Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Контрольная работа - Охрана труда в угольной промышленности - файл Вопрос 1.doc


Контрольная работа - Охрана труда в угольной промышленности
скачать (177.7 kb.)

Доступные файлы (3):

Вопрос 1.doc108kb.07.12.2009 00:44скачать
Вопрос 2.doc106kb.07.12.2009 00:20скачать
Расчет параметров пожар.doc102kb.08.12.2009 23:01скачать

содержание

Вопрос 1.doc

Реклама MarketGid:

1.Охрана труда в отрасли. Угольная промышленность.

В соответствии с изменениями структуры Кабинета Министров Украины организовано Министерство топлива и энергетики, в состав которого теперь включены подразделения бывшего Минуглепрома. На данный момент поднят уровень должностных лиц, ответственных за решение вопросов охраны труда: на шахтах – заместитель директора по безопасности.

1. Профилактика производственного травматизма


Никто и никогда не имел право оценивать опасность труда в любой отрасли по отдельным, единичным случаям производственного травматизма. Всегда оценке предшествует анализ травматизма по статистическим данным практики. При таком анализе в последние примерно 30 лет наряду с другими методами анализа используются 2 показателя:

 и , где

Кч и Кт - коэффициент частоты и соответственно тяжести травматизма за определенный период времени;

^ П - число пострадавших;

Р - среднесписочное число работающих за определенный (анализируемый) период времени;

Д - число дней потери трудоспособности.

За период 1990-99 гг. Кч, изменялся в пределах 0,34-0,50 и в среднем за десятилетний период времени составил 0,42.

Смертельный травматизм учитывается и анализируется отдельно. За тот же период он изменялся от 1,9 до 5,6, а в среднем составил 3,7 на 1 млн. тонн добычи угля.

Динамика общего (1) и смертельного (2) травматизма представлена на рис. 1.1. На две особенности динамики следует обратить внимание.

Во-первых, совершенно очевидно как уменьшение во времени общего травматизма, так и отсутствие такового по смертельному травматизму.



Рисунок 1.1 - Травматизм а предприятиях угольной промышленности

1 - общий травматизм (Nт),

2 - смертельный травматизм (Nтс).

Во-вторых, подтверждается мысль, высказанная при изложении курса БЖД, о том, что не следует идентифицировать изменение смертельного травматизма с общим, помня о том, что последний безусловно самый тревожный.

Одной из основных причин травматизма в лавах является применение индивидуальной крепи. Оно наряду с несовершенством или недостаточным количеством крепи нередко обусловливает чуть ли не массовые нарушения паспортов управления кровлей и крепления. Различные нарушения паспортов крепления по этой причине отмечаются почти в 80% несчастных случаев, происшедших в очистных забоях В них можно было бы сократить травматизм за счет применения комплексов оборудования с механизированными крепями. Наиболее эффективными являются современные комплексы со щитовыми крепями, что подтверждают данные табл. 1.2.

Таблица 1.2 - распределение несчастных случаев (н/с) на шахтах Западных районов за период 1984-1989 гг.



п/п

Технологическая схема выемки

Удельный вес, %

Условный показатель, нс/добыча

н/с

добыча

1.

Узкозахватная с механизированной крепью (КМЗ)

39,5

69.3

0,57

2.

Узкозахватная с индивидуальной крепью

37,6

16,3

2,31

Из данных табл. 1.2 следует, что в случае применения механизированных крепей количество н/с на 1 т добычи может быть снижено в лавах почти в 4 раза.

В очистных забоях, оснащенных индивидуальной крепью, самой опасной является зона изгиба конвейера, где вместе с примыкающей к ней зоной управления комбайном происходит более 40% н/с. Около 30% н/с происходит на концевых участках лав (ниши, сопряжения) и остальные 30% - на протяжении лавы.

Основными организационными причинами травматизма от обвалов и обрушений в очистных забоях являются:

  • нарушения паспортов крепления и управления кровлей;

  • нарушения технологии ведения горных работ;

  • несоответствие паспортов крепления и управления кровлей горно-геологическим условиям применения.

Травматизм в подготовительных выработках, как уже указывалось, связан непосредственно с их проведением, а также имеет место на протяжении. Происходит он в первую очередь из-за нарушений конструкций крепи, ее некачественной установки, отсутствия временной крепи, оставления пустот за крепью Опасность последнего нарушения особенно велика, т к. незаложенные пустоты в дальнейшем не только способствуют деформациям крепи, но и являются очагами местных и слоевых скоплений метана. Наличие незаполненных пустот за крепью по мнению комиссий, расследовавших аварии, явилось причиной более 80% всех смертельных н/с от обрушений в подготовительных забоях и на протяжении выработок.

На сопряжениях подготовительных выработок с очистным забоем породы обрушаются в результате значительных обнажений кровли. Причины последних - большое расстояние от крепи до средств охраны выработок, снятие у окна лавы большого числа ножек крепи и несвоевременное их восстановление, некачественное крепление концевого участка лавы.

В 1999-2000 годы было установлено, что в основе самой природы обрушений в подавляющем числе случаев находится расслоение пород кровли пласта. Первородная особенность осадочного массива, каковым является угленосный массив, - слоистость. Даже когда речь идет не о глинистых или песчано-глинистых сланцах, а о песчанистых сланцах и даже песчаниках, то и в них нередко есть тонкие прослои глинистых материалов, которые располагаются между различными по мощности слоями массивного песчаника.

В течении многих десятилетий прежде геомеханические процессы - явления, происходящие при проведении подготовительных выработок и выемке угля в лавах, рассматривались и оценивались с позиций величины, распределения и перераспределения напряжений, обусловливающих возникновение и развитие деформаций. Ученые рассматривали эти деформации как результат возникновения и действия напряжений на контуре, вокруг и впереди выработки.

В девяностые годы Донецкий государственный технический университет (ДонГТУ) развивает новое представление о природе разрушения осадочного массива, находящегося вблизи и на некотором расстоянии от искусственных полостей - горных выработок, в том числе в зонах влияния над- или подработки. В его основе находится положение о том, что трехосное сжатие является естественным для осадочных пород. Непосредственной причиной их разрушения являются деформации упругого восстановления, упругого последействия и обратной ползучести, возникающие как при так и после проведения выработок и направленные в стороны образованных полостей.

Для подтверждения высказанной гипотезы рассмотрен был травматизм, зарегистрированный на шести шахтах ПО «Снежноеантрацит».

Из общего числа 2051 н/с на долю горнорабочих и проходчиков приходится 1202, т.е. почти 60%. Травматизм от обвалов и обрушений составил 748 случаев - 36% от общего за 5 лет, а на самой глубокой шахте «Заря» (1200 м) даже 46,8%.

Травматизм на транспортных средствах и подъёмных установках продолжительное время остается на втором месте и приближается к 20-30%. Из общего числа н/с в 1989 г. почти 76% случаев зарегистрировано на рельсовом транспорте, 13% - не ленточных конвейерах и 11% на подъемных установках. Преобладающее число н/с, связанных с этим видом транспорта, произошло при локомотивной и канатной откатке Основными причинами травматизма при локомотивной откатке были:

  • ошибки при управлении электровозами (19%);

  • передвижение трудящихся на грузовых транспортных средствах (14%);

  • пешее передвижение по шахтным выработкам (11%);

  • сход с рельсов подвижного состава и последующая постановка его на рельсы (24%);

  • удары пострадавших о предметы, загромождающие габариты выработки или пути (20%).

Травматизм при управлениями электровозами наряду с нарушениями трудовой дисциплины и техники безопасности машинистами связан с несовершенством конструкции применяемых на шахтах электровозов АМ-8Д и 2АМ-8Д, вынуждающих высовываться или даже выходить из кабин.

На протяжении горизонтальных выработок к несчастным случаям приводят наезды транспортных средств на передвигающихся людей, травмирование их сошедшими с рельсов вагонетками, электровозами. Все это становится возможным из-за очень высокого и всё увеличивающегося процента выработок, находящихся в неудовлетворительном состоянии (размерам и зазорам).

К основным организационным причинам н/с относятся:

  • нарушения принятой технологии перевозки грузов - 18%;

  • несовершенство технологии выполнения транспортных работ - 49%;

  • нарушение нормативов содержания рельсовых путей подвижного состава и выработок - 36%.

К ним же, но допущенными горнорабочими, относится управление машинами лицами, не имеющими на это право; превышение количества вагонов, прицепляемых к тяговому канату или электровозу; невыполнение правил безопасной постановки подвижного состава на рельсы; использование для передвижения по выработкам транспортных средств, не предназначенных для перевозки людей.

В целом в обзорах констатируется, что характер технических причин остается постоянным на протяжении многих лет. Нет необходимости в поиске новых технических решений. Следовательно, необходимо только повышение производственной дисциплины.

На ленточных конвейерах 55% н/с произошло при езде на грузовых конвейерах, при переходе через ленточный конвейер без использования переходных мостиков, а также при выполнении работ людьми, находившимися на ленте конвейера. С выполнением монтажных и ремонтных работ на конвейерах связано 22% н/с.

Организационные причины на конвейерном транспорте проявились в 99% н/с - это убедительнейшее доказательство крайней необходимости повышения производственной дисциплины.

При эксплуатации выемочных машин более 90% н/с связано с тремя группами причин:

  • воздействие режущих органов (40%);

  • прижатием корпусом комбайна и элементами машин (35%);

  • порывами и колебаниями тяговых цепей (около 15%).

При эксплуатации забойных скребковых конвейеров н/с почти в 80% случаев происходили из-за травмирования при доставке материалов и оборудования по ставу конвейера (35%), срыва и смещения приводных и натяжных головок (25%), прижатия элементами конвейеров (20%).

При эксплуатации механизированных крепей большая часть (75%) н/с произошла при прижатии элементами секций, при поломке и ремонте крепей.

Впервые в общей совокупности н/с предложили выделить группу травматизма от непрофессионализма. Она включает случаи травматизма, когда рабочий «оступился, поскользнулся, упал, уронил, при погрузке, при разгрузке, при доставке, при соединении, разъединении» и т.д. и т.п. Смысл термина из-за очевидности в разъяснениях не нуждается. Причина таких случаев заключается в отсутствии профессионального отбора трудящихся и в недостаточной обученности рабочих. Иногда, может быть, в недисциплинированности, небрежности, безответственности. Но, по нашему мнению, такая категория травматизма со временем, после дополнительного осмысливания, осуждения должна приобрести официальный статус в промышленности, частности угольной, ибо будет способствовать снижению производственного травматизма. К более или менее существенным можно отнести две разновидности неоднозначности отнесения несчастных случаев к предложенной группе производственного травматизма. Первая состоит в том, что при повышении уровня механизации, сложности горно-геологических условий, снижения уровня организации охраны труда значимость травматизма от непрофессионализма может возрастать. Это вполне естественно, и выход здесь реальный и простой - лучше отбирать пригодных для работы в угольной (так же как и других) отрасли, лучше их обучать.

Вторая относится к возникающей, нередко кажущейся, неоднозначности решений об отнесении несчастных случаев к этой категории. Например, рабочий травмировал руку, прицепляя секцию КМ-103 к конвейеру. Травма получена не при работе машины или механизма, поэтому и должна относится к группе непрофессионализма. К ней же следует относить некоторые несчастные случаи, происходящие и по другим опасным производственным факторам.

Вопросы природы формирования выбросоопасности, механизма возникновения и развития вопросов угля, породы и газа; сущности способов прогноза выбросоопасности и способов предотвращения выбросов угля, породы и газа являются, пожалуй, наиболее сложными вопросами горной науки.

Основными причинами образования опасных концентраций метана в горных выработках были нарушения нормального режима проветривания, в том числе с учетом накопления метана в выработанном пространстве (65-75%); невыполнение мероприятий, предусмотренных для предотвращения местных скоплений метана: купола, пустоты за крепью, пространство между корпусом комбайна и забоем (около 20%).

Однако надо всегда помнить, что взрывы невозможны при отсутствии источников воспламенения. Основными источниками воспламенения метана, взрывов метана и пыли было электрооборудование, взрывные работы, фрикционное искрение.

При несчастных случаях, связанных с удушьем, смерть наступает от недостатка кислорода во вдыхаемом воздухе вследствие замещения его метаном. Все такие случаи явились следствием организационных причин, в числе которых и передвижение в загазированных выработках без предварительного замера содержания метана в рудничной атмосфере.

Количество несчастных случаев с ВМ при ведении взрывных работ и обращении длительное время держится в отрасли примерно на одном уровне 2,0-2,2%.

Изучение организационных причин травматизма показывает, что основную долю среди них занимает нахождение посторонних лиц и лиц, проводящих взрывные работы, в опасной зоне. Это свидетельствует о том, что взрывные работы в ряде случаев в нарушение требований «Единых правил безопасности при взрывных работах» ведутся без удаления лиц, не связанных со взрывными работами, из опасной зоны, без выставления или неправильного выставления постов охраны и предупредительных знаков, а также при нахождении мастеров-взрывников и лиц сменного технического надзора, присутствующих при взрывных работах, на расстояниях от взрываемого забоя менее, чем это предусмотрено нормативными документами. Последнее подтверждается тем, что среди пострадавших около 30% мастеров-взрывников, ИТР и горных мастеров.

В числе организационных причин находится заряжание шпуров без применения забойки; отсутствие водораспылительных завес при ведении взрывных работ, особенно в тупиковых забоях; выдача мастерам - взрывникам невыполнимых нарядов на смену.

Вторая группа причин травматизма связана с техническими средствами выполнения взрывных работ. Травматизм по этой группе причин обусловлен высокой чувствительностью электродетонаторов к механическим воздействиям, их недостаточной безотказностью. Вследствие этого травматизм от перебуривания и механического воздействия на заряды в отдельные периоды времени превышает 20%.

На травматизм от механического воздействия на отказавшие заряды влияет в основном качество применяемых электродетонаторов.

Рекомендации комиссий, расследовавших соответствующие аварии, содержат в частности, необходимость применять резцы и коронки для бурения шпуров диаметром большим, чем диаметр применяемых патронов ВВ не менее чем на 5 мм при бурении по углю и не менее 3 мм при бурении по породе. Обращается особое внимание на использование всех нормативных способов для обнаружения и ликвидации отказов зарядов ВВ, о которых студентам известно из ранее прочитанных дисциплин.

Количество пострадавших от электротока в подземных выработках шахт отрасли находится примерно на одном уровне на протяжении последних 20 лет.

Установлено, что все случаи поражения электрическим током в сетях 660 В происходили при преднамеренно выведенной из строя защиты от токов утечки (реле утечки). Таким образом, отключение реле утечки и продолжительная работа шахтных сетей без защиты, как и в прошлые годы, продолжают иметь место, чем создаются опасные условия труда для горнорабочих.

Подавляющее число электротравм (более 90%) на предприятиях отрасли произошло при прикосновении к токоведущим частям, находящимся под напряжением, остальные - при прикосновении к корпусам электрооборудования, оказавшимся под напряжением из-за повреждения изоляции. Электротравмы по организационным причинам, как и в предыдущие годы, значительно преобладают над электротравмами по техническим причинам. Наибольшую повторяемость имеют следующие организационные причины:

  • несоблюдение мероприятий безопасности при работе в электроустановках;

  • нарушение средств защиты от поражения электрическим током;

  • умышленное отключение аппарата защиты от поражения электрическим током.

Таким образом, основными причинами электротравматизма в отрасли остаются причины организационного порядка, главными из которых являются нарушения установленного порядка производства работ в электроустановках, несоблюдение мероприятий безопасности, недостаточный технический надзор и нарушение средств защиты от поражения электрическим током.

^

2. Минимальное число несчастных случаев, достаточное для достоверного анализа травматизма


Известно, что на каждой шахте, в производственном объединении по добыче угля, отрасли в целом число несчастных случаев ото дня ко дню изменяется совершенно незакономерно.

В теории вероятности есть общие решения, направленные на определение такого объема выборки, который обеспечивает минимальную величину ошибки. Но в ветви горной науки, относящейся к охране труда и требующей первоочередного решения, находятся, например, задачи определенного общего числа н/с, необходимого для достоверной оценки изменения их числа в течение года, отдельных месяцев, или изменения травматизма по определенному опасному производственному фактору в какой-либо ограниченный период времени и т.п. Конкретных численных решений для названных и им подобных задач пока нет, поэтому предлагается следующий методический прием решения задач названного типа.

На первом этапе подсчитывается общий, подземный травматизм за последние 10 лет и сравнивается между собой травматизм за первые и вторые 5 лет. Если он различается не более чем на 10%, в дальнейшем все расчеты ведутся для последнего периода времени. Теперь для каждого из пяти последних лет рассчитываются ежемесячные отклонения от общего среднегодового числа несчастных случаев - ∆Х, %.

Точность измерений в горном деле различными специалистами без каких-либо строгих обоснований принимается самая разная: от 15 до 25-30%. Считаем вполне допустимым при решении задач, относящихся к безопасности труда, следует остановиться на 20% точности определений.

Сначала расчеты выполняются для ежемесячных отклонений от среднегодовых и устанавливается для каждого года максимальное (±) отклонение, ΔХmax, %. Затем такие же расчеты производятся для отклонений средних двух и трехмесячных значений от среднегодовых и таких же отклонений от среднегодового их числа за 2,3 - 5 лет. Тот период времени

Для которого отклонение числа н/с от среднегодового не превышало 20%, принимается за базовый., Он понимается как период времени, в течение которого произошло такое число н/с, которое может рассматриваться как достаточное, Nд, для надёжного (представительного) анализа изменений травматизма по конкретной задаче. Из сказанного следует, что за методическую основу решения задачи принят период времени, но только потому, что он позволяет переходить к численному значению, основанному на количестве н/с, происходящих ежемесячно в годовые отрезки времени.

В теории вероятностей при оценке численности собственно случайной выборки (И.Г. Венецкий, Г.С. Кильдышев. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Статистка 1975. - 264 с.) считают возможным использование величины среднеквадратического отклонения и коэффициента вариации, рассчитываемого по формуле:

, ,

где n - число измерений.
Если V < 10%, то это указывает на слабую колеблемость признака, от 10 до 20% - на значительную колеблемость и выше 20% - на сильную колеблемость. Учитывая фактическую высокую изменчивость число н/с на шахтах, при обосновании их числа, необходимого для достоверного анализа, одновременно с расчетом максимальных отклонений оценивали величины коэффициентов вариации.

Понятно, что предпочтительными являются случаи, когда V ≤ 10%. Но следует учитывать реальность фактов двух разновидностей. Во-первых, весьма существенный разброс данных, даже если рассматривать месячные изменения числа н/с. Во-вторых, значительную колеблемость фактических (экспериментальных) данных по теории вероятностей, который характеризуется широким диапазоном изменения коэффициентов вариации: 10 - 20%. Если ограничиться диапазоном 10 - 15%, можно рассчитывать на вполне приемлемую колеблемость, находящуюся между слабой и значительной.
Реклама:





Скачать файл (177.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru