Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции по социальной работе - файл лек.по психсоцработе.rtf


Лекции по социальной работе
скачать (549 kb.)

Доступные файлы (10):

Курс лекций по методике психосоциальной деятельности в системе социальной работы .rtfскачать
лек.по педагогики.rtf403kb.26.01.2005 20:46скачать
лек.по психсоцработе.rtf290kb.05.02.2005 21:14скачать
лекции по соц.управлению.rtf216kb.26.01.2005 20:25скачать
лекции по теории соц.раб.rtf308kb.05.06.2009 22:48скачать
лекции по технологии соц.раб.rtf241kb.05.02.2005 21:45скачать
Психологические технологии в социальной работе».основы
реферат Методы исследования в социальной работе.rtf270kb.29.04.2008 22:07скачать
С.р. как знание, деят-ть и специальность.rtf821kb.05.06.2009 18:42скачать
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ.doc148kb.05.06.2009 18:17скачать

лек.по психсоцработе.rtf

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Психосоциальная работа

1.Психосоциальная работа с безработными

Несколько поколений наших граждан прожили в те времена, когда безработица воспринималась как нечто абстрактное, свя­занное с противостоянием труда и капитала в странах Запада. Продвижение общества по пути фор­мирования и развития рыночных отношении предполагает созда­ние рынка труда, а это значит, что безработица превращается в реальное социальное явление. Если в странах с развитыми рыночными отношениями потеря работы представляет собой серьезную психологическую травму, то тем более тяжелым оказывается внутреннее состояние людей, не допускавших мысли о такой возможности. В результате вынужденной потери рабочего места у большинства людей возникает стрессовое состояние, которое имеет тенденцию к углублению и переходу в депрессию.

С точки зрения продолжительности безработица может быть кратковре­менной (до 4 месяцев) или длительной (более 1 года). Безработица независимо от ее продолжительности имеет весь­ма негативные последствия. Большинство людей, ставшие безработными, ощущают отчаяние, растерян­ность, бессилие даже, если они были безработными на протяжении нескольких недель. Это связано с тем, что работа занимает очень важное место в жизни людей. Люди годами гото­вятся к будущей производственной деятельности в учебных заведени­ях, став взрослыми, они тратят третью часть суток на социально полезные виды деятельности. Для большинства людей работа является основным и очень часто единственным средством обеспечения материальных потребностей и нематериальных благах.

Известная австрийская исследовательница Л. Пельцман на основании бесед с людьми, потерявшими работу, выделила четыре фазы эмоционального состояния, проявляющегося в определенных поведенческих реакциях. Первая фаза, которую автор классификации назвала фазой неопределенности, связана со свершением жизненно важного события, порождающего эмоцию страха. На этой фазе очень высока вероятность возникновения различных заболеваний, обострения хронических болезней, осложнения семейных отношений и т.д. Автор отмечает наличие начавшихся изменений образа «Я». При этом характерен не активный поиск работы, а активизация процессов осмысливания себя в новых жизненных обстоятельствах. Клиентам в этот период должна быть оказана психологическая помощь, направленная на снижение стрессогенности потери работы.

Вторая фаза, названная фазой конструктивного приспособления к ситуации, имеет временные границы до 3—4 месяцев после потери работы. В этой фазе отмечаются две противоположные тенденции в поведении безработных. Большинство людей начинают испытывать субъективное облегчение из-за открывшейся возможности свободно проводить время. У безработных отмечается улучшение состояния здоровья, появляется удовлетворенность жизнью. Но самое главное — люди переходят к активному поиску работы. Правда Пельцман при этом отмечает, что у некоторой части безработных наблюдается на этой фазе углубление стрессовых состояний и страх вообще никогда не найти работу. Клиентам в силу доминантности тенденции активизации поиска работы должна быть оказана помощь по формированию готовности к предстоящему разговору с работодателем.

Третья фаза — утяжеление состояния — имеет временные границы до 6 месяцев после потери работы и бесплодных попыток подыскать новое место. В этой фазе начинают проявляться личностные изменения деструктивного характера: разрушаются жизненные привычки, цели, интересы и прекращается начатый на предыдущей фазе активный поиск работы.

И, наконец, на четвертой фазе формируется беспомощность и примирение со сложившимися обстоятельствами. Безработные не возобновляют поиск нового места работы и даже боятся найти его.

Безработица может приводить к ухудшению отношений в семье, агрессии по отношению к членам семьи и разводам. Поскольку психопатические симптомы встречаются не только у самого безработного, но и у членов его семьи, можно заключить с достаточно высоким уровнем вероятности, что безработица от­рицательно сказывается не только на тех, кого она затрагивает непосредственно, но и на тех, кто имеет к ней косвенное, опос­редованное отношение.

Среди эмоциональных последствий безработицы отмечается резкое снижение привычной самооценки, во многих случаях возникновение депрессивного синдрома с суицидальными тен­денциями.

У детей в семьях безработных чаще встречаются отклонения в поведении. У супруги безработного проявляется то же психологи­ческое состояние, что и у него самого. Можно сделать вывод, что безработица является мощным источником стресса для всех, кто так или иначе попадает в поле ее действия. Работники, избежав­шие увольнения, но находившиеся какое-то время под его угро­зой, также переживают стресс.

У безработных наблюдаются пассивность, растерянность, неумение и неспособность адаптироваться в рез­ко изменившихся социально-экономических условиях, потребительская позиция, обидчивость. Для них характерно пред­ставление, что пред­ставители государственной организации должны помочь ему.

В настоящее время из-за распространения скрытой безрабо­тицы, когда на большом числе предприятий используется заня­тость неполное время, устанавливаются вынужденные отпуска ра­ботников без оплаты; группы риска (с точки зрения попадания в «бедные») составляют те люди, которые заняты на участках с низ­ким заработком или на гигантских предприятиях, не обладающих гибкой приспособляемостью к рынку и его условиям. Вместе с тем даже самые бедные среди работающих имеют перед безработными те преимущества, что обладают доступом к ряду социальных благ, которые продолжают распределяться через предприятия: они не отделены от трудового коллектива и, следовательно, в меньшей степени подвержены маргинализации, особенно к ее психологи­ческим тяготам. Но, с другой стороны, они же в наименьшей сте­пени могут рассчитывать на опеку служб социальной защиты.

Есть некоторые специфические обстоятельства, которые делают депривацию еще более тяжелой. Во-первых, еще не изжита унаследованная от советской эпохи психология. В прежнем общественном устройстве государ­ство гарантировало всем людям полную занятость и доход, обеспечивающий приемлемый уровень, причем независимо от трудового вклада и усилий. Адаптационный механизм к рыночным условиям формируется у людей очень медленно. Во-вторых, по причине затяжного экономического кризиса у людей отсутствует убежденность, что ситуация может улучшиться. В-третьих, нет осознания необходимости жертвы в виде временного ухудшения жизненных стандартов ради будущего, как это было в период индустриализации.

Безработица имеет и другие социально значимые негативные последствия. Она порождает социальную агрессию и увеличивает криминогенность общества. Рядом исследований выявлена связь между безработицей и убийствами, насилием. Снижение жизненного уровня, вызванное безработицей, заставляет безработного и его семью тратить сбе­режения и продавать ценные вещи, чтобы обеспечить приемле­мый уровень жизни. Если безработица затягивается, то безработ­ным приходится жить на пособие, которое не способно сохра­нить из-за несоответствия прожиточному уровню привычный образ жизни. Доходы не позволяют полноценно питаться, что приводит к утрате здоровья. Бедность порождает социальную и политическую апатию.

Если в первые месяцы безработицы уволенный с работы чело­век еще может использовать ранее накопленные средства и полу­ченное пособие по безработице, то через год вынужденной безра­ботицы он лишается материальной поддержки со стороны госу­дарства. Чем больше человек без работы, тем труднее ему найти новое место. Для работодателя длительное пребыва­ние без работы является отрицательной характеристикой, т.к. со временем теряется ква­лификация.

Наибольший процент среди длительно безработных составля­ют люди со средним и средним специальным образованием. Люди с высшим образованием подвержены риску быть длительно без­работными в меньшей степени. Вероятность остаться без работы у мужчин и женщин практически равная, но вероятность найти работу у жен­щин практически в два раза меньше, чем у мужчин. Длительная безработица распространена среди лиц старше 35-летнего возраста из-за структуры спроса в сторону молодых возрастных групп. Это связано также и с тем, что люди старшего возраста не желают соглашаться на любую рабо­ту, не хотят переучиваться, и это значительно уменьшает их шансы на трудо­устройство.

Длительная безработица является опасной не только потому, что человек на долгий срок утрачивает источник материального обеспечения, но и потому, что продолжительная личностная невостребованность приводит к апатии, а иногда — к социальной дезориентации и социальной демора­лизации.

Оказание помощи длительно безработным сотрудники СЗ должны проводить в двух направлениях: снижение стрессогенности от потери рабочего места и формирование установки активного поиска работы.

^ Снижение стрессогенности осуществляется в процессе психо­логической поддержки, которая включает комплекс мероприятий по оказанию психологической помощи и психологической кор­рекции. К психологической помощи могут быть отнесены меро­приятия, направленные на эмоциональную коррекцию, которая осуществляется на основе проведения психологической диагнос­тики, а также индивидуального консультирования. Сле­дует иметь в виду, что оказание психологической помощи может приводить как к позитивным результатам, когда достигается мо­билизация внутренних резервов для поиска выхо­да из сложившейся ситуации, так и к негативным, когда человек успокаивается и удовлетворяется положением без­работного.

Психолог профконсультационной службы организует прове­дение тестирования клиентов, выявляя личностные особенности и склонности; выдает рекомендации по выбору профессии, формированию профессио­нальной подготовки с учетом состояния здоровья, индивиду­альных особенностей клиентов и потребностей рынка труда; ре­комендует учебное заведение для прохождения профессиональ­ной подготовки или предприятие для трудоустройства; опреде­ляет причины, мешающие трудоустройству и пути их преодоле­ния; формирует позитивный настрой на результативный поиск работы. Кроме того, сотрудник, оказывающий психологическую по­мощь безработному, должен отслеживать результаты своей дея­тельности и, если он видит, что не в состоянии помочь клиенту, у которого безработица вызвала серьезные деформации психики и сильный стресс, должен содействовать в получении квалифицированной психотерапевтической помощи.

Психологическая коррекция, главная цель которой изменение установки пассивного ожидания подходящей работы на установку активного поиска приемлемого для себя занятия, включает в себя тренинги, индивидуальную и групповую терапию.

Важным направлением работы с длительно безработными граж­данами в случае невозможности их трудоустройства по имеющейся специальности является их профессиональная переориентация.

Вынужденная смена профессии — явление весьма болезненное и сложное. Переход на новую работу зачастую связан с тем, что имевши­еся навыки оказываются ненужными, что ведет к значительным потерям, которые болезненно пережи­ваются. Кроме того, переход к новой деятельности ос­ложняется тем, что у взрослого человека снижается возможность формирования новых знаний и навыков, что зачастую приводит к внутренним переживаниям. Следует также отметить обусловленное возрастными особенностями увеличе­ние продолжительности овладения новой профессией в условиях дефицита времени, порождаемого необходимостью материально­го обеспечения себя и своей семьи. К сожалению, на практике профессиональная переориентация в силу сохраняющегося «галочного подхода», когда неоправданное с точки зре­ния государственных интересов общее стремление безработных граждан к освоению модными профессиями без учета востребованности рынка нередко оборачивается продолжением безработицы.

К смене профессии человек должен быть психологически под­готовлен. Такая готовность должна базироваться на информированности о потребностях в кадрах на местном рынке труда, о профессиях, пользую­щихся спросом и о проблемах трудоустройства в различных сферах деятельности, о перспективности выбранной профессии.

Осуществляя профессиональную переориентацию, сотрудни­ки службы занятости должны предотвратить возможность утраты длительно безработными гражданами личной самостоятельности и собственных мотивов, целей и стремлений. У клиентов этой ка­тегории нужно формировать самостоятельность, предполагающую ответственность за обоснованность выбора в профессиональной сфере.

Поскольку переход к новой деятельности связан с изменением социального положения клиента, то психологическая подготовка должна включать коммуникативные тренинги, направленные на формирование общительности, доброжелательности, отзывчиво­сти и других коммуникативных качеств.

Деятельность службы занятости оказывает двоякое влияние на поведение индивидов и населения в целом в сфере занятости. Активная политика СЗН, направленная на содействие в трудоустройстве, создание дополнительных рабочих мест, переобучение безработных, насыщение ранка труда разнообразной и необходимой информацией и т.д., позволяет определенной части населения, испытывающей трудности в сфере занятости, решать свои проблемы, не попадая в категорию безработных. Но остается другая часть незанятого населения, которая все же получает статус безработного. Причин тому много, одними из них становятся психологические особенности личности безработных.

Постановка на учет в ЦЗ и получение статуса безработного означает для индивида не только приобретение определенных прав и обязанностей по отношению к социуму, но и установление специфических экономико-правовых отношений со службой занятости. Безработный получает право на материальную поддержку в виде пособия по безработице или стипендии на период профессионального обучения, а также другие права, предусмотренные действующим законодательством. Вместе с тем официальная регистрация в качестве безработного возлагает на индивида определенные обязанности. Среди них периодические посещения СЗ (не реже 1-2 раз в месяц), проявление активности в поисках подходящей работы и некоторые другие.

Рассматривая вопрос о социально-психологической деятельности СЗ, необходимо остановиться на определении статуса ролей безработного и вытекающих отсюда типов поведения на рынке труда. Здесь можно выделить два варианта.

Первый состоит в том, что статусно-ролевое поведение безработного обусловлено не только материальными мотивами, но и нормативно-ценностной сферой социального действия. Именно социокультурные аспекты общественных отношений являются наименее динамичной составляющей социальной культуры. Отсюда понятно поведение некоторых безработных, предпочитающих сохранять статусные позиции своей профессии и отказывающихся от переобучения или от «неподходящей» работы. Безусловно, в социальных действиях нормативно-ценностный аспект определяется психологией безработного.

Второй заключается в том, что поведение индивида строится с ориентацией на реакцию социальной среды. В этом плане социальная роль безработного включает в себя, с одной стороны, ожидания его по поводу действий по отношению к нему со стороны СЗ, а значит, и социума, а с другой – ожидания других, т.е. общества и службы занятости, по поводу поведения безработного, соответствующего его статусу. Ожидания безработного связаны с получением социальной и психологической поддержки, ожидания службы занятости – с целеустремленностью и активностью безработного при поиске работы.

В решении совокупности проблем, с которыми сталкивается специалист СЗ, выделяются несколько разных подходов.

Особенность гуманитарного подхода можно сформулировать так: «Клиент всегда прав». Для организации практической работы специалиста СЗ это означает неустановленный временной интервал приема посетителя и психологическое обслуживание. Полная реализация такого подхода службой занятости невозможна, т.к. для этого нужны неограниченные финансовые, технические и людские ресурсы СЗН.

Формальный подход подразумевает строгое и формализованное отношение к посетителям службы; он базируется на предположении, что все безработные, не устроившиеся на работу при наличии любых вакансий, просто не хотят работать, акцентирует внимание на обязанностях безработного и исключает психологические услуги со стороны СЗН.

При функциональном подходе обеспечивается оптимальное сочетание гуманистических и формализованных моментов в рамках действующего законодательства. Это означает, что фиксированное время на прием специалистом посетителя не исключает их психологического взаимодействия. Здесь прослеживаются два варианта.

Во-первых, инициатива специалиста по снятию стрессового состояния и психологического напряжения клиента может не уложиться в отведенное время. Поэтому функция социальной и психологической адаптации безработных возлагается на специальное структурное подразделение СЗН, которое организует проведение семинаров для безработных по проблемам межличностных коммуникаций, правовым и психологическим аспектам трудоустройства, действуют клубы поиска работы, проводится индивидуальное психологическое консультирование и др.

Во-вторых, применение специалистами психологических знаний и навыков должно быть направлено на установление рабочего контакта с посетителем. Изучение личности безработного (ищущего работу) и психологическое влияние на его поведение должны войти в инструментарий практической работы инспектора СЗН. Использование специалистами СЗН определенных психологических приемов закладывает основы последующего взаимодействия сторон и обеспечивает в дальнейшем возможность корректировки установок и мотиваций посетителей.

^ Психологическая поддержка – это система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.

Помощь, оказываемая службой занятости, не может быть сущностно одинаковой для всех безработных. Степень адаптивности социального поведения безработного можно оценить по тому, чувствует ли он себя жертвой или хозяином положения, в котором находится.

При оказании психологической поддержки безработным консультанты СЗ могут оценить поведение безработных в конфликтах и спорных ситуациях с помощью метода К.Томаса. В созданной им модели поведения человека в конфликте определяется двумя факторами: стремлением к достижению, прежде всего эгоистических целей и стремлением достичь в конфликте какого-либо согласия.

Если преобладают эгоистические тенденции, то в ситуации конфликта у человека проявляется поведенческая стратегия соперничества. Безработные данной категории активны и эмоционально устойчивы, но вместе с тем они достаточно агрессивны по отношению к объекту раздражения (консультанту СЗН), им присуща четкая потребительская ориентация (получить пособие). Полное преобладание социальных тенденций над индивидуальными дает стратегию приспособления. Безработные, придерживающиеся данной стратегии, имеют сниженную активность, в том числе подавленные трудовые мотивации, они раздражительны, для них характерна повышенная тенденция к самозащите. Такие клиенты предпочитают полагаться на помощь извне. Сильная выраженность и той, и другой тенденции приводит к стратегии избегания. Эти люди, скорее всего, не будут искать работу, рассчитывая на то, что их «устроят», обеспечат работой. Среднее положение, когда никакой фактор не преобладает, соответствует стратегии компромисса.

Можно выделить две стратегии помощи безработным клиентам СЗН: первая сориентирована на интересы СЗН и заключается в скорейшем устройстве на работу клиента, вторая — на интересы человека (должна быть увязана не с любой работой, а с той, что предполагает приложение способностей данного человека). Использование дифференцированного подхода позволит разрабатывать целевые программы обучения с учетом качественных характеристик (способностей, мотиваций и свойств) претендентов, что в конечном итоге повысит конкурентоспособность безработных на рынке труда. Таким образом, основной задачей профконсультанта является либо сужение поля выбора профессии (если клиент не видит возможности сменить род занятий), либо расширение круга ее поиска (если клиент не определился относительно дальнейшей трудовой деятельности).

Деятельность профконсультанта должна быть нацелена на формирование у безработных граждан следующих качеств адаптивного поведения:

- способности к изменению собственных профессиональных установок, направленности и мотивов деятельности в условиях неустойчивой социально-экономической ситуации;

- психологической готовности к приобретению новой профессии (специальности), овладению знаниями, умениями и навыками, конкурентоспособными на рынке труда, изучению передового опыта, внедрению в собственную деятельность новых технологий;

- умений преодолевать трудности в процессе профессионального становления в условиях отсутствия должной преемственности в системе обучения, невнимания к личности;

- способности к объективной оценке своих интеллектуальных и физических возможностей в процессе самообучения, саморегуляции и самокоррекции;

- стремлений максимально эффективно использовать психотехнические возможности личностно-ориентированного общения.

В настоящий момент практика подтвердила преимущества групповых форм работы с безработными — это:

экономичность, когда один ведущий работает одновременно с группой, а не с каждым ее членом в отдельности (что позволяет резко сократить затраты денежных средств в расчете на одного безработного);

эффективность, когда используются психологические возможности малых групп (усиление психологического воздействия ведущего на каждого члена группы за счет других участников).

Групповые формы и методы работы с безработными реализуются как бы на двух уровнях: организаторская работа типа клубной (еще можно назвать информационной) и психологическая, тренинговая работа (приобретение навыков самостоятельного поиска работы, например овладение техникой разговора по телефону и т.д.).

Наиболее эффективными формами работы по организации занятости и оказанию психологической поддержки безработным гражданам, длительно стоящим на учете, являются постоянно действующие клубы и курсы, например «Клубы ищущих работу» и курсы «Новые старты».

Как стало понятно, эффективность деятельности службы занятости в социально-психологическом плане во многом обусловливает общий успех работы СЗН. Данной организацией выработана система технологий и методик по коррекции притязаний, выявлению и устранению психологических проблем клиентов, их социальной адаптации. При социально-психологической адаптации безработных используются общепсихологические методы. В частности, консультирование различных видов, групповой тренинг, которые, по нашему мнению, следует рассмотреть поподробнее.

Основными технологиями в области социально-психологической поддержки безработных граждан являются консультирование и групповой тренинг. Рассмотрим их в отдельности.

Существует несколько видов консультаций, проводимых государственной СЗ: информационная, психологическая и консультация по профориентации.

Информирование о реальных потребностях рынка труда имеет большое значение для минимизации периодов безработицы. ^ Информационная консультация предоставляет клиенту информацию о наличии вакантных мест на предприятиях, о соответствующих этим вакансиям специальностях, сведения о том, где можно пройти пе­реобучение и обучение. Также всем желающим предоставляется информация о деятельности и структуре службы занятости, условиям получения статуса безработного и т.д. Информационная консультация проводится специалистом отдела трудоустройства службы занятости либо заместителем начальника данного отдела. В большинстве случаев этот вид консультирования бывает групповым.

^ Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических осо­бенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиента сфере деятельности и направлению профессионального обучения. Этот вид консультирования подразделяется на индивидуальное и групповое. Индивидуаль­ное проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности: здесь можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах деятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей. Групповое консультирование носит информационный характер; цель - дать безработным наиболее полные сведения об услугах, оказываемых службой занятости. Личностная консультация проводится, если специалист чувствует, что что-то мешает клиенту принять решение. Препятст­вием могут быть как внешние факторы, о которых консульти­руемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (неуверенность, нерешительность и т.д.), что выявляется путем личностной диагностики и использования различных методов. Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных работать по той или иной специальности. С помощью тестирования и других методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов позволяет сделать вывод: может ли человек успешно работать по данной профессии.

^ Психологическая поддержка осуществляется главным образом в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем, кто находится в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, плохим самочувствием. После такой консультации с клиентом может обсуждаться его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы.

^ Цели и задачи психологического консультирования. Основная цель психологического консультирования —оказание психологической помощи, т. е. разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. Но ответить однозначно на вопрос, в чем именно и как эта психологическая помощь должна выражаться, не так просто. В принципе, человеку, побывавшему на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было «до того». Но все далеко не так просто. Случается, что после консультации клиенту кажется, что его не поняли и не оценили, но проходит время, и тот же самый человек начинает понимать, что многое из того, что обсуждалось с консультантом, было понято последним абсолютно верно и, в результате, помогло ему пере­оценить нечто в себе самом. Так же консультант может вдруг заметить, что то, по его мнению, вначале не было услышано и принято клиентом, потом бе­рется им на вооружение в различных ситуациях при построении отно­шений с окружающими. Следовательно, удовлетворенность клиента, хотя и считается важнейшим показателем эффективности психологического консультирования, не является однозначной. Здесь многое опре­деляется характером проблем клиента. Так, человек, переживающий сильнейший стресс, может рассчитывать на то, что после посе­щения консультации ему будет легче. В другой же ситуации облегчение эмоционального состояния может не являться прямой целью консуль­танта: порой, даже чувствуя, что беседа с психологом была, несом­ненно, полезной, клиент может начать переживать свои проблемы го­раздо болезненнее, поскольку пришедшее с пониманием происходящего ощущение собственной вины не является легким. В ходе консультации локус жалобы клиента должен быть переведен с других на себя. Только в том случае, если человек ощущает свою ответственность за происходящее, он будет стараться изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи со стороны окружающих (специалистов СЗ).

В групповой психотерапии широко используются раз­личные групповые процессы, происходящие в результате взаимодействия между людьми для решения личных, межличностных и групповых психосоциальных проблем.

Существует много разновидностей групповой психоте­рапии, а также подходов к ее определению и пониманию. В данном случае под группой понимается объединение от двух и более лиц, имеющих общий круг общения, в резуль­тате которого происходит обмен значимой социальной ин­формацией, влияние одних членов группы на других, возникновения чувства принадлежности к данной группе и формирование осознания всеми участниками группы себя как «мы». Такие факторы, как групповое давление, групповая иден­тичность в значительной мере изменяют по­ведение людей, способствуя их адаптивности.

Что касается психотерапевтической группы, это ис­кусственно созданная малая группа, в которой происходящие в ней явления осознанно, целенаправ­ленно используются специалистом для решения психологиче­ских и социальных проблем объединившихся в группу участников. Важным преимуществом тера­певтической группы является возможность получения об­ратной связи и эмоциональной поддержки от людей, имею­щих сходные проблемы. В каждой группе заложен определенный социально-пси­хологический потенциал, который может быть на­правлен на реализацию групповых психотерапевтических функций на оказание помощи уча­стникам группы.

Среди групп, где целенаправленно используются их терапевтические возможности, выделяют:

  • группы для решения проблем (группы организацион­ного развития);

  • группы личностного роста (самосовершенствования);

  • группы развития компетентности в общении;

  • терапевтические группы (разрешающие психологи­ческие проблемы, которые затрудняют адаптацию к окру­жающей социальной среде).

Социально-психологической деятельности службы занятости характерен главным образом четвертый вид, хотя созданные группы несут в себе черты всех четырех типов.

Для групповой терапии характерно применение мето­дов социально-психологического воздействия на психиче­ски здоровых индивидов с целью повышения их социально-психологической компетентности, личностного роста, са­мосовершенствования и решения социально-психологиче­ских проблем. Участие в психотерапевтической груп­пе носит добровольный характер. Все участники группы сознательно выполняют возлагаемые на них функции, пол­учают информацию о том, что происходит в группе во вре­мя сеанса, проявляют интерес к положительному исходу терапии.

В Муромском центре программы социальной и психологической адаптации являлются основными направлениями групповой работы. Занятия проводятся с различными категориями безработных: граждане, направленные на профобучение, подростки, дети-сироты, длительно неработающие, граждане вернувшиеся из ИТУ, инвалиды, граждане, имеющие высокий и средний потенциал трудоустройства, члены семей военнослужащих. В целях повышения результативности программ используются разнообразные методы и приемы обучения. Хороший эффект дают дискуссии, беседы, мини-лекции, индивидуальные консультации, игры, упражнения, проводятся ролевые игры: «Собеседование с работодателем», «Разговор по телефону с работодателем», - с их помощью развиваются практические навыки поиска работы. Используется просмотр фильма «Ищу работу», клиенты участвуют в видеотренинеге «На приеме у работодателя» Производится тестирование: Опросник профессиональной готовности, Карта интересов, Дифференциально-диагностический опросник, Тест Айзенка и др. (всего более 30 видов). Безработным выдаются различные брошюры: «профессиональное резюме», «Активный поиск работы. Шаги к успеху», «Клуб ищущих работу» и т.д.

  1   2   3

Реклама:





Скачать файл (549 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru