Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Банковское дело - файл Внутренний контроль в коммерческих банках.doc


Загрузка...
Лекции - Банковское дело
скачать (845.4 kb.)

Доступные файлы (18):

Активные операции коммерческих банков.doc82kb.07.09.2011 19:11скачать
Банковская система.doc157kb.07.09.2011 19:10скачать
Банковская система России.docx358kb.20.09.2011 20:03скачать
Банковские риски.doc92kb.03.12.2011 15:30скачать
Валютные операции банков.doc183kb.03.12.2011 15:29скачать
Внутренний контроль в коммерческих банках.doc97kb.03.12.2011 15:30скачать
Коммерческая эффективность и финансовая устойчивость коммерческого банка.doc125kb.03.12.2011 15:30скачать
Коммерческие банки.docx51kb.20.09.2011 20:05скачать
Ликвидность коммерческого банка.doc228kb.03.12.2011 15:30скачать
Международные финансовые и кредитные институты.doc117kb.03.12.2011 15:31скачать
Основы банковского маркетинга.doc104kb.03.12.2011 15:31скачать
Основы банковского менеджмента.doc154kb.03.12.2011 15:31скачать
Отчетность коммерческих банков.doc189kb.03.12.2011 15:30скачать
Пассивные операции коммерческих банков.rtf388kb.04.10.2011 17:22скачать
Посреднические операции коммерческих банков.doc233kb.03.12.2011 15:29скачать
Регулирование банковской деятельности коммерческих банков.docx49kb.21.09.2011 19:23скачать
Управление активами и пассивами.docx43kb.06.11.2011 09:14скачать
Центральные банки.doc143kb.07.09.2011 19:11скачать

Внутренний контроль в коммерческих банках.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 15. Внутренний контроль в коммерческих банках


  1. Система внутреннего контроля в коммерческих банках и банковских группах

  2. Служба внутреннего контроля банка, функции и принципы организации


Вопрос 1. Система внутреннего контроля в коммерческих банках и банковских группах
Внутренний контроль банка представляет собой совокупность системы органов и методов организации и координации мер, принятых кредитной организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой от­четности и обеспечения эффективной работы.

В соответствии с рекомендациями Базельского комитета по бан­ковскому регулированию (Базовые принципы эффективности надзора за банковской деятельностью) функциями системы внутреннего контроля являются:

  • слежение за четким разграничением полномочий и обязанно­стей;

  • отделение функций контроля от структур, имеющих отношение к управлению банком, распределению его средств, составлению фи­нансовой отчетности по активам и пассивам;

  • мониторинг банковских рисков и управление ими;

  • слежение за согласованием контрольных процедур, системой ох­раны активов.

Законом Российской Федерации «О банках и банковской деятель­ности» (ст. 24) установлено, что кредитная организация обязана организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уро­вень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводи­мых операций.

Центральный банк Российской Федерации в соответствии с феде­ральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг» разработал Положение об организации внутреннего контроля в банках, которое определяет общий для всех банков порядок организации системы внутреннего контроля.

^ Положение ЦБ РФ от 16 декабря 2003 г. N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах".

В Положении учтены рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН) "Система внутреннего контроля в банках: основы организации" и "Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов".

В качестве основной цели внутреннего контроля Банком России определена защита интересов инвесторов, банков и их клиентов пу­тем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам про­водимых банком операций и минимизации рисков банковской деяте­льности.

^ Основной задачей внутреннего контроля является минимизация ри­сков банковской деятельности и достижение запланированного уров­ня надежности и устойчивости банка.

В соответствии с определенными Банком России конкретными це­лями, стоящими перед системой внутреннего контроля, управленче­ский персонал службы внутреннего контроля решает следующие конк­ретные задачи:

  • контролирует выполнение персоналом банка требований феде­рального законодательства и нормативных актов Банка России;

  • обеспечивает соблюдение установленных процедур и полномо­чий при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов;

  • принимает своевременные и эффективные решения, направлен­ные на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельно­сти банка;

  • обеспечивает выполнение требований по эффективному управ­лению рисками банковской деятельности;

  • контролирует сохранность активов (имущества) банка.

Служба внутреннего контроля обязана также наблюдать и прове­рять постановку бухгалтерского учета в банке с тем, чтобы обеспечить адекватное отражение операций банка в учете и надлежащее состояние отчетности, позволяющее получать адекватную информацию о дея­тельности банка и связанных с ней рисках.

Управленческий персонал службы внутреннего контроля решает также конкретные задачи по организации эффективного функциони­рования внутреннего аудита банка, вопросы взаимодействия с внеш­ними аудиторами, органами государственного регулирования и надзо­ра по вопросам пруденциальной деятельности, достоверности учета и отчетности, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессио­нальной деятельности.

В соответствии с ФЗ "О банках и банковской деятельности" в уставе кредитной организации должны содержаться сведения о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях.

Внутренний контроль должны осуществлять в соответствии с полномочиями, определенными учредительными и внутренними документами кредитной организации:

  • органы управления кредитной организации;

  • ревизионная комиссия (ревизор);

  • главный бухгалтер (его заместители) кредитной организации;

  • руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала кредитной организации;

  • подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации, включая:

1. службу внутреннего контроля (внутреннего аудита)

2. ответственного сотрудника (структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - должностное лицо (структурное подразделение), ответственное за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, программ его осуществления в соответствии с ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

3. иные структурные подразделения и (или) ответственных сотрудников кредитной организации, к которым, в зависимости от характера и масштаба деятельности кредитной организации, могут относиться:

  • контролер профессионального участника рынка ценных бумаг - ответственный сотрудник и (или) структурное подразделение, осуществляющее проверку соответствия деятельности кредитной организации, как профессионального участника рынка ценных бумаг, требованиям законодательства РФ о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

  • ответственный сотрудник по правовым вопросам - сотрудник и (или) структурное подразделение, отвечающее за проверку соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации.

В Положении № 242 задачи систе­мы внутреннего контроля банка конкретизированы по следующим на­правлениям:

• обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка при выпол­нении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики, внутренних документов, определяю­щих политику и регулирующих деятельность банка. При этом под «стандартами деятельности и нормами профессиональной этики» по­нимаются стандарты и нормы, определенные и установленные по вза­имному согласию участниками соответствующих рынков (рынок бан­ковских услуг, рынок ценных бумаг и т.д.);

• обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской дея­тельности;

• разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе де­ятельности банка.

Система внутреннего контроля состоит из следующих составляю­щих элементов:

• административный контроль, который базируется на плане орга­низации работ, процедурах и ведении документации, связанной с пре­доставлением персоналу полномочий на совершение сделок и других операций с активами;

• контроль за денежными потоками, отражающими состояние ликвидности, концентрацию рисков банковской деятельности;

• финансовый контроль, который базируется на ведении докумен­тации, связанной с функцией защиты активов и обеспечения досто­верности финансовой отчетности;

• контроль за результатами деятельности, который базируется на ведении документации, связанной с контролем за плановыми и факти­ческими показателями себестоимости банковских продуктов и их рен­табельностью.

На этапе предварительного контроля контролируются полнота, со­став и своевременность обновления баз данных, на основе которых аналитические подразделения осуществляют анализ, оценку и прогноз ситуации на рынках. Контролируется наличие в банке механизма, ко­торый позволяет руководству банка своевременно, полно и системати­чески получать информацию о выводах и предложениях аналитиче­ских служб по текущей ситуации и прогнозах развития на различных сегментах рынка и в экономике в целом.

На этапе текущего контроля службы внутреннего контроля перио­дически проверяют качество и своевременность доведения результата анализа и прогнозирования до руководства банка. Отслеживая нали­чие в функциональных подразделениях банка систем по изучению конкурентоспособных банковских продуктов, оцениваются своевре­менность их реагирования на действия конкурентов, на изменения хо­зяйственной и финансовой конъюнктуры.

На этапе последующего контроля дается оценка качества работы аналитических служб, сравниваются выводы, рекомендации, прогно­зы и реальное развитие ситуации, вносятся соответствующие предло­жения руководству банка.
^ Вопрос 2. Служба внутреннего контроля в банках, функции и принципы организации

Организация внутреннего контроля в банках должна строиться на следующих основополагающих принципах:

• открытость всех организационных структур и подразделений банка для контрольных процедур;

• осуществление постоянного контроля за рисками банковской деятельности и их концентрацией;

• разделение обязанностей персонала таким образом, чтобы ни одно должностное лицо не отвечало за выполнение операции в целом;

• проверка работы каждого должностного лица другим лицом без дублирования ранее произведенных процедур;

• осуществление постоянного контроля за физическим доступом к активам и документам банка.

Система внутреннего контроля организуется органами управления ­банка в соответствии с его учредительными документами. В целях по­стоянного мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ее функционированием, создается служба внутреннего контроля. Она должна отвечать требованиям Центрального банка РФ и осуществляет деятельность на основании Устава банка и внутреннего положения о службе внутреннего контроля, утверждаемого Советом директоров банка. Численность службы внутреннего контроля определяется руко­водителем банка в зависимости от размеров банка, сложности выпол­няемых операций.

Служба внутреннего контроля подотчетна в своей деятельности органам управления банка в соответствии с его учредительными доку­ментами и положением банка о службе внутреннего контроля.

Руководитель службы внутреннего контроля назначается и осво­бождается от должности органом управления банка. Порядок назначе­ния и освобождения от должности руководителя службы внутреннего контроля должен обеспечить его независимость от исполнительного органа банка.

Руководитель службы внутреннего контроля должен иметь высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы в подраз­делении кредитной организации на ответственных участках, связан­ных с принятием кредитной организацией рисков, анализом или за­щитой от рисков, в общей сложности не менее трех лет.

Сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь высшее образование, соответствующее характеру выполняемых ими функций, и обладать необходимыми профессиональными навыками и квалификацией. Все сотрудники в службе внутреннего контроля не вправе ис­полнять другие обязанности в банке.

Службе внутреннего контроля и ее сотрудникам предоставляются необходимые права для осуществления контроля. В частности, они имеют право получать от руководителей и уполномоченных ими со­трудников необходимые для проведения проверок документы. К этим документам относятся бухгалтерские, учетно-отчетные и денеж­но-расчетные документы, документы, связанные с компьютерным обеспечением деятельности банка, а также приказы и другие распоря­дительные документы, изданные руководством банка.

Работники службы внутреннего контроля имеют свободный до­ступ во все помещения проверяемых подразделений. Доступ в архивы, денежные хранилища, компьютерные залы осуществляется с обяза­тельным привлечением руководителей проверяемых подразделений или сотрудников по их поручению.

С разрешения исполнительного органа банка сотрудники службы внутреннего контроля имеют право снимать копии файлов, копии лю­бых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и авто­номных компьютерных системах, а также получать расшифровки этих записей.

По итогам проверок сотрудники службы внутреннего контроля име­ют право самостоятельно определять соответствие действий и опера­ций, осуществляемых персоналом банка, требованиям действующего законодательства, нормативных актов Банка России, внутренних доку­ментов банка. Сотрудники службы внутреннего контроля имеют право самостоятельно оценивать постановку бухгалтерского учета в банках, качество и достоверность отчетности, включая внутреннюю информа­цию о принимаемых решениях, проводимых операциях (заключаемых сделках), а также оценивать результаты анализа финансового положе­ния и риски банковской деятельности. Для проведения проверок и ре­шения задач внутреннего контроля могут при необходимости привле­каться сотрудники других структурных подразделений банка.

К обязанностям службы внутреннего контроля и ее сотрудников относится организация постоянного контроля путем регулярных про­верок деятельности подразделений банка и отдельных сотрудников на предмет соответствия их действий требованиям законодательства. Нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику банка, а также должностным инструкциям.

В обязанности службы внутреннего контроля входит также конт­роль за соблюдением сотрудниками банка установленных процедур, функций и полномочий по принятию решений. В ходе проверок про­веряющие обязаны документировать каждый факт про верки и оформ­лять по итогам заключения по результатам проверок, которые представ­ляются руководителям банка и соответствующих подразделений. В за­ключениях должны отражаться все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарного и иного воздействия к нарушителям. Исполнение рекомендаций и указаний по устранению выявленных нарушений должно осуществляться под на­блюдением и контролем службы внутреннего контроля.

Сотрудники службы внутреннего контроля обязаны своевре­менно информировать руководство банка о всех вновь выявленных рисках, случаях нарушений сотрудниками законодательства, нор­мативных актов, внутренних распоряжений, а также установленных банком процедур, связанных с функционированием системы внут­реннего контроля. Одновременно до сведения руководства банка должно быть доведено содержание мер, принятых руководителями проверяемых подразделений банка, по устранению допущенных на­рушений и их результатах.

Основными способами (методами) осуществления проверок службой внутреннего контроля являются:

- финансовая проверка, цель которой состоит в оценке надежности учета и отчетности;

- проверка соблюдения законодательства Российской Федерации (банковского, о рынке ценных бумаг, по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о налогах и сборах, др.) и иных актов регулирующих и надзорных органов, внутренних документов кредитной организации и установленных ими методик, программ, правил, порядков и процедур, целью которой является оценка качества и соответствия созданных в кредитной организации систем обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных актов;

- операционная проверка, цель которой заключается в оценке качества и соответствия систем, процессов и процедур, анализе организационных структур и их достаточности для выполнения возложенных функций;

- проверка качества управления, цель которой состоит в оценке качества подходов органов управления, подразделений и служащих кредитной организации к банковским рискам и методам контроля за ними в рамках поставленных целей кредитной организации.

В целях управления банковскими рисками на консолидированной основе в целом по банковской группе организация внутреннего контроля в банковской группе предусматривает единство подходов к организации внутреннего контроля в кредитных организациях, входящих в банковскую группу.








Скачать файл (845.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru