Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по социальной работе - файл лекции по теории соц.раб.rtf


Загрузка...
Лекции по социальной работе
скачать (549 kb.)

Доступные файлы (10):

Курс лекций по методике психосоциальной деятельности в системе социальной работы .rtfскачать
лек.по педагогики.rtf403kb.26.01.2005 20:46скачать
лек.по психсоцработе.rtf290kb.05.02.2005 21:14скачать
лекции по соц.управлению.rtf216kb.26.01.2005 20:25скачать
лекции по теории соц.раб.rtf308kb.05.06.2009 22:48скачать
лекции по технологии соц.раб.rtf241kb.05.02.2005 21:45скачать
Психологические технологии в социальной работе».основы
реферат Методы исследования в социальной работе.rtf270kb.29.04.2008 22:07скачать
С.р. как знание, деят-ть и специальность.rtf821kb.05.06.2009 18:42скачать
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ.doc148kb.05.06.2009 18:17скачать

лекции по теории соц.раб.rtf

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...





Теория социальной работы
1.Теория с. р. как отрасль научного знания и учебная дисциплина

С.р., возникнув как обществ. явление, как особая сфера деятельности людей, все чаще становится объектом спец. научн. исследований. Характеристика ТСР как научной системы знаний зависит о ее структуры. Структуры науки включает различные по составу, природе и содержанию компоненты, способы взаимосвязи и взаимодействия. ТСР характеризуется наличием в ней всех структурных элементов, к-е свидетельствуют о сформированности ее как науки: 1) объекта и предмета исследования; 2)наличия и сформированности понятий о предмете исследования; 3)закономерностей предмета исследования; 4)принципов, объясняющих опыт и практику с.р. В русле такого подхода можно определить 2 цели ТСР как науки: теоретическая (изучение человека и способов улучшения его соц. самочувствия) и практическая (гармонизация системы соц. отношений, пи которых каждый человек жил бы и действовал в соответствии со своей соц. природой.

1. Т.к. соц. отношения сложны и многообразны, каждая конкретная наука изучает и исследует не весь объект в целом, а лишь его определенную область, где проявляются свойства, связи, отношения определенного типа. Это и определяет предмет каждой науки. ТСР, рассматривает общественные отношения под своим углом зрения. Предметом ТСР явл. соц. отношения, функционирующие в соц. сфере общества, но не глобальные процессы, а конкретные, имеющие непосредственное отношение к личности, соц. группе/общности: 1.исследование состояний, этапов а развитии поведения личности соц. группы, семье; 2.исследование закономерностей, принципов методов работы с разл. соц. группами; 3.изучение путей и способов эффективной реализации функций с.р., ее кадрового и информационного обеспечения, 4.структурно-функциональный анализ деятельности разл. гос. и обществ. институтов соц. защиты населения; 5.исследование закономерностей принципов и методов управления в системе с.р.

Т.о., ТСР – наука о закономерностях и принципах функционирования и развития конкретных соц. процессов, их динамики под влиянием психол.-пед. и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе. С понятием предмета ТСР тесно связано понятие «соц. деятельность»-совокупность изменений и преобразований, к-е осуществляет личность/соц. группа для поддержание своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими соц. общностями или природой. В ТСР присутствуют разл. формы знаний, который организуются в единую теорию (эмпирические факторы, события и их описания, систематизация, закономерности и тенденции, гипотезы, принципы и методы). В основе ТСР как науки выделяют три компонента: 1. философские идеи и принципы: а) они обосновывают идеалы и ценности научного исследования, онтологические постулаты (законы бытия), принципы теории обеспечивают включение данных научных данных в общую массу научных достижений; б) под определенным углом зрения они анализируют различные стороны человеческого бытия, смысл и условия жизни, способствуют построению новой теории в соответствии с господствующим мировоззрением, научной парадигмой, духовными и нравственными ценностями. 2) идеалы и ценности исследования: а) выражают целевые установки; б) определяют обоснованность и формы организации научных знаний; в) обосновывают принципы и методы познавательной деятельности. 3) общая научная картина с.р. в ее основе лежит синтез знаний, получаемых в разных науках, проявляющихся системно в соц. работе. Эта картина предполагает установление связи между предметами различных наук.

Теоретическое обоснование в настоящее время идет в трех: 1) определение места с.р. как науки среди соц. философии, истории, политологии и т.д. 2) поиск собственной теории с.р. как специфического объекта исследования; 3. выявление взаимосвязи с.р. с др. науками о человеке и обществе.

В нашей стране СР как наука находится еще в стадии становления, о развитии ТСР как науки идет постоянная дискуссия. Особенно остро обсуждается вопрос о ее месте в системе наук. При этом ее относят к области прикладных наук и характеризуют как междисцип-ю. В оценке научного статуса с.р. как научной дисциплины в России доминируют два подхода: 1. теоретическую основу с.р. составляют несколько сложных наук о человеке и обществе. При этом происходит осмысление общего и особенного в теориях, обосновывающих различные виды с.р. и ее сути как общественного явления; 2. попытка доказать самостоятельность с.р. как научной дисциплины в рамках кот. выделяют теорет. и прикладные аспекты. Этот подход опирается на осмысление практического опыта соц. обсл. населения России.
^ Категории и закономерности

Понятийный аппарат – совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явление, изучаемые данной наукой, а также связи между ними. Понятийный аппарат образует структуру ТСР, включая определение ее сущности, объекта, предмета и функций. Наиболее важные ключевые понятия, составляющие основу науки называются категориями. Существует наличие нескольких классификаций теорий: 1. классификация по структуре – а) понятия, отражающие сущностный аспект (закономерности, принципы, цели и функции); б) понятия, отражающие психологический аспект (формы, методы, инструментарий) в) понятия характеризующие качественное состояние социальной работы (комплексность, системность, эффективность). 2. по уровню обобщения - а) общие категории, используемые и другими общественными науками (социальные отношения, личность), б) категории относящиеся преимущественно к социальным наукам (социальная политика, адаптация – процесс приспособления человека, системы к условиям внутренней и внешней среды , социализация – способность человека усваивать изменяющиеся условия), в) специфические категории (специалист по соцработе, соц обслуживанию, соц защита). 3. по содержанию – а) понятия отражающие специфику организации социальной работы в различных сферах социальной практики (образование, медицина), б) понятия отражающие аспекты организации соц работы, технологический подход к оказанию соц помощи (управление, экономика, соц-пед методы).

Закономерности – они выражают существенные повторяющиеся объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в соц раб., при этом они имеют некоторые особенности, проявляющиеся в несоответствии закономерностей, присутствующих в реальной практике , которое объясняется двумя обстоятельствами: 1. неполнотой наших знаний, которые в конкретный момент времени не до конца раскрывают сущность процессов и явлений. 2. закономерности в социальной работе проявляются в комплексе переплетения различных сторон, которые взаимосвязаны друг с другом. Можно выделить следующие закономерности: а) взаимосвязь соц пол и содержания соц раб в обществе. б) взаимосвязь между целями соц развития и уровнем соц развития (чем выше уровень соц раб, тем больше они работают на перспективу). В) закономерности проявляющиеся на организационно-управленческом уровне (зависимость эффективность соц раб от компетентности кадров и структуры органов соц защиты). Г) закономерности, проявляющиеся на контактном уровне (совместная заинтересованность и клиента и соц раб-ка в положительном результате).

3. Принципы - основополагающие идеи, правила и нормы поведения. 1 общефилософские принципы – принцип детерминизма, историзма, развития; 2 социально-политические – в них проявляется взаимосвязь с.р. и соц политики государства. 3. организационные – они связаны с управлением в социальной работе (компетентность кадров, контроль и проверка исполнения, единство прав и обязанностей) 4. психолого-педагогические принципы – учет индивидуальных характеристик, комплексный подход. 5. специфические принципы - определяют правила деятельности в сфере оказания социальных услуг (универсальности – равные возможности при получении услуг без дискриминации; принцип охраны прав человека; принцип социального реагирования; профилактической направленности; принцип клиентацентризма – превосходства индивида перед гос интересами; принцип максимизации соц ресурсов – оказание дополнительных сверх государственных минимумов; принцип толерантности).


4. Метод – способ рационального исследования, преобразование действительности и пути достижения цели.

Классификации методов: 1. по степенности обязательности: всеобщие (философские); общенаучные (анализ, синтез); специфические; 2. мотивационная характеристика способов воздействия на состояние и поведение личности: а) соц-экон. – с их помощью работники воздействуют на материальные морал-е, эмоц-е, и др. соц. интересы людей. Проявляются в форме натуральной и денежной помощи, льгот и компенсаций, бытового обслуживания; б) организационно-распорядительные – меры прямого воздействия на поведение людей, опирающиеся на чувство долга, ответственности, лежащие в основе управленческого воздействия органов соц служб (регламентирование, нормирование); в) проявляется в мерах косвенного воздействия на клиента через механизм соц-псих. и педагогич. регуляции состояния клиента (внушение, убеждение).

Не смотря на общие черты между принципами и методами существуют различия. Если принципы постоянны и носят обязательный х-р, то методы более подвижны и могут изменяться в зависимости от соц. условий. Связь методов с принципами соц.р. необходимо рассматривать с целями и задачами. Если цель предопределяет совокупность методов ее достижения, то принципы позволяют выбрать для достижения цели наиболее эффективные методы в данных условиях.

5. Функции: 1. информационная – описание событий, реально происходящих процессов (познавательная); 2. объяснительная – выявление причинно-следственных связей; 3. эвристическая – наука несет в себе новое знание; 4. практическая (прикладная) – составная часть теории с.р., отражающаяся на практике; 5. прогностическая – будущее развитие.

^ 2. Теоретические основы социализации и адаптации личности

Адаптация – это процесс приспособления системы к условиям внутренней и внешней среды. Адаптацией иногда называют и результат такого процесса – наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды. Рациональное истолкование адаптации как следствия борьбы за существование и естественного отбора было дано в учении Дарвина. Сегодня понятие адаптации, помимо биологии, применяется также и при изучении человека и соц. систем. Благодаря адаптационным процессам достигается сохранение гомеостаза (тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулирующихся систем и состоящий в поддержании существенно важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах) при взаимодействии организма и среды. Адаптация решает проблему выживания человека, формы которой приобретают соц. характер.

Но в то же время на адаптацию влияют не только соц., но и биологические, психологические и физиологические аспекты развития человека. Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, которая предполагает участие как в потреблении, так и в передаче соц. значимых норм и ценностей существующей и прошлой соц. среды. В понятии социализации заключается способность человека усвоить изменяющиеся условия. В свою очередь соц. адаптация является специфической формой социализации человека. Несмотря на то, оба процесса рассматривают взаимоотношения человека с окружающей средой, между ними существует различие, касающееся форм протекания этих процессов. Процесс социализации идет более длительным, эволюционным путем посредством усвоения накопленного опыта. Процесс соц. адаптации идет более быстрым путем в относительно короткий промежуток времени.

Процесс соц. адаптации необходимо рассматривать с двух сторон: 1) объективная, в ходе которой человек приобретает различные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений; 2) субъективная, связанная со всеми аспектами его соц.-психологического развития, личностными качествами, взглядами, убеждениями.

Развитие механизмов соц. адаптации связано с активной деятельностью человека, главной целью которой является преобразование существующей соц. действительности. Эти механизмы проявляются в трех формах: 1) Соц. деятельность, которая имеет свои закономерные этапы (нужда – потребности – мотивы – реализация и подведение итогов – оценка). Если процесс адаптации индивида дал сбой, то задача соц. работника – найти слабую сторону этого процесса и внести необходимые коррективы. 2) Соц. общение, в ходе которого при контакте с другими индивидами, в том числе и с соц. работником, и соц. группами человек направляет и расширяет круг усвоения соц. ценностей. 3) Соц. самосознание личности, при котором осуществляется формирование и осмысление своей соц. принадлежности и роли.

В контексте этих трех форм проявляется единство функционирования системы соц. защиты населения. Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы, что:

  • Адаптирование личности к соц. среде является сложным, противоречивым процессом;

  • Процесс социализации и соц. адаптации является единым явлением;

  • Проблему механизмов соц. адаптации необходимо рассматривать трех ее основных формах;

  • Наблюдается тесная связь и взаимозависимость адаптации личности от биологических, физиологических, психических свойств индивидуумов и ее соц. развития;

  • Система соц. институтов и соц. р-ки играют важную роль в процессе соц. адаптации личности.

Существуют различные классификации адаптаций в зависимости от критерия, положенного в основу классификации.

1. Аспекты развития человек: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная

2. Тип среды приспособления.

  • общественно-политическая (приобретение общественных ролей)

  • адаптация к природе (создание, жилищ, одежды)

  • адаптация к формам общественного сознания (к религии, науке, искусству)

  • гигиеническая (охрана здоровья, стремление к чистоте)

  • педагогическая (профессиональная)

3. Структурные уровни адаптации.

  • макросреда (процесс соц. адаптации в контексте развития общества позволяет выявлять несовершенство соц. политики)

  • микросреда (процесс соц. адаптации на уровне группы)

  • внутриличностная (достижение сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиций других индивидуумов)

4. Условия деятельности.

  • производственная (приспособление в ходе трудовой деятельности к производственной среде и режиму труда, выявление способностей к данной профессии, к творчеству; роль соц. работников в создании благоприятной атмосферы для раскрытия потенциальных возможностей человека)

  • бытовая (решает различные аспекты в формировании определенных навыков, установок, направленных к распорядку, традициям, существующим в семье, коллективе, группе вне производственной деятельности)

  • досуговая (формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья).

Любой вид соц. адаптации требует не только определенных способностей индивида, но и хорошо организованной профессиональной работы со стороны органов соц. защиты населения. Современная стадия развития общества показывает, что человек не успевает адаптироваться в новые экономические, политические, духовные и соц. стороны бытия. Поэтому возрастает роль соц. работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с соц. средой юлагодаря своей проф. компетенции.

^ 3. Социальная работа как вид деятельности. Субъект и объект социальной работы

Сущность социальной работы необходимо раскрывать с двух позиций. Во-первых, как особый вид деятельности. Социальная работа относится к одному из видов деятельности наряду с экономической, политической, культурной, правовой и др. Каждый вид деятельности включает совокупность действий человека, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении. В этом плане социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Во-вторых, сущность социальной работы раскрывается через содействие в пользовании закрепленными в законодательстве правами. С.р. как раз и является тем социальным механизмом, который должен переводить потенциально провозглашенные права в актуально реализуемые. В этом смысле социальная работа представляет собой деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию. В то же время в с.р. можно выделить два аспекта: 1) решение повседневных проблем клиента; 2) решение задач в перспективе, предвидение и предотвращение острых соц. проблем в глобальном масштабе.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, элементы которой выполняют особые функции и связаны и взаимодействуют между собой. Такие структуры называются системами. С этой точки зрения социальная работа является системой. Основными ее элементами являются субъект, содержание, управление, объект. Между ними существуют связи, реализующиеся через цели, средства и функции.

Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением. Сам институт социальной работы носит светский характер, являясь атрибутом гражданского общества. Помимо морально-нравственных принципов, деятельность социального работника регулируется государственным законодательством. В отличие от других форм социального содействия социальная работа – двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы, социальный терапевт, специалист другого профиля должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы. Активность клиента исходит из принципа его суверенности. Человек, семья или группа, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вправе искать помощи и принимать ее. Но они также вправе не принимать предлагаемую им помощь. Они могут выбирать из имеющихся вариантов тот вид содействия, который они признают наиболее приемлемым для себя, хотя, возможно, социальный работник сочтет, что им более подошел бы другой вид помощи. Кроме того, вмешательство в личную жизнь индивида и семьи возможно только с их согласия, за исключением случаев, определяемых законом, когда необходимо защитить лиц, находящихся в опасности.

Управление с.р. включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров с.р. Чтобы управление шло успешно, социальный работник должен много знать, причем не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества, систему управления страной и с.р., свои собственные права и обязанности и своих клиентов, все законодательство по вопросам соц. обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, с.р.

Перечисленные компоненты, составляющие структуру с.р. как деятельность, становятся системой, когда связываются в единое целое с помощью целей, функций и средств.

Цель – это образ предмета, к-й человек хочет получить в результате своей деятельности. Самая общая цель с.р. – удовлетворить потребности объекта. Цель связывает компоненты с.р. в единое целое, делает их единой системой. В соответствии с ней складывается содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы с.р. Такую же объединяющую роль выполняют и функции. Функции с. р. определяются ее содержанием. К ним относятся: 1) Диагностическая. Изучение с.р-ком особенностей группы людей или отдельного человека, степени влияния на них микросреды и постановка соц. диагноза. 2) Прогностическая. Прогнозирование влияния на объекты с.р. всех соц. институтов общества, выработка модели поведения этих объектов. 3) Социально-терапевтическая (профилактическая). Оказание помощи и поддержки оступившимся и слабозащищенным слоям населения и предупреждение негативных последствий их поведения или деятельности. 4) Организационная. Организация соц. служб на предприятиях, по месту жительства, привлечение к работе общественности. 5) Правозащитная. Использование законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и защиту населения как внутри страны, так и за ее пределами. 6) Соц.-педагогическая. Выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности и привлечение к работе с ними различных организаций и учреждений. 7) Соц.-психологическая. Проведение консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в соц. адаптации и соц. реабилитации. 8) Соц.-медицинская. Организация работы в системе здравоохранения. 9) Соц.-бытовая. Способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта. 10) Коммуникативная. Установление контактов с нуждающимися в помощи, организация обмена информацией. 11) Рекламно-пропагандистская. Организация рекламы соц. услуг, пропаганда идей соц. защиты человека. 12) Нравственно-гуманистическая. Придание с.р. высоких гуманистических целей, создание условий для достойной жизни людей.

Рассматривая систему с.р., необходимо учитывать, что она не сводится к системе деятельности. Ее нужно рассматривать как систему и в других аспектах. Очень важным в этом смысле является система учреждений и организаций с.р. в их вертикальном и горизонтальном срезах. Наряду с государственными органами социального обслуживания населения функционируют многочисленные общественные организации и учреждения, также имеющие пронизывающую общество сверху донизу вертикальную структуру.

Сторона, на которую направлена деятельность, называется объектом. Но субъектно-объектные отношения подвижны. С.р. является именно такой сферой соц. действительности, в к-й обе стороны являются активными участниками деятельности и познания, влияют друг на друга. Долгое время в науках, изучающих с.р., дискутировался вопрос о том, как называть того, кому оказывается помощь. Ввиду того, что индивид, получающий социальную помощь, сохраняет самосознание (даже неполное), в состоянии хотя бы ограниченно, под руководством других лиц, участвовать в деятельности по устранению своих затруднений, то он имеет право содействовать с с. р-ком, быть не пассивным, а активным агентом трансформации собственных жизненных обстоятельств. В соответствии с этим утверждением лицо, которому оказывается социальная помощь, называется клиентом.

Объектов с.р. достаточно много. Существуют различные классификации объектов. Одна из них – по приоритетности проблем, возникших у клиентов.

  • Состояние здоровья.

  • Служба и труд в экстремальных соц. условиях.

  • Пожилой возраст.

  • Девиантное поведение в его различных формах и видах.

  • Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей.

  • Особое положение детей.

  • Бродяжничество, бездомность.

  • Предродовое и послеродовое состояние.

  • Правовое и соц. положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям.

Каждый из этих людей – уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложной биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, терпеливости, самоотдачи. Но с.р. ведется не только на уровне индивида, а также на уровне семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы, или в пределах всего общества. Некоторые проблемы (семейные) могут возникнуть в любой семье независимо от ее социального статуса и материального положения, поэтому с.р. нужна всем слоям, группам и индивидам, хотя некоторые нуждаются в ней потенциально, а другие – уже актуально.

Но нужно заметить, что на целый ряд причин, условий и обстоятельств, осложняющих положение клиента, не может воздействовать не только социальный работник, весь институт с.р., вся социальная система данного государства, но даже на современном уровне наших знаний и ресурсов – все человечество в целом. Например, целиком устранить причины врожденной или приобретенной инвалидности или восполнить те дефекты, которые обуславливают ограничение возможностей индивидов. Также не в состоянии пока устранить бедность.

Субъект с.р. выполняет все функции по оказанию помощи нуждающимся. К субъекту относятся все люди и организации, ведущие с.р. и управляющие ею. Среди институтов, имеющих отношение к с.р.: 1) государство в целом, осуществляющее соц. политику; 2) благотворительные организации и общества милосердия; 3) общественные организации (Детский фонд, Российская ассоциация соц. служб).

Говоря о соц. службах, организациях, необходимо провести их типологию. В основании первой классификации положена сфера деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, организациями. В этом случае различают службы здравоохранения, образования, быта. Если в основы положен статус этих организаций, то в этом случае их подразделяют на гос., общественные, благотворительные, частные.

Выбрав в качестве логического основания тип клиента со спецификой его социальных проблем, можно говорить о следующих службах: 1) служба социальной помощи населению, одной из целей которой является выявление семей, групп социального риска и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, коррекции и реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов; 2) служба социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшимся из мест лишения свободы, закрытых учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений; 3) службы по оказанию различных видов помощи семье.

Основанием для классификации служб может также выступать сфера деятельности: 1) служба соц-бытовой помощи, целью которой прежде всего является расширение спектра предоставляемых услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специальных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов специальными изделиями; 2) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения, целью которой является работа по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицида и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; содействие созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезаптации.

Отдельные люди могут заниматься с.р. профессионально или на общественных началах. Как ни парадоксально, но в мировой практике больше людей, занимающихся с.р. на общественных начала, чем людей, имеющих дипломы, которые свидетельствуют о том, что им официально присвоена специальность «социальный работник». Многие занимаются с.р. по совместительству, работая в других организациях. В России также имеются, кроме профессионалов, недипломированные специалисты, но занимающиеся с.р. в различных службах социального обеспечения, страхования, здравоохранения, детских организациях. Точного количества таких работников пока нет, т.к. статистический учет этой категории пока не налажен. Не совсем ясен и их статус. И совсем нет сведений о том, сколько граждан России занимается с.р. на общественных началах.

Говоря о субъекте с.р., важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией с.р. (организаторы, управленцы), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь (практические социальные работники).

^ 4.Философские основы социальной работы

В развитии теории и практики социальной работы большую роль играет философия социальной работы. Проблематика социальной работы опирается на междисциплинарные исследования, философская методология осуществляет задачу их интеграции. Сами проблемы, с которыми имеет дело социальный работник, носят мультидисциплинарный характер, и для их решения необходимо объединение самых различных знаний о человеке, обществе и культуре. Вместо нескольких точек зрения с позиций медицины, социологии, психологии, права должна быть получена общая картина. Функцию интегрирования, синтеза знаний о человеке выполняет философия с.р. Именно она пытается прояснить основы и смысл экзистенциальной ситуации выбора, а также человеческого бытия как тотальности. Любая развитая научная дисциплина обнаруживает уровни: эмпирически-прикладной, теоретический, философско-методологический. Отсюда и различие в отражении реальной действительности. Научное мышление «фотографирует, взвешивает» мир, а философское – искажает или интерпретирует его. Важнейшая функция философского мышления – понимание не явно видимых связей и отношений, экспликация (раскрытие сущности, объяснение) интеллектуальных, волевых, чувственных, рациональных и иррациональных, исторически-временных, пространственно-структурных, причинно-следственных и иных проявлений. Философское осмысление бытия основывается на принципах: комплексность, единство объективно-рациональных и субъективно-чувственных аспектов познания, рефлексивность, плюралистичность и вариативность.

Предметное поле философии с.р.образуют социо-антропологические феномены, феномены общественных отношений, отягощенных социальными и индивидуальными неравенствами потенциалов, жизненных сил и возможностей для их реализации. Философия социальной работы оказывается системой философских идей о страдающем человеке и его жизненном мире. Но она в тоже время возвышает человека над его ущербностью, ограниченными возможностями и паталогией, фиксирует предназначение социальных институтов обеспечить условия этого возвышения, включения в норму социального и экзистенциального здоровья, реинтеграции в культуру. Философская концепция социальной работы реализует к тому же принцип синтеза глобального и регионального в контексте развития цивилизации, идею трансляции мировой культуры, исходя из особенностей России.

Философия с.р. ставит проблему личностной регуляции в масштабе жизненного пути, который включает возрастные этапы: детство, юность, молодость, зрелость, старость. Все эти критические точки могут стать точками риска. Неповторимость всех жизненных событий и ситуаций человека, историческая уникальность судьбы, болевые точки и радости наполняют время человека в контексте культурной эпохи. Философия социальной работы выступает как островок нового образа жизни, социокультурного движения, нового типа отношения к человеку. Философия с.р. есть духовно-интеллектуальный уровень освоения содержания и смысла соц., персонифицированных отношений людей в пространстве их жизненного, социализированного мира, включая интеллект, чувства, веру, потребности, интересы и ценностные ориентации.

Также многогранна роль философии в общекультурной и профессиональной подготовке специалиста. Помимо конкретных знаний о различных аспектах человеческого поведения и функционирования общества философия воспитывает также привычку к рефлексии и саморефлексии, т.е. умение подвергать мыслительному анализу различные стороны действительности и в первую очередь – собственное поведение, чувства и эмоциональное проявление. Философия дает верный масштаб размышлениям и суждениям социального работника, предоставляет логический инструментарий для правильной оценки мира и места человека в нем.
^ 5. Принципы организации культурно-досуговой деятельности

В культурно-досуговой деятельности находят свое отражение цели и функции соц. политики в области культуры и досуга, определяются пути, методы и средства их реализации в условиях современных тенденций развития общества. Соц.-культурная деятельность осуществляется в свободное время, отличается свободой выбора, добровольностью, личной направленностью, обусловлена национально-этническими особенностями, характеризуется многообразием видов, носит гуманистический и развивающий характер.

Соц.-досуговая деятельность и соответственно соц. политика тесно связаны со свободным временем. Свободное время – это время, которое работающие и неработающие люди не посвящают деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитии своих сущностных сил, но активному, ориентированному на получение удовольствий и счастье времяпровождению. Политика в отношении свободного времени касается различных аспектов. Должны быть созданы условия для репродукции и регенерации сил человека. С помощью учреждений культуры и досуга можно повысить ценности свободного времени того или иного города. Это, в свою очередь, будет способствовать привлечению туда квалифицированной рабочей силы, росту промышленности, торговли, повышению финансового положения местности. К области политики свободного времени относится также планирование общественного бюджета времени: разделение труда как инструмент рынка и политики образования или планирование ритмов труда и отпусков как мероприятия по регулированию запросов и передвижений. Качественная и действенная политика свободного времени необходима также и для решения долгосрочных общественных проблем. Интегрированная культурно-досуговая политика способна открыть возможность для всестороннего всеобъемлющего культурного развития всего населения и помогает создать условия, при которых деятельность общественных индивидов направлена на освоение природы и развитие общественного жизненного процесса посредством осознанных, скоординированных действий, с целью раскрытия человеческих жизненных возможностей.

В настоящее время в России происходит дальнейшее развитие системы принципов соц.-культурной деятельности:

  • принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;

  • принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

  • принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения подчинения интересам, потребностям, установкам личности;

  • принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, соц.-педагогического и национально-этнического опыта, традиций, инноваций;

  • принцип общественно-государственного соуправления соц.-культурной деятельностью, обеспечение децентрализации и суверенности региональной политики в соц.-досуговой сфере.

В настоящее время возрастает роль территориального подхода в развитии сферы досуга и социокультурной среды, развитие роли местного самоуправления в решении проблем организации свободного времени. При планировании политики культуры и досуга основная нагрузка, как правило, возлагается на местные и инфраструктурно ориентированные учреждения досуга. В основе муниципальной соц.-культурной политики лежит Программа соц.-культурного развития региона, разработанная совместно с другими комплексными программами. ЦСО населения осуществляют культурное обслуживание пенсионеров и инвалидов, организацию их отдыха. Территориальные центры помощи семье и детям проводят индивидуальную работу с подростками и молодежью по предупреждению и избавлению от вредных привычек, организуют семейные и детские праздники, соревнования и конкурсы. Постепенно главным местом проведения целенаправленной, многопрофильной, культурно-досуговой деятельности детей и подростков стали клубы по месту жительства. В ее процессе несовершеннолетние получают возможность проявлять и реализовывать полезные инициативы, приобретают навыки организации своего досуга и свободного времени своих друзей, получают опыт соц. партнерства со старшим поколением, добровольного участия в делах по улучшению окружающей среды. Деятельность соц. служб по организации культурной и информационной деятельности для молодежи имеет большое значение в развитии активности молодежи как соц. силы.

В целом с.р. в системе культурно-досуговой формируется на основе различных теоретических подходов и призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства клиента и его жизненные силы.
^ 6. Социологические основы СР

Социология и с.р. имеют взаимосвязь не только в прикладном, но и теоретическом плане. Социология тесным образом связана с философией, что обуславливает методологический характер социологии по отношению к социальной работе. Это позволяет рассматривать первую как основу социальной работы. Между объектами этих дисциплин наблюдается как совпадение, так и несовпадение. Объект социологии значительно шире, особенно если рассматривать социальную работу в более узком смысле и соотносить объекты той и другой науки с учетом изучения групп населения. Несмотря на общность предмета (социальные отношения), между ними также есть различия, которые конкретизируются в функциях. В с.р. эти функции сориентированы на определенные, главным образом слабо защищенные, группы населения, а в социологии – на соц. пространство, весь общественный организм и его разнообразные структурные элементы. Практическое значение имеет социология для с.р. в прикладном аспекте. С. р-к использует социологию как науку в своей деятельности. Важнейшей предпосылкой эффективности этого процесса в современных условиях является существование и развитие социологии с.р. как отраслевой, среднеуровневой социологической теории.

Основной спектр направлений влияния социологии на социальную работу заключается в следующем: 1) использование результатов изучения социологами социальной структуры общества, других фундаментальных проблем социологического знания в практической деятельности, организации труда, учреждений социальной работы; 2) применение этих данных в подготовке и переподготовке, воспитании социальных работников; 3) анализ самой социальной работы с точки зрения участия в ней разных групп социальных работников, учреждений, экспертов смежных научных дисциплин, практиков, работников образования и др.

Такая область социологического знания как социология управления является базовой для развития тех моделей с.р., которые объединены так называемой структурной социальной работой, ориентированной на организацию зашиты коллективными средствами. Это направление влияния социологии на с.р. выражается и в существовании различных социолого-ориентированных теорий и технологий организации помощи нуждающимся слоям населения. В рамках взаимодействия социологии и социальной работы существенную роль играет такой раздел этой отрасли социологического знания, как управление персоналом, что имеет прямое отношение к деятельности различных учреждений с.р.

Также важно обозначить взаимодействие социологии семьи с решением проблем социальной работы, с деятельностью социальных работников. Влияние социологии семьи на эффективность социальной работы сказывается прежде всего в том, что она помогает точнее осуществить экспертизу семейного положения клиента, а также социального положения, материальной обеспеченности разных семей, их групп. При этом полезно знать соц. историю семьи, которая на разных этапах своего развития решает достаточно типичные задачи. Без социологического осмысления этого фактического материала, соц. ситуаций, с.р. чаще всего не может понять проблемы, которые возникают у клиента, определить пути их решения.

Не менее значимо влияние на с.р. социологии труда как отрасли социологического знания области социальной практики, организующей целесообразную деятельность современного человека. Характеризуя специфику положения и образ жизни различных профессиональных и должностных групп населения, характер их трудовой деятельности, социология труда дает социальному работнику возможность понять специфику влияния на решение проблем клиента его профессионально-трудовой среды, характерных черт работников различного профиля, уровня их обеспеченности как следствия труда на конкретном рабочем месте.

Большое значение для социальных работников приобретает социология духовной жизни, которая предоставляет им данные об особенностях поведения, положения, социальных ориентаций представителей различных социокультурных групп, разделенных по духовно-идеологическим, нравственно-этическим и т.п. ориентациям. Взаимодействие социологии духовной жизни и социальной работы опирается здесь на психологию и философию. В этой связи важно иметь в виду то влияние на социальную работу, которое приобретает социология культуры. Роль учреждений культуры как фактора и условия оказания помощи нуждающимся, учет данных о дифференциации населения по ориентациям на те или иные культурные ценности – новое, но очень перспективное направление развития с.р.
^ 7. Зарубежные концепции социальной работы и отечественная теория

За рубежом, начиная с XIX века, получили развитие следующие теоретические школы и концепции социальной работы:

1. ^ Медицинская модель, связанная с воплощением идей Мэри Ричмонд (конец XIX века). Основные структурные элементы этой модели представлены следующими связями: сбор фактов – социальный диагноз – социальная терапия. Самое важное в этом – правильно поставить научно обоснованный с учетом обстоятельств или ситуации социальный диагноз, который позволит выявить причину проблемы и найти правильные методы ее решения. Социальная помощь в этой модели рассматривается как комбинация мер, результатом которых являются изменения как самого индивида, так и его социальной среды. Этим определяются и методы, которые подразделяются на косвенные (влияние на жизненную ситуацию клиента через изменение социальной среды и окружения) и непосредственные (прямое воздействие на самого клиента). Данные методы обусловили в дальнейшем развитие двух основных направлений в т.с.р за рубежом – социологическое и психологическое.

2. ^ Диагностическая школа (20-е г.г. XX века). Основной акцент также делался на социальном диагнозе, для определения которого необходимо собрать как можно больше информации о клиенте, его личности, внутреннем мире, в то время как оценка ситуации становилась вторичной. Представители этой школы испытали сильное влияние теории Фрейда.

3. ^ Функциональная школа (30-е г.г. XX века). Основное внимание уделялось процессу изменений, оказания помощи и отношениям между социальным работником и клиентом. Так как клиент знает себя лучше, то диагноз своей проблеме он может поставить сам. На процесс развития и роста человека оказывает значительное влияние и социальное окружение. Социальный работник должен помочь человеку при взаимодействии с окружающей средой.

4. ^ Системно-теоретическая концепция (современная). При работе с клиентом социальному работнику необходимо учитывать взаимовлияние различных систем, участником которых является человек (семья, друзья, коллектив).

5. ^ Концепция социального действия. Человек рассматривается как носитель биологического и социального начал. Таким образом, социальному работнику необходимы не только специфические знания теории и методов социальной работы, но и представления об обществе, его потребностях, интересах, а также знание биологических особенностей человека, которые как и социальные факторы проявляются в его поступках. В соответствии с данной концепцией соц. работник имеет дело с конфликтом, в основе которого лежит столкновение природного и социального (молодой человек, полный сил и энергии для достижения счастья должен преодолеть много препятствий).

6. ^ Концепция создания социальных сетей. Главным принципом социальной работы является оказание социальной помощи, которая понимается как формирование под руководством социального работника и при непосредственном участии клиента навыков к самопомощи. Стратегией социального работника являются действия, направленные на повышение степени самостоятельности клиента, развития его способности контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы.
  1   2   3   4



Скачать файл (549 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru