. Обеспечение стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы;

  2. Поддержание стабильности и ликвидности банковской системы;

  3. Повышение эффективности и надежности платежной системы.

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот; За центральным банком законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, то есть общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране.

В некоторых странах центральный банк имеет право на монопольное осуществление эмиссии монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство).

Эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (как в форме банкнот, так и в форме депозитов коммерческих банков в центральном банке) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

    • банком банков. Центральный банк непосредственно не обслуживает коммерческие предприятия и организации, не работает с населением. Основными клиентами центрального банка являются коммерческие банки, которым он оказывает услуги по хранению свободной денежной наличности, организации и проведению межбанковских расчетов, кредитованию (рефинансированию), лицензированию деятельности и/или отдельных операций, осуществляет надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профес­сионализма в национальной кредитной системе;

Начиная с XX в. коммерческие банки в большинстве стран в соответствии с законом обязаны хранить часть своих кассовых резервов (обязательные банковские резервы) в центральном банке. Центральный банк устанавливает для коммерческих банков минимальное отношение обязательных резервов к их обязательствам по депозитам (норму обязательных резервов).

    • банкиром правительства, выступая его кассиром, кредитором, финансовым консультантом. В центральном банке открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, все правительственные расходы покрываются с этого счета.

ЦБ кредитует государство, консультирует Минфин по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора дат эмиссии и определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации. Центральный банк анализирует и публикует информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, что позволяет при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

Центральный банк управляет государственным долгом (размещение и погашение займов, организация выплат доходов по ним, проведение конверсии и консолидации), используя различные методы управления: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

    • главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, в т.ч. осно­ванных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов), координируя и регулируя организацию расчетных систем;

    • органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

Сущность денежно-кредитного регулирования заключается в регулировании экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного оборота, что является составным элементом экономической политики правительства.

Возможность денежно-кредитного регулирования определяется способностью банковской системы изменять размер денежной массы в соответствии с эффектом мультипликативного расширения и свойством денежного оборота по обеспечению свободного перелива денежного капитала из одной сферы рыночных отношений в другую посредством изменения структуры денежного оборота.

Традиционными инструментами регулирования экономики для центральных банков являются дисконтная (учетная) и залоговая политика, политика минимальных резервов, операции на открытом рынке, депозитная и валютная политика. Однако содержание стан­дартного набора методов воздействия и сочетание их применения банками разных стран отличаются, что объясняется различной ори­ентацией и уровнем стабильности национальной экономики. Но общая тенденция такова, что в настоящее время при реализации стратегии центральных банков все чаще приоритет отдается рыноч­ным механизмам по сравнению с административными методами ре­гулирования.

Дисконтная (учетная) политика центрального банка одна из форм денежно-кредитной политики ЦБ, направленная на регулиро­вание экономики. Осуществляется путем повышения или понижения официальной учетной ставки в целях воздействия на объем кре­дита в стране, темп инфляции, а также состояние платежного балан­са и валютный курс.

Залоговая политика центрального банка также является одной из форм денежно-кредитной политики ЦБ, направ­ленной на регулирование экономики. Осуществляется при помощи выдачи гарантий выполнения денежных обязательств. Смысл дис­контной (учетной) и залоговой политики заключается в том, чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих бан­ков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.

Если цель ЦБ - удорожание рефинансирования кредитных ин­ститутов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учетную ставку. Если целью ЦБ является облегчение дос­тупа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. Во втором случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по пре­доставляемым ими кредитам получат импульс к снижению. При осуществлении дисконтной или залоговой политики ЦБ может се­лективно воздействовать на определенные отрасли народного хо­зяйства путем поощрения или ограничения приема к переучету или в залог векселей определенного рода изменением требований к ка­честву принимаемых в залог и к переучету векселей.

Политика обязательных (минимальных) резервов - требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кре­дитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Поддержи­вая ликвидность банков, ЦБ выполняет свою задачу «кредитора по­следней инстанции». Как инструмент денежной политики мини­мальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регу­лированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банка­ми.

Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, ЦБ уменьшает возможность обхода сво­их требований со стороны кредитных институтов. Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. В некоторых странах минимальные резервы практически не исполь­зуются как инструмент жесткого регулирования, там ЦБ перешли на более гибкую политику открытого рынка.

Политика открытого рынка - проведение операций по покупке и продаже твердо процентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. К ценным бумагам, с которыми обычно совершаются операции на открытом рынке, относятся: ка­значейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др. Для оживления экономики ЦБ увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фик­сирует курс, при достижении которого он скупает любой предла­гаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения.

Если целью ЦБ является уменьшение резервов банковского секто­ра, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения. В этом случае у ЦБ есть две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого ЦБ будет предложено любое количество ценных бумаг; либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно. Данная политика открытого рынка при­водит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.

Депозитная политика - регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и ЦБ и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов. Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в ЦБ, уменьшаются на определенную величину. Соответственно на эту величину возрастают резервы кредитных институтов. При увеличении резервов возрастает кредитный потен­циал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контр активной депозитной политики достигается обратный результат - уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

Валютная политика (внешнеэкономическая функция ЦБ) - ее направление и формы зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Средством реализа­ции служат валютное регулирование и валютный контроль.

Валютное регулирование представляет собой комплекс мер по управлению внутренними валютными потоками, внешними платежами и переводами в целях воздействия на экономику и национальный ва­лютным рынок. Валютное регулирование является одним из инстру­ментов государственной денежно-кредитной политики. Это означает, что валютное регулирование должно органично вписываться в общую систему денежно-кредитного регулирования и отвечать целям валютной политики государства — поддержанию стабильности национальной ва­люты, оптимизации платежного баланса, формированию золотовалют­ных резервов страны, обеспечению международных расчетов.

С помощью инструментов валютного регулирования центральный банк страны создает условия для функционирования внутреннего валют­ного рынка, вырабатывает эффективные механизмы управления валют­ными потоками, обеспечивает возможность переориентации валютных ресурсов в приоритетные сферы экономики, позволяющие максимально учитывать интересы участников валютного рынка и внешнеэкономиче­ской деятельности. Система валютного регулирования представляет собой комплекс особых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе совершения ими валютных операций и контроли­рующими субъектами (органами и агентами валютного контроля).

Валютный контроль в данном случае является одной из систем мер, принимаемых государством в целях обеспечения экономиче­ской безопасности. Это составная часть единой общегосударствен­ной политики в области организации контроля за соблюдением за­конодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

Центральный банк обычно использует две основные формы ва­лютной политики: дисконтную (учетную) политику, направленную на регулирование валютного курса и платежного баланса и девиз­ную политику - при покупке или продаже иностранных валют (де­визов), воздействуя в нужном направлении на изменение курса на­циональной денежной единицы.

Валютная политика центрального банка в форме проведения операций на валютном рынке проявляется в стимулировании экс­порта или импорта. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики ЦБ в каждой конкретной эконо­мической ситуации, что может выражаться в стимулировании то­варного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании стабильного курса национальной валюты по отношению к ино­странной.

При решении своих задач центральный банк выполняет три ос­новные функции:

- регулирующую - регулирует денежную массу в обращении, что достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии при проведения дисконтной (учетной) политики, политики минимальных резервов, открытого рын­ка, валютной политики;

- контролирующую - определяет соответствие требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. осуществляет допуск (государственную регистрацию и выдачу лицензий на осуществление банковских операций) кредитных институтов на национальный банковский рынок; устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; разрабатывает набор необходимых для кредитных институтов экономических ко­эффициентов и норм, а также осуществляет контроль за их соблюдением;

- обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового агента правительства и создание научно-исследовательского, информационно-аналитического центра. Центральный банк, собирая, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От достоверности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принимая решение о дополнительном выпуске денежных средств, центральный банк основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране. При необходимости дает рекомендации и, тем самым, может скоординировать действия государственных органов.

Информационно-исследовательская деятельность центрального банка предполагает также консультирование. В порядке информационного обмена, а также целью проведения консультаций центральные банки организуют встречи, кон­ференции, в том числе на международном уровне.

Функции центрального банка (ЦБ) зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решение какой то определенной задачи.
Вопрос 3. ^ Операции центральных банков
Центральный банк осуществляет свои функции через пассивные и активные банковские операции.

Пассивные операции центральных банков

Пассивные операции центральных банков–это банковские операции, в результате проведения которых формируется пассив баланса центрального банка–собственные, заемные и привлеченные средства.

К основным пассивным операциям центральных банков относятся:

  1. Эмиссия банкнот и долговых обязательств;

  2. Прием вкладов и депозитов коммерческих банков и казначейства;

  3. Формирование собственных средств.


Эмиссия банкнот в большинстве стран является основной банковской операцией центральных банков, так как в результате ее проведения формируется от 40 до 85% пассива баланса. На современном этапе эмиссия банкнот является фидуциарной (не обеспечена золотом), что связано с отменой золотого обеспечения банкнот.

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, покупке государственных ценных бумаг и увеличении золотовалютных резервов.

Эмиссия банкнот, осуществляемая при кредитовании банков, обеспечена их обязательствами; при покупке государственных долговых обязательств, золота и иностранной валюты – соответственно государственными обязательствами, золотом и иностранной валютой. В результате, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка, что есть форма взаимосвязи его пассивных и активных операций.

Кроме эмиссии банкнот центральные банки формируют свои пассивы из вкладов и депозитов казначейства и коммерческих банков.

Коммерческие банки могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе обязательные. В ряде стран обязательные резервы зачисляются на специальные беспроцентные счета (например, в России).

Центральные банки также могут открывать коммерческим банкам и срочные счета с фиксированной процентной ставкой.

Собственные средства центральных банков обычно составляет не более 4% пассива и образуются из уставного, резервных и прочих фондов, прибыли.

Принципиальной особенностью центрального банка является первичность активных операций центрального банка по отношению к пассивным.

^ Активные операции центральных банков

Активные операции центральных банков – это банковские операции, в результате проведения которых формируется актив баланса центрального банка – денежные средства и драгоценные металлы, ценные бумаги, кредиты и прочие требования.

К основным активным операциям центральных банков относятся:

  1. Учетно-ссудные операции;

  2. Вложения в ценные бумаги;

  3. Операции с золотом и иностранной валютой.


Учетно-ссудные операции включают в себя операции по покупке центральным банком векселей у государства и банков и прямое краткосрочное кредитование банков и государства на срок до 1 года. При этом обеспечением по кредитам коммерческим банкам являются государственные долговые обязательства, простые и переводные векселя, ценные бумаги и другие активы.

В результате покупки векселей у коммерческих банков (переучет) происходит вторичный учет векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Учет казначейских векселей служит в большинстве промышленно развитых стран главным инструментом краткосрочного кредитования государства для покрытия временных кассовых разрывов.

Вложения в ценные бумаги может осуществляться центральными банками либо как форма кредитования государства, либо как инструмент денежно-кредитной политики.

Покупка государственных облигаций в большинстве промышленно развитых стран является главной (иногда единственной) формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Прямое кредитование государства для финансирования бюджетного дефицита в этих странах практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швейцария, Швеция) или ограничено законом (ФРГ, Франция).

Покупка-продажа центральными банками ценных бумаг осуществляется и для достижения целей денежно-кредитной политики посредством регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций.

Операции с золотом и иностранной валютой также служат целям денежно-кредитной политики и позволяют регулировать ликвидность банковской системы, денежную массу, валютный курс и динамику торгового и платежного балансов.



Контрольные вопросы

1. Что собой представляет центральный банк и какова его роль в банков­ской системе?

2. Какие функции выполняет центральный банк?

3. Когда был создан первый центральный банк, где, почему?

4. Какую роль играет экономическая независимость центрального банка?

5. Назовите факторы, которые влияют на денежно-кредитную политику проводимую центральным банком.

6. Каковы цели, задачи и функции центральных банков?

7. Какие инструменты регулирования применяют центральные банки?

8. Как осуществляется дисконтная и залоговая политика центральных бан­ков?

9. Что такое обязательные резервы и за счет чего они формируются?

10. В чем выражается депозитная политика центральных банков?







Скачать файл (845.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru