Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Опорный конспект. Инновационный менеджмент - файл 1.doc


Лекции - Опорный конспект. Инновационный менеджмент
скачать (2827 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc2827kb.16.12.2011 09:38скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
7.4.12.5. Источник теоретического материала


Папка УМК – электронный вид
Опорный конспект по курсу «Инновационный менеджмент»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….2


  1. Понятие и содержание инновационного менеджмента…………………………3




    1. Сущность инновационного менеджмента…………………………………….3

    2. Менеджеры в инновациях……………………………………………………...4




  1. Задачи и функции инновационного менеджмента………………………………6



2.1. Цели и задачи инновационного менеджмента……………………………….6

2.2. Система функций инновационного менеджмента…………………………...7

    1. Содержание процесса управления инновациями…………………………...8


3. Социально - психологические аспекты инновационного менеджмента…………15


    1. Делегирование в инновационном менеджменте……………………………..15

    2. Мотивация в инновационном менеджменте……………………………….....18

    3. Стиль руководства инновациями……………………………………………...21


4.Технология и методы инновационного менеджмента……………………………...22


    1. Коммуникации в инновационном менеджменте……………………………..22

    2. Решения в инновационном менеджменте…………………………………….26



Заключение…………………………………………………………………………………32

Список литературы………………………………………………………………………..34


Введение



Инновация – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Эти и многие другие специфичные для сферы инноваций моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.

Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для современного уровня развития рыночной экономики характерны высокий уровень конкуренции фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка конкурирующих нововведений. Все это определяет актуальность творческого использования и совершенствования методов инновационного менеджмента в практике деятельности российских предприятий.
1. Понятие и содержание инновационного менеджмента
1.1. Сущность инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогией понятия «управление». Оно широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам на предприятиях, действующих в современных рыночных условиях. Наряду с принципами, процессами и методами общего менеджмента, характерными для любого предприятия в целом, выделяются отдельные его разновидности, использующие специфические формы управления различными функциональными сферами предприятия или видами хозяйственной деятельности. Они получили название функционального менеджмента. Так, управление процессами производства продукции составляет содержание менеджмента и т. п.

Инновационный менеджмент производственного менеджмента, финансовыми процессами — финансового, инвестициями — инвестиционного, кадрами — персонального представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства. Инновационные процессы представляют собой достаточно специфичный, масштабный, сложный и разнообразный по своему содержанию объект управления, который требует использования специальных форм и методов управленческого воздействия для эффективного развития. В современных условиях коренного реформирования экономики страны, когда нововведения стали непременным элементом всех структур от органов государственного управления до средних и малых предприятий (МП), использование научных методов инновационного менеджмента становится важным фактором экономического развития страны, выживания и коммерческого успеха любого инновационного предприятия (ИП).

Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах: как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях и как аппарат управления инновациями.

Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента, достаточно подробно изложенных в специальной литературе. Несмотря на то, что в отечественной практике понятие инновационного менеджмента стало использоваться сравнительно недавно, наша страна имеет значительные теоретические достижения и практический опыт в этой области. В отечественной экономической литературе и официальных документах они нашли наибольшее отражение в работах, посвященных проблемам управления научно-технического прогресса (НТП), развития науки и техники, а также управления научными исследованиями и разработками.

Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями на предприятии. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности. Состав функций и задач управления может быть регламентирован в зависимости от уровня инновационной системы (народное хозяйство в целом, отрасль промышленности, ИП, отдельный инновационный проект или частная разработка) и условий ее функционирования. Выполнение каждой из задач управления или осуществление отдельной функции менеджмента неизменно связано с принятием определенных управленческих решений. Этот наиболее ответственный и часто повторяющейся элемент менеджмента составляет суть деятельности менеджера в инновационной сфере. Менеджмент предусматривает установление определенных требований к уровню обоснования управленческих решений, методам и процедурам их подготовки, принятия и реализации. Как вид деятельности инновационный менеджмент предполагает распределение задач и закрепление процедур за конкретными их исполнителями — руководителями разного уровня.

Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное оформление инновационной сферы. Инновационные процессы возникают и осуществляются определенными сообществами людей, сознательно координирующими свою деятельность для достижения определенных целей. Каждое такое сообщество индивидуумов в менеджменте принято называть организацией. ИП — это разновидность организаций, достигающих целей своего функционирования посредством инноваций. Понятие менеджмента как аппарата управления инновациями применительно к таким ИП имеет институциональное значение и включает:

• во-первых, систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления;

• во-вторых, институт менеджеров — руководителей различных уровней, выступающих субъектами управления, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функционирования ИП.

Каждый из рассмотренных аспектов имеет свою область применения, создавая целостную систему инновационного менеджмента.

1.2. Менеджеры в инновационной сфере

Задачи и функции инновационного менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами. Менеджер — это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования ИП.

Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность и наделен полномочиями принимать управленческие решения на ИП. Менеджерами можно назвать:

• руководителей творческих групп исполнителей;

• начальников лабораторий, отделов и функциональных служб ИП;

• руководителей производственных подразделений;

• администраторов различного уровня, координирующих деятельность различных подразделений и внешних партнеров;

• руководителей ИП, фирм в целом.

Специфика инновационных процессов как объектов управления предопределяет особый характер труда менеджеров в этой сфере и требования, предъявляемые к ним. Труд менеджера носит высоко творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умение концентрироваться в определенные моменты времени на ограниченных проблемах. Так как основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знание современных информационных технологий в управлении инновациями и умение пользоваться ими. Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера ИП:

• знания в области теории и навыки в сфере практики управления,

• коммуникабельность и умение работать с людьми,

• компетентность в области специализации ИП

Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знаний основ современной макро- и микроэкономики, общей теории принятия управленческих решений, умения применять экономико-математические методы для оптимизации решений, навыков работы на ПЭВМ как в локальном, так и в сетевых вариантах.

Необходимые теоретические знания в области менеджмента приобретаются в системе специального профессионального образования. Учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера в инновациях должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

Требования коммуникабельности и умения работать с людьми вытекают из связующего положения менеджера в системе коммуникаций на ИП. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или ИП, рабочий коллектив (группы, подразделения или ИП) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели инновационной деятельности. Коммуникабельность в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека, и поэтому часто используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на ИП.

Требования, связанные с компетентностью менеджеров в области специализации ИП, предусматривают наличие специальных знаний в вопросах технологии инновационных процессов, теоретических и практических аспектов осуществляемых инноваций, особенностей их физических процессов. Выполнение этих категорий профессиональных требований осуществляется, как правило, в системах переподготовки и повышения квалификации руководящих работников.

Характер деятельности конкретного менеджера на ИП определяется составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этих полномочий устанавливается в соответствии с принятой на ИП системой разделения труда и специализации управленческих кадров Принципиально в структуре любого ИП можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное.

Горизонтальное разделение труда в менеджменте связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т. е закреплению за ним одной или несколько предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обусловливает создание на предприятии специальных служб стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управлений.

Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осуществляемых инноваций, масштабов инновационной деятельности, ее отраслевой принадлежности. Оно выражается в организационной структуре ИП, составе уровней менеджмента. На ИП можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий принимаемых на каждом уровне управленческих решений возрастают по мере перехода от низшего к высшему менеджменту. Высший менеджмент включает одну или несколько персон, состав которых в значительной степени зависит от организационно-правовой формы ИП. К высшему менеджменту относятся руководитель ИП, его первые заместители по функциональным областям деятельности (НИОКР, производству, сбыту и т. п.). Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений и административных органов ИП и включает до 60 % всей численности менеджмента на ИП. К низшему уровню относятся руководители творческих групп, низовых лабораторий, производственных участков и т. п.

Характер основных решений менеджера зависит от разновидности инновационной сферы его деятельности, а также от предметной области функций, закрепленных за ним в конкретной организации. Состав предметных функций менеджера в инновационной сфере существенно изменяется в зависимости от его иерархического уровня в организации.

Чем выше иерархический уровень менеджера, тем в большей степени в его Деятельности присутствуют функции целеполагания, стратегического планирования и системной организации инноваций.


  1. Задачи и функции инновационного менеджмента


2.1. Цели и задачи инновационного менеджмента

Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования ИП на основе эффективной организации инновационных процессов и обеспечения высокой конкурентоспособности инновационной продукции. Критериями эффективности организации инновационных процессов в фирме в современных условиях выступают экономические параметры, позволяющие соизмерять затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции. Прибыльность, доходность ИП выступают при этом не как цель, а как важнейшее условие и результат осуществления инновационной деятельности. Менеджмент призван обеспечить эффективное и согласованное функционирование всех внешних и внутренних элементов ИП. Такое состояние инновационной системы принято называть гармонией. Именно гармонизация, т. е. достижение гармонии в развитии ИП, составляет основную целевую задачу инновационного менеджмента.

Задача гармонизации по отношению к ИП имеет эндогенный и экзогенный аспекты. Эндогенная гармонизация означает согласование всех внутренних структурных элементов ИП, его субсистем. Для обеспечения эндогенной гармонизации необходимо создание специальной системы внутрифирменного управления инновациями, в которой решаются следующие задачи:

• выработка стратегической инновационной концепции;

• определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;

• построение организационной структуры и структуры управления инновациями;

• планирование производственных процессов и реализации инновационной продукции;

• подбор и расстановка кадров, обеспечение эффективного использования потенциала ИП;

• календарное распределение работ и контроль за их исполнением;

• создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуального труда.

Экзогенная гармонизация предполагает согласование ИП с суперсистемами окружающей среды и реализуется через специальные процедуры целевой ориентации инновационной деятельности и учета ограничений внешней среды. В инновационном менеджменте экзогенная гармонизация предусматривает решение следующих задач:

• формирование долго- и краткосрочных целей инновационной деятельности;

• организация и проведение маркетинговых исследований;

• учет экологической ситуации и планирование природоохранных мероприятий;

• оценка и использование прогрессивного опыта и передовых достижений конкурентов (бенчмаркинг инноваций);

• организация кооперации в инновационных программах;

• учет потребительского спроса и объективных тенденции НТП.

По своему содержанию и во времени гармонизация ИП имеет стратегическую и оперативную формы. Стратегическая форма гармонизации способствует долгосрочному выживанию ИП и обеспечивается стратегическим менеджментом, направленным на формирование стратегических инновационных целей и проектов. Оперативная гармонизация выступает средством реализации выбранной стратегии развития и обеспечивается системами оперативного менеджмента на ИП.

^ 2.2. Система функций инновационного менеджмента

Содержание инновационного менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в ходе подготовки и проведения инновационных мероприятий. Под функциями менеджмента, как уже отмечалось, принято понимать состав общих задач управления, решаемых при осуществлении инноваций. Речь идет о таких задачах управления, состав и содержание которых в минимальной степени зависят от специфики конкретного инновационного проекта (его масштабов, отраслевой принадлежности, назначения и т. п.) и составляют содержание любого процесса управления. Многообразие инновационных процессов, их сложность и разнообразие условий осуществления чрезвычайно затрудняют любую попытку типизации процессов управления ими или их регламентации.

В теоретических работах и в практической деятельности используются различные систематизации функций инновационного менеджмента. Нам представляется правильным выделять две группы функций инновационного менеджмента: основные и обеспечивающие. Основные или предметные функции менеджмента являются наиболее общими для всех видов и любых условий осуществления инноваций. Основные функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент в любой инновационной структуре должен предусматривать осуществление следующих основных предметных функций: формирование целей, планирование, организация и контроль.

Обеспечивающие функции инновационного менеджмента включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению основных предметных функций управления на предприятии. К ним можно отнести социально-психологические и технологические или процессуальные функции менеджмента. Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию. Главная предпосылка успешного менеджмента в инновациях заключается в гармонизации отношений между людьми — участниками инновационных процессов, в создании и поддержании благоприятного производственного и психологического климата в организации. Это в значительной степени достигается способами рационального делегирования полномочий и мотивации труда исполнителей.

Делегирование включает комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.

Мотивация предусматривает создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации в эффективном и производительном индивидуальном и коллективном труде. Она предусматривает также планирование, организацию и обеспечение повышения профессионального уровня и возможности карьеры сотрудников организации. Применительно к аппарату управления персональные функции менеджмента формируют специфическую систему инструментов и приемов управления инновациями. Процессуальные функции менеджмента выделяют два основных вида деятельности, составляющих содержание труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации. По существу процессуальные функции менеджмента являются основными средствами реализации предметных и социально-психологических его функций.

Осознанная воля руководителя в управлении инновациями находит свое выражение в управленческих решениях, которые выступают основной формой осуществления инновационных идей. Они охватывают практически все сферы и стадии жизненного цикла ИП от момента его возникновения до ликвидации. Ответственность и значимость последствий принимаемых управленческих решений требуют выработки менеджерами строгой последовательности действий и обоснований, связанных с их подготовкой и реализацией Совокупность таких правил и их соблюдение составляют содержание процессуальной функции решений в менеджменте

Функция коммуникации в инновационном менеджменте заключается в под готовке, получении, переработке и передаче информации для успешного про движения инноваций. Так как инновации практически всегда связаны с новой информацией, коммуникационная функция управления представляет особую значимость и специфический элемент инновационного менеджмента Практически вся текущая деятельность менеджера в инновационной сфере связана с осуществлением коммуникационной функции сбором и обработкой управленческой информации передачей ее вышестоящим и подчиненным сотрудникам организации, установлением контактов и распределением заданий исполнителям, координации их деятельности и проч. Эта специфическая функция ин- новационного менеджмента связана с применением особых методов и инструментов и требует создания особых информационных структур на ИП.

Следует заметить, что предметные, социально психологические и процессуальные аспекты управления, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему основных функций инновационного менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на инновационные процессы (см. рис 1)



Рис. 1. Система функций инновационного менеджмента

2.3. Содержание процесса управления инновациями

Основные предметные функции менеджмента определяют содержание процесса управления инновациями и включают формирование целей инновационной деятельности, планирование инноваций, организацию работ и контроль за осуществлением инноваций Взаимосвязь и логическая последовательность осуществления основных функций в процессе управления инновациями представлены на рис

^ Формирование целей инновационной деятельности. Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой начинается с формирования системы целей и задач инновационной деятельности (или проекта) на определенный период времени. Цель в инновационном менеджменте — это требуемое или желаемое состояние инновационной системы в планируемом периоде, выраженное совокупностью характеристик. Цель организации или деятельности должна устанавливать определенные ориентиры их развития на заданные периоды времени. Таким образом, цель организации, с одной стороны, является результатом прогнозов и оценки ситуации, а с другой стороны, выступает ограничением для планируемых инновационных мероприятий. Чтобы соответствовать этой двойственной функции, формулировка цели инноваций должна соответствовать ряду требований. К числу важнейших из них относятся следующие:

1. Цели инноваций должны иметь конкретные формулировки и быть измеримыми. По содержанию они могут носить научный, технический, экономический, социальный или политический характер и будут ориентированы на решение производственных, финансовых, кадровых, маркетинговых задач развития. Однако во всех случаях формулировки целей инновационной деятельности должны иметь конкретное выражение, отражать характеристику типа инноваций и устанавливать внутренние или внешние ориентиры организации По форме выражения цели должны задаваться измеримыми параметрами, которые способны выступать исходной базой для последующих решений, создавать основу для оценки хода выполнения работ и конечных результатов деятельности. С точки зрения измеримости формулировки целей могут использовать количественные или качественные характеристики развития.

2. Цели инноваций должны быть достаточно строго ориентированы во времени, т. е. устанавливать период достижения желаемых результатов. Временная ориентация целей позволяет конкретизировать пути и способы их достижения, вносить периодизацию, обеспечивать непрерывность и преемственность в развитии организации. В зависимости от временного горизонта цели инноваций могут характеризоваться как краткосрочные, ориентированные на период времени до года, среднесрочные, имеющие горизонт планирования от года до пяти лет, и долгосрочные, охватывающие период времени более пяти лет. Долгосрочные цели формулируются обычно в качественных параметрах и более общих выражениях.

3. Цели инноваций должны быть достижимыми. При постановке целей необходимо постоянно иметь в виду, что это важное, но лишь одно из цепи решений в инновационном менеджменте. Цель формулируется прежде всего для того, чтобы затем сформировать стратегию ее достижения и выработать программу плановых мер по реализации принятой стратегии развития. Поэтому цели инновационной деятельности должны ставить достижимые для коллектива задачи, носить мотивационный и мобилизующий характер. Учитывая неопределенный характер научной и инновационной деятельности, их цели могут носить вероятностное выражение. При постановке целей должна проводиться оценка рисков и вырабатываться программа мер, направленных на снижение их уровня и возможных негативных последствий. Для повышения степени достижимости целей инновационной деятельности и их конкретизации при разработке стратегии развития необходимо наряду с формулировкой целей устанавливать условия их достижения в виде ограничений по ресурсам, срокам, экологическим или эргономическим нормам, социальным требованиям и проч.

4. Разнообразные цели инноваций должны быть взаимоувязаны и непротиворечивы. Большое разнообразие возможных целей инновационной деятельности организации наряду с необходимостью дифференциации их по уровням управления и доведения до отдельных структурных единиц и исполнителей требуют установления отношений субординации целей, их соподчиненности и систематизации. Удобной формой представления системы целей инновационной организации является построение ее дерева целей.

Процесс формирования целей составляет одну их важнейших процедур инновационного менеджмента. Он является составной частью и исходным пунктом всех плановых расчетов в инновационной сфере.

^ Планирование инноваций. Планирование как функция инновационного менеджмента заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций инновационной деятельности в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках. Значение планирования инноваций состоит в том, что в ходе плановых расчетов обеспечивается: детализация целей ИП и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей; установление состава реализуемых проектов; распределение заданий по участникам, инновационных проектов; определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ и обеспечение выполнения заданий, установленных на каждый период времени.

Необходимость планирования инноваций и усиление его роли в обеспечении конкурентоспособности организаций в современных условиях связано с расширением масштабов и усложнением инновационных проектов; многовариантностью и вероятностным характером инновационных процессов; развитием специализации и расширением кооперации в инновационной сфере; расширением хозяйственной самостоятельности и повышением экономической ответственности организаций за результаты инновационной деятельности. Все перечисленные факторы развития инновационной деятельности в стране объективно требуют проведения тщательной плановой проработки управленческих решений в инновациях. Этот вывод относится в равной степени как к малым ИП, для которых успешная реализация запланированных проектов обеспечивает их жизнеспособность, так и к крупным ИП, для которых инновационные проекты выступают важным фактором стратегического успеха. В рамках целостной системы инновационного менеджмента планирование выполняет следующие основные задачи:

• структуризацию целей инновационной деятельности и доведение их до отдельных исполнителей;

• формирование программ мероприятий, научных, технических и производственных задач, решение которых обеспечит достижение установленных целей развития;

• временную и пространственную взаимосвязь отдельных целей, подцелей, мероприятий и исполнителей;

• оценку материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для реализации принятых инновационных программ;

• регулирование хода выполнения работ по инновационным проектам.

Структура и методы планирования инноваций должны учитывать такие специфические черты этой сферы деятельности, как вероятностный характер содержания и результатов инноваций, масштабность последствий их реализации в народном хозяйстве, перспективность и долговременный характер последствий инноваций, длительный цикл работ, большое число участников и высокая сложность работ. Многообразие задач планирования в инновационном менеджменте предопределяет необходимость формирования в организациях целостных систем планирования, объединяющих различные виды планов в единый комплекс. Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования. Реализация плановых заданий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, организации их согласованной деятельности.

^ Организация инноваций. Сущность функции организации состоит в обеспечении выполнения установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития ИП. Для этого следует установить состав необходимых ресурсов и исполнителей, распределить задания, скоординировать работу исполнителей во времени, наладить кооперацию участников, обеспечить контроль и взаимную информацию и проч. Выполнение перечисленных задач осуществляется путем создания организационной структуры ИП, установления характера взаимоотношений между ее элементами и регулирования порядка и условий их функционирования.

Организация инноваций составляет одну из важнейших функций инновационного менеджмента, осуществление которой является наиболее существенной частью деятельности руководителей всех уровней. Организация в инновационном менеджменте обеспечивает рациональное сочетание во времени и в пространстве всех элементов инновационного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений. В этом отношении организация инноваций выступает средством исполнения плановых заданий и определяет условия, в которых они будут осуществляться. Последнее положение является очень важным, так как оно требует гибкой организации и динамичного изменения ее в зависимости от содержания тематики работ. Современная теория и практика инновационного менеджмента обладает большим разнообразием форм и видов организации инноваций. Существенными признаками для систематизации и классификации видов организации инноваций являются задачи, формы и способы возникновения организационных решений (см. рис 2).



^ Рис. 2. Виды организации инноваций

В зависимости от задачи различают организацию инновационных процессов в пространстве (где? кто?) и организацию инноваций во времени (когда?). Организация инновационных процессов в пространстве означает формирование организационной структуры ИП, соответствующей характеру и масштабам реализуемых проектов. Под организационной структурой понимаются состав и формы взаимосвязи элементов ИП. Элементами структуры выступают отдельные руководители и работники, службы и подразделения ИП Организационная структура формируется из двух взаимосвязанных составных частей: структуры управления инновациями и научно-производственной структуры ИП.

Структура управления инновациями определяется как форма распределения и координации управленческой деятельности в инновационной сфере. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними. При формировании структуры управления инновациями выбирается тип структуры (горизонтальная или иерархическая), определяется состав и функции органов управления, распределяются полномочия между руководителями разного уровня, устанавливаются процедуры и методы обоснования управленческих решений, порядок их согласования и организации исполнения, информационное обеспечение органов управления инновациями. Большинство структур управления в инновационной сфере носит иерархический характер и основывается на делегировании полномочий и ответственности руководителей различного уровня.

Научно-производственная структура ИП определяется составом основных научных и производственных подразделений ИП и характером их взаимосвязи Состав подразделений зависит в основном от особенностей осуществляемых инновационных процессов и масштабов деятельности ИП Характер взаимосвязи подразделений определяется исходя из принятого принципа их специализации. При организации инновационной деятельности, как правило, сначала формируется научно-производственная структура фирмы, а затем, как производная от нее, строится структура управления инновациями. Выбор конкретной организационной формы ИП зависит от таких объективных факторов, как масштабы инновационной деятельности, широта инновационного профиля фирмы, специфика выпускаемой продукции или оказываемых услуг, уровень кооперации и полнота инновационного цикла осуществляемых работ.

Организационная структура инноваций является очень динамичным, гибко реагирующим на изменения внешних и внутренних условий, элементом инновационного менеджмента. Сочетание различных типов структур в рамках одной фирмы создает условия для наиболее рациональной пространственной организации инноваций.

Вторая задача организации инноваций заключается в сочетании всех элементов инновационного процесса во времени, т. е. в определении наиболее рациональной последовательности и сроков выполнения работ по проектам. На решение этой задачи оказывает влияние содержание самих проектов, состав участников и имеющихся ресурсов, организационная структура ИП и многие другие факторы. Организация инноваций во времени включает структуризацию самих инновационных проектов, подготовку кооперации ИП с другими фирмами и координацию их деятельности, доведение отдельных заданий до исполнителей, обеспечение равномерной и достаточно высокой загрузки всех участников работ по проектам с целью их своевременного и экономного выполнения. Организация инновационных процессов во времени тесно связана с оперативным планированием инноваций.

В инновационном менеджменте используются различные формы организации инноваций. Под формами организации принято понимать способы функционирования и сочетания в пространстве и во времени элементов инновационных процессов. По своей сути формы организации инноваций представляют собой различные способы разделения труда при проведении инновационных проектов. Различают такие формы организации инноваций, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.

Концентрация означает процесс сосредоточения инноваций определенного профиля во все больших масштабах в крупных фирмах, ИП или их подразделениях. Стремление к концентрации инновационной деятельности наряду с процессами распространения малого и среднего инновационного бизнеса отражает естественный рыночный фактор инвестирования средств в наиболее перспективные сферы бизнеса и в жизненно важные для ИП виды деятельности.

Специализация как форма организации инноваций используется при построении организационных структур ИП и реализуется путем ограничения его инновационного профиля, а также закрепления за подразделениями определенных видов работ или продуктов. При этом широта инновационного профиля может быть различной в зависимости от темпов прогресса и стабильности инновационной ситуации в области специализации ИП. В быстро развивающихся областях инновационной деятельности с высоким уровнем коммерческого риска широко используются диверсификационные формы организации инноваций, предусматривающие широкий профиль специализации фирмы. Специализация при формировании организационных структур создает лишь потенциальные условия для эффективной работы ИП. Для реализации этого потенциала на предприятии должны осуществляться эффективные кооперация и координация деятельности отдельных служб и подразделений.

Кооперирование при проведении инновационных проектов в международной практике стало важной формой организации инноваций в современных условиях. Кооперирование как следствие специализации ИП и сложности осуществляемых проектов проявляется в углублении межфирменного сотрудничества, развитии международной координации в инновационной сфере, осуществлении масштабных научно-производственных программ.

Комбинирование при организации инноваций проявляется в создании и функционировании на ИП сопутствующих производств и инновационных процессов, основанных на уже полученных результатах или вторичном использовании сырья, энергии и материалов. Значительный дополнительный эффект получают фирмы, которые организуют на основе базовых исследований и технологий дополнительные аппликационные исследования, имеющие своей целью поиск новых сфер применения уже полученных результатов и осуществленных инноваций.

Перечисленные формы организации инновационных процессов составляют реальный инструментарий для подготовки организационных решений. Они могут носить формальный или неформальный характер. Формальная организация инноваций базируется, как правило, на формализованных, методически обоснованных расчетах и закрепляется в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников инновационных процессов. Одна из существенных особенностей инновационного менеджмента заключается в том, что в нем важное место занимает неформальная организация. К неформальной организации относятся спонтанно возникающие вследствие неопределенного характера инноваций отношения между людьми и структурами в процессе выполнения инновационных проектов. Значительные научные и практические результаты в инновационной сфере могут достигаться в процессе неформального общения и сотрудничества ученых и специалистов, развития научных школ и движений, деятельности форумов, работы симпозиумов и научных конференций. Новые возможности неформальной организации инноваций связаны с развитием современных информационных технологий и глобальных международных информационных систем.

  1   2



Скачать файл (2827 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru