Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по социальной работе - файл УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ.doc


Загрузка...
Лекции по социальной работе
скачать (549 kb.)

Доступные файлы (10):

Курс лекций по методике психосоциальной деятельности в системе социальной работы .rtfскачать
лек.по педагогики.rtf403kb.26.01.2005 20:46скачать
лек.по психсоцработе.rtf290kb.05.02.2005 21:14скачать
лекции по соц.управлению.rtf216kb.26.01.2005 20:25скачать
лекции по теории соц.раб.rtf308kb.05.06.2009 22:48скачать
лекции по технологии соц.раб.rtf241kb.05.02.2005 21:45скачать
Психологические технологии в социальной работе».основы
реферат Методы исследования в социальной работе.rtf270kb.29.04.2008 22:07скачать
С.р. как знание, деят-ть и специальность.rtf821kb.05.06.2009 18:42скачать
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ.doc148kb.05.06.2009 18:17скачать

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
на правах рукописи

ЛЫСАКОВА Галина михайловна

управление социальным проектированием организаций

Специальность 22.00.08 – Социология управления


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Санкт-Петербург - 2008

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Научный руководитель - кандидат социологических наук, доцент

Перфильева Марина Борисовна

Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Тимерманис Игорь Евгеньевич
доктор философских наук, профессор

Чечулин Алексей Викторович


Ведущая организация - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»
Защита состоится «____» января 2009 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета № Д 212.237.13 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.21, ауд. 327
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».


Автореферат разослан «____» декабря 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Э.Б. Молодькова

^

Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования. Тема социального проектирования для современной России, более двадцати лет находящейся в стадии перехода и становления нового типа государственности и социальных отношений, провозглашенных в Конституции под общим названием «социальное государство», становится актуальной как в общетеоретическом измерении, так и признается необходимой в практическом смысле.

Социальное проектирование – теоретическая конструкция и реальность, позволяющая обществу, переживающему стадию экономических и социально-политических преобразований, достойно решать конфликтные ситуации, формулировать новые общественные модели преобразования действительности, формировать новые модели социальной деятельности.

Социальное проектирование – новый для российского общества предмет теории и практики, который несмотря на новизну и недостаточный уровень отрефлексированности, активно проявляет себя во всех сферах социально-экономической, социально-политической и социокультурной практики; является непременным компонентом государственной социальной политики и одновременно выступает в роли средства индивидуального воздействия на человека и общество, способа самореализации людей в их практической деятельности и в духовной практике.

Поэтому в наши дни социальное проектирование представляет большой интерес для практики управления и науки – социологии управления. Исследование социального проектирования как профессиональной, прикладной методики, актуально для развития социологии управления, ее методологии. Управление социальным проектированием организации следует рассматривать как феномен социальной практики глобализирующегося общества.

^ Степень разработанности проблемы.

Исходные принципы социального проектирования разрабатывались Я.Дитрихом, Т.Тиори, Д.Фраем, П.Хиллош, Ф.Ханикой и другими исследователями. В отечественной социологии первые идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах И.И.Ляхова, В.Н.Дубровского, А.Г.Раппопорта, В.М.Разина, Б.В.Сазонова, Г.П.Щедровицкого, О.И.Генисаретского. Социальное проектирование традиционно рассматривается как отрасль социологической науки, поэтому важными для диссертации стали разработки Д.М.Гвишиани, Ю.П.Васильева, А.В.Попова, Г.Х.Попова, Ю.М.Козлова, Ж.Т.Тощенко, А.И.Пригожина. Наиболее подробно основы управления проектами описаны в работах В.Д.Шапиро, И.И.Мазур, Н.Г.Ольдерогге, М.Грашиной, В.Дункан, В.Н. Фунтова. Социальное проектирование в аспекте социального управления рассматривалось В.Г.Афанасьевым, И.В.Бестужевым-Ладой, П.Н.Лебедевым. Собственно теретические основы социального проектирования были проанализированы в работах Н.А.Аитова, Г.А.Антонюка, Н.И.Ляпина, А.И.Пригожина, Ж.Т.Тощенко, Н.Г.Харитонова, а также в исследованиях Т.М.Дридзе, Ю.А.Крючкова, О.Н.Яницкого, А.Л.Кузнецова, Н.Л.Захарова, В.И. Сигова, В.К.Потемкина, В.А.Спивака, И.А. Громова, С.Г. Михайлова, Ю.Д. Красовского, Ворожейкина И.Е.. Основательный анализ и обобщение методологии социального проектирования представлен в работах В.И.Курбатова, О.В.Курбатовой.

Для развития управляемости организации и в управлении человеческими ресурсами в условиях глобализирующегося общества важны этические аспекты управления социальным проектированием организации, рассматриваемые в социально-философской и социологической литературе. Здесь следует упомянуть как зарубежных, так и отечественных авторов: Р. Рорти, Ю. Хабермаса, В. И. Бакштановского, Ю.В. Сагомонова.

Активно идущий в различных научных дисциплинах процесс накопления разнопредметных знаний о социальном проектировании как процессе и социальном проектировании организаций как социологическом методе управления в конечном итоге позволяет получить обобщения такого уровня, в которых нуждается общество, позволяет добиться эффективного и прогностического применения имеющихся знаний в практике управления развитием организаций и бизнеса.

Актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость и вместе с тем междисциплинарный характер исследования определили объект, предмет и цели диссертации.

^ Объектом исследования в широком смысле является теория и практика социального проектирования в организациях, а в узком – работники организаций, в которых осуществляется социальное проектирование.

^ Предмет исследования – управленческие методы и принципы социального проектирования.

Гипотеза диссертационного исследования заключается в цепи предположений, которые должны быть верифицированы в результате исследования, ключевым из которых является утверждение, что основными методами и принципами управления социальным проектированием организации являются поэтапное и взаимосвязанное системное осуществление следующих управленческих мероприятий:

- выстраивание организационной управленческой структуры социального проекта организации, предприятия, бизнеса, сообщества;

- формирование эффективной команды проекта во главе с руководителем (лидером) социального проекта;

- применение процессного подхода, внедрение системной модели управления проектом; управление качеством проекта;

- развитие корпоративной культуры организации, определяемой наличием сформированной стратегии развития, сформулированной кадровой политикой, системой внешних и внутренних PR связей и мероприятий, наличием этического корпоративного кодекса и управленческих корпоративных стандартов.

^ Цель диссертационного исследования – выявить основные методы и принципы управления социальным проектированием организации, выработать методику социологического анализа социального проектирования организации. Реализация поставленной цели достигается посредством выполнения следующих поставленных задач:

- систематизировать современные теоретические и прикладные подходы, исследующие феномен социального проектирования и процессы управления социальными проектами;

- определить этические предпосылки социального проектирования;

- выявить специфику социального проектирования как особого вида прикладной социологии управления, направленной на создание успешно и устойчиво функционирующего предприятия, организации, бизнеса, сообщества;

- определить этические предпосылки социального проектирования;

- дать эмпирическое социологическое обоснование, что управленческие и социальные условия организации определяют успешность разработки социальных проектов;

- разработать социологическую методику социального проектирования в организациях

- определить принципы формирования команды социального проекта.

^ Теоретико-методологическими основаниями диссертационного исследования являются общеметодологические принципы познания социальных явлений: принцип системности, институционального и структурно-функционального анализа, синергетики, диагностики и прогнозирования социальных процессов. Общетеоретическим фундаментом диссертационного исследования стали общие теории социальных систем управления, труды по социальной философии, теоретической социологии, менеджменту, психологии, теоретико-методологические разработки по социологии управления.

^ Эмпирическую базу исследования составили:

Материалы управленческих и прикладных социологических исследований, в которых автор выступала в качестве руководителя и участника и использовала их для написания диссертационной работы:

1. «Потребности персонала в решении социальных проблем. Запросы, предпочтения, ожидания». Анкетирование работников девяти цехов ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат», опрошено не менее 82% работников, выборка репрезентативна по полу, возрасту, образованию, должности. Анализ документов службы управления персоналом предприятия. Сводный анализ исследования проведен Центром оценки персонала и социологических исследований (2000-2005; руководители: кандидат философских наук О.Р. Хлебникова, кандидат социологических наук Г.А.Колбин, Г.М.Лысакова). Индекс ППРСП – 95.

2. «Мониторинг состояния социально-психологического климата на предприятии». Анкетирование проведено службой управления персоналом ОАО «Высокогорский горнообогатительный комбинат» под научным руководством кафедры философии и социологии НТГПИ (руководители: кандидат социологических наук В.Т.Шапко, социолог Г.М.Лысакова). Опрошено 584 респондента. Выборка репрезентативна по профессиональной принадлежности, полу, возрасту, образованию, должности. На базе исследования на предприятии реализованы социальные проекты по созданию системы управления персоналом, внедрению программ подбора, расстановки и оценки управленческих кадров (2005-2007 гг., г. Нижний Тагил). – МК-07

3. Социологическое исследование «Разработка социального проекта». Стандартизированный опрос участников-разработчиков социальных проектов 9 организаций Екатеринбурга, опрошено 197 участников-разработчиков, что составляет не менее 87% от числа всех участников. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, роду деятельности. Интервью экспертов – руководителей-разработчиков социальных проектов. Опрошен 31 респондент. Выборка репрезентативна по роду деятельности. Инициативное исследование. Руководитель – Лысакова Г.М. Екатеринбург, 2006-2007 г. РСП-07.

II. Социологические исследования, использованные для вторичного анализа:

1. «Эффективность социального проекта по созданию Центра поддержки женских инициатив при «Нижнетагильском отделении ассоциации женщин с университетским образованием». Стандартизированный экспертный опрос и анализ данных проведен консалтинговой фирмой «Проф-Альянс» совместно с социологической группой администрации Горнозаводского управленческого округа (руководитель Г.М.Лысакова). Опрошено 45 экспертов – руководители и участницы двенадцати регионально-гендерных социальных проектов, представители администрации города Нижний Тагил. Выборка репрезентативна по роду деятельности (январь-март 2003 г., г. Нижний Тагил). ЭП-03

2. «Исследование кадрового потенциала организации. Разработка перспективной политики предприятия». Стандартизированный экспертный опрос и анализ данных проведен в управлении коммунального хозяйства ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат». (Руководитель Г.М.Лысакова). Опрошено не менее 71 % работников, выборка репрезентативна по полу, возрасту, образованию, должности (октябрь-декабрь 1998 г., г. Нижний Тагил).

3. «Влияние организационных факторов на развитие социальных процессов на предприятии». Экспертный опрос руководителей и специалистов Гороблагодатского рудоуправления г. Кушва. (руководители – кандидат социол. наук В.Т.Шапко, Г.М.Лысакова). Опрошено 82 эксперта. Выборка репрезентативна. Стратификация по полу, возрасту, специфике деятельности (апрель –май 2001 г., г. Кушва.). ОФ-01

4. «Становление и перспективы развития социального партнерства». Экспертный опрос кафедры «Государственная служба и кадровая политика» РАГС (руководитель – д-р социол. наук К.О. Магомедов). Опрошено 82 эксперта (апрель 2001 г., Москва). Индекс СПР-01.

5. «Нравственные основы государственной службы». Социологическое исследование кафедры «Государственная служба и кадровая политика» РАГС (руководители: д-р социол. наук, проф. Е.В. Охотский, д-р филос. наук, проф. В.М. Соколов). Опрошено 1211 жителей 14 регионов Российской Федерации, 1145 государственных служащих и 48 экспертов, представляющих 12 федеральных органов государственной власти и 14 субъектов РФ. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, стажу работы и занимаемой должности (октябрь – ноябрь 1997 г., Москва). Индекс НО-97.

III. Источником информации послужили также научные знания и практический опыт автора, приобретенный в ходе работы преподавателем и консультантом предприятий (ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат», ОАО «Высокогорский горнообогатительный комбинат», ОАО «Уральские газовые сети»), а также в процессе научных стажировок в рамках проекта «Развитие свободы в России» по программе международных визитов Государственного Департамента США «Охрана окружающей среды и устойчивое развитие» в Вашингтоне в 2000 году; в организации и проведении муниципальных конкурсов социальных проектов общественных объединений в 2002 - 2008 годах.

^ Научная новизна диссертационного исследования.

  1. Определен и описан комплекс социальных, управленческих и экономических предпосылок, влияющих в организациях на такой вид их деятельности как социальное проектирование

  2. Углублено и расширено понятийное содержание «социального проектирования» как предметно-практической деятельности на основе социолого-теоретического анализа: социальное проектирование понимается как отражение будущего желаемого состояния системы, возникающего вследствие определенных действий людей, при наличии определенных финансовых, трудовых, материальных и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.

  3. Обоснована социально-экономическая эффективность и необходимость разработки социальных проектов в организациях как инструмента управления организацией, способного – в экономическом плане, стимулировать производительность труда, в психологическом плане, обеспечивать благоприятную атмосферу взаимодействия коллектива организации, в социальном плане, оптимизировать качество трудовой жизни и развивать условия гуманизации труда.

  4. Разработана социологическая методика оснований социального проектирования применительно к деятельности служб управления персоналом коммерческих организаций.

^ Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении специфики социального проектирования как особого вида социологии управления и как сложного системного управленческого феномена. Теоретические выводы диссертации углубляют научно-теоретический анализ проблем социологии, социологии управления, касающихся взаимодействия личности и общества, развития социума в целом, социальных институтов и организаций. Положения диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курсов «социология», «социология управления», «управление персоналом», «управление социальным развитием организации», «организационная культура», «управление проектами», «социальный менеджмент».

^ Практическая ценность исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования способствуют решению ряда проблем философско-этической теории социального проектирования, были использованы в реализации конкретных социальных проектов в Уральском регионе, Екатеринбурге и Нижнем Тагиле; могут быть использованы в дальнейшем при разработке в организациях социальных проектов

^ Основные положения, выносимые на защиту:

1.Социологический анализ показывает, что социология социального проектирования является особым видом социологии управления, складывается как прикладная наука, которая включает в себя не только понятийный и категориальный аппарат, принципы и закономерности, но и опирается на методики практической реализации социальных проектов, в соответствии с предметом, целями и направленностью социального проектирования, субъектом и объектом социально-проектной деятельности.

2. Управление социальным проектированием, как особый вид прикладной социологии управления, имеет свою специфику, направленную на создание успешно и устойчиво функционирующего предприятия, организации, бизнеса, сообщества, сущность которого раскрывается через трансформацию (изменение или сохранение) управленческих, корпоративных и этических систем ценностей организации.

3. Управленческие и социальные условия социального проектирования организации определяют результативность функционирования организации и могут выступать мотивационными факторами профессиональной самоактуализации работников.

4. Управление социальным проектированием организации - сложный феномен, природу и сущность которого определяет то, что это одновременно научно-теоретическая, предметно-практическая и социально-преобразующая деятельность, активность, направленная на исследование и изменение организации на проектных основаниях.

5. Социальное проектирование организации – один из ведущих способов современного управления социальным развитием организации, существенную роль в котором играют личностные особенности инициатора проекта и членов управленческой команды..

6. Социальное проектирование имеет «ценностную» природу, и это во многом определяет этическую доминанту этого феномена. Ценность и ее создание (проект) в социальном проектировании осуществляется как модернизация или сохранение в изменившейся среде.

7. Социальное проектирование как сфера социального менеджмента и государственного управления уже сегодня демонстрирует перспективы изменений общей и деловой культуры страны. Степень остроты этического аспекта того или иного решения важна для реального результата принятого решения и увеличивается по мере возрастания масштабности последствий.

8. Этика социального проекта, как и этика вообще, вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Этика социального проектирования систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования данного вида деятельности.

^ Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях, докладах и сообщениях на международных, Всероссийских и региональных конференциях по проблемам социальной философии, этики и социального проектирования, проходивших в городах Санкт-Петербург, Москва, Вашингтон, Екатеринбург, Красноярск, Нижний Тагил в 2000-2005 годах.

Теоретические идеи и результаты исследования представлены в ряде публикаций автора, список которых указан в автореферате.

Материалы диссертации использовались в лекционных курсах и при реализации конкретных социальных проектов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
^

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснована актуальность темы исследования, проанализированы состояние и степень разработанности проблемы в научной литературе, определены объект, предмет, теоретико-методологические принципы, сформулированы цели и задачи исследования, показаны научная новизна, практическая значимость и апробация результатов диссертационной работы.

В первой главе «Методологические основы социального проектирования», включающей три параграфа, рассматривается сущность социального проектирования, определяются управленческие и этические основания и методологические особенности социального проектирования.

Комплексный характер исследования «социального проектирования организации» требует уточнения сущности социальной организации. Поэтому в первом параграфе «Социология управления как методологическая основа социального проектирования» проведен анализ понятия «организация». В современной науке понятие «организация» рассматривается в трех основных значениях как социальный институт; как процесс упорядочивания; а также как система, имеющая упорядоченную структуру1. Принципиально значимым для исследования проектирования организаций является понимание ее как управляемого социального института или целевой организации.

Обосновано, что современная конкурентоспособная организация в современных условиях приобретает новые черты. Движение современного общества от индустриальной стадии развития к информационной обуславливает изменение основных условий деятельности организации, как внешних, так и внутренних. Важным ресурсом деятельности современных организаций признается персонал. В этой связи необходимым условием достижения генеральных целей организации является создание условий развития человеческого капитала, т.е. условий, способных активизировать профессиональную деятельность персонала. Организация нового тысячелетия в условиях глобализации не может существовать абсолютно автономно, вследствие чего обязательно оказывает определенное воздействие на окружающую его среду – как природную, так и социальную. Современная организация вынуждена осознавать себя неким целостным социальным субъектом, понимать свою ответственность перед социумом, одним из элементов которого она является.

Активность такой организации строится по иным принципам, нежели деятельность организаций ХХ века и одним из таких принципов становится принцип рефлексии, который позволяет организации регулировать и выстраивать саму жизнь, улучшать ее качество. Рефлексивный способ существования предполагает способность мыслить творчески, готовность отказаться от стереотипов прошлого опыта во имя поиска нестандартных решений и получения конкретных результатов. Модель современной управленческой системы исходит из понимания организации как социального субъекта, состоящего из множества личностей, индивидуальностей - сотрудники предприятия и руководитель, лидер.

Таким образом, высокая динамика социальной среды обуславливает необходимость организации нового типа, которая предполагает командный стиль работы, партнерский стиль управления, рефлексивный способ деятельности. Основной консолидирующей силой, превращающей отдельных субъектов в социальный коллектив, выступает не только профессиональная ориентация, но наличие общих ценностей, общих культурных норм, стремление к определенной модели построения своего будущего.

Социальное проектирование – элемент целостного управления организацией, позволяющий в условиях высокой динамики социальной среды формировать новые модели социальной деятельности, обеспечивая достижение целей организации через целенаправленное управление внутренними социальными условиями организации.

Во втором параграфе «Теоретико-социологический анализ социального проектирования как предметно-практической деятельности» углублено и расширено понятийное содержание «социального проектирования» как предметно-практической деятельности на основе социолого-теоретического анализа. В работе выделены основные признаки проекта, описан его жизненный цикл, приведена классификация проектов в зависимости от различных оснований, проанализированы основные этапы реализации социального проекта.

Анализ определений понятия «проект» позволяет выделить основные признаки проекта: целевая направленность на создание уникального продукта или решение определенной проблемы, координация взаимосвязанных действий посредством комплекса взаимосвязанных мероприятий, ограниченность по времени, затратам и ресурсам. Таким образом, в самом общем понимании проект – это комплексный, системный способ организации деятельности по созданию уникального результата в условиях дефицита времени и ресурсов.

Социальное проектирование сегодня является технологией внедрения социальных нововведений и представляет сложный феномен, природу и сущность которого определяет то, что это одновременно научно-теоретическая, предметно-практическая и социально-преобразующая деятельность, активность, направленная на исследование и изменение социума на различных уровнях на проектных основаниях. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемого состояния организации, направленного на реализацию определенной задачи в сфере социальной политики, предполагающей разработку корпоративных (организационных) стандартов, формулирование стратегии и политики организации, ее организационной структуры, системы управления персоналом и принципов формирования управленческой команды.

В понимании социального проектирования выделяются различные подходы, которые могут быть сведены к трем основным: объектно-ориентированный подход (Г.А. Антонюк, Н.А. Аитов, Н.И. Лапин, Ж.Т. Тощенко); проблемно-ориентированный подход (Т.М. Дридзе, Э.А.Орлова, О.Е.Трущенко, О.Н.Яницкий); субъектно-ориентированный (тезаурологический) подход – разрабатывается В.А.Луковым1. Представленные подходы позволяют более точно описать феномен социального проектирования

Объектно-ориентированный подход состоит в том, что социальный проект имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося объекта, выполняющего важную социокультурную функцию.

Социальное проектирование в рамках проблемно - ориентированного подхода рассматривается как специфическая плановая деятельность, суть которой — в научно-обоснованном определении параметров формирования будущих социальных объектов или процессов с целью обеспечения оптимальных условий для возникновения, функционирования и развития новых или реконструируемых объектов. Для проблемно-ориентированного подхода характерны:

1) рассмотрение объективных и субъективных факторов социального воспроизводства в качестве равноправных;

2) понимание проектирования как органичного завершающего этапа социально-диагностической работы;

3) упор на обратную связь между диагностической и конструктивной стадиями процесса выработки решения. Именно эти обстоятельства позволяют характеризовать специфику рассматриваемого подхода — его проблемную (целевую, прогнозную) ориентацию.

В рамках проблемно-ориентированного подхода сформулирован важнейший принцип современной социально-проектной деятельности — принцип социального участия, участия всех субъектов, заинтересованных в выработке решений путем перманентного расширения «коммуникативного круга» с постепенным «втягиванием» в него все большего числа лиц с их «разномотивированными» критериями оценки социальной ситуации.

Если объектно-ориентированный и проблемно-ориентированный подходы связаны, прежде всего, с созданием и реализацией крупных проектов, где они могут эффективно использоваться, то базовые положения этих подходов оказываются недостаточными или требуют специальной интерпретации в отношении малых проектов (микропроектов).

Главная идея субъектно-ориентированного подхода состоит в признании тезауруса создателя проекта и ценностно-нормативной системы, на которой этот тезаурус основывается, источником проектной идеи. Субъект проектирования вырастает здесь в центральную фигуру социально-проектной деятельности. Особое значение создателя проекта (инициатора, автора, разработчика) определяется не только его деятельностью по удовлетворению определенной общественной потребности, но и как реализатора собственного интереса, соответствующего его тезаурусу. В связи с этим особое значение приобретает ценностная регуляция социального поведения. Данный подход позволяет обосновать многообразие социально-проектной деятельности, понять причины несовпадения замысла и исполнения, провала «сильных» и успеха «слабых» проектов; устанавливает связь реальных импульсов и обстоятельств социального проектирования. Представленные подходы позволяют более точно описать не только феномен социального проектирования, но и осмыслить его этические аспекты.

Как предметно-практическая деятельность, социальное проектирование выражается в создании конкретных социальных проектов, уникальных социальных моделей с еще не апробированными социальными технологиями и подходами, подверженными воздействию не всегда прогнозируемых внешних обстоятельств и факторов.

Социальное проектирование является сложным процессом, на который оказывает влияние множество факторов. Неопределенность и многофакторность социального проектирования во многом определяет управленческие и этические принципы и особенности социального проектирования. Даже самый точный прогноз возможных вариантов социального будущего не дает абсолютно точной и полной картины. Социальная направленность актуализирует исследование ценностной основы социального проектирования, его нравственных принципов. Этика социального проектирования во многом детерминируется субъектом и объектом социального проектирования. В качестве основных объектов социального проектирования выступают социальные системы. Каждая социальная система обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные элементы, подсистемы, структуру. Поэтому проектирование различных систем требует кроме соблюдения общих принципов и закономерностей, формирования особой методики в каждом случае. Важным фактором социального проектирования выступает субъект, носитель управленческой деятельности: отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты. От знаний, мастерства, способностей, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности во многом зависит качество разрабатываемых проектов, а также этическая составляющая результатов социально-проектной деятельности..

Выделены основные параметры социального проектирования: противоречивость социального объекта; многовекторность развития социального объекта; невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость); многофакторность бытия социального объекта; наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта; субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования; факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

В параграфе «Этические предпосылки социального проектирования» исследуются основные принципы профессиональной этики, которые обеспечивают эффективное стандартное поведение в профессиональной деятельности.

Профессиональная этика в социальном проектировании неоднородна, поскольку субъекты социального проектирования существенно различаются по сферам своей профессиональной деятельности. В исследовании делается акцент на профессиональной этике менеджмента как этике управления социальными проектами. Важнейшим аспектом, обуславливающим этическую сторону социального проектирования, является понятие команды и трудового коллектива, т.к. критерии нравственности в социальном проектировании, с одной стороны, содержат требования общего характера к действиям работника, значимым для организации, а с другой – содержат требования к эффективности и качеству самого социального проекта.

Основные управленческие принципы системы управления социальным проектированием любой организации могут и должны сочетаться с этическими, взаимно дополняя дуг друга. Можно выделить следующие принципы социального проектирования: принцип равного отношения и требований к себе и другим участникам проекта; принцип равных возможностей и демократии в делегировании прав во владении полномочий, ответственности; принцип корректировки и необходимости исправления ошибок; принцип максимума прогресса, предполагающий необходимость содействия развитию проекта и организации; принцип толерантности; разумное сочетание индивидуального и коллективного начала в работе участников социального проектирования; принцип постоянства управленческого и этического воздействия; принцип авансирования доверием и стремлением к бесконфликтности; принцип коллективности.

Во второй главе «Социальное проектирование в организации», включающей три параграфа («Социологические исследования по оценке эффективности социального проектирования в России»; «Методика социального проектирования в организации»; «Команда как главный человеческий ресурс социального проекта»), дан анализ технологии социального проекта.

В параграфе «Социологические исследования по оценке эффективности социального проектирования в России» рассматривается опыт социального проектирования в России. Проблематика социального проектирования была весьма актуальна для руководства российских предприятий начиная с XIX в. Первые опыты социального проектирования в нашей стране относятся к деятельности староверческих общин (например, «черные кассы»)1. Опыт построения социализма в нашей стране также связан с реализацией разного масштаба социальных проектов (социалистическое соревнование, коммунистические субботники и др.). К особенностям социального проектирования советского периода можно отнести, во-первых, «остаточный принцип» финансирования социального развития персонала; во-вторых, «принцип освоения» – освоение выделенных средств вне зависимости от эффективности их вложения. Социальное проектирование в Советском Союзе не было ориентировано на то, чтобы вложения в социальное проектирование давали значительный экономический эффект.

В 70-80-х гг. социальное проектирование начинают изучать в русле социологии труда, определяя резервы повышения производительности труда. Социальный проект как фактор производительности труда становится предметом пристального внимания из-за значительных резервов повышения эффективности производства и производительности труда. Исследования Ж.Т. Тощенко показали, что эксперименты 80-х годов продемонстрировали рост производительности труда, по меньшей мере на 20%, при изменении комплекса социальных условий2.

Социальное развитие организации, обеспечивая активизацию трудового потенциала организации, превращается в основной объект социального проектирования. Материалы рассмотренных исследований, дали возможность утверждать, что социально-экономическая эффективность организаций напрямую зависит от разработки и внедрения социальных проектов. Сам социальный проект следует рассматривать как инструмент управления, способный –

  • в экономическом плане, стимулировать производительность труда,

  • в психологическом плане, обеспечивать благоприятную атмосферу взаимодействия коллектива организации,

  • в социальном плане, оптимизировать качество трудовой жизни и развивать условия гуманизации труда.

Во втором параграфе второй главы «Методика социального проектирования в организации» выявлены основные этапы и условия социального проектирования. Социальное проектирование предполагает коллективное взаимодействие по моделированию и реализации социального проекта, что определяет необходимость управления этим процессом.

В ходе социологического исследования «Разработка социального проекта»1 были определены

  • качества, которыми должен обладать руководитель социального проекта;

  • наиболее типичные этапы разработки социального проекта;

  • нормативные, этические условия социального проектирования;

  • характеристика команды социального проекта

В качестве наиболее значимых качеств руководителя социального проекта исследованы:

профессиональная менеджерская компетентность,

аналитические способности,

эмоциональная компетентность,

предпринимательская креативность,

высокая соревновательная потребность.

Типичными этапами социального проектирования являются:

1. оценка социального состояния организации, уровня организационной культуры, уровня развития различных технологических и материальных факторов организации. Оценка социального состояния организации является значимым начальным, промежуточным и завершающим этапом социального проектирования организации и выступает, с одной стороны, инструментом проектирования, а с другой – способом контроля его реализации. Оценка проекта является также предпосылкой разработки проектных изменений;

2. моделирование социального проекта. Результат данного этапа – наличие высококачественного информационного описания различий между желаемым результатом социального проекта и настоящим состоянием проблемы;

3. формирование и подготовка управленческой команды по реализации социального проекта;

4. последовательная реализация социального проекта;

5. социальная оценка результатов реализации каждого этапа проекта.

В ходе социологических исследований1 были установлены наиболее типичные процедуры, позволяющие осуществить основные этапы принятия управленческих решений и разработку способов реализации социального проекта.

Процесс социального проектирования регулируется этическими правилами и нормами, принятыми участниками либо как неписаные законы, либо зафиксированные в тех или иных документах. Именно общие разделяемые участниками проекта нормы деятельности регламентируют и направляют их поведение и определяют успех проекта.

Субъектная ориентация социального проекта проявляется в том, что его цели, задачи, содержание, форма предопределены личностными ценностями инициатора. Этот уровень этических отношений хорошо прослеживается в микро- и малых проектах, в крупных проектах субъектная ориентация менее видна, но и в них она присутствует (прямо или косвенно) через замысел, постановку целей проекта, концептуализацию основных положений.

Профессиональная этика основывается на таких моральных правилах и нормах поведения, которые способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений.

В социальном проектировании, как и в управленческой деятельности в целом, принятие решений зависит от человека, принимающего решения. И хотя реальные этические проблемы, с которыми сталкивается человек, принимающий решения, во многом определены родом его деятельности и положением в системе управления, тип проблем, с которым сталкивается человек, принимающий решения, оказывает влияние на этичность решений. Этические ценности понимаются как имеющие силу предписаний убеждения, на основании которых формируется направленность и предпочтительность действий человека. Социум с помощью норм и ценностей мотивирует индивида. Нормы – это комплекс запретов, ценности – перспективы возможных стремлений, вместе они направляют социальное действие индивида. Нравственная система общества призвана обеспечить поддержание сложившегося характера действий индивидов и формы управления и устраняющая напряжение между ними.

Социальные ценности в процессе жизни индивида становятся личными ценностями индивида, которые формируются и изменяются по мере накопления жизненного опыта. Можно выделить ряд факторов, влияющих на нравственность и на принятие решений человека, это: а) личные ценности, б) уверенность индивида, в) зависимость от обстоятельств, г) источник влияния, д) стадия нравственного развития, е) моральное одобрение2. Отдельным фактором влияния на этику поведения является организационная культура.

Уверенность человека, зависимость от обстоятельств и источник влияния характеризуют различные взаимоотношения человека со средой, которые воздействуют на то, в какой степени он будет руководствоваться личными ценностями в процессе принятия решений. Стадия нравственного развития описывает тип обоснования, с помощью которого люди определяют свои поступки. Моральное одобрение отражает внутреннюю потребность в одобрении. Каждая из этих характеристик может подкреплять как этичное, так и неэтичное поведение

Наиболее типичными мотивами профессиональной деятельности, по данным социологических исследований, являются: «перспективы профессионального роста» (50 % опрошенных), «желание больше зарабатывать» (44 %), «стремление занять достойное место в обществе» (41 %), «реализовать себя в управлении» (31 %).1

Определяющим фактором результативности любого проекта и критерием успешности социального проектирования организации являются ведущая роль эффективного современного лидера – идеолога, вдохновителя, руководителя и менеджера проекта и грамотно сформированная команда профессионалов. Командой, в самом общем понимании данной категории, является группа специалистов, в которой помимо отношений административного взаимодействия возникают дополнительные равноправные отношения. Социальным фактором, вызывающим новые отношения, является совместная коллективная работа и мотивация по достижению целей проектирования.

В результате коллективного сотворчества повышается групповая производительность, определяемая синергетическим эффектом. Проявление синергетического эффекта зависит от этапа жизненного цикла команды. Как правило, параллельно с выполнением проекта и при социальном проектировании организации команда проходит через следующие этапы:

1. Формирование. Этап связан с преодолением противоречий, связанных с нововведениями. На этом этапе значительную роль играет лидер проекта. Если ему удается правильно организовать деятельность команды, разграничить полномочия, определить условия работы в проектировании и учесть психологические и деловые качества членов команды, начинает действовать положительный синергетический эффект, команда находит компромиссы и вырабатывает общие способы достижения успеха.

2. Нормализация отношений и взаимная продуктивная работа членов команды ( самый продолжительный и производительный временной период в работе команды).

3. Завершение работы команды. К окончанию проекта групповая производительность может как возрасти вследствие нацеленности на эффектное завершение, последний штурм, так и упасть (усталость, сомнения в дальнейшем развитии проекта и трудоустройстве).

Роль лидера проекта определяется не только профессиональными знаниями, но и умением применить методы управления командой. К ним относятся и стандартные административные методы, и современные технологии социально-психологического воздействия. Совместное применение этих групп методов усиливает положительный синергетический эффект.

В задачу лидера, менеджера проекта входит сплочение команды на основах равноправия с одновременным распределением полномочий и ответственности между членами команды, налаживание эффективной системы коммуникаций, а также фиксацией и документированием принятых решений.

Для обеспечения эффективной командной работы значимо проведение специальных интерактивных тренингов по командообразованию и обеспечение ритмичной работы команды, в частности, посредством регулярного проведения совещаний и использования коллективных методов принятия решений. Мозговой штурм является одним из наиболее эффективных способов генерации творчества команды проекта.

Командная работа связана не только с позитивным синергетическим эффектом, существует потенциальная вероятность проявления отрицательных моментов в совместной деятельности, управлять которыми должны как менеджер, так и вся команда по социальному проектированию. К негативным явлениям могут быть отнесены конфликтность, вызванная равноправием в проектной команде, иллюзия интеллектуального могущества и непогрешимости команды, пренебрежение бизнес-интересами компании и др.
^

Список опубликованных работ по теме диссертации


  1. Лысакова Г.М. Некоторые аспекты профессиональной этики в бизнесе, политике и рекламе// Профессиональная этика в PR и рекламе: Тез. докл. и сообщ. Всерос. науч. конф. – СПб., 2001. – 0.25 п.л.

  2. Лысакова Г.М. Малое предпринимательство и проблемы занятости населения// Этика и бизнес – 2001: философские методологические и мировоззренческие аспекты: Сборник научных работ студентов и аспирантов. – Красноярск, 2001. – 0.37 п.л.

  3. Лысакова Г.М. Некоторые аспекты формирования нового образа жизни// Большой Урал – ХХI век: Сборник материалов Всероссийской науч. конф. – Екатеринбург, 2001.– 0.19 п.л.

  4. Лысакова Г.М. О планировании в социальном проектировании// Этика и бизнес – 2003: философские методологические и мировоззренческие аспекты: Сборник научных работ студентов и аспирантов.– Красноярск, 2003. – 0.19 п.л.

  5. Лысакова Г.М. Управленческая команда проекта// Концептуальные аспекты управления персоналом: Материалы Всероссийской науч. конф. – СПб., 2003. – 0.25 п.л.

  6. Лысакова Г.М. К определению понятия «Этика социального проектирования»// Этика и бизнес: философские, методологические и мировоззренческие аспекты: Сборник статей студентов и аспирантов по итогам Всероссийской науч. конф. – Красноярск, 2004. – 0.25 п.л.

  7. Лысакова Г.М. Управление социальными проектами /Г.М. Лысакова// Актуальные проблемы философии и системе университета: Сборник научных работ. – Красноярск, 2004. – 0.5 п.л.

  8. Лысакова Г.М. О критериях развития личности руководителя в этике социального проектирования// Развитие личности в современных социально-экономических условиях России: Материалы региональной науч. конф. – Нижний Тагил, 2004. – 0.3 п.л.

  9. Лысакова Г.М. Управление социальным проектированием организации: основные понятия и постановка проблемы// Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. – № 3. - 2006. – 0.3 п.л.

  10. Лысакова Г.М. Социальное проектирование в сфере развития рынка труда // Социально-экономические проблемы развития России и проблемы глобализации: потенциал возможного: Международная научно-практическая конференция. Сборник научных статей. – СПб., 2007 – 0.37 п.л.

1 Пригожин А.И. Современная социология организаций.- М.,1995. С.44.

1 Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы./Отв.ред. Т.М.Дридзе. - М., 1994; Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. - М., 1995. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. - Минск, 1986. Тощенко Ж.Т., Аитов Н.А., Лапин Н.И. Социальное проектирование. М.: Мысль, 1982. Тощенко Ж. Т. Социальное проектирование. - М., Мысль, 1981. Тощенко Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения. - М., Мысль, 2005. Луков В. А. Социальное проектирование. М.: Флинта, 2006. Луков В. А. Социальное проектирование. М.: Флинта, 2006.

1 См. Шахназаров О. История развития общества: русский путь // Общество и экономика. 2000. № 2-4.

2 Тощенко Ж.Т. Социальные резервы труда. М., 1989. С.85.

1 РСП-07

1 РСП-07

2 См. Фритцше Д.Дж. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.

1 Охотский Е.В. Кадры государственного управления: социальный статус, профессиональные пути укрепления. // КАДР-97. С. 7.



Скачать файл (549 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru