Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по социальной работе - файл С.р. как знание, деят-ть и специальность.rtf


Загрузка...
Лекции по социальной работе
скачать (549 kb.)

Доступные файлы (10):

Курс лекций по методике психосоциальной деятельности в системе социальной работы .rtfскачать
лек.по педагогики.rtf403kb.26.01.2005 20:46скачать
лек.по психсоцработе.rtf290kb.05.02.2005 21:14скачать
лекции по соц.управлению.rtf216kb.26.01.2005 20:25скачать
лекции по теории соц.раб.rtf308kb.05.06.2009 22:48скачать
лекции по технологии соц.раб.rtf241kb.05.02.2005 21:45скачать
Психологические технологии в социальной работе».основы
реферат Методы исследования в социальной работе.rtf270kb.29.04.2008 22:07скачать
С.р. как знание, деят-ть и специальность.rtf821kb.05.06.2009 18:42скачать
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ.doc148kb.05.06.2009 18:17скачать

С.р. как знание, деят-ть и специальность.rtf

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. С.р. как знание, деят-ть и специальность.

27 октябряподдержки соц. работни________________________________________________________________________________________________ 2000г. Президент РФ В. В. Путин издал Указ (№ 1796) об установлении нов. Проф-го праздника — Дня соц. Р-ка, кот. отмечается 8 июня. Данное событие не только дополняет календарь проф-х праздников, но и отражает признание со стороны рос-го руководства необходимости поддержки соц. р-ов, от эффективной деят-ти кот. во многом зависит успех соц-но-эк-х реформ. Основой для опр-я дня с.р. послужил Указ Петра Великого № 1856 — 1701 года 8 июня Именной — об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых.

^ Существует несколько определений СР:

СР (Междун-ая фед-ия с.р.) – совокупность деят-ти с. р-ов проф-х или непроф-х, рез-ом кот. явл. обеспечение каждому чел. соц-го благополучия и на этой основе соц-ой сплоченности.

СР – проф-ая деят-ть по оказанию помощи индивидам, гр-ам или общинам в целях усиления или возрождения их способности к соц-ому функ-нию и создания для этого благопр-х общ-х усл-й (Баркер Р. Словарь соц-ой р-ы)

СР – проф-ая деят-ть, кот. способствует реализации соц-х изменений в обществе (развитию), решению проблем чел-их взаимоотношений, укреплению свободы чел. и его права на достойную жизнь. Используя теории человеческого поведения и социальных систем, СР включается в процесс на этапе, когда люди взаимод-ют с окр. средой. СР базируется на принципах прав чел. и соц-ой справедливости. (Международная федерация СР 2000г)

С прекращением действия советских соц-х структур, кот. во многом определялись гос-ми и партийными органами, перед спец-ами всех уровней: управленцами, учеными и практическими раб-ми встала задача разработки и внедрения новой системы соц-ой защиты и соц-ого обслуж-ия населения. Научный поиск в это время осуществлялся по 3 осн. напр-ям: 1)изучение зарубежного опыта и попытка его применения в условиях рос-ой действительности. В ходе проведения многочисленных междунар-х конференций и зарубежных стажировок проводились консультации с лучшими спец-ми Великобритании, ФРГ, Швеции, США, других стран и международных организаций. Издавалось большое кол-во переводной лит-ры;2)критический пересмотр собственной соц-ой истории, осущ-ый гр-ой исслед-ей, в первую очередь, Л.В. Бадей, Н.В. Елфимовой, Е.И. Холостовой, М.В. Фирсовым, М.П. Мчедловым, И.М. Лаврененко; 3)(по счету, но не по значению), попытка теор-ого осмысления рос-ой соц-ой практики и ее научная рефлексия.

В нашей стране официально новая соц-ая профессия была введена 23 апр. 1991г. постановлением Гос-го комитета СССР по труду и соц-ым вопр. (№ 92) «О дополнении Квалификационного справочника должностей руководителей, спец-ов и служащих» квалификационной характер-кой «Специалист по соц-ой р-те» . До этого времени ф-и соц-й р-ы выполнялись представителями др. проф-й, распределялись м/у учр-ми образования, здравоохранения, к-ы, милиции, органами соц-го обеспечения и общ-ми орган-ми, как правило, слабо связанными м/у собой в достижении общих целей. Квалификационные требования к специалисту по с. р. предусматривали высшее образование, что, в свою очередь, обусловило формирование системы высшего проф-го соц-го образования - 7 августа 1991 приказом Комитета образования СССР в систему высшего и среднего проф-го образования введена специальность «с-я р-та».

«Антология социальной работы», составленной М.В. Фирсовым

2. Сущность и принципы соц-ого гос-ва.

Соц-ое гос-во – это гос-во, политика кот. напр-на на создание усл-й, обеспеч-их достойную жизнь и свободное развитие чел. Если для одних хар-но широкое его толкование как гос-ой системы опеки и обеспечения, то для др. – роль СГ сводится к сглаживанию структурного соц-го неравенства и предотвращению массового обнищания населения.

Дитер Крефт и Ингрид Миленц (авторы нем-го словаря «соц-ой р-ы:задачи, практика, понятия и методы с.р. и соц. пед-ки»)предлагают следующую трактовку:

СГ обозначает обязанность гос-ва заботиться о благосостоянии св. граждан. Это обязательство осущ-тся путем компетентного ВМЕШАТЕЛЬСТВА на основе существующего ЗАКОНОДАЕЛЬСТВА в соц.-эк-ие процессы, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния.

Степень развитости СГ определяется рядом хар-к (параметров), кот. позволяют судить о его социальности:

# налоговое – осн. источниками финансир-ия учр-ий соц-ой сферы явл. бюджет, внебюджетные фонды и соц. страх-ие.

# услуговое кот. опред-ся уровнем развитости соц-х служб. Так, соц-ая сфера явл. одной из самых человекоёмких отраслей нар-го хоз-ва.

# правовое гос-во с развитым соц-ым законодательством. С принятием на себя обязательств в соответствии с КРФ, что осн. и общепризнанные нормы международного права явл. составной правовой системой Р., соц-ое законотворчество должно учитывать международные стандарты в области с-го обеспечения и с-ой р-ы

СГ призвано обеспечивать права чел., достойный прожиточный уровень, добиваться соц-го равенства, гарантировать соц-ое обеспечение и соц-ую защиту наиболее соц-но уязвимых групп и категорий населения.

СГ создает как бы многоуровневую рамочную конструкцию, обеспечивающую соц-ую стабильность ч/з такие механизмы как соц-ая политика и соц-ая р-а. При организации соц-ой помощи реализуется принцип субсидиарности – государственной поддержки общественных начинаний и инициатив. Формируется необходимая законодательная база для реализации гос-ой поддержки соц-х институтов гражданского общ-ва

Принципы – осн. сходное положение какой-либо теории учения науки.

К РФ закрепляет следующие направления рос-го гос-ва в соц-й политике: 1) назначение пенсии инв-ам и иным нетрудоспособным лицам

2)создание системы соц-х служб занятости

Осн. принципы соц. гос-ва опред-ся в ряде док-ов международного хар-ра:1) Всеобщая Декларация прав чел.;2) Конвенции и рекомендации МОТ;3) Декларация и программа действий, принятые на Саммете в 55г. в Дании.

Принципы соц. гос-ва:

1)приоритеты прав чел.

2)принцип солидарности- согласие трудоспособных поддерживать лиц с трудной жизненной ситуацией (соц. р-ки призваны не только оказывать помощь людям, но и проявлять солидарные действия с теми, чьи полит-е, гражданские, эк-ие, соц-е права ущемляются).

3)принцип субсидиарности предпочтение общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов.

4)принцип соц-й справедливости включает в себя равенство людей по отношению к ср-ву производства.

5)принцип соц. компенсации - обеспечивает правовую и соц. защиту лицам с ограниченными возможностями и находятся в трудной жизненной ситуации

6)принцип гарантий - предоставление гражданам мин-ых гос-х гарантий,

7)принцип участия граждан в реализации и формировании соц. политики

8)принцип объективности (один из самых важных принципов соц. политики)- означает непривзятое распределение мат-х благ м/у членами общ-ва.

9)принцип самоответственности - личная ответственность возможна в той мере, в кот. отдельный чел. или небольшая гр. людей способны самостоятельно преодолеть трудности.

10)принцип конформизма – он означает, что соц. политика должна быть согласована с эк-ой политикой.

11)принцип соц. самоуправления – это самостоятельность соц-ой общ-ти в управлении собственными делами. В органы МСУ входят: собрания представителей; глава МСУ…)
3. Сущ-ть, осн. категории и принципы соц. полит..

Социальная политика Р. - механизм, с помощью кот. гос-ные и негос-ные органы осущ-ют комплекс мер по защите жизненных интересов насел-я, удовлетворению его мат-ных и дух-х потребностей.

Цель СП - улучшение матер-го положения и усл-й жизни населения, гарантия конституц-х прав в области труда, образ-я, к-ы и т. д.; ориентация соц. политики на семью, на обеспечение прав и гарантий различным слоям общества; улучшение демогр-ой ситуации.

^ О. СП— все население, общ-ва, гр-пы, конкретная личность.

С. СП гос-ые ведомства и учр-ия соц. защиты; Органы МСУ и их учр-я; Негос-ые объединения; Коммерческие структуры и бизнес; Проф-ые раб-ки и занимающиеся соц. р-ой на обществ-ых началах; сами граждане (гр-ы самопомощи).

П. СП – интересы этих гр-п

Соц-я политика применяется в 3-х значениях:

1)соц-я политика как практическая деят-ть

2)соц. политика как учебный процесс

3)соц. политика как научная деят-ть

^ Основные направления:

1.ГМП – деят-сть гос-ва направленная на создание прав-х, эк-х и организац-ных усл-й и гарантий для самореализации личности мол-го чел.

2.Политика в сфере труда и трудовых отношений, занятости населения (ФУП содействия занятости населения РФ;).

3.Гос-ная сем-ая политика и поддержка детства (Указ президента «Об осн-х направлениях гос-ной семейной политики в РФ» 1996г.)

4. Гос-ная миграционная политика (Фед. миграционная программа).

5. Соц. защита опр-х групп населения.

6. Демографическая политика

Главный принцип социальной политики- это принцип справедливости, присущий соц. Гос-ву. Именно это обеспечивает гражданские права на собственность, свободу слова свое мнение и др.

-соц. солидарность - согласие трудоспособных поддерживать лиц с трудной жизненной ситуацией (соц. р-ки призваны не только оказывать помощь людям, но и проявлять солидарные действия с теми, чьи полит-е, гражданские, эк-ие, соц-е права ущемляются).

-принцип участия граждан в реализации и формировании соц. политики,

-принцип соц. компенсации - обеспечивает правовую и соц. защиту лицам с ограниченными возможностями и находятся в трудной жизненной ситуации,

-принцип гарантий - предоставление гражданам минимальных государственных гарантий,

-принцип субсидиарности - предпочтение общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов.

- принцип объективности – один из самых важных принципов соц. политики; означает непривзятое распределение мат-х благ м/у членами общ-ва.

- принцип соц. справедливости – включает в себя равенство людей по отношению к ср-ву производства.

- принцип партнерства

- принцип конформизма – он означает, что соц. политика должна быть согласована с эк-ой политикой.

- принцип соц. самоуправления – это самостоятельность соц-ой общ-ти в управлении собственными делами. В органы МСУ входят: собрания представителей; глава МСУ…)

- принцип самоответственности - личная ответственность возможна в той мере, в кот. отдельный чел. или небольшая гр. людей способны самостоятельно преодолеть трудности.

- принцип доверия

^ Факторы, влияющие на соц. политику:

1.Демографический. в Р. низкая рождаемость и высокая смертность, вследствие чего численность сокращается. Помимо этого на демографический фактор влияет миграция.

2.Национальный. Перед государством стоит задача сохранения культуры, в том числе языковой, письменно - книжной, культурных традиций народов, малочисленных этносов и национальных меньшинств.

3.Региональный. Отсутствует общегосударственный механизм, призванный регулировать взаимоотношения между центром и регионами. Центр не может отказаться от привычки командовать, а регионы, стремятся к самостоятельности.

4.Религиозный. в Р. представлены кроме христианской церкви многие др. конфессии (ислам, буддизм, иудаизм и т.д.). Религиозный фактор значительно влияет на формирование норм и ценностей граждан. Верующие вносят в общество такие кач-ва, как добро, честность и т. д.
4. Осн. приоритеты соц. политики в совр. Р. и за рубежом.

Социальная политика Р. - механизм, с помощью кот. гос-ные и негос-ные органы осущ-ют комплекс мер по защите жизненных интересов насел-я, удовлетворению его мат-ных и дух-х потребностей.

О. соц. полит-и – население, соц. гр=ы, общ-во.

П. соц. пол. – интересы гр-п, общ-ва

Цель: обеспеч-е эк-х и дух-х потребностей насел-я.

Соц. политика формируется исходя из приоритетных направлений, но именно сегодня в Р. актуальны 4 приоритета: 1) образование; 2) здравоохранение; 3) ЖКХ; 4) с/х.

Рассмотрим на примере Евросоюза осн. приоритеты соц. политики и за рубежом. 10 стран последних вступивших в Евросоюз – Чехия, Польша Литва, Эстония, Латвия, Мальта, Кипр… У всех их разные приоритеты, но есть и общие (проблемы с/х, образования…).

В своем послании ВВП отметил также, что одним из главных приоритетов СП является борьба с бедностью.

Бедность (абсолютная (доход меньше ПМ; относительная доход выше стандарта, но расходуется не рационально; субъективная)).

В Европе приоритетным направлением является борьба с безработицей. При высоких доходах высокие страховые взносы.

Плюс ко всему остро стоит проблема наркотизации. Отсюда борьба с преступностью, работа с молодежью и пр.
5. Взаимосвязь соц-ой политики и соц-ой р-ы.

Социальная политика - механизм, с помощью кот. Гос-ые и негос-ые органы осущ-ют комплекс мер по защите жизненных интересов населения, удовлетворению его мат-ых и дух-х потребностей.

^ Социальная работа — это проф-ая деят-ть по оказанию пом. людям, гр-ам или общинам, попавшим в ТЖС, а также создание усл-й по формированию соц. и дух.-нравств-го самосознания чел..

СП и СР при всей их очевидной взаимосвязи и взаимодополняемости - это не одно и то же. Основой деят-ти с. р. явл. профессионализм. Выступая в кач-ве главнейшего ср-ва реализации СП, с. р. имеет св. особ-ти, обусловливающие противоречивость ее статуса. Сам хар-р тех проблем, с кот. она имеет дело, не позволяет применять однозначные методы их эффективного решения. Любые просчеты здесь особенно заметны. В реальности действия соц. раб-ов базируются на признании многообразия индивид-ых потребностей. Позиция соц. р-ов как спец-ов-проф-ов предполагает объективность и беспристрастность. Однако, выступая часто от имени гос-ва, они часто берут на себя и ф-ю выразителя интересов и защитника прав наименее защищенных слоев населения, а порой прямых организаторов их активной борьбы за св. права.

С. СП и СР явл.: гос-ные ведомства и учр-я соц. защиты населения.

Осн. с. СП и СР в РФ выступают Мин-во здравоохранения и соц. развития, образования, в совокупности с соответствующими учр-ми и центрами по оказанию соц-ых услуг населению. Органы МСУ и их учр-ия. Проф-ные раб-ки и занимающиеся соц. р-ой на общ-нных началах добровольцы. Сами граждане (в том числе в форме участия в различных гражданских инициативах, #, гр-х самопомощи).

О. СП и СР явл. в той или иной степени практически все население (с особым акцентом на соц-ую защиту малообеспеченных граждан и лиц, находящихся в ТЖС).

Мин-вом труда и соц-го развития РФ в 1995г. утвержден типовой перечень категорий населения, нуждающихся в соц-ом обслуживании, кот. явл. осн. о. как СП, так и СР: лица с ограниченными возможностями здоровья (инв-ды и дети-инвалиды);участники ВОВ и приравненные к ним лица; труженики тыла во время ВОВ; одинокие пожилые люди; вдовы и матери военнослуж-х, погибших в ВОВ и в мирное время; бывшие несов-ие узники фашизма; лица, подвергшиеся полит-им репрессиям и впоследствии реабилитированные; зарегистрированные беженцы и вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерного испытания; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального учебно- воспитательного учреждения; лица БОМЖ; семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инв-ов; семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем дохода; многодетные семьи; неполные семьи; семьи несов-х родителей; молодые, в т.ч. студенческие семьи; матери, находящиеся в отпуске по уходу за реб-ом; беременные жен. и кормящие матери; самостоятельно проживающие выпускники дет-х домов и школ-интернатов (до достижения мат-й независимости и соц-й зрелости); дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные дети и подростки; дети и подростки с девиантным поведением; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в усл-х, угрожающих здоровью и развитию; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психол-им микроклиматом, конфл-ми отношениями, пед-ой несостоятельностью родителей; граждане (взрослые и дети), имеющие психол-ие затруднения, испытывающие психол-ие стрессы, склонные к суицидальным поступкам.

Суть взаимодействия СП и СР в том, что с.п. влияет на СР, но и СР влияет на СП, они тесно взаимосвязаны м/у собой.

СП - более широкое понятие, определяющая сторона СР.

Посредством СР изучается качество жизни, потребности, интересы различных слоев населения. Она выполняет ф-ю локатора, кот. опред-ет на основе соц. индикаторов реальные последствия соц. политики, ее эффективности.

СР – направлена на обеспечение достойной жизни, на создание равноправных возможностей для свободного развития личности, на поддержку семьи, на обеспечение усл. жизни, для свободного выбора деят-ти, на содействие самопомощи.
6. Этапы становления и формирования с.р. как вида деят-ти.

С.р. – это проф-ая деят-ть по оказанию пом. индивидам, гр-ам или общинам в целях усиления их способности к соц.ф-нию и создания для этого благопр-х общ-х усл-й. Осн. этапы формир-ия с.р. как вида деят-ти: 1 этап – с древнейших времен. Архаичные формы помощи проявлялись в виде взаимопомощи и поддержки. Далее – милостыня, милосердие, филантропия, благотворительность, меценатство.

2 этап – с конца 19 – нач.20 веков – развитие с.р. как проф.деят-ти. Этот этап связан с научным поиском Адамс и М. Ричмонд и послед.развитием социол-кого и психолог-го напр-ий в тср. Становление осн. методов соц.р.: индивид-го, групп-го и общинного.

3 этап – в 80-ег. формируется понимание с.р. как проф.деят-ти по защите прав чел.. В этой связи с.р. явл. реализацией тех прав, кот. провозглашаются Всеобщей декларацией прав чел. от 1948г. и др. док-ми междун-го сотрудничества.

4 этап – с к. 80-х – н. 90-х г. теория и практика с.р. обогащается новой трактовкой этой деят-ти, осуществляемой на принципе активизации клиента. Цель активизации - наделение о. уверенностью в себе, св. силах, способностью отстаивать св. права и решать св. проблемы, короче самому контролировать св. жизнь.
7. Особенности процесса соц.работы

От традиционных сфер деятельности с вязанных с анализом и решением социальных проблем (психология, педагогика, юриспруденция и т.д.) Социальная работа отличается прежде всего своим интегральным характером. Социальный работник выступает в какой-то мере и как педагог, социолог, психолог и как юрист.
Отличительная особенность социальной работы в том, что если психолог работает с психикой человека, медик с психическим и физическим состоянием, юриста интересуют правовые аспекты жизни общества. То есть каждый специалист работает с какой то одной стороной человеческой жизни. То социальный работник, специалист по социальной работе рассматривает человека, общество, группу как единое целое составляющие все аспекты жизнедеятельности человека.

Для социальной работы характерна ориентация на реальных людей, группы, общество в целом с их жизненными проблемами и трудностями.

Еще одна важная особенность это наличие посреднического характера деятельности. Специалист выступает как посредник между клиентом и социумом. Способствует человеку адаптироваться и успешно функционировать в обществе и одновременно видоизменяет социум для наиболее успешного развития в нем людей. (Холостова Е.И. Мельников История социальной работы стр. 303-306) Эффект-ть с.р.это максим.возможное удовлетворение соц-х потребностей насел-я при оптимальных затратах. Эффективность с.р. составляют цель, рез-т, затраты и условия с.р.
^ 8. Основные направления и уровни социальной работы.

Возьмем за основу определение социальной работы Р. Баркера.

Социальная работа это профессиональный вид деятельности по оказанию помощи

Индивидам

Группам

Общинам

В целях усиления или возрождения их способности к социальному функционированию и создания для этого благоприятных условий.
Исходя из определения выделяются уровни социальной работы:

Микро уровень – индивидуальный.

Мезо уровень – категории населения и социальные группы.

Макро уровень – общество в целом.
Таким образом основные направления работы на индивидуальном уровне являются методы работы по конкретному случаю, конкретной трудной жизненной ситуации у индивида, семьи.
На мезо уровне работа ведется по категориям: работа с детьми, молодежь, люди пожилого возраста, инвалиды и т.д. Создание специализированных учреждений для различных категорий.
На макро уровне. Социальная работа относительно общества в целом. И проялвляется в социальной политике государства. Одним из примеров может являться установление минимальной оплаты труда, прожиточного минимума.
9. Основные этапы становления с.р. как теории.

Теория с.р. носит междисциплинарный хар-р. Наиб. влияние на развитие теории с.р. оказали такие науки как псих-ия и соц-гия, однако с.р-ик – не психолог, поэтому он не может проводить психодиагностику или психоконсультирование. Психолог занимается псих. процессами, а с.р. исследует взаимод-е личности с окр. средой. Первые теор-кие концепции возникают в США (школы в рамках мед. модели): диагностическая (1981 год), ф-ая (основные идеи неофрейдизма, хар-ны субъектно-субъектные отношения, ответственность лежит на самом клиенте). Современные теоретические концепции соц.р.: психосоц-ый подход (улучшение ф-ния клиента и его успешная адаптация в окружении; гештальттерапия, групповой психоанализ. Проблемно-ориентированный подход основан на том, что в течение всей жизни происходит процесс решения проблем, цель с.р. – облегчение этого процесса. Системный подход – чел. явл. членом или участником нескольких систем, с. р-ик должен учитывать особ-ть конкретного чел.. Концепция теоретических действий – чел. должен поступать и вести св. жизнь в соответствии с псих-ми и прир-ми данными, поступать в соответствии со средой,с тем общ-ом, кот. тебя окружает.
^ 10. Основные научные школы соц-ой р-ы в совр. обществе.

Основоположники теории СР Джеймс Адамс(1860-1935) и Мэри Ричмонд (1861-1928). Джейн Адамс – родоначальник теории соц.работы, основоположник Чикагской школы. Движение сеттльментов (общинная соц-ая работа) –осн. идея – окр.среда больна, необходимо вмешательство, чтобы покончить с несчастьем.

Идеи Ричмонд легли в основу развития теоретич-х школ и концепций с.р.

Диагностич-я школа – 1918г. В Нью-Йорке создан колледж Смита- подготовка с.р-ов (соц диагностика, соц терапис, соц лечение) – Дж. Адамс:

  • Эмоц-я проблема ветеранов I Мир-й Войны и членов их семей.

  • Теоритическая модель (Фрейд и его ученики) – с понятием сознательного, бессознат-го, важность детских пережив-й, осн-е вниман-е удел-ся внутр. миру клиента, диагноз прежде всего.

  • Отношение м/у клиентом и с.р. носит авторитарный хар-р: 1)с.р. знает как лечить; 2)знает как должна измениться личность; 3)знает как должа измен-ся окр. среда.

Ф-я школа – 1930г. – Пенсильванская школа с.р-ов. Особ-ти: на 1 место выходит процесс оказания пом.; соц-я услуга оказывается в рамках соц. службы. клиент больной человек, соц р-ик врач. Соц помощь-комбинация мер: изменение самого чел и изм-е соц среды.

Мери Ричмонд - заложила основу соц работы, выпустила несколько книг, # «Социальные диагнозы»- метод индивид-ой р-ы, осн. учебник. Мед-ая модель (индивид-ая соц-ая р-а) – взаимод-ие соц-го р-ка с клиентом: сбор фактов; соц-ый диагноз; соц-ая терапия: (непосредственный метод лечения, косвенный метод лечения (среда, социум, взаимод-е)). Непоср-й и косвенный метод лечения дали начало развитию 2 осн. напр-й в теории с.р.: психолог-й и социологич-й.

К. Роджерс: 1)у клиента должно быть желание измениться; 2)способность к восприятию помощи; 3)большое значение придают началу процесса лечения и тапам лечения; 4)отношение м/у с.р. и клиентом.

В рамках этой школы предложена методика по организации соц. помощи:предоставление и прием помощи; процесс и организация этого процесса; самоопределение как право клиента решать за себя (Дж. Дьюи).

Теории школы Дж. Дьюи: клиент оказывается в центре с.р.; от клиента зависит выбор темы; он сам выстраивает отношения с с. Р-ом; он на себя выбирает ответственность за процесс изменений этих отношений.

Г. Бернлер и Л. Юнссон

2 психолог-е школы:

1)стремление к позитивному; 2) они рассматривали вопр. Самоактуализации личности; 3)чел. Всегда находится в состоянии роста и развития.

Идеи Ричмонд легли в основу теорет-х школ и концепций соц р-ы.
^ 11. Приоритетные модели социальной работы за рубежом.

Модели: 1. Социально-демократическая (Скандинавия, Новая Зеландия). Смысл - гос-ая гарантия соц.прав, поддержка ср-го класса, поддержка полной занятости населения. Роль гос-ва велика: источник фин-я, подоходный налог. Осн. напровление - обеспечить высокие стандарты кач-ва жизни. 2. Бисмарковская модель (Континентальные страны Европы). Смысл - система соц. страхования, создание фондов взаимопомощи, кот. упр-ют профсоюзы. Роль гос-ва – в соблюдении прав членов общ-ва как форма долга гос-ва. Осн. источник фин-я - страховые выплаты, пособия. Идейная основа – общество взаимного соц-го страх-я. 3.Бевериджская (Ирландия, Великобрит). Смысл- одинаковые пособия всему населению, общинные методы работы, размер пособий не увязывается со страх-ми выплатами.4. Либеральная (США, Кнада …). Смысл - общ-во всеобщего возмещения убытков, соц-я помощь напр-на только на бедных, соц. пособия – универсальная форма соц.помощи (ее критерии: проверка нуждаемости, получатели пособия ,получателя пособия ориентировать на работу). Роль гос-ва мин-на. 5. Неоконсервативная модель. Смысл - сокращение V соц.программ, ориентация на то, чтобы заставить получателя пособия заниматься труд-й деят-ю. 6) Католическая (Латинская Америка). 7) Патерналистская). 8) Нордическая. 9) Англосанксонская.

12. Формы и методы социальной работы.

СР (Международная федерация социальных работников) – совокупность деятельности социальных работников профессиональных или непрофессиональных, результатом которых явл. обеспечение каждому человеку социального благополучия и на этой основе социальной сплоченности.

Основоположники с.р. Мэри Ричмонд (с индивидом) и Джейн Адамс (с гр-ми).

Методы – это совокупность приемов, операций для наиболее быстрого достижения цели, решения задачи.

Метод – специф-е виды вмешат-ва, осущ-е на различныхуровнях (посредничество).

^ Мед-я модель с.р.:

Методы соц. работы: 1) непосредственный (прямое воздействие на клиента: разговоры, советы, дискуссии с целью принятия им необходимого решения проблемы); 2)посредственный (воздействие на среду, т.е. взаимод-е с соседями, родственныками). Все это соц-я терапия (М. Ричмонд).

Дж. Адамс: соц. р-ки переселились в «районы бедности» и осущ-ют оказание пом. Нуждающ-ся, т.е. общинная, территориальная соц. р-та.

^ Классические метод с.р.:

а)индивид-я пом. (М.Ричмонд)

б)общ-я р-та (Дж. Адамс)

в)гр-я р-та (соц. психол-и)

г)соц. админ-ие, планир-е.

Совр-е методы с.р.:

а)индивид-я терапия

б)семейная терапия

в)гр-я терапия (люди, имеющие схожие проблемы (7-12 чел.)

Вторичные методы с.р.:

1)супервизия (сопровождение наблюдения, наставничество)

2)планирование (развитие организации

3)консультирование

4)соц. управл-е (менеджмент)

Мед. модель с.р.:1. сбор инф-ии;2)соц. диагнозтика (причина);3)резюмирование.

Street work. В любой «неуправл-мой» гр-е есть лидер. Соц. р-ки, как правило, явл. Волонтерами из этой среды.

Осн. методы уличной с.р.: 1)гр-ая р-та (деят-ть, увлекающая мол-жь; обсуждение общих проблем); 2)индив-ая р-та; 3)организация праздников улиц – община.

^ Методы сем. терапии:

I.стратегический (измерение образа поведения) строится тогда, когда проблема сущ-ут на протяжении длит-го времени (# жен. Вышла замуж за алкоголика, зная об этом)

II.структурная – заключив брак, члены семьи приобретают опр. роли. Проблемвы: ролевая напряж-ть (выполнение св. роли не так, как представлена св. партнеру) и ролевой к-т (возникает как правило, когда жен. – начальник, т.е. жен. на р-те начальник и дома тоже, но в доме лидером должен быть муж).

С. Терапия – объяснение сложившейся ситуации.

^ III. системный (# Все было нормально, вдруг, что-то произошло. Хор. Отнош-я, все хор., но вдруг реб-к, ни с того ни с сего, начинает плохо учиться). Деят-ть С.Т.:1)выделение осн. проблемы в семье: стратегич-я, структурная, системная; 2)циркулярный опрос вместо линейного (один и тот же вопр. У разных людей объясняется по-разному, т.е. опрос всех членов семьи по одной теме (разные мнения); 3)каждая семья уникальна, нет стереотипов; 4)семья – живая система, с опред-ым образцом повед-я; 5)целое больше, чем сумма его частей.

При СТ обязательно должен присутствовать супервизор (кот. схемками рисует взаимоотношения в семье .

Модель СТ: 1)оценка сит-ции (прошедшее, наст-ее); 2)контрактирование (обсуждение того, с чем была договоренность, подписание контракта); 3)лечение; 4)заключение.

Две группы: научно-исследовательские ( приемы и ср-ва, с пом. кот. получают достоверные сведения для научных теорий) и методы преобразования соц. действительности ( способы воздействия с. р-ка на клиента или соц.окружение с целью решения проблем). К н.-и.методам относятся: общелогические методы (анализ, синтез, моделирование, проектирование); общенаучные ( изучение и обобщение опыта, метод экспертных оценок, эксперимент, анализ документов); исторические методы ( генетический, структурный, сравн.-исторический); социолог-ие ( анкетирование, интервьюирование, социометрия, мониторинг); психолог-ие ( тестирование); методы мат.статистики. К преобразовательным методам относятся социально-экономические ( это те способы, с пом. Кот. воздействуют на мат., моральные, нац., сем. и др. потребности клиентов); организац-но-распорядительные ( ориентированы на сознание необх. трудовой и общ. дисциплины, чувство долга и ответственности: регламентирование, нормирование, инструктирование, контроль); психолого-пед-ие ( убеждение, соц.терапия, соц.-псих.диагноз, исповедальный метод). Также сущ-ют индивид-ая и гр-ая формы с. р-ты.
13. Особенности истории СР в Р.

Милосердие – любовь, помощь к ближнему. В Древ-е времена М-ем называли СР.

Призрение – гос. СР, светская СР (в дорев.Р.)

Благотв-сть – творить добро, этим термином можно обозначить часть СР.

СР– это общ-ая деят-сть, напр-ая на сохранение соц-го мира в конкр. общ-ве, в конкр. время ( вкл. и соц пом. детям, увечным; и соц. защита; соц.реаб-я).

Не всегда СР это работа с «+». Политика репрессий большевиков (Гулаг и др. репр. меры, Спарта в др.Греции)

Источники: основы мировых религий; различные законод-ые акты; законы и своды законов Рос-ой империи по соц.вопр.; Уставы благотв. обществ -Отчеты благотв. обществ и соц. Учр-ий.

Литература: древние источники; хроники; истор.исследования.

Историки дореволюц.периода Соловьев, Ключевский Максимов Герье. Современность- Мельникова Холстова Фирсов.

ИСР в Р. Начин-ся с 6 в н.э. восточные славяне – этап соседской крестьянской общины. (КСО) В целом нач. со 2 тысячелетия до н.э.

ИСР начала формироваться в эпоху развития феодальных отношений. Зарождается в рамках КСО. Община – 1-й с. СР. Формы взаимопомощи, помощь в постройке дома, сбор урожая, брали в семью вдову, детей сирот.

Спецификой ИСР в Р. явл. ее природно-климатические усл-я. Крестьянам она нужна, т.к. они боятся остаться один на один с природными усл-ми. (сущ. до 1918г). Специф-ой явл. то, что наши предки восточные славяне имели опред-ый набор черт хар-ра: милосердное отношение к старикам, младенцам, пленным.

В Р. не было работ, для кот. было бы не нужно много рабов.

В 10 в в Киев-ой Руси утверждается восточная версия Христианства, в буд-ем православие. Х-во было введено с комплектом идей милосердия (возлюби ближнего, идея нравственной чистоты бедняка – нищего и юродивого) идея о загробной жизни, об очищающей от грехов силе, милостыне, правила подачи милостыни, мимоходом, не задумываясь, обязательно назвать свое имя.

Эти идеи приводят к тому, что начинают подавать милостыню. М – одна из форм СП раннего феод гос-ва. Церковь призывает к этой пом. – возникает нищелюбие.

Введение Х-ва=> церковный приход и монастыри. Формы СР – ден-ые ссуды, церк-прих школы. Строят СР на основе десятины, а затем на земельные пожертвования. Монастыри – крупные феодалы, имеющие большие деньги. 96 г. – указ Владимира. Попечение больных сирых передается церкви.

След. особенность сохранение до сего дня идеи нравственной чистоты бедных православной церковью.

В 15 в. Появление протестантской церкви – нищие те, от которых отвернулся Бог. Мы этих идей не поддерживаем => появление проф. нищих, никакие меры борьбы не помогают т.к. общ-во этого не поддерживает.

След.особенность – МТ нашествие; польская, шведская интервенция => законодательство не развивается.

Р. длит-й период отстает от З.Европы в соц-эк развитии и в развитии СР. В Европе гос-во как субъект СР формируется в 13 веке, а в России идеи гос.призрения в законодательных актах появл. В .к.16, на практике с к. 18 в.

Рег. Соц.политика – это гос. соц. учр-я (с П1 – госпитали для военнослужащих, гос СР на территории страны)

1775 – Приказы Е2. гос-во как субъект – наличие крупнейших благотворительных ведомств, кот. Созданы и работают с участием гос-ва (ИЧО ).

Особенность – изучение и исполнение международного опыта в стране.

Активное участие общественности в Ср. Причины – богатство – это грех.

Россия к началу 20 в. Так и не создала четкую современную систему СР. Не было единого органа, ведающего СР. Где МВД, где Мин Гос Имущ-ва итп.

Система была нечеткая и состояла из различных субъектов – община, приход, доминирует частная и общ-ая благ-ть, а не гос.

Не было исчерпывающей зак.базы, были уставы 1892, 1915 – Уставы «Об общ-ном призрении». Помощь в дорев. Р. не была гарантир-ой и равной, не были решены соц. проблемы ни одной из групп нужд-ся.

След-ая особенность –революц. Х-р смены систем СР в России. С 1917 начинает создаваться новая система СР – система соцобеспечения. Она имела след. черты:

  • Монополия гос-ва на СР, гарантированность СП, равенство трудящихся в получении СП, четкая вертикаль упр-я СР.

В окт. 1918 Наркомат соц призрения, затем наркомат соц обеспечения.. Новая система формируется медленно, т.к. есть др. проблемы – массовая безработица, детская беспризорность, голод 21-22 гг., индустриализация, коллективизация, Гулаг, практически до сер. 30-х гос-ву не было дела до СР.

В послевоенное время формирование - гос. системы страхования , кот.на бумаге началась с 23 года, а фактически в 28. Завершается этот процесс в 1964 году – введено пенсионное обеспечение для колхозников и их семей. Системой гос страхования явл.: * пенсии по старости,** пособие по болезни, родам. *** пенсии в случае увечья.

Система собес в СССР отличалась гос системой соцстраха. Система соцстраха была чисто государственной, рабочие никаких взносов не платили, только отчисления предприятий. Если предприятие было убыточным, то государство компенсировало дотацией. Особенностью этой системы СО: гос-во привлекает к ней общественные орг: профсоюзы (выполняли соц функцию. В ведение профсоюзов переходит соцстрах в 1933г). П. выплачивают пособия, учитывают больн.листы, определяют р-р пособия, путевки итп. В начале 60-х получают всэ инфраструктуру отдыха, лечения в санаториях, д\о и тпд. Комсомол – работа с мол, детьми.

Уникальность системы СО дополняется системой бесплатного здравоохранения. Не было равной помощи по все террит-и.

Также уникальным явл – бесплатное образование на всех этапах. (минусы - г-во не может ориентироваться на рынок – перепроизводство одних спецов и нехватка других)

Система СО базировалась на гос средствах. Так ситуация складывалась до кризиса. Уже в второй половине 80-х – скрытая инфляция (дефицит товаров). 90-е – у гос-ва уже денег нет. Пенсии, «съедает» инфляция. Накопления не выплачиваются. Гос-во уже не может обеспечивать бесплатное медобслуживание, врачи - мизерная З\П.

Появляется платная мед-на, образ-ие.

Развал СССР ухудшает эк-ую ситуацию, т.к. происходит разрыв эк связей.

Плюс ко всему появляется нищенство (включая проф-ое), безработица, беспризорность. Первая пол. 90-х – гиперинфляция.

С 93г. гарантированная соц-ая помощь только остронуждающимся.

Разрешили церковную благотворительность

С 95г. разрешили частная и общественная благ-ть.
14. Субъекты и объекты социальной работы.

С.р. – это проф. деят. по оказанию пом. индивидам, группам или общинам в целях усиления или возрождения их способности к соц.ф-нию и создание для этого благоприятных общ.условий (Баркер Р. Словарь с.р. 94г.).

С.р. – совокупность деят-ти проф-х или непроф-х , рез-ом кот. явл. обеспеч-е каждому чел. соц. благопол-я и на этой основе сплаченности (Международная Фед-я с.р.-ов).

О. с.р. – клиент (индивид, гр-па, община…)

С. с.р. - гос. ведомства и учр-я соц. защиты населения; органы МСУ и их учр-я; общ-ные, религиозные и благотв-ые организации и иные негос-е объед-я; коммерческие структуры и бизнес; проф. р -ки и занимающиеся соц. раб. На общ-х началах – добровольцы; сами граждане (гражданские инициативы, #гр. Самопомощи).

П. с.р. – процесс организации (оказания) пом..

Проф-я с.р. – способствует реализации соц. изменений в общ-ве, решению проблем чел-х взаимоотн-й и укреплению свободы чел. и его права на достойную жизнь. Используя теории чео-го поведения и соц. систем, с.р. вкл-ся в процесс на этапе, когда люди взаимод-ют с окр. средой.

Принципы соблюдения прав чел. и соц. справ-ти явл. фундаментальными для с.р. (принято на встрече Междун-й Фед-ции с.р-ов - 2000г., Монреаль).

Отношения в с.р. носят субъективно-объективный хар-р Субъектами социальной политики и социальной работы являются: Государственные ведомства и учреждения социальной защиты населения.

Основными субъектами социальной политики и социальной работы в РФ выступают министерство здравоохранения и социального развития, образования, в совокупности с соответствующими учреждениями ицентрами по оказанию социальных услуг населению.

Органы местного самоуправления и их учреждения.

Профессиональные работники и занимающиеся социальной работой на общественных началах добровольцы.Сами граждане (в том числе в форме участия в различных гражданских инициативах, например, группах самопомощи).

Объектом социальной политики и социальной работы является в той или иной степени практически все население (с особым акцентом на социальную защиту малообеспеченных граждан и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации).
15. Виды и формы организаций и учреждений СР
Организация – группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и для достижения общей цели. Требования к орг-ции: 1.наличие по крайней мере 2 людей,кот.считают себя частью группы, 2...одной общей цели, 3.наличие членов группы,кот.сознательно работают вместе,чтобы достичь поставл.цели.

Целью организаций и учреждений СР является оказание социальной помощи и\или реализация социальной политики. ^ Социальная сфера – область жизнедеятельности общества, в которой реализуется социальная политика государства. Субъектами СС (в узком смысле) явл.специализированные федеральные, республиканские, краевые, областные, государственные, муниципальные и общественные органы и службы, в т.ч. службы соцразвития предприятий и организаций различных форм собственности.

В широком смысле субъектом СС выступает все взрослое население страны.

Виды О и У СР: 1.гос-ые( хар-ся гос. системой администрирования, т.е. гл.организацией явл.министерство здравоохранения и соцразвития, затем соответствующие комитеты и департаменты и так далее до локального уровня (ЦСО)), 2. коммерческие, 3. смешанные ( заним-ся коммерч.д-тью, но реализуют соц.политику. (пр., унитарные предприятия), 4 службы, работающие при благотв.фондах, религ.и общ.организациях.

Согласно законодательству РФ (ГК и з-ны об общественных организациях, об НКО ит.д.) выделяют следущие организационно-правовые формы:

  1. коммерческих организаций:

1. хоз.товарищества (в соц.сфере их мало):

- полное товарищество (это объединение двух или более лиц, участники кот. занимаются предпринимательской д-тью от имени товарищества. Участники полного товарищества солидарно несут дополни­тельную (субсиди­арную) ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Это означает, что ответственность всех участников пропорциональна раз­меру их вклада.),

- товарищество на вере(коммандитное) (вкладчики, не прини­мают участия в предприн-й д-ти, но получа­ют прибыль и несут риск убытков в пределах сумм сделанного вклада. Такая форма позволяет привлекать дополнит.ка­питалы лиц, заинтересованных в выгодном помещении своих свободных денежных средств. Вклад м.б. сделан не только в денежной форме, но и в виде предоставления помещения, транспортных средств и иным образом)

2. Общества ( в соц. сфере более распространены):

  • общества с огр.ответственностью (доминируют в СС).Предприятие, созд.по соглашению юрид.и физ.лиц путем объединения их вкладов в целях осущ.хоз.д-ти и получения прибыли. Прибыль распределяется пропорционально вкладам его участников или учредителей. Участники товарищества отвечают по его обязательствам только в пределах своих вкладов, на их имущество и сбережения ответственность не распространяется. Поскольку вклады участников становятся собственностью обще­ства, они несут не «ответственность» по его долгам, «ограничен­ную рамками их вкладов», а только риск убытков (утраты вне­сенных ими вкладов).;

  • о.с дополнит.о.( т.е. учрежденное одним или неск.лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных размеров; участники несут солидарную ответст­венность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его дополнительная ответственность по обязательствам общества распределяется ме­жду остальными участниками, пропорционально их вкладам);

  • акционерные общества (Акционерным признается общество уставный капитал которой разделен на опред.кол-во акций, удостоверяющих обязат.права участников, т.е. акционеров. В отличие от товариществ участники АО (акционеры) заранее ограничивают свою ответственность по обязательствам общества и несут риск убытков только в пределах внесенных ими вкладов (стоимости принадлежащих им акций. Учредителями АО могут выступать как юрид.лица, так и граждане). Различают два типа акционерных обществоткрытые (вправе проводить открытую подписку на свои акции и отчуждать их без согласия других акционеров, число самих акционеров не ограничено) и закрытые (общество, акции кот. распределя­ются лишь среди учредителей и иного указанного заранее круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку и распределение акций. Количество участников (учредителей) акционерного общества не может превышать числа 50).

  1. некомерч.орг-ции - д-ть не связана с извлечением прибыли.:

  • общ.объединения (добровольное, самоуправляемое, неком.форми­рование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей и реализации общих целей, ука­занных в уставе. Участники (члены) организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам организаций, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов. При ликвидации объединения, имущество используется по целям согласно уставу, а если это невозможно то оно передается а гос. бюджет. К общественным организациям также относятся союзы, ассоциации. Они могут быть федеральными, межрегиональными, региональными, городскими, районными.

  • общ.орг-ции – религ.объединения(добровольное объедине­ние граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основани­ях проживающих на территории РФ, образованное в целях со­вместного исповедания и распространения веры).

  • фондом явл.не имеющая членства неком.орг-я, создаваемая гражданами и/или юрид.лицами на основе добровольных имущ.взносов, преследующая соц., благотв., культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда.

  • учреждения признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В отличие от всех других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами. (Напр., Молодая семья, союз МЖК – на каждую соц.программу созд.соц.учреждение, которому делегируются полномочия на реализацию программы).

  • автономная НКО – создать ее может любой. Смысл: учреждается, например, сеть учебных центров. Учредители только координируют деятельность этой НКО, но в самой работе участия не принимают.

  • некомерческое партнерство.

Таким образом, в настоящее время в РФ существует разнообразие форм организаций учреждений СР.
В.16 Милосердие и благотворительность в Р.
М – милосердное отн-ие к членам общ-ва. Видим М у восточных славян (соседская община - М к детям –сиротам, принимали в семью вдов, совм. постройки, помощь с урожаем итпд).

Благотв-сть – творить добро, этим термином можно обозначить часть СР.

СР– это общ-ая деят-сть, напр-ая на сохранение соц-го мира в конкр. общ-ве, в конкр. время ( вкл. и соц пом. детям, увечным; и соц. защита; соц.реаб-я).

Не всегда СР это работа с «+». Политика репрессий большевиков (Гулаг и др. репр. меры, Спарта в др.Греции)

Идеи М заложены в Х-ве 998 г – введение Х-ва. Идеи внедряются в сознание верующих. Возникает культ юродивых - следствие изоляции Руси МТИ. Княжеское М. – не только милостыня, но выкупали пленных, училища для мол-х . (но во всем рациональная идея) Милос-ые дела монастырей. Но милосердие, кот. требует церковь приводит к проф.нищенству.

Начало 17 в – появляются первые указания о частном М. Развивается част благ-ть во 2 пол. 17 в.

Воспит-ые дома Е2 существуют на благ.пожертвования. Призревают 23-30 тыс. детей каждый. Императрица Мария Федоровна – финанс-ет деят-сть соц.учр – после ее смерти объединили в ВУИМ. Александр 1 (1 четв 19 в) создается ИЧО (на особых основаниях управляемые) Таких обществ было несколько ВУИМ, РОКК. Попеч-во о трудовой помощи – особый статус благ.орг., зафикс. в законодательстве)

Статус в том, что контрол-ся императором ч/з св. служ-х и финанс-ся из личных ср-тв императора. Учр-я имеют льготы по налогам, чиновники до 5 класса статус госслуж-го.

С 1863 право на разрешение БО перешли к МВД. Параллельно с этим разрешают использовать утвержденный образец устава – т.е. упростили порядок. Законодательно закреплен порядок финанс-я БО. Разрешены только те, кот. имели капитал, годовых % кот. хватало бы на год СР. (напр. Странноприимны дом Шереметьева)

Все БО контр. МВД. Если не присылают отчеты в теч. 2-х лет, то закр-ют БО.

Только БО имеют право на проведении лотереи. И только те у кого опыт р-ты не менее 2-х лет. Были и злоупотребления. (БО для скрытой эксплуатации, уйти от налогов, отмыть деньги).

Особ-ти благ движения в Р. явл. тот факт, что БО раб-ли изолированно др. от др. ( и этим пользовались проф.нищие). Для преодоления этого недостатка устраивались съезды.

Противоречие, недостаток нивелирует рез-ты СР – большой бюрократич-ий аппарат, кот. «съедает» частично пожертвования.

Направления частной благотв-ти:

Б пожертовавния - создание (участие в создании) к.л. соц или мед. учр-я

Участие в деят-ти соц. учр. (на общ.началах – # Доктор Гааз) -Движение сестер милосердия –Благотв-ные именные комитеты (Алексеевский, Ольгинский) -Меценатство - часть БД

Причины Б: христианская вера, желание войти в историю, гос-во стимулирует, звание почетного горожанина, снижение налогов, карьерный рост, звание потомственного дворянина.

Расцвет Б – II пол. 19 н. 20 вв. Завершилось накопление капитала – доходы не скрывают, налоги заплачены.

1917 – все разруш-ся: частная – нет владельцев собств-ости, церковная – запр-на. Но тем не менее благотворительность была.

Во время голода, ВОВ (фонд обороны, строит-во воен-й техники), массовая шефская работа. Организации РОКК и ДОСААФ.

1995 – разрешили благ деят-ть. Возрождается част. и обществ. (марафоны, гранты, фонды). Опять много негатива. Период становления. Гос-во не стимулирует, легализации капиталов не происходит. Уход от налогов тормозит благ-е движение. Но БД есть всегда.
17.Социология и теория с.р: взаимосвязь и взаимод-е.
Соц-я – наука об общ-ве, имеющая объектом общ-во, как ценность, как реальность. Предмет: совок-тьобщ-х представлений, отношений на данном этапе раз-я общ-ва. Теория и методика с.р.опирается на социологич-е знания об общ-ве и прежде всего на возмож-е проблемы и хар-ки общ-ва. Социология дает с.р.: 1. знание об общ-ве как целостности, совокуп-ти соц.связей и взаимод-й. 2. Соц.стр-ра общ-ва. Осн.виды соц.групп стр-ры общ-ва: соц-демографич., соц-класс., соц-этн., соц-проф. 3. знание о проблемах, соц.неравенство и соц.стратификации. Соц.страта=соц.слой. Соц.стратификация – деление общ-ва на слои. Соц.неравенство – превосходство одного класса над другим. Пр., управляющий – служащий. В РФ соц.нерав-во усугубляется, т.к. max часть насел-я принадлеж.к низшому слою, средний - не развит, max разрыв с высшим. Взаимосвязь содержания соц-гии и теории с.р., но социология дает общие знания на основе кот-х выстраиваются методы с.р.
18. Социальная идентичность: норма, отклонение, коррекция.

Соц-я идентичность – осознание индивидом себя как личности.

Соц-я идентификация – процесс отождествления индив-ом себя с др. чел., гр-ой, образцом и самим собой. Этот процесс происходит вместе с процессом соц-ции. Этот термин введен Фрейдом.

Моя соц-я ид-сть – мое отождествление с др.. Соответствую ли я этому образцу поведения.

О. соц. ид-ти: семья, близкие, товарищи по работе; людт того же поколения, возраста; профес-е гр-пы, организации; граждане общ-ва, само общ-во.

Этническая ид-ть – этнические гр-пы, общности, традиции, обычаи.

Полит-я ид-ть – политич-е партии, их лидеры, программы …

^ Уровни соц. ид-сти (по Эриксону):

1)Я-ид-ть: а)органические компоненты (биологические):расовая, половая, физ-я, телесная, возрастная; б)личностный компонент: осознание индивидов.

2)Соц-я ид-ть: соц.-груп-я (должны обладать типичными для данной гр-ы кач-ми); психо-соц-я (осознание принадлежности и оценки со стороны общ-ва).

Норма/отклонение – проблема соответствие/несоответствие, ориетнир индивида и общ-ва.

Кризис – осознание несоответствия

Кризис идентичности – это резкая перемена в осознании ид-ти, осознание недостигнутой ид-ти.

Нормативный кризис ид-ти связан с осознанием и приодолением несоответствия. Это импульс для дальнейшей соц-ции.

Кризис отклонения - это продолжительное осознание чего-то, кот. не удается разрешить индивиду.

^ Виды ид-ти: «+» и «-« (положит-я и отриц-я); целостная;зрелая;альтернативная;двойственная или множественная; утраченная.

По содержанию:

1) гражданская

2) этническая (чувство и осознание принадлежности к 1 этнич-й гр-пе; разграничение, обособленность от др. этносов; ситуации конкуренции и к-та)

3)политическая (предвиденность…)

19. Социализация личности: норма, отклонение и возможности коррекции в системе соц.р-ты.

Чел-ом рождаются, а личностью становятся.

Личночть – соц. сущность чел., означающая устойчивую совокупность черт индивида.

^ Чтобы стать Л. Необходимы некоторые условия:

1) биологически генетически заданные предпосылки (чел. должен впитывать и отражать соц. действительность)

2) наличие матер-но-вещ-ой, соц.-групповой и социок-й среды

3) уникальный индивидуальный опыт

Процесс социализации – двусторонний процесс ( а)постоянная передача общ-ом соц. норм и к-ых ценностей; б)освоение индивидом в течении всей его жизни соц. норм и к-ый ценностей для нормального ф-я в общ-ве) становления и развития личности.

Сферы социализации: деятельность, общение, самосознание.

Фазы социализации:

1)соц. адаптация – приспособление индивида к требованиям соц. среды

2)интериоризация (интернализация) включение индивида во внутренний мир осваиваемых норм и ценностей.

^ Осн. институты соц-ции: ср-ва массовой инф-ции, религиозные организации, Интернет, семья, школа…

Агенты соц-ции – участники (люди)

Стадии соц-ции: 1) дотрудовая (ранняя стадия и период обучения); 2)трудовая; 3)послетрудовая

Дж. Мид утверждает, что на стадии первичной соц-ции (освоение норм, знаний) преобладает значимый другой, а на стадии вторичной (взрослость, зрелость …, эту соц-ю чел. проходит до конца св. жизни) – обобщенный другой.

^ Типы соц-ции: естественный; примитивный; сословный; моносоциок-ый; полисоциок-ый; патерналистский (наличие некоего покровителя, кот. ведет чел.); гуманистический; стратификационный; единообразный; конформистский.

^ По содержанию процесса соц-ции: проф-я; эстетич-я; правовая; трудовая.

По результативности: успешная; отклон-я; преждеврем-я; запаздывающая; ресоц-я; десоц-я; принудительная; ускоренная; кризисная.

  • Когда идет разрушение соц-значимых черт (#правовые нарушения), освоение черт, значимых для св. гр-п.

  • Заболевание чел., когда его сознание утрачивает возможность воспринимать реально реальность

Социализац-я норма – 1) эталон социализированности чел., с учетом его возрастных и индивидцально-психол-их хар-к (#для школьника – школьная программа); 2) устоявшаяся совокупность правил передачи соц-го опыта от поколения к поколению (освоение языка).

Успешной соц-ции у индивида на 100% быть не может.

^ Концепция соц-ной нормы: норма социализ-ции связана с двумя моментами: эталон социализированности ч-ка на уровне его особен-тей – соответ.ему дает норму соц-ции. #, реб.2-х лет – освоение языка (он не может освоить законы физики и т.д. только освоение языка). Описаны в пед.псих., эталон – общ-ное мнение. Эталоны: формализ-е, неформализ-е. Все это не соответствует норме, эталону – отклонение. Отклон-я соц-ция шире откл.поведения, т.к. не только выполнение, но и освоение нормы. Ресоциализ. – освоение нового. #, люди с отклон.поведением прох-т ее в спец.уч-ях.
20. Антропологические аспекты социальной работы.
Антропология – в переводе с греческого, наука о чел.. Первым в обиход этот термин ввел Аристотель, применительно к изучению дух. природы чел-ка. Относительное большинство учёных сводятся к тому, что антропология – система относительно автономных, естественных и гуманит-х дисциплин с общим предметом – чел.. Перечень этих дисциплин в различных странах отличаются. Как наука в большинстве стран сформировалась в к. 19в. - стали преподавать и готовит спец-ов антропологов.

Антропология – наука изучающая происхождение и эволюцию чел. и его предков; историю формир-я и распространение расовых типов; разнообразие чел-х типов во времени и пространстве; наука, изуч-ая к-ы народов. Специфика изучения чел. в А. закл. в комплексном подходе к изучению чел., т.е. чел. рассматривается как биосоциальное сущ-во (биосоциокультурное). Остальные науки изучают отдельные стороны жизни чел.. Очень важно, #, для спец-та по соц-ой работе, знания о к-х разных народов. Для того, чтобы он смог оказать наиболее полноценную пом. тому или иному чел., той или иной нац-ти. А. даёт знания о взаимоотн-ях м/у людьми.

А. рассматривает чел. со всех сторон (биолог-ой, соц-ой, физиолог-ой и т.д.), поэтому она очень важна для соц. Р-ы. Комплексный подход к клиенту. Иннаковость.
21.С.р. и соц.экология:осн-е понятия, взаимосвязь.
Соц. экология очень молода, возникла в 20в. Само понятие Э. возникло раньше. Ввел Э.Генель 1886г. Оно образовано из 2-х др.греч. слов: эйкос - дом, жильё, местоприбывания(oikos), логол – слово, учение, наука. По Генелю Э. - одна из отраслей зоологии. Э. первоначально разв. в рамках биологии. Изучаются взаимоотношения общ-ва и окр. среды. На этом этапе возникает наука соц. эк-я. Опред-е предмета ввел Мак Кензи в 1925г. Соц.Эк-я изучает взаимод-е общ-ва и природы (общая трактовка).

Цель: создание усл. для осущ-я жизни

Природа: естественная и искусст-я. ^ Сущ-ет 2 альтернативных подхода:

1. Биоцентризм – акцент на природе. Гл. задача соц. эк-гии и предмет- сохранение и защита природы. Прежде всего, от чел.. Даже за счёт сокращения чел-ой особи.

2.Антропоцентризм- акцент на общ-ве. Гл. задача и предмет – создание усл. для развития и совершен-я чел. и общ-ва, создавая при этом благоприятные для него эк-ие усл-я.

М/у ними – коэволюционизм, кот. делает акцент и на общ-ве и на природе, пытаясь снять крайности первых 2-х подходов, коэволюция, согласованность общ-ва и природы.

Соц.экология – комплексная наука, изуч-я систему взаимод-я общ-ва и природы, с целью нахожд-я оптимальных путей их коэволюции на основе выявления объект-х закономерностей в природе и общ-ве. Соц-я эк-я – наука о выживании ч-ка и чел-ства.

Эк-е проблемы - противоречия, кот. возникают м/у чел. и окр. средой. Обострение этих противоречий приводит к кризисным ситуациям. Эк-е кризисы и катастрофы: природные и антропогенные. Природные (стихийные) - не зависящие от чел. природная сила. Антропог-е кризисы - сопровождаются развитием ч-ой цивилизации, вызываются во многом действиями людей (эрозии почвы, опустынивание территорий и т.д.).


22. Психология и социальная работа: основные понятия, взаимосвязь.
Развитие психологической теории, а также теории с.р. сделало очевидными многие недостатки традиционного директивного подхода в психологии и диагностической роли с.р.
  1   2   3   4



Скачать файл (549 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru